Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

С бору по сосенке

В 2006 году, впервые после посткризисного всплеска 1999 - 2001 годов, машиностроительный комплекс показал уверенный рост: это, наверное, самый важный тренд, выявленный при исследовании социально-экономического развития субъектов федерации Урало-Западносибирского региона по итогам минувшего года.

Практически все базовые отрасли экономики Урало-Западносибирского региона исчерпали потенциал бурного роста. Лидерами динамики на ближайшие годы станут машиностроение и потребительский сектор.

Тем не менее именно анализ совокупных показателей позволяет определить особенности и возможные сценарии развития экономики. Аналитический центр «Эксперт Урал» изучил совокупные показатели по десяти субъектам федерации Урало-Западносибирского региона: Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской и Тюменской областям, Пермскому краю, ХантыМансийскому (ХМАО) и ЯмалоНенецкому (ЯНАО) автономным округам, а также республикам Удмуртии и Башкирии.

Прогнозировать средние экономические показатели - «все равно что уверять не умеющего плавать человека в том, что он спокойно перейдет реку вброд, потому что ее средняя глубина не больше четырех футов», говорил крупнейший американский экономист Милтон Фридман.

Эффект синергии По динамике Урало-Западносибирский регион обогнал Россию: индекс физического объема производства (ИФО) составил 105,3% к уровню предыдущего года против 103,9% в среднем по стране. Мало того, если в целом по России наблюдалось замедление темпов роста промышленности (ИФО упал на 0,1 процентный пункт, п.п., по сравнению с 2005м), то по региону они наоборот увеличились (на 1,7 п.п.).

Отличается регион и более высокой положительной динамикой обрабатывающих производств: 108% против общероссийских 104,4%. Доля этого сегмента в структуре промышленности на протяжении нескольких лет остается неизменной (чуть более 40%). На добычу полезных ископаемых приходится 50%, на производство тепла и электроэнергии - 10%. В целом по России соотношение иное: добыча полезных ископаемых - 25%, обрабатывающие сектора - 63%, производство тепла и электроэнергии - 12%. Сырьевой характер экономики региона определяют ХМАО и ЯНАО: на долю округов приходится 90% добывающей промышленности. Они же формируют его экспортную направленность.

Директор по управлению активами ИФК «Уником Партнер» Виталий Калугин полагает, что одним из факторов роста в машиностроении служит процесс консолидации активов и создание крупных машиностроительных холдингов: сформированы «Группа ГАЗ», «Силовые машины» (в него вошли автомобильный завод «Урал» и «Челябинские строительно-дорожные машины»), Трансмашхолдинг и другие. Это дает синергетический эффект и способствует повышению эффективности отрасли. Кроме того, серьезное влияние, по мнению аналитика, оказывает внешнеэкономическая конъюнктура в других отраслях: «Понятно, что при высоких ценах на железную руду будут расти заказы на дробильное и бурильное оборудование, экскаваторы, а при высоких ценах на нефть увеличится производство цистерн».

Экспортный сектор - это 76,7% всего промышленного производства. Рентабельность здесь остается заметно выше, чем в промышленности в целом: 19,2 и 15,8% соответственно. Но вклад в общий рост чуть превышает половину - 53,1%. При этом темпы роста предприятий, ориентированных на заграницу, стабилизируются: ИФО составил всего 103,7% к 2005 году. Сравните: динамика машиностроения по результатам 2006 года - 113%, при этом на долю в отгрузке промышленного производства по региону приходится всего 7,2%, а вклад в общий рост ИФО составил 16,2%.

- Внутренний инвестиционный спрос может запросто схлопнуться в результате смены внешней конъюнктуры, что мы уже дважды наблюдали за последние 20 лет. Поэтому о реальной диверсификации экономики говорить рано. Для этого необходимо, чтобы начался рост в экспортном машиностроении.

По словам начальника отдела анализа и прогнозирования департамента макроэкономики администрации губернатора Пермского края Александра Соловьева, рост в машиностроении - тенденция безусловно положительная. Однако то, что он опирается на результаты развития сырьевого сектора, оптимизма не внушает:

Своенравный ТЭК Основной объем инвестиций идет пока все в тот же сырьевой сектор. И этот фактор также влияет на усредненные показатели инвестиционной привлекательности региона. Темп роста вложений в 2006 году по УралоЗападносибирскому региону составил 114,4% (по России - 113,7%), среднедушевой показатель инвестиций в основной капитал - 45,2 тыс. рублей на человека (общестрановый - 32,1 тыс. рублей). Сравните: в ХМАО это 201,9 тыс. рублей, в ЯНАО - 324,5 тыс. рублей. Мало того, суммарно на эти два субъекта приходится 45,7% всех инвестиций в регионе, хотя там проживает всего около 9% населения. Если ХМАО и ЯНАО исключить из анализа, получим среднедушевое значение инвестиций на уровне 26,9 тыс. рублей на человека, что значительно ниже среднероссийского показателя. Впрочем, аналитиков это не удивляет. Виталий Калугин:

- От традиционно сельскохозяйственных Зауралья и Удмуртии трудно ожидать инвестиционной активности наравне с субъектами, где доминируют добывающие отрасли. Конечно, в Свердловской и Челябинской областях крепкие позиции удерживают металлургические предприятия, однако объем инвестиций с нефте- и газодобычей несопоставим. В Башкортостане традиционно сильна нефтепереработка, при этом она хронически недоинвестирована.

На глаза статистики Более ровная ситуация складывается в потребительском секторе. Последние несколько лет он демонстрирует стабильную динамику. Розничная торговля выросла на 120,7%, общественное питание - на 119,9%, платные услуги населению - на 108,4%.

По мнению Александра Соловьева, полученные выводы прежде всего подтверждают наличие структурного неравновесия в экономике. «В целом по России на долю топливноэнергического комплекса приходится почти 60% инвестиций, на долю машиностроения - всего 5%».

Виталий Калугин видит причину в снижении оборота оптоворыночного сегмента. «Раньше люди покупали товары на оптовых рынках, в мелких магазинчиках, владельцы которых не были заинтересованы в раскрытии полных доходов. Сейчас поток покупателей переместился в крупные торгово-развлекательные центры, поддающиеся учету и контролю». Исполнительный директор некоммерческого партнерства «Альянс» Алексей Подоляко убежден, что основу роста заложили сильные региональные ритейлеры:

По объему потребительского рынка лидируют Башкортостан, Свердловская, Челябинская области, по динамике - Башкортостан, Пермский край и ХМАО. Двигатель роста - розничная торговля: ее оборот за 2006 год увеличился на 120,7%. Интенсивное развитие потребительского сектора в сравнении с промышленностью - тенденция общероссийская: доля розничной торговли и услуг населению в ВРП все заметнее. На Урале темпы роста оборота в этом секторе выше, чем в среднем по стране: 120,7% против 113,0% в 2006 году; 131,8% против 112,8% - в 2005м.

Расходы - в рост Реальные располагаемые доходы населения действительно увеличились в 2006 году по региону на 116,5%. Это общая картина. При детальном анализе проявляются интересные подробности. Территории с традиционно высоким среднедушевым доходом населения в 2006 году продемонстрировали незначительную динамику: в ЯНАО средний доход достиг 26,7 тыс. рублей на человека (прирост 110,7%), в ХМАО - 21,8 тыс. рублей (111,3%), в Свердловской области - 11 тыс. рублей (113,3%). А вот территории с относительно низкими доходами населения, наоборот, прибавили темп. В Удмуртии при средних доходах 5,9 тыс. рублей рост составил 120,7%, в Курганской области при 6,3 тыс. рублей - 120,3%, в Башкортостане при 8,7 тыс. рублей - 121,5%. Особняком стоит Пермский край: здесь и доходы относительно высоки (10,8 тыс. рублей на человека), и рост приличен (120,0%). На другом полюсе оказалась Оренбургская область: при среднедушевом доходе 6,1 тыс. рублей зафиксирован рост только в 113,4%.

«В регионе изначально сформировалась группа динамично развивающихся местных компаний, которые ориентировались на передовые технологии и были готовы удовлетворить все более искушенные запросы потребителей. Сегодня к этому фактору добавляется еще и рост доходов населения».

- С 1 мая 2006 года минимальная зарплата увеличена до 1100 рублей, дважды за год поднимали зарплату работникам федеральных госучреждений, произошло повышение зарплаты работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих, а также базовой и страховой части трудовой пенсии. Естественно, это повлияло примерно в равной степени на рост среднедушевого дохода в абсолютном выражении по всем регионам и привело к пропорционально меньшему росту относительных показателей на территориях с более высокими доходами населения.

Вице-президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Максим Годовых связывает такой расклад с плановым повышением заработной платы в бюджетной сфере.

Аналогичные причины видит Александр Соловьев: «В субъектах с относительно низкими доходами наблюдается больший вес бюджетного сектора в фонде оплаты труда. Между тем темпы роста зар-платы в здравоохранении и образовании были одними из наиболее высоких в 2006 году».

Косвенным фактором, по мнению Максима Годовых, стало то, что люди на традиционно богатых территориях стали больше тратить:

Отдельного внимания, на наш взгляд, требует строительный сектор, где индекс роста не дотянул до среднероссийского как по показателю ввода жилых площадей (113,5%), так и по выполнению строительных работ (101,9%): средние по РФ значения - 115,2 и 115,7% соответственно. Однако - опять же средние. Башкорто-стан, Тюменская, Свердловская и Челябинская области входят в десятку передовых территорий по вводу в эксплуатацию жилых площадей: на них в сумме приходится 11,5% всех новых жилых домов в России. Больше всего площадей введено в Башкирии (1705,7 тыс. кв. м), а самый быстрый рост продемонстрировала Челябинская область (121,2%).

- Прирост индекса потребительских цен оказал большее воздействие на увеличение расходов обеспеченных слоев населения из регионов с более высокими среднедушевыми доходами. На ситуацию повлиял также бум потребительского кредитования. Максимальная активность кредитнофинансовых учреждений и, как следствие, наибольшее количество выданных кредитов пришлось на субъекты РФ с более высокими доходами населения. Поэтому доля процентных выплат по кредитам в этих регионах оказалась больше и повлияла на уменьшение величины реальных доходов населения.

В химической промышленности потенциал роста за счет благоприятной конъюнктуры внешних рынков, судя по всему, исчерпан. Кроме того, большинство внедряемых инвестиционных проектов здесь направлены в первую очередь на уменьшение энергозависимости, производственных издержек, улучшение инфраструктуры, и в меньшей степени - на увеличение объемов производства. В связи с этим мы ожидаем стабилизации показателей роста предприятий этой отрасли.

Взрывов не ждитеНа основе выявленных трендов попытаемся прогнозировать вектор развития экономики региона. На наш взгляд, более высокими темпами, чем в 2006 году, будут расти объемы производства электроэнергии: это связано с реализацией многочисленных инвестиционных проектов в отрасли - строительством новых генераций, обновлением электросетевого хозяйства и так далее. Однако рост не будет взрывным: новые генерирующие мощности заменят крайне изношенные старые.

Для замедления развития металлургии видимых причин нет: на мировых рынках цветных металлов цены стабилизировались, спрос остается неудовлетворенным.

Неоднозначна ситуация в нефтяном секторе. Масштабные инвестиционные проекты ТНКВР в Тюменской области и ЯНАО, направленные на геологоразведку и увеличение объемов добычи, конечно, внушают оптимизм. Но фоном для него служит истощенность многих месторождений в Пермском крае и Башкирии. Кроме того, Минэкономразвития прогнозирует на ближайшую перспективу снижение мировых цен на нефть. В итоге бурного роста в среднем по отрасли, скорее всего, ожидать не стоит. Следовательно, доля нефтедобычи в структуре промышленности УралоЗападносибирского региона будет снижаться. А от состояния этого сектора напрямую зависят темпы развития в машиностроении. Пока имеющийся объем заказов позволяет рассчитывать на прогресс, однако потенциал этот весьма ограничен. Чтобы обеспечить стабильную динамику машиностроительного комплекса, необходимо создавать продукцию конечного передела, востребованную на мировых рынках.

Дополнительные материалы:

Выше, чем в 2006 году, будут темпы роста потребительского сектора и доходов населения.

- Машиностроение - одна из последних базовых отраслей в структуре экономики региона, до сих пор остающаяся в аутсайдерах роста. Поток денег пошел сюда пять лет назад: именно в то время бурно развивающиеся на внешней конъюнктуре предприятия сырьевых отраслей начали осознавать, что закупать только импортное оборудование слишком дорого, да и не всегда оно отвечает потребностям. На машиностроительных предприятиях, где появились грамотные менеджеры, ситуацию быстро оценили и умело ею воспользовались. Машиностроители начали вкладываться в техническое перевооружение, закупили современные станки, технологии. За счет этого сегодня в отрасли и начался рост.

Даешь пятилетку

Машиностроение может стать самой быстрорастущей отраслью экономики в ближайшие годы, считает генеральный директор ОАО «Автомобили и моторы Урала (АМУР)» Павел Чернавин

Я искреннее не понимаю, зачем нужно облагать высоченными таможенными пошлинами импорт технологий? Нам иногда не хватает самой малости, чтобы подтянуться до мировых стандартов. К примеру, в России есть нормальное прессовое оборудование, но к нему нужна хорошая оснастка. Закупим ее - получим собственный современный комплекс. Если будет понимание важности подобных вопросов со стороны власти, тогда машиностроение станет самой быстрорастущей отраслью в регионе еще как минимум на пять лет.

Чтобы его закрепить, нужна грамотная политика со стороны государства. К сожалению, пока у нас слишком много просто абсурдных решений.

Экспортный сектор - это добыча полезных ископаемых; производство кокса и нефтепродуктов; химическое производство; производство древесины и изделий из дерева; целлюлозно-бумажное производство и полиграфическая деятельность; металлургическое производство.

Методы и информация
Анализ сделан по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. Данные приведены за период январь - декабрь 2006 года по полному кругу предприятий и организаций, рост показателей приведен в процентах к соответствующему периоду предыдущего года в сопоставимой оценке (если не указано иное). Натуральные и финансовые показатели по региону Урал и Западная Сибирь и укрупненным отраслям получены простым суммированием составляющих, относительные - как средневзвешенное составляющих.

Потребительский сектор - розничная торговля, общественное питание, платные услуги населению.

Сектор машиностроения: производство машин и оборудования; электрооборудования, электронного и оптического оборудования; транспортных средств и оборудования.

В теории УзРТИ стал одной из площадок Российской ЛинШколы. Сертифицированный эксперт Лин Михаил Чулкин утверждает, что любое производство можно сделать более эффективным только за счет ускорения процессов подготовки и обработки документации. Чтобы понять, на каком этапе предприятие теряет темп, нужно проследить всю производственную цепочку. Зачастую на документацию тратится столько же времени, что и на изготовление продукции. Например, определенный заказ на УзРТИ могут выполнить в течение трех суток, но понадобится еще два дня, чтобы оформить на него накладные и подписать их в нескольких инстанциях.

УзРТИ разработал собственную программу по бережливому производству
На Уральском заводе РТИ знают рецепты борьбы с неэффективностью Какое чувство вы испытываете при запахе нагревшейся от высокой температуры резины? Не ошибусь: беспокойство. Оното и заставило меня метнуться к пожарному щиту. Заводчане остановили: «Оставьте инвентарь в покое! Тут резину вулканизируют, нормальная производственная атмосфера». Так началось мое знакомство с УзРТИ. Когда попадаешь на подобные предприятия с историей в десятилетия, кажется, что шагнул в 80е годы прошлого века: доска почета, аккуратные газоны и вечные «60 лет Октябрю». Такое впечатление, что все сохранится в таком виде еще лет на 3 Но новые правила ведения бизнеса и растущая конкуренция заставляют менять привычный образ жизни.

Особое внимание Лин уделяет организации рабочего места: затраты времени на поиск необходимых инструментов в офисе или цехе должны быть минимальны.

Общий рецепт в таких случаях - настройка грамотной офисной работы с информацией: управление потоком материалов, сокращение времени выполнения операций. Как это сделать? Ускорять принятие решений, избегать лишних движений. Например, не ксерокопировать документы для каждого отдела, а разослать их по электронным ящикам этих подразделений.

Участники ЛинШколы - представители предприятий из разных регионов УрФО - жалуются, что руководители требуют от них немедленных результатов после введения технологий Лин. Между тем оценить изменения за пару месяцев почти невозможно. По мнению Михаила Чулкина, результаты будут заметны, когда их почувствует потребитель продукции конкретной компании. Например, когда сократится время ожидания выполнения заказа.

На делеВыстроить новую систему на любом производстве непросто: сотрудники привыкли к существующим правилам. «Чтобы изменить их отношение к эффективности работы завода, нужно ставить новые более сложные задачи. Когда они увидят, что не справляются, сами потянутся к знаниям», - считает заместитель гендиректора УзРТИ по развитию Евгений Третьяков. Проект по внедрению бережливого производства на предприятии реализуется около месяца. Это время в том числе потрачено на освоение технологий Лин. Специалисты УзРТИ даже в выходные дни анализировали производственные потери, разрабатывали планы их устранения. «Для обучения сотрудников решили использовать авторитетных консультантов из наиболее продвинутой в этой тематике компании, - рассказывает Евгений Третьяков. - Им прощается незнание особенностей предприятия: обучение проходит более качественно, потому что до обсуждения деталей процесс не скатывается. Кроме того, они знакомят коллектив с опытом использования этих методик на других предприятиях».

Специалисты производства вместе с консультантами выделили несколько участков, требующих внесения изменений. Особые вопросы возникли к документированию выпуска продукции. Я сам пробовал пройти по инстанциям, но, преодолев очередную партию бетонных ступеней, выдохся на третьем «подписанте». Сегодня на УзРТИ уже разработана собственная система оптимизации документооборота: время на передачу и обработку бумаг за счет введения новых компьютерных технологий, уменьшения числа согласований сократилось.

Тянуть резину грамотноОгромные цехи, грохочущие станки, снопы искр - атрибуты любого крупного материального производства. Но на УзРТИ масштабы особенно впечатляют: деловитые мастера с ножами на ремнях (для обрезки кусков лент) как гномы снуют между огромными мотками черной резины. Вооружившись знаниями об организации рабочего процесса, я пытаюсь найти недочеты. На первый взгляд, если не считать простоев оборудования, производство отлажено: от станка к станку тянется резиновая лента, которую позже сворачивают в рулоны и бережно переносят на склад. Я попытался «оптимизировать» работу: потащил кусок резины в корзину с отходами. Его мягко отняли и унесли в другую сторону.



…Вдохновленный Лин, я вернулся в редакцию и оптимизировал собственные производственные процессы: разложил по местам документы, ручки, диктофоны. Кстати, подсчитал: в день на поиски необходимых бумаг тратил до 25 минут. Теперь я - как японец на конвейере: лишних движений не делаю, все под рукой. Вот только с горы газет и журналов на столе коллеги время от времени сползают прошлогодние номера. Придется и за него взяться.

ОтторжениеНекоторые результаты мониторинга стали откровением и для менеджмента, и для рабочих. Поначалу рабочие отнеслись к нему подозрительно: считали, что идет стандартная проверка выполнения нормочасов, за которой последуют наказания. В то, что изменения приведут к результату, не верили. «Смеялись: так было, есть и еще сто лет будет, - рассказывает Анатолий Тарнаев. - Например, годами станок с мелкой неполадкой засыпает стружкой все вокруг. Персонал уверен, что это навсегда. Но когда мы за один день исправили изъян, прибив в нужном месте две дощечки, рабочие стали относиться к бережливому производству с некоторым уважением. Постепенно начали сообщать о проблемах с ремонтом станков, о неудобствах на рабочих местах, о неоптимально налаженном оборудовании». Настоящий перелом в настроениях рабочих произошел, по мнению Тарнаева, после того, как все их предложения по совершенствованию производства были внедрены. А увеличилась производительность, вырос и заработок. Всего по итогам мониторинга внедрено 119 мероприятий, из них примерно четверть - на основе предложений рабочих.

Дополнительные материалы:

Была и поддержка. «В результате на пилотном участке выработка увеличилась на 30%, но мы не говорим, что это заслуга бережливого производства, - подчеркивает Анатолий Тарнаев. - Это общая победа - результат комплекса мероприятий, направленных на улучшение». В такой формулировке есть смысл: бережливое производство воспринимается как механизм запуска разного рода изменений, как связанных с Лин, так и не имеющих к нему прямого отношения.

Кого не удалось привлечь на сторону бережливого производства, так это начальника цеха, в котором велись перемены. «Ему было легче жить в бардаке: тогда недостатки в работе не видны и не приходится напрягаться, - констатирует Анатолий Тарнаев. - Так бывает со многими, я постоянно слышу о проблеме на специализированных форумах. Способа мотивации заводских менеджеров среднего звена пока никто не нашел, деньги здесь не работают. Что касается нашего начальника цеха, то он в конце концов уволился».

Те, кто бывал на крупных российских предприятиях, знают, что такое настоящий большой мусор. В него превращаются отходы производства, брак, забытый инструмент, вовремя не разобранные заготовки, заваленные новыми. Когда около двух лет назад Уралмашзавод (Екатеринбург) получил крупный заказ, выяснилось, что выполнить его невозможно: седьмой пролет механического цеха, где обрабатываются крупные детали и узлы, был забит таким мусором. Из-за сравнительно низкой производительности здесь тормозились заказы и раньше. Поэтому именно с этого участка Уралмашзавод начал реализацию программы бережливого производства.

Елена Кром Запуск изменений
Пример Уралмашзавода ярко демонстрирует две проблемы, возникающие при внедрении концепции Лин: необходимость адаптации к новым условиям
и сопротивление персонала

Параллельно с наведением порядка приступили к ежедневному мониторингу. Тогда Анатолий Тарнаев, директор по качеству Уралмашзавода, развернувший здесь программу Лин, впервые столкнулся с тем, что часть механизмов, описанных в теории, на его предприятии напрямую не внедряется. «Концепция бережливого производства предполагает, что в ходе мониторинга вы отслеживаете путь каждой детали, - рассказывает он, - условно говоря, привязываете деталь к руке и двигаетесь вместе. Но мы убедились, что у нас это не дает ощутимого результата». Лин оптимальна для серийного производства. А Уралмашзавод, за исключением нескольких его цехов, выпускает единичные изделия: сегодня - экскаватор, завтра - буровую или дробильную установку. Анатолий Тарнаев поясняет: «Мы выполняем заказ, который может повториться через пять лет или не повториться вообще. Значит, и параметры деталей и узлов, и алгоритм их движения могут никогда не повториться. Какой смысл тогда следить за каждой деталью?».

Пролет очистили: вывезли несколько вагонов железа. Поработали над освещением: убрали верхний общий свет и установили лампы над каждым рабочим местом. Теперь, если стоять на заводском дворе в темное время суток, видно: седьмой пролет намного светлее других. Внедрили элементы системы 5S, предусматривающие наведение и поддержание порядка на рабочих местах. Хотя, пожалуй, это слишком громкое определение: просто изготовили ящикиподставки «по мерке» инструмента, чтобы он «знал свое место» и его было хорошо видно.



В Москву люди всегда уходили по анизотропному шоссе. Знаете такое? Односторонка: туда движение идет, обратно - шиш.

Юрий Дорохов

Граждане, переезжавшие в Москву, всегда брали one way ticket. Они зубами вцеплялись в московских родственников, места в общагах для лимитчиков - лишь бы остаться в столице навсегда. Стал москвичом? Значит, жизнь удалась. Круче была только заграница, но до разгула перестройки о ней не мечтали. Напор населения сдерживался лишь системой паспортного контроля. И когда в начале 90х в этой стене появились бреши, столицу захлестнула волна мигрантов. По данным Росстата, с 1989 по 2002 год население города выросло с 8,7 до 10,1 миллиона, и это на фоне прогрессирующей депопуляции в стране. Отметим, что более половины приехавших тогда - этнические русские, то есть выходцы из российской провинции.

Тягу простого советского человека жить в самом сердце Родины легко понять. Пресловутое «московское изобилие» еще не стерлось из памяти поколения, рожденного в СССР. Лично у меня первые детские воспоминания о Москве связаны с сосисками: в наш военный городок при космодроме Плесецк (спецобслуживание, продовольственные пайки) их никогда не завозили. Непростые советские люди, с запросами духовными или карьерными, тоже рвались в первопрестольную. Все, что было за ее пределами, носило на себе печать провинции или андеграунда.

К 2006 году, по оценкам московской мэрии, население столицы достигло 13 - 14 млн человек. Каждый десятый россиянин живет в Москве. И тут количество начало переходить в качество. Анизотропное шоссе дало сбой. Многие остановились в нерешительности, а кое-кто повернул обратно.

В Москву стремились многие, но добирались в основном молодые и энергичные. Если бы пассионарность можно было измерять в единицах, интересно было бы подсчитать, насколько уменьшился этот показатель в провинции. На волне миграции уральский рок редуцировался до размеров «Чайфа». Бытует мнение, что из-за нее же стремительно деградировали некогда славившиеся свердловские академические театры. Те, кому в Москве нечего было делать, начали тихо ненавидеть столицу. А питерский бард не преминул спеть: «Среди страны униженной, на горе и слезах, всегда с прибытком выживет, с огнями в небесах».

С одной стороны, средний доход москвича в сентябре 2006 года составил 27,4 тыс. рублей: это втрое выше, чем по стране в целом (10 тыс. рублей, данные Росстата). Но если судить по уровню зарплат, то разница меньше: 19,5 тыс. рублей против 11, Также очевидно, что половина из большой московской зарплаты уйдет у приезжего на съем квартиры (на окраине, в Царицыно и Выхино, минимум 500 долларов в месяц, ближе к центру - плюс еще 150). В Екатеринбурге можно снять жилье в 10 минутах езды от центра города за 330 долларов. Условия покупки квартир вообще несравнимы: если ваша зарплата меньше 3 тыс. долларов, то квартиру в Москве вы не купите. В Екатеринбурге, получая вдвое меньше, вы будете желанным гостем в ипотечном отделе любого банка.

Сужу субъективно (научных исследований нет): Москва теряет привлекательность в глазах провинциалов. Медленно, но верно ее начинают теснить региональные центры притяжения кадров. Знакомая студентка, учащаяся в московском вузе: «Конечно, после учебы приеду обратно. Что я в этом муравейнике забыла?». Коллега из конкурирующего издания: «Не, я в Москву не хочу. Ты видел эти пробки?». Дизайнер, вернувшийся на Урал: «Московские понты достали, я тут не меньше заработаю». Опрос нерепрезентативный, но факт налицо: притягательные стороны Москвы уменьшили влияние, а отталкивающие - увеличили. Особенно, если речь идет о той части населения, что испытывает зуд к перемене мест: о молодежи, не обремененной детьми.

Благодаря огромной разнице в ценах на жилье и не столь значительной - в зарплатах, региональные рынки труда уже могут спорить с московским. Столице нужна преимущественно неквалифицированная рабочая сила. Но место московского дворника или строителя не котируется в русской провинции, его занимает мигрант из Таджикистана.

Едем дальше: авто. По данным ВЦИОМ (август2006), практически нет москвичей, готовых выложить за новую машину 11 - 20 тыс. долларов: половина опрошенных хотят потратить не более 5 тыс. долларов. В регионах готовы расстаться с этой суммой 22%. Компьютер? По данным Росстата, в 2001 году ПК был у 20% москвичей и 5% россиян, а 2006м - у 33% москвичей и 22% россиян. Отставание есть, но сокращение разрыва очевидно.

По мере ослабления тяги к Москве слабеет и неприязнь к столице. По данным ВЦИОМ, уровень негативного отношения к москвичам снизился с 74% в 2004м до 63% в 2006м. Еще не любовь, но уже не ненависть.

Теряется эксклюзивность столичного стиля жизни как такового. В 90-е поездки за границу были в основном привилегией москвичей. Сейчас в региональных столицах сложно найти человека, который бы не ездил отдыхать за рубеж. Индустрия клубов, ресторанов и кинотеатров уступает московской, но вряд ли найдется много фанатов-клабберов, готовых уехать ради насыщенной ночной жизни. Тем более что регионы медленно, но верно подтягиваются и к гламурному центру страны. Те же, кто испытывает отвращение к «полетам в Куршавель, ночным клубам и бассейнам с шампанским» (так идеолог СПС Леонид Гозман определил столичную светскую жизнь), как правило, в Москву и не стремятся. Эпоха русского переселения в Москву заканчивается.

Что имеем в итоге? На психологическом уровне - уменьшение социальной напряженности между москвичами и провинциалами. На демографическом - некоторую стабилизацию численности населения в субъектах РФ за счет уменьшения оттока. На социально-экономическом - сохранение в регионах прослойки активного населения. Всем хорошо. Может быть, кроме москвичей. Экономике столицы все чаще приходится сталкиваться с нехваткой рабочих рук (новое миграционное законодательство вряд ли улучшит положение), ростом численности диаспор, меняющих культурный облик города (15% населения Москвы - нероссияне), дикими ценами на жилье. Возможно, еще несколько лет, и региональные чиновники и бизнесмены начнут зазывать на работу москвичей. Ездили же в 70-е годы московские комсомольцы на всесоюзные стройки. Знаю некоторых, оставшихся в глубинке на всю жизнь. Не жалеют.


Прежде чем внедрять современные технологии управления общественными финансами, необходимо устранить перекосы планирования в бюджетной системе Правительство России одобрило поправки в Бюджетный кодекс, регламентирующие переход к среднесрочному планированию бюджета. Это означает, что теперь Минфин РФ будет рассчитывать федеральный бюджет на год предстоящий и одновременно - еще на два года вперед. Регионам предстоит формировать трехлетний финансовый план (в обязательном порядке) и трехлетние бюджеты (пока в добровольном). Считается, что таким образом будут обеспечены предсказуемость и стабильность бюджетной системы. Однако, как показывает опыт последнего бюджетного процесса на Урале, чтобы решить эту задачу, надо прежде устранить перекосы в бюджетной политике.

Иллюстрация: Сергей Корякин

Спору нет, реформа межбюджетных отношений, в результате которой все уровни бюджетов получили постоянные источники доходов для исполнения расходных обязательств, привнесла стабильность в бюджетную систему страны. Однако эта же реформа породила новые проблемы. Например, повышение зависимости региональных бюджетов от двух видов налогов - на прибыль и на добычу полезных ископаемых: в разных субъектах федерации на долю этих источников приходится от 30 до 60% собственных доходов. Так, в Свердловской области за три года доля налога на прибыль выросла с 18 до 34%.

Нетехническая погрешность Термин «среднесрочное планирование» впервые прозвучал в бюджетном послании президента России на 2005 год (см. «Осознанная необходимость», «Э-У» № 1 - 2 от 17.01.05). Чтобы эффективно и рационально использовать общественные финансовые ресурсы, глава государства призвал переходить от «управления затратами» к «управлению результатами», то есть использовать метод бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), широко распространенный в мировой практике. Чиновники должны не просто сводить доходы с расходами, а четко представлять, какие задачи следует решить каждому подразделению, министерству, ведомству, какого качества должна быть бюджетная услуга. Для этого необходимо понимать, в каком направлении будет двигаться экономика как минимум в ближайшие три года. Поэтому среднесрочное планирование и является одним из важнейших элементов БОР: все методики расчета и стандарты строятся на том, что выявленные закономерности сохраняются в течение этого периода. Между тем пока регионам не удается точно спланировать жизнь даже на год: в течение 2006го все субъекты федерации Урала пересматривали свои бюджеты, так как реальные доходы значительно превысили плановые показатели. И проблема в том, что это - не просто техническая погрешность.

А раз так, то лучше перестраховаться: на всякий случай установить задание пониже. Искусственное занижение плановых показателей по налогу на прибыль - предмет острых дискуссий в региональных парламентах каждый год.

Казалось бы, регионам дан экономический стимул для развития предприятий, промышленности. Но, как считает министр финансов Пермского края Алексей Новиков, именно эти налоги относятся к разряду самых рискованных с точки зрения собираемости, так как работа основных налогоплательщиков во многом зависит от ситуации на мировых рынках: «Основной фактор, влияющий на поступление налога на добычу полезных ископаемых, - внешний: это мировые цены на нефть. Нынешний краевой бюджет планировался при цене на нефть марки Urals в 58 долларов за баррель, а в январе текущего года она держалась на отметке не более 50 долларов». От внешнеэкономической конъюнктуры зависит рентабельность экспортноориентированного бизнеса, работающего в регионах, и, следовательно, объем поступлений от налога на прибыль. К сожалению, вклад малого предпринимательства в валовой региональный продукт (ВРП) попрежнему мал и властям приходится делать ставку на «крупняк».

Аналогичные проблемы и в Свердловской области.

- В 2006 году мы достигли неплохого результата по сбору налога на прибыль. Отталкиваясь от него, наши депутаты вышли с предложением об увеличении дохода по этому источнику на 138% к плану 2006 года. Но это не совсем четко подтверждено и нашими расчетами, и расчетами налоговых органов, - делится опасениями по поводу исполнения нынешнего бюджета заместитель председателя правительства, министр финансов Удмуртской Республики Владимир Бельтюков.

От лукавого Не секрет: в логике исполнительной власти субъектов федерации есть элемент лукавства. Ее цель - сформировать заначку (об этом мы подробно рассказывали при анализе бюджетного процесса-2006, см. «Всеобщий дисбаланс», «Э-У» № 3 от 23.01.06). В 2007 году большинство субъектов федерации снова сверстали либо дефицитные, либо формально сбалансированные бюджеты. Схемы - разные, задача одна. Имея дефицит бюджета, то есть недостаток собственных средств для финансирования расходов, всегда можно обратиться к центру за дополнительными ресурсами. Формально же сбалансированные бюджеты позволяют власти «держать в уме» доходы и использовать их посвоему усмотрению в течение финансового года. Подстраховка необходима: процесс разграничения расходных полномочий между уровнями власти идет до сих пор, и регионы сетуют на то, что он не всегда сопровождается подкреплением финансовыми ресурсами в полном объеме.

- Нам необходимо строить дороги, а для этого надо дополнительно выделить как минимум 1 млрд рублей, еще 1,6 миллиарда нужно предусмотреть на увеличение финансирования социальных расходов: покупку автобусов, бесплатное питание детей младшего школьного возраста и так далее. Благодаря согласительной комиссии нам совместно с правительством области удалось договориться, что на эту сумму можно увеличить плановые показатели сбора налога на прибыль, а также налога на доходы физических лиц, - рассказывает заместитель председателя Свердловской областной думы Наиль Шаймарданов.

Владимира Бельтюкова беспокоит такой факт: процесс передачи полномочий на уровень регионов идет не за счет изменения налоговой базы, что позволило бы иметь стабильные источники дохода, а за счет субвенций из федерального бюджета, которые пересматриваются каждый год.

- Не решена проблема финансового обеспечения проезда в общественном транспорте пассажиров, имеющих право на федеральные льготы. В 2006 году затраты бюджета Удмуртии на эти цели превысили 70 млн рублей, из федерального бюджета компенсировано лишь 29,6 миллиона. В 2007 году потребность составляет 91,1 млн рублей, но из федерального бюджета планируется возместить только 30,6 млн рублей. Конечно, Минфин России оказывает помощь, но она приходит в процессе исполнения бюджета и за счет дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Этих средств недостаточно: в 2006 году мы получили 560 млн рублей, а плановый дефицит составлял 2,3 млрд рублей.

- Для нас как субъекта федерации, безусловно, выгодно, чтобы заработанные доходы оставались на местах. Но Россия - слишком большая страна, многие регионы не имеют такого потенциала, как Свердловская область. Мы это понимаем, потому что сталкиваемся с такими же проблемами во взаимоотношениях с нашими муниципалитетами. Вроде бы логично оставлять Екатеринбургу все доходы, но мы не можем не думать о том, как будут жить люди на депрессивных территориях. Эта система не совсем совершенна, но другого механизма, кроме выравнивания бюджетной обеспеченности за счет субвенций и дотаций от вышестоящего уровня власти, я не вижу.

Проблема есть, соглашается Наиль Шаймарданов, но видит логику федеральных властей:

Изменить положение дел попытались в Пермском крае через создание четкого и предсказуемого механизма распределения профицита (см. «Мы сделали бизнес священной коровой», «Э-У» № 48 от 25.12.06). Принятая там программа «184240» означает: 40% профицита, который появляется в течение года, автоматически идет в краевой бюджет, а 60% - в муниципальный. Правда, из этих 60% только 18% муниципалитет получает сразу. Остальные поступят только в том случае, если первая часть будет направлена на реализацию одного из четырех приоритетных проектов, принятых в крае на 2007 год: «Новая школа», «Достойное жилье», «Муниципальные дороги» и «Переселение граждан из депрессивных деревень». Таким образом, власти края пытаются привнести в межбюджетные отношения стабильность, предсказуемость, а главное - заинтересованность муниципалитетов в решении важных для всего края экономических проблем. Но такой подход - скорее исключение, чем правило.

Точность до наоборот Действительно, отношения муниципальных органов власти с субъектами федерации в точности копируют отношения самих субъектов с федеральным правительством. Казалось бы, с 2006 года муниципальные образования имеют собственные источники налоговых сборов. Первые три налога - на имущество физических лиц, земельный и единый на вмененный доход - почти полностью поступают в казну муниципального образования. Ему отдано право их регулирования. Кроме того, местному самоуправлению достается часть налога на доходы физических лиц: 30% - муниципальным округам, 20% - муниципальным районам, 10% - городским и сельским поселениям. Однако финансовая самостоятельность территорий - вопрос относительный. В городских округах за счет собственных налоговых источников формируется не более 60 - 70% доходов, в районах и поселениях - и того меньше. Разница покрывается все теми же субвенциями, дотациями из бюджетов субъектов федерации, которые формируются в том числе и за счет появления сверхплановых финансов. Но вся проблема в том, если бюджет понастоящему не сбалансирован, дополнительные деньги появляются в течение года и муниципалитеты до конца не знают, сколько и на что они получат. В итоге тоже перестраховываются за счет формирования своих бюджетов с дефицитом.

- С 2005 года мы начали формировать областной бюджет отдельно по расходам на исполнение принимаемых обязательств и на исполнение действующих. В первом случае речь идет о средствах, конкретное направление и размер финансирования которых на будущий год не определены нормативными актами. Для обоснования этого направления органы исполнительной власти готовили и защищали доклады. Мотивировка - вклад в социально-экономическое развитие области. Это позволяет сосредоточить средства на более эффективных и значимых для населения направлениях, распределить их так, чтобы результат использования был наилучшим. Такой подход сохранился и при подготовке проекта бюджета на 2007 год.

БОРмашинаПолучается, ни один уровень власти не имеет реального видения картины не то что на три - даже на год. О каком среднесрочном планировании можно вести речь? Между тем среднесрочное планирование - не самоцель, это ступенька для развития последующих элементов БОР, определенных правительственной концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004 - 2006 годах. Не удивительно, что реформа идет с таким трудом. Правительство до сих пор не определило четкие критерии эффективности работы бюджетной сферы, а регионы проводят лишь собственные эксперименты в этой области. На Урале в этом отношении дальше всех продвинулся Пермский край, есть интересные наработки в Тюменской и Челябинской областях. Опытом делится заместитель губернатора Челябинской области, министр финансов Виктория Голубцова:

По словам заместителя губернатора, директора департамента финансов Тюменской области Татьяны Крупиной, в этом регионе основным инструментом БОР выступают целевые программы: на долю 27 таких программ приходится 90% расходов бюджета.

В ходе рассмотрения докладов предельный объем финансирования принимаемых обязательств перераспределялся между главными распорядителями и предлагаемыми ими мероприятиями с учетом доказанной эффективности.

Чтобы достичь результата, нужно как минимум четко понимать, сколько на самом деле для этого есть финансовых ресурсов. «А как стимулировать отрасли на развитие, когда республика три года подряд живет в режиме дефицита бюджета, а с каждым годом на теории остается все меньше и меньше доходов, - разводит руками Владимир Бельтюков. - В 2000 году в Удмуртии оставалось 56% налоговых поступлений, в 2006 году - только 28%».

- Конечным результатом деятельности лечебно-профилактических учреждений является оказание своевременной и качественной медицинской помощи. Мы перешли на оплату медицинской помощи по законченному случаю, когда цена услуги напрямую зависит от ее полноты и качества. В практику введен лист учета оказанных медицинских услуг, в котором пациент дает свою оценку: с учетом этого производится внутриведомственная экспертиза качества медицинской помощи. Новая система финансирования амбулаторно-поликлинических учреждений привела к снижению числа необоснованных посещений, сокращению излишнего назначения консультаций узких специалистов, ускорению сроков восстановления трудоспособности за счет интенсивности медицинских технологий. Достигнуто оптимальное соотношение кадрового состава и объемов оказания медицинской помощи. За счет оптимизации расходов решена задача повышения заработной платы работникам здравоохранения на 34% .

Однако при нынешней системе распределения финансов даже в относительно благополучных регионах ресурсов для решения подобных инфраструктурных вопросов не остается: бюджеты должны иметь социальную направленность. Правительство Башкирии видит выход в разработке проекта развития инфраструктуры Уфы стоимостью 120 млрд рублей на принципах софинансирования: федеральный бюджет, региональный и частные инвестиции. Есть надежда, что министерство экономического развития РФ проект рассмотрит, однако уверенности, что утвердит, - нет. Отношение федерального правительства к таким инициативам известно: в бюджете денег не предусмотрено, а распаковывать для таких задач стабфонд никто не будет. Так круг и замыкается. Регионам необходимо снизить зависимость от крупного бизнеса и расширить налогооблагаемую базу за счет налогоплательщиков, ориентированных на внутренний спрос. Но для этого нужны инвестиции, которые уходят на уровень федерального центра, и делиться ими он не хочет. Остается выживать за счет игры с цифрами и закрывать глаза на такую же игру муниципалитетов. Но если регион не в состоянии четко спрогнозировать темпы роста доходной части, достоверность его расходов вызывает сомнения, значит, он не может планировать бюджет на долгосрочную перспективу.

Мы начали разговор с того, что региональные бюджеты сегодня все больше попадают в зависимость от уровня собираемости налога на прибыль, который преимущественно обеспечивает крупный бизнес. «Нас очень беспокоит тот факт, что 60% ВРП республики дают всего 9,6% предприятий перерабатывающей отрасли. Чтобы повысить роль малого бизнеса в экономике, надо создавать для него инфраструктуру (дороги, коммуникации), развивать электроэнергетику. И мы понимаем, что заниматься этим должна государственная власть», - говорит премьер-министр правительства Республики Башкортостан Юрий Пустовгаров.



Главная страница / Архитектура отрасли