Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Мировой рынок IP-телефонии

Сегодня IP-телефония постепенно замещает традиционную – все больше и больше традиционных операторов переводят свои сети на IP или объявляют о планах такого перевода. Самые громкие проекты крупнейших операторов последних лет – это проекты по переводу их сетевой инфраструктуры на IP и внедрения IP-сервисов.

Хотелось бы выделить основные моменты, характерные для современного мирового рынка IP-телефонии.

1. В качестве средства транзита дальнего трафика IP-телефония уже «победила» – обогнала традиционную телефонию, сегодня более половины мирового международного трафика передается через IP.

2. В последние два-три года начала развиваться «абонентская» IP-телефония, т. е. когда в качестве абонентского терминала выступает IP-телефон или IP-шлюз и услуга голосовой связи предоставляется через широкополосное IP-подключение. Это явление принимает самые разнообразные формы: и традиционные операторы предлагают такие услуги своим абонентам, как замену традиционной телефонии или ее дополнение, и новые операторы типа Vonage – всем желающим, в любой точке земного шара через Интернет, и совсем уж экзотические проекты типа Skype – когда голосовая связь осуществляется на базе программного клиента.

3. Будущее телекоммуникаций вообще связывается сегодня с аббревиатурой IMS – IP Multimedia Subsystem, т. е. с IP-телефонией, с IP-коммуникациями, архитектура IMS, появившись в качестве архитектуры 3G сетей (сетей мобильной связи), быстро распространилась и на проводные сети.

4. Но происходит не простой replacement традиционной телефонии, а paradigm shift, смена парадигмы. Меняется нечто гораздо большее, более широкое, чем технологическая «подложка» услуги телефонной связи, меняется само понятие «связь», меняются организационные формы и способы зарабатывания денег, рушатся складывавшиеся десятилетиями отношения и цепочки, возникают совершенно новые возможности и утрачивает перспективу привычная деятельность.

5. Главным вопросом в «отчетливости» и «видимости» происходящего сейчас «великого перелома», этой смены парадигмы является проблема распространенности и массовости широкополосного IP-доступа. Правительства развитых стран рассматривают его как вопрос национальной безопасности и конкурентоспособности государства на мировой арене. Неслучайно президент США Джордж Буш еще в прошлом году заявил, что к концу 2007 г. каждый американский дом будет снабжен широкополосным IP-подключением. Как он метко выразился, «third pipe» – «третьей трубой», т. е. наряду с водопроводом и электричеством в каждом доме должна быть инфокоммуникационная «труба». Кстати, и wireless также имеет отношение к этому – мобильная связь постепенно становится широкополосным IP-подключением – сети 3G (IMS-архитектура). Востребованность разнообразных не традиционных голосовых и мультимедийных сервисов растет. В Москве всюду реклама Skylink как мобильного средства IP-доступа.

6. Превращение «третьей трубы» в единую инфокоммуникационную «пуповину», связывающус времени. О том, как ее создание изменит жизнь широких масс, пока можно лишь догадываться, но что изменения будут очень серьезными – не вызывает сомнений.

Изменения коснутся очень многого – того, как люди работают, как они проводят досуг, как они учатся и общаются.

7. Одним из наиболее важных аспектов этого «великого перелома» будет перестройка операторских бизнес-моделей, которая уже началась. В традиционном телекоме бизнес-модель была одна. Оператор был один – национальный телефонный монополист, сеть была одна – телефонная сеть с коммутацией каналов, и услуга была одна – услуга телефонной связи. Бизнес-модель заключалась в том, что оператор продавал «связь» – телефонные каналы и минуты телефонного трафика своим клиентам. Исторически сложилось так, что местный трафик стоил дешево, а междугородный и международный – дорого. Причем рынок очень долго был неконкурентным – демонополизация рынков связи прошла в развитых странах лишь 10–15 лет назад. Сегодня, во-первых, расширился «ассортимент» – появилась сотовая связь и стала «убийцей» традиционной телефонии – сейчас слово «телефон» чаще всего означает «сотовый», доступ в Интернет и разнообразные интернет-сервисы, IP-телефония, корпортивные сети передачи данных и множество приложений, «живущих» в них. Во-вторых, операторов стало много, они стали разными, появилось множество новых операторов, в том числе и таких, бизнес-модели которых были невозможны прежде. Традиционные операторы, мобильные операторы, виртуальные операторы (MVNO), операторы IP-телефонии, интернет-провайдеры, поставщики контентных услуг – the names just a few. Многие из этих компаний-операторов не имеют собственной сетевой инфраструктуры и являются чисто сервисными, т. е. их бизнес – это бизнес по продаже именно разнообразных услуг поверх имеющегося connectivity – связи с внешним миром, а не бизнес обеспечения этим connectivity, т. е. собственно связью. Это, например, компании, занимающиеся мобильным контентом, типа Vonage или Skype, предоставляющие коммуникационные услуги через Интернет, Google или Яндекс.

Таким образом, телекоммуникационный рынок, во-первых, развивается, усложняется его внутренняя структура, во-вторых, перестает быть просто телекоммуникационным – все большее значение приобретают информационные технологии – он постепенно превращается в инфокоммуникации.

8. На очереди – серьезные изменения рынка средств массовой информации и контента. Все в курсе, какие проблемы у продавцов и владельцев контента (музыки, фильмов) возникли за последние несколько лет и как неважно чувствуют себя многие газеты и журналы из-за конкуренции с интернет-сайтами. Буквально в последние год-два всерьез зазвучала тема Video-over-IP – предоставления видеоуслуг (телевидение, видео по запросу и т. д) через широкополосное IP-подключение. Врожденная интерактивность IP-телевидения, наличие (впервые в истории) обратной связи со зрителями сулят чрезвычайно большие изменения в существующих вещательных и контентных бизнес-моделях.<рудности испытывают сейчас национальные администрации связи по всему миру из-за неадекватности сложившейся (телефонной) системы регулирования отрасли связи новым реалиям. Проблем очень много – от невозможности «вписать» IP-телефонию в имеющиеся организационные схемы и правила регулирования, до фактической невозможности реализации в существующем виде в IP-сетях системы оперативно-розыскных мероприятий – СОРМ’а.

IP-телефония сама по себе явилась лишь «спусковым крючком» для этого грандиозного всемирного процесса, для которого пока еще нет названия и который пока условно можно называть рождением IP-коммуникаций. Появление и развитие IP-телефонии непосредственно затронуло сами основы отрасли связи, поставило «вопрос ребром». И дело вовсе не в ней самой, как принято говорить сейчас в профессиональной среде IP-коммуникационщиков – «voice is just another application». Дело в том, что на базе глобальной IP-связности будет «жить» огромное количество самых разных услуг, в том числе и таких, о которых мы сейчас даже не подозреваем. Как еще тридцать лет назад невозможно было представить, что телефон можно всегда носить с собой в кармане, так и через еще несколько десятилетий как повседневность будут восприниматься вещи, которые сегодня и представить-то нельзя. Например, как глубокий анахронизм будут восприниматься, например, телефонные номера – ведь уже сегодня, пользуясь сотовыми телефонами, люди чаще всего звонят не по «номеру», а по «имени-фамилии». И термин IP-телефония отомрет за ненадобностью – и потому, что другой телефонии просто не останется, и потому, что кроме «телефонии» как возможности поговорить с кем-то голосом будет масса разных коммуникационных сервисов...

Главная страница / Архитектура отрасли