Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Телега без возницы

Одним из самых перспективных активов «Итеры» стало крупное месторождение Береговое: 324 млрд кубометров газа, 9 млн тонн нефти и 1 млн тонн газового конденсата. Права на его разработку принадлежат Сибнефтегазу. У истоков этой компании, учрежденной в 1994 году, стояли администрация ЯНАО, власти Нового Уренгоя, Газпром и даже ЛогоВАЗ. Помимо лицензии на Береговое, Сибнефтегаз также получил права на Пырейное (44,8 млрд кубов газа, 4,8 млн тонн конденсата) и ЗападноЗаполярное (8 млрд кубов газа) месторождения.

Газовики и химики - акционеры Сибнефтегаза - не разглядели друг в друге партнеров
19 февраля химический холдинг «Акрон», миноритарный акционер ОАО «Сибнефтегаз», заблокировал на собрании акционеров заключение договора о поставках газа с месторождения Береговое (Пуровский район ЯНАО). Тем самым «Акрон» не позволил другим акционерам, «Итере» и Газпрому, поставить точку в продолжительном конфликте за право контролировать поставки топлива с этого месторождения. Благодаря демаршу химиков, бывшие оппоненты - газовая монополия и независимый производитель - могут объединить усилия, продвигая выгодную для них сделку. Любимая падчерица ГазпромаНа примере истории взаимоотношений Газпрома и «Итеры» удобно иллюстрировать всю историю постсоветской экономики. «Итера», созданная в начале 90-х (по неофициальным данным - при поддержке топ-менеджеров Газпрома), несколько лет успешно занималась торгово-посредническими операциями на газовом рынке. Компания поставляла топливо в страны СНГ, в Свердловскую область, а с 1999 года начала активно работать на ямальских месторождениях.

Однако к моменту запуска месторождения ситуация резко изменилась. В 2001 году Рем Вяхирев ушел в отставку, уступив место председателя правления Газпрома Алексею Миллеру. Вскоре у «Итеры» начались проблемы: она вынуждена была уступить Газпрому украинский рынок, отдать туркменский газ и ряд добывающих активов (прежде всего «Пургаз»).

Пользуясь покровительством Газпрома и лично председателя правления монополии Рема Вяхирева, «Итера» могла, не опасаясь неприятностей, развивать инвестиционные проекты. Только в Береговое было вложено 250 млн долларов. Постепенно «Итера» консолидировала в своих руках крупный пакет акций Сибнефтегаза (66,25%).

Мир, дружба, контрольный пакет акцийВ мае 2003 года «Итера» объявила о запуске Берегового в промышленную эксплуатацию. В компании на его площадях рассчитывали добывать ежегодно более 11 млрд кубов газа. Это позволило бы «Итере» на 65% обеспечить потребности Свердловской области - единственного оставшегося ей крупного рынка сбыта. Но чтобы доставить газ к потребителю, «Итере» нужно было подключить газопровод, идущий с месторождения, к Единой системе газоснабжения (ЕГС), подконтрольной Газпрому. Однако пролоббировать его компания, получившая фактическую независимость от менеджеров монополии, не смогла. На протяжении нескольких лет Газпром отказывался подключить Береговое, выдвигая все новые технические требования. Его руководство также заявляло, что проходящая поблизости (в 16 км) ветка магистрального газопровода от месторождения Заполярное имеет ограниченную пропускную способность. «Запуская “чужой” газ в трубу, Газпром уменьшает прокачку газа со своего месторождения. Для транспортировки газа с Берегового требуется строительство дополнительного газопровода, но “Итера” до сих пор не сделала этого», - заявил нам тогда источник в Газпроме (см. «Газпром играет на трубе», «Э-У» № 3 от 26.01.04).

Политика Газпрома в отношении «Итеры» не отличалась от стратегической линии, выбранной монополией в отношении независимых производителей. Команде Алексея Миллера удалось получить контроль над Нортгазом, заставить «Новатэк» следовать в русле своей политики, не позволить ТНКВР начать эксплуатацию ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области и войти главным акционером в проект «Сахалин2» (освоение сахалинского шельфа). Во всех случаях Газпром добивается главной цели: если проект представляет интерес для монополии, он запускается лишь после того, как газовый холдинг получает там главную роль.

Дальнейшие события показали, что острой необходимости в строительстве новой трубы с Берегового действительно не было. В начале 2006 года появились неофициальные сведения о том, что «Итера» и Газпром ведут интенсивные переговоры о заключении соглашения. В конце июня 2007 года его подписали председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов и председатель совета директоров НГК «Итера» Игорь Макаров. Чиновник и бизнесмен договорились, что Газпром получит 51% акций Сибнефтегаза. Взамен монополия обязалась подключить Береговое к ЕГС и довести добычу до проектного уровня. Свою долю газа Газпром, вероятно, будет поставлять в Европу (возможно, по строящемуся сейчас Североевропейскому газопроводу - North Sspaneam).

Газпром настаивал на том, чтобы «Итера» сама построила 180 км трубопровода с месторождения для обеспечения врезки в ЕГС в удобном для себя месте. Стоимость этого проекта составляла 300 - 400 млн долларов. Федеральные власти в лице Минэнерго встали на сторону Алексея Миллера. Ситуация превратилась в патовую: «Итера» категорически отказывалась вкладывать деньги в строительство газопровода, полагая, что в нем нет необходимости, Газпром не принимал газ Берегового в свою трубу.

Ингибитор для «Итеры»«Акрон» после заключения соглашения между Газпромом и «Итерой» оказался в положении третьего лишнего. «Итера» планировала оставить за собой не менее 49% акций Сибнефтегаза, купив пакет, принадлежащий «Акрону». Таким образом, она могла бы претендовать практически на те же объемы газа Берегового, что и Газпром. Но, как объяснил вицепрезидент ОАО «Акрон» Александр Попов, химиков такой расклад не устраивает: холдинг потребляет значительные объемы природного газа в качестве сырья для производства минеральных удобрений, и низкие внутренние цены на газ всегда считались фактором, позволяющим сохранить конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке. Поэтому взятый государством курс на либерализацию рынка газа химиков не обрадовал. Входящее в состав «Акрона» ОАО «Дорогобуж» в 2007 году будет вынуждено закупать по нерегулируемым ценам около 40% газа. Кроме того, «Акрон» намерен реализовать амбициозную инвестпрограмму на сумму 1,8 млрд долларов до 2015 года, и потребности его в природном газе возрастут. Поэтому химики заинтересованы в сохранении своей доли в Сибнефтегазе. Впрочем, по словам Александра Попова, «Акрон» устроил бы и другой вариант: заключение договора на десять лет на поставку газа по регулируемым ценам. При этом условии холдинг согласен продать свой пакет Сибнефтегаза, правда, уже по рыночной цене.

Стоит отметить, что сумма сделки поразила аналитиков: 51% акций Сибнефтегаза оценивались в сумму до 400 млн долларов, а Газпромбанк отдал за них лишь 131,5 млн долларов. Но эти подробности стали известны рынку лишь через полгода после подписания соглашения, когда выкуп акций состоялся. Задержку создал третий акционер Сибнефтегаза - химический холдинг «Акрон».

На все три стороныТаким образом, точка в споре за газ Берегового не поставлена. Ситуация опять зашла в тупик. Впрочем, так считают не все.

Выкупать долю «Акрона» не захотели ни Газпром, добивавшийся серьезного дисконта к рыночной стоимости Сибнефтегаза, ни «Итера». В результате независимый производитель продал монополисту 51% акций разработчика Берегового из своего портфеля. Правда, с помощью дружественных «Итере» акционерной компании «Потенциал ЛО» и Beaming Sun Holding, контролировавших ранее 12,75% Сибнефтегаза, она сохранила 28процентный пакет в ямальской компании. При этом Газпром и «Итера» договорились разделить продукцию месторождения между собой (51 и 49% соответственно), не оставив «Акрону» ничего. «“Акрон” потенциально заинтересован в поставках газа с Берегового месторождения, однако в этом не заинтересованы остальные акционеры Сибнефтегаза», - заявили нам в компании. 19 февраля химики заблокировали соглашение о поставках газа в ходе голосования на собрании акционеров Сибнефтегаза.

Аналитик ИК «Атон» Артем Кончин считает, что для «Акрона» приоритетны гарантии поставок газа без рыночной наценки. По мнению специалиста ИК «Финам» Романа Семчишина, «Итера» и Газпром попытаются добиться нужного им решения юридическим путем. При этом время будет работать против «Итеры»: для Газпрома Береговое как актив не играет принципиальной роли, он может подождать. Впрочем, и «Итера» вряд ли понесет значительные потери: она всегда сможет закупить недостающие объемы газа у Газпрома, с которым заключила соглашение о сотрудничестве до 2010 года. Вероятно, пауза в решении вопроса не затянется. По мнению Романа Семчишина, позиции «Акрона» достаточно прочны, и не исключено, что основные акционеры все же пойдут на компромисс с химиками.

В «Итере» отказались комментировать ситуацию, неофициально пояснив, что стороны уже ведут переговоры, и решили сохранять молчание, пока они не будут завершены. «По нашим ощущениям, такие переговоры проводятся, однако “Акрон” в них не вовлечен», - ответил на это Александр Попов.


Тишь да гладьДинамика прироста абонентской базы операторов за последний год сократилась в несколько раз. Если в 2005м совокупная абонентская база Урала выросла на 81%, то в 2006м - лишь на 16%. Повторили прошлые достижения операторы только в ЯНАО (к примеру, Билайн увеличил абонентскую базу почти втрое). Но там весь секрет - в изначально более низком по сравнению с прочими регионами уровне проникновения сотовой связи.

«Скучно, неинтересно» - на такой ноте закончилось наше интервью с топ-менеджером одной сотовой компании, причем длилось оно 30 минут вместо запланированных полутора часов. Рынок в последнее время не то чтобы в застое, но в состоянии покоя. Конкуренция стихла.

Причина проста: людей, все еще не являющихся абонентами той или иной компании, днем с огнем не сыщешь. По оценкам федеральных операторов, реальное проникновение сотовой связи в Уральском регионе (рассчитанное как доля населения, воспользовавшегося сотовой связью хотя бы раз в месяц) на начало февраля 2007 года достигло 70 - 75%. Еще в феврале 2006го было 65%. По сути, на рынке осталась единственная категория новых абонентов - подростки до 13 лет, которым родители покупают первый в жизни телефон. Таких на территории Большого Урала, по данным на начало 2006 года, всего около миллиона (5% населения). Но «детей дефолта» в ближайшее время будет все меньше, поэтому «естественный сотовый прирост» сравняется с естественной убылью населения: совокупная «говорящая» абонентская база в ближайшей перспективе будет даже несколько снижаться.

Региональные операторы оказались более успешны: увеличили абонентскую базу на 21,7% против 13% у федералов. Бесспорный лидер - Мотив с результатом 31%, но и он теряет динамику (в 2005м эта компания удвоила клиентскую базу).

Абоненты стали однолюбами, вопервых, потому, что различия в ценах на «голос» у операторов несущественны. На Урале тарифы и федеральных, и региональных игроков не выходят из интервала 2,25 - 3 рубля за минуту разговора. По нашим расчетам, средняя стоимость минуты разговора с учетом абонентской платы у федеральных операторов только на 4 - 6% выше, чем у региональных (при общей продолжительности разговоров 100 минут и средней длительности одного в 5 минут на десяти самых распространенных тарифах). Если сравнивать самые низкие федеральные тарифы с самыми низкими региональными, разница не превысит 6 - 8% в пользу последних. В расчете на 100 минут разговора переход от одного оператора к другому позволит «выгадывать» в среднем не более 80 рублей. Слишком невелика сумма, чтобы идти подключаться по новой с паспортом в офис компании, да еще лишиться старого номера и завязанных на него контактов.

Второй признак стабильности - сокращение перетока клиентов от оператора к оператору. Еще в 2006 году среднемесячный переток составлял 6,3 - 6,8%, сейчас - не более 2,75% от общей абонентской базы. Причем практически на 100% он обусловлен сменой места жительства абонента или переходом компании, в которой работает абонент, на корпоративный тариф. Но это объективные факторы, не связанные с конкурентной борьбой компаний в сегменте физических лиц.

В-третьих, роль приверженности клиентов «родной» компании растет. Дали результаты программы повышения лояльности клиента (суть их в предложении различного рода поощрений для постоянных пользователей) и ребрендинг, проведенный за последние два года тремя крупнейшими операторами из пяти, работающими на Урале. По словам коммерческого директора компании ОАО «Уралсвязьинформ» (сотовая связь Utel) Андрея Белобокова, работа сотовых компаний над имиджем привела, вопервых, к повышению узнаваемости торговых марок (к примеру, узнаваемость Utel превысила 80%), а вовторых, к четкому разделению абонентов по бренду. А кроме всего прочего, клиенты просто неохотно меняют привычки.

Во-вторых, сотовая связь теперь занимает незначительную долю в расходах уральца: два последних года - не более 3%. Спрос на эти услуги стал неэластичным - нечувствительным к изменению цены. Скольконибудь существенное снижение тарифа одним оператором уже не приведет к массовому перетоку к нему абонентов. Поэтому операторы уделяют ценовой конкуренции гораздо меньше внимания, чем раньше.

Однако с точки зрения качества услуг стратегического преимущества нет ни у региональных, ни у федеральных игроков. В чем тогда состоит конкурентоспособность?

Итак, существенный прирост абонентской базы невозможен ни за счет новых абонентов, ни за счет чужих. Операторам остается сфокусироваться на увеличении доходов от существующей абонентской базы, а именно на среднем доходе с абонента - ARPU. После многолетнего падения он стабилизировался на уровне 240 - 330 рублей. Теперь операторы будут конкурировать в основном за счет внедрения эффективных технологических решений, предоставления новых услуг, а главное, обеспечения их достойного качества. Успех в ближайшие два-три года - это «надежность и широта предоставляемых услуг, - формулирует начальник отдела маркетингового анализа МегафонУрал Алексей Бабуров. - Клиент всегда должен иметь возможность дозвониться без сбоев, отправить SMS, провести интернетсессию. Кроме качества и инновационности услуг, “успешный” оператор должен предлагать интуитивно понятные для абонента системы самообслуживания и обеспечивать легкий дозвон до справочной службы в любое время суток».

Объективный плюс федералов - масштаб. В первую очередь он обеспечивает экономию затрат на продвижение товара. Реклама в общероссийских СМИ дороже, чем в региональных, но стоимость привлечения в расчете на одного потенциального клиента оказывается ниже. Благодаря масштабу федеральные операторы более успешны в оказании услуг роуминга. На территории России он внутрисетевой, а значит, потенциально более рентабельный: никому не надо платить за соединение.

Сотовый паритет
«На уральском рынке операторы “большой тройки”, как правило, первыми предлагают услуги, требующие применения специальных технологий и получения лицензий, - отмечает Алексей Бабуров. - В частности они опередили местных уральских операторов во внедрении технологии EDGE: Мегафон ввел эту услугу полтора года назад. Билайн значительно обогнал остальных в предоставлении услуги GPRS». Главную роль здесь играют финансовая подпитка и способность быстрее решать административные вопросы, связанные с получением лицензии. При выдаче лицензии принимаются в рассмотрение широта охвата и финансовые ресурсы: и то, и другое у федералов больше. Однако вторым оператором в области, предложившим услуги на базе GPRS, стал региональный Мотив. Видны успехи федеральных операторов и в пакетировании услуг, к примеру, пакеты SMS и GPRS Мегафон ввел на год раньше, чем кто-либо другой на Урале.

Другая слабая сторона федеральных компаний - медленная реакция на изменения внешних условий на конкретных локальных рынках. Это заметно при вводе новых тарифов их региональными конкурентами. «Безусловными конкурентными преимуществами местного оператора являются быстрота в принятии решений, гибкая и мобильная реакция на рыночную ситуацию и эффективное управление ресурсами. Это позволяет и предлагать демократичные цены, и опережать конкурентов в выводе на рынок новых услуг и сервисов (таких как прием входящих звонков при отрицательном балансе или инициация вызова с заблокированного телефона), и даже предвосхищать его требования. Например, бесплатные входящие наша компания ввела еще в ноябре 2004 года», - говорит директор по маркетингу компании «Сотовая Связь МОТИВ» Константин Брызгалов. Причина опозданий федералов в сложности согласования и утверждения цен: такие вопросы преимущественно решает федеральный центр. Исключение - Мегафон, предоставивший своим региональным подразделениям степень свободы, достаточную для своевременного реагирования на тарифные изменения других операторов.

Между тем «размер имеет значение» не только положительное, но и отрицательное. Большая абонентская база и объем эмиссии simкарт не позволяет федералам чистить базы столь же тщательно, как это делают регионалы. В итоге изза большого числа «молчащих» абонентов средний ARPU в большой тройке ниже, чем у более мелких коллег: примерно 240 рублей против 33

Судя по результатам, преимущества федеральных и региональных операторов уравновешивают друг друга. Общая рентабельность бизнеса регионалов примерно такая же, как и у «большой тройки». Если Уралсвязьинформ демонстрирует рентабельность мобильного бизнеса 45%, то федералы - около 50 - 53%. У последних она выше за счет экономии издержек (реклама и лицензии) в расчете на одного абонента.

Важное преимущество уральских операторов - широта зоны покрытия. По этому параметру Мотив лидирует в Свердловской области, а Уралсвязьинформ - на остальной территории Урала.

А где же звезды?Ключевой задачей для сотовых операторов станет увеличение доходов от каждого абонента. Чтобы выяснить, какие услуги способны обеспечить прорыв, рассмотрим сегодняшнюю ситуацию.

Пару лет назад многие прогнозировали, что настоящими «звездами» сотового бизнеса станут услуги, основанные на передаче данных. Оптимизм доходил до того, что передаче данных к началу 2007 года отдавали до половины ARPU. Но значительной динамики в прошлом году это направление не продемонстрировало. По данным операторов, работающих на Урале, доля передачи данных (мобильный интернет и MMS) держит в выручке от неголосовых услуг только 20%. Причем начала уменьшаться.

Большая часть «традиционных» сервисов (голосовая связь и SMS-услуги), по бостонской матрице, относятся к «дойным коровам»: они достаточно рентабельны, но динамика доходов незначительна. Самой рентабельной услугой (90 - 110%) сотовые операторы, работающие на Урале, назвали внутрисетевые звонки. Их себестоимость складывается по большому счету из издержек на содержание сетей, что при значительном объеме оказанных услуг приводит к снижению издержек в расчете на одну минуту. На втором месте (55%) - SMSсервисы. Затраты здесь также только на обслуживание сетей, а стоимость одного сообщения сравнима со стоимостью минуты разговора. Звонки абонентам других операторов в среднем по Уралу дают рентабельность 5 - 7%, большую часть выручки оператор тратит на соединение с другим оператором.

Тем не менее эксперты рынка отмечают: при отсутствии технологических ограничений прогноз роста услуг передачи данных в 1,5 раза за год вполне оправдан. Потенциальный спрос на Урале огромен. По мнению Андрея Белобокова, через два-три года эти услуги станут для части абонентов «стилем жизни». Преодолев технические препятствия, операторы смогут вывести услуги передачи данных в разряд «звезд».

Определенную роль здесь играет недостаточное распространение мобильных телефонов, имеющих необходимые функции. Но главная причина слабого развития передачи данных кроется в отсутствии адекватных технологий. GSMсети прекрасно подходят для голосовой связи и SMS, но неэффективны при оказании услуг интернет и MMS. Один пользователь GPRS создает в GSMсетях нагрузку, эквивалентную нагрузке от пятерых пользователей услуги голосовой связи. Поэтому сами операторы осознанно сдерживают рост этого направления, чтобы не занимать ресурсы, необходимые для более прибыльных. Они держат на эти услуги высокие тарифы.

Дополнительные материалы:

Решение проблемы - в развитии 3Gсетей, «заточенных» как раз под передачу данных. Но это пока отдаленная перспектива. В ближайшие три года операторы на Урале будут зарабатывать качеством и спектром услуг. Через 3 - 5 лет наиболее успешным оператором станет тот, кто сумеет опередить конкурентов во внедрении систем 3G.

Разделяй и властвуй
Развитие услуг передачи данных в сетях GSM ограничено технологически. Через пару лет преимущество в конкурентной борьбе получит тот, кто первым разведет голос и данные по разным сетям, уверен коммерческий директор ОАО «Уралсвязьинформ» (торговая марка для сотового бизнеса Utel) Андрей Белобоков

- Андрей Яковлевич, от чего в перспективе будут зависеть конкурентные преимущества сотового оператора?

Андрей Белобоков

И не только в России. На международных форумах говорят то же: все признают провал политики, направленной на развитие контента, неголосовых услуг. С точки зрения развития технологий передача данных в стандарте GSM себя исчерпала, подошла к тому пределу, переходить который уже экономически нецелесообразно. Не зря сейчас идут разговоры о сетях 3G. Они позволят более эффективно передавать данные, а GSM оставить для голоса. На базе 3G сама передача данных будет осуществляться на качественно ином уровне: начнет развиваться мобильное телевидение, например.

- Вы, может быть, удивитесь, но с моей точки зрения успех будет за тем, кто первым разделит на мобильных сетях голос и передачу данных. GSM - хороший стандарт, прекрасно справляется с голосом и SMS, а вот с данными - гораздо хуже, поскольку тратит на их передачу массу ресурсов. Один абонент, применяющий GPRS, использует ресурсов в сети столько же, сколько пять «голосовых». Поэтому в рамках GSMтехнологий невозможно сделать передачу данных понастоящему эффективной: не ставить же базовые станции в пяти метрах друг от друга, да это и не гарантирует качества. Прогнозы, по которым передача данных должна была составить 30% и даже 50% ARPU, не оправдались.

- Вовсе не обязательно. Конечно, каждый мобильный оператор в той или иной форме будет сеть реконструировать, но речь не идет о чем-то чересчур глобальном. Например, рядом с той же базовой станцией можно разместить оборудование 3G. Но даже это не обязательно. Новое понимание и новый виток развития получит роуминг. Люди по привычке связывают его с географическим перемещением: приехал в другой населенный пункт, где у твоего оператора нет собственных станций - пользуешься роумингом. В новом понимании речь пойдет о роуминге между сетями разных операторов на одной и той же территории. Условно: голос оператор пропускает через собственные сети, данные - через того оператора, чьи сети лучше для этого подходят. Доход с абонента в этом случае разделится между операторами.

- Получается, каждому сотовому оператору придется строить вторую сеть для данных?

- Здесь никаких ограничений я не вижу. Трубки будут эволюционировать в сторону универсальных коммуникаторов, способных выполнять функции телефона, ноутбука, имеющих хороший плазменный экран и т.д. И они уже развиваются в этом направлении.

- Развитие передачи данных в GSM ограничено возможностями сети, а что вы можете сказать о самих сотовых телефонах?

- Через два-три года. Сотовые операторы уже активно занимаются этим, подают заявки на лицензии.

- Когда стоит ожидать массового прихода на рынок 3Gтехнологий?

- Думаю, да. Потому что это станет стилем жизни. Когдато и услуги GSM казались недосягаемыми, потом они превратились в услуги, без которых современный человек себя не мыслит. То же будет с мобильным интернетом или телевидением. Когда исчезнут технологические ограничения, этими услугами начнут активно пользоваться минимум половина абонентов сотовой связи.

- Если будут построены 3Gсети, прогнозы о том, что передача данных составит 30 - 50% ARPU, наконец сбудутся?



В конце марта департамент информационной политики губернатора Свердловской области озвучил планы регионального правительства: создать в столице Среднего Урала сеть гипермаркетов «Ашан». Задача-максимум - по магазину французского ритейлера в каждый из семи районов Екатеринбурга. Заявление спорное и удивительное. Спорное потому, что в десятимиллионной Москве за пять лет открылись всего три «Ашана». Видимо, даже с учетом уровня доходов жителей столицы этого пока достаточно. Понятно, что любой игрок, в том числе и иностранный, не будет строить новые объекты сети, если для них не найдется достаточного количества покупателей.

Алексей Подоляко

На деле все оказывается не так. Да, имидж региона от присутствия на его территории международных брендов, наверное, повышается: к соседям не пошли, пошли к нам, значит, у нас лучше условия. Но ошибочно считать, что от присутствия транснационалов выигрывают местный бизнес и регион.

А удивление вызывает вот что: складывается впечатление, что власти испытывают преклонение перед иностранными инвесторами как перед какой-то благодатью или панацеей. Дескать, вот придет IKEA («Ашан», MEspanO) - и всех облагодетельствует, и пойдут громадные инвестиции в экономику региона, и еще больше повысится его привлекательность, и транснационалы как братьев примут местных производителей.

С местным бизнесом международные операторы взаимовыгодно сотрудничать не спешат. Как правило, они относятся к региональным производителям с некоторым высокомерием: конечно, наши еще не доросли до их уровня. Буквально душат невыгодными условиями или, если уж и налаживают поставки местной продукции, то прессуют до последнего. Единственный положительный пример - стратегия и стиль работы компании OBI. Ее руководство детально изучило местных игроков, в результате вхождение в рынок произошло гладко, без скандалов.

Когда на рынок Екатеринбурга выходила компания MEspanO, все с придыханием прогнозировали многомиллионные вливания в областной бюджет, развитие коммуникаций в районе строительства, подряды для местных предприятий. Однако MEspanO пришла со своими специалистами, металлоконструкциями и стройматериалами. Поставили коробку в чистом поле. Открылись практически без документов, в нарушение всех норм и правил: электропитание обеспечили сами себе от собственных автономных дизельгенераторов. Не стали вкладываться и в отводящие коммуникации: просто расставили по всему объекту биотуалеты. А разрешительные бумаги оформляли уже после открытия, задним числом. Уверен, ни одному российскому оператору не то что за границей - на Родине, в родном городе никто не разрешил бы открыться в таком виде. Когда запускались «Ашан» и IKEA, было заявлено: в регион приходят солидные инвесторы, готовые вкладывать в развитие городской инфраструктуры сотни миллионов евро. Пока все обещаниями и ограничилось. И получается, что не они - инвесторы. Наоборот, мы для них - доноры: товарооборот идет на 90% импортом и денежный поток от него тоже утекает из области и из страны. О каком благе для региона можно говорить?

Безусловно, рыночная экономика подразумевает развитую конкуренцию: на то и щука, чтобы карась не дремал. Но если щук запустить чересчур много, они просто съедят всех карасей. И тогда российская сфера потребительского рынка будет развиваться по польскому образцу. В Польше сейчас практически нет своего отечественного розничного и оптового ритейла, пищевого производства, сельского хозяйства. Все это в той или иной степени принадлежит крупным иностранным корпорациям, а значит, зависит от них. Тамошнее правительство в свое время, видимо, решило, что пустить на рынок развитых транснационалов гораздо быстрее и проще, чем долго и кропотливо развивать, обучать и поддерживать собственный бизнес, который и выглядит менее блестяще, и от «социалистического менталитета» еще не избавился.

Да, безусловно, наш бизнес еще не так развит: в конце концов ему только 15 лет, и у транснационалов с их вековым опытом есть чему учиться. Но важно понимать: варягам нет особой выгоды в том, чтобы «просвещать» местных производителей и потребителей. Для них интереснее и выгоднее, если мы и дальше будем оставаться неискушенными, неопытными, тушеваться и пасовать перед международными сетями, оставляя им все большую долю рынка. Приходя в Россию, они буквально скандируют: «Мы вас любим». Еще бы им нас не любить. Думаю, сегодня некоторым транснациональным компаниям Россия приносит больше дохода, чем вся Европа с ее высокой покупательной способностью.

Трудно дать совет, как сделать, чтобы уральский ритейл достойно конкурировал, а местные производители выгодно сотрудничали с транснациональными компаниями. Скорее всего, к этому нужно идти со всех сторон. Правительство региона, на мой взгляд, в своих решениях и действиях должно быть ориентировано на благо и потребителей, и местных производителей, и местного ритейла. Оно должно растить и терпеливо воспитывать свой бизнес. Да, это долго, сложно и не всегда благодарно. Примерно как воспитание детей: осторожно направлять, терпеливо наставлять, помогать, подталкивать и просвещать. Именно просвещать, а не кормить с ложечки, не опекать излишне, иначе вырастим иждивенцев и нахлебников. Но и не отворачиваться от них, бросая дело на самотек. Местным же игрокам следует активнее развиваться, не ждать дотаций от правительства, а перенимать международный опыт.

Наш потребительский рынок рискует пойти по такому же пути. Губернатор области убедительно и правильно говорит о продовольственной безопасности региона. Здесь с ним можно согласиться. И пример Польши в этой связи очень показателен.


Снова да ладом Совершенствование систем рефинансирования и страхования вкладов, вовлечение в банковский сектор пенсионных накоплений и развитие системы образовательных кредитов, сокращение административных издержек банков и обеспечение доступности банковских услуг - вот неполный перечень поручений, прописанных в указе президента после заседания Госсовета. Однако разговор на конференции в очередной раз начался с обсуждения вопросов, решения по которым, казалось бы, давно найдены.

20 февраля в Государственной думе впервые прошли депутатские слушания с повесткой «Соответствие нормативного регулирования и практики осуществления Банком России банковского надзора основным положениям федерального законодательства». Заседание плановое, готовилось давно, однако последние события (арест Алексея Френкеля, обвиняемого в убийстве зампреда Банка России Андрея Козлова, и последующие его заявления о процветании коррупции среди чиновников Банка России) спровоцировали бурный спор. Столько публичной критики в адрес регулятора, причем со стороны не только банков, но также депутатов и прокуратуры (см. «Ослабить узел»), не было слышно давно. Как выяснилось, в обществе накопилась масса претензий к системе банковского надзора. И это только часть проблемы, тормозящей развитие экономики в целом и реализацию национальных проектов в частности. Подтверждение тому - разговор, состоявшийся в тот же день в Тюмени на совещании, организованном Ассоциацией кредитных организаций Тюменской области. Руководители банков Уральского федерального округа обсуждали роль банков в реализации национальных проектов. Как известно, в ноябре 2006 года этой теме было посвящено специальное заседание Госсовета, после которого президент России опятьтаки впервые дал правительству, Банку России, органам исполнительной власти субъектов федерации конкретные поручения, реализация которых должна в корне изменить ситуацию в банковском секторе. Прошло три месяца, однако по дискуссии, которая развернулась в Тюмени, создалось впечатление: воз хоть ныне уже и не там, но движется слишком медленно.

Председатель правления Уралтрансбанка Валерий Заводов не первый раз твердит с высоких трибун о необходимости создания действенной системы рефинансирования:

Буквально на днях Госдума приняла закон об увеличении предельной суммы возмещения вкладов в банках с 190 до 400 тыс. рублей. Шаг важный, но недостаточный. Только механическим увеличением страховки снять последствия краткосрочного характера ресурсной базы российских банков невозможно, здесь нужен комплексный подход. Потому что при нынешних темпах инфляции население готово отдавать банкам деньги максимум на год-два, а эффективный цикл кредитования, например, животноводства - не менее семи лет.

Вице-презиент Ассоциации российских банков Владимир Киевский поддерживает коллегу:

- Чем занимаются государственные банки? Фактически тем, что конкурируют с коммерческими. Но это неправильный подход. Сейчас идет создание Российского банка развития. Почему бы, например, государству не начать рефинансировать коммерческие банки через этот институт? Для этого есть отличный инструмент - субординированный заем. Банки будут получать деньги на платной возвратной основе и направлять их целевым образом на реализацию того же национального проекта в сфере агропромышленного комплекса.

А если завтра окажется, что ему невыгодно это направление? Малый бизнес по всей России останется без финансовой поддержки. Не лучше ли заранее определиться и часть ресурсов направить на агентских условиях тем же региональным банкам?

- Нужно развивать агентские отношения между банками. Сочетание государственных и коммерческих интересов в лице одного, пусть даже крупного банка - всегда больше риски. Например, сегодня ВТБ24 активно начал кредитовать малый бизнес, причем в больших объемах. Конечно, для экономики это хорошо.

- Сегодня этот продукт находится вне правового поля. Мы попытались урегулировать его, предложив провести эксперимент по кредитованию населения из бюджета через высшие учебные заведения страны. Однако Минфин, опасающийся дополнительного вброса денег в экономику, согласился только на пилотные проекты для десятка вузов Москвы и Петербурга. Нам не удалось убедить его включить в эксперимент регионы.

С самой постановкой вопроса, кажется, согласны все. Депутат Государственной думы Владимир Тарачев объясняет торможение исполнения президентских поручений сложностью продвижения любых законов, связанных с финансами, и просит прессу не торопиться с выводами. Но признается, что и сам нередко сталкивается с разными интересами конкретных ведомств. Под непосредственным руководством Тарачева разработан проект закона, направленного на развитие системы образовательных кредитов - одного из необходимых элементов реализации национального проекта в сфере образования:

По словам заместителя председателя Уральского банковского союза Евгения Болотина, проблема доступности банковских услуг больше всего ощущается на депрессивных территориях. Как правило, это небольшие города до 300 тыс. жителей. Градообразующее предприятие разорилось, но инфраструктура сохранилась. Люди продолжают жить здесь, а на работу ездят в крупные областные центры или близлежащие города. В итоге местный бюджет доходов не получает, развития на территории нет. Чтобы появились новые рабочие места и, как следствие - налоговые поступления, следует развивать предпринимательство. Вот для этого и нужны банки, которые будут кредитовать малый бизнес.

Уровень депрессии Разобщенность интересов разных ведомств и уровней власти - одна из главных причин затягивания исполнения президентских поручений. Особенно остро это проявляется в решении проблемы доступности банковских услуг: средства, предусмотренные национальными проектами, просто могут не дойти до получателя изза недостаточного количества банков. Казалось бы, в теории муниципалитеты должны всячески стимулировать появление как можно большего числа банков на своих территориях. На практике - все не так.

Банкиры уже разуверились в том, что можно убедить муниципалитеты в выгоде от прихода банков. Они предлагают властям сформировать четкие критерии определения депрессивной территории, а затем разработать механизм льготирования банков.

- К сожалению, главы многих городов рассматривают банки не как помощников в решении этой задачи, а как дойную корову. Как только банк открывает новую точку, чиновник только и думает, как бы побольше денег снять. Доходит до абсурда: на аукционы по продаже арендованных банками помещений муниципалитеты приводят подставные фирмы, которые сознательно завышают цену продажи помещения, - рассказывает Евгений Болотин.

К сожалению, пока во многих вопросах вместо государственной поддержки мы видим ее искусную имитацию. Это опасная игра, убежден Владимир Киевский:

К этому, уверен начальник главного управления Банка России по Тюменской области Сергей Попов, следует добавить механизмы государственной поддержки стартового этапа развития малого бизнеса: «Потому что поддержка начинающего предпринимательства - задача исключительно государственная».

Между тем, по мнению Киевского, в мировой истории есть другой, более эффективный опыт. Так, в Норвегии и Японии государство в кризисы брало на себя важнейшую роль в сохранении банковской системы вплоть до выкупа у банков плохих кредитных портфелей.

- Самый простой путь роста капитализации банковской системы - реинвестирование прибыли и приход на рынок иностранных банков. Именно по этому пути пошла Восточная Европа, и все мы знаем, что в итоге она лишилась собственной банковской системы.

Дополнительные материалы:

Очевидно: принять даже очень конкретные решения со стороны главы государства в России недостаточно. Необходимо, по словам вицепрезидента ХантыМансийского банка Владимира Мехрякова, назначить ответственного за развитие банковской системы. И в этой роли, несмотря на всю критику, лучше всего выступит Банк России. Отсутствие возницы - вот главная причина того, что телега движется слишком медленно.

Ослабить узел
Проблемы в сфере надзора серьезно тормозят развитие банковского бизнеса в регионах, убежден вицепрезидент ХантыМансийского банка, доктор экономических наук
Владимир Мехряков

- Владимир Дмитриевич, в чем недостатки нынешней системы банковского надзора?

Владимир Мехряков

Наша система банковского надзора по содержанию соответствует европейской. В небольших экономически развитых государствах, там, где нет серьезной разницы в развитии регионов, эффект от применения подобной системы ощущается. Но в стране, по масштабам аналогичной России, решать проблемы развития отрасли она не может.

- В последние несколько лет банковский надзор в России серьезно совершенствовался, но система попрежнему остается излишнее зарегулированной. Это становится настоящим тормозом для развития банковских услуг, иногда просто приводит к обратному эффекту. К примеру, Банк России предъявляет жесткие требования к технической оснащенности вновь открываемых филиалов. Но банкамто надо создавать сеть быстро. И они нашли такую форму, как открытие допофисов или кредитнокассовых центров. А с точки зрения надзора, контролировать их на местах гораздо сложнее, чем филиалы.

- Что, на ваш взгляд, нужно поменять?

У нас ни в коем случае нельзя идти по пути высокой концентрации банковского бизнеса, сокращать число кредитных организаций в депрессивных и малодоступных регионах. Красноречивый пример - реализация национальных проектов. Государство изменило характер экономической политики, придав ей социальную направленность, а банковская система оказалась не готова проводить эти ресурсы изза недостатка банковских офисов.



Главная страница / Архитектура отрасли