Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Много бума из ничего

В самом конце марта в полпредстве президента в УрФО состоялось заседание межведомственной рабочей группы по нацпроекту «Доступное жилье». В центре его внимания были наиболее актуальные вопросы - ценовая политика в строительной сфере и развитие стройиндустрии. Подавляющее большинство показателей в УрФО (ввод жилья, объем ипотечных кредитов, количество молодых семей, купивших жилье с использованием субсидий, и т.д.) превысили в 2006 году как среднероссийские, так и плановые региональные, согласованные с Минрегионразвития. Это можно было бы считать успехом, если бы не поведение цен. По данным полпредства, средняя цена квадратного метра на рынке нового жилья в декабре 2006 года составила 32,9 тыс. рублей, что в среднем по УрФО на 32,7% выше цены января того же года. Это в принципе много. А рост в областных центрах можно считать взрывным: метр в новом жилье подорожал от 1,5 раза в Кургане до трех в Екатеринбурге (зашкалил за 60 тыс. рублей).

Владимир Пономарев

Условия ведения бизнеса в строительстве, по мнению участников рынка, ухудшились. Причина в том, что положительные изменения, заложенные, например, в законодательстве, могут дать эффект лишь по истечении многих лет. А чиновники, жаждущие выполнить «волю президента», требуют повышения результативности уже сейчас. На условиях анонимности генеральный директор одной из строительных компаний Екатеринбурга рассказывает: «Сегодня все считают, что запущен национальный проект, и жилье стало строить легче. Но работать - все тяжелее. Наступил период выборных баталий, депутаты пытаются завоевать дешевый авторитет у народа, и нам приходится много сил тратить на то, чтобы во всех инстанциях давать объяснения и обоснования по давно утвержденным и согласованным проектам. Например, приходит депутатский запрос: жильцы близлежащих домов якобы обратились по поводу того, что мы нарушаем правила работ на стройплощадке. На эти запросы реагируют во всех инстанциях. Экспертиза начинает нервничать. Если бы запрос пришел на день позже, нам бы все подписали. А так начинают придираться к документации, из ничего формируют список замечаний, на которые нам приходится отвечать. Абсурд».

Основная причина подъема цен - диспропорция спроса и предложения. Объемы нового строительства в УрФО выросли в 2006м по сравнению с 2005м на 17,7% (введено около 4,2 млн метров жилья). Но динамика спроса - все равно выше. Взять ту же ипотеку, объемы которой за 2006 год увеличились в 2,3 раза. Причем если спрос поднимается во всей России, то предложение во многих регионах расширяется значительно скромнее, чем на Урале, в среднем - всего на 7%.

Партия сказала…- Владимир Николаевич, как можно в двух словах подвести итоги полутора лет реализации жилищного нацпроекта?

Почему национальный проект пока вылился лишь в усиление бюрократического давления на строителей? Как вышло, что через полтора года после того, как зазвучали слова о «доступном и комфортном жилье», оно стало еще недоступнее? Об этом мы говорим с вицепрезидентом Ассоциации строителей России Владимиром Пономаревым.

- Почему так получилось?

- Мы получили следующий результат: в 2006 году цены на жилье росли в 1,5 раза быстрее, чем в предыдущие годы, - 42% в среднем по России. Цены на вторичном рынке практически во всех регионах сравнялись с ценами на первичном рынке, а во многих - обогнали их.

Второй стратегический просчет: мы не проанализировали, насколько вообще готовы к реализации нацпроекта в заявленных масштабах. Не политически готовы, с этим все в порядке, а практически. Достаточны ли мощности строительного бизнеса, хватит ли стройматериалов и так далее. Все это мы начали анализировать уже на марше.

- Есть несколько причин. Первая: мы запустили национальный проект с ходу на всей территории России, не опробовав его на практике. С моей точки зрения, нужно было следовать в мировом русле: запускать пилотные проекты в отдельных регионах, обкатывать их, исправлять недочеты, а уже потом начинать национальный проект.

А команда прозвучала - бегут выполнять. Это субъективный фактор, так было всегда и, наверное, еще долго будет. Поэтому объявление нацпроекта, то, что президент четко охарактеризовал строительство как приоритет, - очень ценно. Это привело к значительной активизации усилий региональных и муниципальных властей. Многие регионы, например, ускорили разработку генеральных планов, начали выделять деньги на инвестиционно-строительные объекты из местных и региональных бюджетов.

Наконец, слишком жесткие шли команды сверху. У нас вообще сигнальная система управления. Пока первое лицо (президент, генсек, царьбатюшка) не даст отмашку, все сидят, в носу ковыряют.

- А сами цифры, повашему, реальны? Будет жилье доступным в 2010 году?

По-хорошему, стоило на этом и остановиться. Но власти пошли дальше: установили количественные параметры - нужно довести ввод жилья к 2010 году до 80 млн кв. метров. И сверху стали настойчиво требовать: «Дайте нагора квадратные метры».

В итоге во многих регионах возродилась советская практика приписок. Не важно, что делаем, важно - как отчитываемся. Статистику ввода метров натягивали разными способами. Спешно сдавали дома без подключений к инженерным коммуникациям. Все, что было построено ранее, но не зарегистрировано - индивидуальное жилье, дачные кооперативы - спешно регистрировалось. Все эти метры в итоге вошли в отчеты «об увеличении ввода жилья в рамках реализации нацпроекта».

- Конечно, нет, и это всем понятно. Требуется значительно большее время, и уже говорят о том, чтобы продлить срок до 2012 года, потом наверняка будут продлевать еще. То же можно сказать и про 80 млн метров ежегодного ввода. Во-первых, 80 миллионов нам недостаточно, а, вовторых, мы и их не построим. Но эти контрольные показатели существуют, сверху требуют их выполнения, и на местах выполняют как могут.

- Я опираюсь на высказывания, в том числе губернаторов ряда регионов. Они говорят, что вынуждены это делать.

- Практика приписок - это предположение или вам известны факты?

- По нашим оценкам, в некоторых регионах не менее 10%. Поэтому цифры увеличения ввода жилья, которые оглашаются сейчас, вызывают у нас сомнения.

- Каков масштаб приписок?

- Проблема в том, что в национальный проект заложен ряд глобальных структурных преобразований. В первую очередь это относится к пакету законов и поправок, принятых незадолго до официального старта проекта. Например, пресловутый 214ФЗ «О долевом строительстве», изменения в земельном законодательстве, Жилищном и Градостроительном кодексах и так далее. То же можно сказать о федеральном законе «О техническом регулировании». Поменялись нормативная база, организационные цепочки, схемы финансирования. Более того, старт национальных проектов совпал с административной реформой. Вместо полноценного ведомства Госстрой России появился «урезанный» Росстрой. Ушли кадры, нарушилась преемственность, снизилась управляемость. В таких условиях стартует национальный проект, который обещает повысить благосостояние населения: в данном случае это увеличение объемов ввода жилья, с тем чтобы оно стало доступнее. Хотя всем понятно: во время структурных реформ, революций благосостояние населения не растет.

Разберемся по понятиям- А почему не получилось на самом деле существенно увеличить ввод жилья и предложение на рынке?

- Абсолютно точно, сто процентов. Более того, сама трактовка термина «доступное» внесла дополнительную неразбериху. В английском языке есть два термина, означающие доступность - «affordability» и «accessibility». Первый имеет в вопросах жилищного обеспечения социальную направленность и трактуется как возможность обеспечения адекватным жильем тех категорий населения, которые не могут самостоятельно его приобрести на рыночных условиях. Это синоним социального жилья. У второго совершенно иное наполнение - это достаточное предложение жилья на свободном рынке для всех рыночных механизмов его приобретения или аренды. Очевидно, что в программе «Жилище» в термин «доступность» авторами заложено в основном значение создания достаточного рыночного предложения для различных платежеспособных вариантов. В результате термин «доступное» воспринимается как «все смогут купить». Он напрямую ассоциируется с ситуацией на рынке, когда жилья много и оно дешево. А так не получается.

- Согласитесь, национальный проект преподносился не как реформа, не как комплекс структурных преобразований, а как набор механизмов, которые очень быстро (пять лет для строительства - срок очень короткий) повысят именно благосостояние. Может быть, в этом и состоит ключевая проблема: несоответствие PRкампании нацпроекта его внутреннему содержанию?

- Это вполне совместимые понятия. Просто нужны реальные цифры, от которых можно отталкиваться при определении. А цифры, по идее, должны были появиться на стадии подготовки, при осуществлении пилотных проектов, о которых я говорил. Например, мы определяем, что доступным будет жилье, которое человек со средним достатком может купить за пять лет. Получаем стоимость.

- А как вы оцениваете определение «комфортное»? На мой взгляд, «доступное и комфортное» - своего рода оксюморон…

- Мне кажется, что у наших архитекторов просто нет стимула делать максимально качественный продукт за минимальные деньги. Элементарно нет проектов, современных технологических решений…

А потом приходят архитекторы и говорят, какой комфорт они могут за эту сумму обеспечить. Естественно, речь в данном случае идет о минимальном комфорте, это не «жилье повышенной комфортности» в понимании риэлторов.

Лучше поздно, чем никогда- Вы говорите: «мы начали проект, не опробовав его», «мы забыли второе значение слова доступность»… А кто это - «мы»? Строители тоже? Ведь нацпроект возник не мгновенно. Он разрабатывался, готовился. Ключевые ошибки не могли быть не видны профессионалам. Нужно было звонить во все колокола, говорить, что делается не так и как надо делать. Строители пытались? А если пытались, то почему не получилось?

- Ошибаетесь, море проектов. Просто пока они не востребованы. Если старые хрущевки продаются за сумасшедшие деньги, зачем строить что-то необычное? Как только в подобных решениях возникнет необходимость, их достанут из столов.

- То есть вас, я имею в виду не вас лично и не ассоциацию, а строителей в принципе, к обсуждению не допускали?

- Пакет законов, который лег в основу нацпроекта, готовился крайне кулуарно…

- Что именно?

- К реальному обсуждению предметных вопросов - нет. Если и приглашали на какие-то заседания, то только для того, чтобы поставить галочку: вот они там сидели. Но что бы строители ни говорили, их мнение не учитывалось. Вспомните, сколько общественные организации, профессиональные объединения строителей, СМИ и просто представители строительных компаний говорили о том, что 214й ФЗ не работает. Ктото прислушался? А закон до сих пор не работает. При создании национального проекта был нарушен диалог между властями с одной стороны и профессионалами, бизнесом с другой. И только с приходом «на нацпроекты» Дмитрия Медведева что-то начало вырисовываться.

- Что сейчас нужно сделать, чтобы предложение жилья увеличивалось, а его доступность росла?

- Стало более конструктивным взаимодействие власти и бизнеса. Достаточно активно профессионалы сейчас участвуют в рабочих группах, которые созданы для корректировки нацпроекта. Это сложно выразить в каких-то цифрах, но чувствуется изменение отношения, атмосферы. Оно пока еще неявное, осторожное такое вовлечение. Осторожное, наверное, потому, что есть недоверие по отношению к строителям, опасение: а вдруг они не поддержат?

Второй. Должны быть окончательно решены вопросы обустройства инженерной инфраструктуры за счет государства, субъектов РФ, муниципалитетов. Нужно четко разделить: кто и сколько вкладывает исходя из объективных возможностей. Причем эти расходы не должны ложиться на покупателей квартир.

- Нужно решить два глобальных вопроса. Первый. Государству надо понять: если оно по конституции взяло на себя задачу обеспечения населения жильем вне зависимости от уровня доходов, эту задачу нужно выполнять. Ведь то, что происходит сейчас, когда людям выдаются вместо квартир какие-то субсидии, которые слабо соотносятся со стоимостью жилья, это лукавство. Государство должно стать прямым инвестором строительства жилья для малоимущих слоев. Например, в Казахстане государство посредством госкредитов участвует в строительстве. Кажется, что это не рыночный инструмент, но это не так. На рынке инвестор является главным действующим лицом, и не важно - частный он или государственный. Инвестор определяет, куда ему вкладывать, какая прибыль его устроит и т.д. У государства та же цель - извлечение прибыли. Только у него прибыль другая - увеличение благосостояния народа.

- Во-первых, эту практику никак нельзя назвать массовой. Во-вторых, с точки зрения увеличения доступности толку от этого нет, потому что потом площадки реализуются на аукционах, а деньги, что застройщик потратил при покупке, вкладываются в стоимость жилья. Нужно сделать так, чтобы коммуникации не утяжеляли стоимость строительства. В том же Казахстане, например, государство вкладывает деньги в инфраструктуру, а затем возвращает их за счет эксплуатации построенных сетей через тарифы ЖКХ.

- Но в последнее время декларируется, что бюджеты инвестируют в подготовку площадок.

- Плохо. Государственные компании - это государственный монополизм. Здесь я абсолютно согласен с Германом Грефом и Дмитрием Медведевым: не дело государства заниматься бизнесом. В качестве игрока на рынке любая государственная компания менее эффективна, чем частная. И мы это видим на примере Газпрома и других государственных корпораций. Повторю: государство должно стать инвестором и заказчиком жилья для малоимущих слоев общества.

- А как вы относитесь к идее создания государственных строительных компаний?

- Для примера можно привести практику США. Государство выделяет деньги структурам, которые выступают заказчиками (по функциям они схожи с нашими старыми УКСами). Они проводят тендеры для подрядчиков, жестко торгуясь за конечную цену. На заказах, взятых на коммерческом рынке, подрядчики зарабатывают больше, но «госзаказ» им тоже выгоден: они получают значительный фронт работ. Помните, мы говорили о комфортном жилье за минимальные деньги? Вот в таких условиях экономичные проекты и становятся востребованы. В Америке выделяется на строительство социального жилья 20 млрд долларов государством и еще 20 муниципалитетами, поэтому там нужны лучшие проекты в разрезе цена - качество. Проектные бюро и строители жестко конкурируют, чтобы поучаствовать в освоении этих денег.

- Как конкретно вы представляете подобный механизм?

- Да, это потенциальный источник коррупции. В условиях дефицита это неизбежно. Естественно, должны быть очень четкие правила, нормативы, кому можно предоставлять это жилье по сниженным ценам. Нужен жесткий общественный контроль. Но при условии соблюдения законности это самый действенный путь. И он сразу даст эффект - и экономический, и политический.

- Мне приходилось обсуждать подобные механизмы с игроками рынка. Один из них посчитал такую систему бессмысленной. Он сказал: если государство построит жилье за свои деньги и станет продавать его по низким ценам, я просто куплю его и перепродам по рыночным. Не окажется ли такая схема очередной кормушкой для взяточников и спекулянтов?

- Экономический эффект тоже возникнет. Допустим, подрядная организация строит 10 тыс. метров и содержит определенную управленческую структуру. А если она начнет строить 100 тыс. метров, она будет содержать, конечно, большую структуру, но никак не в десять раз. Поэтому если подрядчик строит 10 тыс. метров в год для рынка, и дать ему возможность строить еще 100 тыс. по заказу государства, то средняя себестоимость его продукции уменьшится. Следовательно, появятся объективные предпосылки для снижения цен. Кроме того, получив крупный госзаказ, компания сможет увеличить материальную базу, нанять новых рабочих. Это очень важно, ведь по большому счету компании строят сегодня столько, сколько могут. Надо дать им возможность смочь больше.

- Ну с политическим понятно. А вот насчет экономического… Все это относится к малоимущим. Но ведь сейчас и без малоимущих спрос слишком высок. Цены растут именно на рынке изза того, что платежеспосбный спрос намного превышает предложение. Кроме того, существует очень широкий слой людей, которых к льготникам не отнести, но купить квартиру они все равно не могут. Как повышать доступность жилья в значении «купить на рынке»?

- То, что ипотека усиливает спрос и является одним из факторов, увеличивающих цену, - факт. Но дело не в переоценке роли ипотеки, а в недооценке увеличения предложения. Можно приостановить развитие ипотеки. Но в этом случае, когда появится предложение на рынке, мы упремся в другую проблему: не будет платежеспособного спроса изза того, что кредиты окажутся очень дорогими. Не нужно ее ограничивать. Но и стимулировать дополнительно не стоит. Идеи о том, чтобы, к примеру, субсидировать процентную ставку до 8% для всех, я не поддерживаю. Для отдельных категорий, условно «стабильно, но недостаточно зарабатывающих», - можно. Для всех нельзя: это стимулирование инфляционных процессов и спекуляции. Да и нагрузка на бюджеты будет возрастать в геометрической прогрессии, что создаст большую опасность изза долгосрочного характера ипотечных кредитов. Например, в Венгрии с этой проблемой столкнулись реально.

- Увеличение предложения на рынке потребует значительных усилий. Может быть, пока ограничить спрос? Хотя бы перестать подогревать ипотеку…


Российские делегаты форума заявили: новое Соглашение должно основываться на том факте, что Россия вряд ли когда-нибудь войдет в состав Европейского Союза, значит, к ней нельзя подходить с теми же мерками, что и к странам-кандидатам.

В 1994 году утопающий в зелени греческий остров Корфу вошел в историю мировой геополитики: на нем было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом, вступившее в силу в ноябре 1997 года сроком на десять лет. Этой осенью в отношениях между сторонами начнется новый этап: либо действующее Соглашение будет продлено, либо появится другой документ, учитывающий реалии сегодняшнего дня, с четкими правилами дальнейшего сближения двух мощных игроков мирового геополитического пространства.России и ЕС необходим новый вариант Соглашения: этот тезис прозвучал в октябре прошлого года в Дрездене на российско-немецком форуме «Петербургский Диалог». Исходя из того, что в первой половине 2007 года Германия будет председателем в Совете Евросоюза, дрезденскую встречу назвали «Европейская ответственность Германии и России». Интеллектуальные элиты двух стран признали: некоторые положения Соглашения серьезно устарели. Например, в бумагах, подписанных на Корфу, указано - Россия должна внедрить принципы рыночной экономики, но это условие давно выполнено.

Специальный проект «Евросоюз - Урал», предлагаемый вашему вниманию, появился по инициативе и при поддержке Генерального консула ФРГ в Екатеринбурге Тило Клиннера. Работая над проектом, мы поразились, насколько похожи проблемы, которые волнуют общественность России и Европы: от падения рождаемости и роста наркомании до экологии, энергосбережения и реформирования старопромышленных регионов.

Но что должно стать основой сотрудничества России и Европы в XXI веке? В последние годы складывается вполне конкретный и рациональный фон для выстраивания отношений. Его в частности создает взаимодействие в сфере энергетической безопасности и реализация совместных инвестиционных проектов. Европа нуждается в российском сырье - это факт. России же следует научиться перенимать европейский опыт.



Вкомплекс войдут: четырехзвездная гостиница на 230 - 250 номеров под управлением международного гостиничного оператора Rezidor SAS; 14этажное офисное здание класса B+ (арендопригодная площадь 11 тыс. кв. м); около 30 элитных жилых апартаментов (от 70 до 150 кв. м); конгрессцентр (1,8 тыс. кв. м); многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс (3 тыс. м) предположительно под управлением оператора World Class и прочая бизнесинфраструктура.

Утвержден проект строительства многофункционального гостиничноделового комплекса в центре Тюмени

Сумма инвестиций оценивается в 95 млн долларов. «ПартнерИнвест» уже вложил 6 млн долларов. Рассматриваются различные варианты внешнего финансирования, включая продажу доли в проекте. По оценке генерального директора ООО «ПартнерИнвест» Алексея Круковского, необходимо привлечение внешних инвестиций объемом минимум 60 - 70 млн долларов сроком на семь лет. Предполагаемый срок окупаемости проекта 9 - 10 лет.

Инициатор проекта - одна из крупнейших тюменских инвестиционно-строительных компаний ООО «ПартнерИнвест» (входит в холдинг «Партнер»). Ведущий менеджер - московская ИДК «АЛУР», генеральный проектировщик - AEDAS (четвертое из крупнейших архитектурных бюро в мире). Под комплекс уже получен землеотвод 0,7 га в административно-деловой части города, подводятся внешние инженерные сети. Строительство начнется во втором квартале 2007го, закончится предположительно в начале 2009го.

Таблица

Появление в Тюмени отеля под управлением международного оператора подтверждает тенденцию - иностранные игроки все активнее выходят на уральский рынок. Так, Rezidor SAS уже управляет трехзвездочным отелем «Park Inn» в Екатеринбурге, туда же приходит Hyatt International: строится пятизвездник «Hyatt». Прорабатываются проекты четырехзвездочной гостиницы «Новотель» под управлением Accor в Екатеринбурге и Holiday Inn под управлением InterContinental Hotels Group в Челябинске. По мнению гендиректора ИДК «АЛУР» Михаила Уринсона, такой интерес игроков к уральскому рынку объясняется дефицитом гостиниц и их относительно высокой доходностью.

Тюмень

Потенциал спроса и доходность номеров 3*ГородПотенциал спроса (номеров)Доходность на номер сутки,
долларов Тюмень118762 Челябинск154442 Екатеринбург056 Потенциал спроса и доходность номеров 4-5*ГородПотенциал спроса (номеров)Доходность на номер сутки,
долларов Екатеринбург846125 Тюмень391150 Челябинск45272


2007-й станет годом бума строительства кинотеатров. Участники рынка уверены: главное - открыть. А зритель найдется потом

: Андрей Порубов

Аналогичный ажиотаж и в других крупных городах УрФО. В Челябинске девятизальный мультиплекс «Синема Парк» заработал в декабре, вскоре должен открыться восьмизальник «Кино и домино». В Тюмени за прошедший год появилось 14 новых экранов.

23 января в торгово-развлекательном центре «Гринвич» в центре Екатеринбурга открылся кинотеатр «Титаник Синема» федеральной компании «ЕА - Синема» (бывший «Екатеринбург-Арт»). В сентябре начнет работу десятизальник «Екатерининский» (вторая очередь аквапарка «Лимпопо»). В течение года в городе также ожидается вступление в строй «Киноплекса» в ТРЦ «Карнавал», «Киномакса» в ТРЦ «Мегаполис». Готовятся к выходу на екатеринбургский рынок федеральные сети «DVI синема» и «Синема Парк».

Зритель - в последнем рядуС 2004 года рынок кинотеатров крупных городов Урала растет бешеными темпами: до 50% ежегодно. В основном - за счет многозальников и киноплексов. И динамика, и масштаб закономерны: в последние годы российское кино увеличило долю в отечественном кинопрокате до 30%. Расширение репертуара приводит к тому, что монозальные кинотеатры просто не могут продемонстрировать все новинки кинопроката. «Многие кинотеатры расширяются, увеличивают количество залов, это позволяет привлечь больше зрителей. Сегодня никто не будет строить однозальники. Кинотеатр с несколькими небольшими залами позволяет разнообразить репертуар, увеличить количество сеансов так, что фильмы будут начинаться каждые 15 - 20 минут», - рассказывает управляющий ООО «Киномакс» (Екатеринбург) Игорь Валиев.

Уже через полтора-два года выйти на рынок кинопоказа Екатеринбурга новым игрокам будет практически невозможно. В других регионах рынок насытится чуть позже (например, в Перми до сих пор действует только один многозальный кинотеатр). Вопрос: будет ли спрос на такое количество киноэкранов?

Между тем сильной конкуренции за зрителя между участниками рынка нет пока даже в Екатеринбурге - наиболее насыщенном кинотеатрами городе УрФО, региональном лидере по кассовым сборам. Количество постоянных зрителей невелико: житель крупного уральского города в среднем посещает кинотеатр раз в два года (для сравнения: в Москве - втрое чаще). Однако игроки уверены: зрителей будет больше. И сегодня стремятся застолбить место: через пару лет возможности выйти на кинорынок крупных городов не будет. «Мы работаем на будущее», - резюмирует Игорь Валиев.

- Емкость екатеринбургского рынка кинотеатров - около 500 млн рублей: расти есть куда. Но рынок расширяется в геометрической прогрессии, - рассказывает директор кинотеатра «Салют» Сергей Федяков. - Через год количество экранов на душу населения удвоится и мы, скорее всего, перегоним по этому показателю даже Москву.

- За прошедший год на тюменский рынок вышли три оператора: федеральная сеть «Синема Парк», региональные «Премьер» из Тюмени и Дом кино из Екатеринбурга, - рассказывает директор кинотеатра «Киномакс-Космос» (Тюмень) Валентина Яманова. - До этого в течение пяти лет мы были единственным первоэкранником и делили рынок с местными кинотеатрами второго экрана, «Современником» и «Темпом». Из 17 существующих залов 13 принадлежат сетевым игрокам.

Все на одного
Рынок кинопоказа развивается преимущественно в сетевом формате. «У сетевиков больше преимуществ перед одиночками, - говорит генеральный директор ООО “Интеркино” (Екатеринбург) Павел Угольков. - Им проще договориться с компаниями-дистрибьюторами. А с одиночками работать не так интересно: у них гораздо ниже оборот». На рынок Перми, Челябинска и Тюмени активно выходят федеральные и инорегиональные сетевые игроки. Похоже, в недалеком будущем они окончательно вытеснят местных операторов.

В Екатеринбурге федеральные и местные сети делят рынок примерно пополам. Общенациональных операторов три («Киномакс», «Инвесткинопроект» и «ЕА - Синема»), с выходом «Синема Парк» и «DVI синема» будет пять. Среди местных сетевых игроков выделяется «Премьерзал», который успешно занимает областные города Среднего Урала, Тюмень. В ближайшее время сетевиком станет и «Екатерининский». Второй кинотеатр компании будет построен в Оренбурге.

В последние два-три года федеральные сети активно выходят на региональные рынки и занимают там лидирующее положение. В Перми, как сообщила менеджер по рекламе ООО «Киномакс Пермь» Мария Уварова, пока работает один кинотеатр федеральной сети и три местных, но в ближайшее время на рынок собираются входить еще две федеральные сети.

- Естественно, мы стараемся чем-то выделиться на фоне других кинотеатров, - объясняет Игорь Валиев. - Но в любом случае основная задача - не привлечь зрителя в конкретный кинотеатр, а вообще увеличить аудиторию кинотеатров, изменить менталитет российского человека. Мы все стараемся этого добиться, устраивая всевозможные рекламные акции, популяризируя киноискусство.

- Конечно, местные операторы кинопоказа развиваются значительно медленнее федеральных, - считает генеральный директор киноцентра «Екатерининский» Илья Ярутин. - Но Екатеринбург - один из немногих городов России, в котором местные игроки настолько сильны, что готовы не только успешно конкурировать с федеральными, но и организовывать экспансию в соседние регионы. Мы тоже вынашиваем планы освоения кинорынка других регионов. К приходу московских коллег относимся спокойно. Реальную опасность для регионального кинорынка лет через пять-шесть составят транснациональные компании. Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге уже работают три мультиплекса американской компании National Amusements, интерес к российскому кинорынку демонстрируют Walt Disney и Warner Brothers. Понятно, что бороться с такими гигантами киноиндустрии в случае их выхода на местный рынок нам будет сложно. Операторы кинорынка считают, что жестко конкурировать между собой бесполезно.

Dolby как можешьРасположение в торгово-развлекательном комплексе сегодня обеспечивает кинотеатру высокую посещаемость.

- Нужно сделать так, чтобы ходить в кино, знать о последних новинках кинопроката стало модно, - поддерживает коллегу Сергей Федяков. - Только тогда кинозрителя хватит на всех.

Правда, многие игроки уверены, что мода на кинозалы в составе торгово-развлекательных центров скоро пройдет (см. «Один в поле») и через несколько лет в фаворе окажутся отдельно стоящие мультиплексы.

- Недостатка зрителей у нас не будет, - уверена Мария Бабанина, заместитель управляющего сети кинотеатров «Титаник Синема», расположившегося в ТРЦ «Гринвич». - Все конкурентные преимущества налицо: большая проходимость, удобное месторасположение центра, наличие парковки.

Скоро фильмы на пленке уйдут в прошлое: в борьбе за зрителя владельцы кинотеатров будут улучшать качество кинопоказа и перейдут на цифровой формат
К концу 2008 года уральский рынок кинотеатров будет заполнен. Большую его часть займут крупные сетевые игроки, местные и федеральные, представляющие универсальные многозальные кинотеатры. Участники рынка перейдут от экстенсивного развития к интенсивному. При развитии кинорынка и увеличении конкуренции монозальники, оставшиеся, как правило, еще с советских времен и расположенные в самых выгодных районах города, скорее всего либо исчезнут, либо уйдут в рыночные ниши с нестандартным репертуаром, в том числе авторского кино. Так, дорогу артхауса уже сегодня выбрал екатеринбургский кинотеатр «Совкино» (подробнее о прокате «другого кино» см. «Возвращение», «Э-У» № 3 - 4 от 29.01.07).


Следующий этап экспансии кинорынка начнется лет через семьвосемь (когда окупятся новые кинотеатры в городах-миллионниках). Крупные киносети начнут выходить в областные города с населением до 500 тыс. человек. Пока освоение городов второго эшелона («Киномакс» в Нижнем Тагиле и кинотеатр компании «Интеркино» в Сургуте) - скорее разведка боем.

В конкурентной борьбе за зрителя владельцы кинотеатров начнут улучшать качество кинопоказа: активно переходить на цифровой формат, устанавливать более качественное оборудование для воспроизведения звука. «В дальнейшем можно ожидать создания 4Dкинотеатров или залов, позволяющих сопровождать демонстрацию фильмов разнообразными эффектами, например запахами, трехмерным изображением - прогнозирует Мария Бабанина. - Пока в регионах есть только один такой кинотеатр в Казани, но, думаю, скоро они появятся и на Урале».

Кинорыночная терминологияМоноэкран - кинотеатр с одним экраном

Дополнительные материалы:

Мультиплекс - кинотеатр от 9 до 15 залов

Миниплекс - комплекс с количеством экранов от 2 до 8: в крупных городах УрФО таких большинство

Киноплекс - кинотеатр, расположенный в торговом или торгово­развлекательном центре

Мегаплекс - от 16 залов: единственный в России работает в Москве

Кинотеатры «второго экрана» - прокатывают фильмы через две­три недели после премьеры на «первом экране»

Кинотеатры «первого экрана» - выпускают фильмы в день премьеры по всей стране

Илья Ярутин, генеральный директор киноцентра «Екатерининский»:

Один в поле
Большинство мультиплексов в крупных городах УрФО входят в состав торгово-развлекательных центров. Но будущее за отдельно стоящими кинотеатрами

Илья Ярутин





Сергей Федяков, директор кинотеатра «Салют»:



- Кинотеатры и сейчас не сильно отличаются друг от друга репертуаром, в будущем ситуация вряд ли изменится. Цена билетов с усилением конкуренции, скорее всего, перестанет расти, да и сейчас она не играет особой роли при выборе кинотеатра. Поэтому основным конкурентным преимуществом станет высокое качество кинопоказа, которого сложнее добиться в формате киноплекса. Если возводить торгово-развлекательный центр с учетом всех технологических требований к качественному кинотеатру, это многократно увеличит стоимость строительства. Например, в строящемся здании нашего киноцентра (во второй очереди аквапарка «Лимпопо») высота потолков в залах будет десять метров. Это позволит установить там огромные экраны. Обычным торговым центрам просто невыгодно делать такие помещения: намного прибыльнее построить еще одиндва этажа и сдать их в аренду магазинам. То же касается качественной звукоизоляции: для нее требуются очень тяжелые и сложные конструкции межзальных стен, которые удорожат строительство ТРЦ. Качество кинопоказа в отдельно стоящем кинотеатре будет выше и завсегдатаи, скорее всего, отдадут предпочтение именно этому формату.

Сергей Федяков


дил по магазинам, совершил массу покупок и наконец «осел» в киноплексе.

- Наиболее удобный для зрителя формат - отдельно стоящий кинотеатр или кинотеатр в составе развлекательного (но не торгового!) комплекса. Конечно, наличие дополнительных услуг - точек общепита, бильярда, залов игровых автоматов - привлекает посетителей, но формат «покупай и развлекайся» - не для нашего зрителя. Люди идут в кинотеатр, как правило, целенаправленно. Они не покупают кино как товар, для них это - культурная акция, выход в свет. Я не совсем представляю, какое удовольствие можно получить после того, как похо



Главная страница / Архитектура отрасли