Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Решайте сами

Иван Шишкин был одним из самых известных художников своего времени - не всем выпадает слава при жизни. Пейзаж как жанр хоть и не родился в России, но именно у нас стал и остается самым популярным у зрителей. Поднадоевшая «сказка» об особенностях русской души оживает при рассматривании русских пейзажей: они ни с чем не сравнимы.

Художественный 2007 год начался в Екатеринбурге с крупных имен, иначе говоря - брендов, как русских, так и иностранных.

Экспозиция в Екатеринбургском музее изобразительных искусств называется «Шишкин и его окружение». Окружение достойное: Левитан, Куинджи, Саврасов, Айвазовский. Откуда картины? Из фондов, вестимо. Наш музей обладает достаточно богатой коллекцией русской классики. Основа ее заложена еще в эпоху всеобщего распределения, когда крупные музеи получали «из центра» примерно в равных количествах полотна отечественного и зарубежного производства, правда, не базовые и нередко в варианте эскизов. Кроме того, ЕМИИ самостоятельно пополнял ее, делая приобретения у частных коллекционеров и с радостью принимая дары. Поэтому сегодня музей может формировать цельные, емкие тематические экспозиции, основанные на брендовых именах. Но екатеринбургский музей давно дружит и со столичными: Эрмитаж, Русский музей, Музей имени Пушкина практически ежегодно участвуют в уральских проектах. Выставка «Шишкин и его окружение» продлится до 20 марта.

Знаменитый «лесной» художник учился в Германии, и его первые картины вполне европейские - красивые, салонные, как бы замершие (они присутствуют в экспозиции). И только в России его лес «задышал». Художник работал преимущественно одним цветом, зеленым, но в нем находил бесконечное множество оттенков. Вот только, как известно, ни людей, ни зверей он рисовать не любил и не очень умел, поэтому мишек на полотне «Утро в сосновом лесу» (на выставке в Екатеринбурге показан эскиз) по его просьбе написал друг - другой известный художник-передвижник Константин Савицкий.

Графический жанр - сложный и даже изысканный. Живописцы нередко приходят к нему в зрелом возрасте, а зрители - имея определенный багаж, жизненный и художественный. Все привезенные на Урал работы написаны во второй половине прошлого столетия (самая ранняя относится к 1954 году, последняя - к 1974-му), то есть в поздние периоды их творчества. К нам приехали авторские оттиски, на каждом стоит собственноручная подпись автора. Вопроса о подлинности не возникает, в отличие от памятной летней выставки скульптур Сальвадора Дали (см. «По мотивам Сальватора Дали», «Э-У» № 32 от 04.09.06). Солидные музеи внимательно следят за путями, которыми к ним приходят художественные произведения. История картины способна повысить - либо понизить ее ценность.

Марк Шагал изображал влюбленных даже в автопортрете. А еще есть летающие влюбленные - работа «Небо влюбленных», представленная на экспозиции в Екатеринбурге. Единица измерения искусства для Шагала - любовь. Пабло Пикассо строг и сдержан в поздних графических произведениях. А Сальвадор Дали неизменно фантастичен, при этом предельно реален. Он создал собственные «сны разума»: «Тавромахию» по мотивам произведений Гойи, «Мифологию», серию «Хиппи». Эти представители разных стилевых направлений объединены «должностью»: они - главные художники XX века. Когда выставка формировалась сотрудниками Государственного музея изобразительного искусства имени Пушкина, присутствовало желание представить на ней именно главное. Удалось, хотя, опять же, речь не идет о самых знаковых работах мастеров. Все они прославились прежде всего живописью, мы же видим графику: гравюры, литографию, офорты. Но художники узнаваемы в своей графике.


Большинство отечественных игроков не могут обеспечить крупные инвестиции, направленные на развитие технологий, повышение квалификации персонала, прохождение международной сертификации. При этом рынок уже испытывает дефицит специализированных подрядных организаций, а при участии в международных проектах требования к ним еще вырастут. Анализ активности зарубежных сервисных компаний показывает, что сложились благоприятные условия для поглощения ими отечественных, констатирует председатель правления НП «Коррозионисты Урала» Владимир Шумаков:

В ближайшие несколько лет отечественный рынок АКЗ будет расти очень быстро, до 50% в год. Основной импульс придаст реализация ряда глобальных (часто международных) проектов, требующих серьезных работ по АКЗ. К числу таких проектов относится разработка нефтегазовых месторождений на шельфах Каспия, Баренцева моря, Сахалина, Карского моря, полуострова Ямал. Вот только удастся ли заработать на собственном рынке отечественным игрокам - большой вопрос. Отступаем Объем услуг на рынке нефтесервиса сегодня оценивается в 6 - 8 млрд долларов. На долю подразделений нефтегазодобывающих компаний приходится около 60%, независимых российских - 15%, иностранных, чья доля с каждым годом растет, - 25%. По сегменту АКЗ точных данных нет, но отзывы участников рынка однозначны: присутствие иностранных игроков увеличивается. Отечественные за расширением рынка не поспевают, и его активно осваивают варяги. Причем наши проигрывают даже тем, кто мировым лидером не считается (таким как Амерко, Колумбус).

Проблемы, не позволяющие отечественным игрокам встать вровень с иностранными в работе на крупных международных проектах, традиционны: несоответствие международным требованиям в области применяемого оборудования, обучения персонала, оценки качества. Для отстаивания интересов российские сервисные компании не объединяются, с федеральными и региональными властями взаимодействуют недостаточно.

- На несформировавшемся рынке наблюдается экспансия транснациональных сервисных корпораций, работающих в секторе нефтегазовых услуг, - Halliburton, Shlumberger, Baker Hugmes. Нарастает конкуренция со стороны западных компаний в сфере создания и применения наукоемких технологий, производства и поставок новейшего технологического оборудования. У наших игроков сокращаются объемы прямых договоров, они вынуждены идти на субподряд к западным, получать за ту же работу в несколько раз меньшие деньги. Российские специалисты переходят в разряд дешевой рабочей силы, что значительно сокращает себестоимость услуг западных компаний и позволяет им получать сверхдоходы.

Директор ООО «Антикор» (Самара) Александр Пустоляков подтверждает:

Существенной проблемой остается слабое техническое оснащение (одна из причин - полное отсутствие производства отечественных машин и механизмов для АКЗ и высокие пошлины на импортное оборудование, до 25%). Льготы на такое оборудование вводились в 2006 году, но с начала 2007го снова отменены.

Еще одна застарелая проблема - демпинг со стороны недобросовестных исполнителей. Рассказывает генеральный директор ЗАО «Волкомпани» Дмитрий Бессонов:

- Мы испытываем серьезные трудности с развитием материально-технической базы. Есть острая потребность в приобретении современной техники, расширении парка оборудования. Слабая техническая оснащенность не позволяет успешно конкурировать в современных условиях, в особенности с западными игроками. К сожалению, как государство в целом, так и местные власти практически не поддерживают отечественные сервисные предприятия. Мы испытываем затруднения с кредитованием. Наиболее привлекательным вариантом остается приобретение оборудования в лизинг.

Времени на самосовершенствование отечественным игрокам практически не осталось. В ноябре 2006 года Россия завершила двусторонние переговоры с 56 членами ВТО - по доступу на рынки товаров, с 27 членами - по доступу на рынки услуг. Рынок антикоррозийной защиты подпадает под обязательства. Следовательно, отечественные и иностранные игроки будут находиться в равных внешних условиях ведения бизнеса.

- На рынке антикоррозионных работ присутствует масса фирмисполнителей. И лишь очень малая их часть способна создавать антикоррозионные покрытия в соответствии с техническими требованиями, проектной документацией и документацией на материалы. Большинство не соблюдает технологии, так как не имеет соответствующего оборудования, специалистов, опыта. Однако это не только не мешает им работать на рынке, но и позволяет выигрывать конкурсы и тендеры. Дело тут в следующем: такие компании не тратятся на соблюдение технологий, обучение персонала, приобретение высококачественного оборудования. Низкие затраты позволяют им демпинговать. В результате эти халтурщики получают большое количество подрядов.

- В открытой конкурентной борьбе выиграет сильнейший. Но позиции отечественных компаний весьма слабы. В Восточной Европе целые направления национальных бизнесов прекращают существование, когда приходят крупные интернациональные игроки. Россия открывает рынок при вступлении в ВТО, но к серьезным столкновениям интересов компаний отечественных и транснациональных, работающих во всем мире, мы не готовы, - подводит итог генеральный директор ЗАО «Управляющая компания “ВЫСО”» Андрей Михайлов.

При этом возможности их отнюдь не равны. На рынке работают около 440 небольших отечественных компаний, и только единицы имеют высокий уровень оснащенности и высококвалифицированный персонал. По финансовым возможностям ни одна из российских компаний не может конкурировать с транснациональными сервисными корпорациями с их оборотом в 4 -10 млрд долларов в год и многомиллионными бюджетами на НИОКР.

Не лучше дела обстоят с нормативной базой. СНИПы и ГОСТы, имеющие отношение к АКЗ, устарели. Сегодня в стране формируется новая стратегия технического регулирования. Главная идея ФЗ «О техническом регулировании» - разделение всех норм технического регулирования на две категории: обязательные технические регламенты и добровольно исполняемые стандарты, национальные и внутренние для организаций. Государство посредством введения технических регламентов обязуется обеспечить безопасность продукции и производства, а вопросы качества и конкурентоспособности должны будут решаться путем применения стандартов. Это опять же теория. А вот суровая правда жизни: из 74 технических регламентов пока принят только один - о требованиях к выбросам автомобильной техники. Но даже если бы все запланированные технические регламенты были приняты, среди них все рано нет ни одного, напрямую связанного с разработкой шельфовых месторождений, не говоря уже об АКЗ.

Тупик нормотворчестваСитуация усугубляется неразберихой в вопросах нормативного регулирования и контроля. С 1 января прекращено (затем, правда, восстановлено на полгода) лицензирование строительной деятельности и строительно-монтажных работ, к которым относится АКЗ. После того как лицензирование будет отменено окончательно, функции сертификации и контроля будут переданы в общероссийские саморегулируемые организации (СРО), куда входят добровольные объединения профессиональных участников рынка - отраслевые союзы, ассоциации, объединенные структуры. Предполагается, что эта система будет более эффективна: лицензирование часто проходило формально, лицензии просто покупались. Члены СРО кровно заинтересованы в недопущении на рынок недобросовестных игроков. Но это в теории, а на практике СРО еще только создаются, и на многих рынках, в том числе АКЗ, их нет. Более того, проект федерального закона о СРО пылится в Госдуме уже более четырех лет.

Пока роль нормативной базы выполняют стандарты, разработанные крупнейшими компаниямизаказчиками. В России существуют разные системы сертификации поставщиков услуг и материалов: в АК «Транснефть» - система добровольной сертификации «Транссерт», в РАО ЕЭС - «ЭнСЕРТИКО». На многих предприятиях, выступающих заказчиками сервисных работ (Транснефти, ТНКBP, «Норильском никеле»), есть системы предквалификации. Но, вопервых, они противоречивы, вовторых, большая их часть не унифицирована с признанными во всем мире аналогами. Между тем участие в международных проектах и вступление России в ВТО потребует от наших сервисных компаний соответствия нормам и требованиям международных стандартов.

На столь специализированном рынке, как АКЗ, роль основополагающего нормативного документа должен играть некий национальный стандарт. Разрабатывать его призвана опять же СРО - Национальный союз антикорозионистов. Его пока нет. Нет и соответствующего стандарта. Рынок АКЗ (как и многие другие) попал в условия нормативного вакуума: старая система не работает, а новая не создана.

- Такой стандарт, включающий материалы и технологии их нанесения, а также применяемое оборудование, позволял бы участникам рынка четко планировать инвестиции. Было бы понятно, какое оборудование и технологии следует приобретать, чтобы получить формальную возможность вести работы в данном секторе промышленности. Отсутствие стандартизации - путь к волюнтаризму заказчика.

Специалист проекта отдела продаж услуг антикоррозионной защиты коммерческого департамента ООО «Мобил Строй XXI» Александр Павлов подтверждает, что отсутствие отраслевого стандарта по АКЗ отрицательно сказывается на рынке:

Похожие вещи уже случались. Так, игроки рынка АКЗ отмечают: все чаще в стандарты предприятий-заказчиков вносятся не только описания технологий, по которым должна производиться обработка поверхностей или вид лакокрасочных материалов (ЛКМ), но и конкретные торговые марки. Условно: «Обработка такой поверхности производится покрытием “Белоснежка” производства компании “Семь гномов”». Это результат лоббистских усилий производителей ЛКМ. В случае разработки национального стандарта по АКЗ крупным международным игроком в своих интересах у отечественных компаний останется еще меньше шансов на выживание.

Есть еще один важный нюанс: в принципе взяться за разработку национального стандарта (добиться, чтобы именно его проект лег в основу) может любой игрок рынка. Но у региональных отраслевых союзов, равно как и у отдельных отечественных компаний, вряд ли хватит ресурсов, чтобы разработать подобный проект и утвердить его. В отличие от представительств крупных международных игроков. Руководитель одной СРО (не связанной напрямую с АКЗ) рассказал «Э-У»: к ним уже обращались представители крупных корпораций с предложениями помощи в разработке и продвижении нацстандарта. Лоббизм чистой воды: эти бизнесмены стремятся по максимуму прописать в проекте выгодные условия, которые войдут в нормативный документ.

Отечественные игроки рынка АКЗ уже практически опоздали. Тем не менее шанс если не переломить ситуацию, то хотя бы оставить за собой долю рынка побольше есть. Первое, что нужно сделать, - создать полноценную общероссийскую СРО. Отбор поставщиков услуг на международные проекты во всем мире осуществляется по результатам тендеров, в которых участвуют отечественные и зарубежные фирмы, сертифицированные по международным системам. В России унифицированные системы предварительной квалификации поставщиков и государственные стандарты, на основании которых функционируют добровольные системы сертификации, пока не созданы. Российским предприятиям, не имеющим достаточных оборотных средств и опыта работы на мировом рынке, где уже сложились системы отбора поставщиков, сложно взаимодействовать с иностранными заказчиками. В результате российские предприятия лишаются заказов или поставляют свои услуги в собственную страну через иностранную компанию, победившую в тендере.

Укрупняться и объединяться Если наметившиеся тенденции укрепятся, отечественный рынок АКЗ ждет печальная судьба. Владимир Шумаков: «В странах Восточной Европы, в частности в Польше, рынок АКЗ поделен между тремячетырьмя западными сервисными компаниями, выполняющими 70% услуг. Местные игроки выступают в основном в роли субподрядчиков или наемного персонала. Не исключаю, что этот сценарий повторится в России».

Кроме того, общероссийская СРО могла бы взять на себя еще ряд функций: формирование стандартов и норм на рынке; лоббирование интересов отечественных производителей (например, принятие льготных таможенных пошлин на оборудование для АКЗ); разработку концепций НИОКР, а также внедренческой, производственной и коммерческой деятельности; организацию противодействия поставкам контрафакта; выработку единой политики деятельности отечественных производителей оборудования и услуг по противокоррозионной защите на внешнем рынке, в том числе в странах СНГ.

Поэтому необходима независимая компетентная организация, способная взять на себя функции объективной, профессиональной оценки рынка специализированных материалов и услуг, адаптировать международные системы предварительной квалификации к российским условиям для подготовки реестров поставщиков услуг и материалов, создать единую систему ранжирования деловой состоятельности и надежности подрядных организаций. Такой независимой организацией может выступать «Национальный союз коррозионистов России».

Второй важнейший момент - необходимость укрупнения игроков. Небольшой масштаб бизнеса не позволяет соответствовать международным стандартам и получать крупные контракты, что в свою очередь приводит к нехватке средств на техническое перевооружение, обучение персонала и т.д. Вполне возможно, отечественным игрокам стоит подумать о дружественных слияниях. Многие убеждены, что таких не бывает. Но это единственная альтернатива поглощению транснациональным гигантом.

Роль СРО может быть достаточно весомой и в решении более узких, но не менее важных вопросов. Например, касающихся разграничения гарантийных обязательств между подрядчиками АКЗ и производителями лакокрасочных материалов (см. «Отлакируем»).

Игрокам необходимо укрупняться. При открытии России для ВТО приоритет отечественного сервисного бизнеса может быть сохранен только при наличии на рынке не менее 30 - 40 игроков технически вооруженных, с высококвалифицированным персоналом. Такого количества и качества компаний в России пока нет.

Более масштабному подрядчику проще заключать долгосрочные договоры с крупнейшими заказчиками, а именно таких договоров не хватает компаниям для развития собственного бизнеса. «Российская практика проведения тендерных торгов по АКЗ показывает, что торги проходят часто, на многих предприятиях от средних до крупных, и в основном на мелкие подряды. Крупные предприятия не формируют значительных пулов на 3 - 5 лет стоимостью не менее 1 млн долларов. Между тем такой объем работ позволил бы крупнейшим отечественным компаниям сделать бизнес более прогнозируемым, менее рискованным, облегчил бы доступ к кредитным ресурсам, следовательно, позволил бы больше инвестировать в развитие», - отмечает Владимир Шумаков.

Отлакируем

Качество работ по АКЗ можно повысить, расширив сотрудничество подрядчиков и производителей ЛКМ, уверен представитель производителя антикоррозионных материалов фирмы Steelpaint GmbH Дмитрий Канев

Дополнительные материалы:

Однако до сих пор проблема качества АКЗ стоит остро. Долговечность антикоррозионных покрытий в равной степени зависит от качества применяемых материалов и от соблюдения технологии их нанесения. К сожалению, приходится отмечать, что не всегда подрядные организации строго соблюдают требования производителей ЛКМ, а заказчик зачастую не может обеспечить технадзор на достаточном уровне. На наш взгляд, наиболее оптимальным и простым решением этой проблемы является приглашение представителя производителя ЛКМ: он будет технически сопровождать свою продукцию и выполнять функцию квалифицированного технического надзора.

- Уровень игроков на рынке АКЗ существенно вырос. Если в начале 90х немногие фирмы имели достаточное представление о струйной подготовке поверхности и новых окрасочных технологиях, то сейчас мы в основном имеем дело с высококвалифицированными специалистами, в распоряжении которых имеется современное оборудование. Техническая оснащенность многих подрядных организаций, представленных в этом рейтинге, - на уровне ведущих западных сервисных компаний.

Еще поборемся
Участники рынка АКЗ видят в экспансии иностранных компаний конструктив: она задаст рынку более высокие стандарты


Такое сотрудничество позволит решать и вопросы ответственности по гарантийным обязательствам перед заказчиком. Представим, что в ходе эксплуатации покрытия обнаружились дефекты. Если они возникли на готовом покрытии по всей поверхности, включая эталонные участки (обработанные под контролем производителя ЛКМ), то ответственность и выполнение гарантийных обязательств ложится на производителя ЛКМ. Но если эталонные участки не повреждены, а покрытие остальной части в неудовлетворительном состоянии, ответственность несет подрядчик.

Сергей Шидловский

- В сегменте рынка, где работает «Промзащита», я не отмечаю каких-то сложностей с иностранными игроками. Даже если иностранцы укрепляются на рынке, так ли это плохо? В сильном забеге у самого последнего спортсмена все равно очень высокий результат. Я бы предпочел быть последним, но в сильном забеге с иностранцами. А в следующем - уже предпоследним. Нельзя жить по принципу «плохонький, но свой». Иностранные игроки, прежде чем попасть на российский рынок, проходят жесткий многолетний отбор. Вот и на нашем рынке нужно, чтобы он появился. Для этого требуется грамотный заказчик, достойный конкурент и законодательная база.

Генеральный директор ООО «Промзащита» Сергей Шидловский:

Я не сказал бы, что лучшие отечественные компании серьезно уступают иностранным. Кроме того, у местных игроков есть свои преимущества: главное - знание специфики рынка. Нам приходится порой работать на таких условиях, на которых ни один варяг работать не захочет, а главное - не сможет.

Специалист проекта отдела продаж услуг антикоррозионной защиты коммерческого департамента ООО «Мобил Строй XXI» Александр Павлов:

Александр Павлов

Использование комплексных систем АКЗ в отраслях промышленности, c моей точки зрения, - вопрос не рыночных отношений, а государственной политики. Например, разработка и совершенствование систем и способов защиты резервуарных парков для сырой нефти в условиях Крайнего Севера могут быть поручены иностранным или российским производителям. Кому - зависит от воли государства. Это полная аналогия с медицинскими препаратами: или государство закупает их по импорту, или финансирует отечественных производителей, чтобы те создавали лекарства, более полно отвечающие условиям жизни и уровню здоровья местного населения.

- То, что иностранные компании побеждают в конкурентной борьбе, - не совсем верно. АКЗ - это комплекс, состоящий из материалов, оборудования и умений специалистов. Так сложилось, что в России используются материалы, технологии и оборудование в основном иностранного производства. Но преимущества иностранных технологий только в том, что они традиционны и опробованы временем, поэтому их чаще выбирает заказчик и проектант. Отечественный производитель способен изготавливать высококлассное специализированное оборудование: это показывает пример нашей и других компаний. Распространение высококачественных комплексов антикоррозионной защиты отечественного производства - дело времени, поскольку наш производитель в них заинтересован и лучше осведомлен об особенностях внутреннего рынка.

Андрей Михайлов

- Иностранцы увеличивают присутствие на российском рынке, но так как рынок растет быстрее, я не сказал бы, что их доля стала больше. Да, крупные игроки подчас занимают прочные позиции в узких секторах. Но серьезные диверсифицированные иностранные компании только начинают обращать внимание на рынок промышленного сервиса России.

Генеральный директор ЗАО Управляющая компания «ВЫСО» Андрей Михайлов:

Чтобы успешно конкурировать с иностранными игроками, нужно уже сейчас начинать работать за рубежом. Это позволит лучше понимать слабые и сильные стороны иностранных компаний, знать на деле международные стандарты и правила ВТО. У нас, например, 60 человек сейчас работают в Норвегии. Когда таких контрактов будет не менее трех в разных европейских странах, мы будем считать, что имеем необходимую информацию для квалифицированной конкуренции.

Следует признать: в целом иностранцы действуют более успешно. Российским игрокам мешает отсутствие институтов и инструментов воздействия на рынок, которые есть у западных компаний. Изолированность России и отставание в технологиях и материалах АКЗ привело к тому, что наши стандарты не поддерживаются западными компаниями, нет стандартов, закрепленных государственно или общественно, например, на квалификацию инспекторов по качеству.



Результаты реализации национальных проектов в социальной сфере, мягко говоря, неочевидны. Простодушное «хотели как лучше, а получилось как всегда» торжествует. А это значит, что мы заранее даем индульгенцию российскому чиновничеству и признаем, что с плохим результатом любой административной работы необходимо смириться, как со стихией.

Максим Стародубцев

Взять хотя бы развернувшуюся в некоторых регионах борьбу с платными услугами в медицине. В конце 2006 года министр здравоохранения Свердловской области Михаил Скляр издает прямотаки революционный приказ «О мерах по упорядочению практики оказания платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения в Свердловской области». Поликлиникам и больницам запрещается устанавливать перечень платных услуг для населения на том основании, что оно, это население, уже один раз заплатило налоги и теперь может спать спокойно.

В рамках национального проекта «Здоровье» на медицину выделили беспрецедентные, по нашим меркам, деньги. Но не прошло и двух лет, как некоторые «освоители» оказались в тюрьме, а градус общественного недовольства качеством социальной защиты нисколько не уменьшился. Уж слишком явен диссонанс между бодрым рапортом чиновников «о ходе реализации национальных проектов» и огромными очередями старушек за бесплатными лекарствами в аптеку.

И отдать 3000 рублей за наркоз, лишь бы рожать без боли. Не выйдет, говорят ей, потому что на бесплатный наркоз у государства (якобы!) денег нет, а платить больнице я тебе запрещаю, потому что у нас все «правильно». И вот уже журналисты в телевизионных репортажах мягко советуют страдалицам идти в частные клиники. Вместо «упорядочения» платных услуг в больницах мы получили феноменальный всплеск доходов частной медицины с еще большими очередями и скандалами в медицине «общественной».

Цель благая, и стремиться к ней, конечно, надо. Правда, государственная медицина в ее нынешнем состоянии просто не способна удовлетворить потребности населения в качественной помощи. Но признаться в этом честно министрам не хочется (или не можется). Ведь как красиво можно заработать политические очки, борясь с поборничеством среди врачей. А что пациенты страдают - так за идею. Министры не отстаивают многочасовые очереди с месячным ребенком, чтобы попасть на прием к врачу. Черт с ними, 100 рублями за платный анализ крови, рассуждает иная мамаша, лишь бы не мучиться.

Но, похоже, здоровье нации при реализации национальных проектов - не цель, а средство.

И не надо здесь ссылаться на специальный карман для наличных у рядового врача. Это мелочи, подлежащие рассмотрению через призму уголовного кодекса. Ну нет у обычных докторов своего лобби в федеральных правительстве и думе, и не устраивают они во врачебных ассоциациях сбор денег для чиновников из Минфина, чтобы те элегантно и незаметно кастрировали, к примеру, закон о медицинском страховании. Ведь будь этот закон реализован, как задумывался, - с тарифами на медицинские услуги, обеспечивающими рентабельность учреждению, с выбором гражданином квалифицированного и независимого защитника его прав на качественную помощь в виде страховой медицинской компании, - то за шестнадцать лет реформ мы пришли бы к нормальным, а «не как всегда», результатам.

Получается, что система некачественного здравоохранения порождает устойчивый источник прибыли медицины другой, альтернативной. Потому что если плохо в государственной клинике, человек вынужден искать другие двери. И это значит, что деньги пойдут по каналам коммерческого «добровольного» или «дополнительного» медицинского страхования. А там-то никаких проблем с конкурентами не будет: уже пролоббированы необходимые законодательные изменения - к страховым компаниям, занимающимся исключительно обязательным медстрахованием, к их уставному капиталу, а также к его наполнению, будут применяться такие же требования, как и ко всем другим участникам страхового рынка (до этого у медстраховщиков были особые условия).

Положение медицины не улучшается, потому что финансовые потоки оказываются в распоряжении полутора десятка лиц, специализирующихся на экономике, далекой от лечебного процесса. Прежде всего назовем крупные страховые компании, учрежденные сырьевыми монополистами в лице Газпрома или Лукойла, а также группы компаний, которые прицельно построили бизнес на эксплуатации социальных финансов. Это особо близкая к верхушкам медицинской власти «золотая шестерка» уполномоченных федеральных поставщиков лекарств для дополнительного лекарственного обеспечения. Их бизнес как форма экономической деятельности имеет «частнокапиталистический характер присвоения», подразумевающий либо участие в дележе бюджетного пирога (лучше с минимумом свидетелей и соучастников), либо устранение конкурента. Второй способ как раз и обеспечивается поддержанием убогого качества «бесплатной медицины».

Как это ни печально, пока в здравоохранении, как говорил один народный герой, «кроме мордобития - никаких чудес». Так, может, хватит все сваливать на стихию и пора требовать от чиновников не показушной борьбы с нелегальными доходами, а реального изменения в самой системе распределения общественных финансов?

В результате такого «ужесточения» количество страховых медицинских компаний в регионах за последние два года сократилось в разы. Кто занял их место, причем без всякой конкуренции в борьбе за выбор потребителя? Те самые крупные и приближенные к общественной кормушке компании…


В пресс-службе UTair нам сообщили: задержка не нанесет серьезный экономический ущерб авиакомпании, поскольку европейские чартеры используются в основном для перевозки туристов и следующие после новогодних праздников намечены только на май.

Вопубликованном 5 марта Еврокомиссией очередном «черном списке» авиакомпаний, которым запрещено залетать в воздушное пространство Евросоюза до устранения недостатков, связанных с безопасностью полетов, российские перевозчики отсутствуют.
Напомним, в феврале совместным распоряжением Росавиации и Ространснадзора введены ограничения на чартерные и разовые полеты в страны Евросоюза в отношении девяти российских авиакомпаний, в том числе двух из УралоЗападносибирского региона - UTair (Сургут) и «Авиакон Цитотранс» (Екатеринбург). Формулировка: «во избежание нанесения значительного ущерба РФ как одной из ведущих авиационных держав, а также в целях повышения безопасности полетов» (см. «Полеты во сне и наяву», «Э-У» № 9 от 05.03.07). Российские власти тем самым предприняли упреждающие действия, чтобы Еврокомиссия не внесла эти авиакомпании в «черный список», выбраться из которого проблематично. Заместитель руководителя Росавиации Евгений Бачурин заявил, что ограничения на чартеры и разовые полеты в ЕС для девяти авиакомпаний будут сняты только после проверки российскими властями (как минимум того парка, который используется для полетов в Европу) в течение двух месяцев.

На этот раз российским перевозчикам повезло. Но тревога не была ложной: в ближайшие год-два со стороны Еврокомиссии следует ожидать ужесточения требований к соблюдению программ безопасности полетов. Чтобы избежать попадания в «черный список» нашим авиакомпаниям необходимо ускорить обновление парка воздушных судов и пройти аудит на соответствие международным стандартам эксплуатационной безопасности.

Генеральный директор «Авиакон Цитотранс» Илья Кузнецов заявил: «Сегодня действует особый усложненный порядок получения разрешения на вылет в страны ЕС. Он объявлен на период выполнения проверки министерством транспорта РФ. В настоящий момент 75% наших самолетов уже допущены к полетам в страны Евросоюза, остальные будут проверены до 20 марта 2007 года по мере прилета в аэропорт базирования».



Главная страница / Архитектура отрасли