Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

История ес - это история успеха

По итогам 2006 года крупнейший на Урале аэропорт Кольцово (Екатеринбург) заработал рекордную прибыль - свыше 500 млн рублей. В сравнении с прошлым годом она увеличилась вдвое. Но в этом году ожидается сокращение прибыли: исчезла одна из главных ее составляющих - высокая наценка на керосин, который аэропорт продает авиакомпаниям, летающим из Екатеринбурга. Чтобы компенсировать потери и наращивать прибыль для продолжения реализации инвестиционных проектов, руководство Кольцово выбрало в качестве стратегического направления развитие пассажирского сервиса.

Обострившаяся конкуренция в борьбе за привлечение авиакомпаний заставляет европейские аэропорты снижать сборы и искать новые источники доходов в развитии непрофильного бизнеса

Беззубый великан

На этот же путь за последние несколько лет вынужденно встали большинство аэропортов Западной Европы. Идет дерегуляция европейского рынка пассажирских авиаперевозок: авиакомпании становятся свободнее в определении аэропортов базирования и формировании собственной маршрутной сети. В борьбе за привлечение авиакомпаний между аэропортами возникла реальная конкуренция. Прежде всего она выражается в снижении аэропортовых сборов. В выигрыше оказываются те, кто получает максимальную прибыль от непрофильной деятельности. Пожалуй, наиболее эффективную работу в этом направлении демонстрирует Мюнхенский международный аэропорт имени Франца-Йозефа Штрауса (Германия).

Аэропорт Мюнхена первым сертифицирован на использование самолета Airbus 380


В составе учредителей Мюнхенского аэропорта нет частных компаний, но в перспективе планируется реализовать на фондовом рынке акции, принадлежащие федеральному правительству Германии и муниципалитету Мюнхена. Деятельностью аэропорта руководит частная управляющая компания, нанятая по контракту.

Аэропорт Мюнхена принадлежит к числу самых высокотехнологичных и быстро развивающихся аэропортов Европы. Он открылся в 1992 году, сегодня здесь функционируют два терминала пропускной способностью 50 млн пассажиров в год, две взлетно-посадочные полосы (предусмотрено строительство еще двух). По пассажиропотоку это второй после Франкфурта аэропорт Германии: более 30 млн пассажиров за 2006 год, из них 34% - трансфертные (в Кольцово - 1,76 млн и 6% соответственно). Более 113 авиалиний соединяют Мюнхен с 250 городами во всем мире, в том числе с 20 немецкими городами. Аэропортом ежегодно пользуются 8,7 млн местных пассажиров, он лидирует во внутренних перевозках и остается самым популярным аэропортом Германии.




Взаимоотношения Мюнхенского аэропорта с базовыми авиакомпаниями складываются не менее напряженно, чем в Кольцово. В Мюнхене их две: Lufthansa (66% в общей структуре пассажиропотока) и Air Berlin (15%). Авиакомпании Lufthansa аэропорт во многом обязан динамичным развитием. Первым базовым для этого ведущего немецкого авиаперевозчика является аэропорт Франкфурта, занимающий второе место в Европе по пассажиропотоку. Но он уже исчерпал возможности для быстрого расширения. Поэтому Lufthansa проявила интерес к Мюнхену как потенциальному второму авиахабу и инвестировала собственные средства в строительство терминала № Так Lufthansa и ее партнеры по Star Alliance получили современный хаб, полностью отвечающий их требованиям, а аэропорт Мюнхена «привязал» к себе крупнейшего клиента, став строительной площадкой для одного из самых мощных альянсов авиакомпаний мира.

Но не все так просто. Как признался в интервью «Э-У» директор департамента развития воздушного транспорта Мюнхенского аэропорта Александр Шролль, «авиакомпании во главе с Lufthansa давят на нас, требуя дальнейшего снижения аэропортовых сборов. Мы идем навстречу, добиваясь взамен развития интерконтинентальных перевозок, в том числе в города Урала и Сибири».

Рекордное время пересадки - всего пол часа - делает аэропорт Мюнхена самым привлекательным транспортным узлом в Европе

Как слетать за пивом

Отмечу, что аэропорт Мюнхена, в отличие от российских, не имеет серьезных рычагов давления на авиакомпании. В частности, здесь нет собственного топливо-заправочного комплекса: работают пять поставщиков топлива, и с кем из них сотрудничать, авиакомпании решают сами. Аэропорт не вправе определять слоты для компаний: это исключительная прерогатива Координационного слотцентра Германии. Поэтому ситуация, когда руководство аэропорта, руководствуясь собственными соображениями, назначает удобное (по величине пассажиропотока) время вылета полюбившейся авиакомпании, «подвинув» другую, здесь исключена. Но некоторые проблемы с этим все-таки остаются. По словам г-на Шролля, «иногда случается так, что авиакомпания подает в Координационный слотцентр заявки на использование трех слотов, расположенных по времени друг с другом, а летает только по одному. Это делается для того, чтобы в борьбе за пассажиров компанииконкуренты не смогли лететь в это же время. Неиспользуемые слоты авиакомпании сдают в конце каждого сезона, за это не предусмотрено никаких штрафов. Поэтому в следующем сезоне история повторяется».

AirportClinic M располагает двумя операционными


«Мы поставили себе задачу обслуживать не только пассажиров, но привлекать и людей, живущих поблизости, - рассказывает Александр Шролль. - Они не должны видеть в аэропорте источник неудобств. Они призваны поддержать коммерческую деятельность нашей компании».

Брать деньги не с авиакомпаний, а с пассажиров - девиз коммерческой деятельности Мюнхенского аэропорта. Практическим воплощением тезиса стало бурное развитие разнообразного сервиса. Трудно поверить, что все это сделано лишь за 15 лет. Сегодня аэропортовый комплекс потребляет электроэнергии примерно столько же, сколько город с населением 50 тыс. человек. Здесь работают 27,4 тыс. сотрудников, из них только 5,4 тыс. заняты непосредственно обслуживанием самолетов, 2 тысячи - в администрации. Деятельность остальных всецело связана с предоставлением всевозможных услуг пассажирам и гостям комплекса.


Пассажиры из России относятся к числу главных покупателей в аэропорту Мюнхена


В аэропортовом комплексе работает 74 магазина (цены на продаваемые здесь товары принципиально ниже, чем в центре Мюнхена), 27 ресторанов и баров. Существенный стимул к покупкам: если посетитель шопингцентра потратил там 10 евро, он получает право на два часа бесплатной автопарковки, если 20 евро - на пять часов.

Аэропорт собрал на своей площадке представительства 50 туристических агентств, создав своеобразный супермаркет путешествий. Здесь есть пятизвездочный отель (планируется построить еще один, на 4 звезды). Сюда на дискотеку ежедневно съезжается молодежь из Мюнхена и соседних поселений. Тут устраиваются спортивные состязания, в частности, по пляжному волейболу, а во время проведения чемпионата мира по футболу летом 2006 года для болельщиков были установлены гигантские видеоэкраны. Администрация Мюнхенского аэропорта стремится объединить все предоставляемые услуги под общим привлекательным брендом.
Для тех, кто хочет узнать больше о тайской кухне, в аэропорту Мюнхена в этом году открываются кулинарные курсы

Особенная гордость - единственная в мире аэропортовая пивоварня Airbrau, открытая в 1999 году и уже успевшая стать узнаваемым брендом (вскоре подобные откроются еще в нескольких аэропортах мира, в том числе в Иркутске). Главный пивовар приглашен из знаменитого мюнхенского пивного ресторана Hofbrauhaus. Около 200 посетителей, сидя в главном ресторане, могут наблюдать процесс пивоварения, вплоть до стадии, когда готовое пиво оказывается в 2000литровых котлах. Изюминка заведения - большой тенистый сад, открытый с мая по октябрь: более 600 жаждущих могут наслаждаться напитком и закусками на воздухе.

Отдельного внимания заслуживает деятельность AirportClinic M - первой в Европе клиники в аэропорту, открытой в 2003 году. Безусловно, в каждом аэропорту есть пункт неотложной медицинской помощи, но кто из них может предложить, скажем, инъекции «Ботокса» пассажирам, ожидающим стыковочный рейс? AirportClinic M - воплощение новаторской «концепции полного обслуживания» для пациентов из Германии и других стран. Особые области специализации, в которых используются новейшие методы диагностики и терапии, - это хирургическая ортопедия и минимально инвазивная обезболивающая терапия, косметическая и восстановительная хирургия, хирургия кисти, офтальмология (включая лазерную терапию), оториноларингология. Но спектр услуг не ограничивается только медицинской помощью. Он включает встречу пациентов непосредственно на взлетно-посадочной полосе, предоставление автобуса от самолета к AirportClinic M, прохождение миграционных и таможенных процедур прямо в клинике, при необходимости - транспортировка в партнерскую клинику, услуги переводчиков, размещение в отелях и экскурсионные программы для сопровождающих.

«Многим людям нравится аэропортовая атмосфера, поскольку здесь царит дух интернационализма. Посещая наш комплекс, человек как бы соприкасается со всем миром, поскольку сюда прибывают пассажиры из многих стран», - отмечает Александр Шролль.

В одном из ангаров проводятся выставки, в другом - рождественские ярмарки. Работает каток. Активная работа менеджмента Мюнхенского аэропорта в развитии непрофильного бизнеса уже привела к тому, что около половины всех доходов компании формируются за счет коммерческой деятельности, не связанной с авиационным обслуживанием. Цель - довести этот показатель к 2020 году до 60%.

Администрация Мюнхенского аэропорта стремится к максимальному использованию обширной территории, не связанной с авиационной деятельностью. Фантазия и изворотливость при этом поражают воображение. Казалось бы, кому можно предложить в аренду пустырь в десятках километров от города? Сегодня здесь создан тренировочный центр концерна BMW для курсов экстремального вождения.


По данным ФНС, каждый день в России открывается более двух тысяч фирм. Минимум треть из них - однодневки, как их принято называть в обиходе - «помойки». Бороться с ними на этапе их бурной деятельности сложно: такие структуры зарегистрированы по несуществующим адресам или оформлены на людей, которые мало что понимают в бизнесе - номинальных учредителей и директоров (далее по тексту - номиналов). Поэтому ФНС просит дать ей возможность затруднить сам процесс создания таких компаний. По действующему законодательству налоговики обязаны зарегистрировать налогоплательщика в течение пяти дней, а за этот срок физически невозможно выявить истинные мотивы появления на свет нового юрлица, проверить подлинность паспортных данных, заявленного адреса и так далее.

Со дня на день в правитель-ство России поступит проект закона «О внесении изменений в закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Предполагается, что Госдума рассмотрит его в первом чтении уже в ближайшую весеннюю сессию. О необходимости изменения процедуры регистрации вновь создаваемых компаний Федеральная налоговая служба (ФНС) твердит уже более двух лет. Правительство требует пополнения казны, но сделать это невозможно, говорят налоговики: огромные суммы утекают из бюджета через фиктивные компании. Их создают исключительно для ухода от налогов, а по прошествии времени просто бросают, засоряя налоговое пространство.

Была - ваша, стала - наша Фирмы-однодневки появились в начале становления рыночных отношений по вполне понятным причинам: когда уровень изъятия доходов доходит до 70% (вспомните, именно такое налоговое бремя было в начале реформ), сложно вести бизнес и тем более развиваться. Крупные компании уводили доходы в оффшорные структуры, мелкие - создавали многочисленные «помойки» внутри страны, обналичивали через них деньги, а затем бросали за ненадобностью. Операции были рискованные: все понимали, что рано или поздно власти обратят на них внимание.

ФНС выходила с разными инициативами, направленными на решение этой проблемы. Предлагали, к примеру, поднять размер уставного капитала вновь регистрируемых компаний до стандартов, принятых в Европе (для ООО и ЗАО - до 25 тыс. евро, для ОАО - до 100 тыс. евро), увеличить срок регистрации и так далее. Однако Минэкономразвития считает либеральную процедуру выхода на рынок достижением налоговой реформы, и отказываться от нее не намерено. В последней редакции предлагается не продлевать время изучения документов, а дать ФНС право приостанавливать на 20 дней регистрацию предприятий.

В последнее время риски использования фирм-однодневок увеличились многократно, причем для всех участников цепочки. Генеральный директор ЗАО Юридический центр «Адвокаты Бизнеса» Сергей Соколов рассказывает: «Хорошо, если номиналу-бомжу нечего терять. А если это человек, у которого есть имущество? Один мой знакомый находился в тяжелом материальном положении и согласился за вознаграждение стать директором некой фирмы. Через полгода его работодатели просто исчезли, а вместо них пришла повестка в суд. В результате человек потерял все».

Тогда появились схемы, позволяющие обезопасить себя от ответственности перед государством - использование номиналов. Номиналами, как правило, становились малоимущие граждане, а то и просто наркоманы и алкоголики, за небольшие деньги соглашавшиеся, не глядя, подписывать необходимые документы. Пока налоги были действительно высокими, государство смотрело на существование таких схем сквозь пальцы. Но с их снижением власти взялись за ужесточение налогового контроля. «Фирмы с номиналами наносят огромный урон экономике. Опасность не столько в том, что они зарегистрированы на бомжа, сколько в том, что такие структуры вообще не платят налогов», - констатирует депутат Свердловской областной думы Дмитрий Вершинин.

Но самую большую опасность однодневки представляют для добросовестных предпринимателей. Теперь такие фирмы все чаще используются даже не столько для уклонения от налогов, сколько от ухода от обязательств перед контрагентами. Алексей Головченко говорит, что в его практике треть дел по взысканию дебиторской задолженности связана с операциями через фирму с номинальными участниками: «Типичный случай - клиент подписывает контракт в офисе вполне приличной компании. Когда приходит срок исполнения, оказывается, что ни денег, ни продукции нет. Выясняется, что в офисе он разговаривал с Ивановым, а контракт подписан Петровым, сомнительным директором пяти фирм. То есть мы должны помочь востребовать денежные средства с компании, по сути являющейся номинальной».

Риски несут и организаторы фирм-однодневок. «Номинальный директор или владелец - это, как правило, персона сомнительного статуса, ему не стоит никакого труда в один прекрасный день сказать: раз я подписываю документы, значит, это мой бизнес», - рассказывает генеральный директор юридической компании «ЭНСО» Алексей Головченко.

Негатив идет со всех сторон. По мнению директора юридической фирмы «Юрфин» Дениса Меркушева, в обществе складывается мнение, что юристы только и занимаются, что регистрацией и ликвидацией. «Кроме того, существование низкого сегмента влияет на ценообразование: такого рода услуги значительно дешевле, чем на цивилизованном рынке, что наносит нам экономический вред». Юридическому сообществу не нравится и тот факт, что использование откровенно криминальных схем тормозит развитие услуг, основанных на вполне законных способах оптимизации. «В бизнессреде сложилось устойчивое мнение, что оптимизация - это исключительно обналичка, - говорит Сергей Соколов. - Нам постоянно приходится доказывать, что проведение операций через однодневки не только опасно, но и экономически нецелесообразно. Чтобы сохранить и приумножить капитал, вовсе не обязательно открывать номинальную фирму. Гораздо эффективнее провести реструктуризацию бизнеса, передать одни виды деятельности на аутсорсинг, другие - вывести в структуры со специальными режимами налогообложения и так далее». Эту же мысль пытается донести и Алексей Головченко: «Невозможно развиваться, ставить стратегические цели и при этом не платить налоги. Оптимизация бизнеспроцессов - необходимое условие перспективного и интенсивного развития.

Неоптимальный вариант Юристы признаются: процветанию таких схем способствует отсутствие регулирования рынка юридических услуг. «Для регистрации фирм, которые проживут полгода, достаточно снять квартиру и повесить объявление на заборе. Через некоторое время такие регистраторы исчезают, как и их клиенты-однодневки. К сожалению, этот псевдобизнес начинает приобретать угрожающие для экономики масштабы», - говорит Дмитрий Вершинин.

В силу этих обстоятельств сама идея ужесточения механизма регистрации уже не встречает такого противодействия в бизнес-среде, как два года назад. Вместе с тем предприниматели опасаются, что последние новации ФНС о приостановлении регистрации окажут негативное влияние на деятельность законопослушных налогоплательщиков. Ни для кого не секрет, что изза нехватки персонала, технических ресурсов, времени, налоговые органы просто не справляются с отведенными по закону сроками регистрации. Нередко выхода документов приходится ждать и 10, и 20 дней, а очередь для подачи документов - занимать в 4 утра. «Клиентам иногда нужно срочно открыть компанию и начать работать. Попробуй объясни, что задержка не связана с плохим качеством услуг юридической компании, они совершенно правильно говорят: в законе написано пять дней, значит, должно быть пять дней. Поэтому юридические фирмы вынуждены заранее регистрировать предприятия на свой адрес. Если ФНС получит право приостанавливать регистрацию, да еще и на свое усмотрение, мы не сможем оказывать клиенту своевременные и качественные услуги. Кроме того, это подстегнет рост цен», - говорит генеральный директор Уральского информационного агентства Алексей Щелоков.

И, несомненно, при регистрации новых компаний нужно четко видеть и понимать деловую цель их деятельности. А когда люди, вложив деньги неизвестно куда и неизвестно с кем подписав договор, нажили себе проблемы - это не оптимизация».

Однако главная опасность, по мнению предпринимателей, заключается в том, что проект закона в нынешнем виде создает почву для коррупции. Чтобы избежать этого, необходимо разработать очень четкий, ясный перечень оснований для приостановления регистрации, причем прописанный в самом законе, а не во внутренних инструкциях ФНС.

Если уж вводить эту норму, сначала нужно навести порядок в самих налоговых органах: увеличить штат сотрудников, возможно, внести какие-то изменения в технологический процесс. Не будет очередей, не будет и огромного потока загодя регистрируемых компаний. Тогда налоговые органы смогут сосредоточить силы на тех, кто действительно нарушает закон.



Этот забавный эпизод - лишнее подтверждение тому, что у процесса объединения Европы были хорошие исторические предпосылки. В эти дни отмечаются 50-летие подписания в Риме договора об учреждении Европейского экономического сообщества, ставшего прообразом Евросоюза и 15-летие подписания в Маастрихте договора о создании Европейского Союза. Кроме того, пять лет назад начал хождение наличный евро. Германия, вступившая с 1 января 2007 года в права председателя Совета Евросоюза, заявила о возобновлении работы над проектом многострадальной европейской Конституции. Все это дает повод внимательнее взглянуть на настоящее и будущее единой Европы.

Депутаты ландтага земли Нижняя Саксония (Германия) - единственные в мире парламентарии, работающие под гербом чужого государства. Лев и единорог, которые служат составными частями герба Британской империи, поселились под крышей земельного парламента в Ганновере в тот период, когда герцог ганноверский одновременно был королем Британии. В знак уважения к причудам и неожиданностям европейской истории гостей с туманных берегов решили прописать в Ганновере навечно.

Усилился раскол между сторонниками и противниками интеграции. Вот как его характеризует премьер-министр Люксембурга ЖанКлод Юнкер: «Одна половина населения почти во всех наших государствах, во всех частях континента, хотела бы большей Европы, лучшей Европы, той Европы, которая будет продолжать интеграцию.

Много (мало) Европы Германия приняла эстафетную палочку председателя в Совете Европейского Союза, важнейшем законодательном органе объединения, в сложное для Европы время. Евросоюз, расширившийся до 27 стран, столкнулся с массой противоречий в проведении общеевропейской политики. Имея огромный внутренний рынок емкостью 480 млн потребителей, Брюссель до сих пор не может утвердить долгосрочную правовую основу его существования: у ЕС нет общих правовых норм, касающихся товариществ, компаний или объединений. Пока европейский внутренний рынок регулируется только с помощью директив, признаваемых всеми членами Союза. Туманно будущее и Конституции Евросоюза, проект которой отклонили в ходе референдума в 2005 году граждане Франции и Нидерландов. (В 2004 году странычлены ЕС подписали договор о Конституции Европы, но он вступит в силу только после того, как каждая страна его утвердит.)

В мае 2004 года в ЕС приняли Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию и Венгрию, входившие во время «холодной войны» в советский блок. Но еще за год до этого отношения старой и новой Европы дали трещину: в отличие от главных финансовых доноров ЕС Франции и Германии страны-кандидаты поддержали агрессию США против Ирака. Вскоре после этого на саммите Евросоюза в Афинах президенту Франции Жаку Шираку пришлось напомнить: «Европа - это коллективные устремления, всеми разделяемая дисциплина, твердая солидарность и естественное ощущение себя европейской семьей».

А другая половина населения думает, что Европы и так слишком много. Найти простые пути в этой ситуации нелегко».

Мясомолочная война - только вершина айсберга. Поляки понимают, что более серьезный удар по их экономике нанесет реализация договора между Россией и Германией о строительстве газопровода по дну Балтийского моря: этот проект навсегда лишит Польшу возможности зарабатывать на транзите природного газа из России в Европу. В рамках общеевропейских дискуссий поляки задают немцам неудобные вопросы о характере партнерских отношений внутри Евросоюза: зачем поддерживать строительство газопровода в обход Польши? Мы с вами входим в ЕС и НАТО, а вы не доверяете нам как транзитному государству?

Но этот призыв не подействовал на поляков: осенью прошлого года они заблокировали начало переговоров Евросоюза и России о проекте нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (срок действия старого истекает осенью этого года). Формальным поводом для вето стал запрет Россией импорта польских мясных и молочных продуктов. Поляки пытались доказать, что мясо было американским, а Польша занималась только его транспортировкой и перепродажей, но Россия осталась непреклонна. Потеря российского рынка обернулась большими убытками для сельского хозяйства Польши (в нем занято 20% трудоспособного населения).

Евросоюз, следуя советам древних китайцев, попытался найти что-то хорошее в неприятной польской истории. Брюссель заявил, что поведение Варшавы наглядно демонстрирует: в современной Европе уважаются интересы меньшинства, и крупные государства не могут заставить мелкие сделать то, чего те не желают.

Россия попыталась спасти репутацию ЕС и немецких партнеров, заявив, что проблема с Польшей относится к теме российско-польских, а не российско-европейских отношений. Однако после того как Польша вмешалась в процессы подготовки внешнеполитической доктрины всего Евросоюза, в частности стратегии отношений с Россией, логика российских властей изменилась: «России и Польше нужно осознать, что мы являемся частью партнерских отношений между РФ и ЕС, осознать комплекс прав и обязанностей, которые несут за собой эти отношения», - заявил недавно в интервью телеканалу РБК директор департамента внешнеэкономических отношений министерства экономического развития и торговли России Сергей Чернышев.

Перенос границ Евросоюза на восток не дал серьезного усиления экономической мощи ЕС. Количество стран увеличилось на 40%, население - на треть, но ВВП вырос только на 5%. Старые члены ЕС выделили десятки миллиардов евро на модернизацию экономик новых соседей, но там все равно говорят о несправедливости. Так, президент Чехии Вацлав Клаус уже через месяц после вступления этой страны в ЕС (кстати, на условиях, гораздо менее выгодных, чем Польша) заявил на конференции в Мюнхене: «Все свидетельствует о том, что Чешской Республике в ближайшее время уготована роль чистого плательщика, а вовсе не получателя средств Евросоюза. Это резко контрастирует с тем положением, в котором находились при вступлении в ЕС Греция, Ирландия, Испания или Португалия… Я не предвижу заметного эффекта и от того, что новые члены теперь могут влиять на процессы принятия решений в Европейском Союзе: они для этого недостаточно подготовлены и еще долго будут оставаться в роли junior members… Самое серьезное препятствие на пути к их эффективному участию в принятии решений - дефицит демократии в Евросоюзе, степень бюрократизации которого сводит их шансы практически к нулю».

Мичуринцы Интересно, что накануне вступления в Евросоюз отдельные страны Балтии декларировали желание занять наряду с Германией нишу посредников в российско-европейских отношениях. Премьерминистр Литвы Альгирдас Бразаускас заявил в 2004 году: «Мы намерены активно использовать наши знания и опыт, помогая партнерам по ЕС планировать и осуществлять инициативы в отношении восточных соседей, прежде всего России». Однако намерение осталось нереализованным: балтийские страны не сумели избавиться от исторических комплексов и до сих пор продолжают упорную борьбу с призраком СССР.

В Европе пытаются понять, какова природа европейской интеграции, где находится главная точка притяжения государств, расположенных на континенте. В 2000 году ведущие европейские политологи и футурологи провели конференцию, где обсуждалось будущее ЕС. Длинная дискуссия, модераторами которой стали известные философы Юрген Хабермас и Жак Деррида, привела к такому выводу: природа европейской идентичности определяется в рамках проблем, создаваемых глобализацией, и в первую очередь попыткой построения однополярного мира под руководством США.

Многие европейские политики опасаются, что попытки Брюсселя навести порядок в механизме принятия решений внутри ЕС закончатся излишней централизацией и упрощением демократических процедур. Поэтому сегодня в Европе все чаще говорят, что до тех пор, пока не будут сняты все вопросы по процедуре принятия консолидированных решений, двери Евросоюза для новых членов будут закрыты. После вступления с 1 января 2007 года в ЕС Румынии и Болгарии реальные шансы забраться под крылышко Брюсселя в ближайшие семьдесять лет имеет только Хорватия. Председатель Комиссии ЕС Жозе Мануэл Баррозу в сентябре 2006 года прямо заявил: до того, как судьба договора о Конституции ЕС не прояснится, процесс расширения ЕС должен быть «временно прекращен».

Таким образом, процесс глобализации создал ситуацию, когда практически стерлась грань между внешней и внутренней политикой Евросоюза. Теперь каждая страначлен ЕС должна рассматривать собственные интересы только через призму укрепления международного влияния сообщества. Брюсселю еще предстоит учиться эффективно и своевременно отвечать на вызовы, стоящие перед мировым сообществом.

В составе ЕС есть очень влиятельный игрок и мощный проводник интересов США - Великобритания. Некоторые политологи считают, что нынешний кризис ЕС берет истоки в 1973 году, когда Британия, наряду с Данией и Ирландией, была принята в состав Европейского Союза. Британия пришла не одна, а под руку с Америкой, которая стала мутить воду. Особенность британской позиции хорошо иллюстрирует доклад министра финансов Велико-британии Гордона Брауна на конференции Фабианского общества в январе 2006 года, который начинается так: «Что означает британство? Нужно ли его сохранять и почему?». В получасовом сообщении о геополитических интересах своей страны Брауну удалось обойтись без словосочетания «Европейский Союз». Касаясь темы интеграции, влиятельный политик говорит о необходимости поиска британской, а не европейской идентичности. По Брауну, только когда британцы определятся со своим ценностями, появится новая «глобальная Британия»: «Страна, для которой членство в объединенной Европе будет иметь первостепенное значение, которая поможет реформированной, более гибкой и ориентированной вовне Европе начать играть важную роль в глобальном сообществе, окажет содействие улучшению отношений между Европой и США».

Статистика ЕС внушает оптимизм. В 2006 году экономический рост в странах Союза составил 2,8% (на 1,1% больше, чем в 2005 году). В первой половине прошлого года объем экспорта из 25 стран ЕС достиг почти 600 млрд евро: это на 20% больше, чем за тот же период предыдущего года. Инфляция за год практически не выросла, составив в среднем 2,3%. Уровень безработицы сократился. Однако если посмотреть на глубинные процессы и прежде всего - на несогласованность действий стран-членов ЕС, оптимизма убавится.

Уберите лапы из Бохума! Несмотря на то, что процесс европейской интеграции начинался с Союза угля и стали, то есть у него была вполне конкретная деловая основа, в финансово-экономической сфере у Евросоюза сегодня не меньше проблем, чем в политической. Здесь наблюдается та же открытая и острая конкурентная борьба с США и Японией. «Европа сможет использовать свой вес только в том случае, если она будет иметь сильную и динамично развивающуюся экономику, - говорит министр иностранных дел ФРГ ФранкВальтер Штайнмайер. - При этом Европа нуждается в экономическом устройстве, объединяющем конкурентоспособность с социальной и экологической ответственностью».

Одна из ключевых проблем Евросоюза - неравномерность экономического пространства. Так называемое «ядро Европы» (территория, расположенная по линии, соединяющей Лондон, Париж, Милан, Мюнхен и Гамбург) дает более 50% ВВП в масштабах 15-ти «старых» стран Союза. При этом речь идет о 20% территории ЕС 15 и 40% населения. Трудно даже представить разрыв в уровне жизни между Бухарестом и, допустим, Кельном. (Кстати, именно в Румынии нашлись великолепные живые декорации для съемок постсоветского Казахстана в фильме «Борат».) Поэтому стратегия пространственного развития Евросоюза делает ставку на развитие конкретных территорий. В ключевых документах ЕС не раз упоминается понятие «субсидиарность». Суть его в том, что в рамках властной вертикали на высокий уровень передаются только те проблемы, которые не могут быть решены на более низком уровне. Эту идею очень хорошо понимают в Федеративной республике Германия - стране, где степень централизации процессов управления минимальна. (Автор этих строк не поверил ушам, когда в ноябре прошлого года на пресс-конференции в Берлине, посвященной ближайшим планам федерального правительства, услышал из уст пресс-секретаря: «В понедельник глава правительства земли Саар встретится с президентом Франции. Во встрече поучаствуют министры иностранных дел Франции и Германии». В Российской Федерации практически невозможен такой уровень прямого общения: губернатор и глава иностранного государства.)

Вот иллюстрация к теме единой энергетической политики поевропейски: не дожидаясь консолидированных решений в рамках Союза, в ноябре прошлого года итальянцы с разницей в сутки подписали соглашения о поставке газа с РАО «Газпром» и алжирской компанией Sonaspanach. В ответ на критические комментарии из Брюсселя остроумные итальянские власти предложили рассматривать эти соглашения как «модель, которой может руководствоваться Европа, когда она начнет говорить единым голосом». Министр экономического развития Италии Пьер Луиджи Берсани заявил, что он и его подчиненные не спали неделями, стремясь обеспечить энергетическую безопасность своей страны, но ему очень хотелось бы, чтоб этот вопрос был включен в контекст европейской стратегии…

В Брюсселе все чаще говорят о необходимости введения специального налога «на ЕС», тогда, мол, и нагрузка содержания институтов Союза будет более справедливой (сейчас наиболее развитые страны ЕС отдают в общеевропейский бюджет больше денег, чем получают), и граждане начнут лучше разбираться в тонкостях налоговой политики.

Немцы очень остро реагируют на попытки ЕС внедриться в сферу компетенции местного самоуправления. Рассказывает профессор Франц Ленер, президент Института труда и техники Научного центра земли Северный Рейн - Вестфалия: «Я живу в небольшом городке Бохум близ Дюссельдорфа. Вдоль старой железной дороги там начали прокладывать велосипедную дорожку. Когда работы закончились, жители увидели рекламный щит: “Построена на средства Евросоюза”. Такая наглость возмутила горожан: они платят налоги, из которых большая часть остается в городе, а меньшая уходит в федеральный центр, откуда еще какаято часть направляется в структуры ЕС. То есть Евросоюз берет наши же деньги и на них строит нам велодорожку. Таким путем мы быстро создадим централизованное государство, где не доверяют местным властям и переоценивают возможности высоких начальников. Пусть ЕС уберет свои лапы из Бохума - муниципального образования!».

По словам депутата ландтага Нижней Саксонии, члена комитета по делам Федерации и Европы Ульрике Куло, между собой земельные власти Германии создали «систему раннего оповещения» об инициативах еврочиновников: «Теперь мы можем напрямую, минуя Берлин, получать свежую информацию из Брюсселя, где работают Совет ЕС и Еврокомиссия. Для нас это важно по двум причинам. Во-первых, время от времени ЕС принимает решения, которые касаются нас напрямую. Например, о заповедниках. Словно в Брюсселе лучше знают состояние наших заповедников. Во-вторых, некоторые нормы ЕС могут оказать существенное влияние на бюджет Нижней Саксонии. Скажем, сейчас в Брюсселе обсуждается комплекс мер по развитию конкуренции, в частности речь идет о резком сокращении объемов промышленных активов, принадлежащих государственным структурам. А согласно закону страны еще 60х годов, Нижняя Саксония владеет пятой частью акций концерна “Фольксваген”».

В Германии излишней централизацией Евросоюза возмущаются и на земельном уровне. Когда власти Нижней Саксонии в очередной раз задним числом получили решения, принятые в Брюсселе, причем не из Берлина или Брюсселя, что было бы логичнее, а от коллег из земли Саар, они решили открыть представительство при ЕС. Аналогичные шаги предприняли власти Баварии, Гамбурга и других крупных территорий ФРГ. Представители земель не имеют права законодательной инициативы в Европарламенте. Главная их задача - посещать в офисах Евросоюза многочисленные приемы и фуршеты и выуживать информацию.

Движение - жизнь Более половины законодательных инициатив, которые обсуждаются сегодня в странах-членах ЕС, имеют местом происхождения Брюссель. С 1979 года, когда состоялись первые всеобщие и прямые выборы в Европейский парламент, его влияние на европейскую политику возросло многократно. Теперь самая популярная профессия в Европе - адвокаты. Тысячи людей делают деньги, занимаясь трактовкой новых законов.

В то время как политические решения все чаще отходят к компетенции Брюсселя, в налогообложении никакой интеграцией не пахнет. В практике налоговиков границы сохранились, изза чего в Европе возникает много конфликтов. К примеру, после того, как с 1 января этого года в Германии на 3% повысилась ставка НДС, немецкие товары стали дороже голландских, магазины, расположенные на границе с Голландией, потеряли конкурентное преимущество и теперь подсчитывают убытки. Более того, сразу несколько голландских ритейлеров запустили проекты строительства торговых центров вдоль «несуществующей» границы с Германией.

Экономические реформы Евросоюза имеют целью усиление конкуренции и сокращение доли промышленности в пользу сферы услуг. Здесь Брюссель определил для себя три направления работы: поощрение инноваций и НИОКР; сокращение объемов вертикальных субсидий; оценку последствий применения законов. Объемы инвестиций в НИОКР уже возросли до 3% от ВВП Союза. Конкурентная борьба обострилась. «Коечто действительно сделано, но этого мало, - полагает г-н Келлерман. - Процесс регистрации научных открытий в Европе значительно сложнее, чем, например, в США. Сохранились противоречия между политикой ЕС, нацеленной на большую соревновательность, и желанием правительств отдельных стран вырастить национальных чемпионов, усилить их влияние через оказание прямой или косвенной поддержки. ЕС нужно смелее говорить “нет” тем, кто видит смысл государственной промышленной политики в преференциях. Узкие цели каждой стороны не должны идти вразрез с едиными целями Союза. Права комиссара ЕС по вопросам европейской конкуренции необходимо расширить».

В понимании новых правил игры в первую очередь заинтересован бизнес, который недовольно взирает на расширение бюрократических процедур. «В химической промышленности 80% законов, определяющих условия работы отрасли, имеют брюссельскую прописку, - говорит исполнительный директор Объединения химической промышленности ФРГ Гунтер Келлерман. - Если с 1990 по 1997 год по линии ЕС было принято 22 документа, так или иначе влияющих на деятельность химпрома, то с 1997го по 2007й их утверждено 750».

Эксперты полагают, что разрушение законодательных и административных барьеров в сфере услуг позволит увеличить ВВП на 1,8% и создать 2,5 млн рабочих мест. Процесс создания единого рынка услуг пока буксует. Конфликты возникают даже между странами, близкими друг другу по менталитету и практике деловых отношений. В январе 2007 года в Европейский суд поступил иск от латвийской компании Laval un Partneri, которая получила подряд на строительство школы в шведском городе Ваксгольм. Ответчик - объединение шведских профсоюзов, представители которого заблокировали вход на стройку латвийским рабочим. Дело в том, что Laval un Partneri, работая в Швеции, предпочла руководствоваться латвийским трудовым законодательством (менее строгим и более выгодным для бизнеса) и подписала соглашение с профсоюзами Латвии. Это возмутило шведов: они уверены, что компания должна соблюдать трудовые стандарты той страны, где работает, а не где зарегистрирована. Решение суда в пользу латвийской фирмы придаст импульс развитию общеевропейского рынка услуг, повысит мобильность рабочей силы, но при этом старая зарегулированная Европа проиграет молодой, более конкурентной.

Рост сферы услуг в масштабах континента невозможен без высокой мобильности рабочей силы. Люди должны свободно передвигаться в поисках лучших условий и стимулировать тем самым развитие конкуренции. Но процесс создания общеевропейских фирм слишком бюрократизирован. Национальные власти и компании не приветствуют новичков из других стран. Низкая мобильность рабочей силы в ЕС характеризуется таким показателем: в зоне евро каждый год переезжает на новое место жительства менее 0,1% населения (до вступления в ЕС Болгарии и Румынии наибольшей мобильностью отличались поляки и португальцы), тогда как в США - 2,5%.

В Германии уже 12 лет общественные объединения издателей и рекламодателей противостоят попытке чиновников из ЕС ввести запрет на рекламу алкоголя, табака, слишком жирных и сладких продуктов. Рассказывает Анья Пасквай, пресс-секретарь Федерального объединения издателей газет Германии: «В Брюсселе считают, что реклама вредных товаров, тем более с участием молодых моделей, угрожает здоровью граждан. Мы же полагаем, что компания, которая легально произвела сигареты или алкоголь, должна иметь возможность рекламировать свой товар. Это элемент свободы на распространение информации. Нас поддержали некоторые депутаты Бундестага, представителей табачной индустрии, союза производителей рекламы. Совместно мы заказали исследование, чтоб выяснить, действительно ли человек курит, потому что на него воздействует реклама товара, или он самостоятельно принял принципиальное решение курить, а реклама лишь помогает ему в выборе марки сигарет. Результаты, которые мы отправили в Брюссель, показали, что реклама сигарет - не пропаганда, а всего лишь информация о продукте».

Спасение чешского гуляша Инициативы Брюсселя порождают в европейском обществе массовые дискуссии. Вечное противостояние между Францией и Германией за звание родины печеночного паштета отошло на второй план после появления общеевропейских норм общественного питания. По правилам ЕС, в кафе и ресторанах любое блюдо необходимо реализовать не позднее четырех часов после приготовления. Но чешский гуляш - как наш борщ: должен сутки-двое настаиваться, чтоб стать вкуснее. Чешские рестораторы отстояли кулинарный суверенитет страны: появилась согласительная комиссия, ЕС пришлось отступить.

Кризис европейской интеграции - хороший повод для Европы показать миру, как надо решать системные проблемы в XXI веке: через образование и культуру, неприкосновенность прав личности и стремление к справедливому мироустройству.

Есть поводСоздание Евросоюза - проект, требующий повышенного чувства гражданской ответственности. Но ЕС выходит на новую ступень развития в тот период, когда на Европейском континенте (впрочем, как и в мире) теряется интерес к политике. Возникает феномен, который бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен назвал «истощение демократии». Он заметен хотя бы по резкому сокращению политических ставок в букмекерских конторах Европы, эфирного времени, отведенного телеканалами под политические дебаты и новости. С одной стороны, люди хотят простоты в изложении информации. (На одном из центральных телеканалов ФРГ есть новости для детей о событиях в стране и мире, 70% их аудитории - зрители старше 60 лет.) С другой - действия и решения политиков становятся все сложнее, в ткань реальной политики вплетается все больше противоречий и парадоксов. Представители органов власти традиционно винят во всех грехах прессу: мол, она не формирует политически просвещенного зрителя и слушателя, осознающего природу появления тех или иных непопулярных решений, а отсутствие такой аудитории повышает очки политиков-маргиналов. Нет слов, пресса во многом повинна безответственностью. Но достаточно ли ответственны сами политики? Их неумение общаться с простыми гражданами наглядно проявилось в ходе работы, нацеленной на продвижение Конституции ЕС.

Сегодня судьба ЕС во многом зависит от Германии. Премьерминистр Люксембурга ЖанКлод Юнкер полагает, что это большая удача для Европы: «Германия - европейская страна с наибольшим количеством соседей, а потому и страна, несущая наибольшую ответственность в Европе и за Европу в мире. Германия знает, что делать с этой ответственностью. Она выработала умение слушать другого - будь то большой или маленький, близкий или дальний родственник».

О глобальных задачах, стоящих перед объединенной Европой, говорит хотя бы тот факт, что еще в 1994 году Евросоюз принял резолюцию об изучении рисков столкновения нашей планеты с астероидами.

Дотянуться до ЕС
Членство в Евросоюзе не гарантирует Болгарии решения всех проблем, но дает шанс достичь уровня развития остальной Европы, считает консул Болгарии в Екатеринбурге Васил Цветанов


Дополнительные материалы:

Васил Цветанов
- Господин консул, 1 января 2007 года Болгария вступила в ЕС. Что вы можете сказать о первых итогах присутствия вашей страны в составе ЕС, как это отразилось на социально-экономической обстановке в Болгарии, как вы оцениваете новые возможности?


Членство в ЕС дает много преимуществ. Я говорю о беспрепятственном продвижении людей и товаров по Европе, благоприятном инвестиционном климате, новых возможностях для тех, кто хочет работать за рубежом. По подсчетам болгарских экономистов, вступление в ЕС даст толчок для развития сельского хозяйства. Это нам необходимо. Было время, когда мы поставляли фрукты, овощи в европейские страны и Россию. А в последние годы, наоборот, нам пришлось импортировать сельхозпродукцию: чеснок завозим из Китая, помидоры из Македонии и Турции. Сейчас будут созданы специальные фонды на развитие сельского хозяйства, производители смогут купить технику.

- Первые результаты появились уже тогда, когда Болгария ускоренно заканчивала подготовку к вступлению в ЕС (мы приводили в соответствие законодательство и экономические стандарты). Так, в 2006 году рост экономического сектора в Болгарии составил 6%: такой динамики раньше не было. Иностранные инвестиции достигли 1,5 млрд долларов. Это говорит, что Болгария делает все, чтобы соответствовать уровню ЕС.

- Квоты не пугают, они направлены на устранение конкуренции внутри ЕС. При этом ЕС учитывает потенциал страны. За производителями оставляют право решать, куда и сколько экспортировать: это свобода выбора. Что до качества, то европейские стандарты бескомпромиссны.

- А квоты вас не пугают? Кроме того, в ЕС очень жесткие требования к качеству продукции, в том числе сельскохозяйственной…

- У нас развиты машиностроение, химическая промышленность, производство продуктов питания, одежды, обуви, фармацевтика, косметика и туризм. Надеюсь, нам удастся отстоять эти отрасли.

- На ваш взгляд, какое место в производственной структуре ЕС займет Болгария?

- Производства в Болгарии намерены организовать англичане, немцы, испанцы. Французы, например, уже купили несколько крупных винных заводов. В основном, конечно, инвестируют туда, где можно воспользоваться дешевой рабочей силой. Теперь у нас популярна шутка: «Цены европейские - зарплаты болгарские». Болгарские рабочие будут востребованы в других странах ЕС, но не сразу, года через два.

- Как Болгария планирует бороться с безработицей, показатели которой выросли после вступления в ЕС?

- Россия - одно из приоритетных направлений внешнеэкономической политики Болгарии. Так было и будет. Торговый оборот Болгарии с уральскими территориями в 2006 году увеличился на 100%. Дальнейшему росту будет способствовать открытие регулярного воздушного сообщения София - Екатеринбург в 2007 году. Это позволит организовать прямые поставки товаров, увеличить поток туристов, развивать культурный и спортивный обмен, расширять контакты между бизнесменами наших регионов.

- Как вступление Болгарии в ЕС повлияло на российско-болгарские отношения? Как вы оцениваете нынешнее состояние деловых связей между Болгарией и Уралом?


Как оптимист обещаю… - Господин Эдерер, на полугодовой отрезок председательства Германии в Совете Европейского Союза пришлась 50-я годовщина подписания Римских договоров 25 марта 1957 года, которые считаются «свидетельством о рождении» Евросоюза. Об успехах Евросоюза можно говорить долго, но хотелось бы, чтобы вы обозначили внутренние проблемы, которые придется решать Германии в кресле председателя.

Начальник департамента планирования министерства иностранных дел Германии Маркус Эдерер имеет богатый опыт дипломатической работы. Отметим два периода: 1990 - 1993 - Москва, экономический отдел посольства ФРГ в РФ; 1999 - 2002 - Брюссель, глава кабинета Специального координатора программ по стабилизации ситуации в Восточной Европе, в том числе в бывшей Югославии. Сейчас г-н Эдерер участвует в планировании внешней политики Германии, но в какой-то мере его обязанности имеют общеевропейский контекст: с нового года Германия председательствует в Совете Евросоюза. Маркус Эдерер дал эксклюзивное интервью для специального проекта «Евросоюз - Урал».

Обсуждение затронет вопросы функционирования внутреннего энергетического рынка ЕС, наличия в нем конкурентной среды. Остро стоит проблема единоличного владения собственностью в энергетической сфере - собственно сырьем (допустим, природным газом) и элементами инфраструктуры (к примеру, трубопроводами). Даже в Германии, где хорошо развита конкурентная среда, есть большие компании, одновременно разрабатывающие газовые месторождения и владеющие системой газопроводов. Поэтому Еврокомиссия, имеющая исключительное право инициативы, предлагает разделить эти две части - эксплуатацию недр и транспортировку сырья.

- В повестке председательства Германии стоит несколько пунктов, имеющих важнейшее значение для Евросоюза как объединения государств. Например, на совещании глав государств и правительств ЕС в марте будет обсуждаться проект нового плана действий, в нем проанализированы выгоды, которые получат страны Евросоюза от совместной работы в энергетическом секторе.

Маркус Эдерер

- Как вы можете прокомментировать газовые и мясные конфликты России и Польши? Насколько это нормально, когда одна из стран ЕС, пусть даже такая крупная, как Польша, единоличным решением снимает с повестки дня саммита «Россия - ЕС» вопрос о новом соглашении с Россией всех 25 стран Евросоюза?

Мы будем обсуждать механизмы совместных действий стран Евросоюза в случае возможных потрясений в энергетическом секторе - будьто технологические катастрофы на территории ЕС или перебои в получении энергоресурсов, того же газа, возникшие в результате воздействия внешнего фактора. Это с одной стороны. С другой - мы должны развивать иностранный энергетический диалог. Это, естественно, касается России и других поставщиков энергии. Если продолжать тему газа, то у нас есть три мощных источника - Россия, Норвегия и Алжир. Очевидно, Евросоюз активизирует отношения по всем трем направлениям. Мы думаем и об укреплении диалога с другими мощными потребителями газа - Китаем, Индией, США. В целом я не вижу больших проблем в проведении Евросоюзом внешней энергетической политики, но детальная проработка конкретных шагов и направлений не будет легкой.

Интеграция в подарок - Германия сегодня несет самую большую нагрузку по линии ЕС: я имею в виду долю в бюджете Союза и участие в решении проблем мирового характера. А как в Германии формулируют плюсы Евросоюза для самой страны, для ее экономики?

- История ЕС не знает случаев, когда одна страна противостояла бы всем остальным. Не было ситуаций, когда не нашлось компромиссного решения, пусть даже спустя какое-то время. В случае с Польшей не стоит рассуждать в категориях «нормально - ненормально». Уверяю, здесь нет ничего сверхъестественного. Это обычный европейский процесс, хотя теперь он существует в несколько новых условиях. Как оптимист обещаю: путем переговоров ситуация в конечном итоге будет разрешена.

Если вы спросите людей на улицах Берлина, Мюнхена или Лейпцига, какие плюсы они видят от присутствия Германии в Евросоюзе, уверен, первое, что услышите - безвизовый режим перемещения в Европе. На границе Баварии с Австрией нет больше пограничных пропускных пунктов. Вы также не встретите их, отправившись в Нидерланды, Францию, другие страны. Это действительно изменило настроение европейцев: они получили максимальные возможности для общения друг с другом. С помощью евро мы создали валюту, которая успешно конкурирует с другими на мировом финансовом рынке, к примеру, с долларом. Европейский союз - одно из самых больших экономических пространств в мире. Благодаря ему мы не только являемся важнейшим участником мировой торговли, но даже входим в состав правления Всемирной торговой организации.

- Проект создания Евросоюза был подарком для послевоенной Германии. Он не только позволил нам интегрироваться в Европу и стать уважаемым членом европейского и мирового сообщества, на что вряд ли можно было надеяться после войны. Он дал шанс немцам продемонстрировать свои лучшие национальные черты и вернуть доверие других народов к себе как к нации. Впоследствии это позволило нам уйти от вечного политического противостояния с соседней Францией, изнурительного для обеих сторон. С экономической точки зрения проект Евросоюза стал для Германии очень успешным. Более половины объема нашего экспорта приходится сегодня на страны ЕС, мы заслужили статус индустриальной и технологической базы Евросоюза. И у Германии есть хорошие предпосылки для наращивания экономической мощи в рамках единой Европы.

Национальный интерес - А насколько удается сбалансировать интересы каждой отдельной страны, входящей в ЕС, и общие интересы Союза? Нет ли здесь острых противоречий?

В мире есть ряд других высших управляющих должностей, которые Германия как отдельное государство не смогла бы получить без вхождения в Европейский Союз.

В предыдущем ответе я говорил о международных торговых отношениях. Противоречие между свободной торговлей в рамках Евросоюза и стремлением усилить протекционистские меры для защиты национальных товаропроизводителей существует всегда. Но нужно понимать, что в современной системе глобальной мировой торговли ровно такой же подход применяется и по отношению к самой Европе, это также касается всех нас - стран-членов Европейского Союза. Ясно, что ни одна страна в одиночку не способна продвигать свои интересы, она ищет союзников. И Европе не обойтись без поддержки других стран, будь то США, Китай, Россия или Индия. Но, играя на мировой арене, европейские страны должны осознавать, что только в союзе друг с другом они могут получить надежную поддержку других игроков. Таким образом, мы вынуждены всегда идти на компромисс, чтобы иметь общую позицию по отношению к внешнему миру.

- Очень непростой вопрос. В первую очередь надо сказать: национальные интересы, конечно, никуда не исчезли. Европейский Союз обеспечил основу взаимоотношений с местными и национальными властями с помощью механизма субсидиарности (на верхнем уровне решаются только вопросы, которые не могут быть решены на нижнем). Что скрывать, в определенной степени национальные интересы ограничиваются. Но делается это только для того, чтобы выиграл Европейский Союз в целом, и каждая страна, входящая в него, смогла бы получить больше, чем дала, устранить сложные, системные проблемы, которые не в состоянии была бы снять сама. В масштабе Европейского Союза удалось разработать и согласовать подход, который действительно работает на консолидированный интерес всех стран-участниц. Он эффективен и рассчитан на долгосрочную перспективу.

Европейский подход нацелен на поиск компромисса за счет установления четких правил принятия решений. Чем больше становится Европейский Союз, тем рациональнее и современнее мы стараемся сделать эти процедуры. К сожалению, конституционное соглашение не внесло ничего нового в систему принятия решений: она могла бы стать проще по сравнению с нынешней.

Это европейский подход. И сегодня он очень эффективен для тех, кто следовал ему в течение десятилетий, для так называемых старых членов ЕС. Они учились служить собственным национальным интересам и не гнаться за мелкими сопутствующими «успехами», подаваемыми политиками под соусом защиты национальных интересов.

- Два года назад в составе группы российских журналистов я путешествовал по Франции. В долине Луары мы видели бесконечные поля, на которых ничего не росло. Мы спросили французского гида, почему пустуют угодья. Тот ответил: французские фермеры получают из бюджета ЕС деньги в обмен на обещание не заниматься сельским хозяйством, потому что французская продукция выдавливает с европейского рынка товары, произведенные в Восточной Европе, в той же Польше. Мне тогда подумалось: есть что-то нездоровое в том, что людям платят деньги, чтобы они не работали. Вам не кажется, что это слишком далеко от классических представлений о рыночной экономике?

В целом мы верим: история ЕС - это история успеха. Случаются, конечно, и стагнации: в данный момент мы наблюдаем стагнацию в сфере экономики Евросоюза. Но Европа движется вперед. И я уверен, что, в конце концов, мы сформируем общую точку зрения как в оценке наших достижений в прошлом, так и на будущее Европейского Союза. На мероприятиях по поводу 50летия Римских договоров станет очевидно: ЕС очень даже жив.

В документах, которые подготовила Германия к началу председательства в Совете ЕС, подробно описаны слабые места европейского сельскохозяйственного рынка. В том числе говорится о дотациях.

- Общеевропейская политика в сфере сельского хозяйства - сложнейший вопрос. Он требует дополнительных серьезных обсуждений на самом высоком уровне.

Европейский СоюзОбъединение 27 европейских государств. В ЕС проживает 480 млн граждан: это крупнейший внутренний рынок в мире. Заключенный в 1992 году в Маастрихте договор о создании ЕС был дважды изменен договорами, подписанными в Амстердаме (1997) и Ницце (2000). Действующий договор ЕС подписан в Ницце и вступил в силу 1 мая 2004 года. Евросоюз рассматривает себя как сообщество на основе общих ценностей: государства-члены обязуются сохранять мир, свободу, демократию и плюрализм. Он также является сообществом, организованным по принципу солидарности (экономически более сильные поддерживают более слабых). Государствачлены передали ЕС определенные задачи и часть суверенных прав.

К сожалению, пока большая часть бюджета Евросоюза расходуется на сельскохозяйственную политику, хотя мы не можем не видеть, что за рубежами Европы сильные страны вкладывают деньги в новые технологии, развитие исследований, образовательный сектор, иными словами, в то, что служит фактором успеха завтрашнего дня. Мне кажется, европейцы придут к пониманию необходимости реформирования системы дотаций. Но здесь нельзя недооценивать влияние сельскохозяйственного лобби, которое заинтересовано в сохранении статускво. Скажем, в Германии доля сельского хозяйства в ВВП не превышает 1%. Но в других странах эта доля огромна, и они, конечно, выступают за сохранение механизма субсидирования аграрного производства.



Главная страница / Архитектура отрасли