Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Стражей урала профинансируют в складчину

В недавнем послании Федеральному собранию президент Владимир Путин сделал важное заявление о создании корпорации нанотехнологий (НТ) с объемом финансирования около 130 млрд рублей. Несомненно: нанотехнологии - чрезвычайно важное направление в развитии цивилизации и, возможно, они скоро до неузнаваемости изменят наш мир. На экономику страны такие вложения повлияют существенно. Между тем заявление президента поднимает множество вопросов, требующих анализа.Первый - что понимается под нанотехнологиями? Существует две точки зрения на этот вопрос - оригинальная и современная. В оригинальной версии под НТ понимались прежде всего технологии нового поколения. Как правило, они основаны на так называемых квантовых эффектах и позволяют управлять отдельными атомами. На развитие этого направления в свое время были брошены большие средства, и соблазн отколупнуть от них был так велик, что в конце концов появилось современное понятие «нанотехнологий» - именно так в кавычках: от НТ они отличаются размерностью (объекты меньше 200 нанометров) и часто давно известны. Сегодня под видом «нанотехнологий» разрабатывается что угодно, в чем присутствуют наноразмерные частицы: асфальт, зубная паста, моторные масла.

Сергей Окатов

В России ситуация иная. В нашей стране с предприятиямигигантами и профилирующей сырьевой промышленностью все настолько увлеклись «нанотехнологиями», что «какое­то» там манипулирование атомами выглядит невыигрышно.

На Западе НТ развиваются очень активно. Из отдельных атомов ученые уже рисуют картинки и строят различные несложные устройства. Отношение к таким исследованиям в развитых странах очень заинтересованное. Например, научная группа, с которой я сотрудничал в области НТ в университете Гамбурга, постоянно получала не только государственное финансирование, но и работала с высокотехнологичными коммерческими организациями. Поэтому и оборудование, и кадры у них всегда самые лучшие, и публикуются они в самых знаменитых научных журналах. Конечно, «нанотехнологов» везде хватает, и Запад не исключение, но такого признания они там обычно не получают.

Говоря о разработках и научных исследованиях, невозможно обойти стороной и ситуацию с отечественной наукой. Сегодня главная ценность научного потенциала страны - кадры - в большой мере состоят из смеси «специалистов 80х» и молодежи, которую они обучают. Однако первые, изза недостатка финансирования долгое время лишенные современного оборудования и изолированные от последних мировых научных достижений, практически мало продвинулись за 20 лет. Поэтому и обучать они часто не в состоянии. Ученых мирового уровня мало и часто они заняты зарубежными командировками.

И это естественно: в России практически нет главного локомотива исследований НТ - электронной промышленности. Однако президент в своем заявлении четко говорит именно о нанотехнологиях, «основанных на атомном и молекулярном конструировании». Вот здесь­то и появляется проблема: на всю страну есть только несколько научных групп, которые работают в этой области, причем практическая ценность их работ на фоне зарубежных аналогов выглядит весьма скромно. Очевидно, что быстро создать эффективную научную деятельность в области НТ фактически на пустом месте будет крайне трудно.

Но меня, как человека, связанного с бизнесом, также интересует вопрос относительно финансовой реализации проекта: чем будет заниматься корпорация, как зарабатывать и когда окупятся вложения в нее? Дело в том, что современные нанотехнологии еще не доросли и в ближайшие пять лет вряд ли дорастут до промышленного применения.

Таким образом, способов быстро восстановить кадровый потенциал два: перекупка специалистов с Запада, как бывших соотечественников, так и иностранцев, и стажировка молодых специалистов в зарубежных университетах. И то, и другое связано с большими расходами и не может быть выполнено в рамках существующей государственной системы по линии Минобразования или Академии наук. Вот здесь и могла бы сыграть свою роль госкорпорация при определенных условиях.

Поскольку госкорпорация не предполагает получать прибыль, главной ее проблемой, очевидно, станет определение критерия эффективности работы. Видимо, поэтому президент предложил войти в руководство корпорации представителям обеих палат Федерального собрания. Однако каким бы строгим ни был общественный контроль за средствами, выделяемыми на исследования, у меня остаются большие опасения, что неискушенные в вопросах нанотехнологий управленцы будут финансировать не атомное и молекулярное конструирование, а те же самые асфальты, зубные пасты и моторные масла, которые и без господдержки хорошо развивает бизнес.

В речи президента есть такая фраза: «Средства будут переданы в управление специально создаваемой Российской корпорации нанотехнологий». То есть речь идет не о создании заводов, производящих наноскопические машины, а лишь об управлении теми огромными ресурсами, что государство готово потратить на развитие НТ. Получателями же средств и реальными исполнителями выступят «государственные научные центры и университеты, а также лаборатории частных корпораций». Это же подтверждает внесенный в Думу законопроект «О российской корпорации нанотехнологий». Не совсем ясно, чем будет госкорпорация отличаться от научных фондов, таких как РФФИ. Видимо тем, что она будет исследования не поддерживать, а заказывать.


О возможности полетов из Екатеринбурга в Германию (в Берлин) заявил и второй (после Lufthansa) немецкий авиаперевозчик - Air Berlin.

6 июня компания «Авиапрад» приступила к выполнению регулярных рейсов из екатеринбургского аэропорта Кольцово в Ганновер. А в мае она открыла программу регулярных полетов в Ганновер и Франкфурт-на-Майне из челябинского аэропорта Баландино. Все рейсы - еженедельные, на самолетах Boeing 73750 По словам гендиректора «Авиапрада» Елены Прохоровой, авиакомпания также получила лицензии на выполнение рейсов из Екатеринбурга до Франкфурта и Мюнхена, они откроются весной 2008 года.«Авиапрад» стал уже пятой авиакомпанией на Урале и в Западной Сибири, вышедшей на рынок пассажирских авиаперевозок в Германию. Чтобы иметь стабильно высокую занятость пассажирских кресел (на первых рейсах -70%), компания реализует программу интермодальных (с использованием нескольких видов транспорта) перевозок из Германии через Екатеринбург и Челябинск по железной дороге в Омск, Барнаул, Новосибирск, Кустанай, Петропавловск, Тюмень, Уфу. Билет на поезд, оформленный вместе с авиаперевозкой, обходится пассажиру в два раза дешевле. Так же можно оформить перевозку и на любом поезде Германии. Кроме того, в планах «Авиапрада» организация с осени этого года стыковочных авиамаршрутов из Екатеринбурга до Астаны и Усть-Каменогорска (Казахстан).

Маршруты в Германию из аэропортов Урало-Западносибирского регионаАвиакомпанияМаршрут «Уральские авиалинии»Екатеринбург-Мюнхен-Екатеринбург «Уральские авиалинии»Екатеринбург-Дюссельдорф-Екатеринбург «Авиапрад»Челябинск-Ганновер-Челябинск «Авиапрад»Челябинск-Франкфурт-Челябинск «Авиапрад»Екатеринбург-Ганновер-Екатеринбург LufthansaЕкатеринбург-Франкфурт-Екатеринбург LufthansaПермь-Франкфурт-Пермь LufthansaУфа-Франкфурт-Уфа UTairТюмень-Мюнхен-Тюмень «Оренбургские авиалинии»Оренбург-Ганновер-Оренбург Источник: данные авиакомпаний

Развитие немецкого направления связано с открытием в 2005 году Генерального консульства Германии в Екатеринбурге и началом в 2007 году выдачи шенгенских виз для жителей Урала и Западной Сибири.



Гендиректор ОАО «Тюменские моторостроители» Виктор Кульчихин и генеральный менеджер ООО «Бентек» (Тюмень, учредитель - Bentec GmbH Drilling & Oilfield Sistems) Юрген Людерс подписали контракт на передачу «Бентеку» в собственность недостроенного корпуса, в котором предполагается развернуть изготовление и ремонт буровых установок. Будущее производство площадью 8 га разместится на территории завода «Тюменские моторостроители».

Тюмень сделала очередной шаг к превращению в отечественный центр нефтесервисного машиностроения: международная компания Bentec вложила первые средства в производственную деятельность

В последние два года международные нефтесервисные компании проявляют большую инвестиционную активность в регионе. На площадке «Тюменских моторостроителей» уже работают два производства Schlumberger - глубинных насосов и комплектующих для нефтегазового оборудования. Приход иностранных инвестиций в производственную сферу связан со стремлением ведущих мировых игроков быть географически ближе к заказчикам, а также с тем, что Газпром и российские нефтяники на тендерах закупки оборудования неизменно отдают приоритет отечественным производителям.

По словам Юргена Людерса, первую продукцию «Бентек» выпустит в 2008 году. При выходе завода на полную мощность на нем будут заняты до 400 жителей Тюменской области. Общая сумма инвестиций составит 630 млн рублей. Предполагается, что на изготовленных буровых установках будет работать международная компания «KCA Deutag», дочернее предприятие которой также зарегистрировано в Тюмени.


Создание ЗПИФН для привлечения денег на строительство объектов становится популярным инструментом финансирования. В ХМАО уже действует ЗПИФН «Югра-Недвижимость», в Перми фонды «Земли Прикамья», «Витусновостройка», в Екатеринбурге создан ЗПИФН «Золотая миля».

Проект комплекса «Стражи Урала» включает две башни - северную (218 метров, 41 этаж) и южную (186 метров, 36 этажей). Общая площадь - 300 тыс. кв. метров. Строительство планируется завершить к концу 2011 года, срок окупаемости - до 10 лет. Проектировщиком выступает французское архитектурное бюро Valode & Pisspane, застройщиком - также французская компания Bouygues Batiment International, которая строит в Екатеринбурге отель Hyatt. По словам финансового директора ООО «Стражи Урала» Елены Неуйминой, формирование ЗПИФН завершится либо 31 августа, либо когда объем средств достигнет отметки 1,5 млрд рублей (эта сумма необходима на строительство). Фонд зарегистрирован на максимальный срок - 15 лет. Управлять им будет УК «Содружество». «Идет оформление документов нескольких крупных пайщиков, среди которых коммерческий банк, страховая компания и негосударственный пенсионный фонд, - рассказала Елена Неуймина. - В формировании фонда может принять участие любая организация и физические лица, стоимость пая при формировании определена в 100 тыс. рублей». Промежуточные доходы по паю будут выплачиваться ежеквартально, с IV квартала 2007 года. По данным ООО «Стражи Урала», планируемая доходность проекта составит не менее 11% годовых в валюте, как минимум не меньше будет доходность паев.



Главная страница / Архитектура отрасли