Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

С больной головы

С прогнозом энергопотребления, приведенным в принятойсовсем недавно (2003 год) Энергетической стратегии России, реалии резкоразошлись: цифра, достигнув 73 млрд кВт/час, уже в 2005 году в полторараза превысила самый оптимистический сценарий. Это событие, по мнениюЧубайса, абсолютно ускользнуло из зоны внимания не толькообщественности, но и профессиональных кругов. Масштаб цифр не поняти не оценен в стране. В ближайшие год-двабольшинство регионов ожидает кризис генерации, энергодефицит, грозящийзатормозить развитие экономики. Не допустить его можно только однимспособом - вводом новых мощностей. Однако даже при самой динамичнойи профессиональной работе по всей линейке от проекта до ввода менее чемза четыре года ситуацию по определению не разрешить.

Анатолий Чубайс
В декабре председательправления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс представил правительствустраны только что разработанную новую энергетическую политику.Заявленная программа развития ЕЭС России претендует по масштабампреобразований на роль второго ГОЭЛРО. Состоявшуюся вскоре после этого пресс-конференцию,в которой участвовали журналисты из российских регионов, Чубайс началс презентации НЭП, а затем несколько часов отвечал на вопросы прессы,в том числе и «ЭУ». «Энергетика страны в 2005 - 2006 годах подошлак рубежу, рядом с которым никогда не находилась, - заявил реформатор.- Важно понимать, что мы собираемся делать, чтобы преодолетьсложившуюся ситуацию».

Это долгожданное 7 декабря - Анатолий Борисович, видите ли вы акционеровформирующихся ТГК в качестве инвесторов и кого именно: переговоры уженаверняка ведутся?

Суть того, что нужно делать, изложена в НЭП. В чем оназаключается? Если коротко (в одном из ближайших номеров мы расскажемоб этом подробнее. - Ред.), то в немедленной и масштабной активизацииинвестиций в энергетику России. Причем именно немедленнойи долгосрочной. Механизм привлечения инвестиций создан и запускается.Свершилось?

Мы положили на стол правительства конкретную технологиюпривлечения инвестиций. Например, перед Новым годом определилиих ключевые параметры в ходе проекта дополнительных эмиссийIPO Мосэнерго. Мы понимаем, на какие цифры выйдем, какие инвестиционныепроекты будут реализованы за счет полученных средств. Сейчас начинаемреализовывать тот инвестиционный процесс, ради которого затеваласьреформа и были созданы предпосылки для финансирования.

- Речь идет о миллиардах долларов. Естественно,мы ведем интенсивнейшие переговоры с российскими и зарубежнымиинвесторами. Все будет абсолютно правильно, если две-тригенерирующие компании окажутся под стратегическим контролем западных,которые понимают в энергетической стратегии. Этих стратегов в Европевсего четыре-пять.С президентом каждой такой компании я детально проговаривал ситуацию.Надеюсь, российские и западные инвесторы в 2006 году появятся, именатам только солидные, потому что и деньги это солидные.

- Инвестор ждет главного: когда появятся механизмы гарантирования возврата вложенных средств?

Логика IPO позволяет нам привлечь самые масштабныеинвестиции. Я всем генеральным директорам всех ТГК и ОГК поручил в срокдо 1 марта завершить разработку инвестиционной стратегии, перечняинвестиционных проектов на пять лет одновременно со схемойдополнительных эмиссий в этих компаниях. То есть, с одной стороны,допэмиссии как источник, а с другой - перечень конкретных проектов. Онидолжны соединиться. 31 марта все это будет у меня на столе. Далеея отбираю лучшее, прихожу с четырьмя-пятьюпроектами в правительство и говорю: вот перечень ТГК и ОГК, которыемы в этом году готовы выстроить под IPO, под допэмиссию, вотинвестпроекты, которые будут выполнены без единого рубля бюджетныхсредств.

Я думаю, что в число первых энергодефицитных регионов,где мы будем обкатывать механизм возврата инвестиций, точно войдетУрал. Урал и Центр сейчас - самые «горячие точки» в энергосистеместраны. Честно говоря, я планировал первые тендеры объявить во второмполугодии 2005 года, но мы не смогли прорваться. Только подключение премьер-министраи его поддержка позволили получить необходимый документ. К сожалению,время мы потеряли. Первое полугодие 2006 года уйдет на подготовку,но в третьем квартале тендеры с использованием этого механизманачнутся.

- Это еще одна схема, которую мы предложили, чтобыускорить процесс прихода инвестиций. Потратили полтора года на то,чтобы ее разработать, прошли все круги ада, в итоге добились: 7 декабряпремьер-министр Михаил Фрадковподписал постановление, утвердившее положение о механизмегарантирования инвестиций в энергетике. Документ принят. Это означает,что вскоре мы составим график проведения тендеров, которые будетобъявлять Российское агентство инвестиций вместе с нашим системнымоператором.

- У меня двойственное отношение к этому. С однойстороны, плохо, что не мы это делаем. А с другой стороны: точно помогу!Если готовы вести реальный серьезный разговор по строительству новойстанции на Урале с пониманием того, откуда денежки берутся, - точнопомогу и точно поддержу! И по сетевому строительству тоже, потому чтоситуация слишком остра. Мы провели реформу в части разделения, обособивсети и генерацию. Честно вам скажу: увидели такой масштаб проблемв сетях, который прежде сами не до конца понимали. Ситуация с сетямигораздо тяжелей, чем с генерацией. Как продвигаться? Рассчитыватьна значительные частные инвестиции тут не приходится. Проводитьприватизацию сетей? На это я со всем моим либерализмом не готов.Остается либо бюджет, либо тариф.

- Как будет разрешаться ситуация в таких регионах,как Урал, где с 2006 года энергодефицит - уже реальность? Перепуганныепромышленники, в частности металлурги, спешно разрабатывают бизнеспланысооружения собственной генерации.

- По тарифам я скажу свежие вещи, недавно нами понятые.Возьмем Питер. Там нет сейчас кризиса мощности. При этомкатастрофический кризис присоединения: 600 неисполненных договоров,начиная от ларьков и кончая крупнейшим металлургическим производствомв Колпино, которое невозможно вести из-затого, что по сетям нет соединения. То есть сетевой кризис налицо:доставить электроэнергию до потребителя невозможно. Что тут сделаешь?IPO? Вряд ли. Здесь нужна особая схема, особая экономическая технология- плата за присоединение. Мы говорим: существующие потребители ужеоплатили присоединение. Но если вы новый потребитель и для вас придетсяпостроить новую линию электропередачи, подстанцию, обеспечитьустановленные мощности в единой системе, вы за это заплатите,пожалуйста. Это новый вид платежа, новый тариф.

- Как будет проводиться корректировка тарифовв рамках НЭП и когда возможно введение платы за присоединение новыхпотребителей мощности?

Другое - собственно уровень тарифов. Тарифына генерацию находятся в установочном режиме «инфляция минус». То естьдва года они принципиально ниже инфляции. Только в зазоре междуплановой и фактической инфляцией энергетика потеряла 500 млн долларов.Вот вам реальная ситуация. Но не хочется всю жизнь быть крайним.Поэтому позиция у нас такая - решайте, дорогие друзья: если нужнопродолжать жить в режиме инфляция минус, мы точно справимся, два-тригода еще продержимся. Только не удивляйтесь, когда так грохнет, чтоникому мало не покажется. Скорей всего, после нас. Вот суть нашейпозиции по тарифам.

Нас поняли: 7 декабря появилось еще одно решениеправительства - Федеральной службе по тарифам до 1 апреля установитьплату за присоединение. В сетях механизм IPO не сработает. Потомумы и отделили сети от генерации: у них разная природа, разныеэкономические процессы, даже текущие. А инвестиционные проекты точноотличаются. Таким образом, в сетевую часть необходимо введение такихтарифов. Это одно измерение тарифной политики.

- Спасибо, не надо, уже пробовали.

- Не хотите для убедительности показательные локауты провести?

- Еще как собираемся. Это одна из составляющих, которуюмы очень серьезно проработали и намерены в 2006 году перевестив практические решения. Действительно, ситуация ненормальная. Мы черезреформу снимаем бюджетную нагрузку по инвестициям в тепловую генерацию.Но есть проблемы в реформировании энергетики, которые без бюджетане решить никакому инвестору. Среди них - перекрестное субсидирование,которое сводится к заниженным тарифам для населения и завышенным дляпромышленности. Оно сдерживает частные инвестиции в тепловую генерацию,потому что тарифы искажены.

- Перекрестное субсидирование - тоже тормоз для прихода инвесторов. Вы собираетесь его корректировать в связи с НЭП?

Наконец Чубайс не одинок - Что будет с самим РАО: раньше утверждалось, что к 2008 году структура перестанет существовать?

Уход от перекрестного субсидирования означает повышениетарифов для населения. Это тяжелая тема. Она упирается в реальныевозможности населения по платежам. Но если государство хочет создатьусловия для привлечения частных инвестиций, то эту проблему оно должнорешить с помощью бюджетной поддержки. Цена вопроса - 62 млн рублей.Мы предлагаем дотировать население по временной схеме: все равнопридется повышать заниженные тарифы, но давайте сделаем это не за двагода, а за пять-семьлет. Одна из наших идей ликвидации «перекрестки» такова. Хорошоизвестно, что энергопотребление прямо связано с уровнем жизни: вышеуровень жизни - больше энергопотребление. Это универсальныймеждународный закон. Предлагается установить ставку на семью (абонента,по нашей терминологии), по которой вводится дотируемый пониженныйсоциальный тариф. Потребление сверх этого будет оплачиваться по полномутарифу. Бедные семьи окажутся внутри этого объема, и на них не ляжетнагрузка по перекрестному субсидированию. Это способ их защиты.Но я хочу напомнить: предложение наше, но решение по тарифу принимаемне мы, а государство в лице федеральной службы по тарифам.

- Двадцатилетняя программа развития энергетикивыглядит не менее амбициозно, чем в свое время план ГОЭЛРО. Вы веритев ее реализацию?

- Стратегия у нас та же: частная генерация, рынок,отсутствие РАО. РАО - акционерное общество, главной целью которогоявляется получение прибыли. Вам не кажется странным, что менеджеркомпании, которая должна приносить прибыль, битых два часа рвет на себерубашку с криком: «Государству нужна новая энергетическая политика!»?Это не вопрос компании РАО ЕЭС, это абсолютно государственный вопрос.Не мы должны его ставить. То, что мы об этом говорим, - плохои неправильно. В реформированной энергетике не должно быть РАО вообще.У рынка не может быть начальника. По завершении реформ, после запускарынков всех видов, РАО ЕЭС должно передать свои функции государствуи инфраструктурным организациям. Это важнейший элемент стратегиипреобразований.

Я знаю, что федеральное правительство тут не поможет. А внятные мужики-губернаторы,бизнес отлично знают ситуацию. Чего там Чубайс делит, режет, какойрынок создает - не понимали, а вот это сразу всем понятно. Завершаюпреамбулу к ответу на ваш вопрос - верю.

- Когда мы начинали реформу электроэнергетики, онатяжело принималась всеми: губернаторами, депутатами, политическимипартиями, бизнесом. Об усилиях, которые нам пришлось приложить дляее реализации, знает только господь Бог. До ее завершения остался год-полтора- рынок достроить. В отличие от реформы, идеи 20-летней программы новойэнергетической политики, которые всего три-четыре месяца назад пришлинам в голову, на старте выхватываются просто на «ура». Сейчас нампрежде всего нужно понимание спроса по каждому региону: развитие какихкрупных проектов на ближайшие три-пять лет мы должны там обеспечить.

- Мы хотим проанализировать разные стратегии развитиявыделившихся в самостоятельный бизнес сбытовых компаний. Когда до концане знаешь ситуацию, лучше с плеча не рубить. Скорее всего, они должныбудут взять на себя функции гарантирующего поставщика, то естьобеспечивать энергоснабжение социальной сферы.

- Типовое ли решение для большинства сбытовыхкомпаний, когда их акции передают в доверительное управление ТГК? Длячего это делается?

Чего нам не хватает- В структуре Газпрома создается Газпромэнерго.Как будут у вас выстраиваться отношения с этой структурой? Будетели вы рассматривать ее как полноценного игрока рынка?

Чтобы яснее увидеть, что делать с их акциями,мы проводим несколько пилотных проектов. В десяти регионах сбытразвивается в разных технологиях. В одних случаях приближаемих к региональным властям. В других - передаем оптовым генерирующимкомпаниям. В третьих - просто идем на лобовую осознанную продажусбытовых компаний на открытом аукционе тому, кто купит. Под ложечкойсосет - как оно будет, но хочу рискнуть. Хотя в этой сфере с рискомнадо быть осторожнее. Сбыт населению, гарантирующий поставщик - оченьуязвимая сфера. Смысл этого для нас не в деньгах, хотим посмотреть:способен ли современный частный бизнес управлять сбытом и какиеварианты окажутся лучшими.

- Будет ли осуществляться поставка электроэнергии в Китай?

- Вы задаете тяжелый вопрос: Газпром - мой акционер,а об акционере либо хорошо, либо никак. Главное, чего нам не хватаетво взаимоотношениях с Газпромом, - ответа на вопрос: что он хочетделать в энергетике через три, пять, десять лет? В чем суть егостратегии? Газпром немалые деньги вложил в наши акции. К сожалению,ответ не очень просматривается, а нам он остро необходим. Конфликтанет. Есть неясность, и это очень смущает.

- Возможны ли точки соприкосновения между НЭП и четырьмя национальными проектами или вы с энергетикой сами разберетесь?

- У нас есть колоссальный проект «Китай». Объемпотенциального спроса, который заявляют наши китайские партнеры,- 70 млрд кВт/час. Объем выработки электроэнергии на Дальнем Востокесегодня в целом - 32 млрд кВт/час. Иными словами, Китай хочет столькоэлектроэнергии, что нам придется построить еще две такие энергосистемы,какие сейчас там есть, вместе с Нерюнгринской, Приморской ГРЭС, ЕйскойГЭС и так далее. Речь идет о десятках миллиардов долларов. Проектовтакого размаха в стране никто никогда не делал. Мы очень серьезно надним работаем. По Якутии в этом проекте дилемма: либо наращиватьмощности Нерюнгринской ГРЭС, либо взяться за Южно-Якутскийгидроэнергетический каскад. Анализируем, ведем сложные переговорыс Китаем. Пока неочевидно, что мы договоримся по цене. Если рядомс нами через Амур есть колоссальный, фантастический спрос, это благодля страны, уникальная возможность, которой срочно надовоспользоваться. За китайские деньги мы построим две энергетикиДальнего Востока. Это работа тысячам российских строителей, сотнимиллионов рублей в российский бюджет, мощнейший импульс развитиюрегиона.


Абоненты сетей Билайн, Мегафон и МТС, заранее подписавшиеся на эту услугу, также будут получать SMS c промежуточными результатами голосования. Пока представители Тюменского облизбиркома затрудняются ответить, сможет ли SMS-информирование существенно повлиять на явку избирателей. Однако перспективы у SMS-технологии есть, уверен доцент Уральской академии государственной службы кандидат политических наук Ярослав Старцев.- Ярослав Юрьевич, в чем специфика новой формы информирования?

Ярослав Старцев

- Могут ли SMS в перспективе использоваться для политической агитации?

- В целевой аудитории, на которую она рассчитана. Это те, кто редко смотрит телевизор и читает листовки, - молодые бизнесмены. Зато SMSнапоминание вполне вписывается в их график работы. Таких избирателей сегодня «ловят» многие политические партии, но поймать пока не могут. Еще одно важное новшество - игровой аспект. В силу разных причин SMSсообщения ассоциируются с развлекательной интерактивностью, с игровой культурой. Это могло бы привлечь молодежь, но необходимость предварительной подписки существенно снижает шансы омоложения электората.

- SMSинформирование будет влиять на избирательную явку?

- Могут и безусловно будут. Ничто не мешает политическим партиям использовать SMSсообщения как средство рекламы. Правда, подобная агитация малоэффективна: практика российских предвыборных кампаний показывает, что из адресной рекламы-агитации результативней личные контакты «от двери к двери».

- Противоречит ли новая форма агитации существующему законодательству?

- Незначительно: за счет оперативной мобилизации уже готовых сторонников различных партий.

Тюменская область - Екатеринбург

- Информирование о результатах и сроках выборов при соблюдении законодательных ограничений может рассматриваться как предоставление информуслуг по подписке - наравне с информацией о погоде.



Власти Миасса одобряют инициативу «Пионера». Пресссекретарь главы администрации города Людмила Рубанова: «К нам приходят крупные инвесторы из Челябинска. Это большое достижение для нас. Еще один плюс - гостиница будет построена в центре, на месте бывшего рынка, то есть вместо антисанитарии и стихийной торговли появится новый современный объект городской инфраструктуры».

В конце февраля градостроительный совет администрации Миасса одобрил эскизный проект гостиничного комплекса: первая очередь - торговый центр площадью 26 тыс. кв. метров, вторая - 19-тиэтажный отель. Строительство развернется через восемь месяцев, готовить земельный участок начнут через три. Общий объем инвестиций - около 1,1 млрд рублей. Инвестор проекта - ИК «Пионер» (Челябинск). Как сообщил генеральный директор компании Павел Бедеба, 40% этой суммы составят собственные вложения, 60% - заемные средства. Срок окупаемости - средний для подобных комплексов: 8 - 12 лет. Согласно данным, предоставленным мэрией, отель будет возводиться по стандартам одной из западных гостиничных сетей, готовый объект передадут ей в управление. Название зарубежной фирмы-партнера инвесторы пока не озвучивают.

Миасс

Строительство крупного гостиничного комплекса в городе второго эшелона - прецедент. Инвесторы рассчитывают на активное развитие сферы въездного туризма на территории Южного Урала: рядом с Миассом расположены крупный горнолыжный центр «Солнечная долина», озеро Тургояк.


Ухудшение здоровья нации- одна из наиболее острых социальных проблем России. За время реформнарод окончательно разочаровался в отечественной медицине и к эскулапамобращается только в крайнем случае. Медики со своей стороны материальноне заинтересованы ни в пациентах, ни в повышении качества услуг. Двефинансовые составляющие системы здравоохранения - обязательноеи добровольное медицинское страхование (ОМС и ДМС) - должны дополнятьдруг друга, а на деле конкурируют. В результате денежные потокимедицинского страхования текут мимо и врачей, и пациентов.Необходимость реформирования назрела.

: Андрей Порубов

Реформа ОМССитуация в сфере ОМС на Урале сложилась крайнепротиворечивая. Башкирия, Пермская, Оренбургская и Тюменская областиоткрыты: ключевую роль на их территориях играют компании федеральногоуровня (Газпроммедстрах, КапиталЪ Медицинское страхование, МАКСМ,СКПОМед, ЮгорияМед). В остальных субъектах федерации региона и власти,и участники рынка всячески препятствуют приходу варягов.

Аналитический центр «ЭкспертУрал» провелв Екатеринбурге круглый стол, посвященный острым вопросамвзаимоотношений в системе страховой медицины. Организаторы поставилиперед собой цель собрать всех участников процесса: чиновниковгосударственных ведомств; руководителей компаний, работающих в ОМС;специалистов ДМС; представителей лечебно-профилактическихучреждений. (К сожалению, среди них откликнулись в основном специалистычастных медицинских центров, таких как Первая Общероссийская ассоциацияврачей частной практики, МФЦ «Гармония», консультативнодиагностическийцентр «Консилиум». От государственных ЛПУ интерес к мероприятиюпроявили только областная клиническая больница № 1 и Екатеринбургскийдиагностический центр.) В результате общения выявлены следующие болевыеточки.

Компании-участникирынка ОМС Среднего Урала разделились на два лагеря. Большинствосчитает, что система ОМС в изменениях не нуждается. Меньшинство,объединившееся в Ассоциацию региональных медицинских страховщиков«Территория», возглавляемую Максимом Стародубцевым,выдвигает тезис о том, что человек должен получить право сам выбиратьстраховую компанию ОМС. Представитель оппонирующего лагеря генеральныйдиректор СМК «Астромед-МС» Владимир Приходько,например, полагает, что «наше население не готово к осознанному выборукомпании по ОМС, народ не будет знать, куда бежать и что делать».

В Свердловской области, в отличие от соседей по Уралу,законодательство в сфере здравоохранения до сих пор не соответствуетфедеральному. Необходимо откорректировать более двадцати областныхактов, однако законодатели не хотят ломать копья зря: они намереныподождать, когда будет принят новый федеральный закон об ОМС, а потомвнести все поправки оптом. Решение, конечно, здравое, вот толькокачества медобслуживания свердловчан оно не поднимает.

Несовершенные нормыСитуацию в областном здравоохранении усугубляютклинически устаревшие медикоэкономические стандарты лечения (МЭС),на основании которых оплачиваются медицинские услуги по ОМС. Стандартыразработаны департаментом здравоохранения администрации Свердловскойобласти в 1995 году и изменений, произошедших за это времяв медицинской практике, не учитывают. Так, новые технологии лечения(например, малоинвазивные) в клиниках широко используются, однако МЭСпонятия о них не имеют, а значит, денег не предусматривают. Доходитдо того, что страховщики вынуждены отказывать врачам в оплате услуг.Противоречие очевидно: медики пытаются вылечить пациента с помощьюсовременных технологий, но страховая компания не может оплатить этиуслуги, так как технологии не упомянуты в МЭС. Для изменения ситуациигенеральный директор СМК «Остров» Виктория Кропотина предлагает срочно «пересмотреть тарифы с учетом изменившихся технологий и возросших цен на медикаменты».

Всех региональных страховщиков тревожит требованиеоб увеличении минимального размера уставного капитала (сейчас 30 млнрублей). Генеральный директор СМК «Урал-РецептМ» Игорь Щербаков: «ОМС - это некоммерческий, нерисковый видстрахования. Кто будет вкладываться в увеличение уставного капитала,заранее зная, что законным способом средства не вернуть ни за десять,ни за двадцать лет?». Вывод для участников рынка очевиден:правительство в лице Федеральной службы страхового надзора пытаетсяликвидировать местных игроков и сократить общее количество страховыхкомпаний. Игорь Щербаков обращает внимание на то, что «все СМКв системе ОМС работают по единым правилам, тарифам без рисковойнадбавки и, следовательно, могут конкурировать лишь за счетадминистративного ресурса. Настоящая конкуренция возможна, только еслив структуре тарифа появится рисковая надбавка».

Не все гладко и в содержании программ, подготовленныхкомпаниями ДМС. По словам начальника отдела сводной отчетностии экономического анализа инспекции страхового надзора по УрФО Татьяны Кочеровой,«у многих страховых компаний оно не соответствует лицензированнымусловиям, поэтому в 2006 году страхнадзор предпримет ряд проверок».

Нередки случаи, когда за одну и ту же медицинскуюуслугу в областных и муниципальных ЛПУ с пациентов берут двойную и дажетройную плату. Механизм прост: чуть не под ножом хирурга пациентавынуждают подписать договор ДМС, по которому ему будут оказаны услугиоперативного вмешательства. Хотя, как правило, оплата большинстваопераций подпадает под финансирование из территориального фонда ОМС.«Одновременное взимание оплаты из средств ОМС и ДМС необходимопрекратить, - говорит Игорь Щербаков. - Формально этот вопрос какбы решен. Программа ДМС должна включать в себя медицинские услуги сверхпрограмм ОМС. Это требование содержится в законе и лицензируемой формедоговора на предоставление медицинских услуг по ДМС, заключаемого междуЛПУ и страховыми компаниями. Но практически большинство ЛПУотказываются подписывать договор, если это требование не исключеноиз текста». Это один из источников конфликта между компаниями ОМСи страховщиками, занимающимися ДМС.

Специалисты по ДМС обращают внимание на сложностьконтроля за качеством деятельности ЛПУ. Зачастую к клиенту приходитсяприкреплять куратора, который чуть не под ручку сопровождает его привизитах к врачам. Естественно, все это приводит к значительномуудорожанию услуг.

Необходимо сотрудничествоМедицинские учреждения кровно заинтересованы в работесо страховыми компаниями по договорам ДМС. Одной из наиболее актуальныхпроблем, по словам директора медицинского центра «Гармония» Валерия Хаютина,являются существенные ограничения видов услуг, подлежащих оплатепо системе ДМС, таких как диагностика и лечение социально значимыхзаболеваний (бесплодия, инфекций, передаваемых половым путем), а такжепланирование семьи и контрацепция. Есть также проблемы со своевременнойоплатой оказанных услуг.

Сегодня каждый из участников рынка тянет одеялона себя: страховые компании в целях минимизации издержек и повышенияконтроля планируют создавать собственные медицинские центры, а ЛПУбоятся потерять выгодных партнеров в лице страховщиков. Главное, чтопобедителями в этом перетягивании должны выйти потребители услуг- и медицинских, и страховых.

Другая существенная проблема - монополизм со стороныряда ЛПУ. Современных медицинских центров недостаточно, поэтомуруководство некоторых диктует страховым компаниям условия. Возможныйвыход - создание при страховых компаниях собственных медицинскихцентров. В 2006 году открытие таких центров планируется в Екатеринбургеи Челябинске. Валерий Хаютин так комментирует инициативу страховщиков:«Увеличение числа медицинских центров может послужить на благопотребителя. Но есть опасность ограничения свободы выбора для пациента,когда застрахованный будет вынужден обращаться только в медицинскийцентр своей страховой компании. Такая схема не может гарантироватьвысокого уровня оказания медицинской помощи, рискует привестик ограничению спектра услуг и в конечном итоге - снижению их качества.Кроме того, это создаст неравные условия конкуренции для независимыхмедицинских центров».



Главная страница / Архитектура отрасли