Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Моби-next

Печатный станок пущен В конце 90х рентабельность полиграфического бизнеса достигала 100 - 150%. Небольшое число игроков и, как следствие, не успевающее за спросом предложение позволяли владельцам типографий завышать цены и получать сверхприбыли. «Привлекательность бизнеса вызвала стремительный приток желающих и рост рынка, открывались новые типографии, а существующие увеличивали производственные мощности, - вспоминает директор типографии «Артикул» Андрей Черепанов.

25 апреля в Екатеринбурге пройдет первая на Урале полиграфическая биржа. Она соберет для делового общения широкий круг представителей уральских типографий с одной стороны и поставщиков бумаги, расходных материалов, оборудования для печатного бизнеса - с другой. Беспрецедентное по формату мероприятие организует Уральский полиграфический союз, созданный в ноябре прошлого года. По мнению председателя союза, генерального директора печатного дома «Формат» Андрея Попова, биржа должна способствовать развитию полиграфических услуг в Уральском регионе: «Специализированные выставки и форумы - это тусовочные мероприятия, на которых не принято работать. А мы намерены не только укреплять связи между поставщиками и печатниками, но и сообща изучать рынок, решать проблемы». Основной вопрос для уральских типографий сегодня - низкая рентабельность: издержки растут, а предложение превышает спрос.

В результате расширения круга игроков, нарастания предложения и увеличения производственных инвестиций рентабельность уральских печатных домов упала. Сегодня она не превышает 7 - 10%. За последние несколько лет полиграфический рынок рос гораздо быстрее, чем сферы, которые он обслуживает, в том числе легкая и пищевая промышленность (упаковка и этикетка), рекламный и издательский бизнес. Так, по свидетельству директора рекламного агентства «Медиа Пилот» Светланы Владимировой, пару лет назад типографии прекращали принимать заказы к новогодним праздникам уже в октябре, а этой зимой ажиотажа не было.

В начале нового столетия рынок наполнился, его бурный рост прекратился. Но «гонка перевооружений» типографий продолжается. Этому способствуют быстрое моральное старение оборудования (в отрасли появляется множество технологических новшеств, да и потребитель становится все более требователен) и бум кредитования. «Владельцы типографий стремятся повысить конкурентоспособность за счет новой техники, а доступность банковских денег позволяет это сделать, - рассказывает Андрей Черепанов. - В 1997 году получение кредита на печатную машину можно было считать производственным подвигом, а сегодня и миллион долларов для модернизации производства взять - не проблема».

Читающая странаСегодня на Урале работает, по некоторым оценкам, 1200 больших и малых предприятий, оказывающих полиграфические услуги (из них на территории Свердловской области - 400). Есть сегмент государственных и муниципальных предприятий: «Уральский рабочий» (Екатеринбург), Курганский дом печати, Челябинский дом печати. Но частники уверены, что он скоро исчезнет: как только стоимость земли в центре города, на которой стоит, скажем, «Уральский рабочий», превысит стоимость самой типографии, ее просто купят и выселят. Примеры уже есть. Так, в начале года пермское краевое правительство выставило на торги издательско-полиграфический комплекс «Пермское книжное издатель

Еще один показательный факт: цены на полиграфическую продукцию в Екатеринбурге упали за год на 2 - 3% (несмотря на рост заработной платы, стоимости оборудования, расходных материалов и электроэнергии). «Снижая цены, печатники стараются привлечь больше клиентов, - объясняет Андрей Попов, - но это порочная практика: они начинают работать себе в убыток, тут недалеко и до разорения». Конкуренция на этом рынке очень высока, и с учетом нарастающих проблем екатеринбургские полиграфисты считают, что появления новых игроков ожидать не следует. Близки к насыщению и рынки соседних регионов.

Частные типографии классифицируем по направлениям деятельности: печать упаковки и этикетки, производство газет, журнальной и рекламной продукции. Процентное соотношение между ними полиграфисты назвать затрудняются, однако вряд ли уральский рынок сильно отличается по структуре от общероссийского (см. диаграмму). «Когда рынок только формировался, каждая типография принимала заказы на печать любой продукции, ограничением служили лишь производственные мощности, - рассказывает Андрей Черепанов, - но затем игроки стали нишеваться, выстраивать полноценные технологические цепочки для отдельных направлений». В каждом регионе можно выделить по два-три крупных игрока на один сегмент.

ство». Новым владельцем его стала управляющая компания «Альфаинвест», не имеющая никакого отношения к полиграфическому бизнесу. Теперь ее специалисты заняты расчетами, что им выгоднее: вести непрофильный бизнес или закрыть типографию. На рынке не исключают, что новых владельцев привлекает скорее участок, который она занимает.

Упаковочно-этикеточная полиграфия развита гораздо меньше по сравнению с газетной и рекламной: еще не так много предприятий-потребителей. Хотя в целом по России этот вид услуг уже пользуется высоким спросом (согласно исследованиям, проведенным компанией «Гетельберг - СНГ», сегмент упаковки и этикетки занимает более трети российского полиграфического рынка).

Выгодной для полиграфии традиционно считается рекламная и журнальная продукция. Однако ожидать от сегмента подъема в ближайшие годы не стоит, считает Светлана Владимирова: «Журнальный рынок Урала наполнен, одни издания открываются, другие исчезают, однако общий объем тиражей сильно не меняется. Значит, рынок достиг потолка. Количество заказчиков на рекламную продукцию также ограничено». Газетный рынок, по оценке полиграфистов, в прошлом году увеличился на 10 - 15%. «Причем растет он качественно: за счет увеличения не количества изданий или их тиражей, а их объема. Многие толстеющие газеты становятся к тому же полноцветными», - поясняет директор «Офсетной газетной фабрики Екатеринбурга» Виталий Лифановский. Директор типографии «Паритет» Валентина Якоби полагает, что газетный сегмент мог бы расширяться, но «развитие ограничивается отсутствием средств у местных изданий и плохой работой распространительных служб. Это отрицательно сказывается на газетном рынке: владельцам газет приходится думать больше не об их качестве, а о логистике и распространении».

Один из способов их решения печатники видят в отмене НДС на ввозимую бумагу. Сегодня уральским типографиям приходится конкурировать не только между собой, но и с московскими и зарубежными коллегами. Согласно Флорентийскому соглашению, к которому Россия присоединилась в 1994 году, ввоз печатной продукции, не носящей рекламный или порнографический характер, производится без таможенных пошлин. В итоге «потребитель часто предпочитает печататься за рубежом, особенно если речь идет о рекламе, журналах, упаковке: это дешевле и качественнее», - рассказывает исполнительный директор компании «Принтэксперт» (продажа оборудования для типографий) Дмитрий Ермаков. «Сегодня в России производят качественную бумагу только для газетной офсетной печати, - добавляет Владимир Дроздецкий. - Все остальные виды поставляют изза рубежа, а типографии вынуждены платить НДС на ввозимый материал (18%) плюс налоговые пошлины (15%) на бумагу. Расходные материалы при этом составляют от 5 до 70% стоимости печатной продукции».

Распечатать регионыДинамику уральского полиграфического рынка игроки оценивают поразному: от 3 до 15%. Рассказывает директор типографии «Печатное поле» (Екатеринбург) Владимир Дроздецкий: «Наши мощности сегодня загружены на 60 - 70%. И я уверен, что подобная картина наблюдается практически в каждой уральской типографии». Чтобы рентабельность возросла, полиграфистам необходимо срочно устранить две проблемы: низкий спрос и высокие издержки.

Второй способ повышения рентабельности - формирование сетевых типографий и выход из Екатеринбурга, где рынок уже перегрет, в другие регионы. Так, если в Екатеринбурге крупные игроки на полиграфическом рынке не появляются последние года два, то в Тюмени в декабре прошлого года возник «Печатный дом Тюмень». Емкость челябинского рынка тоже позволяет и расширяться действующим типографиям, и приходить новым. Валентина Якоби: «В планах нашей типографии - строительство отдельного здания под новое оборудование, увеличение печатных мощностей».

В результате даже с учетом транспортных затрат печать за рубежом зачастую обходится дешевле, чем услуги местных типографий, работающих на зарубежном сырье. «Решить этот вопрос отдельные игроки не могут, - объясняет Дмитрий Ермаков, - остается надеяться, что лоббированием отмены НДС на бумагу займутся недавно созданные профильные ассоциации, благо их теперь на Урале четыре. Отмена НДС поможет снизить издержки производства и повысить рентабельность полиграфического бизнеса, вернуть часть заказов изза границы в Россию».

Полиграфисты уверены: при сохранении status quo в экономике вообще и таможенно-налоговом законодательстве в частности уральский полиграфический рынок будет расти в ближайшее время не больше чем на 10% в год. Серьезных перемен не предвидится.

Примеры уже есть: типография «Артикул» создала представительства в Челябинске и Тюмени, сеть типографий «Офсетная газетная фабрика» (в ее состав входят предприятия в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Подмосковье и Воронеже) осенью готовится открыть типографию в Челябинске. «Работать в холдинге значительно проще, - объясняет Виталий Лифановский, - можно устраивать тендеры на закупку бумаги и оборудования. Так как мы заказываем большие партии, мы вправе рассчитывать на скидки и стабильные поставки. Это позволяет успешно конкурировать с московскими и зарубежными игроками». Рассматривают возможность формирования сетей другие крупные игроки.

Конец Полиграф Полиграфыча

Дополнительные материалы:

Андрей Попов

- Андрей Леонидович, можно ли спрогнозировать дальнейший путь развития рынка полиграфических услуг?

Генеральный директор печатного дома «Формат» Андрей Попов уверен, что серьезные изменения на рынке произойдут после вступления России в ВТО

И тогда начнется новый рост рынка.

- Серьезных изменений стоит ожидать после вступления России во Всемирную торговую организацию, которое неминуемо произойдет в ближайшие два года. После этого развитие типографий может пойти по нескольким сценариям. Первый: при вступлении России в ВТО будут устранены сложности, связанные с дефектами налогового и таможенного законодательства, упростится процесс поставок в российские типографии техники и расходных материалов, снизится их стоимость.

- Рынок потребителей полиграфических услуг тоже расширится. Если рост российской и уральской экономики после вступления нашей страны в ВТО будет значителен, новым игрокам найдется место на рынке. Если нет - предложение значительно превысит спрос и рынок перегреется. Участники, не способные существовать в новых условиях, уйдут. Произойдет своеобразная чистка рынка, в результате на нем останутся сильнейшие.

- А что будет со спросом?

У других, например Офсетной газетной фабрики, в акционерах уже значатся иностранные компании.

Второй вариант развития событий печальнее. Скорее всего, наше государство не сможет защитить интересы российских компаний, их купят иностранные корпорации и займут самые продвинутые ниши экономики. Кроме того, на наш рынок выйдут зарубежные типографии. Если учитывать, что выработка на одного сотрудника европейской или американской печатной компании в 12 - 15 раз выше, чем российской, понятно, за кем останется рынок. Те, кто поумнее и похитрее, уже сейчас начинают готовиться. Одни расширяют сеть, выходят в соседние регионы: сетевикам легче выжить.


На обновление авиапарка Orenair планирует направить в числе прочих средства, полученные в рамках реализации вексельной программы: 11 апреля состоялось размещение первого транша векселей на сумму 50 млн рублей. Общий объем вексельной программы Orenair, которую планируется реализовать в 2007 году, составляет 100 млн рублей со сроками погашения 3,6 и 9 месяцев.

Orenair в рамках программы обновления парка воздушных судов взяла в лизинг четвертый иностранный самолет - Boeing 737­500, до этого 15 лет эксплуатировавшийся авиакомпаниями Malaysian Air, Air France и CSA (Чехия). Три Boeing - один 737­500 и два 737­400 - перевозчик получил в прошлом году, до конца 2007 года предполагается взять в лизинг еще два. Пока это рекордное число Boeing среди всех авиакомпаний Урала и Западной Сибири.

Парк западных самолетов авиакомпаний Урало-Западносибирского регионаАвиакомпанияСамолетПервая дата вылета «Авиапрад»

Установка на авиапарк западного происхождения экономически оправдывается. За 2006 год тремя самолетами Boeing авиакомпания Orenair выполнила 1,16 тыс. парных рейсов на московском направлении, а также в рамках чартерной программы в Турцию и Египет. Экономическая эффективность от использования машин этого типа по расходу ГСМ за год составила 21 тыс. тонн на сумму более 400 млн рублей. Благодаря обновленному парку, объем перевозок в прошлом году вырос на 70% - до 500 тыс. пассажиров. В планах на 2007 год - перешагнуть отметку 800 тыс. перевезенных пассажиров. Достичь этого и предполагается за счет активной эксплуатации самолетов Boeing.

Boeing 7571999 «Оренбургские авиалинии»

Boeing 737-5281991 Boeing 737-5281991 «Башкортостан»

Airbus A 320-2001990 Airbus A 320-2001991 UTair

Boeing 737-4001990 Boeing 737-4001990 Boeing 737-5001992 Boeing 737-5001992 «Уральские авиалинии»

Оренбург

Aspan 421989 Aspan 421989 Источник: www.airfleets.net, данные за май 2007



- Тут есть что-то мистическое. Первый раз в Дании я побывал в 1962 году, привез туда свою «Гусарскую балладу». Мы были гостями датского министерства культуры. Я наскреб свои жалкие суточные, купил шикарный букет роз и отнес его на могилу Ханса Христиана Андерсена. Почему - не знаю: я был в разных местах, в разных странах, где есть могилы многих великих людей, но подобным образом не поступал. А идея снять фильм появилась еще в 80е годы. Меня привлекли биография Андерсена, его сказочность, его добро и отношение к людям. Тут самое главное то, что говорит в фильме Добрый человек устами Вячеслава Тихонова: ты испытал много горя, но не озлобился… Во мне вообще сидит какаято любовь к сказкам. Все мои фильмы критики называли городскими сказками.

Во второй половине марта выйдет полная телевизионная версия фильма «Андерсен. Жизнь без любви». А накануне в Екатеринбурге побывал режиссер-постановщик и соавтор сценария ленты, классик советского и российского кино, Эльдар Рязанов, которому в этом году исполняется 80 лет. Добрый герой нашего времени- Эльдар Александрович, откуда появилась сама идея фильма об Андерсене?

Мне кажется, эта тема сейчас очень актуальна. Я имею в виду не столько евреев, сколько вообще ксенофобию и ненависть к инородцам. Поэтому рассказать о благородстве, о том, что нужно доверять людям, которые говорят на другом языке, у которых другой цвет кожи и другой разрез глаз, для меня было очень важно.

Мы написали заявку на съемки фильма, но ее пришлось положить в стол. Потому что в сценарии затрагивается еврейская тема, и мы понимали, что в нашей стране, откуда шла массовая эмиграция еврейства, эта тема никогда не пройдет. А без этого эпизода, который для меня очень важен, делать картину не хотелось.

- Где происходили съемки фильма?

- Датчане очень ценят свою историю. Когда мы приехали в Данию, увидели чудо: это были музеи под открытым небом - городов и деревень. Дома бургомистра, портного, печатника, сапожника. Внутри все обставлено мебелью, предметами быта, церковной утварью соответственно эпохе и материальному положению того человека, который здесь жил. Ну, думаю, повезло. Можно снять шикарную картину, ничего не строя. К сожалению, этого сделать нам не удалось: вопервых, очень дорого, вовторых, там ничего нельзя трогать.

Эльдар Рязанов

Подчеркну, фильм - не биографический, из серии жизнь замечательных людей. Эта картина во многом фантазия, хотя все герои этой ленты в действительности существовали, окружали и влияли на жизнь Андерсена. Они здесь все под своими фамилиями. И король, и благодетели Андерсена, и его друзья, и женщины. Кроме того, многие эпизоды фильма имели место быть в действительности. Например, когда Андерсен-мальчик, сын сапожника и прачки, в гостях у наследного принца. Сцена на ткацкой фабрике, когда Андерсена принимают за девочку, взята из его воспоминаний. При этом есть эпизоды, которые мы придумывали, но они могли бы быть. По жанру эту картину я бы назвал трагикомедией. Здесь есть и смешные вещи, а также много серьезных драматических и трагических сцен. Вы ждали от меня что-то легкое и веселое, но фильм не похож на мои предыдущие работы.

Пришлось отказаться и снимать у нас. Стали снимать в районе СанктПетербурга - то же море, тот же климат. Похожие дворцы. Царские нам не подошли, поскольку размеры другие. А вот графские типа Шереметьева или Юсупова мы снимали: выдавали их за королевские. Ну а лачуги построить было не так сложно. Возникла проблема, где взять гимназию, в которой учился Андерсен, ведь она была привилегированной. Мы сняли ее в Царскосельском лицее, в классе Пушкина.

- Здесь два актера, которые играют как Андерсена, так и героев его сказок. Сначала мы нашли взрослого Андерсена, это петербургский артист Сергей Мигицко. Стали узнавать, нет ли у него сына. Оказалось, что сына нет, есть дочь. Нет ли младшего брата? Тоже нет. Он сказал: я снимался с одним артистом, который очень на меня похож. И когда он, молодой актер Станислав Рядинский, появился, мы поняли: все, что касается внешности, в порядке. Но дальше, когда начали работать, выяснилось, что Стас очень одаренный артист. Я пророчу ему большое будущее. Он чрезвычайно пластичен. В фильме он сам исполнил танец, который для нас поставил великий танцор и балетмейстер Владимир Васильев. А что Стас делает со своими руками! Я даже не могу объяснить, как у него все это происходит.

- Расскажите об исполнителе роли молодого Андерсена.

- В фильме он все время плачет, и это правда. Андерсен был совершенно нетипичным датчанином. Датчане хладнокровны, спокойны, взвешены. А этот был истерик. Поэтому с точки зрения датского менталитета он очень странная персона: может, его бабушку где-то француз догнал? Приведу пример разницы между нашим менталитетом и датским. В Оденсе - городе, откуда родом Андерсен, в музее среди экспонатов лежит его искусственная челюсть. Я представил себе, как прихожу в музей Пушкина или Достоевского и вижу там нечто подобное. Я бы просто расстрелял за это директора музея. Настолько это не в нашем менталитете.

- Действительно ли Андерсен был чувствительным человеком? Откуда столько слез?

- Мне кажется, детей не надо недооценивать. Они взрослеют очень рано и довольно жестоки. Я совершенно не боюсь, если дети посмотрят этот фильм, даже сцену в публичном доме. Я вчера в гостинице включил телевизор и впервые увидел Comedy Club, там просто порнуху показывают. Это вас не смущает? А моя картина невинна, я в этом абсолютно убежден.

А там - нормально.- Стоит ли смотреть ваш фильм детям? Не разочарует ли их образ писателя - создателя романтичных сказок?

- В сценарии он написан как Человек с добрым лицом. Он пациент смирительного дома и считает себя богом. Так ли это на самом деле, понимайте как хотите, в меру своей набожности. Для этого персонажа я выбрал самого прекрасного исполнителя - это Вячеслав Тихонов. Я когда к нему обратился, он спросил, не будет ли это насмешкой? Конечно, нет. Тихонов сейчас уже нигде не снимается.

- Образ Христа в фильме, несомненно, удался.

- Какое место в вашем творчестве занимает любовь? Вы-то от нее не отказываетесь?

Я послал ему сценарий. А там все дела решает дочка: она сценарий прочитала и сказала отцу - в этом фильме сниматься ты будешь. А в первый съемочный день (мы снимали в Кронштадте) дочка подарила ему двух внуков.

Деньги вперед- Правда, что это последняя ваша работа?

- Да что я, сумасшедший? Конечно, нет! Я очень люблю женщин. И совершенно не люблю в этом смысле мужчин.

- Теперь ждем от вас фильм о сказочнике Бажове. Не слабо?

- Я вообще врун и настоящий клятвопреступник. Когда я делал эту картину, то сказал, что больше снимать не буду, но слова не сдержал. Потом клялся в этом же во время работы над фильмом «Карнавальная ночь 2». То есть верить мне нельзя. Но могу сказать как на духу, я возьмусь за съемки хорошего сценария только в том случае, если к нему будут даны деньги. Ходить по кабинетам и клянчить на фильм я больше не буду. Все фильмы за последние 15 лет сняты в процессе невероятно мучительной, постыдной ходьбы по кабинетам. (Фильм «Андерсен. Жизнь без любви» создан при финансовой поддержке Газпрома. - Ред.) В прошлом году я поиздержался, потому что сделал две картины подряд.

- Согласились бы вы снимать фильм на Свердловской киностудии, если появится интересный сценарий?

- Что ж, дело хорошее.

- Связана ли ваша жизнь с Екатеринбургом?

- С удовольствием. Киностудия замечательная, там сильный творческий коллектив.

А на окраине Нижнего Тагила, в поселке Красный Камень, я жил в эвакуации. Помню, рядом был концлагерь.

- Еще бы! Моя жена Эмма Абайдуллина родом отсюда и прожила здесь большую часть своей жизни. Она мой друг, редактор, художественный руководитель. Это человек, который не дает мне есть, чтобы я хорошо выглядел и был здоров, который руководит нашим клубом «Эльдар» в Москве. Клуб - городская собственность. Последние два года я там работаю только вывеской: занят фильмами. Все тянет на себе моя жена.

- Злоупотребляю служебным положением. Когда художник пишет большую картину, он иногда сбоку рисует свою рожу. Это своего рода автограф.

- Почему во многих своих картинах вы появляетесь в эпизодической роли?

- Я вас люблю, потому что я такой же. Я делаю свои картины для себя. В том смысле, что я как зритель хотел бы увидеть такой фильм, который я снимаю.

- За что вы так любите своих зрителей? Что мы вам такого хорошего сделали?


О концепции Академии современного искусства рассказывает ее ректор - доктор философских наук профессор Сергей Кропотов.

В столице Урала появилось новое высшее учебное заведение - Екатеринбургская академия современного искусства. В начале марта состоялось зачисление первых студентов, а на днях они получили студенческие билеты и приступили к занятиям. Скорость осуществления проекта поражает: весь цикл от замысла до воплощения (подготовлены документы, разработаны программы, успешно пройдено лицензирование) занял год. Этим уже демонстрируется одно из основных качеств нового вуза и отличие от учебных заведений «старой закалки»: его мобильность, маневренность, легкий ход. Екатеринбургские абитуриенты тоже проявили мобильность: конкурс в только что родившийся вуз, над раскруткой которого еще не потрудились рекламные агентства, оказался достаточно высоким: 2,6 человека на место на дневном отделении и шесть - на заочном. Ни учащихся, ни преподавателей не смущает, что первый семестр начался в марте. Действительно, зачем откладывать его до традиционной для старта учебы осени, если для занятий все готово уже сейчас? Зачем ждать, когда время не ждет?

- Есть лакуна, не заполненная никем. Одна из самых востребованных сегодня фигур - это менеджер, в том числе в культуре. Требуются не только инженеры, но и «имидженеры» человеческих душ, дизайнеры урбанистической среды. Будущие выпускники академии получат квалификацию «технология проектного менеджмента в сфере культуры и искусства»: менеджер тире технолог.

- Сергей Леонидович, в Екатеринбурге немало вузов, готовящих специалистов для культуры и искусства. Зачем понадобился еще один?

- Академия - первый муниципальный вуз в Екатеринбурге. Он создан из соображений престижа: собственный вуз - это звучит гордо?..

Можно сказать так: академия начинает готовить поколение предпринимателей в сфере культуры. Эти люди должны иметь не только искусствоведческую подготовку, но и экономическую, иметь представление о циркуляции капиталов: финансового, информационного, символического. Перспективные направления: галерейный бизнес, модная индустрия, студии звукозаписи и светорежиссуры, музыкальные и артистические клубы, креативная реклама, издательский бизнес.

Вообще сегодня в мире сокращается роль государства в качестве заказчика образовательных программ, на первый план выходят другие субъекты - города. В екатеринбургской мэрии есть люди, которые осознают эти перемены. Идея нового вуза родилась в управлении культуры администрации города.

- Он создан для решения задач города. В том числе и для повышения его привлекательности. Все большую роль в инвестиционной привлекательности играют сегодня нематериальные активы, качество культурной среды. Бренд города апеллирует в первую очередь к чувствам и эмоциям, а уж потом к цифрам и фактам. Глобальная цель академии - создание «креативного» города. С помощью академии возможно повысить капитализацию креативных сил. Реализуется это через совокупность проектов. Кто будет их осуществлять? Специалисты, которых подготовит академия, менеджеры проектов.

- Вузы могут быть разными. Во многих странах поточное производство не было доминирующим ни в экономике, ни в образовании. России же, конечно, привычнее масштаб. У нас существуют традиционные вузы, стабильные, заслуженные. Реформировать их, разделять, насильственно осовременивать нет смысла. Но очень хорошо, когда на стыке вузов появляются небольшие научнообразовательные центры, гибкие и быстро адаптирующиеся к современным нуждам.

- Не смущает ли вас, что в академии так мало студентов, пока всего 25? Для вуза вроде бы не солидно?

- На мой взгляд, на имидж академии неблагоприятно повлияло то, что изначально ее пытались создать на базе двух музыкальных лицеев: то есть возвести новое, развалив существующее…

В образовательном пространстве Екатеринбурга сегодня идут разнонаправленные процессы. С одной стороны, создается Большой Евразийский университет как объединение традиционных университетов. С другой - в качестве междисциплинарной связки крупных образовательных центров, возникают небольшие, но мобильные структуры. Подобный пример уже есть - это Институт урбанистики. Он является подразделением Архитектурно-художественной академии, но ассоциирован и с другими вузами. Академия современного искусства предполагает работать в контакте с Уральским государственным университетом, педагогическим университетом, устанавливаются связи с культурными элитами СанктПетербурга и Москвы.

- Будет ли академия заниматься реальными проектами?

- В итоге мы имеем и лицеи в прежнем виде (они не захотели меняться), и новую академию. Я думаю, это нормально: не сливать, не перекраивать, а давать возможность существовать разному.



Главная страница / Архитектура отрасли