Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Казахстанский газ переработают в оренбурге

Отсутствие горячей воды нынешним летом мы уже воспринимаем почти спокойно: сказались годы внушений - мол, без отключений не проведешь опрессовок (подачи в систему отопления и горячего водоснабжения воды под большим давлением), а значит, и не выявишь «тонких мест», проржавевших за зиму участков. Действительно, лето - пора восстановительных ремонтов. Созданный в советское время коммунальный ресурс вырабатывается стремительно, а вот замена оборудования и сетей идет медленно: всего на 1% в год против 10 - 15% в дореформенные времена. В итоге износ коммунальной отрасли приближается к критическим оценкам и составляет по отдельным секторам 70%. Это значит, например, что из 100 километров сетей 70 можно выкапывать и выбрасывать.

Иллюстрация: Андрей Колдашев

ПрорваВся система ЖКХ насквозь коррупционна, и помочь тут, кажется, не может уже ничто. Возьмем водно-сетевое хозяйство городов. Трубы изнашиваются как от старости, так изза плохого качества воды, циркулирующей в системе: на комплексы водоподготовки нет денег. Можно было бы проложить однажды и надолго более экологичный, нержавеющий и дорогой по сравнению со сталью пластик, но… С упорством, достойным лучшего применения, у нас предпочитают чинить стальные трубы, закапывая каждый сезон в землю колоссальные средства.

Коренное переоборудование - модернизация - носит пока точечный характер, на ее подготовку нужно множество времени и сил. А средства для этого требуются сопоставимые с консолидированным бюджетом того субъекта федерации, где собираются проводить ремонт. В основном деньги на модернизацию, если их не выделят из бюджета муниципалитета, поступают из тарифа. Но, как мы неоднократно писали (см., например, «Про коррозию и коррупцию», «Э-У» № 35 от 25.09.06), установление расценок в отрасли регулируется не экономическими потребностями, а политическими решениями.

Нашим немногочисленным пока частным коммунальным операторам до немцев, конечно, далеко, но в ремонтных работах у них относительный порядок. Здесь тоже умеют считать деньги (научишься, пока согласуешь инвестиционную программу по техперевооружению с муниципальными властями, думой, комитетами по благоустройству и озеленению, да еще и умудришься при этом вписаться в тариф). Например, в Перми коммунальный оператор «НовогорПрикамье» собирается в этом году отреставрировать один из самых старых участков водопровода. Километр старой трубы заменят на полиэтиленовую бестраншейным методом: новую протянут внутри старой, не делая при этом масштабных раскопок. Это позволит и снизить затраты на перекладку, и ускорить процесс. Все работы завершатся до конца июня: сроки увязаны с капитальным ремонтом дороги. Частные компании заинтересованы в том, чтобы делать раз и навсегда: они платят собственные деньги.

Я разговаривала на эту тему с сотрудником немецкой компании в 150тысячном Ингольдштадте. Мы назвали бы ее коммунальным оператором: она производит все виды коммунальных услуг - обеспечивает водоснабжение и водоотведение, электричество, газ, тепло. Так вот, самым невероятным открытием для него стал тот факт, что в любом российском городе можно найти «черную дыру»: место, где каждый год идет ремонт труб. «Мы даем гарантию на свою работу. Она составляет три года. И если в течение этого времени по нашей установленной вине на участке произойдет авария, мы будем менять там трубу за свой счет. Это дорогая работа и мы понесем большие убытки», - говорил он, трагически понижая голос. Похоже, в его копилке баек о русском бардаке добавилась очередная история: «Расскажу в Германии - не поверят»…

Формально муниципалитеты должны распределять коммунальные работы по тендеру. Именно тендеры призваны были победить ту систему, когда заказчиком, кошельком и приемщиком работ выступала администрация города или района. На деле конкурсную систему распределения все давно обходят. В маленьких городах просто негде взять еще одну компанию.

Но пока частных операторов в отрасли немного, единицы процентов. Гораздо больше некогда муниципальных, а теперь акционированных (причем в пользу тех, кто стоит у руля городской и/или коммунальной власти) предприятий. В маленьких городах и районах больших они формально разделены по услугам (водоснабжение, теплоснабжение и т.п.), но фактически подконтрольны нескольким людям. Такое акционирование, вроде бы задекларированное как оздоровление отрасли, расчищение коррупционных завалов, на самом деле великолепно встраивается в новую систему коррупции. Когда надо поменять трубу или провести работы не так, чтобы сделать хорошо, а чтобы просто освоить деньги.

Кроме этого, вся коммуналка давно обросла откатами. Если ты чужак, намерен войти на рынок и победить в тендере - готовь откат. Если хочешь, чтобы именно у твоей компании купили надежную и дорогую пластиковую трубу - готовь откат. «В первый раз мы были вынуждены дать такой откат, что сработали себе в убыток. Но если докажешь свою лояльность, ты обеспечен работой надолго. Тебе будет платить бюджет, а это значит, что будешь завышать стоимость работ. А подругому и не получится: нечего будет отдавать откатами, и в итоге понесешь убытки», - отмечает не пожелавший назваться предприниматель из Курганской области. «Мы раз 30 выходили с нашими предложениями, но коммунальщикам проще переложить стальную трубу раз в три года, чем ставить наш пластик на 50 лет», - отмечал на выставке «ЖКХ. Энергосбережение. Строительство» в апреле этого года представитель екатеринбургской компании. Непрозрачность расходования средств, закрытость информации (себестоимость перекладывания километра сети, оказывается, тайна) - все это только способствует развитию коррупции.

А в больших, где таких компаний множество, чужие к тендерам все равно не допускаются: кому хочется отдавать деньги на сторону? А вдруг хорошо сделают - так, что в будущем году не придется перекладывать? Вот и получается, что в тендерах участвуют подставные компании, а сам конкурс выигран заранее.

Кредиты предприятиям ЖКХ банки дают неохотно: срок окупаемости объектов 10 - 15 лет, а банки так рисковать не готовы. Да и преимущества лизинга перед кредитом в ЖКХ очевидны. При обычном кредите переданные заемщику средства могут быть израсходованы на любые цели. При лизинге право собственности на предмет лизинга остается у лизингодателя. Это не позволяет коммунальным предприятиям использовать заемные средства не по назначению. Да и инвестиции лучше защищены: лизингодатель может изъять у несостоятельного лизингополучателя предмет лизинга и продать его. Кроме этого, ряд страховых компаний выражает готовность застраховать финансовые риски (риски неполучения лизинговых платежей) лизингодателя при передаче предприятиям ЖКХ ликвидной техники и оборудования. В отдельных случаях страховые компании в качестве обеспечения принимают гарантии субъектов РФ.

Лизинг: дело хорошее, но… Итак, на пути решения наиболее острой для жилищно-коммунальных хозяйств проблемы замены оборудования и сетей стоят коррупция и излишне политизированные тарифы. Но отрасли нужны инвестиции. Для их получения есть два пути - кредит и лизинг.

Чтобы деньги за оборудование, взятое в лизинг, точно вернулись, компании требуют гарантии субъектов федерации. Но их получение - дело даже не долгое, а просто муторное. Предприятиям надо согласовывать саму возможность получения гарантии, а затем продавливать утверждение в бюджете: без этого гарантия не действует. «Даже выданная на несколько лет, но не обеспеченная бюджетом следующего года гарантия теряет силу. Поэтому сторонам по лизинговым сделкам нужно выработать механизм подтверждения включения в бюджет суммы гарантии на следующий финансовый год в договоре о выдаче гарантии, либо в договоре лизинга», - подчеркивает Юрий Шпиленко.

Тем не менее до недавнего времени сделки по лизингу в ЖКХ носили единичный характер: в реализации лизинга есть множество проблем, которые мешают ему стать массовым. «Лизингополучатели в основном - муниципальные предприятия. Но они в большинстве своем занимаются не бизнесом, а оказывают социальные услуги. Поэтому они зачастую просто не умеют готовить лизинговые проекты - иногда даже не могут рассчитать, способны ли вносить в срок лизинговые платежи. Отмечу и отсутствие у лизинговых компаний “длинных” денег для долгосрочных проектов финансовой аренды ЖКХ», - указывает начальник отдела экспертизы и кредитования Югорской лизинговой компании Юрий Шпиленко.

Сопоставление стоимости разных видов покупки оборудования для ЖКХСтатьи затратВарианты финансирования оборудования
стоимостью 100 руб.Покупка за свои средстваПокупка за счет кредитаФинансовый лизинг1.Стоимость объекта100


Таблица

100

100

24

Налог на прибыль24

Сумма % по кредиту-

-

-

20

10

Налог на имущество (срок амортизации 10 лет)10

Лизинговые платежи (ставка 20%)-

3,3

20

-

-

Остаточная стоимость-

Общая стоимость затрат134

-

123,3

154

Вывод очевиден: требуется комплекс законодательных и организационноуправленческих мер, обеспечивающих наличие в системе ЖКХ эффективных собственников имущества, создающих условия, при которых региональные бюджеты реально могли бы отвечать за инвестиционные процессы в отрасли. Но кажется, это никому не надо: откатить проще.

Частично проблемы преодолевают сами лизинговые компании с помощью штрафных санкций, пролонгации договоров, дополнительных гарантий, увеличения авансовых платежей. Но часть решить могут только федеральные и региональные власти. Необходимо предоставление государственных гарантий кредиторам, выделение бюджетных средств на цели лизинга на льготных условиях при ставках по кредиту не выше 5 - 6% годовых, как это происходит при проведении операций лизинга в сельском хозяйстве и авиастроении.


Оптимизм Грефа многим показался неожиданным. До сих пор вся государственная экономическая политика делала ставку на крупный бизнес и национальные компании. А теперь МЭРТ призывает развивать малый бизнес, называя его основой благополучия государства. Еще осенью прошлого года настроения были противоположными.

В начале июня прошло заседание совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве Российской Федерации, на котором выступил министр экономического развития и торговли Герман Греф. Центральная линия доклада - Россия во многом отстает от развитых экономических держав из-за слабого развития сектора малого и среднего предпринимательства (МСП). «Устойчивый сектор малого и среднего бизнеса обеспечивает рост уровня и качества жизни любой страны. Малые предприятия поставляют на рынок такие услуги, которые в силу экономических причин не производятся крупными корпорациями», - отметил министр. Глава МЭРТ озвучил основные целевые показатели развития МСП на среднесрочную перспективу. К 2020 году доля сектора должна составлять не менее 40% ВВП, доля населения, занятого в нем, - порядка 50%. Напомним: сегодня это не более 17% и 15% соответственно.

Первые результаты группа представила 4 октября 2006 года в рамках круглого стола «Стратегический аудит России». Тогда Портер заявил, что основная проблема нашей страны - однобокая сырьевая направленность и наличие массы вертикально интегрированных компаний (в мире их эффективность заметно снижается). С такой структурой, по его словам, России далеко до подлинно конкурентной экономики: «Чтобы стать конкурентоспособными, ключевые корпорации не должны строиться на концепции национальной безопасности. Концепция национальных лидеров умерла вместе с General Motors - в нее никто не верит. Сердце экономики - небольшие мобильные компании».

Американцы нам сказали…В 2005 году министерство экономического развития и торговли РФ и Центр стратегических разработок заказали группе ученых из Института стратегии и конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса под руководством профессора Майкла Портера исследование конкурентоспособности России и возможности применения «кластерной политики» для ее повышения.

Нынешнее заявление министра о том, что к 2020 году половина российской экономики будет приходиться на сектор МСП, может быть воспринято как смена приоритетов развития и даже как пересмотр всей модели отечественной экономики.

Заказчики исследования, а именно президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев и вицепремьер Александр Жуков, остались крайне недовольны выводами гарвардских исследователей. И Герман Греф согласился: их рекомендации мало соответствуют проводимой государством экономической политике.

Основные предложения министра сосредоточены в новом федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также в поправках к существующим федеральным законам (например, «О приватизации государственного и муниципального имущества»). Предлагаемые меры более отвечают, однако, принципу «искать где светло, а не где потеряли».

Послушай и сделай порусскиХочется верить, что увещевания знатоков из Гарварда не пропали зря, тем более что стоили они порядка 3 млн долларов (точная сумма не разглашается). На местах понимание необходимости развития МСП давно сложилось. Председатель комитета по развитию малого предпринимательства Свердловской области Евгений Копелян: «Монополистическую модель развития можно и нужно менять. В развитых странах тоже есть крупные корпорации, но они, как правило, окружены большим количеством маленьких фирм. Какието вещи проще делать на уровне большого концерна, но некоторые задачи ему просто невыгодно решать своими силами».

На территории бывшего СНГ элементы стимулирующей налоговой политики применяются разве что в Казахстане. Там малое предприятие регистрируется за три дня при предоставлении минимального пакета документов. В течение шести месяцев с момента регистрации предприятию предоставляются налоговые каникулы, проверки не проводятся, что, естественно, приводит к обильному появлению так называемых «оптимизаторов». Государство это осознает. На проведенной в конце прошлого года журналом «ЭкспертУрал» конференции «Кредитование малого бизнеса» Дмитрий Шадрин, начальник управления продаж малому бизнесу Народного банка Казахстана, сообщил: «За последние два-три года в Казахстане зарегистрировано порядка 625 малых предприятий, из них действующих - не более трети. Но наше государство настроено на развитие малого бизнеса, поэтому никаких карательных мер нет».

Дело в том, что Майкл Портер указал на существующую налоговую систему как на одно из коренных препятствий на пути развития малого бизнеса. Профессор назвал ее «ужасной, несправедливой, приводящей к ненужным расходам бизнеса». По его мнению, она носит подавляющий, а не стимулирующий характер. Не новость: действующая налоговая система направлена на «вытрясание» платежей с крупнейших налогоплательщиков. И менять ее никто не собирается: возможные послабления очень повредят этой цели.

Что растить будем?Курьез, но у нас до сих пор не сложилось адекватное восприятие категории «малый бизнес». По действующему федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства», основной критерий - численность сотрудников. Причем верхняя граница разнится по отраслям: в промышленности и строительстве - 100 человек, в научнотехнической сфере - 60, в розничной торговле - 3

Кроме налогообложения существуют и другие проблемы. Евгений Копелян: «Для нормального развития малого бизнеса государство должно, наконец, разобраться с проверками и надзором. Нужно сделать такие шаги, чтобы рынок стал максимально свободным, то есть управляемым, но не излишне контролируемым. Регулирование должно быть, но государство не вправе заменять собой рынок». Эти проблемы Герман Греф планирует решить внесением кардинальных изменений в федеральный закон «О порядке проведения контроля и надзора».

Очевидно, что европейское понимание малого бизнеса более адекватно с экономической точки зрения: для ключевых макропоказателей значимы размер выручки и прибыли, а не число сотрудников. Также понятно, что при изменении критериев отнесения к малым и средним предприятиям доля сектора МСП в экономике увеличится и при текущем уровне развития. Эта ситуация может напомнить 2002 - 2004 годы, когда происходила смена советского статистического классификатора, основанного на отраслевом принципе (ОКОНХ), на международный, базирующийся на видах экономической деятельности (ОКВЭД). Пересчет увеличил некоторые номинальные показатели, но реального роста, естественно, не прибавил.

Такое понимание не согласуется с европейским и американским. Во-первых, важнейшим критерием выделения сектора малых и средних предприятий в зарубежных методиках принят оборот (выручка). Согласно рекомендации Европейской комиссии для определения микро-, малых и средних предприятий (2003), к этому сектору относятся компании, чей годовой оборот не превышает 50 млн евро (1,7 млрд рублей). При этом предприятия с годовым оборотом от 10 до 50 млн евро классифицируются как средние, от 2 до 10 млн евро - как малые, до 2 млн евро - как микро. Во-вторых, ограничение по числу сотрудников заметно мягче, чем в российском законодательстве: по европейским рекомендациям - до 250 человек, а в США в некоторых отраслях - до 500.

Но все не так просто. Евгений Копелян: «Монополизм всегда отрицательно влияет на развитие малого предпринимательства. Например, у нас все энергоресурсы сосредоточены в одних руках - цены на подключение к энергоресурсам просто невозможные. В этой связи удивительно слышать возгласы разных политиков, что малый бизнес развивается только в сфере услуг и торговли. Даже не учитывая тот факт, что малый бизнес по своей природе ориентирован на население как на потребителя, очевидно, что для того, чтобы развить производство, нужно на старте затратить значительно больше ресурсов, в том числе на подключение к электросетям». Справедливости ради отметим: министр в докладе тоже уделял много внимания инфраструктурной проблеме, в частности энергоресурсам.

Для развития важна не столько доля в экономике, сколько структура сектора. Сейчас она подобна флюсу. «Торговля и сфера услуг наиболее распространенные отрасли в сфере малого бизнеса - на них приходится более 72% оборота всех малых предприятий. Промышленность и строительство на втором месте - 13,6% и 7%. На другие отрасли приходится менее 10%», - отметил Герман Греф. При заявленном развитии к 2020 году структура должна измениться: стимулирование развития малых предприятий в сфере услуг и жилищно-коммунальной сфере, образовании, здравоохранении, науке, транспорте и связи, по определению главы МЭРТ, - «важнейшая задача».

У каждого региона своя специфика, Свердловская область в принципе не должна по показателям совпадать с тем, что будет в среднем по стране. Рост сектора малого и среднего предпринимательства возможен не за счет проникновения малых предприятий в традиционные сферы большого бизнеса. Скорее, это новые, незанятые ниши или выполнение заказов для крупных промышленных предприятий. А наша область перенасыщена ими: машиностроение, металлургия, химическая промышленность и т.д. Поэтому у нас, я думаю, 50% работающих в малом и среднем бизнесе не будет никогда, такова специфика Среднего Урала», - заметил председатель комитета по развитию предпринимательства Свердловской области.

Также при рассмотрении целевых показателей и возможности их достижения стоит учитывать и региональные особенности. «Среднее по России и среднее по Свердловской области - разные вещи.

Половина работающих - это много. Откуда их привлечь? По мнению директора по развитию компании «Кадровые технологии» Галины Веричевой, «уровень приверженности работников на крупных заводах очень велик. Пусть они получают небольшие деньги, но зато там все привычное и родное. И те люди, которые не ушли в бурный перестроечный период, уже корнями вросли в свои предприятия. Это, конечно, не заслуга компаний, это уже человеческие стереотипы».

Откуда что возьметсяВ погоне за экономическими показателями не стоит забывать и об институциональных барьерах. Как известно, сложнее всего изменить человеческие привычки. Директор Аналитического центра Юрия Левады Лев Гудков: «Наше общество - еще полусоветское, где основная особенность экономической и политической культуры - пассивное приспособление к репрессивному государству или крупному предприятию. Эти навыки пассивной адаптации могут проявляться в самых разных вещах - желании не высовываться, подозрении в отношении богатых, развитии неформальных практик теневой экономики, коррупции. Все эти факторы блокируют развитие нормальной открытой рыночной экономики. Наше общество в принципе относится к мелкому и среднему бизнесу не негативно, но с большим сомнением».

В этом смысле система мотивации у малого и среднего бизнеса более гибкая, персонифицированная. По мнению директора компании «Кадровые технологии» Марины Нифантовой, «средний бизнес активно занимается отстройкой кадровых технологий и бизнеспроцессов, чтобы нарастить эффективность, сократить затраты. Целесообразность этого процесса он всегда может отследить. В крупных компаниях изменить принятые стандарты сложнее, и поэтому созданные когда-то “во здравие” системы мотивации сегодня могут стать реальным тормозом».

Разумеется, на крупных предприятиях система мотивации почти всегда действует по принципу «всем сестрам по серьгам». Далеко не для всех актуально наличие у завода на балансе детского сада.

Конечно, сформулированные Грефом целевые показатели развития сектора малых и средних предприятий - чистой воды оптимизм. Особенно если учесть, что рост пойдет не за счет проникновения в традиционные сферы большого бизнеса, а путем создания новых видов деятельности. При расширении сектора МСП до заявленных размеров к 2020 году ВВП России может только за его счет увеличиться почти на треть от текущего уровня. Вот только пути к заявленной цели неясны, предлагаемые улучшения не решают основных проблем, а препятствий - хоть отбавляй.

Есть, конечно, для сотрудников крупных предприятий и объективные мотивирующие факторы. Марина Нифантова, сославшись на результаты проведенного компанией исследования по методам нематериального стимулирования, сообщила: наиболее востребовано со стороны сотрудников дополнительное медицинское страхование. Пока программы ДМС и негосударственного страхования доступны только крупным предприятиям. В свою очередь, по ее данным, средние компании мотивируют большей заработной платой и ее переменной частью, при этом часто «серые схемы» сохраняются, социальные гарантии минимальны. Крупные же больше платят оклады и мотивируют бонусами по результатам длительного периода работы - за полугодие-год. «Белая зарплата» - там практически норма.



По словам начальника отдела коммерческой недвижимости агентства «Метрополия» Ивана Бойко, стоимость аренды офисных площадей на этой территории в среднем составляет 800 рублей за кв. метр в месяц, торговых площадей - 2 - 2,5 тыс. рублей. Каждый год она увеличивается на 7 - 8%. По этим расчетам, к 2011 году за 50 тыс. кв. метров при полной загруженности можно получать около 110 - 120 млн рублей в месяц. Кроме того, прибыль способны приносить ресторан и смотровая площадка, которые предполагается построить в верхней части башни. Правда, пока у инвестора имеется лишь предварительный проект реконструкции сооружения и застройки территории.

Самый известный долгострой Екатеринбурга начнет функционировать через 28 лет после начала возведения
Согласно условиям тендера, победитель должен за счет собственных средств достроить башню высотой 220,4 метра и общей площадью 10 тыс. кв. метров (на реконструкцию уйдет 472 млн рублей), а также создать комплекс торгово-офисной недвижимости площадью минимум 50 тыс. кв. метров. В собственности РФ останется сама башня и 2,35 тыс. кв. метров офисных зданий в прилегающем комплексе, остальные площади будут закреплены за инвестором. Срок реализации проекта - 3,5 года. Время вывода на самоокупаемость генеральный директор ООО «Сэлтехком» Александр Авачев определить затруднился.Очевидно: инвесторы согласились достраивать башню ради получения земельного участка в центре города. По словам Александра Авачева, затраты будут компенсироваться в основном за счет сдачи в аренду площадей развлекательного назначения: «Игрокам телевизионного и сотового рынка башня неинтересна - современные технологии передачи сигнала, цифрового телевидения позволяют добиваться нужного покрытия без использования высотных зданий».


Плановый объем закупок газа с Карачаганакских площадей составит 15 млрд кубометров газа в год, срок действия соглашения - 15 лет. Участие в капитале СП паритетное: Газпром внесет активы Оренбургского завода, «Казмунайгаз» заплатит 350 млн долларов. Поимо того, обе стороны внесут по 250 млн долларов для запуска проекта. Основная часть переработанного газа уйдет оренбургским газоперерабатывающим заводам на экспорт, от 3 до 5 млрд кубометров вернутся на рынок Казахстана.

Переговоры о создании газоперерабатывающего СП начались еще в 90х годах. Казахстанские газовики рассматривали вариант самостоятельной переработки газа месторождений республики, прежде всего крупнейшего в стране Карачаганакского (запасы - 1,3 трлн куб. м газа), чтобы затем заполнить проектируемый Транскаспийский газопровод. В июле 2006 года правление Газпрома одобрило создание СП (см. «Медленно, но верно», «Э-У» № 27 от 17.07.06) и убедило в эффективности этого проекта коллег в Казахстане. В конце марта этого года глава МИД Казахстана Марат Тажин заявил, что целесообразность Транскаспийской магистрали, минующей Россию, «не доказана», а в середине мая Астана подписала соглашение с Москвой о строительстве Прикаспийского газопровода через российскую территорию. 1 июня Газпром и «Казмунайгаз» заключили соглашение о создании СП с объемом переработки газа на первоначальном этапе до 5 млрд кубометров, затем до 16 млрд кубометров в год. По мнению аналитика ИК «Атон» Артема Кончина, вероятнее всего в ходе переговоров Газпрому пришлось пойти на уступки: не исключено, что он обязался брать газ у СП по более высокой цене.

Оренбург

Контракт позволит избежать потенциального ресурсодефицита области. Оренбургское газоконденсатное месторождение, традиционный источник газа Оренбургского ГПЗ, близко к истощению.



Главная страница / Архитектура отрасли