Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Вредный закон

«Доверительное» управлениеЛетопись «Оскона» можно вести с 1988 года. Тогда в рамках конверсии союзный Минатомпром принял решение об организации на Чепецком механическом заводе производства техники для молокозаводов. К 1991 году здесь выпускали в месяц до 140 штук сыродельных ванн, до 60 единиц емкостей для транспортировки молока. Но уже в 1992м стало очевидно: у молокозаводов нет средств не только на приобретение нового оборудования, но и на то, чтобы расплатиться с хозяйствами за поставки молока. К этому времени «Оскон» выделился в самостоятельное юридическое лицо. Для выживания срочно необходим был новый рынок сбыта. И он нашелся.

Ставка на молодых инженеров и конструкторов позволяет «Оскону» своевременно реагировать на требования рынка
Город Глазов, где находится «Оскон», в географическом смысле - типичное захолустье: от Москвы почти полторы тысячи верст, население - чуть более 100 тысяч человек. Но захолустье это непростое, из тех, что в немалом количестве были созданы при советской власти для решения «стратегических задач». Градообразующее предприятие - Чепецкий механический завод, бывшее звено ВПК - до сих пор остается единственным в стране циркониевым производством, продукция которого необходима для оснащения атомных электростанций. Столичным духом прибывших лет 50 назад на предприятие специалистов из Москвы, Ленинграда и других крупных городов до сих пор пропитан здешний городской уклад. «Оскон» сформировался в этой среде. Каждый четвертый из 200 работающих на предприятии - с высшим образованием.«Оскон» занимает сегодня третье место среди российских производителей оборудования для молочной промышленности. Его опыт показывает: региональный бизнес может быть успешным при условии отказа от стереотипа провинциала - наивного и боязливого.

Интересно, что крестьяне для «Оскона» - больше чем просто заказчики: они акционеры. В 1992 году «Оскон» приватизировали не совсем стандартно: 51% акций выкупили работники предприятия, 49% - колхозники, именно те, кто нуждался в молочном оборудовании. В 1993м провели две дополнительные эмиссии: акции распространили по той же схеме. Выпуск 1994 года смогли выкупить уже все желающие. Кстати, название «Оскон» в переводе с удмуртского означает «доверие».

Когда крестьянские хозяйства решили не ждать милости от молокозаводов и самостоятельно заниматься переработкой молока, им потребовалось оборудование для небольших объемов, до 10 тонн в сутки. Верная ориентация «Оскона» на именно этот сегмент позволила занять свободную нишу. Одними из первых заказчиков оказались хозяйства из соседнего Башкортостана: правительство этой республики поддержало создание некрупных предприятий переработки молока, выделив бюджетные средства. Для них специалисты «Оскона» реконструировали действующее производство, создавали новое, вели монтажные и пусконаладочные работы в цехах и на заводах, одновременно обучали персонал. «Оскон» оснастил в Башкирии более 40 молокозаводов. Параллельно учились быстро перестраиваться под любой заказ, изготавливать практически эксклюзив.

С тех пор ежегодное участие в двухтрех выставках стало одной из главных составляющих в продвижении продукции «Оскона». Предприятие подходит к этому с размахом. Экспозиции «Оскона» - это не просто каталоги, плакаты, буклеты. Глазовские машиностроители располагают оборудование на больших площадях, чтобы любой мог его руками потрогать, а не только картинки в каталоге посмотреть. Везти стараются продукцию, сделанную под определенный заказ. Бывает, ее забирают сразу с выставки.

Показательные выступленияЕще один удачный маркетинговый ход предприятия связан с разработкой молоковоза. «Парк молоковозов в стране был изношен, нуждался в замене, - вспоминает директор по производству и продажам “Оскона” Анатолий Наговицын. - Обычно емкость ставили на шасси. А мы решили, что можно использовать грузовой автомобиль, устанавливая емкости в его кузове. Впервые показали нашу разработку в 1993 году на международной выставке “Российский фермер” в Санкт-Петербурге. Рядом с нами выставляли оборудование производители из Германии и Бельгии. Иностранцы посмеивались, смотрели на наши емкости как на русское чудо. Но уехали с выставки ни с чем. А на наши молоковозы - качественные и недорогие - нашлись заказчики. Конечно, в дизайне мы сильно отставали, но в то время он был не столь важен».

Не меньше гордятся на «Осконе» и завоеванием китайского рынка. В прошлом году недалеко от Харбина в городе Аньда китайцы построили сыроделательный завод: в сутки он выпускает порядка двух тонн сыра по российской технологии (типа «Костромского» и «Голландского»). «Оскон» обеспечил завод оборудованием, провел пусконаладку.

Именно выставка позволила «Оскону» стать поставщиком Кремля. В 2005 году предприятие принимало участие в работе Третьего международного форума «Молочная индустрия», где его технику увидели представители Управления делами президента. Потом был выигранный тендер на реконструкцию молочного пункта агропромышленного комплекса «Непецино». «Оскон» поставил туда установки для приемки, пастеризации, фасовки молока, а также для санобработки линий, провел монтажные и пусконаладочные работы. Сейчас в агрокомплексе получают пастеризованное молоко, кефир, сметану и творог, в том числе для кремлевской кухни.

Сейчас в общем объеме производства «Оскона» оборудование для изготовления сыра составляет 20%. На 15 российских молокозаводов поставлены крупные сыродельные цеха, плюс более 20 сыродельных участков. Оборудование «Оскону» заказывает и ближнее зарубежье - Литва, Беларусь, Казахстан.

Производством линий для изготовления сыров на «Осконе» занялись еще в конце 90х: оно оказалось востребовано и крупными, и небольшими переработчиками молока. Даже конструктора приняли для создания именно сыродельного оборудования. В итоге «Оскон» оснастил несколько заводов, в том числе самый крупный завод в Удмуртии - ЗАО «Ижмолоко». Специалисты голландской компании DCE, помогающие предприятию наладить производство сыра, были приятно удивлены. «Мы с удовольствием отмечаем хорошую конструкцию и нормальное функционирование сыродельного оборудования компании “Оскон”. Всю линию можно охарактеризовать как гибкое конструкторское решение для производства различных сортов и форм сыра. Мы уверены, что будущие пользователи получат подтверждение этим характеристикам», - отзывается инженер Ян Ибема, голландский эксперт по молочным продуктам, проработавший 20 лет директоромраспорядителем компании DCE.

Объемы производства мороженого стабильно растут на 2 - 3% в год. Это одна из немногих подотраслей, которая даже в кризисные годы не только не замедлила развития, но наращивала объемы выпуска за счет и реконструкции действующих, и ввода новых предприятий.

Отмороженный маркетинг В конце 90х годов в поисках свободных ниш «Оскон» «занялся» мороженым: в то время техника в этом сегменте была только импортной.

Чтобы получить этот любимый многими продукт, необходимо 12 технологических операций: подготовка исходного сырья, приготовление смеси, фильтрование, пастеризация, гомогенизация, охлаждение, созревание, хранение, фризерование, фасование, закаливание и дозакаливание. Отечественные машиностроители до сих пор занимаются в основном только модернизацией оборудования. «Оскон» изготавливает технику для основных операций (с первой по восьмую).

Мороженое - наиболее рентабельный продукт переработки молока. К 2000 году многие российские переработчики начали проявлять к нему интерес. Это подтолкнуло отраслевое машиностроение, в том числе специалистов ОАО «Оскон», к изучению технологии изготовления мороженого и анализу достижений отечественных и зарубежных производителей оборудования.

Сыворотка и наукаНовый инновационный проект «Комплексная экологически чистая переработка молочной сыворотки на основе применения мембранного оборудования» «Оскон» ведет совместно с учеными Северо-Кавказского государственного технического университета. Других научных учреждений, глубоко изучающих мембранные технологии для микро-, ультра и нанофильтрации в молочной промышленности, в России нет.

Инженеры «Оскона», разрабатывая новое оборудование, создали и запатентовали несколько конструкций. Например, смеситель: гидродинамический эффект позволил смешивать в нем жидкости с сухими компонентами для изготовления сильно размельченной однородной массы. В итоге производительность выросла втрое.

Между тем сыворотка - ценное сырье: на основе сывороточных белков и лактозы можно с низкой себестоимостью выпускать пищевые добавки - источник кальция для детей и пожилых людей. Объем недополучаемой прибыли от невозможности переработать сыворотку составляет порядка 6 - 8 млрд рублей в год.

Сейчас для большинства российских предприятий молочная сыворотка - побочный продукт, приносящий одни только проблемы. Это сильнейший загрязнитель окружающей среды: при разложении сывороточного белка происходит поглощение кислорода, при этом нарушается экологический баланс. Специалисты говорят, что сыворотка по загрязняющей способности в 500 - 1000 раз сильнее сточных вод. Если просто сливать ее в канализацию (на 70% так и происходит), надо быть готовым платить штраф: санкции оцениваются экспертами в 10 млрд рублей в год.

Пока инновационный проект «Оскон» финансирует за счет собственных средств: вложено почти 5 млн рублей. На эти средства изготовлена пилотная установка, на которой более полугода ведутся испытания на базе СевКавГТУ. Чтобы закончить первый этап внедрения, требуется порядка 20 млн рублей: нужны инвесторы. При серийном производстве в месяц можно будет производить по три установки.

Проблема переработки и утилизации молочной сыворотки стоит давно и остро, однако в молочной промышленности России нет для этого техники. Причина - в отсутствии опыта переработки сыворотки на молочных заводах и специалистов в области производства мембранного оборудования.

ОАО «Оскон»образовано в 1992 году на базе ремонтностроительного предприятия специалистами Чепецкого механического завода, имевшими опыт организации производства техники для молочной промышленности. Ассортимент: емкостное оборудование для приемки, хранения, созревания, нормализации, сквашивания молока; приготовления смесей; автоцистерны, охладители, подогреватели и пастеризационно­охладительные установки для молока, кисломолочных продуктов и смеси мороженого; сыродельное оборудование, оборудование для изготовления творога, творожных десертов и сливочного масла.

Дополнительные материалы:


Но это уже не мешает машиностроителям наращивать производство: в 2006 году рост составил 103,3% к уровню 2005 года. Особенно подъем заметен в металлоемком транспортном машиностроении: производство электровозов увеличилось на 45,8%, пассажирских вагонов - на 26,1%, машин для городского коммунального хозяйства - на 23,1%, грузовых автомобилей - на 19,5%.

«Нас по миру хотят пустить! Мы и так переплачиваем за металл втридорога, а теперь еще и энерготарифы нам подняли, а им снизили!» - стучал кулаком по столу один уральский олигарх, владелец машиностроительного завода, три года назад. Гнев был объясним: цена проката за 2004 год выросла на 40%, а по отдельным позициям - на все 100%. Для машиностроителей, расходы которых на металл составляют не менее трети себестоимости продукции, это стало настоящим шоком («Машиностроители предлагают металлургам умерить аппетиты», «Э-У» № 19 от 24.05.04). Хотя эпоха высоких цен на металл еще не закончилась, сегодня машиностроители чувствуют себя гораздо увереннее. Долгосрочные договоры с металлургами и наращивание складских запасов позволяют им обезопаситься от ценовых колебаний. Приток в отрасль средств за счет госзаказа, прихода иностранных инвесторов и доступа к длинным банковским кредитам позволяет запускать новые металлоемкие производства. В 2000м машиностроение потребляло 11 млн тонн продукции металлургов в год, а в 2006м - втрое больше. И межотраслевое взаимодействие будет только крепнуть. Машиностроителем быть хорошо…
Машиностроители по-прежнему недовольны ростом цен на металл. «Никель за два года подорожал в четыре раза, титан - в 2, Металл, который предлагают Китай и Украина, не подходит для нашего производства. В результате роста цен значительно падает рентабельность», - сетует коммерческий директор ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО) Сергей Евстафьев. Заместитель начальника отдела материально-технического снабжения ОАО «Пермский моторный завод» Сергей Симонов вторит коллеге: «Стоимость основных марок металла, например, на “Электростали”, за полтора года практически удвоилась».

По мнению начальника аналитического отдела ИФК «Уником Партнер» Сергея Калиберды, переориентации металлургов на внутренний рынок способствует ряд факторов: «Укрепление рубля по отношению к доллару и то, что зарплаты у нас растут быстрее производительности труда, снижает конкурентоспособность отечественных металлургов на внешнем рынке. А российские машиностроители хороши тем, что приобретают продукцию высоких переделов, имеющих большую добавленную стоимость». Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов добавляет: «Металлурги заинтересованы в сотрудничестве - машиностроители на подъеме, причем раз покупатели российские, то не нужно преодолевать таможенные и тарифные барьеры».

Рост спроса со стороны давних партнеров ощутили и металлурги. Как рассказала пресс-секретарь Магнитогорского металлургического комбината Елена Азовцева, за последние пять лет поставки металлопроката для машиностроения увеличились почти в полтора раза, их доля сейчас составляет около 30% от общих поставок ММК. По данным Росстата, в 2006 году потребление проката черных металлов машиностроителями превысило 33 млн тонн, это 116,8% к предыдущему году. При этом доля внутренних поставок в общем производстве проката возросла до 51,1% против 46,1% в 2005 году. 2007й тенденций не изменил. Так, потребление плоского стального проката в промышленности России по итогам первой четверти года достигло 1 млн тонн: это выше прошлогоднего на 17%.

Рост потребления опирается на снятие ограничений по средствам, которые испытывали машиностроители еще несколько лет назад: предприятия отрасли, в том числе вечно нищая оборонка, получили госзаказы и доступ к долгосрочным банковским кредитам. Так что сегодня на рынок металлургической продукции машиностроители выходят не с пустым кошельком.

В целом, по его данным, машиностроители потребляют 25 - 30% плоского проката, сортового - чуть меньше, а по некоторым позициям их доля доходит до 50%.

Привлекать заемные средства на развитие начинает и другое крупное уральское машиностроительное предприятие ОПК - Курганмашзавод. В мае этого года его руководство приняло решение о выпуске облигационного займа в объеме 2 млрд рублей. Средства, полученные от размещения, руководство завода намерено направить на выполнение производственных планов и рефинансирование текущей кредитной задолженности. В частности предполагаются создание регионального центра зубообработки для трансмиссий, модернизация производства алюминиевого литья, подготовка выпуска фронтальных погрузчиков. Кроме того, в прошлом месяце Курганмашзавод подписал контракт по гособоронзаказу на 2007 - 2010 годы. Он позволит предприятию организовать стабильное производство спецтехники без авралов и простоев, подготовиться к выпуску новых машин, предусмотренных государственной программой вооружений на 2007 - 2015 годы. В планах этого года - работы на 2 млрд рублей. Всего подписано три договора, в том числе два четырехлетних. Общая сумма контрактов - 7 млрд рублей. Заем во многом рассчитан именно для обеспечения этих заказов.

Одним из первых на Урале деньги под металлоемкие проекты получило ФГУП «Уралвагонзавод» (УВЗ). Еще в 2005 году предприятие договорилось с Чешским экспортным банком об открытии кредитной линии на сумму 300 млн евро. А в конце апреля 2007 года директор УВЗ Николай Малых и председатель совета директоров чешской фирмы «ALTA» Владимир Плашил подписали соглашение к первоначальному договору, увеличившее кредитную линию до 1 млрд евро. УВЗ вообще обеспечен заказами по всему спектру изготавливаемой продукции до конца 2007 года. Только полувагонов для ОАО «РЖД» предстоит произвести 17 тысяч, что вдвое больше, чем в прошлом году. Кроме того, в 2007м начнется реализация программ «Русский трактор» и «Русский дизель», разработанных в сотрудничестве с челябинскими коллегами «ЧТЗУралтрак» и утвержденных на федеральном уровне. Это позволит наладить масштабное производство тракторов РТМ16 В планах руководства завода реконструкция и модернизация промышленной площадки.

В производства, куда частные инвесторы пока не идут, вкладывать намерены региональные власти. В 2007 - 2011 годах из среднеуральской казны на техперевооружение машиностроительного комплекса планируется направить более 1 млрд рублей. В целом доля машиностроения в общем объеме промышленного производства области - чуть выше 17%, а оборудование большинства цехов требует срочной замены. В этих условиях помощь со стороны властей в открытии технологических центров, подготовке специалистов и разработке целевых программ становится основой развития отрасли.

Особенно крупные инвестпроекты связаны с энергетическим машиностроением: за 2006 - 2010 годы РАО ЕЭС намерено потратить 26,2 млрд долларов на закупку теплоэнергетического оборудования. Около 70% заказов на производство генераторов и турбин разместят на заводах «Силовых машин», от 80 до 100% котлов для новых ТЭС может изготовить ЭМАльянс. Уральский турбинный завод (УТЗ), входящий в Группу компаний «Ренова», развивая стратегическое партнерство с корпорацией «Теплоэнергосервис-ЭК», Уральским заводом энергетических машин и несколькими инфраструктурными предприятиями, намерен значительно расширить присутствие на энергомашиностроительном рынке России, доведя к 2011 году выпуск товарной продукции до 12 млрд рублей. В 2007 году в развитие УТЗ намечено вложить 8 млн долларов, инвестиционная программа на последующие годы разрабатывается. Выполнив поставленные задачи, предприятие сможет увеличить ежегодный выпуск мощных паровых турбин вдвое. В целом брокерский дом «Открытие» прогнозирует рост доли российских заказчиков в структуре портфеля заказов отечественных энергомашиностроителей до 75% к 2013 году.

Еще один фактор стабилизации - многие предприятия научились эффективно оперировать складскими запасами. Как рассказал, например, начальник управления информации УВЗ Борис Минеев, завод накопил такой объем запасов на складах, что в 2006 году позволил себе снизить объем текущих закупок металлопроката. По словам аналитика ИК «Брокеркредитсервис» Севастьяна Козицина, «энергомашиностроители чаще всего имеют запасы металла на 4 - 5 лет, поэтому у них себестоимость сырья не отражается на конечной цене продукции.

Уживаться металлургов и машиностроителей научило налаживание системы долгосрочных контрактов с предприятиями на поставку по фиксированным ценам. Как отмечает Дмитрий Парфенов, между участниками рынка установились партнерские отношения, «теперь они могут прогнозировать рост цен и загодя готовиться к нему. Даже колебания цен на сталь уже не влияют столь сильно на ситуацию в машиностроении: заводы просто переносят издержки на потребителей, повышая цены и на свою продукцию».

… но металлургом - лучше!
Темпы роста потребления проката машиностроением могли бы быть и выше, если бы некоторые предприятия не делали ставку на развитие собственной металлургической базы. Мотовилихинские заводы, к примеру, приступили к реализации комплексной программы модернизации меткомплекса: к 2010 году здесь собираются выпускать 300 тыс. тонн специализированных видов изделий. Это позволит обеспечить металлом машиностроительное производство холдинга, правда, не полностью. Как признал замдиректора Мотовилихинских заводов Игорь Ваган, «доля покупного металла составляет от 20 до 80%: для каждого вида выпускаемого оборудования свои требования к качеству стали. Здесь мы руководствуемся соображениями рентабельности - зачем катать простой стальной лист, если дешевле его купить?».

А вот авто, авиа и судостроители, зависящие от конкретных заказов, закупают металл по мере необходимости и, как следствие, более зависимы от конъюнктуры цен». Данные МЭРТ подтверждают: при изменчивой динамике потребления металлопроката в большинстве подотраслей энергомаш демонстрирует стабильные показатели работы, увеличивая потребление металла на 7 - 9% в год.

Продукция российских металлургов не устраивает и других участников рынка. Сергей Евстафьев заявил, что УМПО приходится ежемесячно предъявлять поставщикам полсотни претензий. Предприятие уже имеет собственное производство металлопроката, одно из крупнейших в России.

Есть литейное производство и на УВЗ. По словам Бориса Минеева, предприятие ежегодно выплавляет 200 тыс. тонн стали в год, причем в течение трехпяти лет мартены будут заменены на электропечи, что позволит улучшить качество. Заставляет вкладываться в непрофильный бизнес желание оправдать доверие заказчика: «Литьем для вагоностроителей никто не занимается, поскольку железнодорожники предъявляют очень жесткие требования, - рассказывает Борис Минеев. - Например, недавно со стороны РЖД высказывались нарекания по поводу качества литых деталей наших вагонных тележек. Железнодорожники резко ужесточили критерии: они требуют предоставления им гарантии 500 тыс. км пробега этих тележек без ремонта».

Внутренний простор
Говоря о будущем взаимоотношений отечественных металлургов и машиностроителей, эксперты отмечают: ценовой фактор перестанет над ними довлеть. По прогнозу аналитика ИК «Финам» Дениса Горева, в ближайшие два-три месяца может произойти небольшая коррекция цен на сталь и прокат, и в последующий год котировки не изменятся.

Впрочем, недовольство не единодушно: многие (в том числе представители «ИжАвто», тюменского предприятия «Рубин24») заявляют, что качество закупаемого металлопроката их устраивает и собственное металлургическое производство они развивать не собираются. А заместитель начальника отдела материально-технического снабжения ОАО «Пермский моторный завод» Сергей Симонов отметил: в целом качество металлопроката высокое, в случаях выявления брака все проблемы быстро решаются. На заводе есть свое литейное производство, но расширять его не планируют: «Каждый должен заниматься своим делом».

«В прошлом году проходила специализированная выставка, где участвовали китайские производители нержавеющей стали. Качество их металлопроката соответствует всем стандартам». Правда, конкретных примеров переориентации предприятий отрасли на китайский металл пока нет.

А вот ряды недовольных качеством российского проката могут пополниться. Как пояснил аналитик, в России, в том числе на Урале, реализуется ряд проектов сборки автомобилей из зарубежных комплектующих, причем локализация этого производства будет расти. У автомобилестроителей очень высокие требования к качеству листа. «Спрос на отечественный лист рискует упасть, если его характеристики не улучшатся. Автомобильные заводы могут переориентироваться на поставки листа из Китая, тем более что пробные партии уже закупались», - полагает Денис Горев. Перспективность продукции китайских производителей признает и Сергей Симонов:



Универсального рецепта, как театру стать богатым, не существует, хотя некоторые участники семинара признавались, что надеялись такой получить. Но экономические законы художественного процесса - общие для всех.

Около сотни руководителей театров и концертных организаций со всех городов УралоЗападносибирского региона провели три дня в активнейшей работе на семинаре, организованном по инициативе Фонда культуры и искусств (США) и Ассоциации театров Урала (Россия, Екатеринбург). Лекции, беседы, обсуждения в группах, презентации: как привлекать и расходовать средства, проводить кастинг, использовать новые технологии и даже конкретно, сколько у кого просить и как благодарить. Высокомерное отношение к подобным «нетворческим» сторонам жизни и у нас отходит в прошлое. Достойно жить - необходимое условие для творчества, хотя, конечно, недостаточное. Два основных вопроса (помимо творческих) решают все театры, где бы они ни находились - как привлечь зрителей и где найти спонсоров. В главном - совпадают, однако и различий много: социальных, ментальных, даже понятийных. Слово «спонсоры», например, у нас становится непопулярным, но равноценной замены ему не нашли: «благотворители», «попечители», «социальные партнеры» не прижились. А вот американцы называют своих помощников просто - «ангелами».

Бюджет- Покажите на примере одного крупного учреждения культуры США, как формируется его бюджет.

Чем американский опыт принципиально отличается от российского и что мы можем использовать у себя - главные темы беседы с гостями.

- Бюджет Метрополитен Опера за прошлый год составил 220 млн долларов: 90 миллионов принесли пожертвования, примерно столько же - продажа билетов. Зал рассчитан на 4 тысячи зрителей, цена билета в среднем 400 долларов. Заполнить такой зал ежедневно непросто, однако именно это создает прочную финансовую основу. Большая часть остальной суммы заработана театром другими способами, помимо спектаклей.

Стивен Браун, управляющий ассоциации Метрополитен Опера (отвечает за финансы, штат, гастроли;130 собственных постановок, три премии Эмми):

- Почти никак: менее 1% (700 тыс. долларов) получено в прошлом году из бюджетов федерального и штата. Российские коллеги задают вопрос «как вы работаете с властными структурами», видимо, для вас это актуально. У нас - почти не используется.

- Как государство участвует в финансировании культуры?

- Не только. Есть небольшая группа людей, которые любят искусство и имеют большие деньги. Есть значительная группа людей, которые любят искусство и имеют некоторые деньги. И есть масса людей, которые любят искусство и дают, что могут. Мы говорим обо всех. Каждый слой формирует свою потребительскую корзину.

- В США так любят искусство, что театр может жить за счет билетов и пожертвований? Или любят искусство те, у кого есть деньги?

- По-разному. Но на саморекламу расчет не делают. В каждой программке указывается список пожертвователей на постановку, и иногда появляется обозначение «анонимно».

- У «ангелов» есть имя? Или меценаты предпочитают любить театр инкогнито?

Дэвид Янг, профессор Университета Флориды, режиссер, менеджер:

Маркетинг- Какие современные технологии применяются при работе со зрителями?

- Насколько американский опыт применим в России?

- Прежде всего интернет, а также спутниковое радио, SMSсообщения на телефоны. Эти методы важны при работе с молодежной аудиторией, они позволяют привлекать в театры новое поколение зрителей. Но они достаточно дорогостоящи и используются в зависимости от доходов театра, размеров его бюджета.

Михаил Сафронов, президент Ассоциации театров Урала, директор Екатеринбургского театра музыкальной комедии:

- Некоторые вещи нельзя использовать в том виде, в каком мы их презентовали. Главное не это. Важно включить собственное мышление, в Америке говорят - «вынуть его из ящика».

Джиллиан Пул, президент Фонда культуры и искусств США:

- Добавлю: человеческий опыт везде одинаков. Законы фандрайзинга одни, только в США по ним действуют десятилетиями, а в России - только начинают. Разница между нами даже не в законодательной базе, о чем много говорят, а в стабильности общества. Стабильность доходов населения и налоговой системы позволяет делать каналы привлечения и средств, и зрителей постоянными и надежными. Мир развивается в одном направлении, кто раньше, а кто позже, но все выходят на один путь. Главное - человеческий фактор. Овладев инструментами работы с людьми, мы тем самым можем помочь отрасли культуры и искусства.

Дополнительные материалы:

- Думаю, нет ни одной страны в мире, которая бы внесла больший вклад в искусство, чем Россия: театр, музыка, танец, литература… И мир благодарен России. Для нас привилегия в том, что мы, может быть, смогли поделиться с вами некоторыми «тайнами мастерства» по части экономической организации культуры.

Екатеринбургский театр музыкальной комедии в прошлом году заработал 18 млн рублей (22,9% бюджета), Екатеринбургский театр драмы - 11 млн рублей (20,9%). Бесспорный лидер - Свердловская государственная филармония - 45 млн рублей. Инструменты - билеты, гастроли, привлечение спонсоров в 2006 году. Общее направление развития - рост собственных доходов.

Европа - Америка транзитЕсть две основные модели финансирования искусства. Американский вариант: государство дает 5%, привлеченные средства (спонсоры, пожертвования) - 50%, остальное - собственные доходы. Европейский вариант: 50% от государства, 5% от спонсоров, остальное - собственные доходы. Россия, как всегда, ищет свой путь.


Итак, рынок поделен, лидеры известны, потенциал роста исчерпан. Надежды на дальнейшее развитие участники связывают с введением новых обязательных видов страхования, в первую очередь - гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта.

1 июля этого года должен был вступить в силу закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта» (ОПО). Предполагалось, что это позволит решить социальные и экологические проблемы, а кроме того, даст толчок развитию страхового рынка. Однако проект закона едва прошел первое чтение. Участники рынка не могут договориться по ряду принципиальных вопросов, прежде всего - критериям доступа на рынок. Обязательная надежда Как известно, первый серьезный импульс страховой рынок в России получил с введением обязательного страхования автогражданской ответственности - ОСАГО. Но в последние два года темпы роста этого сегмента начали снижаться. В первом квартале этого года региональный рынок ОСАГО увеличился всего на 9,8%. Для сравнения: сегмент имущественного страхования расширился на 57%, личного - на 14,3%. Для аналитиков интерес представляет уже не объем сборов по ОСАГО, а уровень выплат. Начало 2007 года по этому показателю бьет рекорды - 75,3%. Динамика заметна: годом ранее было 70,4%, в 2004м - 64,8%. Как известно, максимальный уровень выплат, который могут позволить себе страховщики, - 77%. Превышение его влечет ухудшение финансового положения страховых компаний. Не справившиеся с выполнением обязательств по ОСАГО понесут серьезные убытки, а кто-то и вообще уйдет с рынка. Игроки трех субъектов федерации уже перешли этот порог: в Пермском крае уровень выплат составил 84,7%, в Тюменской области - 80,1%, в Башкирии - 77,2%. Остальные на грани.

Заместитель генерального директора страховой компании РОСНО Александр Гульченко поддерживает коллегу: «На каком-то участке обычного производственного цикла происходит, например, выброс вредных веществ в атмосферу. Они разносятся и поражают огромную территорию в радиусе десятков километров. Это наносит ущерб и здоровью граждан, и природе, и имуществу. Нужны достаточные материальные ресурсы, чтобы максимально оперативно ликвидировать последствия аварии и компенсировать убытки пострадавшим. А если у предприятия плохое финансовое состояние? В этом случае люди вообще не получают никакого возмещения».

- Бытует мнение, что в принятии закона заинтересованы только страховые компании. На самом деле, это нужно тем, кто эксплуатирует объект и создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе для людей, проживающих вблизи таких объектов, - говорит первый заместитель генерального директора компании Росгосстрах Дмитрий Маркаров.

Конечно, заключить договор страхования в добровольном порядке можно и сейчас, для этого есть закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Проблема в том, что существующие лимиты ответственности не соответствуют тем рискам, которые возникают в результате аварии при эксплуатации ОПО. «Страховые суммы по добровольному страхованию ОПО не обеспечивают реальной защиты потерпевших, - считает директор по развитию страховой компании ЮжУрал-АСКО Инна Щеткина. - Поэтому предприятия заключают договоры добровольного страхования ОПО только для получения лицензии на эксплуатацию объекта в Ростехнадзоре».

По мнению специалиста управления корпоративных продаж страховой компании «Северная казна» Анны Осиповой, плюс закона как раз в том, что ущерб будет урегулироваться посредством выплаты страховщиком компенсации пострадавшей стороне, а не через длительную процедуру взыскания ее через суд.

Цена отсечения Понятно, что страховщики не альтруисты и заботятся не только об окружающей среде и здоровье нации. Дмитрий Маркаров считает, что в целом страхование получит толчок, сравнимый с последствиями принятия закона об ОСАГО: «Тогда на рынок пришли не только серьезные финансовые ресурсы, но и профессиональные кадры. За неполные четыре года существования ОСАГО сформировалась инфраструктура, которая позволяет страховщикам работать с физическими лицами по всей стране».

Директор Центра страхования технических рисков и ответственности СК «Русский мир» (СанктПетербург) Татьяна Елистратова считает, что сегодня в России страхованием ОПО охвачено не более 10 - 15% организаций. Это связано не в последнюю очередь и с экономическими факторами: «По новому законопроекту, страхование ответственности будет относиться на себестоимость, тогда как сейчас взносы оплачиваются из прибыли организаций».

Но если все - «за», то почему законопроект не может дойти до второго чтения полтора года?

Специалисты страховых компаний сходятся во мнении, что новый вид страхования выведет рынок на более высокий уровень, он будет стимулировать компании развивать инфраструктуру, нацеленную на работу уже не с физическими лицами, а с корпоративными клиентами.

Региональные компании видят проблему в другом. По некоторым оценкам, потенциальный объем рынка обязательного страхования ОПО может составить 23 - 25 млрд рублей и тот, кто получит доступ к нему, автоматически заработает мощное конкурентное преимущество. В этой ситуации крупные игроки пытаются по максимуму использовать лоббистские возможности, к примеру, через установление жестких критериев отбора компаний, желающих заниматься страхованием ОПО (наличие собственных средств в размере не менее 1 млрд рублей и опыт осуществления аналогичного вида страхования в добровольной форме не менее двух лет). Эти попытки встречают сопротивление средних и мелких компаний.

Александр Гульченко объясняет это необходимостью тщательной проработки методики оценки рисков объектов: «Бензоколонка, располагающаяся в центре города, и гидротехническое сооружение в сельской местности, где плотность населения совсем другая, - две большие разницы. Нужны понятные и единообразные методики, которые позволят правильно рассчитывать риски уже на этапе заключения договора страхования».

Но главная причина задержки - политическая. Несмотря на всю социальную окраску, переход страхования ОПО из разряда добровольного в обязательное не встречает оптимизма в бизнессреде: это дополнительная финансовая нагрузка. В преддверии президентских выборов такие законы практически не имеют шансов на принятие. Так что завершения работы над проектом в лучшем случае можно ожидать в 2008 году.

«Крупные московские компании пытаются отсечь основную массу страховщиков якобы на том основании, что последние не смогут профессионально подойти к организации этого вида страхования. На самом деле это ни что иное, как очередная попытка крупных игроков переделить рынок в свою пользу», - убежден президент ассоциации региональных медицинских страховщиков «Территория» Максим Стародубцев.



Главная страница / Архитектура отрасли