Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Лента мебиуса

НапилисьДинамика рынка пива в России падает с 1999 года. Эксперты Союза российских пивоваров (СРП) объясняют это быстро растущей стоимостью акцизов. В 2005 году производство в отрасли увеличилось всего на 6% (это самый низкий показатель за последние 10 лет), а ставка акциза поднялась на 13%. Второй фактор влияния - неудовлетворенный спрос. По мнению аналитика ИК «Финам» Игоря Ермаченкова, именно он определил значительные темпы прироста (в среднем 30% в год) производства в России в конце 90-х. Сейчас рынок стремительно насыщается, а динамика его расширения падает.

Представьте озеро десятиметровой глубины площадью 50 тыс. кв. метров. А теперь представьте, что в нем не вода, а пиво. Такое чудо природы смогло бы сравнять потребление и производство пива на Урале: сегодня в регионе выпускается около 1 млрд литров пива в год, а выпивается 1,5 млрд литров. Эта диспропорция делает Урал интересным регионом для развития пивного бизнеса: здесь экономически целесообразно создание новых и расширение действующих производств.


Но 2006-й показал именно разовый всплеск. По прогнозу Виктора Пятко, в ближайшие три года темп роста производства пива будет существенно ниже, около 3% в год.


Исключением стал 2006-й год, показавший 9,8% прироста. Но это - то самое исключение, которое подтверждает правило. «Введение Единой государственной автоматизированной информационной системы, неразбериха с акцизами, а затем винный грузино-молдавский кризис сыграли на руку пивоварам. Вино и пиво - взаимозаменяемые продукты. Покупатель, не найдя на прилавке легкого вина, выбирал пиво», - отмечает Игорь Ермаченков. По словам председателя Совета Союза российских пивоваров Виктора Пятко, росту спроса способствовали теплая погода, а также повышение благосостояния населения: «Оно приводит к снижению продаж крепкого алкоголя, прежде всего водки, в пользу натурального вина и пива, то есть сравнительно более дорогих категорий в пересчете на литр чистого спирта». Данные британской исследовательской компании Euromonitor подтверждают: продажи водки в России действительно упали на 4% в натуральном выражении.

Концентрация пивоваренного рынка в руках нескольких крупных игроков - характерная тенденция последних пяти лет. За это время доля малых и средних предприятий значительно сократилась, позиции гигантов индустрии усилились. В 2006 году, по исследованиям СРП, производство на независимых пивоварнях с объемом выпуска от 10 до 70 млн литров в год упало на 4 - 5%, а в отдельных случаях до 50%.

Пиво не для малышейВ Уральском регионе 25 пивоваренных заводов. При этом 85% напитка производят пять лидеров отрасли, принадлежащих международным игрокам. Baltic Beverages Holding AB владеет крупнейшим на Урале заводом «Вена» (Челябинск), в Перми располагается филиал британской Sun Interbrew, завод «Патра» (Екатеринбург) и комбинат «Шихан» (Стерлитамак, Башкирия) принадлежат голландской Heineken, турецкая Efes Beverages Group владеет заводом «Амстар» (Уфа).


В то же время рост производства некоторых компаний достиг 30%, а у лидеров индустрии в 1,5 - 2 раза превысил среднеотраслевой. Благодаря модернизации и расширению завода «Вена» темпы роста производства в Челябинской области составили 88%: компания «Балтика» вложила 38 млн долларов, в результате мощности удвоились - с 220 до 450 млн литров в год.

Аналитики сходятся в том, что малые компании (10 - 30 млн литров в год), ориентированные на массового потребителя, в будущем исчезнут. Эксперты считают строительство новых небольших производств на Урале невыгодным: они не выдержат конкуренции с гигантами, бренды которых наиболее популярны среди уральцев. При этом микроигроки, специализирующиеся на брендах премиум-класса вроде «Тинькофф» (200 - 500 тыс. литров в год), останутся. Создание частных пивоварен в этом сегменте вполне возможно. Доказательством этому уже стало открытие в феврале 2007 года в Челябинске «Частной пивоварни Спиридонова», которая намерена выпускать 200 тыс. литров пива премиум-класса (180 рублей за литр) в год.

«Сложившаяся ситуация на уральском рынке пива во многом объясняется общемировой тенденцией консолидации бизнеса, - отмечает PRменеджер исполнительного комитета СРП Владимир Кузнецов. - Консолидация - это признак зрелости, развитости рынка. Крупные компании располагают всеми необходимыми ресурсами для эффективной организации бизнеса: модернизации производства, контроля качества, внедрения инновационных технологий, совершенствования маркетинговых инструментов и системы дистрибуции. Ведущие игроки активизируют усилия прежде всего на двух последних направлениях. Малые и средние предприятия - это неотъемлемая часть отрасли, ее история. Но они не имеют ресурсов и достаточного опыта в организации маркетинга и дистрибуции - столь важных элементов ведения бизнеса в современных условиях острейшей конкуренции».

По большому счету, усилить собственные конкурентные преимущества пивоваренные компании могут двумя способами. Первый - активный маркетинг. Социологические центры иногда проводят закрытые дегустации, на которых предлагают на выбор потребителя пятьшесть сортов пива, среди которых есть как дорогие марки, так и дешевые. Результат исследования практически всегда один: 50% опрошенных, не зная названия пива, предпочитают премиум-классу эконом. Предпочтения потребителей на рынке в большей степени основываются не на реальных качестве и вкусе продукта, а на имидже бренда (о том, как именно это делается см. «Лестница в небо»).

Быть ближе во всех смыслахКонкуренция на рынке пива сильна. Это видно хотя бы потому, что динамика роста цен на пиво дешевой, среднеценовой, лицензионной и премиум категорий уступает темпам инфляции. С 2001 года при инфляции в 60% среднеценовое пиво подорожало на 34,7%, премиум - на 38,6%. Только импортное с 2001 года выросло в цене сильнее инфляции - на 64,7%. Но произошло это изза увеличения пошлин на импортные продукты. «Российские компании все эти годы сдерживали рост цен на свою продукцию за счет внутренних резервов, в первую очередь - снижения рентабельности», - прокомментировал ситуацию Владимир Кузнецов.

Урал - привлекательный регион для расширения пивного производства. Учитывая, что пивной рынок высококонкурентен, а пиво - товар с 15процентной логистической составляющей в отпускной цене, наращивание мощностей и открытие новых заводов в непосредственной близости к конечному потребителю вполне оправдано. И пивовары это прекрасно понимают. Так, компания
«Очаково» в мае намерена открыть пивобезалкогольный завод в Тюмени проектной мощностью 120 млн литров пива в год. Директор ЗАО МПБК «Очаково» Владимир Антонов обосновывает выбор региона: «Тюмень отличается выгодным географическим положением. Этот город - важный транспортный узел, здесь пересекаются восточные и северные магистрали, как автомобильные, так и железнодорожные. Немаловажен и благоприятный инвестиционный климат, администрация области сама выступила с инициативой строительства завода у них». Губернатор Тюменской области Владимир Якушев пообещал продлить срок действия налоговых льгот по транспортному налогу и налогу на имущество и прибыль для строящегося предприятия до 2008 года.

Второй способ - становиться физически ближе к потребителю. В 2006 году в Уральском регионе, по данным СРП, произвели 1019 млн литров пива. По уровню потребления Урал - российский лидер. Например, в ХМАО и ЯНАО оно достигает 106 литров на душу населения в год при среднероссийском показателе в 65 литров. По итогам 2006 года суммарный объем потребляемого продукта достиг 1550 млн литров. Таким образом, треть пива на Урал пока завозится. Пивными «донорами» в 2006 году были два региона: Башкирия (производство - 283 млн литров, потребление - 175 млн литров в год) и Челябинская область (390 и 320 млн литров соответственно).

Где лучше всего открыть производство в УралоЗападносибирском регионе? По чисто математическим выкладкам, самые выгодные места - ХМАО и ЯНАО: здесь пива производится не более 20 млн литров в год, а потребляется в десять раз больше. При этом ближайшее пивное производство находится в Тюмени. Оптимальные города для строительства - Сургут, Салехард, Надым. Учтем высокую платеже-способность населения, а также налоговые льготы, которые правительство северных областей наверняка предоставит компаниям (как это сделано в Тюмени). Результат: открытие завода в районе и установление отпускных цен, например, в среднем сегменте на уровне 15 - 16 рублей может сделать компанию лидером на пивном рынке субъекта.

С открытием завода «Очаково» в 2007 году объем производства пива в Уральском регионе достигнет уровня 1140 млн литров пива в год. Однако, учитывая постоянно растущий спрос, примерно треть пива попрежнему будет завозиться изза пределов региона.

Новых заводов не будет
Руководитель по продажам компании «Балтика» в Уральском регионе Анатолий Медведев уверен: чтобы удержать лидирующие позиции на Урале у компании достаточно мощностей


Дополнительные материалы:

Анатолий Медведев

- Нет, существующих и существующих мощностей вполне достаточно, чтобы обеспечить нашей продукцией весь Урал и Сибирь. Завод «Балтика-Челябинск» (до 1 января 2007 года - завод «Вена») в Челябинске входит в троку лидеров компании «Балтика»: он рассчитан на выпуск 450 млн литров пива в год. В декабре 2006 года принято решение о строительстве нового пивоваренного завода в Новосибирске, мощностью 200 млн литров.

- Планирует ли руководство «Балтики» открывать новые производства в регионах УрФО?

- У нас есть четыре подразделения (в Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени и Перми) и три больших склада (в Свердловской, Челябинской областях и Пермском крае). Это помогает нам обеспечить эффективную работу системы быстрого обслуживания потребителей с сохранением стандартов качества продукции и минимальными расходами. В другие регионы УрФО наши дистрибьюторы вывозят продукцию на собственные склады, с которых отправляют ее в точки розничной торговли. Система хорошо отлажена, и если случаются перебои, то, как правило, не по нашей вине. Например, в феврале, когда на севере Урала морозы зашкаливали за 47 градусов, ГАИ перекрыла дороги и наши партнеры просто не могли пробиться через заслон.

- Известно, что в стоимости пива велика логистическая составляющая. Как вы выстраиваете логистику на Урале?

- 48 ассортиментных единиц: сохранится производство недорогих местных сортов («Уральский мастер», «Челябинское»), будет широко представлен ассортимент «Балтики». Оборудование и технологии позволяют нам варить на заводе любые сорта пива из портфеля компании, в том числе лицензионные, однако решение о производстве того или иного сорта принимается, исходя из предпочтений потребителей в регионе и необходимости оптимизации логистических и производственных издержек. А картина потребления пива на Урале несколько отличается от российской. Здесь больше пьют пиво низкого ценового сегмента (например, уже четвертый год лидерские позиции удерживает бренд «Уральский мастер»), меньше - премиум. Это связано с покупательной способностью населения и вкусовыми предпочтениями уральцев. Правда, в последнее время заметно перемещение спроса в пользу более качественного и, соответственно, более дорогого продукта.

- Какие марки пива будут производиться на челябинском заводе «Вена»?

Лестница в небо

Первый способ - медийная реклама, в первую очередь на телевидении, поскольку дает максимальный охват аудитории. С 2004 года показывать «пивные» ролики можно только после 22.0 Это нисколько не снизило их результативности: взрослая аудитория как раз в это время и смотрит телевизор. Но часть телевизионных рекламных бюджетов после введения временных ограничений осталась невостребована, игроки начали активно вкладывать деньги в наружную рекламу. В последнее время расходы пивоваров на этот сегмент растут (см. «Говорит и показывает», «Э-У» № 36 от 02.10.06, «В условиях малой видимости», «Э-У» № 47 от 18.12.06, «Никому не кабельность», «Э-У» № 7 от 19.02.07).

Андрей Федорчук
Рейтинг наиболее эффективных с экономической и имиджевой точки зрения способов продвижения, по версии генерального директора ООО «Патра» Андрея Федорчука

Третий - поддержка праздников и фестивалей. В прошлом году спонсором дня города в Екатеринбурге стала компания «Патра», все рок-фестивали также спонсируют пивные компании. Затраты, часто с процентами, окупаются за счет продаж пива на мероприятии. Плюс - имиджевая выгода.

Второй - организация лотерей, розыгрышей, акций, то есть все, что обещает покупателю некие бонусы, не вложенные напрямую в цену продукта. Потенциальный выигрыш заставляет потребителя покупать пиво, собирать крышки, этикетки, ключи. Всевозможные мелкие призы только усиливают стремление потребителя покупать и играть дальше.

Четвертый - оптимизация линейки. Сейчас наступило то время, когда компании борются за место на полке: чем больше пива одного сегмента вы имеете, тем больше вам надо места, реализаторам это невыгодно, велика вероятность, что некоторые марки не будут представлены. Сокращая количество марок, компании стопроцентно сохраняют за собой место на полке.

А вот организация собственного пивного фестиваля или других массовых мероприятий - акция исключительно имиджевая. Еще ни один пивной фестиваль не был прибыльным для компаний, они просто напоминают потребителю, что существуют на рынке.

Карта: Расположение пивоваренных компаний на Урале


Пятый - ребрендинг. Он позволяет привлечь новую аудиторию, освежить представление потребителя о бренде. Например, «Патра» в 2006 году провел ребрендинг локальных марок «Стрелец» и «Патра», что позволило ему сменить потребительскую аудиторию со средневозрастной на молодежную и повысить продажи.


Одна из главных причин неконкурентоспособности уральских компаний - несоответствие качества менеджмента и продукции мировым стандартам. Ряд крупных игроков пытаются решить эту проблему, проходя сертификацию по международным стандартам. Однако простой перенос западных стандартов на российский рынок не поможет. По мнению экспертов, в частности заместителя руководителя Федерального агентства по техрегулированию и метрологии Сергея Пугачева, требуется разработка собственной системы стандартов, основанных на международных требованиях с учетом национальной специфики.

Вопрос о готовности уральских компаний к вступлению в ВТО - один из самых обсуждаемых. Вопрос о реформе системы техрегулирования практически неизвестен широкой публике. По мнению участников конференции «Реформа технического регулирования и стандартизации. Проблемы промышленников при вступлении России в ВТО», прошедшей 20 марта в Екатеринбурге, не решив второго вопроса, нельзя будет решить и первый.
По данным исследования конкурентоспособности среднеуральских предприятий, к работе в условиях ВТО не готова ни одна свердловская компания, рассказал участникам конференции ректор Уральского экономического университета Михаил Федоров. Основная масса металлургических комбинатов сможет выжить, но уже сейчас им необходимо инвестировать значительные средства в развитие. Среди машиностроителей жизнеспособны производители металлоконструкций, гидравлики, радиаторов, электродвигателей и измерительных приборов. Остальные отрасли отнесены к группе риска.

Но закон, по мнению многих аналитиков, оказался неэффективным. Неслучайно минувшей осенью ведущие металлургические компании страны, в том числе уральские «Мечел», ТМК, Евразхолдинг, а также НЛМК, направили открытое письмо главе Минпромэнерго Виктору Христенко. В нем они пожаловались на двойственность формулировок закона и высказали опасение, что «внесение в проекты регламентов конкретных технических характеристик продукции неизбежно приведет к замораживанию научнотехнического прогресса».

Здесь и возникают вопросы. Заместитель руководителя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по техрегулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов объясняет: после распада СССР было решено, что производитель и потребитель - свободные участники рынка. В итоге стандарты, принятые еще в советскую эпоху, должны утратить обязательный характер, а государство будет гарантировать безопасность продукции с помощью системы обязательных техрегламентов, имеющих характер закона. Эта система регламентации легла в основу закона «О техническом регулировании».

Но прежде чем регламент будет утвержден, его нужно разработать. В этом вопросе организаторы конференции возлагают особые надежды на уральский бизнес. Как заметил председатель Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Владимир Семенов, одна из причин кризиса системы техрегулирования состоит в том, что до последнего времени главную роль в разработке реформы играли ведомства, а участие бизнеса было сведено к нулю.

Участники конференции также выразили недовольство законом, суммировав претензии в резолюции. Зато они одобрили принятие Госдумой 16 марта во втором чтении поправок, которые выводят регулирование безопасности производственных процессов изпод действия закона и дают правительству право самостоятельно утверждать технические регламенты.

Дополнительные материалы:

Представитель соорганизатора конференции компании «Кодекс-Люкс» Анатолий Пантелеев заметил, что речь идет об активном участии уральцев в разработке новых нормативов: «Это позволит добиться признания уральских стандартов на мировом уровне». Андрей Лоцманов добавил: «Участие компаний в разработке стандартов позволит не только выпускать продукцию мирового уровня, но быть в курсе тех требований, которые начнут предъявляться к ней через три-четыре года». А значит, подготовиться к ним.

- включение в сферу действия российских ТР, помимо вопросов безопасности продукции, проблем охраны труда, окружающей среды. В итоге, пока не одобрены новые ТР, разработка более 170 тысяч нормативных актов тормозится;

Основные недостатки действующего закона:- отсутствие четкой методической базы;

- перенос конкретных норм (таких как зона без-опасности вокруг трубопроводов, правила обращения с ручными электроинструментами) из стандартов в законы;

- отраслевой подход создания техрегламентов, приводящий к многократному повторению идентичных требований безопасности;

По резолюции участников конференции «Реформа технического регулирования и стандартизации. Проблемы промышленников при вступлении России в ВТО»

- несоответствие положений закона международным стандартам, даже на терминологическом уровне.



Мы застали французского философа в кабинете одного из екатеринбургских вузов, где он разбирал списки афористичных высказыванийдюпонизмов, присланных для второго тома проекта «Мильён названий». В одной руке господина Дюпона была толстая пачка листов бумаги, в другой - стакан коньяка.

В конце февраля в Уральском госуниверситете (Екатеринбург) прошли презентация книги «Мильён названий» и круглый стол «Словесный мусор». Так впервые состоялась встреча представителей академической науки и последователей Франсуа Дюпона, европейского философа с уральскими корнями, создавшего новый литературно-философский жанр коротких высказываний. По их мнению, дюпонизмы способны освободить сознание современного человека от мифов, навязанных обществом. Сам господин Дюпон не смог приехать на круглый стол в УрГУ, однако любезно согласился заглянуть в Екатеринбург в начале марта, чтобы дать интервью нашему журналу. В разговоре приняли участие дюпонисты екатеринбургский философ Андрей Коряковцев, архитектор и издатель Павел Ложкин и художник Сергей Ивкин.

- Господин Дюпон, вы постоянно приезжаете на Урал. Откуда такая тяга к здешним местам?

- Помимо философии, именно коньяк сильнее всего связывает меня с родной французской культурой. Тем более зимой на Урале. Я люблю зимний Урал, провожу здесь по полгода, но для европейца тут все-таки немного холодновато, - пояснил Франсуа на хорошем русском языке.

- Что такое дюпонизм и кто такие дюпонисты?

- Моя мама родом с Урала. Поэтому когда в 1968 году, после студенческих волнений в Париже, в которых мои родители принимали участие, они решили пожить некоторое время в Советском Союзе, выбор был сделан в пользу Свердловска. Впрочем, они тут задержались всего на несколько лет - все-таки советская действительность сильно отличалась от их мечтаний. Зато я теперь постоянно возвращаюсь сюда: Урал вместе с Парижем стал одним из мировых центров движения, которое в России называют дюпонизмом.

Что касается описания моего метода, я бы воспользовался взглядом со стороны и процитировал британского коллегу, доктора Исаака Махдеш-Рамона. С его точки зрения дюпонизм - искусство называния предметов, существующих объективно или же только в голове у называющего.

Ф. Д.: Для начала замечу, что на Западе дюпонизма как такового нет. Это, видимо, русская привычка - классифицировать все подряд. Я лишь создал проект «Мильён названий», занимаюсь сейчас его развитием. Путешествую по миру, изучаю языковые практики в различных культурах. Появляются последователи. Сейчас, пожалуй, во всех странах Европы есть коллеги, с которыми я сотрудничаю. За исключением Албании и Сербии: этим странам не до литературных опытов. Но, кроме России, нигде дюпонистов, как таковых, нет.

Ф. Д.: Возникает вопрос - зачем придумывать новые названия, ведь и так уже все названо? Но многие существующие названия - продукт общественных мифологем. Они навязывают нам определенные стереотипы мышления, шаблоны. Играя названиями, мы разрушаем привычное отношение к вещам, фактам, явлениям.

П.Л.: Если проще, то дюпонизм - это высказывание мысли в короткой форме, в которой его легко передать как вирус. Ктото сказал: «Путиновыводитель» - и слово пошло цитироваться. Услышав дюпонизм, люди начинают больше слушать, как кто говорит, внимательно относиться к речевым практикам. Это искусство называния и искусство слышания смыслов.

Ф. Д.: Наш метод ближе к карнавальной культуре, как описал ее Михаил Бахтин. Это игра с масками языка, которые в конце концов слетают, взрывая обыденность, к которой мы привыкли.

- Можно ли сказать, что дюпонизм - это постмодернистское искусство?

- Но все же постмодерн повлиял на вас?

Разочаровавшись в методах левого радикализма, я пришел к выводу, что самый действенный способ изменения общественного сознания - это смех. Не все дюпонизмы, правда, смешны, и не все они должны быть смешны, но мир, в котором есть дюпонизмы, становится более смешным, ясным и менее страшным.

С. И.: Я бы сказал, что смысл - это главное, что отличает дюпонизм от постмодернизма и от простой игры словами. Главное - попытка заставить шевелить мозгами.

- Я встречался с Жаком Дерридой, Роланом Бартом, признаю, что они оказали на меня определенное влияние. Их сложно игнорировать. Но у нас, скорее, прямая противоположность постмодернизму. Мы пытаемся вернуть искусство от беспредметной игры смыслами, которая имела место в постмодернизме, к предметному миру. Доводя до логического абсурда постмодернистскую деконструкцию, мы проделываем, по терминологии философов, процедуру «снятия» постмодерна. Сохраняем все ценное, отбрасываем, как говорил Ленин, все «зряшное».

- Как появился этот проект?

Не случайно дюпонизм как преодоление постмодернизма получил такое широкое распространение именно в России, прежде всего - на Урале. У нас постмодернизм изначально оказался слишком политизирован, и дискредитировал себя в форме соцарта. Поэтому именно в России был реализован проект Франсуа Дюпона «Мильён названий».

- Насколько адекватен в книге перевод французских дюпонизмов на русский язык?

Ф. Д.: У меня была концепция «общей памяти», заимствованная у Карла Густава Юнга. Я заметил, что многие незаконченные мысли, названия, высказывания рождают цепочки ассоциаций у слушателей, и нет необходимости дописывать их - слушатель допишет сам. Зато возникла необходимость записать сами высказывания, собрать их в одном сборнике. Так и появился проект. Я рассказал о нем своему другу, главному редактору издательства «ИГНЫПС» Павлу Ложкину. Сначала дюпонизмы выходили в журналах «Формуляр» и «Э.Ф», а в прошлом году в «ИГНЫПС» вышла книга, первый том. В него включены самые разные высказывания - от словоформ, игры морфемами и фонемами, основанных на созвучии, до достаточно длинных афористических фраз.

В итоге, кстати, переводчица сама начала выдавать дюпонизмы и тоже стала соавтором «Мильёна названий». Это вообще характерно: после знакомства с дюпонистами многие начинают продуцировать афористичные высказывания в таком же духе. Метод Франсуа Дюпона пробуждает к творчеству даже, казалось бы, нетворческих людей.

С. И.: Это переводы творческие, примерно как Борис Заходер переводил «ВинниПуха». Как рассказывала переводчица Саша Четверг, приходилось брать иноязычный дюпонизм за основу и, отталкиваясь от него, уже творить русскоязычный.

П. Л.: Это миф. У нас произошел спор по уточнению позиций. Хотя Франсуа вырос в России, культурные корни у него западноевропейские. В какой-то момент культурные различия проявились в несовпадении видения перспектив развития проекта. Но все встало на свои места. Мы сошлись на том, что должны быть разные национальные школы проекта. Каждая будет отражать речевые уникальные практики, национальный характер и все такое прочее. Одно дело - дюпонизмы, сочиненные на французском или английском, другое - на русском. Разные условия жизни, разные источники.

- Правда ли, что вопрос о мультикультурности проекта привел к ссоре Франсуа Дюпона и Павла Ложкина и чуть не загубил его?

А так… Я пишу на французском, русском и немецком. Знаю, что большое распространение метод получил в Дании.

Ф. Д.: Не надо думать, будто я изобрел метод дюпонизма. В разных странах существуют миллионы людей, сочиняющих то, что можно назвать так. Просто о них никто не знает. Мы с коллегами лишь объединили наше творчество в рамках одного проекта и постарались осмыслить, отрефлексировать суть нашей работы.

Ф. Д. (смеется): Да, зато теперь у меня есть афоризмы на арабском, а среди арабов появились последователи нашего метода.

А. К.: Кстати, немногие знают, но рисунок, с которого начался «карикатурный скандал» с мусульманским миром - там, где пророк Мухаммед с бомбой в чалме, - родился из словесного дюпонизма на датском. А сам Франсуа Дюпон в ходе этого скандала успел побывать заложником у арабов.

- Какова конечная цель вашего проекта?

А если серьезно, то случившееся показывает, насколько сложно достичь нашей главной цели - опытами языка, литературы нивелировать конфликты, прийти к языковой и культурной общности. Сейчас моя главная цель - поездки по миру, изучение и скрещивание языковых практик. Недавно возникло еще одно направление - дюпонизмы с использованием латыни. Один из последних в переводе на русский: «Страшен социум post otium» (после отдыха. - Ред.). Это пример выхода нашего метода за национальные рамки, на новый уровень межкультурного понимания.

А. К.: Я не исключаю, что деятельность Франсуа Дюпона в конце концов спровоцирует научную критику современной идеологии, то есть революцию культурную, речевую, направленную против штампов мышления. Можно находить болевые точки общественного сознания и по ним делать дюпонизмы. В сущности, дюпонизм - это не только философия. Это новая форма публицистики. Как афоризм выстреливает в спину уходящей эпохи, дюпонизм бьет в настоящее. Оно постепенно меняется, и дюпонизм меняется вместе с ним. Только так можно приблизить общество и литературу к жизни, а общество заинтересовать серьезной философией и литературой.

Ф. Д.: Конечной цели во времени у него нет. Есть постоянная задача - освобождение сознания от мифов. Тот же Деррида говорил, что все заблуждения переходят через язык. К процессу подключается государство, общество. Если изначально слова творил народ, то теперь их спускают нам сверху в качестве бюрократического новояза. Мы же разрушаем навязываемые нам словоформы. Дюпонизм направлен против канона, который выполняет репрессивные функции. Поскольку в обществе потребления канон - это китч, то дюпонизм направлен против китча.

Франсуа Дюпон

Родился в 1968 году в Париже. Детство провел в Свердловске. В 1986 - 1990 годах учился в Сорбонне. Теоретик и критик современного искусства. Работает в жанре абстрактной поэзии. Основатель творческих групп «Берлинский интерьер», «ESFO», «Фрагментация предмета». Издатель поэтического альманаха «Naturofor». Живет в Париже.

Дополнительные материалы?

Избранные дюпонизмыФейс Шуй

«Дюпонизм как малый литературный жанр, как искусство называния и как методика отражения объективного мира <…> противостоит как мифотворчеству поэтического богословия, так и постмодернистской игре с мифами: вместо того, чтобы как они создавать мифы и манипулировать ими, дюпонизм доводит в процессе игрового называния манипуляцию с мифами до логического конца - до их разрушения, очищая сознание индивидов от идеологических и мифологических штампов ради восприятия вещей такими, какие они есть по сути своей». Др. Исаак Махдеш-Рамон, «Философия дюпонизма»

Ницшеагнец

Эгомастер

Закономерзость

Фрейдительство

Вездесущий голландец

Культя личности

Как мыслю - так и существую

The dark side of the man

Оставь меня, старушка, я в печати…

Орден Куртуазных Карьеристов


В столице Урала одномоментно проходит около 30 выставок; треть из них в залах «большого» музея - Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Пройдя разнообразными экспозиционными маршрутами, я в очередной раз убедилась в преимуществах классического музея. Обладая просторными выставочными площадями, он показывает много - и разного. Имея в штате экспозиционеров высокого профессионального уровня, он гарантирует качество. Его стены привлекательны для разных художественных и околохудожественных кругов: андеграунд соседствует с реализмом, высокие технологии - с традиционной станковой живописью. В песнь во славу музея включу и минорную тему: работаетто хорошо - рекламируется слабо. Такой бы творческой насыщенности - да добротную раскрутку, цена деятельности возросла бы в прямом и переносном смысле. Вечный карнавалМартовский обзор арт-фактов из жизни музея изобразительных искусств начну с «Карнавала». О картинах нередко говорят: «Их нужно разгадывать, смотреть часами и открывать все новое и новое». Часто это комплементарное преувеличение. Однако применительно к новым работам тандема Михаил Брусиловский и Анатолий Калашников такой подход полностью оправдан. Выставка состоит всего из пяти картин, зато каких! Крупных, ярких и бесконечных. Из-за того, что в нашей огромной стране у большинства населения маленькие жилища, крупноформатные репрезентативные картины, которые эстетически организуют пространство, утратили позиции. Знаменитые художники решили традицию оживить. Любая из пяти впервые представленных публике работ способна не просто украсить интерьер, но и придать ему смысл и индивидуальность.

«Карнавал» - о вечных перевоплощениях, масках, о скоротечности существования

Высокие технологии«Карнавал» - для удовольствия, «Искусство высоких технологий» - для дела. Выставка-конкурс, название которой отражает ее цель и суть, проведена в актуальном сегодня содружестве представителей делового и художественного миров. Научно-производственная фирма «ДатаКрат-Е» (автоматизация магазинов: внедрение штрихкодов, систем безопасности, климатических систем и так далее), отмечая 15летний юбилей, решила сделать городу подарок: поставить монумент, в котором сочетались бы высокие технологии как признак времени и образ как знак вечности. По этому поводу был объявлен конкурс. Скульпторы откликнулись энергично. Модели, макеты, монтажи их пока воображаемых произведений заполнили несколько залов.

«Карнавал» - о времени. На полотне венецианского содержания (мост Риальто и Грандканал) собралось множество персонажей из разных эпох и культур, от Возрождения до XX века. По словам художника Виталия Воловича, они «на фоне вечной архитектуры выражают лишь странность человеческой жизни, ее краткость и временность». Но в целом картина оставляет ощущение непрерывного потока жизни и ее бесконечной красоты.

О чем пришлось сожалеть, посетив выставку, так это о том, что вредный уральский климат сужает сезон фонтанов. На конкурс их представлено множество, причем весьма самобытных: «Времена года», «Преодоление» и другие. Вот, например, «Взаимоотношения»: четыре головы соединены водными струями, которые вытекают изо рта и втекают в уши… Масса разнообразных ассоциаций.

Никаких ограничений, сказали организаторы. Однако самые неприступные стены, как известно, внутри нас. Высокие технологии оказались не очень близки художникам. Большинство предложений оставались традиционными по содержанию, по форме, по материалам. Не случайно призерами стали те работы, что содержали некие научнотехнические элементы. Победила «Лента бесконечности», скульптура должна быть установлена к празднованию очередного Дня города. В числе лидеров и композиция «Европа-Азия», в основе которой та же лента Мебиуса, символизирующая безостановочность движения, прогресса и коммуникаций, в том числе и межконтинентальных.

Однажды 20 лет спустяМузей по определению не только хранилище древностей, но и средоточие современных явлений. Например, таких как соединение разных видов искусства. Для презентации спецномера журнала «Урал» его главный редактор театральный режиссер Николай Коляда избрал именно музей. Не случайно: здесь продолжается выставка андеграунда. А апрельский номер «Урала» как раз посвящен 20летию культовой выставки на Сурикова, 31 и зарождению в Екатеринбурге нового - изобразительного искусства, литературы, драматургии, данстеатра, рок-клубов. Артистическое действо (выступления, воспоминания, чтение стихов, концертная программа) собрало известных сегодня литераторов, таких как Аркадий Застырец, Александр Верников, Андрей Санников, а проходило оно на фоне работ когда-то деятелей альтернативного движения «Сурикова, 31», а сегодня известных художников - Бориса Хохонова, Михаила Ильина и многих других.

В конкурсную комиссию вошли в основном деятели бизнеса, не искусства. Гарантией того, что городу не придется лицезреть нечто не очень художественное, стало участие в комиссии заместителя начальника управления архитектуры екатеринбургской администрации Сергея Луканина. Гарантией того, что монумент будет выполнен качественно, - участие в проведении конкурса фирмы «Екатеринбургские художественные мастерские» (директор Александр Кривушин), которая курировала создание скульптурной аллеи в пешеходной зоне в центре города.



Главная страница / Архитектура отрасли