Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

О механизмах, перспективах и технологиях предоставления универсальной услуги связи



На сегодняшний день универсальное обслуживание – единственный финансовый механизм, который способен в обозримые сроки решить проблему телефонизации регионов Российской Федерации. Этот механизм создаст стимулы для работы операторов на экономически непривлекательных территориях.

Введение системы универсальных услуг связи – рыночный механизм, направленный на развитие конкуренции и в большинстве стран мира являющийся необходимым условием для демонополизации рынка услуг связи. Центральной его идеей является гарантия государства оказывать определенный набор услуг связи любому пользователю на всей территории страны с установленным качеством и по доступной цене.

Федеральным законом «О связи» (ст. 57) гарантировано предоставление следующих универсальных услуг связи:

услуги телефонной связи с использованием таксофонов (хотя бы один таксофон в каждом населенном пункте), обеспечение бесплатного доступа к экстренным оперативным службам;

услуги по передаче данных и предоставлению доступа в сеть Интернет с использованием пунктов коллективного доступа – «в поселениях с населением не менее чем 500 человек».

Порядок и конкретные сроки начала оказания универсальных услуг населению регламентированы постановлениями Правительства РФ от 21.04.2005 г. № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи» и от 22.04.2005 г. № 248 «Об утверждении Правил проведения конкурса на право оказания универсальных услуг связи».

Петербургские компании–операторы связи активно внедряют в свою работу передовые телекоммуникационные технологии, совершенствуя городскую инфраструктуру связи и расширяя спектр предоставляемых услуг. Санкт-Петербург занимает второе место в России по объему услуг предоставления доступа в Интернет.

С учетом достигнутого уровня развития информационно-коммуникационных технологий в Санкт-Петербурге реализация универсальных услуг связи в Российской Федерации (в том числе на территории Северо-Западного федерального округа) обеспечит сохранение городского уровня использования современных инфокоммуникационных технологий в случае временного пребывания горожан за пределами Санкт-Петербурга. К сожалению, в соответствии с планами Федерального Агентства связи РФ, это произойдет только в 2008 г.

Для таких областей, как Псковская, Новгородская и т. д. (если говорить о Северо-Западном регионе), это проблема животрепещущая. Идея, закрепленная в действующем законе, своевременна. На нее много нареканий, но на все новое всегда много нареканий.

Пока ясно то, что Мининформсвязи часть средств, которыми оно управляет, пытается направить на решение очень трудных задач. Дешевых качественных услуг не бывает, и здесь надо решать целый ряд социальных проблем. Это не технические и не финансовые проблемы. К сожалению, сейчас есть больше вопросов, чем ответов. Вопросов очень сложных: пока нет практики, нет опыта.

На сегодняшний день на территории Северо-Западного федерального округа – регионе обслуживания «Северо-Западного Телекома» – проблемы телефонизации и предоставления самых современных телекоммуникационных услуг населению решены на 90%. Конечно, существуют труднодоступные населенные пункты, где выполнение этих задач технически сложно и требует высоких затрат. Институт универсальной услуги связи, специально созданный для разрешения проблемы телефонизации сложных территорий и обеспечения доступа к инфокоммуникациям каждого россиянина, является крайне своевременным и разумным решением, проявлением заботы государства о своих гражданах. Подобный институт предусмотрен нормами регулирования Евросоюза и законодательством ряда европейских стран, действует во многих странах, например, в США, Канаде, Чили, Франции.

Реализация универсальных услуг положительно повлияет на развитие инфокоммуникаций Северо-Западного региона. Однако массовый спрос на эти услуги может родиться лишь после их наглядной демонстрации. При повышении спроса со стороны населения к таким услугам, оператор может задуматься о дальнейшем развитии в этом населенном пункте более полноценных услуг связи.Да, но с условием активного привлечения региональных операторов.

На наш взгляд, применение механизмов отбора на тендерной основе является оптимальным вариантом. С помощью тендера и заданных параметров – суммы средств, необходимых для реализации механизма оказания универсальной услуги связи, и соответствия срокам – мы имеем возможность выбрать оператора, чьи условия в наибольшей мере отвечают поставленным задачам.

Если вдруг оператор, выигравший конкурс, по каким-то причинам не приступает к выполнению обязательств, законодательством предусмотрена процедура передачи права на оказание данных услуг оператору, который по итогам конкурса занял условное «второе» место.

С экономической точки зрения, конкурсные процедуры выбора оператора универсальной услуги являются наиболее оптимальными, так как победителем конкурса признается участник, конкурсное предложение которого содержит наименьший размер ежегодного возмещения убытков. Если в двух и более конкурсных предложениях содержится равный размер ежегодного возмещения убытков, победителем признается участник конкурса, предложение которого содержит наименьший планируемый срок до начала оказания универсальных услуг связи на конкурсной территории.

Разумеется, наиболее справедливым и прозрачным способом выбора операторов универсальной услуги является тендер, отбор на конкурсной основе. А вот как оператор, победивший в тендере, обеспечит выполнение конкурсных условий, можно будет судить только по факту. Однако риск некачественной или неполной реализации универсальной услуги крайне низок, в силу заинтересованности оператора в возврате инвестиций, возмещение которых предусмотрено только после полного выполнения всех заявленных условий.

Тендер поможет проявить подготовленность оператора, обеспечить наиболее полную и качественную реализацию услуг, предоставив список используемого оборудования, технологий и средств предоставления данной услуги. Ленинградская область очень сложный регион с точки зрения внедрения таких услуг, так, например, по данным на конец 2005 г., нетелефонизированными остались 12334 населенных пункта. Фонд универсального обслуживания будет сформирован за счет отчислений 1,2% с оборота операторов сетей связи. По оценкам руководителей Мининформсвязи, это позволит в течение ближайших 2–3 лет решить проблему не телефонизированных населенных пунктов. Например, в США операторы отчисляют в аналогичный резерв 4,7–5%. Сейчас нет никаких оснований считать инициативу Мининформсвязи излишне обременительной или неэффективной.

Механизм и величина отчислений операторов в фонд универсального обслуживания, предусмотренные в нормативно-правовых актах, были определены специалистами-экономистами и согласованы в целом ряде ведомств. Мы также активно консультировались непосредственно с операторами и уделяли много внимания тому, чтобы учесть их интересы в полной мере. Уверен, выработанные условия не смогут негативно повлиять на деятельность участников рынка.

По данным Мининформсвязи, объем рынка в 2005 г., с которого будут идти отчисления, оценен в 360 млрд руб. Это означает, что в резерв поступит 4,32 млрд руб. (в 2006 г. планируется получить 7,2 млрд руб.). Хватит ли этих средств на телефонизацию и интернетизацию всех 46 тыс. населенных пунктов, пока непонятно. Это станет ясно после того, как заработает механизм универсальной услуги. Если объема резерва будет недостаточно, то, вероятно, размер отчислений для операторов будет увеличен. Последнему обстоятельству телекоммуникационные компании вряд ли обрадуются, в отличие от победителей конкурсов.

Предусмотренный законом размер отчислений от выручки операторов разумен, не слишком обременителен для любой компании и соответствует мировой практике.

Повлечет ли это обстоятельство рост тарифов у операторов-«доноров»? В принципе, не должно: нельзя одной рукой делать благое дело, а другой – дурное. Наши тарифы регулирует государство в лице ФСТ, которая не допустит риска дискредитации самой идеи универсальной услуги. Тем более что решения ФСТ основываются на нормах, компенсирующих затраты оператора в пределах инфляционных издержек. Со своей стороны, оператор осознает, что повышение цен на свои услуги повлечет за собой потерю конкурентоспособности.Судя по выступлениям региональных операторов на конференциях Ассоциации отечественных производителей и потребителей радиорелейных систем связи (АПОРРС), альтернативные операторы не удовлетворены своим участием в этом деле и претендуют на оказание универсальных услуг в своих регионах.

В конкурсах могут участвовать любые компании, обладающие необходимым лицензионным пакетом и возможностями для развертывания инфраструктуры оказания услуг. По результатам уже проведенных конкурсов можно сказать, что тема универсальной услуги связи пользуется популярностью у широкого круга операторов, и многие из них готовы выступить в новом качестве.

Нормативными документами не предусмотрено ограничений на участие операторов в конкурсе на право оказания универсальных услуг связи.

Убыточными для операторов универсальные услуги будут только на первых порах (около года), пока не окупятся капитальные затраты, после чего на них можно будет зарабатывать.

Никаких особых ограничений на участие в тендерах по универсальной услуге у альтернативных операторов нет. Но, как говорится, «сапоги должен тачать сапожник…» К примеру, если взять почтовых операторов, то оказывать телекоммуникационные услуги они не имеют права, но могут рассматриваться в качестве «места предоставления услуги» и участвовать в совместной реализации проекта. Побудительными мотивами для компаний являются расширение рынка и рост бизнеса.

Несмотря на то, что альтернативные операторы имеют меньше возможностей для победы в тендере в силу специфичности деятельности и сфокусированности на коммерческого потребителя, возможность их участия не исключается. Однако основными игроками на рынке универсальных услуг, будут все же МРК и операторы, обладающие собственной разветвленной инфраструктурой доступа по всей области. Главным коммерческим побудителем для операторов может стать их заинтересованность в образовании точек присутствия в самых удаленных уголках региона.

Территория России – более 17 млн км2, плотность населения – 8 человек на км2. Значительная часть (41%) площади покрыта лесами, большие участки составляют заболоченные земли и торфяные болота. Из-за этого недостаточно развита наземная инфраструктура связи. Оптимальными средствами связи, особенно на местном и зональном уровне, являются радиорелейные и беспроводные, в том числе спутниковые.

Внедрение механизма универсального обслуживания соответствует современной международной практике развития телекоммуникационной отрасли. Универсальное обслуживание используется в большинстве стран мира: в Австралии, Канаде, США, Австрии, Дании, Италии, Швейцарии и др. Причем пакет услуг в разных странах имеет разное наполнение. Например, в Испании к универсальному обслуживанию относятся таксофоны общего пользования, бесплатная справочная служба. В США – услуги междугородной телефонной связи. В Швеции и Финляндии – обеспечение высокоскоростным широкополосным доступом в Интернет каждой семьи.

Опыт этих и ряда других стран показывает, что при соблюдении принципов прозрачности, равенства, конкуренции, относительной необременительности и объективности, внедрение системы универсального обслуживания стимулирует инвестиции частного сектора в развитие сетей связи. И думается, что Россия не станет исключением.

Рынок телекоммуникаций предлагает широкий спектр соответствующего технологического оборудования. Оптимальность технологических решений зависит от местных условий. С экономической точки зрения, оптимальность будет обеспечена конкурсными процедурами выбора оператора универсальных услуг.

С 10 февраля 2006 г. в России начали работать первые универсальные таксофоны, позволяющие не только звонить, но и принимать звонки. Аппараты рассчитаны на работу по проводным и спутниковым каналам связи, устойчивы к внешнему воздействию, выдерживают жару и холод, гарантируют долговременную связь даже после отключения электропитания.

На мой взгляд, сегодня уже могут применяться все технологии. Но поскольку речь идет о труднодоступных территориях, то наиболее перспективными являются широкополосные радиотехнологии, позволяющие предоставить не только голосовую связь, но и высокоскоростной Интернет.

В ряде случаев вполне приемлемо стандартное оборудование, хотя есть и специальные разработки. В качестве примера можно привести продемонстрированный Леонидом Рейманом на выступлении в Государственной Думе таксофон, предназначенный для реализации именно универсальной услуги.

Технологической основой предоставления универсальных услуг, безусловно, должна быть технология IP, лишь в этом случае можно рассчитывать на перспективное развитие. Главным подходом к предоставлению универсальных услуг в Северо-Западном регионе должен стать оптимально экономичный метод внедрения, с перспективой дальнейшего роста. Транспортом в этих случаях могут выступать самые разные системы, наиболее востребованные – xDSL, Pseudo-Wires, РРЛС, WiMAX и др.

Правительством РФ приняты соответствующие постановления по нормативному обеспечению организации оказания универсальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. № 241 утверждены Правила оказания универсальных услуг;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. № 242 утверждены правила государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. № 243 утверждены Правила формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. № 246 утверждены Правила возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 248 утверждены Правила проведения конкурса на право оказания универсальных услуг связи. Подготовлен комплект типовых документов для организации и проведения конкурсов на оказание универсальных услуг связи, в том числе договор с соответствующими требованиями к комплексу технических и программных средств, используемых для оказания универсальных услуг.

Совсем не обязательно, что такие отношения возникнут – оператор, занимающий существенное положение в регионе, сам может стать провайдером универсальной услуги, победив в тендере. В других случаях мы будем строить отношения цивилизованными методами.

Что касается проработанности нормативной базы, то, разумеется, идеальных документов не бывает, любой документ за время своей жизни претерпевает изменения и актуализируется. Это естественный процесс. Нормативная база по универсальной услуге вполне достаточна для того, чтобы процесс стартовал.

Главная страница / Архитектура отрасли