Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Проездом

В начале марта ОАО «Трубная металлургическая компания» (ТМК) объявила о покупке контрольного пакета акций ОАО «Российский научноисследовательский институт трубной промышленности» (Челябинск, РосНИТИ). На его базе будет создана единая система управления инновациями в холдинге. РосНИТИ - единственное в России научноисследовательское учреждение (десять лабораторий, орган сертификации), специализирующееся на технологии производства труб. Институт имеет полный отраслевой фонд стандартов. Разработками, как и раньше, смогут пользоваться все трубные предприятия, но основные усилия будут брошены на удовлетворение потребностей мажоритарного акционера.

Председатель совета директоров ТМК Дмитрий Пумпянский решил укрепить бизнес наукой

До последнего времени научноисследовательские институты интересовали бизнес только с точки зрения дешевой недвижимости в центре города. Тенденция должна переломиться: компании нуждаются в новых технологических разработках. Особенно актуально это для трубников - требования к их продукции со стороны нефтегазовых корпораций растут (см. «Шаг назад, два шага вперед», «Э-У» № 9 от 05.03.07).

В научнотехнический комплекс ТМК вместе с РосНИТИ войдут центральные заводские лаборатории. Общее руководство и контроль возложены на научнотехнический совет под председательством заместителя генерального директора - главного инженера ТМК Леонида Марченко. Он отметил: «Создание собственного научного центра позволит компании опережать требования потребителей, что в рамках заводских лабораторий не всегда получается».

Свердловская область

По словам аналитика ИК «Брокеркредитсервис» Вячеслава Жабина, главная задача ТМК - разработка технологии производства бурильных труб класса премиум для нефтегазового комплекса, маржа от продажи которых вдвое выше, чем от обычных труб. «Данная покупка обеспечит российскую компанию необходимыми технологиями для решения этой задачи», - считает Жабин.


Это не первые претензии УФАС к Кольцово. Ранее управление признало аэропорт и авиакомпанию ЗАО «Авиа-прад» (базируется в Кольцово) нарушившими закон о конкуренции, доказав согласованность их действий. Тогда с жалобой в УФАС обратились все те же «Уральские авиалинии», посчитавшие, что компанию пытаются устранить с рынка перевозок на Москву в пользу «Авиапрада». В частности, Кольцово не согласовало с «Уральскими авиалиниями» слоты (временной отрезок, в который аэропорт дает разрешение самолетам вылетать) по указанному московскому рейсу. По итогам рассмотрения дела ФАС предписала восстановить рейсы на Москву «Уральских авиалиний» по времени их вылетов до нарушения компаниями антимонопольного законодательства. Кольцово направило иск в Арбитражный суд Свердловской области на действия УФАС. Заседание суда запланировано на 22 марта.

С жалобой на аэропорт в управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Свердловской области обратился екатеринбургский авиаперевозчик «Уральские авиалинии». По данным УФАС, в этом году Кольцово предложило всем авиаперевозчикам заключить договор в новой редакции, которая предполагает 100-процентное авансирование услуг. Перевозчик должен платить за предоставление всех услуг, в том числе обслуживание и заправку авиакеросином, вперед, до 10 числа каждого месяца. По мнению специалистов ФАС, это требование нарушает закон «О защите конкуренции». Среди опрошенных УФАС авиакомпаний договор в новой редакции с Кольцово не подписала ни одна. Согласно жалобе «Уральских авиалиний», в отсутствие договора аэропорт отказался брать у авиакомпании на обслуживание на внутренних перелетах Ил-8 Дело в отношении Кольцово будет рассмотрено 20 марта.



В начале марта Трубная металлургическая компания (ТМК) объявила о создании дивизиона нефтегазового сервиса, в который войдут активы, купленные в прошлом году у ТНК-BP и приобретенные ранее. «ТМК Нефтегазсервис» будет управлять Орским машиностроительным заводом, компанией «Трубопласт» (Екатеринбург), Управлением по ремонту труб и Центральной трубной базой (ХМАО).

В 2007 году российскую трубную отрасль спасли от провала заказы нефтегазовых компаний. Замораживание проектов строительства трубопроводов может стать критичным: на внутреннем рынке трубников теснят китайцы, на внешнем - сдерживают пошлины.

В 2008 году компания рассчитывает нарастить объем сервисных работ вдвое до 3,8 млрд рублей. По словам генерального директора ТМК Константина Семерикова, это позволит диверсифицировать бизнес и снизить зависимость от ценовых колебаний на трубном рынке, а также значительно увеличить в структуре выручки долю добавленной стоимости.

Задачи, которые ставит перед сервисным подразделением руководство ТМК, - увеличение доли рынка за счет расширения ассортимента услуг, повышения их качества и покупки новых активов. Также в рамках разрабатываемой инвестпрограммы планируется завершить строительство сервисного комплекса в городе Нягань (ХМАО), приобретенного у ТНК-ВР, и увеличить мощности ремонта бесшовных труб до 1 млн штук в год.

Результаты работы отрасли в прошлом году подтверждают: профильный бизнес перестает приносить трубникам желаемые прибыли, а в условиях замедления темпов роста производства они вынуждены идти в смежные сегменты. Рынок нефтесервиса особенно привлекателен: по прогнозам аналитиков, к 2010 году он может удвоиться до 22 млрд долларов. Кроме того, техподдержка промыслового оборудования вплотную приближает трубников к их основным потребителям - нефтегазовым компаниям. А это главный козырь в борьбе с конкурентами из Китая.

Вслед за ТМК выйти на рынок нефтесервиса решила и Группа ЧТПЗ: в начале этого года она получила контроль над одним из лидеров нефтяного машиностроения - группой компаний «Алнас» (см. «От труб к наcосам» , «Э-У» № 5 от 04.02.08).







Однако, пожалуй, самое существенное влияние на российскую трубную промышленность, оказал внешний фактор - увеличение поставок более дешевой продукции из Китая и Украины. За прошлый год импорт труб в страну вырос почти на треть. «Результаты работы трубной отрасли могли быть значительно лучше, но недобросовестная конкуренция со стороны китайских трубных предприятий дестабилизировала равновесную цену, сложившуюся на нашем рынке. При этом импорт часто сопровождался занижением таможенной стоимости», - констатирует Александр Дейнеко.

Не дотянули
2007 год не стал для российской трубной отрасли таким же успешным, как предыдущий. Динамика роста была положительной - 10,2%, в натуральном выражении производство составило 8,7 млн тонн труб. Благодаря заказам нефтяников и газовиков, основные игроки рынка показали неплохие результаты: ТМК увеличила выпуск труб на 1,9% до 3,074 млн тонн, Объединенная металлургическая компания (ОМК) - на 11,5% до 1,8 млн тонн труб, Группа ЧТПЗ - 10% до 1,9 млн тонн. Финансовые результаты пока подвела только ТМК: ее выручка по МФСО выросла на 20% и превысила 4 млрд долларов.Однако темпы роста отрасли падают: в 2006 году они составили 18%. По словам директора Фонда развития трубной промышленности (ФРТП) Александра Дейнеко, это связано с завершением первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), уменьшением плановых ремонтных работ на трубопроводах, а также снижением закупок Газпрома и Транснефти для капитального строительства и ремонтов. Но не все так плохо. «Сооружение первой очереди проекта ВСТО стимулировало нефтяные компании к росту геологоразведочных и буровых работ в Восточной Сибири. Это привело к повышению спроса на трубы категории OCTG (нефтяного сортамента: обсадные, насосно-компрессорные, буровые) с 1,32 млн тонн в 2006 году до 1,47 млн тонн в 2007 году», - не теряет оптимизма Александр Дейнеко и прогнозирует рост в этом сегменте до 1,8 - 2 млн тонн к 2010 году.Часть вины в торможении отрасли трубники перекладывают на металлургов. «Их ценовым ориентиром является мировой рынок стали, в результате для нас ценовая политика отечественных меткомбинатов становится непредсказуемой», - говорит начальник отдела маркетинга Уралтрубпрома Александр Новокрещенов. По его словам, повышение цен на металл в апреле-мае тяжело сказалось на внутреннем рынке: в среднем все виды труб подорожали на 15%.

По словам генерального директора ЗАО «Группа ЧТПЗ» Павла Пелюгина, в 2007 году темпы роста китайского импорта труб увеличились на 820%, годовой объем поставок на российский рынок достиг 235 тыс. тонн. При этом самый высокий рост наблюдается в дорогостоящих сегментах нержавеющих и шарикоподшипниковых труб. Кроме того, как отмечают в ФРТП, ситуацию усугубляет наличие большого количества импортеров трубной продукции из Китая - более 11 тыс. компаний. Ущерб российской трубной отрасли от китайского импорта в 2007 году - более 360 млн долларов.
Пошлины, действующие в отношении Украины, трубники считают неэффективными. По мнению Павла Пелюгина, адекватными защитными мерами могло бы стать увеличение ввозной таможенной пошлины для всех стран-импортеров до 20% (сейчас пошлина варьируется в пределах 5 - 15%) и распространение ее на все виды труб. В отечественных производителях он уверен: «За последние годы они реализовали масштабные программы по техперевооружению и расширению производственных мощностей и в состоянии в полном объеме удовлетворить прогнозируемые потребности национального рынка».

Задыхаясь в объятьях конкурентов
Китайские поставщики не первый год укрепляют позиции на российском рынке, пользуясь преференциями, которые Россия предоставляет Поднебесной как стране с развивающейся экономикой. По этой же причине на нее не распространяется 8-процентная пошлина на импорт труб большого диаметра (ТБД). Результат не заставил себя ждать: по условиям заключенного с АК «Транснефть» контракта до октября 2007 года китайские производители поставили для трубо­проводного проекта ВСТО 140 тыс. тонн ТБД.

В противовес агрессивному приходу китайцев российские производители могли бы усилить экспорт. Однако возможности ограничены: действие заградительных пошлин на российские бесшовные трубы, введенных в июне 2006 года Комиссией Евросоюза (КЕС), до сих пор не отменено. В мае прошлого года КЕС начала их пересмотр. По оценкам ФТРП, процесс займет порядка 18 месяцев, за это время потери отрасли вырастут до 400 млн долларов.

Однако государство идти навстречу трубникам пока не торопится, переговорный процесс с Китаем также результатов не дает. Между тем другие страны всерьез задумываются о защите своих рынков от китайской «интервенции». Так, в конце февраля Минэкономики Украины начало антидемпинговое расследование. Причиной стало резкое увеличение импорта труб из Поднебесной и сокращение собственных отгрузок на 42% за прошлый год. А Канадское управление пограничных служб приняло решение о целесообразности введения антидемпинговых пошлин на импорт из КНР бесшовных стальных и обсадных труб для нефтяных и газовых скважин в пределах 37 - 91%. Максимальную планку предлагается установить для компаний, не сотрудничающих с канадскими властями.






При этом трубники не намерены отказываться от инвестпроектов, заточенных под потребности сырьевого сектора. Так, Группа ЧТПЗ в четвертом квартале текущего года планирует запустить на Первоуральском новотрубном заводе (ПНТЗ) финишный центр для отделки труб для нефтянки мощностью 115 тыс. тонн. Второй крупный проект, который реализует группа в этом году, - начало строительства на ЧТПЗ трубоэлектросварочного цеха мощностью 600 тыс. тонн ТБД в год. ТМК увеличит в 2008 году производство обсадных, бурильных и насосно-компрессорных труб с высокогерметичными резьбовыми соединениями класса премиум в два раза, до 24 тыс. тонн. Заказами компания уже обеспечена: она выиграла тендер на поставку обсадных труб для Роснефти и заключила контракт с Газпромом.

Бег на месте
По мнению участников рынка, тенденции торможения будут превалировать и в текущем году. Главная причина - падение спроса на ТБД из-за замораживания крупных отечественных проектов, например, перенесения запуска второй очереди ВСТО на конец 2009 года. «Отсрочка реализации таких масштабных проектов, как Северо-Европейский газопровод и Балтийская трубопроводная система-2, непременно отразится на активности трубного рынка в текущем году. Спрос на внутреннем рынке ТБД может снизиться примерно на 5%. На уровне 2007 года останется спрос на нержавеющие, котельные, холоднодеформированные трубы», - отмечает Павел Пелюгин. По этой же причине Александр Дейнеко прогнозирует на 2008 - 2010 годы стагнацию потребления труб на уровне 8 - 8,2 млн тонн.
При этом цены на трубную продукцию будут расти. Прежде всего из-за неизбежного, по прогнозам аналитиков, подорожания металлов в связи с ожидаемым увеличением цен на железную руду на 65%. Российские трубники уже приступили к пошаговому подъему цен. По данным «Металл-курьера», у ТМК сварные трубы мартовской поставки подорожают на 7 - 10%, у «Уралтрубостали» (Группа ЧТПЗ) и трубных предприятий ОМК - на 4 - 5%.


Для возведения сети терминалов компании «ЕвросибТерминал» Международной финансовой корпорацией (IFC) открыта кредитная линия в размере 200 млн долларов, строительство терминала в столице УрФО оценивается в 30 - 45 млн долларов.

Александр Федына: «Терминал в Екатеринбурге будет построен к середине 2009 года»
На Средний Урал приходит частный железнодорожный оператор со своим терминалом. Одна из крупнейших в России частных транспортно-логистических компаний ЗАО «Евросиб» (СанктПетербург, управляет парком из 11,5 тыс. вагонов) намерена построить в Екатеринбурге железнодорожный логистический транспортно-распределительный центр, предназначенный для переработки контейнерных и генеральных грузов. Уральский проект, по информации директора по продажам ЗАО «ЕвросибТерминал» («дочка» «Евросиба») Александра Федыны, войдет в сеть из шести терминально-логистических центров «ЕвросибТерминала», которые строятся в Питере (два, из них один уже функционирует), Москве, Новосибирске и на границе с Китаем.

Сейчас «ЕвросибТерминал» ведет поиск в Екатеринбурге подходящего земельного участка площадью 15 - 20 га, примыкающего к магистральной сети железных дорог. Предполагается, что на территории терминала будут находиться склады класса А площадью 20 - 30 тыс. кв. метров, площадки для хранения транзитных и порожних контейнеров. Территория создаваемого Евроазиатского международного транспортно-логистического центра «ЕвросибТерминалу» не подошла: представители компании заявили, что терминал должен строиться в рамках единой сетевой концепции.

«Логистический центр в Екатеринбурге создается для развития прежде всего международных перевозок, в том числе на китайском направлении. Терминал будет принимать и выдавать грузы как на железнодорожный, так и на автомобильный транспорт», - отметил Александр Федына.



Главная страница / Архитектура отрасли