Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Любите родину - мать вашу

Муниципалитеты могут использовать кредитную схему для подведения коммунальной инфраструктуры к участкам, на которых будут возводиться жилые дома. За счет этого компаниизастройщики исключат из стоимости квадратного метра готового жилья сумму, затраченную на проведение коммуникаций. По словам генерального директора ОАО «Ипотечная компания» (Москва) Юрия Алексеева, механизм земельной ипотеки способен снизить себестоимость квадратного метра на 30%.

Свердловская и Тюменская области вошли в перечень 16 регионов России, где в конце 2007 года начнется эксперимент, направленный на внедрение земельной ипотеки. Проект запускается решением комиссии по развитию рынка доступного жилья, созданной при президентском совете по реализации нацпроектов. «Мы выбирали области с подходящей материальной базой, хорошими финансовыми показателями и высокими объемами строительства, - объясняет директор департамента жилищного финансирования ОАО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (АИЖК, Москва) Владимир Петренко. - У руководства этих областей есть четкое понимание того, как должны развиваться города, и ясные генеральные планы застройки». Всем будет хорошо…Проект предполагает, что ипотечные кредиты смогут взять физические, юридические лица и муниципалитеты. Главное условие - заемщик должен иметь земельный участок в собственности или право аренды участка сроком более пяти лет. Именно право собственности или право аренды станет предметом залога. «Физические и юридические лица оценивают имеющийся участок земли, получают на эту сумму кредит, заводят инфраструктуру, переоценивают участок, получают кредит на большую сумму, возводя, например, стены, вновь переоценивают участок и так далее до полного завершения строительства», - описывает механизм земельной ипотеки Владимир Петренко.

По мнению профессора Евро-Азиатского института предпринимательства Максима Котлярова, ставка будет около 20%: «При оформлении ипотеки банку придется изучать обременения земельного участка, принимать во внимание риски окружающей среды, а если говорить о залоге прав аренды - риски возможного изъятия участка для муниципальных и государственных нужд. Для исключения последнего риска банкирам придется вникать в генеральный план развития города».

По словам Владимира Петренко, о готовности в будущем выдавать земельные кредиты уже заявили СКБбанк, Московский банк реконструкции и развития и Сбербанк. Причем банки пообещали держать «пилотные» кредиты на балансе три года без рефинансирования АИЖК. Предполагаемые ставки по земельной ипотеке - 12 - 13%. «Это выше, чем ставки обычного ипотечного кредитования. Мы еще не до конца просчитали все риски, вполне возможно, что ставка уменьшится. Вспомните, жилищная ипотека тоже начиналась с 18%, а сейчас - 11%», - говорит Владимир Петренко.

Примером разницы оценок могут служить следующие цифры. По подсчетам АИЖК, стоимость сотки земли без коммуникаций на окраине Екатеринбурга - 10 тыс. рублей. Однако аналитики считают, что эта оценка явно занижена. По мнению директора ИК RealCapital Владимира Андреева, стоимость сотки под индивидуальное строительство вблизи Екатеринбурга равна 1 - 2 тыс. долларов, а Максим Котляров оценивает ее в 2 - 2,5 тыс. долларов.

… но не скороОдной из основных проблем земельной ипотеки станет оценка участков. По словам Максима Котлярова, главным подходом скорее всего будет сравнительный: установление цены по аналогии. Однако рынок земли в России развит недостаточно, сделок проходит мало, а при отсутствии данных об аналогичных участках банк в залог оцененную землю вряд ли возьмет. Кроме того, в условиях неразвитого рынка оценщики могут приписать участку качества лучше, чем есть на самом деле, или приуменьшить достоинства участкованалогов, тем самым завысив стоимость продаваемого участка. Банки, напротив, будут стремиться занизить цену.

- В Екатеринбурге, например, около 90 тыс. участков, права закреплены максимум на треть из них, а прав, зарегистрированных в Едином государственном реестре, еще меньше, - рассказывает Максим Котляров. - Сейчас мы переживаем эпоху массового оформления прав на земельные участки. Процесс сопровождается землеустроительными работами, формированием земельных участков и постановкой на государственный кадастровый учет. Только после этих процедур происходит государственная регистрация прав. Очевидно, что банки будут брать в залог только те участки, права на которые зарегистрированы. Уже сейчас можно сказать: самым массовым потребителем земельной ипотеки могут стать частные лица, владеющие землей с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, садоводство. Однако для банков они на первом этапе не будут представлять особого интереса. Для них наиболее привлекательны незастроенные участки на праве собственности, предназначенные под коммерческую недвижимость, но таких немного.

Проблемой окажется и вечная неразбериха с документами на землю. Заместитель председателя правления СКБбанка Юрий Моисеенко указывает: чтобы земля могла стать предметом залога, она должна соответствовать планам освоения, у владельца должно быть оформлено право собственности или аренды, участок должен иметь четко определенное назначение, границы и стоимость и не иметь обременений. Таких в Свердловской и Тюменской областях крайне мало.

Тем не менее в долгосрочной перспективе земельная ипотека способна дать глобальный экономический эффект. Для этого необходимо, чтобы банки переориентировались с кредитования застройщиков на кредитование частных лиц. И скорее всего это произойдет. Аналогия: раньше банки ждали крупных заемщиков - заводы, промышленные предприятия. Заниматься розницей им было не интересно. Зато сейчас мы наблюдаем бум потребительских кредитов. Кроме того, банки должны повернуться от вторичного земельного рынка к первичному, то есть выдавать кредиты на покупку земли, а не под ее залог. До этого тоже, вероятно, дойдет. Вспомните: в жилищной ипотеке также сначала развивался вторичный сегмент.

От вторичного юрика к первичному физикуТеоретически земельная ипотека - эффективный инструмент для привлечения средств на стройку. Но на практике массовым он станет не раньше, чем лет через пять, и удешевить жилье вряд ли сможет. По мнению Владимира Андреева, стоимость квадратного метра не уменьшится: «Ипотека - лишь способ получить деньги, но за них тоже надо платить. Ипотека будет стимулировать спрос на землю, значит, повышать цену земли. Вспомните, во сколько раз выросла цена на квартиры с момента введения жилищной ипотеки».


На протяжении десяти летсуществования рынок банковских платежных карт, как региональный, таки федеральный, делал ставку преимущественно на реализацию зарплатныхпроектов. Теперь, когда заработную плату по картам получают коллективыбольшинства не только ведущих индустриальных предприятий,но и некрупных организаций, в том числе бюджетных, привычный путьколичественного роста, похоже, себя исчерпал.

Предложение превышает спрос Участники рынка признают: прежде чем формироватьсобственно рынок банковских платежных карт особого статуса, им придетсявсерьез поработать с психологией клиентов - как нынешних, таки потенциальных. Во всяком случае, на данный момент ощутимогонеудовлетворенного спроса на престижные карты нет.

К тому же на рынке зафиксированы ощутимые качественныеизменения: хотя владельцы карт попрежнему используют их в основном дляснятия наличных, доля таких операций все­таки снижается. Если ещедва­три года назад она составляла в среднем по региональному рынку90 - 95%, то теперь - около 60% (см. «Рынок через призму цифр»). Такимобразом, инфраструктура использования пластика расширяется.В сложившемся контексте банковскому сообществу, для которогокомплексное обслуживание розничной клиентуры стало стратегией,со временем всерьез придется браться за неосвоенный сегмент немассовогопластика - карт категории premium, предназначенных для VIPклиентов.

Предложение дебетных немассовых карт пока превышаетспрос, констатирует вицепрезидент «Запсибкомбанк» ОАО Олег Заруба: «Нашбанк в настоящее время выдал две тысячи “золотых” и “платиновых” карт,что соответствует примерно одному проценту объема эмиссии банка.Очевидно, что потенциальная емкость рынка значительно больше,но сегодня рынку интереснее продукты среднего уровня. Многие клиентыуже оценили удобство пластика как банковской услуги, но пока не готовыплатить за престижную карточку».

Все, кто хотел такие карты получить, их получили, уверен начальник отдела пластиковых карт ОАО «Челиндбанк» Александр Бреславский:«Вопрос в том, чтобы пробудить интерес у тех, кто имеет финансовыевозможности приобрести карты категории premium, но не знаетих преимуществ и, соответственно, не формирует спрос. Заинтересоватьклиентов - первоочередная задача эмиссии немассовых пластиковых карт».

Начальник управления платежных технологий и процессинга банка «Северная казна» Павел Ефремовотмечает: «Рынок premiumпродуктов в Екатеринбурге достаточноспецифичен. С одной стороны, клиентов, готовых реально пользоватьсядополнительными сервисными программами банков и платежных системи оплачивать их, довольно мало. С другой - большинство клиентов,обращающихся в банки за пластиковыми картами класса premium, простоне знают всего перечня и уровня сервисов, которые они получают за своиденьги. Они не осознают, чем отличаются продукты этого классаот продуктов других категорий. Фактически эти клиенты платят деньгитолько за цвет пластика. Поэтому продвижение сервисов платежных системсейчас представляется неперспективным».

Олег Заруба считает: чтобы изменить ситуацию, одного«престижного» цвета VIPкарты явно недостаточно. Банкуэмитенту нужнообеспечить адекватное сервисное наполнение продукта. Сервисы,предлагаемые международными платежными системами, не всегдавостребованы клиентами. Соответственно, эмитенты сами должныформировать такой пакет дополнительных услуг, который позволилбы выделить престижные карты в линейке карточных продуктов и обеспечитьим очевидные конкурентные преимущества. «Система наполняет карты рядомбазовых привилегий, такими, например, как экстренная выдача наличныхза рубежом. Далее банки уже сами дополняют VIPпродукт той или инойуслугой, - рассказывает начальник отдела розничных продаж филиала ОАО“Внешторгбанк” в Екатеринбурге Андрей Округин. - Каждый из продуктов имеет свои преимущества и свой пакет услуг. И клиент решает сам, на чем остановить выбор».

Александр Бреславский, однако, не во всем разделяетподобный подход: «Конечно, эмитент несет нагрузку, но “главная роль”- все­таки у системы. VIPкарты приобретают не для того, чтобы ежедневнопокупать хлеб в гастрономе за углом.

Мнение Павла Ефремова совпадает с позицией ряда другихучастников рынка: наиболее реальным на данном этапе видится развитиев первую очередь сервисов самого банка­эмитента. Таких, например, какVIPобслуживание в отдельных «зонах», круглосуточно работающая службаперсональных менеджеров, способных обеспечить грамотноеконсультирование и гарантировать решение любых проблем клиента с картойи другими банковскими продуктами.

К престижу - через классикуБанкиры осознают, что рынок развивается эволюционнои перескочить определенные знаковые этапы его становления будетпроблематично. Освоив самые простые электронные дебетные карты, клиентыпостепенно переходят на продукты категории classic, чтобы в дальнейшемстать квалифицированным пользователем карты статуса gold. И кстати,«золотая» карта может быть массовой - при определенных условиях.

С ними обычно едут за рубеж, иногда надолго. И тут уже проявляются преимущества платежной системы в целом».

Аналогичного мнения придерживается и Олег Зарубаиз Запсибкомбанка: «В линейке дебетных продуктов перспективен преждевсего сегмент классических карт. Только после освоения этого сегментаможно ожидать роста эмиссии престижных продуктов - за счет техклиентов, которым потребуется статус продукта выше среднего по рынку.Пока средним по рынку остается уровень карт типа VISA Elecspanon илиCirrus/Maesspano, продавать престижные продукты будет проблематично».

Александр Бреславский из Челиндбанка относит к массовымпродуктам не только VISA Elecspanon и VISA Classic, но и VISA Gold:«Любой из этих видов карт применим при реализации зарплатных проектов.Мы можем выпускать и реально выпускаем их в массовом порядке». Рынок,по его наблюдениям, предпочитает функциональность, а не престиж.Пластиковые карты только для престижа и для поездок за границу ушлив прошлое, клиенту в основном интересны недорогие функциональные картыдля ежедневных покупок.

Александр Бреславский: «Рынок непрерывно развивается.Новые продукты появляются регулярно. Самый ожидаемый и востребованный- полноценная кредитная карта с так называемым graceпериодом (льготныйпериод, в течение которого проценты за пользование кредитомне начисляются. - Ред.), с широким диапазоном применения, возможностьюпогашения кредита в любое время. И не имеет значения, на каком именнопластике будут предоставлены данные услуги».

Либо есть, либо будетСудя по всему, спрос на карты особого статуса будет увеличиваться параллельно с ростом рынка кредитных карт.

Тем временем на российский рынок престижных карт всебольше внимания обращают клубные платежные системы, никогда не делавшиеставку на массового клиента. Активно осваивает рынок Diners Club:согласно данным самой системы, на территории России у нее уже 30 тысячклиентов. В декабре минувшего года к российской эмиссии приступилAmerican Express, выбрав для эксклюзивного выпуска и продвиженияна национальном рынке своих карт банк «Русский Стандарт». «Либо онау вас есть, либо будет» - гласит девиз рекламной кампании AmericanExpress, имея в виду новую для нашего рынка карточку.

В отношении кредитных карт оценить спрос болеепроблематично в связи с тем, что этот сегмент регионального карточногорынка находится в начальной стадии развития, констатирует Олег Заруба:«На наш взгляд, перспективы развития немассовых продуктов в ближайшеевремя будут напрямую связаны с развитием рынка кредитных карт, которыйпозволит эмитентам более четко сегментировать классические и престижныепродукты».

Дополнительные материалы:
Рынок через призму цифр
На территории Тюменской, Свердловской, Челябинской, Оренбургской,Курганской областей, Пермского края, ЯмалоНенецкого и ХантыМансийскогоавтономных округов, Башкортостана и Удмуртии к 1 октября 2005 года,по официальным данным Банка России, выпущено в общей сложности7 577 240 банковских платежных карт для физических и юридических лиц.Это 16,0% от общефедеральной эмиссии (47 385 582 карты).

То, что престижные карты с реально работающим сервиснымнаполнением у региональных VIPклиентов будут, сомнений не вызывает.Вопрос - когда именно.

Владельцы карт осуществили в общей сложности 42 368 798 операцийв России и за рубежом, из которых 26 569 167 операций (62,7%) пришлосьна получение денег в банкоматах и пунктах выдачи наличных.

По итогам девяти месяцев объем совокупной региональной эмиссии увеличился на 1 343 273 карты (21,6%).

Формирование клубного сервиса - следующий шаг
Ситуациюв сегменте карт класса premium комментирует директор управлениябанковских карт Уральского банка Сбербанка России Светлана Скоринова.


По оценкам участников рынка, к 1 января 2006 года в целомна территории указанных десяти субъектов РФ эмитировано около 8,1 млнкарт.



Уральскийбанк Сбербанка России - лидер регионального рынка банковского пластика.Из 4,1 млн карт, выпущенных за 9 месяцев 2005 года для розничныхклиентов на территории его присутствия (Свердловская, Челябинская,Курганская области и Республика Башкортостан), на долю банка приходится643 тыс. карт (15,7%). К 1 января 2006 года эмиссия составила 800 тыс.карт, что позволяет прогнозировать дальнейшее увеличение его рыночнойдоли.

- Каково соотношение карт категорий mass и premium?- Если говорить об эмиссии нашего банка, то он,конечно, в пользу массового потребителя. Доля держателей «золотых» карт- 1%. Это нормально: иначе «золотая» карта, изначально рассчитаннаяна ограниченный круг пользователей, перестанет быть престижной.




- Как показывает практика Сберегательного банка(кстати, она совпадает с общемировой), в основном спросом пользуютсякарты VISA Gold и MasterCard Gold.

- Какие карты категории premium наиболее востребованы?

- Платежные системы вырабатывают общие стандартывыпуска и обслуживания карт. А конкретное наполнение, льготы и бонусыобеспечивает уже банк-эмитент - разумеется, в рамкахутвержденных правил. И поэтому функционал карт одной категории,выпущенных разными банками или даже одним банком, но для разныхклиентов, может различаться. Скажем, Сбербанк выпускает абсолютно все«золотые» карты одновременно с магнитной полосой и чипом. Кроме того,в стандартный пакет услуг по «золотой» карте Сбербанка входитбесплатное подключение опции «Мобильный банк». Через предоставлениедополнительных льгот Сбербанк поощряет тех клиентов, годовой обороткоторых по карте в торгово­розничной сети превышает 6000 долларов.

- Кто обеспечивает особый статус престижных карт - платежная система или банкэмитент?

- Мы ориентируемся на спрос. Сегодня Сберегательныйбанк - один из немногих, кто осуществляет эквайринг карт AmericanExpress. Наибольшим спросом эта услуга пользуется в гостиницах, кудаприезжают зарубежные гости. Наши банкоматы обслуживают карты этойсистемы. Кроме того, стандартное программное обеспечение наших POS-терминаловдля торговых предприятий предусматривает возможность обслуживания в томчисле American Express и Diners Club. Однако круг магазинов, которымивостребована услуга приема платежей по таким картам, невелик. Спросв основном формируют все­таки гостиницы в крупнейших городах региона.

- Как Сбербанк позиционирует себя по отношению к системам American Express и Diners Club?

- Сама культура безналичных расчетов с использованиембанковских платежных карт пришла в Россию десять лет назад. Все этигоды рынок развивался очень быстро, преимущественно за счетиспользования демократичных продуктов в массовых зарплатных проектах.В этих условиях говорить о формировании рынка карт «золотой» категорииеще рано. Пока рынок сделал только первый шаг - количественный. Вторымбудет формирование сервиса, в том числе клубного, элитного, в основекоторого - именно premium-карты.

- Каковы, на ваш взгляд, перспективы рынка premiumкарт?



Подготовил Олег Власов



Груз ответственностиПо экспертным оценкам, на отечественном рынке коммерческих перевозок крупнотоннажным транспортом наблюдаются резкие диспропорции в структуре. Отсутствие системы лицензирования внутренних перевозок, учета и контроля привело к тому, что 75 - 80% игроков - мелкие компании и индивидуальные владельцы транспорта. Осложняет ситуацию наличие теневого сектора, концентрирующего более половины всех перевозок. «Большое число компаний имеют по две-три машины, работают “втемную” и благодаря этому могут предлагать заниженные тарифы», - подтверждает Александр Трахтенберг. Обратная сторона демпинга - огромные риски для клиента: срыв сроков доставки, отсутствие гарантии сохранности груза, возмещения убытков.

В уральском транспортном бизнесе активно обсуждается идея создания регионального некоммерческого объединения автомобильных грузоперевозчиков. Ситуация на рынке обостряется. Общий объем грузоперевозок автотранспортом на Урале и в Западной Сибири неуклонно снижается, а число транспортных компаний растет. Соответственно, усиливается конкуренция. Деятельность автоперевозчиков лицензированию не подлежит: государство эту сферу услуг не регулирует. «Кто гарантирует безопасность? Кому можно доверять, а кому нет? Эти вопросы возникают часто. И не мудрено: на рынке грузоперевозок столько мошенников, и отличить их от добросовестных перевозчиков крайне сложно, - формулирует проблему генеральный директор ТК “ТрансКом” Денис Нейгебауэр. - Мошенники наносят урон не только обманутым клиентам, но и всем участникам рынка, ставя под угрозу их репутацию. Создание объединения автомобильных перевозчиков Уральского региона - необходимая мера. Она позволит контролировать рынок. Форма организации может быть подобна АСМАП (Ассоциации международных автомобильных перевозчиков)».Впрочем, не все участники рынка поддерживают идею создания региональной ассоциации автоперевозчиков: «Такой необходимости нет. Транспортный бизнес не слишком привязан к месту нахождения офиса. Например, можно быть зарегистрированным на Урале, а грузоперевозки вести по Москве, - объясняет финансовый директор транспортно-экспедиционной компании “Лорри” Александр Трахтенберг. - Мы как международный перевозчик входим в АСМАП. Есть и российские ассоциации транспортных компаний, хотя внутренний рынок автоперевозок менее организован и цивилизован».

- Необходимо учитывать, насколько клиенту будет удобно взаимодействовать с транспортным оператором. В числе обязательных требований - доставка документов курьерской службой, персональный менеджер, закрепленный за компанией, которому не нужно ничего объяснять (он знает всю историю отношений, характер груза, требования к подвижному составу, географию перевозок и т.д.), - рассказывает Александр Волик, директор компании «ИнтерТрансАвто». - Работать в благоприятных условиях стремятся все участники рынка. Проблемы проявляются в нештатных ситуациях. И тут важны два момента: вопервых, профилактика их возникновения, вовторых, готовность транспортников оперативно их разрешить - заменить транспортное средство, перегрузить продукцию (эту работу выполнить компетентно сложно, если вы находитесь за сотни километров от места), компенсировать стоимость поврежденного или утраченного груза.

Говоря о качестве предоставляемых услуг, аналитики акцентируют внимание не столько на собственно сохранной и своевременной доставке груза (хотя она, конечно, имеет решающее значение), сколько на сервисной составляющей.

Важно, чтобы некоммерческое объединение отражало интересы всех его участников. «Проблемой остается организация такой структуры и обеспечение в ней равноправия, - размышляет Александр Волик. - В качестве организатора и руководителя ассоциации может выступить независимый участник, иначе все сведется к лоббированию коммерческих интересов. Возможно, руководитель такой организации должен избираться на определенный срок, хотя найти идеальную схему, наверное, будет непросто».

Региональная ассоциация автоперевозчиков могла бы составлять «черные списки» недобросовестных транспортных компаний, информировать о них основных грузоотправителей.

- Наличие собственного парка еще не означает безусловного преимущества перед компанией, им не обладающей, - уверена начальник отдела маркетинга и коммуникаций «Лорри» Татьяна Беспалова. - Разумеется, оно значительно уменьшает риски для клиента, дает определенные гарантии, увеличивает скорость обслуживания, снижает стоимость перевозки. Но если перевозчик владеет двадцатью еле живыми, на ходу разваливающимися автомобилями, ни о каком качестве речь идти не может.

Апельсины бочкамиОдин из важнейших вопросов, решение которого могла бы взять на себя региональная ассоциация, - повышение качества услуг компаний-перевозчиков, приближение их к европейскому стандарту. К примеру, практически все участники рынка признают: на качество услуг влияет наличие или отсутствие у автоперевозчиков собственного парка транспортных средств. Но оптимальный подход в этом вопросе не выработан.

- Услуги экспедитора часто оказываются немного дороже, чем услуги прямого перевозчика. Тем не менее клиент платит - за более высокое качество организации перевозки. Часто экспедитор лучше, чем перевозчик и клиент, знает ситуацию с транспортом на том или ином рынке. Услуги экспедиционных компаний незаменимы, когда речь идет о сложных проектах, например, если к перевозке необходимо привлечь не только стандартные тентованные фуры, но и специальную технику для негабаритных грузов. Задача экспедитора - предусмотреть все сложности, которые могут возникнуть при перевозке (от проверки правильности заполнения документов до содействия в таможенном оформлении груза) и организовать процесс таким образом, чтобы у клиента не возникало незапланированных расходов (например сверхнормативных простоев изза неправильно оформленных документов).

У директора транспортной компании «Асстра-Урал» (филиал швейцарской AssspanA Associated spanaffic AG) Сергея Акимова своя точка зрения:

- Мы сосредоточили усилия на отборе контрагентов. Их широкая сеть позволяет компании оставаться на высоком уровне в вопросах качества предоставляемых услуг. Мы не можем научить правильно работать всю Россию, но в наших силах поставить это условие контрагентам: от них зависит наша репутация. Мы ведем жесткий отбор и отказываемся от работы с контрагентами, если качество не соответствует нашим ожиданиям.

В пользу привлеченного транспорта высказывается и Александр Волик:

Стандартный подходДругая проблемная точка в повышении качества услуг грузовых автоперевозок - техническое состояние транспортных средств. Требованиям стандарта «Евро-3» в России отвечает меньше 1% автомобильного парка. Да что там: две трети парка перевозчиков, выполняющих международные рейсы, не соответствует даже минимальным экологическим нормам. О плачевном техническом состоянии говорить излишне. В региональной ассоциации, очевидно, необходимо ввести требования к состоянию автопарка участников. Тем более что ориентиры имеются.

Практика показывает, что оптимальный вариант - содержание небольшого парка собственной техники и привлечение транспорта со стороны. «Собственный парк позволяет чутко и своевременно реагировать на заявки, но требует расходов на содержание. Наемный парк освобождает от лишних расходов, но при этом снижается скорость предоставления транспорта. Быть максимально лояльной и соответствовать требованиям клиентов компании позволяет сложение этих форм», - считает Денис Нейгебауэр.

- Парк крупнотоннажного автотранспорта нашей компании на 70% состоит из автомобилей, соответствующих экологическому стандарту «Евро-3», хотя наша компания и не ведет международные перевозки. Это International, Renault, Volvo, из отечественных - МАЗ, КамАЗ. Средний возраст - четырепять лет, - рассказывает Денис Нейгебауэр. - Вообще транспорта, который по характеристикам должен быть списан, на рынке очень много. Проблема в том, что потребители в погоне за низкой ценой закрывают глаза на качество услуг и сервис, что позволяет подобным перевозчикам работать.

- Наша компания сделала ставку на собственный современный автопарк: все 160 автомобилей Volvo, находящихся в собственности «Лорри», соответствуют стандарту «Евро-3», поэтому не имеют проблем с перемещением по территории Евросоюза, - отмечает Татьяна Беспалова. - К возрасту автомобилей применяются очень жесткие требования: он поддерживается на уровне один - три года. Отслужившие срок автомобили выбывают, новые приобретаются.

- Водитель-профессионал транспортной компании - это не просто человек, умеющий управлять транспортным средством. Он должен обладать самыми разнообразными знаниями: правил и порядка оформления сопроводительных документов, взаимодействия с отправителем и получателем груза, таможенными службами, пограничниками, сотрудниками надзорных органов и т.д. Это специалист, работа которого сопряжена с риском, он нередко несет ответственность за сохранность груза стоимостью в десятки, а то и сотни тысяч евро. Поэтому он не может прийти «с улицы». Вопрос создания организации для подготовки таких кадров назрел давно, и если ситуация в ближайшее время не изменится, нам самим придется начать работу в этом направлении. Российские перевозчики готовы наращивать количество подвижного состава, теснить иностранных конкурентов. Но ситуация с нехваткой водителей серьезно тормозит развитие рынка грузовых автоперевозок.

Доверяй, но обучайНаконец, еще одна важная проблема, которую можно решать в рамках региональной ассоциации, - огромный дефицит квалифицированных водителей категории «Е». Особенно не хватает международников, которым можно доверить перевозку с пакетом документов, соизмеримым с кредитным досье в банке. Татьяна Беспалова:

- Уровень подготовки водителей оставляет желать лучшего. Дефицит квалифицированных водителей ощутим. Зачастую водитель даже не понимает сути проблемы: он неплохо справляется непосредственно с перевозкой груза, а сопутствующие процедуры не считает своей обязанностью. Некоторые транспортные компании организуют курсы, где водителей обучают правильно заполнять документы, ставить отметки в накладных и контролировать погрузку и выгрузку. Это необходимая мера, которая может предостеречь от многих бед.

Денис Нейгебауэр:

Таким образом, учреждение уральской ассоциации автотранспортных компаний объективно необходимо. При тесном взаимодействии с региональными и муниципальными органами власти ведущие участники рынка грузовых автоперевозок должны выработать стандарты работы, направленные на улучшение качества услуг. Это повысит общий уровень сервиса и позволит переломить ситуацию с сокращением объемов автомобильных грузоперевозок в регионе.

Каждая транспортная компания пытается решить вопрос подготовки профессиональных перевозчиков своими силами, но в большинстве случаев не уделяет этому достаточного внимания. Создание единого регионального центра обучения водителей категории «Е» под эгидой объединения автоперевозчиков стало бы выходом из ситуации.


Изучение и сохранение народных традиций, «популяризацию опыта традиционной культуры, обеспечение конституционных прав граждан на пользование национальным достоянием» (так официально сформулированы уставные задачи Дома фольклора) государство у нас, конечно, поддерживает. Но в четвертую и пятую очередь. Очевидно: приоритеты в области культуры и идеологии у него другие. Какие фильмы получают финансирование по разряду «патриотических»? Разумеется, «про войну». (Иногда выходит неловко, как в случае со «Сволочами» и «Полумглой», когда на деньги Федерального агентства по культуре и кинематографии снимается кино совершенно антироссийское и сознательно фальсифицирующее историю.) А какой вопрос предлагает россиянам ВЦИОМ? Правильно: «Следует ли школам и вузам заниматься военнопатриотическим воспитанием молодежи?». «Да», безусловно или с оговорками, отвечают 93% россиян (данные на конец 2006 года). И хоть бы кто-нибудь задался вопросом: разве патриотическое воспитание без милитаристской приставки невозможно?

Февраль - один из двух наиболее «патриотических» месяцев в году. День защитника Отечества 23 февраля сделался своеобразным «филиалом» Дня Победы 9 мая: таково следствие смены общественного строя и пересмотра итогов последнего столетия нашей истории. Это естественно и неизбежно в стране, где самому слову, означающему любовь к родине, неизменно предшествует приставка «военно». Убедиться в военном уклоне нашего патриотизма не трудно, обратившись хотя бы к сайту министерства культуры Свердловской области: здесь перечислены мероприятия, проведенные в месячник защитника Отечества. Вот только некоторые: передвижная выставка «Урал в годы Великой Отечественной войны», интерактивные занятия для детей «Фронтовой привал», дет-ская игровая программа «Русский солдат умом и силой богат», открытый фестиваль молодежных клубов гражданскопатриотической направленности «Лучшие парни нашей страны», игровая книжная выставка «Про шпионов и разведчиков» (к 100летию Зои Воскресенской) и просто книжная - «Военные лица», киномероприятия для учащихсякадетов «Уроки мужества». А кроме областных есть еще и события городского масштаба. В этом пышном военнопатриотическом перечне совершенно теряются упоминания, например, о семинарепрактикуме «Праздник “Масленица” в народной культуре» и семинарепрезентации «Лики Урала»: их скромно и без помпы провел в том же месяце Свердловский областной дом фольклора.

Пуля дырочку найдет

Уважение и даже преклонение перед людьми, ценою жизни защитившими отечество в час войны, - великое, святое чувство. Но противоестественно строить патриотическое воспитание общества в мирное время исключительно по законам времени военного. Советская пропаганда это учитывала: фильмы о победах на войне уравновешивались картинами о достижениях мирного строительства. Так выстраивалась пусть во многом ложная, но гармоничная картина мира. Однако в последние десятилетия мирную проповедь патриотизма сменила сначала самоуничижительная истерия («ненавижу эту страну»), а после бодрые звуки военных маршей.

Андрей Бобрихин: «Традиционная культура - это культура прежде всего естественная»

В отсутствие реального внешнего врага милитаризированный патриотизм неизбежно приводит к поискам врагов мнимых. А кто ищет, тот всегда найдет. Едва ли власть осмелится в этом признаться, но вспышки национализма и ксенофобии - во многом результат государственной патриотической политики. Вы учите тому, что патриот - это тот, кто с оружием в руках защищает родину от врага? Прекрасно, дайте-ка нам оружие, а уж врага мы отыщем сами…

В обществе, граждане которого не умеют любить родину в мирное время, неизбежно возникают любопытные социологические перекосы. По данным ВЦИОМ на конец 2006 года, патриотами считают себя 83% россиян. При этом 62% не видят ничего предосудительного в переезде в другую страну, 40% считают допустимым уклонение от службы в армии. Вциомовский «патриот» напоминает персонаж известного анекдота, проводящий дни на диване: «Если завтра война, а я устал?».

- Андрей Анатольевич, но горожанин сегодня так далек от культуры традиционной…

Это все мое, родноеМежду тем альтернатива этому одностороннему и не слишком эффективному подходу существует. И большинство россиян интуитивно понимают, в каком направлении двигаться. Тот же опрос ВЦИОМ показывает: 50% опрошенных видят патриотизм в укреплении семьи и воспитании детей, 47% считают патриотизмом уважение традиций. Оба эти стремления сливаются в том чувстве, которое поэт назвал «любовь к родному пепелищу», «любовь к отеческим гробам». Именно приобщение к родной традиции - источник естественного патриотизма, а уважительное и внимательное знакомство с традицией чужой - залог добрососедского сосуществования людей разных национальностей и культур, уверен директор Дома фольклора Андрей Бобрихин.

Если традиционной культуре не препятствовать, она сама прорывается в нашу жизнь из генетической памяти, особенно когда происходит что-то значительное: трагическое - как болезнь и смерть, или радостное - как свадьба или рождение ребенка. В такие мгновения человек отчетливо ощущает связь с миром, с родом, с тем, что было и что будет на этой земле. Но часто не умеет ее выразить: естественные родники души «заасфальтированы». Ему надо подсказать, как быть в той или иной ситуации, как найти пространство для выхода эмоции. В этом мы видим свою задачу, если хотите, миссию: не механически собирать и сберегать никому не нужные мертвые вещи, а дать современному человеку то, в чем он нуждается, - глоток естественного миробытия.

- Традиционная культура - это культура прежде всего естественная, и базируется она на естественных межвозрастных и межполовых человеческих отношениях. Просто появляются новые формы взаимодействия человека с традицией. Например, архетипы отношения к пространству у горожан те же, что и в традиционной культуре: только вместо икон в «красном углу» ставят телевизор. А посмотрите, как играют дети. Скоро начнется весна, и девочки будут выносить на улицу кукол, делать из грязи «кашку» - таковы архетипы древнейшей сельскохозяйственной магии. Мальчики сооружают штабы, строят что-то на деревьях, собираются в ватаги, чтобы осваивать пространство. Все это очень древние вещи.

- Смотрите, вот появляется ребенок: какую боль иногда испытываешь от немоты, когда не знаешь, как его убаюкать. Мы знакомим матерей с колыбельными песнями. Всем известно чувство неловкости на свадьбе или на похоронах: мы рассказываем об обрядах, объясняем, как себя вести. Важно, что народная культура обладает естественной компенсаторной функцией, складывавшейся тысячу лет. Например, плачи в свадебных обрядах - это компенсаторные механизмы: женщина, таким образом, заранее готовилась к сложностям, которые ждали ее в семейной жизни. Исплакавшись, невеста готова была нести тяготы брака. Разводов было меньше. И не только потому, что пары венчались в церкви, - настрой был соответствующий.

- Каким образом?

- Народная художественная культура дает нам понимание того, как человек может сам творить эстетику этого мира - не покупать, а именно творить. Крестьянин не разделял - вот у меня ткацкий станок или грабли, а вот «произведение искусства», чтобы повесить его на стену. Все, что он делал, было так или иначе эстетически оформлено. Рожали, хоронили, выдавали замуж, шли на работу - с песней. Любое действие, таким образом, становилось произведением искусства.

- Но этого мало: связь городского человека с нормами традиционной культуры, проистекающими во многом из культуры крестьянской, слишком слаба.

- Получается, главное, чему учит традиция - ответственность?

А когда человек действует в мире как художник, он, вопервых, повторяет образ Бога, а вовторых - как творец берет на себя ответственность за то, что делает. Такой подход - гарантия того, что этот мир, эта земля, эта жизнь будут нам дороги, что мы не захотим покинуть их своевольно и будем заботиться, чтобы жизнь наших детей проходила в том же духе. Вот к чему нам в первую очередь надо приобщаться в традиционной культуре.

- А как сделать, чтобы патриотизм не оборачивался национализмом, любовь к родной культуре - пренебрежением к остальным?

- Именно. Ответственность, возникающая оттого, что человек берет на себя обязанность отвечать за результаты своего труда, за своих предков и за своих детей. Оперевшись на нее, мы решим многие проблемы - внутренние и внешние, духовные и экономические. Люди, желающие войны, найдутся в любом народе. Я не делю их по национальностям: это могут быть и «русские патриоты», и мигранты. Все они прежде всего ведут себя безответственно…

И конечно, нам необходимо лучше узнавать культуру и свою, и наших соседей. Нужна грамотная информационная политика. Мы давно предлагаем: давайте покажем фильмы про морщинистых татарских бабушек, про добрых марийских мужчин. Давайте посмотрим, как живет цыганская семья, как празднуют обряды азербайджанцы, как собираются вместе таджики. Узнавая друг друга, мы перестанем дичиться и бояться, поймем что-то и про себя. Это самые простые и самые необходимые вещи. Они не требуют больших финансовых затрат, и они должны быть сделаны.

- Для себя я давно сформулировал: необходимо дружить «первыми этажами». Вопросы мирного сосуществования решаются не с высоких трибун, а в повседневности. Например, когда в любой момент ты можешь заглянуть в гости к соседу, а он к тебе. Когда на простом человеческом уровне идет общение, обмен дарами, в том числе и материальными - ну на поминки пирожок принести. Это сближает.

Воинственный «мужской» патриотизм - патриотизм сыновнего послушания и сыновнего долга - сам по себе вовсе не плох. Но ему необходим противовес. Подобно тому, как мать и отец уравновешивают друг друга в семейной жизни, патриотизм традиции и любви должен уравновешивать воинственную преданность родине.

Сын своей родиныИностранное слово «патриот» (paspania - земля отцов) самой этимологией диктует известную субординацию. Почтительность, преданность - несомненно, но без особой сердечности. Отцов в патриархальном обществе скорее чтят, нежели любят. Но в России родину всегда называли матерью. А матери бывают разные. Мы не первые и не последние, кому приходилось стыдиться за нее и негодовать, но связь на молоке и крови нерасторжима. Человека, укорененного в родной земле, в родной традиции и культуре, не нужно «учить патриотизму» как нет необходимости учить любви к родителям ребенка, приникшего к материнской груди.



Главная страница / Архитектура отрасли