Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Золотой дождь

Идея создания агломераций включена в один из разделов концепции долгосрочного развития РФ, разработанной министерством. По словам заместителя директора департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования этого ведомства Максима Перова, в документе четко прописано совершенствование принципов многополярности, в том числе необходимость проектирования и строительства агломераций. Когда документ будет утвержден федеральным правительством, понадобятся проекты создания агломераций. Инициатива должна исходить от регионов: в федеральном центре разрабатывать проект, например екатеринбургской агломерации, не собираются.

В начале апреля одной из самых популярных тем в СМИ стало создание агломераций. Повод для заочной дискуссии дали заявления представителей Минрегионразвития РФ о создании в России мегаполисов за счет слияния областных центров с близлежащими населенными пунктами. В сообщениях чиновников прозвучал предварительный список из 14 крупных кандидатов в агломерации, которые в этом случае станут опорными точками страны и поднимут собственный статус до мирового уровня. УрФО по соотношению областных центров и потенциальных мегаполисов находится на первом месте: такую судьбу прочат трем из шести - Екатеринбургу, Тюмени и Челябинску.

Таким образом, концепция готовится, хотя идея обсуждалась только в кабинетах федеральных чиновников. Все это ставит под сомнение утверждение о том, что инициативы создания агломераций на практике будут исходить снизу.

- Каких-либо специальных конкурсов по отбору проектов создания агломераций не будет. В принципе городов, которые имеют потенциал роста до мирового уровня, немного, - подчеркивает Максим Перов. - Большее внимание уделяется инструментам федеральной поддержки той или иной агломерации. Нет такого общего подхода - деньги взять и потратить. Есть федеральные целевые программы, особые экономические зоны, проекты федерального инвестфонда… Система господдержки достаточно гибкая, был бы проект. Если такой проект разработает Екатеринбург, мы его обсудим. Если проект будет способствовать межрегиональному развитию, тогда те или иные его объекты смогут участвовать в программах финансирования. Но, конечно, это произойдет в том случае, если концепция регионального развития, в том числе создания агломераций, будет поддержана правительством РФ. Вероятно, это случится уже в этом году.

Провокация сверхуКонкретики действительно почти нет. Неразбериха начинается уже со списком потенциальных агломераций. Цифра 14 прозвучала в интервью федеральному СМИ Юрия Перелыгина, директора департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Минрегионразвития. В числе претендентов названы Иркутск, Красноярск, Челябинск, Тюмень, Екатеринбург, Новосибирск, Самара.

В муниципалитетах областных центров о существовании федерального проекта не слышали (а там между тем существуют собственные планы создания агломераций), в городах-сателлитах - и подавно. «Для нас объявление Минэкономразвития - новость неожиданная, - говорит помощник главы городаспутника Екатеринбурга Верхней Пышмы Андрей Ткачев. - На мой взгляд, подобные выступления - лишь попытка обозначить активную деятельность министерства. Пока никаких реальных разработок, директив, указаний нам не поступало». Ему вторит мэр другого екатеринбургского сателлита - Березовского Вячеслав Брозовский: «До сих пор нет никаких конкретных сведений по одной простой причине - этот план существует только в черновиках. Еще очень много времени необходимо для того, чтобы он появился».

С Тюменью и Челябинском тоже непросто. Председатель комиссии по городскому самоуправлению тюменской городской думы Павел Головин отмечает: «У Тюмени городов-спутников просто нет, ближайшие Заводоуковск и Ялуторовск расположены в 80 - 100 км. Поэтому укрупняться, скажем, по примеру Екатеринбурга у нас не получится. Последнее укрупнение Тюмени за счет присоединения близлежащих деревень и поселков произошло на рубеже 90х.

Критерии выбора не ясны. Из трех указанных уральских городов объективные предпосылки для создания агломерации есть только у Екатеринбурга. Кандидаты на слияние с ним - достаточно развитые Верхняя Пышма и Березовский, возможно Среднеуральск и Первоуральск. Хотя, по определению, например, пресс-службы администрации Первоуральска: «Город на большом отдалении от Екатеринбурга. Вряд ли даже за 20 лет удастся освоить те 37 километров, которые нас разделяют».

Схожая ситуация в Челябинске. Представитель тамошней мэрии лаконичен: «Все, что можно было объединить с Челябинском, объединили еще три года назад. Больше сливаться не с кем».

В результате население областного центра выросло, а экономика осталась на прежнем уровне: в деревеньках нет промышленных предприятий, следовательно, и налоги платить некому. В прошлом году городскую территорию расширили еще на 450 тыс. га, но уже без присоединения других населенных пунктов. По-моему, о присоединении можно вести речь только после того, как в эти муниципалитеты будут привлечены инвестиции и там начнут размещаться какие-либо производства, которые впоследствии начнут работать на экономику города».

Допустим, критерием отбора городов было не наличие мощных спутников и количество населения в них, а степень проработанности собственных проектов агломераций на местах. Тоже не выходит. Если верить источнику в екатеринбургской мэрии, «проект Большого Екатеринбурга разрабатывается ни шатко, ни валко. Примерное направление работы ясно, но перспективы создания такой агломерации совершенно не очевидны. Сами муниципалитеты не стремятся сотрудничать с мэрией Екатеринбурга в этом вопросе. Да и генплан развития областного центра до 2015 года рассматривает его фактически в нынешних границах. Слияния с окрестными муниципалитетами в нем нет».



Нечеткость критериев отбора и неокончательность списков закладывает бомбу под весь проект. Сотрудник одного из московских институтов, занимающихся урбанистикой, уверен: «Здесь скрыт большой политический риск. Городов второго и даже третьего порядка - хороших потенциальных кандидатов в агломерации - очень много. Я вам гарантирую, что как только появится какой-нибудь законопроект, в том же Совете федерации начнется просто буря, пойдут массовые жалобы со стороны городов: а чем мы хуже, почему не мы вошли в этот блок? Это может дезавуировать саму идею. Те, кто в агломерации не войдут, станут утверждать: некоторые, чтобы попасть в программу, деньги чемоданами раздают».

Для сравнения: администрация Пермского края разработала план создания агломерации вокруг Перми, включающей Добрянку, Полазну, Кукуштан, Краснокамск. Судя по активности, с которой власти продвигают его в средствах массовой информации, работы идут полным ходом. Но в перечислениях федеральных чиновников Пермь не звучала.

И вопросов больше, чем ответов. Непомерно сжатые сроки (20 лет), отрыв концепции от сложившейся демографической ситуации предвещают крупные управленческие проблемы в реализации идеи».

Но еще большая проблема - отсутствие четко сформулированных механизмов создания агломераций. В тюменской горадминистрации нам рассказали: «Информация о концепции носит достаточно общий характер. В ней есть рациональное зерно, но пока представлен только макет концепции без финансового и нормативноправового обеспечения.

- Механизм слияния не предложен, как он будет коррелировать с законодательством о местном самоуправлении, не понятно. Для глав областных центров идея создания агломерации - палка о двух концах. Понятно, что чем больше территория, тем больше бюджет. Но до мэров Москвы и СанктПетербурга, являющихся одновременно главами субъектов федерации, в региональных мегаполисах все равно не дотянуться. А наращивание влиятельности может сослужить мэрам плохую службу. Вопрос о назначении глав крупных городов по примеру губернаторов поднимался уже не раз, и идея укрупнения может ускорить принятие соответствующего закона.

Директор Института стратегического анализа и социального проектирования Эдуард Абелинскас отмечает, что не проработаны важнейшие политические вопросы:

Реакция снизуСтавилась ли на самом деле цель вызвать обсуждение на местах? Если да, то она достигнута. Эксперты живо откликались, мнения оказались максимально разнообразны.

В общем, агломерация - пока только замысел, о цельной концепции или руководстве к действию говорить не приходится. Вопрос: зачем Минрегионразвития выдало сырье? (В том, что это намеренный вброс информации в СМИ, уверены многие респонденты.) Есть две версии. Первая низкая: чиновники означенного ведомства с завидной периодичностью выстреливают малореализуемой, но глобальной идеей, чтобы показать, что работают. Вторая высокая: наверху понимают - концепция агломераций готовится на уровне федерации, но их создание должно идти по инициативе снизу. Это попытка привлечь к идее внимание общественности на местах, простимулировать муниципалитеты к более активной подготовке собственных проектов, к диалогу как с федеральными ведомствами, так и друг с другом.

В развитых индустриальных странах жители мегаполисов переезжают в соседние муниципалитеты, ближе к природе, при этом никто не жаждет слить, например, Беркли с СанФранциско. Наоборот, стараются сохранить самостоятельность небольших муниципалитетов. Создание крупных агломераций повлечет нарастание урбанизации, отодвинет леса от уральских городов и еще больше отдалит горожан от природы, негативно повлияет на показатели загрязненности воздуха».

У агломераций обнаружились ярые противники. Это в первую очередь экологи. Ольга Подосенова, координатор екатеринбургского отделения организации «Экозащита»: «Стремление к образованию городских агломераций, тем более к слиянию муниципалитетов, идет вразрез с мировыми тенденциями.

Представители администраций областных центров, наоборот, с энтузиазмом воспринимают возможность его ускорить. Начальник пресс-службы главы города Екатеринбурга Константин Пудов: «Да, процесс объединения городов идет, но пускать его на самотек нельзя. Потому что, несмотря на объединение информационных потоков и перемещение жителей из одного города в другой, существует формальное территориальное деление, обойти которое по законодательству невозможно. Так, глава Екатеринбурга платит надбавки екатеринбургским бюджетникам, но не сможет делать то же для бюджетников Верхней Пышмы или Березовского. Плюсы от слияния городов неоспоримы. Во-первых, повысится статус малых городов. Во-вторых, появятся новые площадки для застройки на межгородских пространствах. Втретьих, улучшится транспортная и логистическая структура. Так, сообщение между Екатеринбургом и городамиспутниками приобретет статус городского, следовательно, снизятся цены на проезд. Строительство ветки метро до Верхней Пышмы или троллейбусной линии до Арамиля перестанет казаться прожектом».

Руководитель проектов направления «Муниципальное экономическое развитие» Фонда «Институт экономики города» (Москва) Денис Визгалов считает, что от агломераций, созданных административными методами, проку не будет (см. «1:9 не в пользу агломераций»). По его мнению, процесс должен идти естественным путем.

Инфраструктурный компромисс Минэкономразвития не в первый раз фонтанирует сколь глобальными, столь и расплывчатыми прожектами. Один из наших респондентов навскидку припомнил два: «Сначала это была идея объединения регионов. Не того, которое мы сейчас наблюдаем, а совсем другого. Я видел карту под грифом министерства, где вся страна поделена на 16 крупных губерний. Предполагалось, что все они будут иметь одну столицу. Но поделены они были совершенно абстрактно. То есть понятно: сидят люди в кабинетах, чертят какие-то кружочкиквадратики и знать не знают этой огромной страны - чем она живет. Ингушетию предполагалось соединить с Северной Осетией: это там, где войска стоят вдоль улиц, и если их убрать, начнется резня… Камчатку хотели с Приморьем слить. Бедный губернатор: он только тем бы занимался, что летал на вертолете с одного края подотчетной территории на другой. Вторая идея, озвученная в начале прошлого года, не лучше: собрать весь ресурсный потенциал страны и вкопать его в инфраструктурный жгут между СанктПетербургом и Москвой. Сделать такую огромную полосу для развития. То есть ставить там новые города, селить людей, строить скоростные дороги, делать свободные экономические зоны с налоговыми льготами и прочим. Зависть, наверное, сработала: между НьюЙорком и Вашингтоном есть такое, а у нас нет».

Представители бизнеса традиционно воспринимают любые глобальные идеи властей со скепсисом, и потому от комментариев воздерживаются. Единственные, кто откликнулся, - предприниматели, чья деятельность связана с транспортом и логистикой (уже сейчас ясно, что эти отрасли получат дополнительные импульсы вне зависимости от того, какие механизмы создания агломераций будут выбраны). Челябинский эксперт по развитию транспортных систем Яков Гуревич: «При объединении городских агломераций в единую административную единицу появятся новые возможности для оптимизации и развития транспортных систем и логистики. Приведу пример: первым в России опытом транспортной системы мирового уровня может стать линия скоростного трамвая, связывающая строящийся район Академический с центром Екатеринбурга. Существует множество стимулов и возможность сделать это к саммиту Шанхайской организации сотрудничества 2009 года. В то же время подобная система, предназначенная для связи “Золотой долины” с центром Челябинска, неизбежно будет сталкиваться с административными проблемами, поскольку “Золотая долина” находится за чертой города. Агломерации снимут подобные препятствия».

И их позиция напрямую связана с механизмами агломерирования, статусом самих агломераций и разграничениями полномочий внутри них.

Идея с агломерациями при всей непроработанности - все же не такой оголтелый прожект. Во-первых, если «губернии» и «инфраструктурный жгут» - образования надуманные, то агломерация - процесс естественный, идущий постоянно. Вопрос лишь в том, подталкивать его или нет. Во-вторых, сложно себе представить, кто бы стал поддерживать реализацию первых двух идей. А у агломераций есть минимум одна влиятельная группа сторонников - политические элиты крупных городов, потенциально способных стать центрами агломераций. В конечном счете, перспектива реализации проекта во многом зависит от того, будут ли поддерживать агломерации муниципалитеты политические элиты городов-спутников.

И дело не только в том, что политические элиты не захотят терять самостоятельность и власть. Член научнометодического Совета по региональному развитию МЭРТ РФ, директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин: «Уровень жизни в сателлитах порой выше, чем в центральном городе. В Свердловской области, например, в этом плане больше всего опасений у Верхней Пышмы. За счет Электрохимкомбината, других предприятий, она очень активно развивается в социальном и экономическом плане. Люди там опасаются, что планка может снизиться» (см. «Крепить связи»).

Механизм первый: административное объединение (спутники вливаются в «большой город», утрачивают самостоятельность и собственные бюджеты и становятся районами). Подобный вариант по существующему законодательству не реализовать без согласия поглощаемых муниципалитетов. А согласия добиться непросто. Глава городского округа Верхняя Пышма Юрий Яковлев: «Высказывать собственное мнение по этому вопросу сложно. Понятно, что если будут приняты нормативноправовые документы, мы будем их выполнять. Но одно дело - быть самостоятельным муниципальным образованием с собственным бюджетом и возможностью принимать независимые решения по ряду вопросов, и совсем другое - районом Екатеринбурга. Естественно, в каждом деле есть и свои плюсы, но минусов тут, на мой взгляд, больше».

Но и рост инфраструктуры - не абсолютное благо. Ее форсированное развитие может усилить процессы перетока ресурсов (прежде всего человеческих и финансовых) из спутников в центр. Полноценной агломерации не получится: центр будет пухнуть, а спутники превратятся в аналог спальных районов. Чтобы этого не произошло, параллельно с процессом агломерирования (а лучше до него) должно идти усиленное создание центров притяжения капитала (бизнесов, рабочих мест, культурных и досуговых объектов) в малых городах. В идеале перетоки всевозможных ресурсов между спутниками и центром должны уравновеситься.

Второй вариант механизма, с нашей точки зрения, - достойный компромисс между интересами большого и малых городов. Вячеслав Брозовский: «Я за политическое объединение с разделением хозяйственных полномочий. Все вопросы по хозяйству (транспорт, строительство дорог, мелкие инвестиции, местечковый бизнес) должны решать руководители маленьких городов, а представительские и политические функции, вопросы крупных инвестиций взяли бы на себя мэры (либо команда управленцев) головного города». При таком раскладе возможно создание дополнительных бюджетов агломераций (при сохранении бюджетов участников), средства которых пойдут в основном на развитие инфраструктуры, что, по мнению многих, принесет пользу и центральным городам, и спутникам.

Дополнительные материалы:

Наконец, чтобы агломерации создавались в интересах населения, формирование проектов реально, а не на словах должно идти снизу: от спутников - в центральные города, оттуда - на уровень федерации. Практика многих структурных преобразований показывает: спускаясь сверху, многие адекватные новации неизбежно искажаются, а поставленные цели и задачи не выполняются, часто потому что приказ сверху неадекватен местным реалиям. «Я надеюсь, что идеи с агломерациями - не вердикт государства, а приглашение к дискуссии всех заинтересованных сторон», - закончил беседу с нами один из экспертов. Присоединимся.

1:9 не в пользу агломераций
Руководитель проектов направления «Муниципальное экономическое развитие» Фонда «Институт экономики города» (Москва) Денис Визгалов уверен: административные, финансовые и прочие усилия следует направить не на укрупнение точек, а на создание связей между ними

- От идеи создания агломераций у меня есть и хорошие ожидания, и плохие. Причем соотношение первых и вторых - один к девяти. Хорошо то, что государство наконец-то увидело в крупнейших городах локомотивы экономического роста, на которые нужно делать ставку в развитии страны. До этого ничего подобного не говорилось, наоборот, считалось, что у крупных городов и так все хорошо и особо заниматься ими нет необходимости. Сегодня все крупные города как раз от такой политики и страдают. Там находятся огромные скрытые ресурсы развития, которые никак не используются. Надо создать условия, чтобы они заработали. Нужно качественное административное сопровождение экономического роста. И то, что государство обратило внимание на проблемы развития городов, я считаю первым шагом на пути к этому. На этом все хорошее заканчивается.

Денис Визгалов

Непонятно также, почему объектами для «развивания» выбраны и без того успешные региональные столицы. Чтобы увеличивать их «отрыв» от соседних территорий? Логичнее было бы найти на карте несколько десятков крупных сел, которые находятся в узлах инфраструктурного каркаса страны, но им действительно не хватает ресурсов для самостоятельного развития, и растить из них города.

Теперь об опасениях. Мне непонятна сама идея подобного агломерирования сверху - административного накачивания городов какими-то функциями, управленческого насилия над территориями. Если агломерации успешны, то они без всякого специального проекта растут. Трудно себе представить, что существовала какая-то государственная программа превращения, например, Чикаго в агломерацию. Рынок сам разберется, какому городу быть агломерацией, а какому нет. Мировая практика показывает: агломерации, вырастающие сами по себе, наиболее успешны и по качеству жизни, и по роли, которую они играют в стране. Искусственные агломерации редко оправдывают ожидания.

Крепить связи
О видении реализации проекта укрупнения городов рассказывает член научнометодического Совета по региональному развитию МЭРТ РФ, директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин


По сути концепция агломераций - это очередное переложение теории «точек роста»: взять и аккумулировать все ресурсы страны и бюджетные затраты в нескольких точках с расчетом на то, что они потом вытянут за собой остальные территории. Уверен, эта теория в сегодняшней России не применима. Есть такая болезнь, когда рост костей человека не поспевает за ростом мышечной массы. Тем же больна и Россия. Наши необъятные пространства нанизаны на хлипкий и недостроенный инфраструктурный каркас. Очевидно, что его нужно укреплять: направлять ресурсы на создание инфраструктурных жгутов между городами (и не обязательно самыми крупными, скорее между ресурсными и потребительскими), создавать максимальное количество линий между точками. России намного выгоднее развитие всевозможных коммуникаций, например между Екатеринбургом и Челябинском, чем развитие их самих как двух агломераций.




- Города необходимо объединять, но нужно это делать постепенно. Не надо сразу пытаться включить в городскую черту населенные пункты, находящиеся за 30 - 40 км. Сначала необходимо создать городскую агломерацию, объединяющую центр и наиболее близкие к нему города. Например, в Свердловской области в первую очередь в агломерацию с Екатеринбургом должны войти Верхняя Пышма и Березовский. Вторая очередь - Дегтярск, Полевской, Сысерть, Арамиль. Речь не идет о включении этих населенных пунктов в черту Екатеринбурга. Города объединятся инфраструктурно. То есть между ними будет налажено транспортное обеспечение (трамвайно-троллейбусные, автобусные маршруты, скоростные электрички, метро, тарифы на которые устанавливает центр, по городским, а не междугородным расценкам), будут введены единые стандарты связи, создано единое телевизионное вещание, построены межгородские объекты бытового обслуживания. Курировать все может центр.

Александр Татаркин

Критерий, по которому будет идти включение городов в агломерацию, - количество людей того или иного населенного пункта, работающих в центральном городе, потребляющих его продукцию, использующих пункты, предоставляющие услуги (школы, училища, парикмахерские).

Агломерация решит проблему трудоустройства людей из близлежащих городов: не все сейчас могут устроиться по специальности в центре, поскольку нет прописки. Центральный город получит возможность облегчить ситуацию с жильем: в близлежащих городах квартиры стоят дешевле, при хорошем транспортном обеспечении туда могут переместиться жители центра. Агломерация расширит рынок - торговли, транспорта, связи. Кроме того, компаниям проще будет открыть филиал в городеспутнике. А это новые рабочие места и инвестиции.


Одной из основных причин того, что екатеринбургская авиакомпания «Авиапрад» прекратила в начале этого года производственную деятельность, стала неудовлетворительная работа ее логистической службы. Из 12 самолетов, имеющихся в распоряжении «Авиапрада», 11 были взяты в лизинг. Чтобы ежемесячно отчислять значительные платежи, авиакомпания должна была активно эксплуатировать воздушный парк, при этом держать наполняемость пассажирских кресел не ниже 70%. Этот пример наглядно демонстрирует, насколько в условиях жесткой конкуренции между транспортными компаниями важна работа логистов - специалистов в оптимизации грузопотоков. Они способны сделать компанию лидером рынка или превратить ее в банкрота.

Уральские транспортные компании испытывают дефицит логистов: новичков приходится обучать самостоятельно. Частично проблему должно решить создание нового логистического учебного центра.

Между тем до последнего времени профессиональных логистов на Урале не готовили. И вот в Екатеринбурге начало работу Уральское отделение Международного центра логистики (МЦЛ, Москва) - первый в регионе специализированный учебный центр этого направления. Московский МЦЛ работает в рамках Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), региональное отделение создано на базе Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС). В центре будут обучаться логисты, уже имеющие образование и опыт практической деятельности; основное преимущество - возможность получения сертификата по европейскому стандарту ELA/ECBL.

Нехватку квалифицированных специалистов в области логистики отмечают многие транспортные и логистические операторы Урала. «В основном не хватает людей, компетентных в конкретных областях логистической деятельности, - говорит директор компании “АсстрА Урал” Сергей Акимов. - На мой взгляд, причины кадрового дефицита в России заключаются в отсутствии образовательных заведений, готовящих специалистов не общего профиля, а с четкой профессиональной ориентацией. К тому же, далеко не все знания, а тем более практические навыки, можно приобрести за партой».

- Основным принципом кадровой политики нашей компании является выращивание кадров на местах, - говорит также директор транспортной компании «ТрансКом» Денис Нейгебауэр. - Когда к нам приходит человек, не имеющий профильного образования, мы проводим для него различные тренинги и квалификационные курсы.
Логистика - достаточно сложная дисциплина, находящаяся на стыке экономики, математики, логики и права. «Главное, - рассказывает вице-президент холдинга “Стратег” Николай Якушев, - научить способности мыслить и оцифровывать мысль. Дело в том, что процесс обучения в средней и высшей школе в первую очередь настроен на запоминание, изучение прошлого опыта и в меньшей степени - на создание новых продуктов и процессов. А логист - это созидатель, находящий оптимальный вариант решения многокритериальной задачи». По словам директора по стратегическому развитию транспортной компании «Лорри» Александра Трахтенберга, главное, что получают новые работники - умение вдумчиво и кропотливо работать с документами. В компании «АсстрА Урал» каждому начинающему логисту приходится проходить обучение: оно включает ознакомление с законодательством, регулирующим международные перевозки, приобретение навыков работы с экспедиторскими документами и многое другое.

Внутреннее воспитание
Специальность «Логистика» появилась в российских вузах недавно. Предложение профессионалов подобного профиля на рынке труда значительно ниже спроса, единственный выход для бизнеса - обучать кадры своими силами. К примеру, компания «Уралтранс» давно решила проблему дефицита логистов путем создания внутренней системы обучения: среди учредителей и управляющих этой компании один доктор технических наук и четыре кандидата, совмещающие практическое управление, научные исследования и преподавательскую работу в УрГУПС.

Кстати, именно для этих целей и была создана Европейская логистическая ассоциация (ELA): логистические операторы из Евросоюза выработали общие стандарты работы, методы взаимодействия и требования к навыкам персонала. Стандарты сертификации логистов ELA/ECBL приняты в 2005 году. Для Урала они пока в диковинку: наши работодатели привыкли не доверять дипломам и сертификатам. «Разумеется, специалист с сертификатом ELA/ECBL имеет преимущество перед остальными недипломированными соискателями при приеме на должность логиста, - говорит Денис Нейгебауэр. - Подобный сертификат говорит о том, что перед вами специалист, соответствующий требованиям мирового уровня. Таких кадров в России очень мало: эта сертификация добровольная и не является обязательной при приеме на работу».
Однако одновременно с интеграцией в мировую экономику нам придется решать и многочисленные проблемы взаимодействия с иностранными компаниями, в том числе в области международной логистики. Потребуются логисты, знакомые с европейскими принципами организации цепей поставок, отвечающие высоким требованиям международных компаний. Проблему нехватки таких специалистов и должно решить создание Уральского отделения МЦЛ.

Центробежная сила
С ростом экономики потребность в логистах будет только увеличиваться, поэтому необходимость появления специализированного учебного центра отмечают все участники рынка. Сергей Акимов: «Активное развитие логистических и транспортных компаний, расширение деятельности уже работающих и приход на российский рынок мировых лидеров позволяют с уверенностью говорить о том, что спрос на профессионалов в области логистики будет расти. И появление образовательного центра, думаю, будет способствовать разрешению ситуации с дефицитом кадров».
По мнению Дениса Нейгебауэра, Екатеринбургу необходим логистический образовательный центр, однако он должен входить в структуру надзорного органа в сфере логистических услуг: «Необходимо создать учреждение, которое способно решать проблемы не только образовательные, но и касающиеся работы рынка. Оно должно содействовать в организации взаимодействия между логистическими операторами, обеспечивать законодательное и документальное сопровождение всех операций на рынке, тесно сотрудничать с государственными структурами».

Операционный логист - ElogSO Персонал операционного/ функционального уровня управления логистическими процессами и видами деятельности, в том числе: транспортировкой, складированием, грузопереработкой, управлением запасами, управлением сервисом, управлением заказами, логистической поддержкой производственных операций, информационной поддержкой логистики и управления цепями поставок. Высшее, незаконченное высшее или среднее образование. Опыт работы в области логистики не менее 1 года Очное дневное, 3.5 месяца (135 часов) Старший логист - ElogSE Менеджеры или консультанты, занимающиеся планированием, координацией или контроллингом различных компонентов логистической системы.Координаторы логистического процесса в функциональных сферах бизнеса компании и/или в компонентах сетевой структуры цепей поставок.Инспектора, контроллеры, аудиторы, аналитики, менеджеры высшего звена логистики компании. Высшее образование. Опыт работы в области логистики не менее 3 лет. Наличие документально подтвержденных зарубежных тренингов или стажировок по логистике (не менее одной недели). Наличие выполненного логистического проекта по объекту профессиональной деятельности кандидата или гипотетическому объекту Вечернее / очно-заочное, 1.5 года (504 часа, обучение только в Москве) Логист стратегического уровня - ElogST Старшие менеджеры, старшие консультанты или директора со значительным опытом работы в области логистики/управления цепями поставок (стратегические менеджеры). Руководители высшего ранга из других сфер бизнеса, взявшие на себя должностные обязанности логиста стратегического уровня Высшее образование. Опыт работы в области логистики не менее 5 лет. Знание разговорного английского языка и логистической терминологии на английском. Наличие документально подтвержденных зарубежных тренингов или стажировок по логистике (не менее одной недели). Наличие выполненного логистического проекта (на русском и английском языках) Обучение в России пока не производится Источник: Международный центр логистики

Таблица. Уровни сертификации по системе ELA/ECBL

Больше практики
О стандартах ELA/ECBL, учебном центре и перспективах его развития рассказывает руководитель Уральского отделения



Дополнительные материалы:


Международного центра логистики, доктор технических наук, профессор УрГУПС Владимир Самуйлов


Владимир Самуйлов

- В 2003 - 2004 годах Европейская логистическая ассоциация (ELA) и Европейский сертификационный комитет по логистике (ECBL) разработали новую систему стандартов и требований к компетенциям специалистов. ECBL - независимая организация, она включает государства, которые на добровольной основе поддерживают единые стандарты. Их введение позволяет европейским странам сохранять общий уровень требований к логистам и поддерживать их мобильность. Кроме того, эти стандарты разрабатывались совместно с работодателями и отражают их запросы.

- Что представляют собой стандарты ELA/ECBL?

- Да. В 2002 году в ГУ-ВШЭ создали отделение ECBL - Национальный сертификационный комитет по логистике (НСКЛ). С 2000 года там уже действовал Международный центр логистики (МЦЛ), крупнейший в России учебный центр по этой специальности, на его базе и стало проводиться обучение по этой программе.
У МЦЛ несколько отделений по всей стране, наше - первое в Уральском регионе.

- Россия присоединилась к этой системе?

- Спрос очень велик: к нам постоянно поступают заявки от предприятий, которые хотят повысить квалификацию логистов. Самое перспективное направление сейчас - корпоративная логистика; бизнес понимает, что каждый элемент логистической цепи - транспорт, склад, сбыт - должен зарабатывать деньги. Потребность в логистах очень велика, грузопотоки через наш регион в ближайшие годы будут резко увеличиваться, а это дополнительная нужда в кадрах.

- Почему возникла необходимость в создании такого центра?

- Логистика - наука об оптимальном распределении грузопотоков. Чем выше квалификация логистов компании, тем быстрее, дешевле и безопаснее будут доставлены ее грузы.

- В чем ценность этих специалистов?

- В России долгое время не было образовательного стандарта по логистике, он появился совсем недавно. Была только специальность в рамках менеджмента - «Управление в транспортно-логистических системах». Сейчас вузам, чтобы просто получить лицензию на специальность «Логистика», требуется год-полтора. И нужны квалифицированные кадры, а таких слишком мало. Поэтому логично было создать такой центр на базе УрГУПС: преподавателей у нас достаточно, сейчас в центре преподают три доктора экономических и технических наук и 12 кандидатов.

- Почему центр создан на базе именно вашего университета?

- У нас больше задач технического характера, ролевых игр, наглядности и фактического материала. Мы даем не общие курсы, а учим решать конкретные проблемы. Когда мы провели пробные занятия, слушатели нас попросили организовать больше практики, семинаров, приглашать профессионалов из логистических компаний. И мы внесли эти изменения в нашу программу. Стараемся давать все, что максимально может быть использовано в деятельности: технологии перевозки, прием, погрузку, размещение грузов, нормативные документы, особенности грузоперевозок по России, ценообразование, штрафы.

- Что нового дает эта программа по сравнению с программами в рамках специальности «Менеджмент»?

- Сейчас мы обкатываем тематику и основные направления. Пробный курс рассчитан на 72 часа, выпускник получает удостоверение о повышении квалификации в сфере логистики. Возможно обучение 100 часов, а также более 500, тогда вручается диплом о дополнительном профессиональном образовании. Вообще сертификация ELA/ECBL предполагает три уровня: операционный логист (ElogSO), старший логист (ElogSE) и логист стратегического уровня (ElogST). Для начала мы планируем проводить обучение только по первому, операционному уровню: специалистов более высокой квалификации мы выпускать пока не готовы

- На какой срок рассчитано обучение?



Эти поправки во втором и третьем чтении приняла Свердловская областная дума. Их суть: процедуру согласования теперь будет выполнять не мэрия, а областное министерство по управлению госимуществом (МУГИСО). Поправки касаются неразграниченных между уровнями власти земельных участков, а таких в Екатеринбурге 90%.

Новые поправки в закон Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений» в разы увеличат финансовые и временные издержки застройщиков и повысят цену на землю

Новыми поправками депутаты стремятся избавиться от коррупции и понизить цены на жилье. «В последние годы власти города вели открытую распродажу земли. Сотка в центре города стоит 500 тыс. долларов, но эти деньги не идут на развитие города, а в карманы конкретным лицам, - заявил депутат Владимир Коньков. - Мэрия выделяет землю только своим фирмам, свободного рынка нет - отсюда и высокая цена жилья. Только приняв поправки, мы сможем изменить ситуацию».

Область строит городДепутат областной думы Наиль Шаймарданов принятие поправок объяснил необходимостью соблюдать нормы федерального законодательства, в соответствии с которыми спорными землями должен распоряжаться субъект федерации. При этом, по его словам, область не отлучает горадминистрацию от участия в процессе распоряжения землей, оставляя за ней право последней подписи. Таким образом, застройщикам придется согласовывать вопросы выделения земельных участков сразу в двух инстанциях.

Власти города против законопроекта. «Сейчас в законе предполагается, что мы несем всю ответственность, а МУГИСО якобы распоряжается, руководит. Если так и будет, то мы не подпишем соглашение. И все будет делать МУГИСО. В этом случае оно просто не справится с валом работы, - заявил глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий. - Закон пока сырой, я думаю, в него будут внесены изменения». Заместитель главы города по вопросам капитального строительства Владимир Крицкий подчеркнул, что штат МУГИСО недостаточен для обработки всех заявок: «По сути, это вызовет паралич строительства: у них некому решать вопросы, которые сейчас решаются мэрией и районными администрациями».

Пока порядок выделения «неразграниченных участков» регулируется соглашением между областным правительством и мэрией, заключенным в ноябре 2003 года. Городские власти берут на себя практически все работы по предоставлению земли застройщикам, а МУГИСО лишь проверяет их законность и ставит на документе разрешительную визу. Часть земельных вопросов, например оформление в собственность садового участка, мэрия решает самостоятельно.

В 2004 году, когда город наделили широкими полномочиями, привычный порядок сбился. Три года процедура устаканивалась, а теперь опять … Постоянная смена правил игры никак не способствует стабильности на рынке земли».

Старое новое и вечное Двойная система, когда МУГИСО согласовывало выделение землеотводов, а мэрия обладала правом последней подписи, что чаще всего означало согласование большинства вопросов и с ней тоже, уже существовала в Свердловской области до подписания соглашения 2003 года. По словам генерального директора ЗАО Юридическая фирма «Левъ» Елены Артюх, эта система приводила к затягиванию сроков и многочисленным конфликтам по поводу предоставленных участков: «Претензий и недовольств со стороны застройщиков тогда было много, но практика устоялась - стало понятно, куда пойти, какое прогнозировать решение.

- Что скрывать, чиновники сегодня берут взятки, - заявил на заседании облдумы депутат Александр Бурков, - и эти издержки строители перекладывают на стоимость жилья. Однако сегодня нам предлагают посадить вокруг этой кормушки еще больше людей. Мне известно, что МУГИСО уже готово создать контролирующее подразделение, штат которого составит 120 человек. Кроме того, теперь застройщикам придется ждать подписания нового соглашения между мэрией и МУГИСО. А это время, дополнительные издержки и, как следствие, рост себестоимости жилья.

Совершенно ясно, что возвращение к системе двухлетней давности не повлияет положительно на уровень цен на жилье и коррупцию.

Очевидным следствием изменений станет колоссальное удлинение сроков рассмотрения документов, что приведет к увеличению без того длинного строительного цикла (как правило, жилой дом строится год-полтора, а предшествующие строительству процедуры затягиваются на два-три года).

- Чем больше инстанций задействовано - тем большее количество чиновников участвует в процедуре согласования, больше вероятность проволочек и незаконных решений, больше коррупционная емкость процедуры, - заявила «Э-У» Елена Артюх. - Результатом будет увеличение стоимости земельных участков и соответственно недвижимости.


Цена входа на местный рынок относительно невысока, а сроки окупаемости удачной торговой точки коротки. «При условии аренды помещения открытие одного магазина в Челябинске обходится в 50 - 70 тыс. долларов. Окупается магазин в зависимости от проходимости от трех месяцев до трех лет», - рассказала Людмила Зыкович, генеральный директор челябинской сети ООО «Золотая рыбка» (восемь магазинов в городе, еще столько же планируется открыть в 2007 году). Затраты на создание ассортимента оцениваются в 100 - 200 тыс. долларов.

В середине апреля ювелирная сеть «585» (Санкт Петербург) открыла пятый по счету магазин в Екатеринбурге, на конец месяца запланирована презентация первых двух в Челябинске, кроме того, она намерена выйти на рынок Перми. К концу 2007го сеть «585» планирует усилить присутствие в Урало-Западносибирском регионе в 2,5 раза, открыв еще до десятка магазинов. По мере насыщения столичных рынков Урал становится привлекательной зоной расширения бизнеса федеральных сетей. Мал золотник, да много«Для сетей интересны регионы с большим количеством крупных магазинов и торговых центров, в которых можно открывать торговые точки. Уральский рынок удовлетворяет запросам, пожалуй, всех категорий игроков ювелирного рынка - здесь есть место и для премиум-сегмента, и для среднего, и для эконом-сектора», - объясняет аналитик ИК «Финам» Юрий Зайцев. Спрос высок во всех ценовых сегментах: большую часть выручки ювелирной рознице приносят относительно недорогие изделия, зато в дорогом сегменте выше прибыль.

В середине ноября прошлого года первый фирменный салон в Екатеринбурге представил Московский ювелирный завод (в 2006 году розничная сеть состояла из 83 магазинов). Как рассказала региональный представитель ОАО «Московский ювелирный завод» в Свердловской области Юлия Герц, в планах компании продолжить расширение сети: «На Урале 14 фирменных магазинов МЮЗ - два в Екатеринбурге, по три - в Челябинске и Перми, по четыре - в Уфе и Оренбурге. В середине апреля заработает магазин в Ижевске. К концу 2007 года откроем в регионе по меньшей мере еще шесть салонов». Основное преимущество игрока - в собственной производственной базе. Юлия Герц: «Предприятия группы компаний LLD, к которым относится ОАО “МЮЗ”, обеспечивают полный цикл работ - от добычи алмазов, их огранки до реализации готовых изделий через розничную сеть. Это позволяет отслеживать и гарантировать качество каждого камня и продавать изделия по привлекательным ценам».

Шаг вперед
Освоение уральского ювелирного рынка федеральными сетями началось чуть больше года назад. Первым на рынок Екатеринбурга вышел «Адамас»: салон открылся в начале прошлого года. Ставку сделали на демократичные цены и широкий выбор: «Особой популярностью магазин пользуется у студентов. Но и для более зрелых покупателей у нас найдутся интересные вещицы», - рассказывает Ольга Кудрина, директор четвертого по счету «Адамаса» в столице Урала, открывшегося в феврале этого года.

… и в сторонуОднако уральский рынок исторически насыщен собственными ювелирными производителями и торговыми сетями. От экспансии местные игроки защищаются поразному.

Проявляют интерес к рынку и иностранные игроки. Так, итальянская ювелирная сеть Nomination называет на официальном сайте Урал одним из приоритетных направлений регионального развития. Пока экспансия осуществляется с помощью франшиз: открыто по два салона в Челябинске и Екатеринбурге и один в Уфе. В ближайших планах - остальные уральские областные центры.

Другие расширяют бизнес территориально. Так, сеть «Фианит» (большая часть ассортимента - продукция входящего в структуру ЗАО «Фианит» Челябинского ювелирного завода; около 70 торговых точек в Челябинской, Свердловской, Тюменской и Курганской областях) имеет салоны в Москве и СанктПетербурге.

Одни расширяют ассортимент и выходят в новые ценовые сегменты. Например, екатеринбургский «Рифестахолдинг» (включает завод ювелирных украшений, департамент оптовой торговли, сеть розничных магазинов «Алмаз клуб» и фирменных бутиков «Рифеста») специализировался в основном на премиум-сегменте, а осенью 2006 года представил новую линию ювелирных украшений «Алмаз Клуб», ориентированную на покупателей среднего класса. Разбег оптовых цен в расчете на одно изделие - от 3 до 150 тыс. рублей.

Третьи совмещают обе стратегии. «С приходом федералов возросло предложение на рынке, а количество покупок осталось на прежнем уровне, следовательно, упала выручка, - рассказывает директор сети ювелирных салонов “ЮЛайн” (десять точек в Екатеринбурге) Роман Крамарев. - Для усиления конкурентоспособности мы с одной стороны планируем расширять ассортимент, улучшать качество обслуживания, вводить новые дополнительные услуги для покупателей, а с другой - открыть два новых магазина в Екатеринбурге и несколько в крупных городах УрФО».

В конце марта она открыла два магазина в Нижнем Новгороде, на очереди - Самара и Тольятти. Аналитики «Финам» считают, что экспансия может быть удачной: «Фианит» работает в низком и среднем ценовых сегментах (450 - 600 рублей за грамм золота), а они на ювелирном рынке Поволжья до сих пор представлены только разрозненными торговыми точками.

Сенсаций не будетАналитики отмечают, что ювелирная розница в уральских городах уже устоялась и поделена между основными игроками. Поэтому ожидать глобального передела рынка, крупных сделок слияний и поглощений вряд ли стоит. Хотя часть независимых магазинов, вероятно, уйдет с рынка, в том числе влившись в сети. Обвальное падение цен также маловероятно. «Особого снижения с приходом федеральных сетей не будет, - считает Юрий Зайцев. - Другое дело, что крупные игроки благодаря большему товарообороту и наличию дисконта у производителей могут устанавливать более низкие цены на свои товары. Кроме того, они способны чаще привлекать покупателя расширенным ассортиментом, в том числе и недорогого товара, скидками, рекламными акциями со снижением цены. Так что у покупателя действительно может сложиться мнение, что в крупных сетях покупать дешевле, а значит, выгоднее».

Дополнительные материалы:

Шесть потенциальных конкурентных преимуществ федеральных ювелирных сетей

Приход федеральных сетей положительно влияет на уральский рынок ювелирной розницы. Потребитель получает лучшее сочетание цены и качества. Рады развитию сетей и производители: «Мы рассчитываем на увеличение числа заказов», - говорит коммерческий директор ОАО «Ювелиры Урала» Светлана Храмова. Пока экспансия демонстрирует пример цивилизованности. Обошлось и без истерик по поводу «монополизации рынка» и исчезновения собственных игроков, и без активного противодействия местных участников рынка при поддержке властей, как это нередко бывает в других рыночных сегментах.

  • Большой ассортимент, рассчитанный на разные категории покупателей
  • Удовлетворение спроса разных целевых групп: от пенсионеров до молодежи
  • Агрессивный маркетинг с увеличенным рекламным бюджетом
  • Грамотное позиционирование формата, основанное на регулярных исследованиях рынка
  • Увеличение количества точек продажи, в том числе и за счет слияний и поглощений
  • Расширенный сервис с предоставлением услуг, которых нет у конкурентов
  • Гибкая ценовая политика, в том числе стратегия предоставления скидок




Главная страница / Архитектура отрасли