Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Проектам помогут материально

В Екатеринбурге открылась выставка «Будущее зависит от тебя. Новые правила» - совместный проект известного коллекционера, издателя путеводителей Le Petit Fute Пьера-Кристиана Броше и компании «Мегафон». Город стал пятым в своеобразной эстафете, цель которой - показать в российских регионах лучшее из современного русского искусства. Сотня работ, 21 художник, каждый - имя: Олег Кулик, Анатолий Осмоловский, Владислав Мамышев-Монро, Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, «Синие носы», «АЕС+Ф» и многие другие. Иными словами, «Новые правила» - это своего рода ликбез в современном искусстве, яркий концентрат того, что было создано в России с конца 80-х годов. Мы поговорили с Пьером Броше не о самом искусстве, но о том, что непосредственно касается каждого художника и коллекционера в стране - о развитии российского арт-рынка.

Русское современное искусство созрело для масштабных инвестиций. Развитию полноценного арт-рынка мешают таможенные барьеры, отсутствие аукционных домов и нехватка инициативы в регионах.

- Глубокого анализа рентабельности искусства в России нет. Есть приблизительные общие оценки: за последние три года цены на работы современных художников выросли примерно на 65%. Но нужно понимать, что стоимость произведений искусства зависит от множества факторов. Можно купить работу у самого художника; можно в галерее - когда галерист сделал уже первый выбор; можно в галерее вторичного рынка - они существуют на Западе, в основном для классического искусства; наконец, можно купить на аукционе. Везде цены разные. Но допустим, вы купили одну картину и смотрите, что происходит на аукционах. И видите: сегодня похожая картина этого художника ушла за 100 тыс. евро. Значит, ваша картина стоит приблизительно столько же.

- Пьер, насколько выгодно в России инвестировать в искусство? Если купить сегодня работу за 100 тыс. долларов, сколько она будет стоить через три года?

Кроме того, есть специфика в системе оплаты. Допустим, вы купили картину за 100 тысяч на аукционе. Потом вы платите премию аукционному дому - 20 - 25%. То есть в конце концов вы тратите 125 тысяч, и если через год вы продаете ровно за 100 тысяч, то получаете только 90 тысяч, поскольку 10% возьмет аукцион. Поэтому чтобы продать купленную сейчас картину через год и при этом просто вернуть деньги, нужно, чтобы ее цена увеличилась минимум процентов на 4 Это похоже на брокерский процент, но на арт-рынке он гораздо больше. Да, все аукционисты говорят, что цены постоянно растут. Но на самом деле из-за низкой ликвидности искусство может быть только долгосрочной инвестицией.

Эту цену определяют множество факторов: личность художника, сюжет произведения, его размер и год создания. Главный параметр - кто в зале во время аукциона. Даже если у вас есть похожая картина этого же художника, того же года и размера, это вовсе не значит, что если вчера эта картина была продана за 100 тысяч, вы можете продать свою сегодня за ту же цену. Аукционы идут не каждый день, и с момента решения о продаже до самого аукциона проходит от трех до шести месяцев. После продажи нужно подождать еще два месяца до получения денег. Так что картина - это не акция или облигация, ее ликвидность невысока.

- Есть мода, и она делает так, что несколько художников очень сильно растут в цене. Но рост может остановиться, а цены упасть. Если посмотреть на индекс роста цен на работы известных художников, видно, что рост далеко не у всех, есть довольно мощные спады и подъемы. Конечно, глобально - в течение десяти лет - рост существует. Что делать коллекционеру? Допустим, вы покупаете работу молодого художника, которая стоит тысячу евро. Если его поддерживает галерея, если у него будет групповая выставка в известном музее или его выбрали на какую-либо биеннале - шанс, что цена вскоре вырастет, достаточно велик. Когда вам говорят, что это рискованно, просто оцените: разве это риск - тратить тысячу евро? Для богатых людей это ерунда. Очень часто меня спрашивают - насколько вы рисковали, покупая молодых художников? Я не рисковал, для меня 500 - 1000 евро не так много, а я не такой уж и богатый. Просто я всегда покупаю работы молодых художников.

- А как определить, будет ли купленная работа расти в цене?

- Все зависит от того, насколько вы заняты. Во-первых, есть опыт и глаз, который нужно тренировать. До моего приезда в Россию много лет назад я видел очень много выставок, знал, что такое современное искусство. Выбираю всегда сам, но много слушаю - галеристов, критиков, кураторов. Часто кураторы говорят: Пьер, посмотри на этого художника. Или - «на следующую выставку я выбрал такого-то». Во-вторых, есть много коллекционеров, которые выбирают работы после консультации галериста. Айдан Салахова, к примеру, всегда сначала продает художников из своей галереи, потом иногда продает «чужих» - за определенный процент. Наконец, третий вариант - обратиться к консультанту. Если вы хотите купить не только русское искусство, стоит обратиться к тем, у кого есть партнеры в разных странах. Мне в этом смысле проще, я собираю только русское искусство.

- Как стоит выбирать этих молодых художников?

- Потому что я живу здесь. Я всегда честно говорю, если бы 15 - 20 лет назад я попал в Бразилию или Китай, я покупал бы бразильское или китайское искусство. Вообще коллекционирование у меня в крови, первую коллекцию марок я собрал в шесть лет. Когда мне удалось купить первые картины, я понял: это кайф. Потом я приехал сюда и сразу познакомился с русскими художниками, понял, что именно это искусство я хочу покупать. И покупал - довольно дешево, тогда ведь ничто не стоило дорого. Хотя сегодня это выглядит дешево, а в 1989 году 500 долларов были довольно большими деньгами.

- Почему?

- Не совсем - нет вторичного рынка, аукционных домов. Самое главное: по какой-то причине государство до сих пор не поняло, что нужно срочно снять все ограничения по импорту и экспорту картин. Если десять лет назад я мог понять, почему они есть - с точки зрения пошлин на импорт картин и необходимого запрета на их экспорт, то сегодня, после покупки Вексельбергом яиц Фаберже, понять не могу. Сейчас если кто-то что-то вывезет из России и будет продавать в Лондоне, то только для того, чтобы другой русский купил и привез обратно. Поэтому нужно открыть границы для искусства. Сейчас западные люди не будут покупать старое русское искусство - ни иконы, ни Айвазовского, им по большому счету наплевать на все это, так что это исключительно внутренний русский рынок. А для современного искусства очень важно, чтобы оно могло путешествовать. Но если я завтра захочу отвезти картину в мой дом в Париже, мне придется десять дней мотаться по Минкультуры, чтобы получить разрешение. Кому это нужно? Если открыть таможни, западное искусство пойдет сюда, а мир узнает о русском искусстве.

Граница на замке
- Сегодня в России существует арт-рынок?


- Когда у вас есть тысяча евро, вы можете купить билет в Ковент-Гарден, парижскую Оперу - или картину молодого художника. Все эти затраты принесут удовольствие - но только современное искусство позволит вам получить объект и повесить его на стену. В какой-то момент картина станет дорогой - это второе удовольствие. Для меня рост цен на мои картины - подтверждение того, что когда-то я сделал правильный выбор. Это приятно и с точки зрения эго, и с точки зрения капитализации. Не значит, что я стал богаче - не факт, что картину можно продать. Для меня главное - ощущение правильного выбора.

- А чем привлекательно современное искусство для коллекционеров?

В России сегодня есть 20 - 25 суперзвезд, работы которых можно спокойно покупать - они стоят от 25 до 60 тысяч и точно будут расти. Причем сейчас они будут дорожать быстрее, чем раньше. Это уникальный шанс для тех, у кого нет больших средств. Как только художник начнет стабильно продаваться за 100 - 200 тысяч, появится спрос у олигархов. Эти люди не покупают, как я, дешевое искусство. Они ждут, когда цены достигнут уровня, при котором можно быть уверенным в инвестициях, можно ожидать, что произведение на 100% останется мировой ценностью. Я не такой, мне нравится открывать новое. Но все серьезные коллекционеры сегодня не будут смотреть на художника, пока его работы не будут стоить определенную сумму - обычно около 100 тыс. евро. Тогда они понимают: это уже их игра.

Смотрите: в 2000 году работа Дубосарского и Виноградова стоила пять тысяч евро. Сегодня их новая картина такого же размера стоит 60 тысяч. Если сегодня продавать на аукционе их работу 2000 года, она может достигнуть планки в 150 тысяч. Рост от пяти до 150 тысяч за восемь лет - это, согласитесь, неплохо. Но этот рост наблюдается далеко не у всех художников. Да, дешевые работы молодых художников могут расти в цене очень быстро, но пока в России такого не наблюдается. Но происходит, к примеру, в Китае - там работа за три года может вырасти в цене с пяти до 200 тысяч евро. Русское искусство очень недооценено. Если взять китайского и русского художников, которые начинали работать в 90-х годах, китайский может быть в несколько раз дороже. Работы нескольких китайских художников сейчас стоят от миллиона и выше.

- Во-первых, китайское искусство узнаваемо, поскольку китайцы сами по себе узнаваемы. 90% китайского искусства - это лица или человек, не абстракция, и его сразу можно узнать. Во-вторых, есть несколько мощных западных игроков, которые жили в Гонконге и делали бизнес с Китаем. Они покупали китайское искусство, и денег у них было больше, чем у меня, - у меня маленький бизнес, у них большой. Так что они купили не 400 работ, а тысячи - и смогли показать это искусство Западу, наделать шума. Кроме того, вывезти картины из Китая очень просто, поскольку правительство Китая очень быстро поняло, что развитие рынка современного китайского искусства на Западе - это прекрасно для имиджа Китая. Это говорит о том, что Китай - свободная страна. Российское государство этого не поняло до сих пор.

- А почему по сравнению с китайцами наше современное искусство недооценено?

- Это очень эгоцентрическая амбиция, как ни крути. Если вы хотите оставить след в истории, быть коллекционером и создать музей - самый простой путь. Третьяков создал музей - весь мир его знает. Щукин не создал музей, но собрал прекрасную коллекцию, его знают в России. Демидов купил коллекцию - в Свердловской области все знают Демидовых. Почему я показываю коллекцию в регионах? Это какая-то форма безумства. Когда вы коллекционер и вы один, ничего не происходит. Когда вас уже двое, можно продавать друг другу, когда тысяча - появляется рынок. Я живу в этой стране и понял, что собирать искусство для себя - это полный бред. В прошлом году, когда я показывал свою коллекцию в Москве в Музее современного искусства, многие подходили и говорили: это гениально, поскольку никто не собрал и не показывал такую коллекцию, в которой было бы видно все развитие русского искусства с перестройки до сегодняшнего дня. Резонанс был большой, и я думал: если в Москве посмотрели и поняли, нужно что-то делать в регионах. Но в Москве люди знали, что я показываю, - в регионах приходится начинать с обучения. Нужно показать, что такое современное искусство, показать звезд.

Разумное эго
- Когда у человека уже есть коллекция, что с ней делать? Зачем вы возите ее по стране?

- Если вы хотите, чтобы что-то происходило в Екатеринбурге, назначайте вашу Дашу Жукову (подруга Романа Абрамовича, недавно открывшая в Москве крупнейший в России центр современного искусства «Гараж». - Ред.). Кто-то должен влюбиться в искусство, взять лидерство, попробовать создать центр современного искусства - отремонтировать какое-нибудь здание, проводить выставки. Если этот человек не знает, что нужно делать, - в Москве полно людей, в том числе я, которые готовы привозить новые выставки каждые два месяца. Тогда из Москвы начнут приезжать важные персоны - смотреть, что здесь происходит. А здесь люди станут узнавать художников, покупать работы, ездить в Москву, в Лондон - и так далее. И они поймут, что через современное искусство могут войти в другой мир - довольно симпатичную тусовку, в которой есть не только миллиардеры, но вообще все категории людей, от бедных художников до богатых, от начинающих коллекционеров до директоров крупнейших музеев. И чтобы войти в этот мир, достаточно просто открыть дверь галереи или купить свою первую работу.

- Что должно изменить в регионах, чтобы здесь развивалось современное искусство?


В конце сентября директор департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Игорь Реморенко объявил, что до конца 2008 года министерство собирается принять новую программу поддержки инновационных образовательных программ в университетах и институтах, рассчитанную на 2009 - 2012 годы. В рамках этой программы чиновники хотят стимулировать появление в вузах «второго пояса» инноваций: планируется, что на базе вузов появятся так называемые «внедренческие предприятия». Это значит, что студенты и аспиранты будут не только получать образование, но и участвовать в научных разработках (в первую очередь коммерческого характера) на этих предприятиях.

К концу года уральские университеты закончат осваивать средства, выигранные на конкурсе инновационных программ Минобрнауки. Дополнительное финансирование существенно увеличило отрыв лучших государственных вузов от конкурентов.

В общей сложности они получили более 3,3 млрд рублей на развитие инновационных образовательных программ, причем еще порядка 900 млн рублей эти вузы обещали направить из собственных бюджетов.

«Первый пояс» инноваций охватил уральские вузы еще в 2006 и 2007 годах. В 2006 году Минобрнауки провело первый конкурс инновационных программ среди российских вузов с общим бюджетом около 10 млрд рублей. Его выиграли 17 вузов, причем в списке был только один уральский - Пермский госуниверситет. В 2007 году проведен второй конкурс, среди 40 победителей оказалось уже шесть вузов из Урало-Западносибирского региона: Пермский и Уральский технические университеты, Тюменский, Уральский и Южно-Уральский государственные университеты и Уфимский авиационный технический университет.

Техника - молодежи

Очевидно, что полезнее всего инновационные гранты оказались для технических и естественно-научных факультетов. Среди 17 победителей первого конкурса вообще был только один вуз социогуманитарной направленности, Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ, Москва). На втором этапе в списке оказалось гораздо больше классических университетов, но и те большей частью предложили программы, ориентированные на развитие физики, математики и технических дисциплин. С точки зрения содержания понятия «инновация» перекос вполне понятен, но, как отмечают некоторые представители вузов, многие гуманитарные и экономические университеты просто не сумели представить свои дисциплины в инновационном свете.

Финансирование по итогам первого конкурса закончилось еще год назад, в этом году заканчивается выделение средств и по второму. За два года университеты успели освоить большую часть средств: приобрели новое лабораторное оборудование, программное обеспечение, закупили учебные пособия и отремонтировали часть аудиторий. При этом самые большие деньги пошли на покупку современных приборов и компьютерной техники: отчеты вузов содержат в основном списки, включающие, скажем, «ротационный вискозиметр» или «хроматограф - квадрупольный масс-спектрометр».

Пермский технический университет (ПГТУ), Южно-Уральский университет (ЮУрГУ, Челябинск) и Уфимский авиационный технический университет (УГАТУ) решили вложиться в создание суперкомпьютеров. В УГАТУ машину запустили еще в прошлом году: ее собираются использовать для проведения виртуальных экспериментов на новой специальности «Компьютерное моделирование с применением суперкомпьютерных технологий». Основу суперкомпьютера составляет 271 сервер от IBM на базе 542 процессоров пиковой производительностью около 20 триллионов операций с плавающей точкой в секунду (Тфлопс). Сейчас суперкомпьютер УГАТУ удерживает пятое место в российском рейтинге, в лидерах - четыре московских, самый мощный из которых принадлежит РАН и достигает производительности в 75 Тфлопс. Суперкомпьютер ЮУрГУ занимает в том же рейтинге восьмое место, а ПГТУ - 21-е. Последний компьютер - самый новый из уральских (его запустили в сентябре 2008 года) и самый слабый - с пиковой мощностью в 4 Тфлопс. Впрочем, еще несколько лет назад уральских вузов в первой десятке российского рейтинга суперкомпьютеров не было вообще - средства удалось найти только за счет конкурса инновационных программ.

На что же потратили государственные деньги уральские вузы? В Уральском госуниверситете (УрГУ, Екатеринбург) больше остальных получили физики и химики: основные деньги вуз выделил на создание центра нанотехнологий. Здесь открыли специальность «Нанотехнологии», построили учебную лабораторию, создали несколько центров коллективного пользования с новейшим западным оборудованием для исследования свойств наноматериалов. В результате конкурс на специальность просто взлетел (по меркам физфака): в этом году на одно место претендовало десять человек, а набор на физический факультет оказался одним из самых крупных среди всех факультетов за последние годы.

Тюменский госуниверситет (ТюмГУ) решил сконцентрироваться на профильном для региона направлении - нефтегазовом. Здесь будут разрабатывать и активно внедрять инновационные методы рационального природопользования: экологический мониторинг месторождений, технологии восстановления загрязненных земель и водоемов. На средства федеральной программы ТюмГУ открыл центр экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий в нефтегазовом секторе и центр рационального природопользования. Другой интересный проект - собственное телевидение «Евразион-ТВ». Планируется, что через спутник на территорию РФ и зарубежных стран будут транслировать обучающие аудио- и видеоматериалы на нескольких языках. Впрочем, без собственного суперкомпьютера тоже не обошлось, правда, он слабее даже компьютера ПГТУ и в российский рейтинг не попал.

Уральскому техническому университету (УГТУ-УПИ, Екатеринбург) федеральные деньги позволили открыть ряд уникальных лабораторий и учебных центров. Повезло теплоэнергетическому факультету - здесь появился современный учебно-тренировочный центр подготовки специалистов атомных станций. Теперь студенты факультета смогут отрабатывать навыки работы на новом тренажерном комплексе ядерной энергетической установки на быстрых нейтронах (БН-800). Собственно новый энергоблок БН-800 должен начать работу на Белоярской АЭС (Заречный, Свердловская область) в 2015 году - так что к тому моменту уральская атомная энергетика получит специалистов, уже готовых на нем работать. Перспективная лаборатория ядерного магнитного резонанса открылась на кафедре органической химии УГТУ-УПИ: здесь собираются проводить исследования в области создания синтетических антибиотиков третьего поколения, оптически активных соединений, имеющих перспективы использования в качестве лекарственных препаратов для радиационной терапии опухоли.

Очевидно, что университетам, уже имеющим инновационные программы (в том числе и шести упомянутым уральским вузам), будет гораздо проще конкурировать с остальными. Все оборудование, о котором мы говорили, предназначено именно для научных исследований - для обучения студентов совсем необязательно задействовать такие ресурсы. А вот для передовой научной работы - с привлечением тех же студентов, магистров и аспирантов - мощные суперкомпьютеры и нанолаборатории просто необходимы. Современное оборудование позволит этим вузам проводить научные исследования на высоком уровне, а зарубежные стажировки (также финансируемые за счет инновационных программ) дадут возможность представить результаты этих исследований мировому сообществу.

Впереди паровоза
Как известно, в ближайшие несколько лет в России будет создано два десятка федеральных университетов - крупных многопрофильных вузов, которые должны войти в первую сотню всех мировых рейтингов (подробнее см. «Кандидаты на звание ФУ», «Э-У» № 26 от 30.06.08). Кроме этого, правительство РФ планирует создать порядка двадцати профильных исследовательских университетов (на уже имеющейся базе, конечно). Какие вузы попадут в эти списки и получат многомиллиардное финансирование - пока не известно, но уже ясно, что отобраны будут те, кто максимально соответствуют международным критериям: имеют сильные научно-исследовательские программы и развивают сотрудничество с иностранными университетами.

Основной задачей этих лидеров станет удержание того инновационного потенциала, который был накоплен за счет федерального финансирования. По словам проректора ГУ-ВШЭ Сергея Рощина, как только перечисление средств по инновационной программе прекращается, вузу становится сложно удержать все наработки на столь же высоком уровне. Недостаточно просто купить лаборатории - необходимы средства и на проведение в них текущих исследований. Возможно, заявленная Минобрнауки возможность создания предприятий при вузах будет способствовать росту их собственных доходов. Другое дело, закон разрешает создавать фирмы лишь федеральным университетам, а их в стране пока только два - Сибирский ФУ в Красноярске и Южный ФУ в Ростове-на-Дону.

В конечном итоге это приведет к тому, что финансирование инновационных программ отдельных вузов даст им мощный толчок к развитию - и еще больше увеличит разрыв между лидирующими вузами и отстающими. Еще один разрыв может возникнуть в развитии технических и гуманитарных дисциплин, так что возможно, что негосударственным вузам, специализирующимся на последних, придется серьезно пересмотреть свою политику. По оценкам ГУ-ВШЭ, из-за демографической ямы уже через два года число абитуриентов вузов снизится в два раза - значит, и конкуренция за них между вузами значительно усилится, и выбирать абитуриенты будут в первую очередь среди университетов-лидеров.



Предположительно строительство начнется в 2009 году, а первые дома будут сданы в 2010м. Около 90% квартир распределят через ипотеку, остальные - на основе долевого строительства и по социальным программам. Помимо жилья планируется построить школы, детские сады, медицинские учреждения, а также экологически чистые производства: пекарни, фабрику детской игрушки.

В январе в Минстрой Свердловской области поступили на рассмотрение документы по проекту комплексноого освоения территории близ деревни Фомино и поселка Бобровский. Если проект удастся, он станет третьим проектом КОТ в Свердловской области (первый - застройка района Академический на 9 млн кв. метров жилья, второй - новый район между Березовским и Екатеринбургом на 3,8 млн кв. метров; подробнее см.«Большая КОТовасия», «Э-У» № 8 от 26.02.07). Как сообщили в пресс-службе Мингосимущества, земли в месте планируемого строительства пригодны для жилой застройки. На днях проект будет рассмотрен думой Сысертского городского округа. По неофициальным данным, вероятность положительного решения по нему весьма высока. Проект предусматривает строительство 2 млн кв. метров жилья на площади в 770 га. В случае успешной реализации здесь возникнет целый город на 35 тыс. жителей. Изюминка в том, что проект инициирован не частными инвесторами и даже не местными властями, а администрацией ЯНАО. Как пояснил глава представительства ЯНАО в Екатеринбурге Сергей Шитиков, часть построенных площадей планируется использовать для переселения с Ямала жителей Крайнего Севера.

Самое узкое место проекта - вопросы финансирования. Минимальная его стоимость оценивается в 30 - 40 млрд рублей. Состав инвесторов пока не известен. Сергей Шитиков предполагает, что ими станут власти ЯНАО, а также банки и промышленные предприятия Уральского региона.

Очевидно: только комплексная застройка способна существенно увеличить темпы вводимого жилья и объем предложения на рынке, а значит, положительно повлиять на цены. Три проекта КОТ в Свердловской области - самые крупные в УрФО и способны войти в список крупнейших в стране. У Среднего Урала есть все шансы вырваться вперед в реализации национального проекта «Доступное жилье».


Участники инвестиционных проектов (органы местного самоуправления, организации коммунального комплекса, застройщики) получат из федерального бюджета субсидии на возмещение половины процентной ставки по кредитам, взятым на обеспечение площадок коммунальной инфраструктурой или ее модернизацию. Выдать такие кредиты смогут российские банки, отвечающие требованиям подпрограммы (в частности срок их работы должен превышать три года, а размер собственного капитала - 1 млрд рублей). На выплату субсидий в 2007 году в федеральном бюджете предусмотрено 17,5 млрд рублей. Первые транши ожидаются уже в начале июня.

В конкурсе Росстроя на получение федеральных субсидий победили 15 уральских площадок под комплексную застройку. Конкурс проведен в рамках подпрограммы жилищного национального проекта «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» на 2007 год. Победителями признаны семь проектов комплексной застройки в Пермском крае, по три - в Свердловской и Оренбургской областях, по одному - в Удмуртии и Башкортостане.

Отбор осуществлялся по показателям бюджетной дисциплины в регионе (значение имело отсутствие задолженности перед федеральным бюджетом и нецелевого использования бюджетных средств). Во внимание принималась также масса показателей, в том числе большое количество ветхого и аварийного жилья и недостаточное использование мощности систем коммунальной инфраструктуры.

По словам заместителя начальника отдела развития жилищного строительства Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Татьяны Чухломиной, из 175 заявленных на конкурс проектов субсидии получат 13 Среди уральских проектов конкурсная комиссия отклонила лишь один - застройку микрорайона А10 жилого района Аэропорт в Ижевске.



Главная страница / Архитектура отрасли