Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Круглосуточный рост


Вконце февраля Тюменский госуниверситет, департамент занятости населения и департамент образования и науки Тюменской области подписали трехсторонний договор. «Главная цель документа - создание условий для устранения регионального дисбаланса спроса и предложения рабочей силы и совершенствования структуры подготовки кадров. Одним из важных аспектов будет содействие трудоустройству выпускников Тюменского государственного университета и развитие сотрудничества между вузом и правительством области», - отметил ректор вуза Геннадий Чеботарев.
Представители бизнеса утверждают: ТюмГУ - вуз уважаемый, его выпускники востребованы. Здесь работает специальная служба трудоустройства. Но даже ему потребовалась особая программа. Что происходит тогда в типовых взаимоотношениях вуз - молодой специалист - предприятие?

Вузы немало делают для трудоустройства выпускников. Однако молодые специалисты не могут найти себя на рынке труда. Чтобы преодолеть эту ситуацию, учебные заведения должны вводить программы адаптации студентов, студенты - умерить амбиции, а государство - решить, какие интересы ему важнее: сиюминутные или стратегические.

Статистика неумолима. По обнародованным в конце февраля данным десятилетнего (1993 - 2004) исследования федерального министерства социального развития и здравоохранения, доля занятых среди молодых специалистов в России постоянно сокращается: в 1993 году - 85,7%, в 2004-м - 78%. Отмечается, что молодежь на работу не спешит. Со ссылкой на данные Росстата сообщается, что около 15% респондентов через полгода после получения диплома еще не работают, предпочитая «осмотреться». Причем наибольшая доля тех, кто не торопится, - среди жителей Москвы (15,1%) и других крупных городов (18,7%). В региональных службах занятости еще более тревожная информация: количество безработной молодежи растет, хоть и медленно. «Молодые специалисты с завидным постоянством обращаются в службу занятости населения Челябинской области, - рассказывает ведущий специалист управления занятости Вероника Тимофеева. - В 2006 году из обратившихся за помощью почти 42% составила молодежь в возрасте от 16 до 29 лет (в 2005 году - 40,8%). В числе признанных безработными на нее приходится почти 40% (в 2005-м - 39%)». По данным челябинских кадровых агентств, по специальности трудоустраиваются только 40 - 47% выпускников вузов, а те, кто устраиваются, работой недовольны. У вузов статистика еще более впечатляющая.Очевидно: выпускники вузов и работодатели, нуждающиеся друг в друге, не совпадают во времени и пространстве.

На первый взгляд, вузы могут и умеют самостоятельно трудоустраивать подготовленные ими кадры. Стандартный набор есть практически у всех: сотрудничество с работодателями, практика студентов на предприятиях, долгосрочные договоры, участие в ярмарках вакансий, центры содействия трудоустройству. Кроме вузовских центров на площадках наиболее крупных учебных заведений работают межвузовские региональные: они консолидируют заявки работодателей и обрабатывают информацию о выпускниках большинства образовательных учреждений субъекта федерации. Кроме того, вузы готовят студентов по спецзаказам; почти непрерывно идут конференции, на которых обсуждается, как помочь молодым специалистам найти рабочее место. На предприятиях существуют программы их адаптации к реалиям производства. Но выпускник и работодатель никак не могут найти друг друга.

Вузы возразят: мы работаем, у нас и центры, и конференции... Но тут надо понимать мотивацию: для вуза чем больше выпускников трудоустроено, тем выше его рейтинг у потенциальных абитуриентов. Значит, тем больше вчерашних школьников придут учиться именно сюда. Если на бюджетное отделение попасть ума не хватит, пойдут на платное. И вузу будет на что жить.

Кот ученый
Проблема кадрового дефицита уже обросла мифами. Например, что самый жесткий - среди рабочих специальностей, а людей с высшим образованием в стране, да и на Урале, переизбыток, и особенно много лишних экономистов. Однако, как следует из доклада директора кадрового агентства Avanta Personnel Ольги Бердниковой на екатеринбургской конференции «Кадровый дефицит: как выжить в современных условиях?», спрос на специалистов в банковской сфере и ритейле превышает предложение в 4,5 и 6 раз соответственно. Только за последние две недели сразу два крупных кредитных учреждения, МДМ-банк и уральский филиал банка «Сосьете Женераль Восток», заключили договоры с экономфаком Уральского госуниверситета. Цель - совместная подготовка кадров, содействие в трудоустройстве выпускников. Еще один миф - излишек юристов. «Хорошие специалисты всегда востребованы, - опровергает его проректор ТюмГУ Людмила Волосникова. - Наши, по крайней мере без работы не сидят». Однако, как сказал первый вице-премьер правительства России Сергей Иванов, высшая школа не в силах соотносить свою работу с потребностями экономики. А потому продолжает штамповать невостребованных выпускников.

Хорошо забытое старое
Те, кому кадров надо больше и есть материальные возможности их готовить - а это нефтяники, энергетики, металлурги, - растят себе целевиков. УГМК, «чтобы избежать трудностей, связанных с адаптацией молодых работников на производстве, выстроила систему подготовки, - рассказывают в пресс-службе холдинга. - Первый договор на обучение по целевому направлению компания заключила с Уральским государственным горным университетом еще в 2000 году. Сегодня по генеральным соглашениям с профессиональными учебными заведениями обучаются около тысячи студентов. Совместно с вузами мы вносим коррективы в учебные планы, вводим дополнительные образовательные программы. Молодых специалистов готовят для работы на конкретном предприятии: целевики с первого курса проходят практику на производстве и к концу обучения уже подробно знакомы со всеми особенностями процесса, адаптированы к коллективу и корпоративной культуре».

А потому чаще вузовская работа напоминает работу менеджеров некоей фирмы, проводящей презентацию ну прямо сейчас и прямо в вашем подъезде или офисе (помните ребят в костюмах, но с баулами, продающих за безумные деньги бесполезные вещи?). «Когда студенты старших курсов проходят практику на заводах, нам иногда приходится учить их всему практически с нуля», - говорит о подготовке кадров главный специалист по оружейной продукции Ижевского механического завода Алексей Дорф. «Практикант гаечный ключ от крестовой отвертки отличить не может, а при этом хочет высококачественную продукцию производить», - возмущается губернатор Курганской области Олег Богомолов. Уровень выпускников так утомил бизнес, что Российский союз промышленников и предпринимателей еще три года назад предложил ввести сертификацию дипломированных специалистов: по сути, заставить их сдавать дополнительные экзамены. Правда, воз (вуз) и ныне там. В таких условиях бизнес решает проблему дообразования дипломированных специалистов самостоятельно. Именно поэтому на всех более или менее крупных предприятиях существуют программы адаптации. Как правило, не придумывают ничего нового, а просто возрождают формы работы с молодежью, практиковавшиеся при социализме.

Юрьев день
Получается, чтобы гарантированно и с пользой для экономики готовить кадры, вузам надо еще теснее работать с субъектами экономики, разрабатывать учебные программы под конкретные предприятия, особенно по техническим специальностям, готовить целевиков. Однако не все так просто.


Возрождается наставничество и стажерство. Например, в ОАО «Ноябрьскнефтегаз» с 2008-го за каждым молодым специалистом на три года будет закреплен наставник. Его функции: помощь в освоении рабочего места, приобретении практических знаний и навыков. Наставник будет участвовать в периодической оценке личностных и профессиональных качеств подопечного, помогать ему развиваться по индивидуальной программе, достигать целей и продвигаться по служебной лестнице. На Челябинском трубопрокатном заводе, по словам директора регионального центра трудоустройства выпускников ЮУрГУ Сергея Коваля, действует программа «Стажер»: «К молодому специалисту, уже работающему на заводе, прикрепляют двух-трех студентов вуза, и они вместе решают поставленную задачу. Менеджмент смотрит, как специалист справляется с руководством, оценивает студентов». Привлечение практикантов помогает предприятиям решить и сиюминутные задачи. «Мы испытываем катастрофическую нехватку людей рабочих специальностей. В 2006 году взяли на практику около 50 студентов, за два месяца этого года - уже 17 человек. В основном набор производится по техническим специальностям. Таким образом, пытаемся решить проблему нехватки рабочих», - сообщила специалист по кадрам ОАО Челябинский завод «Теплоприбор» Елена Лендел.
Крупные консалтинговые, инвестиционные компании, банки, западные корпорации применяют и такую схему: специалист компании читает практический курс, за это время отбирает перспективных студентов, они приходят сначала на практику, а затем, если хорошо себя покажут, и на работу.

Во-вторых, в условиях жесткой связки «вуз - предприятие» мы получим специалиста, который, как при крепостном праве, будет прикреплен к определенному работодателю.

Во-первых, договорные отношения с бизнесом, на которые многие вузы пытаются ориентироваться как на основную форму восстановления разрушенной цепочки «вуз - предприятие», не всегда эффективны. Вуз нуждается в долгосрочных договорах, а предпринимателю кадры нужны сегодня, в лучшем случае - через год-два. На пять-шесть лет прогнозировать потребность могут немногие работодатели. «Анкетирование выявило: они не знают, чего хотят, не понимают, какие предметы должны знать выпускники», - отмечает Сергей Коваль. А если и хотят чего-то, так это обычно мало соотносится с реальностью. Отрывок из раздела «вакансии» на популярном сайте по трудоустройству: «Крупной российской динамично развивающейся компании на должность директора регионального представительства требуется молодой человек до 25 лет с высшим образованием, знанием английского, опытом работы от 5 лет в сфере личных продаж». То есть молодой человек должен был работать чуть не со школьной скамьи. Качество образования? Забудьте!

Элитный недоучка
Тут надо обратить внимание на такой факт: у многих выпускников вузов завышенные амбиции по зарплатам. Отрывки из двух резюме, взятые наугад с того же сайта по трудоустройству: «23 года, высшее образование, диплом 2007 года, без опыта работы. В поисках перспективной стабильной должности с возможностью карьерного роста, желаемая зарплата - от 20 тыс. рублей»; «24 года, диплом с отличием, ищу работу юрисконсульта, зарплата на испытательный срок - 15 тыс. рублей». Откуда они берут такие цифры, если учесть, что средняя зарплата по стране - около 13 тысяч?
Рекрутеры, занятые поиском и «доводкой» менеджеров среднего звена для крупных предприятий, в один голос жалуются, что выпускники вузов слишком много о себе мнят при минимальных на то основаниях. Несколько цитат из анкет исследования «Мониторинг индивидуальных (образовательных и карьерно-профессиональных) траекторий выпускников системы высшего профессионального образования», проведенного группой ученых под руководством Давида Константиновского: «Они думают, что диплом - это уже как минимум 10 тыс. рублей, которые не нужно зарабатывать; как правило, большинство не представляет, чего хочет от работы, еще чаще - вообще не хотят работать; абсолютно не адаптированы, не приспособлены; один написал в анкете: “Хочу быть директором с зарплатой 1000 долларов”».

В-третьих, замдиректора Института социологии РАН Давид Константиновский предупреждает об опасности слишком радикальной специализации программ. Универсальность российского образования - это плюс, уверяет он. Только 75% выпускников работают по специальности, но люди с хорошим базовым образованием легко находят себя в других отраслях: физик - в банковской сфере, филолог - в логистике. Кроме этого, растет спрос на совмещенных специалистов, чтобы и ракеты умели в космос запускать, и посчитать, насколько это выгодно.
В-четвертых, система «лекция - практика - работа» действенна только в востребованных сейчас специальностях, только в вузах, с советских времен готовивших кадры для заводов-пароходов, и только с идеальными школярами (активны, работают по профессии, а учатся по ночам: таких в лучшем случае 15%). А что делать со всем остальным?

В неадекватных ожиданиях виновата, конечно, не только молодежь. Довольно большая доля ответственности лежит на вузах, и это отголоски все той же зазывной мотивации: профессора постоянно напоминают, что с дипломом их «престижнейшего вуза» молодые люди сразу приобретают высокий статус на рынке труда. Переоценка университетского образования и диплома как такового дезориентирует студентов: шкала приоритетов будущих работодателей, мягко скажем, не совпадает с представлениями вузовских преподавателей. Работодатели ценят прежде всего опыт, а именно его студентам и недостает.




«Министерство ежегодно на 3 - 5% снижает контрольные цифры приема по группам специальностей “Экономика и управление”, “Гуманитарные науки”, “Образование и педагогика”. Сформирована подготовка специалистов по междисциплинарным программам “Инноватика”, “Приборы и системы лучевой энергетики”, “Нанотехнологии”», - рассказывают в федеральном Минобразования.

Кого ждем
Теперь по законам жанра мы должны были бы сказать, что государство не понимает этой проблемы и прописать, что именно оно должно делать. Однако это тот счастливый случай, когда оно не только понимает, но и делает. Именно на устранение диссонанса между рынками образования и труда направлена, например, двухуровневая система: четыре года вуз будет учить на бакалавров всех, а потом лучших возьмет в науку - в магистратуру, остальных по своим стандартам будут доучивать предприятия. «В вузах мы можем подготовить лишь единицы узких специалистов. Поэтому не будем лукавить, нам сегодня выгодна система бакалавриата», - заявил первый проректор образовательного комплекса «Челябинский юридический колледж, Южно-Уральский профессиональный институт, Челябинский филиал Московского педагогического государственного университета» Александр Базаев.

В Тюменском госуниверситете, например, в рамках трехстороннего договора с администрацией и департаментом занятости такая программа будет: «Это проведение тренингов с выпускниками, курс по планированию карьеры, умению написать резюме, составлению портфолио», - отмечает Людмила Волосникова. «Студентов необходимо адаптировать, - говорит Сергей Коваль. - Но в вузах Челябинской области пока такого нет».

Однако все это делается крайне медленно, а на работу выпускникам нужно устраиваться прямо сейчас. В этой ситуации пора действовать уже самим вузам, причем не формально, а конкретно: готовить студентов к трудоустройству, преподавая им это как науку, подобно сопромату или русской литературе.

Ну и государству есть чем заняться. Его прерогатива - что-то сделать с армией. Почему выпускники не знают, чем им заниматься после вуза и поздно выходят на рынок труда? Потому что для большинства юношей вуз - это легитимный способ откосить. Им безразлично куда поступать: не взяли в педагоги, пошел в агрономы. Важнее не потерять два года жизни. Почему после вуза им все равно где работать и лучше там, где платят зарплату «в конвертах»? Потому что на больших предприятиях, где зарплата «белая», - нежелающего служить в армии вычислить очень легко. Военкомату достаточно сделать запрос в налоговую, начисляется ли на такого-то гражданина призывного возраста налог на доходы физических лиц, - и узнать, где он работает, не составит труда. А потом можно просто вручить повестку работодателю, и она считается дошедшей. Так что наши мальчики не просто не хотят работать по специальности, они от армии бегают. Зачем тогда госчиновники с высоких трибун так много говорят, что экономике нужны кадры? Выходит, проигрывает экономика национальной безопасности.

Почему нет - понятно: чтобы ввести что-то в вузовскую программу, надо получить одобрение в Минобразования РФ, написать учебный план, подготовить преподавателей. Не забудьте, что нагрузка на студентов тоже регламентируется сверху, а значит, чтобы ввести курс, придется «откусить» время у других. А это сокращение часов и, следовательно, зар-
плат преподавателей, ухудшение подготовки по основным дисциплинам. Все это тормозит идею еще на стадии задумки. Но если вузы хотят на самом деле выпускать специалистов, которые будут адекватно себя оценивать и смогут быстро находить подходящую работу, придется поторопиться.

Таким образом, чтобы решить, казалось бы, узко сегментную проблему трудоустройства дипломированных специалистов, необходимы серьезные структурные изменения. Без них все попытки вузов, рекрутеров и работодателей трудоустроить выпускника будут похожи на попытки спеть вместе Хосе Каррерасу и группе «Ласковый май»: вроде и ресурс тот же, и дело одно делают, а получается отвратительно

Кроме этого, государству необходимо планировать, кого и сколько потребуется в ближайшие пять лет. А для этого нужно если не возрождение плановой экономики, то хотя бы четкое представление о том, что будет, если высокие цены на нефть упадут до критического минимума.


За ее малый рост В 2006 году активы уральских банков выросли в среднем на 42%, что примерно совпадает с динамикой активов всей банковской системы России. Отметим, что в целом по стране более высокими темпами растут крупные банки федерального уровня (55%) и дочерние структуры иностранных банков (51%), у Сбербанка, а также средних и малых банков московского региона результаты ниже (38% и 36% соответственно).

Год 2006 стал для банковской системы России относительно успешным. Большинство тенденций - положительные: увеличение активов, усиление процессов слияний и поглощений, расширение количества банковских подразделений в регионах, ускорение темпов кредитования экономики. Единственный тревожный момент - рост просроченной задолженности по кредитам физическим лицам. Однако, по мнению большинства экспертов, глобального кризиса в связи с этим ждать не стоит.

Однозначного мнения по поводу перспектив группы малых банков у участников рынка нет. Кирилл Климов, заместитель председателя правления Банка24.ру, убежден, что высокой доходности в этой группе ждать не следует: «В банковском секторе уже выделились наиболее сильные игроки. Они взаимодействуют исключительно между собой, используя “запасных” по мере необходимости. Скорее всего, малые банки будут постепенно продаваться крупным федеральным банкам, входить в структуру холдингов в качестве дочерних предприятий».

Динамика роста крупных (первые 30 участников рейтинга) и средних (с 31 по 60 места) уральских банков примерно одинакова - 43%. А вот малые (61 - 100 места) заметно уступают по этому показателю (28%). Аналогичную картину мы наблюдали и в прошлом году.

Динамика активов отражает объективный процесс укрупнения банковского бизнеса, который подогревается интеграцией России в мировую экономику, убежден заместитель директора филиала «Екатеринбургский» Импэксбанка Роман Горулев. По его мнению, «небольшие банки имеют три варианта развития. Первый - дорасти до банка федерального уровня, второй - быстро увеличить сеть отделений, кредитные портфели по рознице и малому бизнесу и продать бизнес крупному банку. Третий вариант - уйти с рынка или стать узкоспециализированным финансовым институтом. По какому варианту они пойдут, во многом зависит от наличия сильных акционеров и квалификации топ-менеджмента».

Управляющий Екатеринбургским филиалом Международного Московского банка Вадим Черепанов считает, что малые банки все-таки имеют определенные перспективы, так как обладают рядом неоспоримых преимуществ в сегменте обслуживания малого бизнеса: «Это прежде всего гибкость подхода к клиенту и скорость рассмотрения кредитных заявок. Решения на месте принимаются, как правило, очень быстро. В частности это связано с тем, что руководители малых банков обычно максимально приближены к бизнескругам региона и хорошо понимают локальную конъюнктуру рынка».

Быстрее активов прирастали имущество банков (57%, не в последнюю очередь благодаря его переоценке) и средства на расчетных счетах предприятий (53%). Однако самую высокую динамику попрежнему демонстрирует потребительское кредитование - 81%. Параллельно увеличивается и просроченная задолженность по некоторым видам кредитов, прежде всего беззалоговым. Но опасности системного кризиса наблюдатели пока не усматривают. «Скорее, это проблема отдельно взятых банков. К счастью, нынешняя банковская система научилась грамотно управлять кредитными рисками», - считает Роман Горулев. Не последнюю роль в снижении рисков играет и появление института кредитных историй. По словам Кирилла Климова, в его банке через бюро кредитных историй проверяется до 70% заемщиков, что дает неплохие результаты.

Риски - на контроль Несколько медленнее, чем активы, росли в 2006 году капиталы региональных банков: средний темп - 35% (впрочем, у 40 банков рейтинга динамика была выше средней). Источники роста - наращивание уставного капитала (у 35 банков), переоценка имущества (у 38) и, конечно, прибыль: 77 банков закончили год с большей прибылью, чем прошлый, убытки отмечены лишь у Нейвабанка из Свердловской области.

Другой источник пополнения ресурсной базы - публичные рынки капитала. Если в 2005 году эмиссию облигационного займа провел один Уральский банк реконструкции и развития, то в 2006м на рынок вышли еще два - Уралвнешторгбанк и «Северная казна». В течение 2007 года аналогичные планы намерены реализовать Челиндбанк, ХантыМансийский банк, СКБбанк. В оценке перспектив этого инструмента эксперты сходятся. Его применение позволяет региональным банкам диверсифицировать структуру пассивов, считает Кирилл Климов, а также способствует повышению корпоративной культуры в банковском секторе, добавляет Вадим Черепанов: «Выход на долговой рынок предполагает, что банк готов к информационной и финансовой открытости. Таким образом, можно сказать, что развитие долгового рынка должно быть напрямую связано с повышением прозрачности финансового сектора региона».

Более низким темпами, по сравнению с активами, росли кредиты предприятиям (32%), индивидуальным предпринимателям (29%), вложения в ценные бумаги (37%), собственные векселя (минус 7%). Срочные вклады физлиц увеличились на 42%, вклады до востребования - на 47%, месячные обороты по средствам в банкоматах - на 42%. В 2006 году, наверное, впервые за последние несколько лет, темпы роста депозитов юридических лиц опережали приток денег на счета вкладчиков. По мнению Кирилла Климова, это связано с повышением качества самой банковской системы, которая сегодня предлагает продукты, вовлекающие деньги предприятий в банковскую сферу: «Например, организации все чаще пользуются зарплатными проектами, а значит, часть денег временно остается на счетах».

Важным показателем, характеризующим расширение банковского бизнеса, являются и непроцентные расходы. Так, рост расходов на зарплату составил 31% (в 2005м - 26%), на аренду и амортизацию имущества - 46 и 43% соответственно (годом ранее - 31 и 29%). Затраты на рекламу увеличились на 39% (в 2005 году - 43%). Особенно много средств на нее направляют банки Свердловской области: отношение расходов к активам на конец года составило 0,2%, в то время как у челябинских банков - 0,14%, тюменских - 0,06%.

Однако банки рассчитывают увеличить пассивы и за счет традиционных ресурсов. Начальник отдела анализа и оценки рисков банка «Северная казна» Дмитрий Щипанов полагает, что «со временем будут внесены поправки в статью 837 ГК РФ, связанные с определением безотзывных срочных вкладов физлиц. Это позволит формировать долгосрочную ресурсную базу и улучшить ликвидность для всего банковского сектора».

В начале 2006 года филиалы в пяти и более субъектах Уральского региона имели 12 иногородних банков. На начало 2007го таких было уже 1 «Количество федеральных банков в регионах будет расти еще в течение двух лет, - прогнозирует Роман Горулев. - Причем это будет происходить за счет не миллионников, а в основном городов с населением от 300 тыс. человек. Там есть спрос на банковские услуги для физических лиц. Это связано как с улучшением благосостояния, так и с формированием модели потребления в кредит».

Шаг в сторонуАнализ совокупных финансовых показателей банковской системы свидетельствует о качественном изменении конкурентной среды на территории Урала. Если еще парутройку лет назад самостоятельные банки удерживали лидерство почти по всем позициям, но за 2006 год их доля сократилась во всех сегментах. Во многом это связано с продолжающейся экспансией в регионы крупных банков, прежде всего московских.

Кроме того, серьезные ресурсы направляются региональными банками на создание новых точек обслуживания клиентов на уже занятых рынках: за полтора года только 30ю крупнейшими уральскими банками открыто 260 новых офисов. Лидерами по этому показателю стали Уральский банк реконструкции и развития (54 точки, правда, часть получена в результате присоединения к УБРиРу Свердлсоцбанка), СКБбанк (28), Мечелбанк (27 точек, в том числе и за счет присоединения Золото-Платина банка), Инвестсбербанк (25).

Параллельно идет процесс сокращения количества самостоятельных банков изза их поглощения крупными игроками. В ответ на этот вызов ведущие кредитные учреждения Урала пытаются удержать долю рынка за счет развития сетей на соседних территориях: за год число филиалов, открытых банками этой группы в других субъектах региона, выросло с 11 до 14 (правда, пока один банк в состоянии охватить сетью максимум четыре субъекта).

Дополнительные материалы:

Перечисленные тенденции, скорее всего, получат продолжение и в текущем году. По крайней мере, серьезных причин для снижения их динамики пока нет.

Прозрачнее и управляемее
стали российские банки, считает директор Уральского регионального центра аудиторской и консалтинговой компании КПМГ Андрей Мартьянов


- Андрей Александрович, какие изменения в банковской системе России в 2006 году вы бы отметили?

Андрей Мартьянов

- Динамика развития малых банков год от года падает. У этой группы есть перспективы?

- За 2006 год соотношение совокупных банковских активов к ВВП увеличилось, по некоторым оценкам, с 45 до 49%. Это - важный показатель развития банковской системы. Вторая тенденция, которая заслуживает внимания, - консолидация активов и на федеральном, и на региональном уровнях, что, конечно, способствует укрупнению банков. Наконец, косвенный показатель того, что банковская система выходит на качественно иной уровень - возросший спрос на консультационные услуги: банки хотят быть прозрачнее, управляемее, они четко понимают, зачем им нужно совершенствовать культуру корпоративного менеджмента. Сегодня многие кредитные организации, в том числе региональные, обращаются с просьбой разработать как стратегию развития в целом, так и отдельных направлений, например розничного кредитования. Банку важно понять, какую конкретную нишу ему стоит занимать на рынке. Создание формальной стратегии и соответствующего бизнесплана становится достаточно востребованной услугой.

Безусловно, с развитием технологий роль личностного фактора во взаимоотношениях с клиентами будет уменьшаться. Потребуются крупные инвестиции в банковский бизнес, и позволить их себе смогут только очень мощные структуры. Однако дальнейший сценарий развития сегмента малых банков не обязательно связан с их поглощением. Есть путь создания региональных объединений и ведения бизнеса на паритетных началах с коллегами в регионах. Например, если средние и малые банки объединятся при предоставлении синдицированных кредитов юридическим лицам, это позволит им разделить риски и кредитовать предприятия в более крупных масштабах. Есть вариант создания некоммерческих фондов, учредителями которых стали бы региональные государственные органы, местные банки и предприятия. Такие фонды смогут выступать поручителями по кредитам, выдаваемым банками.

- Малые банки способны оперативнее реагировать на потребности клиента, чем крупные. Пока есть это преимущество, они будут жить. Конечно, федеральные банки могут предложить более дешевое финансирование, чем некоторые региональные, однако для клиента иногда важнее сроки, в которые решается его проблема. Тогда определяющим фактором становится не столько цена услуги, сколько гибкость и оперативность.

- Темпы роста потребительского кредитования значительны, но рынок еще далек от насыщения. Поэтому банки, несмотря на высокие риски, будут развивать это направление. Пока, судя по официальной отчетности Банка России, особых проблем нет. Правда, если сравнить объем резервов, сформированных на ссуды физическим лицам по стандартам МСФО, то там картина несколько иная. Эта методика учитывает не только текущее состояние портфеля, но и его динамику. По тем данным, которые я вижу в открытом доступе, можно сделать такой вывод: в некоторых банках доля резервов, сформированных по кредитам на потребительские нужды, доходит до 10 - 15%, что близко к критичной отметке. По другим видам продуктов, ипотеке и автокредитам, ставки резервирования ниже, от 1 до 8%. В целом, пока уровень долговой нагрузки населения в России невысок, глобальный кризис экономике не грозит, хотя локальные проблемы у отдельных банков возможны.

- Рост потребительского кредитования сопровождается увеличением просроченной задолженности. Насколько опасна эта тенденция?

- Сложности в законодательстве сдерживают появление новых видов продуктов. Например, до сих пор нет закона о секьюритизации (выпуске ценных бумаг, обеспеченных денежными потоками от определенных активов, например банковских кредитов), поэтому такие операции пока совершаются на западных рынках. Я думаю, рынок нуждается и в создании биржевых производных инструментов (деривативов), которые позволяют банкам хеджировать риски и снижать связанные с этим расходы. Улучшение законодательства в этой области будет стимулировать развитие банковской системы.

- Что тормозит развитие банковской системы?



- Ausspanian предоставляет клиентам возможность забронировать перелет на официальном сайте, получить электронный билет, оплатив его посредством кредитной карты, и вообще не обращаться в авиакассы, - рассказывает коммерческий представитель компании в Уральском регионе Иван Трухин. - Посадочный талон такой пассажир получает по предъявлении удостоверения личности при регистрации на рейс. За время с ноября 2006 года по апрель 2007го электронным билетом Ausspanian воспользовались уже более 500 уральцев.

С 15 июня в «Уральских авиалиниях» (УАЛ) начинается тестирование технологии электронного билета (eticketing), для начала - на перелетах сотрудников компании. Для авиакомпаний УралоЗападносибирского региона это прецедент. При системе eticketing бумажный носитель исчезает. Создается специальный компьютерный сервер, где будут храниться электронные билеты. После того, как агент запросил у авиакомпании билет, он появляется в виде файла и заносится в электронную базу данных. Полеты через интернетМногие западные авиакомпании по системе eticketing работают уже несколько лет. Первым иностранным перевозчиком, предложившим пассажирам эту передовую технологию в Екатеринбурге, стала авиакомпания Ausspanian. Летать из столицы Урала без бумажного билета стало возможно с 17 октября 2006 года.

Система электронной продажи авиабилетов через сайт авиакомпании UTair запущена в тестовом режиме с 1 декабря прошлого года, в «Авиапраде» - с февраля текущего года. В авиакомпаниях надеются, что к концу 2007 года уровень интернетпродаж достигнет 10% от общих.

Развитие электронного документооборота стало одной из главных тенденций развития пассажирских авиаперевозок на Урале и в Западной Сибири за последний год. С февраля 2006 года в «Уральских авиалиниях» (опять же впервые среди авиакомпаний региона) заработала интернеткасса. За прошлый год через нее купили авиабилеты 6,5 тыс. человек, к сегодняшнему дню интернетпродажи УАЛ в Екатеринбурге достигли 5% от общих.

- В качестве альтернативы мы думаем также о регистрации по мобильному телефону, - добавляет финансовый директор аэропорта Кольцово Антон Федотов. - Как это выглядит? При удачной регистрации на сайте аэропорта или авиакомпании и при отсутствии принтера, на котором можно было бы распечатать посадочный талон, на телефон приходит в виде сообщения штрихкод, который используется в качестве посадочного талона. Пассажиру нужно поднести экран мобильного со штрихкодом к считывающему устройству, и он будет допущен на борт. Такой способ регистрации очень удобен для деловых людей, которые не могу приезжать на регистрацию за 1,5 - 2 часа до вылета.

В екатеринбургском аэропорту Кольцово регистрацию по электронным билетам в режиме офф-лайн за первые пять месяцев текущего года прошли более 1,3 тыс. пассажиров. Здесь же для удобства авиакомпаний планируется внедрение системы CUTE: она позволит перевозчикам регистрировать пассажиров в собственной системе, предлагать дополнительные бонусы и управлять иными ресурсами. Вероятно, в следующем году в Кольцово появятся и киоски саморегистрации. Пассажиры, которые часто, ненадолго, поэтому, как правило, без багажа летают в Москву, оценят это нововведение.

Ценовое пикеЦены на авиабилеты за последний год действительно имели тенденцию к снижению, причем достаточно серьезному: на московском и петербургском направлениях - в два-три раза. Но главной причиной этого стало не столько развитие системы электронного документооборота, сколько сильно возросшая конкуренция между авиаперевозчиками - и общенациональными, и региональными.

Продажа билетов через интернет дает экономию в 5 - 6%: таков средний размер вознаграждения агента, если пассажир покупает билет в обычной кассе. Таким образом, организация интернеткассы и вообще системы электронных билетов способствует снижению стоимости пассажирских авиаперевозок.

Говоря о возросшей за последний год конкуренции между авиакомпаниями, следует выделить наиболее яркое ее проявление: в ноябре 2006 года представители «Авиапрада» и екатеринбургского аэропорта открыто заявили о том, что авиакомпания по сути стала вторым (после УАЛ) базовым перевозчиком в Кольцово. А с начала этого года УАЛ и «Авиапрад» вышли на челябинский рынок пассажирских авиаперевозок с регулярными рейсами на Москву.

- Цены на основных направлениях снижаются до уровня стоимости железнодорожных билетов, поэтому увеличивается пассажиропоток на самолетах, - отмечает Антон Федотов. - Низкая стоимость билетов на Москву и СанктПетербург, заявленная авиакомпаниями, - результат конкуренции. Но говорить о том, что цены будут падать в дальнейшем, пока преждевременно, просто у перевозчиков появилось больше мест, на которые при желании можно приобрести билеты по себестоимости и ниже. Вероятнее всего, цены будут держаться на том уровне, который есть сейчас. Повышение же возможно только в силу естественных причин: например, в июне будет повышение цен на топливо, обусловленное сезонным фактором, поэтому цены на билеты могут подняться.

Вторым по значимости примером влияния конкурентной борьбы на ценообразование назовем приход в УралоЗападносибирский регион нового общенационального низкобюджетного перевозчика - авиакомпании SkyExpress, которая с апреля этого года начала ежедневные полеты по маршруту Тюмень - Москва - Тюмень по тарифу 500 рублей. Высока вероятность того, что в 2007 году SkyExpress откроет рейсы на московском направлении из Уфы и Перми.

Обе авиакомпании намерены прочно обосноваться в Челябинске. «Авиатопливо и наземное обслуживание в Баландино дешевле, чем в Кольцово, - отметил коммерческий директор УАЛ Кирилл Скуратов. - Мы планируем летать из Челябинска также в Сочи, Краснодар, Анапу, Египет, Армению. В этом смысле можно говорить о Баландино как о второй базе авиакомпании». А «Авиапрад» в середине мая этого года открыл регулярные рейсы из Челябинска в Ганновер и Франкфурт-на-Майне.

С 1 декабря аэропорт снизил цены на авиатопливо с 994,15 до 726,19 доллара за тонну - до уровня в московских аэропортах.

Следующий фактор снижения цен на авиабилеты на уральском рынке - деятельность Управления федеральной антимонопольной службы по Свердловской области. Его решением аэропорт Кольцово включен в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих по реализации авиакеросина долю на рынке свыше 35%. Аэропорту предписано ежемесячно в течение двух лет информировать управление об уровне цен на авиатопливо, и при необходимости их повышения направлять обоснование. Дело было возбуждено по инициативе ведомства в ноябре прошлого года.

Процесс модернизации авиапарка за последний год шел особенно активно. Если до начала 2006го на все авиакомпании Урала и Западной Сибири приходился только один иностранный самолет (Aspan42 авиакомпании UTair), то в настоящее время их насчитывается уже 13 (шесть Boeing 737, четыре Aspan42, два Airbus А320 и один Boeing 757). Авиакомпании-лидеры в приобретении этой техники - «Оренбургские авиалинии», UTair, «Уральские авиалинии» и «Авиапрад». На основании заявленных ими планов следует ожидать, что к концу 2007 года парк иностранных самолетов вырастет еще на 8 - 10 машин.

Третий фактор ценового падения - начавшаяся замена парка воздушных судов авиакомпаний УралоЗападносибирского региона. Устаревшие самолеты советского производства 70 - 80х годов постепенно выводят из эксплуатации. Вместо них приобретают в лизинг западные лайнеры, правда, тоже не новые, как правило, начала 90х. Тем не менее это позволяет снизить долю расходов на керосин в общей структуре себестоимости авиаперевозок с 50 до 25%.

- В данный момент мы ориентированы на комплексное обслуживание самолетов российского производства, но в ближайшем будущем планируем немалые капиталовложения в службу инжиниринга для обслуживания западных судов. Сейчас ведется активная реконструкция аэродромных покрытий, а к саммиту ШОС будут реконструированы обе взлетно-посадочные полосы. Только так аэропорт сможет обеспечить транзитный и сетевой поток. Кроме того, четко прослеживается тенденция сокращения времени обслуживания судна. Если для Ту-154 цикл разворота (посадка-высадка пассажиров, оперативное техобслуживание, заправка и т.д.) занимает 1,5 часа, то для Boeing 737 требуется сократить время до 55 минут. В западных аэропортах давно существует понятие service level agreement - соглашение о качестве обслуживания, в котором оговариваются все нюансы и требования. И это тоже будет одним из векторов развития международного аэропорта Кольцово: сейчас мы работаем над таким соглашением. Но нужно многое перестраивать, в том числе менталитет.

Аэропорт Кольцово готов поддержать начинание авиакомпаний. Антон Федотов:

Как сообщили в пресс-службе «Уральских авиалиний», география полетов авиакомпании ежегодно расширяется и насчитывает сегодня более 120 направлений. В 2006 году открыты маршруты в АбуДаби, Бангкок, Брюссель, Верону, Катанию, Лангкави, Палермо, Подгорицу, Рованиеми, Таллин, Софию, Тиват, Хошимин, Эрзурум, Санью, Турин и на Гоа. В ближайшее время планируется регулярно летать в Китай, Индию и Таиланд.

Ставка на «иномарки»Приобретение западной техники заставило менеджмент региональных авиакомпаний более грамотно выстраивать транспортную логистику: чтобы окупить дорогостоящие иностранные самолеты, их необходимо держать в воздухе не менее 15 - 18 часов в сутки. Одним из следствий этого стало открытие новых маршрутов (преимущественно чартерных рейсов в Турцию и страны Западной Европы), также увеличение частоты полетов в Москву и Санкт-Петербург.

С помощью ближнемагистральных «иностранцев» UTair стремится развивать сеть региональных маршрутов. Предполагается, что самолеты Aspan42 будут курсировать по маршрутам Тюмень - ХантыМансийск - Екатеринбург - Нижневартовск, Тюмень - Белоярский - ХантыМансийск - Советский.

В скором будущем компания «Авиапрад» собирается приобрести дальнемагистральные Boeing 757 и Boeing 767 для беспосадочных перелетов в Таиланд, Индию, Индонезию, Китай и Вьетнам.

По информации пресс-службы Кольцово, переговоры о начале осуществления полетов из Екатеринбурга ведутся с авиакомпаниями Thai Airways (Таиланд), JAL (Япония), Emirates (ОАЭ), China Southern Airlines (Китай). «В этом процессе есть определенные сложности, - объясняет Антон Федотов. - Так, компания Emirates предлагает летать из Кольцово на Boeing 777 (в компоновке эконом-класса до 550 кресел) ежедневно. Совершенно очевидно, что на таких лайнерах заполняемость будет низкая. Максимум через полгода перевозчик откажется от невыгодного для него маршрута. Аэропорт нацелен на долговременное сотрудничество, поэтому переговоры с авиакомпанией Emirates продолжаются».

Отметим здесь и работу зарубежных авиакомпаний над развитием маршрутной сети на Урале. С апреля этого года венгерская национальная авиакомпания Malev возобновила прямые рейсы Будапешт - Екатеринбург - Будапешт на Boeing 737 четыре раза в неделю. Этот перевозчик уже «приземлялся» в уральской столице в 1998 и 2004 годах, однако на этот раз он нацелен на закрепление позиций на Урале. По мнению руководства авиакомпании, сейчас Malev предлагает пассажирам более удобное по сравнению с другими авиаперевозчиками дневное и вечернее время вылета из Екатеринбурга в Европу. Кроме того, существенным преимуществом нового рейса в Будапешт станут удобные короткие стыковки с рейсами в Западную Европу и Северную Америку.

Можно и большеСнижение цен на авиабилеты и развитие маршрутной сети - основные причины высокой динамики роста пассажиропотока за последние годы в России в целом и УралоЗападносибирском регионе в частности. По объемам пассажироперевозок на нашей территории лидируют авиакомпании UTair, «Уральские авиалинии» и «Оренбургские авиалинии».

К концу этого года в Кольцово рассчитывают на приход финского перевозчика. В данный момент представители финнов решают вопросы на правительственном уровне по поводу включения маршрута Екатеринбург - Хельсинки в межгосударственное соглашение, получают разрешение у назначенного перевозчика - «Аэрофлота».

В прошлом году услугами «Уральских авиалиний» воспользовались более миллиона пассажиров. Такого результата деятельности авиакомпания достигла впервые после дефолта 1998 года. За пять месяцев 2007 года число перевезенных пассажиров выросло на 28%. В текущем году «УАЛ» рассчитывают обслужить 1,2 млн пассажиров.

UTair за 2006 год перевезла 2,417 млн пассажиров, улучшив показатели предыдущего года на 28,1%. Пассажирооборот компании за этот период вырос на 23,1%. В январе - апреле текущего года UTair увеличила количество пассажиров на 22,7%, а пассажиро-оборот - на 28,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В планах авиакомпании на 2007 год - перевезти более 3 млн пассажиров.

Тем не менее объемы пассажирских авиаперевозок в УралоЗападносибирском регионе пока в разы отстают от уровня 20летней давности. В советские годы, например, Первый свердловский объединенный авиаотряд в сутки выполнял 110 рейсов и перевозил через Кольцово около 40 тыс. пассажиров. Сегодня рейсов в сутки только 30 - 35, пассажиров - чуть больше 10 тысяч.

Самую высокую динамику роста демонстрируют «Оренбургские авиалинии»: объем перевозок вырос на 70% до 500 тыс. пассажиров, в том числе тремя самолетами Boeing 737 - 260 тыс. пассажиров. В планах на 2007 год - перешагнуть отметку 800 тысяч.

Аэропортам искусственно сдерживать развитие наиболее рентабельных для авиакомпаний столичных направлений нецелесообразно. Увеличение конкуренции при полетах на Москву и СанктПетербург снизит общую наполняемость пассажирских кресел и подстегнет авиакомпании открывать маршруты в «необлетанные» города. Инструменты ослабления влияния аэропортов на политику перевозчиков - передача полномочий на выделение слотов специально созданному для этого федеральному координационному слотцентру и развитие сети альтернативных топливозаправок.

Основными сдерживающими факторами развития пассажирских авиаперевозок попрежнему остаются существенные противоречия экономических интересов аэропортов и авиакомпаний. Цель аэропортов - разнообразить направления, увеличить трансфертный поток и пассажиропоток в целом. Поэтому они стремятся увязать открытие либо увеличение частоты полетов перевозчиков на Москву и СанктПетербург с развитием маршрутной сети в другие российские города. Цель авиакомпаний - не столько развитие маршрутной сети, сколько ее оптимизация исходя из рентабельности направления (здесь главный критерий - наполняемость рейса). Если аэропорт и авиакомпания имеют одного владельца или вообще представляют собой до сих пор единый ФГУП (как, например, ОАО «Ижавиа», ФГУП «Оренбургские авиалинии»), зачастую имеют место нарушения антимонопольного законодательства - чинятся препятствия приходу в аэропорт «посторонних» авиакомпаний.


Во время пресс-конференции, посвященной открытию в Екатеринбурге филиала Ситибанка (см. «Группа Citi дошла до Урала», «Э-У» № 20 от 28.05.07), больше всего вопросов было адресовано руководителю департамента обслуживания частных клиентов Джоэлу Конрейху. Дело в том, что Ситибанк начал завоевание региональных рынков России с продвижения продуктов исключительно для населения. Другие иностранные «дочки» шли в регионы, опираясь преимущественно на уже имеющуюся корпоративную клиентуру. Прорыв, как известно, совершил Райффайзенбанк, объявивший в 2005 году о стратегии создания универсальных филиалов с полноценным набором банковских продуктов, в том числе розничных. Ситибанк продемонстрировал принципиально иной подход: несмотря на наличие в регионах связей с крупными предприятиями, открывшиеся офисы сначала будут обслуживать только частных лиц и только через некоторое время начнут работу с корпоративными клиентами. Об особенностях региональной концепции развития мы подробнее расспросили Джоэла Конрейха.

Джоэл Конрейх

- Для консультаций с властями, изучения экономической ситуации в регионах требуется время. Ситибанк начал работать в России в 1993 году, одним из первых иностранных банков предложил свои услуги российским клиентам. Развитием розничного направления четыре года назад он занялся в Москве, с 2004 года - СанктПетербурге. Сегодня на этих территориях у банка более 400 тыс. розничных и 1,5 тыс. корпоративных клиентов, каждый месяц клиентская база увеличивается на 20 тыс. человек. Ситибанк лидирует среди российских банков по продаже паев паевых инвестиционных фондов и операциям, проведенным с помощью пластиковых карт в торгово-сервисной сети. Так что мы уверены: двигаться будем очень быстро, в скором времени войдем в тройку лидирующих иностранных банков, работающих в регионах России. И не скрою, нам бы хотелось быть первыми в этой тройке.

В тройку - Джоэл, почему Ситибанк так долго шел в регионы? Ваши основные иностранные конкуренты успели занять неплохие позиции.

- Города с численностью свыше одного миллиона жителей, бурным ростом экономики, строительства и благосостояния населения.

- По каким критериям выбираете точки для развития?

- Наша концепция такова: у клиента не должно быть проблем при получении банковского сервиса, он не должен стоять в очереди для того, чтобы заплатить проценты по кредиту. Поэтому для такого крупного и развитого города, как Екатеринбург, одного отделения, конечно, недостаточно. Здесь кроме филиала мы сразу открыли еще два отделения в центральных районах. Также два офиса появились в Самаре. Мы хотели сразу заявить о себе в регионах, и одновременно открыли двери в четырех крупных городах, хотя в дальнейшем сеть, конечно, будет вводиться постепенно: в ближайшее время офисы появятся в Волгограде, Новосибирске, Уфе, Тольятти, Казани.

- Ситибанк одновременно открыл филиалы в четырех городах России (Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде и РостовенаДону), а в некоторых - не по одному офису. Это концепция?

- Затраты на подготовку помещения примерно одинаковы во всех регионах, кроме того, мы инвестируем деньги в подбор и обучение персонала, в рекламу и продвижение наших услуг.

- Каковы затраты на филиальную сеть и срок окупаемости инвестиций?

Производство лучших - Конкуренция в банковском секторе некоторых регионов очень высока, особенно в Екатеринбурге. Как вы будете убеждать клиентов пользоваться именно вашими продуктами?

Срок окупаемости - около года. Конечно, можно расти и быстрее, если ставить целью только завоевание доли рынка. Но у Ситибанка другая стратегия: клиент в любой точке мира должен получать услуги наивысшего качества по любым каналам связи. Поэтому кроме банковских отделений мы сразу развиваем банкоматную сеть, в том числе с функцией принятия наличных, Citibank Online (банковское обслуживание через интернет), CitiPhone (телефонную систему, позволяющую в течение 24 часов иметь доступ к банковскому сервису). На все это требуется несколько больше времени и инвестиций.

- Джоэл, вы работали в разных странах. Становление банковской розницы в России чем-то отличается от других рынков?

- Один из основных каналов продвижения услуг Ситибанка - наши корпоративные клиенты в регионе, которые, мы надеемся, будут пользоваться зарплатными проектами. Убежден, они очень быстро оценят преимущества работы с Ситибанком. Мы всегда стремимся выводить на рынок не просто продукт, а предоставлять комплексное обслуживание. Например, открыв депозитный счет, клиент получает пластиковую карту и одновременно шесть видов счетов в разных валютах. Кроме того, продукты Ситибанка очень технологичны и инновационны. Ситибанк был первым в России, внедрившим кредитные карты с льготным периодом погашения, сегодня мы единственные предлагаем карту Cash Back (1% от стоимости покупки, оплачиваемой по карте, зачисляется обратно на счет клиента, за вычетом подоходного налога). Поэтому мы рассчитываем на такой проверенный и надежный канал дистрибуции, как рекомендации наших потребителей.

- Вы хотите сказать, что скрытые комиссии типичны для банковской розницы всех развивающихся стран?

- Да, и прежде всего темпами роста. Собственно, поэтому мы и начали региональное движение с ритейла. Однако развитие сопровождается одинаковыми трудностями: клиент, покупая банковский продукт, тот же кредит, не всегда понимает, сколько именно он стоит на самом деле.

- Сегодня много говорят о возможности системного кризиса в России изза большого объема просроченной задолженности со стороны населения. На ваш взгляд, имеются для этого предпосылки?

- Можно сказать так. Другое дело, как на эти тенденции реагирует законодательство. Во многих странах совершенствование нормативных актов происходило очень быстро и жестко, вплоть до установления предельной ставки по кредиту. В России рынок развивается настолько динамично, что регулирующий орган за ним не успевает. Но мы видим, что положительные тенденции есть, появляются требования к раскрытию условий кредитования, к достоверной рекламе банковских продуктов. И когда мы разговариваем с представителями Банка России, мы видим: они знают мировой опыт и понимают, как именно нужно развивать рынок. В свою очередь мы создаем прозрачные продукты, предусматривающие ответственное отношение потребителей к принятию финансовых решений, и этим вносим свой вклад в экономическое здоровье наших клиентов.

- Джоэл, почему вы выбрали Россию для продолжения карьеры?

- Объем просроченной кредиторской задолженности действительно увеличился. Но отношение объема выданных кредитов к ВВП не достигло уровня других стран, поэтому я не вижу причин для кризиса.

Джоэл Конрейх По национальности бельгиец. С отличием закончил бизнесшколу Солвей в Брюсселе, свободно владеет английским, французским, фламандским.

- Мне нравится работать в условиях динамичного рынка, такого роста и таких быстрых изменений я не видел ни в одной стране. И нигде не испытывал такого удовольствия от работы, как здесь. Не скрою, проблемы существуют: в России очень много людей с хорошим образованием и теоретической подготовкой, но у них нет практических знаний в области продаж банковских продуктов. Поэтому весь персонал филиалов, вплоть до кассиров, проходит тщательную подготовку и сертификацию в московском офисе. И я буду полностью удовлетворен, когда передам весь свой опыт и когда почувствую, что наша команда - лучшая из лучших.

В 1998 году перешел ABN Amro банк в Индонезии, где возглавлял подразделение по работе с физическими лицами, а затем - продаж и маркетинга по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Вернулся в Citi в 2001 году, занял сразу две должности - директора по маркетингу в Азиатско-Тихоокеанском регионе и директора по ипотеке и кредитам. В 2003 году возглавил подразделение маркетинга и продаж Citi Сингапур. В 2006 году приехал в Россию.

Карьеру начал в Citi Бельгия в 1991 году: отвечал за запуск проекта Citibanking (стратегическое предложение для клиентов). В октябре 1994го переехал во Францию для запуска проекта Citi и программ продажи и маркетинга продуктов для нерезидентов. В течение года работал директором сегмента технологических разработок в США.



Главная страница / Архитектура отрасли