Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Новый сухой закон

За пятнадцать лет работы в сфере экономической журналистики мне пришлось, наверное, не меньше сотни раз задать предпринимателям один и тот же вопрос: «Чем вас привлекает Урал и почему именно здесь решено открывать филиал или офис?». Ответ одинаков и, как мне кажется сейчас, до такой степени банален, что я уже и перестала его цитировать: «Урал - крупный индустриальный центр, где сосредоточено большое количество промышленных предприятий».


Виктор Вексельберг


«А не слабо!»
Летом этого года небольшое сервисное предприятие из города Ревды Свердловской области «ВЫСО» заключило два контракта с D & F Group. Это одна из лидирующих мировых компаний в области огнезащиты и антикоррозионной защиты при работе на нефтяных, газодобывающих платформах и предприятиях ТЭК. Сейчас ревдинские специалисты осуществляют антикоррозийную и огнезащиту на двух строящихся на территории норвежского шельфа заводах по переработке сжиженного газа. Сумма контрактов (речь идет о нескольких миллионах евро) и сам факт выхода уральского сервисного предприятия на международный рынок беспрецедентны.

Льющийся металл, громыхающие экскаваторы, бьющие нефтяные фонтаны - вот имидж региона, который, к слову сказать, мы до сих пор неплохо эксплуатировали. Благодаря хорошей мировой конъюнктуре на металлы и нефть, доходы системообразующих предприятий сырьевого сектора растут, а с ними увеличиваются и региональные бюджеты: за последние три года (2003 - 2005) доходная часть субъектов федерации Урала выросла в среднем на 60%. Однако это дарованное природой конкурентное преимущество не будет приносить прибыль вечно. Бизнес имеет перспективы только тогда, когда он развивается, когда появляются новые направления, создаются новые продукты, новые производства. И региональная экономика тоже подчиняется этим правилам. Только так можно опережать конкурентов. А борьба за место под солнцем обещает стать нешуточной. Интеграция России в мировое сообщество будет все сильнее влиять на конкурентоспособность как отдельных игроков, так и целых регионов. В мировом разделении выигрывает тот, кто полностью использует весь накопленный потенциал. Поэтому регионам придется искать технологические новации, создавать прецеденты в науке и бизнесе, стимулировать культурное возрождение. Тенденции мировой экономики не оставляют другого шанса, как, опираясь на традиции, историческое наследие, менять подходы к моделированию экономического развития. О том, что проблема назрела, сегодня не говорит только ленивый. Если обобщить последние высказывания представителей бизнеса, политики и науки, получится следующая коллективная цитата: «Главная проблема экономики России в том, что она основана на экспорте природных ресурсов. По-настоящему благополучной страна станет только тогда, когда будет продавать не природные богатства, а высокотехнологичные продукты их переработки. Вторая беда - сверхвысокий вклад в ВВП крупных и очень крупных игроков. Истинно демократическое общество на такой базе не построишь. Необходимо существенно увеличивать долю в экономике малого и среднего бизнеса, тем самым формировать широкий слой собственников…».Беда в том, что постановка этих проблем носит сугубо теоретический характер. Все знают причину болезни. А вот четкого ответа, где найти рецепт лечения, иди еще поищи. И мы поискали. Несколько конкретных историй - наглядный пример того, как нужно менять место предприятия, региона, России в глобальной экономике.

Главный двигатель прецедента - неуемный энтузиазм директора «ВЫСО» Владимира Шумакова. Он производит впечатление очень энергичного, уверенного в своих силах человека. «А не слабо!» - кажется, это один из основных жизненных принципов Шумакова. Во всяком случае, с норвежскими контрактами было именно так. Хотя потом он и признавался, что на первых порах было не просто. Компании пришлось получить сертификат единой квалификационной системы «Ахиллес», дающий возможность выступать поставщиком товаров и услуг нефтегазовой отрасли в Норвегии и Дании, в частности участвовать в проектах по освоению норвежских, датских и британских континентальных шельфов. Затем «ВЫСО» прошла аудит по международным стандартам и только после этого попала в единую базу данных сервисных компаний, допущенных к работе на нефтегазовых предприятиях в Норвегии. Из всего списка (а там порядка тысячи компаний, в том числе 13 российских) заказчик самостоятельно выбрал десяток. Таким образом, предприятие из маленькой Ревды победило в тендере среди тысячи претендентов со всего мира.


Владимир Шумаков


Титан и стоик
Владислав Тетюхин


Первые же 60 ревдинских рабочих сразу оказались в центре внимания норвежских телевизионщиков. «Русских рабочих там никогда не видели, и смысл многих сюжетов был таков: вот ведь, оказывается, русские не только пить и воровать умеют, но еще и работать», - с улыбкой рассказывал Владимир Шумаков на проходившей в декабре конференции коррозионистов, убеждая коллег, что ничего невозможного нет. Да, необходимо проделать массу организационной работы, пройти сертификацию, заполнить сотни страниц документов на английском языке… Приложить усилия потребуется, но проблемы чисто технические. Выход «ВЫСО» на норвежский рынок - важнейший прецедент. Иностранцы поняли, что с русскими можно работать, а наши соотечественники убедились, что конкуренция с европейцами - не заоблачная мечта, а вполне реальная перспектива.

В августе 2006 года генеральный директор Владислав Тетюхин подписал важнейший для всей отрасли, да и экономики России договор с Boeing о создании на базе ВСМПОАвисмы совместного предприятия. На первых взгляд, какая здесь сенсация: при стабильной политической ситуации в России кооперация с западными компаниями - явление распространенное. Но это не просто СП. Задача проекта - воспользоваться помощью такого признанного гуру в машиностроении, как Boeing, и превратить металлургическое предприятие в серьезного поставщика продукции высокого передела.

75летнего директора ВСМПОАвисмы Владислава Тетюхина называют не иначе как «дедушкой российской титановой отрасли». Не будь Тетюхин патриотом своего предприятия, неизвестно еще, стала бы Россия крупнейшим производителем титана в мире. Без его человеческих усилий компания вообще имела все шансы потерять позиции: на заре 90х, когда шел массовый передел собственности, лучшие российские активы просто разбазаривались или уходили к непрофессионалам. Но Тетюхину невероятными усилиями удалось сосредоточить в своих руках контроль над бизнесом. Мало того, в период перестройки начал валиться отечественный авиапром, что привело к сокращению потребления титана на внутреннем рынке почти в 30 раз. Перед предприятием замаячил кризис, но Владислав Тетюхин смог переориентироваться на западные рынки сбыта. В 1998 году американская корпорация Boeing впервые заключила с российской компанией контракт на пять лет. Сегодня ВСМПОАвисма - поставщик номер один титана для Airbus (70% потребности) и номер два - для Boeing (17% потребности).

Этим договором Владислав Тетюхин заложил основу для встраивания уральского предприятия в мировую экономику в качестве принципиально иного нового игрока.

- Деталь стоит гораздо дороже, чем штамповка, и нам важно, чтобы Boeing научил нас обрабатывать большие детали для самолетов. При этом стружка после обработки пойдет обратно в наше производство. Убежден: через 20 - 30 лет будем выпускать продукцию высокого качества в готовом виде, а не в форме полуфабриката, - объясняет Тетюхин смысл сделки.

Историю Дмитрия Андрианова следует начать с 1991 года, когда сектор прогнозирования социально-экономических процессов на базе Института экономики РАН и кафедры экономической кибернетики Пермского государственного университета был преобразован в коммерческую фирму с одноименным названием, которую он возглавил. Переход научного учреждения на коммерческие рельсы был вполне в духе времени, а вот область деятельности, выбранная Андриановым, - создание собственного аналитического программного комплекса и интеллектуальных систем на его основе (решений класса Business Intelligence) - реалиям того времени не отвечала никак. Скажем больше, в 1991 году это напоминало авантюру. Во-первых, данный класс ИТпродуктов считается одним из наиболее сложных и трудоемких, вовторых, BIрешения пользуются спросом только на определенном, достаточно высоком уровне развития информационных технологий и менеджмента заказчиков. По большому счету они стали востребованы российским бизнесом только в третьем тысячелетии.

Бизнес-авантюра
Дмитрий Андрианов

Именно эти качества руководителя стали залогом успеха. В 1994 году получен грант фонда Сороса на проведение научных исследований, в 1995 году заключен контракт на разработку информационно-аналитической системы с министерством экономики Российской Федерации, затем последовало множество других проектов в органах госвласти. Сейчас «в активе» компании значатся контракты с администрацией президента, Счетной палатой, Банком России и еще десятками федеральных и региональных структур.

Один из сотрудников «Прогноза» вспоминает: «Начало 90х стало сложным периодом для всех. Безусловно, в это время огромную роль сыграла твердая уверенность руководителя компании в успехе. Он никогда не сдавался, не падал духом - это передавалось всему коллективу. Както, сидя в кабинете, когда ситуация накалилась до предела, Дмитрий Леонидович сказал: «Я все равно буду продолжать заниматься этим делом».

То, что отечественные программисты - одни из лучших в мире, общеизвестный факт. Взять хоть Силиконовую долину, где едва ли не половина работников - выходцы из постсоветского пространства. Но вот своими силами коммерциализировать эти таланты у нас получается плохо. На наших мозгах пока в основном зарабатывают иностранцы. На отечественном рынке местные производители программного обеспечения держатся неплохо, правда, боятся вступления в ВТО, а вот перспективы выхода на международные рынки и вовсе вызывают невеселую улыбку. Пример «Прогноза» разбивает этот стереотип. Компания может выйти на мировой рынок софта вне зависимости от того, где она возникла: в Филадельфии или в провинциальной Перми. А это значит, у России еще есть шансы занять достойное место в секторе, которому, без сомнения, будет принадлежать ведущая роль в мировой экономике.

В 2006м «Прогноз» открыл два зарубежных представительства - в Пекине и Филадельфии. Уже выполнены несколько проектов по разработке прогнозно-аналитических систем для государственных структур и производственных компаний за рубежом. К примеру, в Штатах специалисты «Прогноза» работают с железнодорожной компанией Burlington Northern and Santa Fe Railway Company и многими консалтинговыми фирмами; в Поднебесной - с Народным банком Китая, Исследовательским центром Госсовета КНР, Государственным информационным центром. Успеха удалось добиться в странах, где софтверный рынок характеризуется крайне высокой степенью конкуренции, огромным количеством собственных мощных игроков.

Поначалу бизнессообщество скептически отнеслось к идее владельца «МаксиГрупп» Николая Максимова развивать бизнес через создание сети новых электросталеплавильных минизаводов в различных регионах страны (в рамках его группы сосредоточена вся производственная цепочка, начиная от сборки сырья - лома черных металлов и до выпуска готовой продукции - сортового металлопроката). Метод идет вразрез с традиционной схемой: крупные холдинги предпочитают экстенсивный путь, покупая уже действующие предприятия и постепенно модернизируя производство. Но Максимов рискнул отойти от стандартов и составил свою инвестиционную программу общей стоимостью 2,5 млрд долларов. Естественно, такие объемы невозможно осилить за счет собственных ресурсов. И Максимов предпринял еще один рискованный шаг, осуществив крупные заимствования в банках (общий объем банковских кредитов - более 4 млрд рублей плюс облигационные займы на общую сумму 4 млрд рублей). И снова - пессимистические оценки, аналитики заговорили о слишком высокой долговой нагрузке компании. Однако уходящий год показал: новая модель металлургического бизнеса вполне жизнеспособна. В октябре 2006 года компания ввела в строй в Ревде (Свердловская область) второй электростале-плавильный цех мощностью 1,1 млн тонн стали в год (первый запущен в 2005 году). На данный момент группа в состоянии выплавлять 2,2 млн тонн стали ежегодно.

Модель амбиций
Николай Максимов

Очевидно, нетривиальные методы ведения бизнеса группы связаны с особым отношением к жизненным ценностям ее лидера. Бизнесмен проявляет недилетантский интерес к методикам физического оздоровления (говорят, даже практикует длительные, до 40 дней, голодания), увлекается методиками развития творческих способностей человека, в частности педагогикой Монтессори, придерживается христианских заповедей. Поэтому для Николая Максимова работа - способ самосовершенствования и деньги - не самоцель.

В июле 2007 года ожидается ввод прокатного цеха на площадке в Березовском мощностью 990 тыс. тонн в год. Максимов считает, что благодаря такой стратегии к 2012 году «МаксиГрупп» будет производить 10 млн тонн стали, 9,5 млн тонн готовой продукции, заготавливать и перерабатывать 12 млн тонн лома.

Модель Максимова приведет к созданию современного, гибкого, высокотехнологичного и конкурентоспособного бизнеса. Ею могут воспользоваться другие бизнесмены, внеся серьезные коррективы в расстановку сил на российском рынке металлургии и заметно укрепив там позиции уральских производителей.

Максимову удалось найти принципиально новый метод развития отрасли. По совокупной мощности (10 млн тонн стали) новые предприятия будут сравнимы с лидерами (в 2005 году ММК выпустил 11,4 млн тонн стали). При этом каждый новый минизавод оснащается в соответствии с последними требованиями рынка, а это значит, что процесс морального старения группы в целом будет идти значительно медленнее, чем на комбинатахгигантах.

Вексельберг буквально взбудоражил весь рынок. До сих пор крупные холдинги и ФПГ не рисковали массово инвестировать в жилую застройку. Несмотря на то, что в объявленном полтора года назад национальном проекте «Доступное жилье» содержался прямой призыв: «строитель-ство жилья - теперь не только доходный бизнес, но и деятельность, поддерживаемая государством, что существенно снижает риски инвесторов».

В чистом поле
В сентябре председатель Совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг представил президенту России Владимиру Путину проект комплексной застройки жилого района Академический в городе Екатеринбурге. Смысл презентации - политический. До этого проект уже был одобрен мэром Екатеринбурга Аркадием Чернецким, губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем и первым вицепремьером РФ Дмитрием Медведевым. «Академический» - крупнейший в постсоветской России проект жилой застройки. В течение 20 лет «Ренова-СтройГруп» намерена на площади в 1300 гектаров на югозападе уральской столицы возвести 9 млн квадратных метров жилой и около 5 млн квадратных метров нежилой недвижимости. Район будет рассчитан на проживание более 300 тыс. человек. Стоимость проекта в текущих ценах - около 400 млрд рублей. Инвестиции пойдут из самых разных источников - собственных средств группы, бюджета, банков, привлечения в проект соинвесторов.

Любопытная деталь. Весной 2006 года в «Ренове-СтройГруп» придумали термин для обозначения подобных проектов - комплексное освоение территорий (КОТ). И сейчас в правительстве РФ готовится постановление именно с таким названием: «О государственной поддержке экспериментальных проектов КОТ». Предполагается, что всего будет выбрано около десятка проектов, а претендентов, как поговаривают, уже намного больше. Пример Виктора Вексельберга - делать высокорентабельный бизнес, пользуясь политической и финансовой поддержкой федерации, попутно демонстрируя соцответственность, - вдохновил многих.

Вексельберг был первым, кто этот посыл воспринял и в итоге получил мощную политическую поддержку. Конкурс на земельный участок прошел в начале 2006 года. Менее чем за год практически завершено градостроительное проектирование, начато рабочее проектирование и строительство объектов инфраструктуры, в январе начнется дорожное строительство, в 2007м - возведение первых жилых домов, которые будут сданы уже в 2008м. Это - рекордные сроки для одного многоэтажного дома, не говоря уже об огромном районе. Потому что не пришлось сталкиваться ни с волокитой чиновников, ни с произволом согласующих организаций, ни с попытками «доения» инвесторов.

В подготовке статьи принимали участие Юрий Немытых, Юлия Кабакова, Юрий Дорохов

На наш взгляд, тенденция выхода непрофильных компаний на рынок жилой застройки представляет большую ценность для экономики региона. Рынок жилья сверхдефицитен. Существующие игроки не в состоянии удовлетворить спрос и чувствуют себя в условиях отсутствия конкуренции очень вольготно. Цены растут лавинообразно, на Урале - около 100% за 2006 год. При этом возможности уплотнительной застройки практически исчерпаны, подготовленной для строительства земли нет. Изменить ситуацию к лучшему способны не просто крупные, а огромные по меркам строительного рынка структуры. Им по силам фантастические накладные расходы, которые неизбежны при реализации крупного строительного проекта «в чистом поле». С другой стороны, при их реализации на рынок отдельно взятых крупных городов будут выбрасываться дополнительно сотни тысяч метров жилья ежегодно, и это хотя бы немного охладит российский рынок жилья.


Стабильность - эпитет, чаще других применяемый к экономической ситуации в России. Довольные существующим положением вещей трактуют его как «стабильность развития», недовольные - как «застой». Отчасти правы и те, и другие. Развитие есть, но выражается оно почти полностью в количественных показателях, динамика которых к тому же хоть и положительна, но воображение не поражает. А вот прорывы качественные как-то незаметны. Взять хоть риторику властей, которая по идее должна отражать генеральную линию развития страны: от почти забытого уже «удвоения ВВП» до национальных проектов, которые тоже сплошь пронизаны планами «удвоения» и «утроения» всего и вся.

Иллюстрация: Валерия Первушина

Доктрина развития страны (если попытаться вывести ее из многочисленных и разрозненных высказываний сверху) процентов на 90 состоит из количественных показателей. Складывается впечатление, что мы работаем только над тем, чтобы увеличивать в объеме старое, но не выдумывать новое. Между тем многочисленные вызовы, возникающие перед страной (энергодефицит или отсутствие подъема в сельском хозяйстве, подрывающее нашу продовольственную безопасность), требуют прорывов качественных. Другими словами - свежих идей. Это важно еще и потому, что в стране скопилось слишком много денег - и у государства, и у частных компаний. Для их эффективного вложения нужны новые проекты. К счастью, пресловутая стабильность создала относительно благоприятную ситуацию: бизнес уже не мыслит в категориях «выживания», региональное чиновничество тоже не только ломает голову над тем, как накормить семью хлебами тысячу страждущих, но и над стратегией развития регионов. И в наиболее светлых головах появилось несколько интересных, на наш взгляд, идей. Причем направлены они на решение наиболее актуальных проблем, как «вечных» - вроде низкой плотности транспортной инфраструктуры или проблем села, так и возникших недавно - энергодефицита, недостаточной наукоемкости промышленности или необходимости повышать качество высшего образования.

Власти Среднего Урала предложили заброшенные пахотные земли отдать в аренду китайцам сроком на 49 лет. По словам министра сельского хозяйства Свердловской области Сергея Чемезова, большинство китайцев, приезжающих на Средний Урал на сезонные работы, заняты в строительстве или торговле, а между тем именно выращивание овощей, свиноводство всегда были традиционными для этой азиатской страны. «Области катастрофически не хватает трудовых ресурсов: на селе проживает около 500 тыс. человек, а работает всего 58 тысяч. Кроме китайцев никто не проявляет желания трудиться на уральской земле», - утверждает Чемезов. По словам Виктора Кокшарова, министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, весной 2007 года на Урал уже прибудет первая партия рабочих. Пока речь не идет о большом их количестве: это могут быть десятки, несколько сотен человек.

Свердловская область и Пермский край испытывают схожие проблемы: сельское население сокращается, все больше пахотной земли оказывается брошено. Но к их решению главы регионов подошли с диаметрально противоположных сторон.

В Приморском крае на пяти крупных агрофирмах работают две тысячи китайских фермеров.

Надо сказать, что в других регионах уже есть опыт подобных экспериментов. Например, в Красноярском крае более двух лет успешно работают китайские сельхозпредприятия - показатели по сбору урожая одни из самых высоких в России.

В Пермском крае, с населением значительно меньшим, чем, к примеру, в соседней Свердловской области, количество мелких поселений с численностью до 200 человек выше в два раза и составляет 2,7 тысячи.

Но губернатор Пермского края Олег Чиркунов на варягов не надеется. Он решил поставить вопрос ребром: нужны ли вообще вымирающие деревни, не проще ли избавиться от них, чем всеми силами поддерживать нежизнеспособные структуры? В результате в Прикамье принята программа, предполагающая ликвидацию нескольких сотен мелких поселков с переселением людей в другие места. Эта идея, что называется, витала в воздухе. Но реализация началась именно в Перми.

По нашему мнению, обе эти идеи вполне разумны. Но очень важно не переборщить с масштабами: китайцы вполне способны принести пользу экономике, но если их станет слишком много, мы рискуем столкнуться с проблемами совсем другого рода. Расселять безнадежные деревеньки тоже надо (другим регионам стоило бы взять идею на вооружение), но надо и пристально следить за тем, чтобы расселялись именно безнадежные. Тем не менее власти обоих регионов уверяют: начав молиться, лоб не расшибут.

В свое время большая часть этих поселений занималась лесозаготовкой молевым сплавом (рубка леса с последующим сплавом по реке). Этот способ наносил большой вред экологии и был запрещен. Поселения остались без дела и стали медленно умирать. Способ лечения был выбран кардинальный - интегрировать жителей в более успешные населенные пункты (см. «Мы объявили бизнес священной коровой»).

Напомним, проект Большого Евразийского университета разрабатывается уже в течение четырех лет. В декабре прошлого года были подписаны документы о создании Автономного некоммерческого общества «Большой Евразийский Университет». Учредителями стали правительство Свердловской области, администрация Екатеринбурга, Уральское представительство РАН и 13 вузов региона. Для проекта выделено 1,5 тыс. га земли на берегу озера Шарташ в Екатеринбурге. Здесь планируют создать научный город, в который переедут 13 вузов. При этом они смогут существенно расширить набор студентов. Сейчас в них учится 70 тыс. человек, а первая очередь БЕУ будет способна вместить 100 тысяч, вторая - еще 150 тыс. человек. Кроме того, будет создана научнопроизводственная база, построены жилье и социальная инфраструктура.

Алло, мы ищем спонсора!
Идея создания Большого Евразийского университета в этом году подвергалась масштабной PRкампании. Например, проект пышно презентовался китайцам во время ноябрьской поездки Эдуарда Росселя в Пекин, единороссам на VII съезде партии, проходившем в декабре в Екатеринбурге.

Что может дать проект Уральскому региону? Во-первых, качественную базу для высшего образования (по словам ректора УГТУУПИ Станислава Набойченко, в материальную базу свердловских университетов не инвестировали более 10 лет, износ общежитий составляет 70 - 80%). Во-вторых, возможность разрабатывать и внедрять в производство инновационные проекты. Заместитель председателя областной думы законодательного собрания Свердловской области Наиль Шаймарданов уверен: проект в российских масштабах уникален, потому что «такого конгломерата науки, образования и бизнеса нет ни в одном из заявленных нацуниверситетов». БЕУ можно сравнить с технопарком «Идея» в Казани: созданный в 2002 году, он практически вышел на полную самоокупаемость. За четыре года с его участием было зарегистрировано 25 инновационных компаний и привлечено более 20 млн долларов инвестиций. Но татарский технопарк позволяет развернуться бизнесу на территории в 1,5 га, в то время как БЕУ займет площадку в тысячу раз больше.

Совмещение в одной структуре образования, науки и наукоемкого производства, с тем чтобы они поддерживали друг друга, выглядит очень заманчиво. Но перспективы реализации пока туманны. Совместная деятельность технопарка, университета и бизнесструктур не регламентируется ни федеральными, ни региональными законами. До сих пор не ясна позиция федеральных властей по отношению к амбициозной разработке уральцев: попытки придать БЕУ статус национального университета (вслед за Красноярским и Ростовским) пока ни к чему не привели. Следствие этого - отсутствие инвестиционных предложений со стороны бизнеса. Переговоры с НПО Автоматики, заводом имени Калинина, группой компаний «Ренова» пока практических результатов не дали. Правительство Свердловской области решило подать пример инвесторам, заложив в областной бюджет на 2007 год 30 млн рублей на реализацию проекта. Но это очень небольшая сумма - стоимость только первой очереди БЕУ оценивается в 97 млрд рублей. Собрать их будет нелегко. Но пытаться стоит. Дивиденды региона от реализации проекта будут очень высокими.

Реализация этой идеи позволит обеспечить прочную геополитическую связку российских регионов, а также значительно увеличить объемы международных транзитных грузов. Но именно в силу общенационального масштаба создание Евроазиатской магистрали будущего пока под большим вопросом: продвижение такого значимого проекта целиком зависит от воли президента и федерального правительства, которые пока не оглашали никаких решений по данному вопросу.

Эх, дороги, пыль да туман…
Одна из двух главных российских бед также не была обделена вниманием: динамично растущая уральская промышленность нуждается в активной интеграции с мировыми рынками - европейским на Западе и китайским, японским, корейским на Востоке. Пропускная способность транспортной инфраструктуры - один из основных ограничивающих факторов. Председатель исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Большой Урал» Сергей Воздвиженский выдвинул идею модернизации Транссиба и создания на его основе Евроазиатской магистрали будущего. «Вложив деньги в Транссиб, доведя его скорости до 120 - 150 км в час, мы можем создать самую современную магистраль. Кроме повышения возможностей по перевозкам грузов, это еще и загрузка металлургических заводов, новые рельсы и колеса, новые вагоны, тепловозы и электровозы. Это громадная работа для уральской промышленности, которая сразу получит возможность поднять темп на 20 - 30%», - убежден Сергей Воздвиженский.

В целом же строительство дороги может окупиться лет через двадцать, о привлечении частных инвестиций на такой срок мечтать не приходится.

Более осуществимую, на первый взгляд, идею выдвинул в мае 2006 года на екатеринбургском совещании губернаторов УрФО с представителями федерального правительства глава Курганской области Олег Богомолов. Он предложил построить второй Транссиб - платную автодорогу Москва - Владивосток (естественно, через Курган). Предполагается, что стоимость строительства напрямую компенсируют пользователи дороги платой за проезд. Присутствовавший на совещании министр финансов РФ Алексей Кудрин отреагировал сразу: срок окупаемости платной дороги зависит от интенсивности движения, которое на разных участках будет существенно различаться.

Разработкой проекта занялось министерство промышленности совместно с несколькими уральскими институтами. Для начала планируется сделать небольшой аппарат для геологоразведки, затем - транспортный, грузоподъемностью 160 тонн. Затраты на создание опытного образца - 30 млн долларов - планируется покрыть из областного бюджета и федерального инвестфонда.

Оригинальное решение транспортной проблемы предложил губернатор Свердловской области Эдуард Россель: реанимировать такой забытый с 30х годов вид транспорта, как дирижабль. В свердловском Минпроме пояснили - дирижабли можно использовать в рамках мегапроекта «Урал промышленный - Урал Полярный». В районах Полярного и Приполярного Урала, в которых нет ни железных дорог, ни автотрасс, управляемые аэростаты, по мысли чиновников, смогут доставить грузы и людей - геологов, нефтяников, строителей - в любую точку местности.

Энтузиасты дирижаблестроения указывают, что современные летательные аппараты наполняются не водородом, а безопасным гелием, корпус делается из прочной ткани на основе лавсана с покрытием из двуокиси титана. Наконец, перевозки дирижаблем обходятся значительно дешевле, чем при использовании других транспортных средств (например, час работы вертолета стоит до 2 тыс. долларов, а дирижабля - в 10 раз дешевле).

Инициатива властей вызвала у многих скептическую реакцию, широкомасштабное использование дирижаблей прекратилось еще в 1930х, после нескольких крупных аварий. Отдельные разработки, например, в Верхней Салде (Свердловская область) велись до конца 80х годов, но были свернуты с распадом СССР. Скептики указывают, что применение дирижаблей не выйдет за пределы единичных аппаратов. Ведь дирижабли имеют слишком плохую управляемость при сильном ветре - а на севере Урала ветры дуют около 200 дней в году. Кроме того, им необходимы дорогие дирижаблепорты - причальные мачты, эллинги (закрытые помещения для стоянки), другое наземное хозяйство.

Поскольку рынок дирижаблестроения в России практически не занят (пока на нем присутствует только московское ЗАО «Воздухоплавательный центр “Авгуръ”», но и он только планирует переход от штучного к серийному производству), идея эта не только благотворна, но и реализуема. Пустой рынок с потенциальным высоким спросом - идеальная почва для создания инвестиционного проекта.

Если эта инициатива будет реализована, она способна не только заметно ускорить освоение Полярного Урала, но и сделать регион лидером возрожденной отрасли - дирижаблестроения. Потенциальная емкость российского рынка оценивается в 100 - 150 единиц техники в год к 2009 году. Потенциальный спрос действительно существует. Начальник Регионального пограничного управления ФСБ России по Уральскому федеральному округу Николай Козик заявлял, что уральские таможенники планируют использовать дирижабли и аэростаты для охраны российско-казахской границы. Дирижабли могут пригодиться и МВД - существует проект, по которому контроль за лицами, находящимися под домашним арестом и подпиской о невыезде, будут осуществлять с помощью радиомаячков, прикрепленных к ним, и дирижаблей с радарами. Власти Прикамья в 2005 году уже купили два дирижабля за 30 млн рублей для пермской милиции. Самарский ФГУП «ЦСКБПрогресс» планирует строить дирижабли для грузоперевозок и систем связи - испытания аппарата намечены на 2007 год. А РАО ЕЭС уже обзавелось дирижаблем длиной 54 метра для контроля за удаленными ЛЭП. Точно таким же способом, для мониторинга трубопроводов, дирижабли могут использовать газовики и нефтяники. Российские компании используют дирижабли для проведения маркетинговых акций (как сотовый оператор «Мегафон»). Наконец, теоретически дирижабли могут стать предметом военного экспорта - Пентагон разрабатывает планы по использованию дирижаблей для разведки и военной связи.

Одна из наиболее обсуждаемых в последнее время тем - энергодефицит. В Свердловской области решили не останавливаться на стандартных рецептах (строительство небольших и крупных энергоблоков и ТЭЦ на угле и газе) и обратились к проверенному временем средству - торфу.

Из того, что под ногами

По мнению руководителя отдела свердловского Минпрома Николая Смирнова, за шесть лет, которые нужны для строительства электростанции на газе или угле, торфяную станцию можно не только построить, но и окупить. Специалисты института «Уралторфпроект» отмечают: торф отличается большим содержанием углерода, малым содержанием серы, вредных негорючих остатков и примесей. Он способен стать конкурентом углю, прежде всего - бурому. Расчеты «Уралторфпроекта» показывают, что развитие торфобрикетного производства позволит на Среднем Урале снизить почти на треть потребление угля, завозимого из других регионов. К тому же цена торфобрикетов в два раза ниже, чем бурого угля, а количество выбросов оксидов серы в 4 - 24 раза ниже.

Энергетики отнеслись к идее холодно. Дело в том, что торфяные электростанции были популярны в первой половине XX века. Затем торф был вытеснен газом и углем, которые более удобны при транспортировке, дают намного больше тепла на единицу массы. Газ к тому же дает меньше отходов. Зато идея торфяных электростанцийобрадовала разработчиков торфяных месторождений, чей бизнес пребывает в глубоком кризисе. Если в советское время на Среднем Урале добывалось до 3,5 млн тонн торфа в год, то теперь - всего 30 - 40 тыс. тонн, в основном для нужд сельского хозяйства. Между тем из 204 торфяных месторождений региона можно извлечь 7,68 млрд тонн торфа 40процентной влажности (что эквивалентно 2 млрд тонн условного топлива).

Стоит отметить, что и в других регионах России разрабатывают аналогичные проекты - ведь на долю нашей страны приходится 47% от всех мировых запасов торфяного сырья. В ТГК1 и ТГК5 обсуждают вопрос о частичной замене газа на торф.

Уральская торфяная компания уже ведет переговоры о переводе ТЭЦ в поселке Черемыш с угля на торф, а компания «Призма» разработала проект строительства электростанции на базе КокшаровскоКомбаевского месторождения торфа. Еще одна станция может быть построена на базе Басьяновского торфопредприятия.

Долина титановая и не только

Панацеей от энергодефицита торфяные станции не станут - относительно низкая теплоемкость торфа делает невыгодным строительство станций вдали от месторождений. К тому же залежи торфа находятся в основном в малозаселенных болотистых местах. Однако для удаленных районов торфяная генерация вполне может стать неплохим и дешевым способом решения энергетических проблем, попутно позволит экономить уголь, запасы которого небесконечны.

Напомним, в 2005 году свердловское правительство уже выдвигало «Титановую долину» на конкурс на получение статуса ОЭЗ. Но эта заявка, как и еще три проекта, предложенных регионом, не прошла. В частности, «долину» забраковали, потому что она не соответствовала техническим требованиям: общая площадь зоны составляла всего 9 га, тогда как по закону «Об ОЭЗ» требовалось 20 га. В этом году свердловские власти поддержали лишь один титановый проект в расчете на то, что это увеличит его шансы на победу в конкурсе. Но самое главное, что теперь в этом напрямую заинтересовано и ФГУП «Рособоронэкспорт», ставшее владельцем 66% акций ВСМПОАвисмы. Глава этого ведомства Сергей Чемезов, занявший место председателя совета директоров титановой корпорации, заявил: «Мы очень хотим создания особой экономической зоны “Титановая долина”. Рособоронэкспорт уже обратился к правительству с этим вопросом. Занимаемся оформлением документов, чтобы объединить в этой зоне все самые современные предприятия».

Амбициозный проект - «Титановая долина» предполагает создание промышленно-производственной особой экономической зоны (ОЭЗ) на территории между Верхней и Нижней Салдой в Свердловской области, рядом с основными производственными мощностями ВСМПОАвисмы. ОЭЗ будет специализироваться на выпуске оборудования из титана и нержавеющей стали, металлообработке, машиностроении и работать на нужды авиационной и космической промышленности, судостроения, энергетики, цветной металлургии. Там же предполагается разместить СП ВСМПОАвисмы и американской корпорации Boeing по выпуску готовых деталей для самолетов. Кроме того, о желании стать резидентами зоны заявили ряд крупных иностранных компаний - Snecma, Rolls Royce, YamahaMotors. Российские инвесторы пока молчат, но можно предположить: когда проект вступит в фазу реализации, желание появится, ведь по условиям ОЭЗ предприятия, работающие на ее территории, на пять лет освобождаются от части налогов и таможенных пошлин. По предварительным оценкам, стоимость проекта - 12 млрд рублей.

Дадим стране трубы

Проект недаром назван по аналогии с Силиконовой долиной. По замыслу, он должен произвести настоящий переворот в уральской промышленности: появятся современные производственные мощности, увеличится доля продукции высоких переделов, повысится конкурентоспособность. Более того, свердловское правительство намерено также разместить в ОЭЗ производство горношахтного, металлургического и нефтегазового оборудования, что позволит уральским предприятиям усилить свои позиции на этих рынках. Сроки реализации проекта пока не определены. В министерстве экономики Свердловской области сообщили, что полностью подготовили пакет документации для «Титановой долины» и теперь ждут объявления конкурса на получение статуса ОЭЗ. Предполагалось, что он пройдет в октябре, однако министерство экономического развития и торговли РФ сообщило, что уже не успевает организовать отбор заявок до конца 2006 года. Скорее всего, он состоится в начале 2007го. У «Титановой долины» неплохие шансы на успех.

Спрос на ТБД в России будет расти. Если в этом году потребление составит примерно 1,5 млн тонн труб, то в 2009м - уже 2,5 млн тонн. Основная причина роста спроса - оживление строительства магистральных нефте- и газопроводов. Газпром строит Северо-Европейский (СЕГ) газопровод; Транснефть ведет строительство магистрального нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). По самым приблизительным подсчетам, только в этом году два монополиста потратят на магистральные трубы 1,5 млрд долларов. Эти деньги поделят между собой Харцызский трубный завод (Украина), Челябинский трубопрокатный завод и ОМК. Но дело в том, что заготовку для ТБД отечественные металлурги импортируют, а тонна толстого и широкого листа на мировых рынках стоит 800 - 1200 долларов. Таким образом, затраты на него составляют не менее половины выручки производителей ТБД. Чтобы заместить импорт, российские металлурги решили сами заняться производством заготовки.

Идея, возникавшая несколько лет назад, в нынешнем году возродилась с неожиданным размахом. О строительстве стана-5000 заявили сразу четыре компании: Магнитогорский меткомбинат (ММК), «Металлоинвест», Объединенная металлургическая компания (ОМК), Трубная металлургическая компания (ТМК). Кроме того, «Северсталь» модернизирует старый советский стан500 На первый взгляд, металлурги поступают совершенно логично.

Между тем если все проекты дойдут до финиша, то получится, что к 2010 году в России будет сразу пять станов. Даже в условиях растущего внутреннего спроса на ТБД это слишком много. Очевидно, что компании, которые получат заказы от Газпрома и Транснефти, смогут окупить свои затраты, остальные - нет. Выход на мировой рынок в этом сегменте для российских металлургов проблематичен: сейчас он занят немецкими и японскими производителями. Таким образом, вкладывая в новое производство 4 - 5 млрд долларов, металлурги серьезно рискуют.
Уральское «нет» налоговым мошенникам

Проекты уже находятся в стадии реализации. Так, ОМК представил план строительства: сталеплавильное производство будет размещено на Чусовском металлургическом заводе (Пермский край), а сталепрокатное - в городе Выкса (Нижегородская область). А «Металлоинвест» и ММК заключили договоры с немецкой компанией SMS Demag AG на поставку оборудования для стана-500

Фролов считает, что действующий механизм уплаты НДС тормозит отечественную экономику и является кормушкой для коррупционеров и криминала. В теории фирма, поставляющая продукцию за рубеж, уплачивает сумму начисленного налога в бюджет, и через некоторое время государство возвращает ей эту сумму. На практике НДС не возвращается до тех пор, пока компания не даст взятку нужному чиновнику или не обратится в суд. На все эти «проволочки» уходят многие месяцы, а иногда и годы.

Президент Ассоциации «Налоги России», доктор экономических наук, профессор Владимир Фролов предложил правительству России резко, почти в два раза - с 18 до 10%, снизить налог на добавленную стоимость и при этом отменить существующие льготы по уплате этого налога.

В то же время криминал в сговоре с таможенными органами поставляет за рубеж всякую дребедень - кругляк, к примеру, декларируя при этом, что грузом являются особо ценные изделия. При этом поставщикам, «потрудившимся в поте лица», государство должно также вернуть из бюджета НДС. Таким образом, преступники получают навар за несуществующий товар.

В итоге у экспортеров вымываются оборотные средства.

По Фролову, Россия скопировала европейский подход, но работает он здесь принципиально подругому. Собака зарыта в структуре экспорта. Мы экспортируем в основном энергоресурсы, черные и цветные металлы, оружие. В первых двух направлениях экспорта - минимальная добавленная стоимость, третье - и так сверхрентабельно. Вывод: мы стимулируем сферы, которые и без того хорошо развиваются, и не помогаем там, где нужно, тому же машиностроению.

- Я знаю, как надо осуществить реформирование налоговой системы, сохранив при этом поступления в бюджет, - рассказывает Владимир Фролов и сравнивает сложившуюся в России практику с европейской, где также есть НДС и его возврат при экспорте. Но Европа в основном экспортирует продукцию машиностроения, что дает гигантскую добавленную стоимость. Поэтому европейцы поступают вполне логично, стимулируя эту отрасль.

Если его предложение будет воспринято и на этот раз, регион заработает неплохой репутационный капитал.

Фролов считает, что из объявленной ставки НДС в 18% реально в бюджет изза льгот поступает всего лишь 10%. Поэтому он и предлагает официально закрепить ее на таком уровне, при этом отменив все льготы. По его мнению, при уровне НДС в 18% экономика не развивается, а держится только благодаря «шальным» нефтяным и газовым деньгам. А вот если мы сделаем НДС в 10%, экономика полетит вперед на всех парах.
Надо сказать, профессору Фролову не раз удавалось «продавливать» свои идеи в сфере налогообложения. С 1992 по 1998 год он упорно доказывал необходимость отмены прогрессивной шкалы подоходного налога, и, как мы знаем, в итоге этот механизм был отменен.



Приход австрийцев неизбежно обострит конкуренцию междукрупными авиаперевозчиками на рейсах в Европу, часто используемыхпассажирами как транзитные. Сегодня из Екатеринбурга летают Lufthansa(Германия), British Airways, Czech Airlines - во ФранкфуртнаМайне,Лондон и Прагу соответственно. Весной планирует возобновить полетыв Будапешт венгерская авиакомпания Malev.


В екатеринбургский аэропорт Кольцово приходит новыймеждународный авиаперевозчик Ausspanian Airlines: с 28 марта триждыв неделю самолетами Boeing 737700 он начнет регулярное авиасообщениепо маршруту Екатеринбург - Вена. Как сообщили в пресс­службе AusspanianAirlines, представительство в уральской столице откроется в серединефевраля.

Председатель комитета по транспорту и связидепартамента промышленности администрации Пермской области Иван Дизерне подтвердил появившуюся в СМИ информацию о создании в Прикамьедочернего предприятия Аэрофлота для участия в приватизации «Пермскихавиалиний»: решение пока не принято. Но помимо Аэрофлота, предложениярегиональным властям о создании дочерних предприятий поступилиот «ВИМАвиа», «Уральских авиалиний», S7, UTair (ХантыМансийск). Все этиавиакомпании привлекает открытие рейсов на Москву, а обладминистрациязаинтересована в развитии региональных маршрутов.

Не менее острой видится конкурентная борьба и на самомприбыльном внутреннем направлении - московском. Директору по связямс общественностью ОАО «Аэропорт Кольцово» Юлии Федотовой пришлосьопровергать прошедшую в СМИ информацию о том, что с 1 февраляавиакомпания S7 (новая торговая марка «Сибири») откроет свой рейсЕкатеринбург - Москва: «Это желание “Сибири”, но договор намине подписан. Во­первых, мы поддерживаем нашу базовую авиакомпанию- “Уральские авиалинии”. Во­вторых, из Кольцово и так вылетают в Москвуежедневно десять рейсов, время расписано буквально по минутам.Возможности аэропорта не безграничны».


Закон, подписанный 31 декабря, вводит в обращение новыеакцизные марки. Однако их не успели напечатать. Кроме того, Федеральнаяналоговая служба не смогла в срок заказать достаточное число акцизов.Возникли проблемы и с предусмотренным новой редакцией программнымобеспечением единой государственной автоматизированной информационнойсистемы, которая должна учитывать движение продукции по каналам сбыта.

С 1 января 2006 года на всей территории Россиипрекратили работу производители алкогольной продукции. Причина- недоработки при вступлении в действие новой редакции федеральногозакона о госрегулировании производства и оборота алкоголя.

В Челябинскую область и Башкирию акцизы завезены,но предприятия их не получат, поскольку не вышли в свет подзаконныеакты, регулирующие механизм выдачи. На Средний Урал, по словам пресс-секретаря Управления федеральной налоговой службы по Свердловской области Надежды Коробейниковой,новые марки должны поступить до начала февраля. По данным лицензионнойпалаты Тюменской области, два из трех заводов алкогольной продукцииобласти заработают в конце января.

Компании пока не берутся оценивать финансовые потериот простоя. «Убытки сложно посчитать, так как мы не знаем, когдаприступим к работе, - говорит коммерческий директор Сарапульскоголикероводочного завода (Удмуртия) Кирилл Чечин.- Но могу сказать, что изза остановки всех ЛВЗ бюджеты Удмуртиис начала года уже недополучили около 2 млн рублей поступлений по НДСи акцизам». Если марки не придут на заводы в ближайшее время,алкогольный рынок, по словам Чечина, могут заполнить низкокачественныйимпорт и подпольная продукция.

Екатеринбург - Ижевск - Челябинск - Уфа - Тюмень

Дефицита алкоголя пока не наблюдается. Многие компаниипредвидели январский кризис и еще в конце 2005 года увеличили выпускпродукции.



Главная страница / Архитектура отрасли