Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Титан до индии доведет

В феврале ОАО «Тюменьэнергосбыт» (ТЭНКОМ) объявило о запуске в Тюмени и Тобольске новой системы оплаты услуг энергоснабжения - с помощью карт экспресс-оплаты, по аналогии с картами оплаты услуг сотовых операторов. Способ позволяет расплачиваться без квитанции и вносить авансовые платежи. Номинал карт - от 50 до 500 рублей. Перед тем как распространение карт стало массовым, способ проходил тестирование: с июня по декабрь 2007 года платежи совершали сотрудники Тобольского филиала Тюменьэнергосбыта. Как отметила пресс-секретарь компании Роза Ракипова, за 2007 год во внедрение новой системы по Тюмени и Тобольску вложено около 2 млн рублей. В ТЭНКОМе рассчитывают, что этот способ выберут минимум 10% абонентов. В денежном выражении это 40 млн рублей в Тюмени, 8 млн рублей - в Тобольске. Преимущество карты в том, что она не имеет срока действия, не является именной, ее можно активировать в любое время, переведя на лицевой счет сумму, не превышающую номинал. В ближайшее время компания также планирует внедрить и такую форму оплаты энергопотребления, как платежи через систему «КиберПлат».

Борьба за потребителя на региональном рынке сбыта электроэнергии переходит на более цивилизованный уровень. Продавцы ищут качественные и скоростные инструменты оплаты энергопотребления, лишь бы сохранить лояльность абонентов.

Судебная история
Между тем последние несколько лет основным методом конкуренции за потребителя традиционных (выделившихся из РАО ЕЭС) и альтернативных энергосбытовых компаний были судебные споры. И не удивительно: новые сбытовики претендовали на потребителей, исторически «принадлежавших» энергетическому гиганту. Конкуренты обвиняли друг друга в незаконных способах борьбы, подавали иски и жалобы в Федеральную антимонопольную службу, забрасывали клиентов листовками.

Активное внедрение альтернативных форм оплаты услуг в энергетике эксперты объясняют тем, что борьба за абонентов на рынке сбыта электроэнергии перешла в более цивилизованное русло. Компании обратили внимание на самих потребителей и начали изменять качество предоставляемых услуг. Осталось только понять, насколько востребованы будут новые инструменты.

С осени 2007 года накал судебных разбирательств несколько ослабел, борьба за потребителя вошла в мирное русло. Конечно, попытки осудить или обанкротить конкурентов есть, но теперь они скорее исключение из правил. Основной же задачей продавцов электроэнергии стало удержание клиента за счет сервиса. «Конкуренция с независимыми энергосбытовыми компаниями заставляет нас развиваться, улучшать качество обслуживания, предлагать новые услуги, снижать издержки», - отмечает генеральный директор ОАО «Свердловэнергосбыт» Борис Бокарев. «Потребители хотят получать от нас не только надежное и бесперебойное энергоснабжение, - отмечает заместитель генерального директора Тюменской энергосбытовой компании (ТЭК) Сергей Ракин. - Им также важны качество и доступность услуг, и в большей части, конечно, это касается оплаты электроэнергии».

Изначально у бывших структур РАО было больше преимуществ: они единственные могли выходить на оптовый рынок, и именно у них альтернативные поставщики вынуждены были покупать электроэнергию. Противостояние обострилось в начале 2007 года, когда государственные структуры объявили о проведении конкурсов на выбор гарантирующих поставщиков в каждом регионе. Победители должны были получить право работать на закрепленных за ними территориях в течение трех лет (с 1 января 2008 года до 31 декабря 2010 года) как основные поставщики электричества. Кроме того, должно было сократиться и количество гарантирующих поставщиков электроэнергии, которые обладали преимущественным правом присоединения абонентов, работающих в их зоне. Поэтому компании пытались пересмотреть границы «зон» гарантирующих поставщиков, утверждая, что они установлены незаконно. Но из-за законодательных коллизий и опасности, что результаты конкурса могут быть оспорены в судах, выборы новых гарантирующих поставщиков так и не состоялись.

Ближе к телу
За последние несколько лет самым большим достижением в сфере организации оплаты энергопотребления частными клиентами стал переход от абонентских книжек к квитанциям. По ним можно расплатиться не только в отделениях энергосбытовых компаний, Почты России и Сбербанка, но и во всевозможных расчетных центрах. Причем в одном платежном документе теперь отражается вся информация о начислениях, поступивших платежах, задолженности абонента или наличии предоплаты. Так что потребителю больше не приходится самостоятельно вести расчеты.

Сегодня судебные тяжбы ушли на второй план, а главной задачей энергосбытовых компаний стала разработка таких инструментов оплаты услуг энергоснабжения, которые сделали бы этот процесс максимально быстрым и необременительным для потребителя.

Однако все это - вполне традиционные инструменты, их создание или отладка стоит в планах большинства уральских энергосбытовых компаний. По нетрадиционному пути пошла Тюменская энергосбытовая компания. Она заключила договор с Почтой России (ее отделения открыты во всех городах, районных центрах и деревнях) на оказание услуги «почтальон по вызову». Запустили ее в Мегионе. Смысл в том, что человек может оплатить электроэнергию у себя дома, вызвав по телефону в удобное для него время сотрудника почтовой связи. Рассказывает Сергей Ракин: «Способ оказался очень популярен, теперь мы рассматриваем возможность внедрить его и в других городах и районах области». Также
подобную услугу счел эффективной и решил внедрить ОАО «Свердловэнергосбыт».

Чтобы стать ближе к клиенту, компании стали заключать договоры с коммерческими банками на создание в их офисах дополнительных пунктов оплаты энергопотребления. Это позволило потребителю платить за электроэнергию вне зависимости от места проживания. Кроме того, для «расплаты» теперь можно воспользоваться банкоматом (если у энергосбытовой компании есть договор с банком) и многофункциональными терминалами. Для этого ОАО «Челябэнергосбыт» включилось в специальную банковскую платежную систему «Город», которая позволяет оплачивать счета. ТЭК в свою очередь заключила договор с ЗАО «Сибирьгазбанк», банкоматы которого установлены на территории компрессорных станций в Западной Сибири. Теперь у бытовых абонентов ТЭК, проживающих в трассовых поселках, нет необходимости ездить за десятки, а то и сотни километров в районные центры ради оплаты энергоснабжения.
Следующим шагом станет интернет: «Вы сможете заплатить либо с сайта компании, либо с помощью web money», - обещает первый заместитель генерального директора ОАО «Пермэнергосбыт» Дмитрий Орлов. Пока сделать это проблематично: клиенты, например, Свердловэнергосбыта могут платить через интернет только при наличии счета в банке «Екатеринбург».

К слову, сотовые операторы, уже много лет работающие с картами экспресс-оплаты, согласны с энергетиками. Как отметила директор по маркетингу макрорегиона «Урал» ОАО «МТС» Елена Трясцына, доля платежей, зачисляемых с помощью карт, снижается. Связано это с динамичным развитием в первую очередь терминалов. Например, в Екатеринбурге кассоматов в несколько раз больше, чем точек продаж карт оплаты. Абонентам удобно пользоваться терминалами еще и потому, что с их помощью они могут зачислить практически любую сумму, а с помощью карты - только определенную.

А вот карты экспресс-оплаты, с которых мы начали разговор, особого интереса у большинства энергосбытовых компаний Урала не вызвали. В неофициальных беседах специалисты «сбытов» отмечают, что рассматривали внедрение подобного инструмента, но отказались от этой идеи, так как сомневаются в ее успехе. Дело в том, что подобную услугу ОАО «Пермьэнергосбыт» запустило у себя еще в 2005 году, но большой популярности она не приобрела. Только через год введения карт экспресс-оплаты компания получила первый миллион рублей платежей. «Не могу сказать, что подобная система оплаты пользуется огромной популярностью в нашем регионе», - рассказывает Дмитрий Орлов. Компания не отказывается от этого инструмента только потому, что есть определенные категории потребителей, для которых карты удобны: это бизнесмены, предприятия без образования юридического лица и, как ни странно, люди с ограниченными возможностями (они могут оплачивать электроэнергию, не выходя из дома). Чтобы сохранить лояльность этих клиентов, Пермьэнергосбыт готов нести расходы по агентским вознаграждениям и изготовлению карт.


Cдефицитным бюджетом - все понятно: есть статьи расходов, на которые нет денег, но если они появляются, финансирование идет строго в соответствии с законом. Механизм профицитного бюджета сложнее, тоньше и противоречивее. Свердловская область относится к группе регионов, которые верстают формально сбалансированные бюджеты, но каждый финансовый год завершается существенным перевыполнением плана. О том, как такая политика отражается на интересах муниципального образования, мы разговариваем с мэром города Березовский Вячеславом Брозовским.

Вячеслав Брозовский
Результат от управления общественными финансами появится, когда будут разработаны критерии его оценки, убежден Вячеслав Брозовский

- В этом году муниципалитеты настаивали на трех принципиальных моментах: мы просили правительство заранее определиться с финансированием наших расходных обязательств в отношении детских садов, школ и домов культуры. Это больная тема для любого муниципального образования. Деньги на зарплату учителям, обеспечение учебного процесса сегодня поступают из бюджета субъекта федерации, и проблем с этим нет. А вот содержание, ремонт учебных заведений - в поле нашей ответственности. Не секрет, что в городах и районах здания находятся в плохом состоянии, поэтому мы настаивали на увеличении норматива финансирования до 10% от уровня бюджетной обеспеченности.

- Вячеслав Пиусович, как вы оцениваете бюджетный процесс 2007 года? Какие позиции в ходе работы согласительных комиссий муниципалитетам не удалось отстоять?

А мы не знаем, когда получим деньги, и получим ли их вообще. Это говорит о некачественном бюджетировании. С моей точки зрения, областной бюджет, принимаемый с дефицитом, выглядит честнее: по крайней мере, там сразу определены направления финансирования в случае появления дополнительных доходов.

К сожалению, правительство области не согласилось с нашими аргументами, мотивируя это тем, что в конце 2006 года в областном бюджете появились дополнительные деньги, которые как раз и были распределены на эти цели. Нам пообещали, что в случае превышения доходов областного бюджета в следующем году будет то же. Не спорю, для города Березовский дополнительные почти 7% от годового бюджета, который мы получили в декабре, - очень хорошо. Но лучше бы заранее планировать расходы, ведь школы надо ремонтировать в определенное время - летом.

- Бюджетные процессы очень политизированы, все решения принимает только федеральный центр. И это неправильно: помимо политики в основе должен быть и экономический расчет.

- В чем причина некачественного бюджетирования?

- У нас есть возможность регулировать базу по налогу на вмененный доход, однако, на мой взгляд, гораздо больше механизмов заложено в неналоговых источниках. Например, доходах от аренды нежилых помещений. Регулирование - это ведь не обязательно всегда в сторону снижения. Одним из первых моих новаций на посту мэра стало повышение в четыре раза арендной платы за муниципальные площади. Да, решение непопулярное в среде бизнеса, но зато в городе появился рынок муниципальной аренды, с которой начала конкурировать коммерческая недвижимость. И это в итоге пошло на пользу экономике.

- В результате реформы межбюджетных отношений муниципалитеты получили не только доходные источники, но и право их регулирования. Это помогает наполнять бюджет, развивать территорию?

Что такое вообще бюджет развития? В моем понимании - это деньги, которые город заработал и имеет право расходовать по своему усмотрению. Можно школы построить, можно памятники архитектуры отреставрировать, а можно торговую ярмарку организовать. Главное, понимать, зачем это городу, что это ему даст.

Но подобных механизмов недостаточно. То, что муниципалитеты оттолкнули от такого источника, как налог на прибыль, я считаю большой ошибкой. Ведь ясен же принцип: развиваешь экономику предприятия - развиваешь город. А что я сегодня должен говорить директору предприятия: меня не волнует твоя прибыль, мне важно, чтобы ты высокую зарплату платил, потому что 30% НДФЛ поступает в бюджет города? Но это же неправильная мотивация. Другая сторона проблемы - земельный налог. Формально мы имеем право снизить его, что, собственно, и делают все муниципалитеты, чтобы облегчить бремя бизнеса. Но Минфин области наши расчеты во внимание не принимает: «Вы можете делать у себя какой угодно инвестиционный климат, но мы вам посчитаем по максимальной ставке». И считает. О каком развитии в этой ситуации может идти речь?

- А вы уверены, что к этому готовы другие уровни власти? Я не уверен. Чтобы этот механизм заработал, нужно рассчитать конкретные показатели: смертность, рождаемость, уровень благоустройства, объем ветхого жилья и так далее. А у нас даже по национальным проектам нет нормальной системы оценки эффективности, которая была бы интегрирована между всеми уровнями власти. Плохо и то, что нет достоверных статистических данных: сегодня, к примеру, никто толком не знает реальный вклад в экономику малого бизнеса. Поэтому методика БОР нигде и не работает.

- Иными словами, ориентироваться на результат. Но готовы муниципалитеты к применению методики БОР?



Все под контролемДокумент готовит правовую базу для участия российских авиакомпаний в планах Всемирной ассоциации воздушного транспорта (IATA). По ним, к началу 2008 года участникам мирового авиационного сообщества придется отказаться от бумажной технологии продаж билетов и перейти на систему электронного билета (eticketing). Российских членов IATA - семь, уральских авиакомпаний среди них нет. Но без электронного билета они не будут востребованы на международном рынке авиаперевозок.

Для интеграции в международный рынок авиаперевозок уральским авиакомпаниям придется уже в этом году освоить технологию электронного билета 24 января Минюст России зарегистрировал приказ министра транспорта РФ Игоря Левитина «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации». Приказ также закрепляет порядок, по которому электронный билет должен быть оформлен.

Электронный билет, в отличие от бумажного, позволяет помимо ФИО и паспортных данных пассажира получать множество дополнительной информации, необходимой, например, спецслужбам для борьбы с терроризмом. Так, власти США, Китая, стран ЮгоВосточной Азии при покупке электронного билета просят от пассажира, прибывающего в страну, заполнить анкету с указанием адреса проживания, адреса прибытия (вплоть до номера в отеле), биометрических данных и пр.

«Система eticketing включает не только электронный билет. Это целая технология, которой раньше не было, - рассказывает заместитель генерального директора компании “Уральские авиалинии” по внешним связям Алексей Фомин. - Пока мы печатаем бумажные билеты, они все пронумерованы - это документ строгой отчетности. Агенты нам дают бумажный отчет об их использовании. При электронном билете бумажный носитель исчезает. Создается специальный компьютерный сервер, где будут храниться эти билеты. После того, как агент запросил у нашей авиакомпании билет, он появляется в виде файла и заносится в электронную базу данных».

Как должна в идеале работать система eticketing? После того, как пассажир оплатил напрямую через интернет или агента услугу авиаперевозки, авиакомпания создает на его имя файл, который собственно и является электронным билетом. Файл содержит электронные купоны - полетный (от одного до четырех в зависимости от количества рейсов), контрольный и агентский, а также маршрут-квитанцию. Никаких бумажных копий билета не требуется. Предъявляя удостоверение личности, пассажир совершает действия, которые фиксируются в электронном полетном купоне и отражают следующие статусы билета: «открыт для использования», «аэропортовый контроль», «прошел регистрацию», «посадка на борт пассажира произведена», «закрыт». Таким образом, eticketing позволяет контролировать местонахождение пассажиров (вместе с багажом) всех авиакомпаний, участвующих в глобальной информационной системе.

В установленной российской форме электронного билета в списке сведений о пассажире пока нет места полету фантазии: для внутренних перевозок требуется указать фамилию, имя и отчество, наименование, серию и номер документа, удостоверяющего личность; для международных - также сведения, предусмотренные международными нормами.

Тем не менее ряд уральских авиакомпаний, не дожидаясь соответствующих изменений в законодательстве, уже начали внедрять отдельные элементы eticketing. В первую очередь это относится к возможности бронирования билета посредством интернетсайтов авиакомпаний и безналичной оплаты его стоимости. Однако перед регистрацией пассажир все равно должен получить бумажный билет.

Первый шаг в систему
В России функционирование eticketing по описанной схеме пока невозможно. Дело в том, что по российскому законодательству электронный билет требует обязательной бумажной копии в качестве документа строгой отчетности. «Указ Левитина не позволяет полностью уйти от бумажки. Это промежуточный этап в применении электронной технологии, ведь за рубежом пассажир вообще ничего не получает из бумаг при покупке электронного билета, только подтверждение по электронной почте», - поясняет Алексей Фомин.

Система электронной продажи авиабилетов через сайт авиакомпании UTair запущена в тестовом режиме с 1 декабря прошлого года. По словам руководителя службы по связям с общественностью UTair Юрия Мушихина, только за декабрь электронным бронированием воспользовались около 500 человек (выкупили билеты меньше): «Пока в основном это сотрудники авиакомпании. Система работает без сбоев, мы хоть сейчас готовы перейти от опытной эксплуатации в рабочий режим».

Интернет-касса «Уральских авиалиний» заработала с февраля 2006 года - первой среди уральских авиакомпаний. За прошлый год этой услугой воспользовалось 6,5 тыс. человек. При покупке через интернеткассу клиент экономит минимум 1 тыс. рублей при полете в одну сторону.

Сегодня билет можно забронировать также на сайтах авиакомпаний «Пермские авиалинии» и «Оренбургские авиалинии».

Генеральный директор компании «Авиапрад» Елена Прохорова сообщила: «Оформление электронного билета проходит сейчас стадию технологической обкатки. Систему бронирования билетов через интернетсайт и оплату услуги авиаперевозки с помощью пластиковой карты мы запускаем с февраля. Продажа билетов через интернет дает экономию в 5 - 6%: таков средний размер вознаграждения агента, если пассажир покупает билет в обычной кассе. В общей структуре продаж нашей авиакомпании в 2007 году мы планируем достичь уровня интернетторговли 10%. Но полностью отказаться от услуг агентской сети не сможем. Например, если пассажиру нужно лететь с несколькими пересадками, без помощи агента ему сложно будет выбрать для себя стыковые рейсы».

Начать реализацию первого этапа в мае-июне этого года планируют «Уральские авиалинии». «В России около 190 авиакомпаний, и все сейчас выстроятся в очередь к провайдерам и эксплуатационщикам систем, рекомендованным в IATA. Те начнут повышать расценки за внедрение системы eticketing. Поэтому на первом этапе сокращения расходов при переходе с бумажного на электронный документооборот не произойдет», - отмечает Алексей Фомин.

Эксперты отмечают, что дальнейшее внедрение системы eticketing в российских авиакомпаниях будет проходить в три основных этапа: продажа электронного билета через собственную агентскую сеть, выпуск его на бланке Транспортной клиринговой палаты (позволяет продавать посторонним агентам) и в партнерстве с другими авиаперевозчиками (электронный интерлайн).


Российско-индийское СП по производству титана поможет ВСМПО-Ависме забыть о политике25 января в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Индию подписано соглашение о создании совместного российско-индийского предприятия по производству титана. Участники проекта - Внеш-экономбанк (ВЭБ), ОАО «Технохим-Холдинг» и индийская Saraf Agencies Private Lspan. Как сообщили в Минпромэнерго, в рамках соглашения предполагается строительство химикометаллургического производства в штате Орисса мощностью 40 тыс. тонн диоксида титана, 10 тыс. тонн титановой губки и 108 тыс. тонн титанового шлака в год. Доля России в уставном капитале СП составит 55%. Срок реализации проекта - три года.

Индусы отдадут часть долга России вместо рупий титановым сырьем

По мнению аналитика ИК «Брокеркредитсервис» Вячеслава Жабина, сотрудничество с индийцами имеет для ВСМПОАвисмы стратегическое значение: «Для Рособоронэкспорта как основного акционера ВСМПОАвисмы (66% акций) важно минимизировать политические риски. В случае неблагоприятного развития отношений с Украиной титановая корпорация сможет обезопасить себя от срыва поставок и выполнения обязательств по контрактам за счет индийского сырья», - считает аналитик.

Для нужд российской промышленности предприятие планирует ежегодно поставлять 30 тыс. тонн диоксида титана (используется в химической промышленности и производстве лакокрасочных изделий) и 45 тыс. тонн титанового шлака, применяемого при изготовлении титана. Единственным потребителем шлака на внутреннем рынке является ОАО «ВСМПОАвисма» (Свердловская область, Пермский край). Сегодня оно зависит от поставок сырья с Вольногорского ГОКа (Украина): ежегодно ввозит 100 - 110 тыс. тонн украинского ильменитового концентрата и получает из него 55 тыс. тонн титанового шлака. Теоретически индийские поставки могли бы закрыть 90% потребностей компании в сырье. По словам директора по правовым вопросам и связям с общественностью ВСМПОАвисмы Артема Кисличенко, корпорация заинтересована в расширении круга поставщиков, но подробности взаимодействия с российско-индийским СП пока не обсуждались.

Свердловская область



Главная страница / Архитектура отрасли