Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Идентификация по голосу

Среди систем биометрической идентификации наиболее широкое распространение (71% рынка) получили дактилоскопические системы, основанные на сравнении папиллярных узоров ладоней или пальцев рук. А вот возможность идентификации человека по рисунку радужной оболочки глаз, чертам лица, а тем более по особенностям голоса большинством граждан воспринимается как элемент научной фантастики.

Тем не менее, по сообщению Российского биометрического портала, два зарубежных банка объявили о внедрении систем идентификации клиентов по голосу. Важно отметить, что в этих банках подавляющее большинство операций со счетами клиентов производятся с использованием телефона или Интернета.

Каковы же эти новые возможности? Рассмотрим их на примере технологий VoiceKey и VoiceNet, разработанных в компании «Центр речевых технологий».

Идентификация или верификация в технологиях VoiceKey и VoiceNet осуществляется по парольным фразам длительностью от 5 секунд или фрагментам спонтанной речи продолжительностью более 16 секунд. Обе технологии используются в качестве индивидуальных характеристик голоса положения резонансных максимумов в спектре голоса, что обеспечивает надежную работу в условиях шумов и незначительных изменений эмоционального состояния человека. Но если VoiceKey ориентирован на сигналы микрофонного качества, то VoiceNet изначально адаптирован к работе с телефонными каналами.

Итак, что же дают эти технологии?

Возможность удаленной идентификации (сравнения с конкретным эталоном) или верификации (поиска в базе эталонов) клиентов.

Сложность или даже невозможность для злоумышленника имитировать голос с помощью магнитофона. Во-первых, системы идентификации способны контролировать сразу несколько признаков, отличающихся от тех, что используются в речеслуховой системе, во-вторых, при воспроизведении записанной речи через миниатюрные громкоговорители в сигнал вносятся искажения, препятствующие идентификации говорящего.

Невозможность идентификации человека, находящегося под угрозой насилия, поскольку эмоциональное состояние говорящего оказывает существенное влияние на характеристики голоса и речи.

- Возможность повышения надежности аутентификации за счет одновременного использования технологий идентификации по голосу и распознавания речи (произнесенного пароля).

Конечно, логическим продолжением достоинств технологий распознавания личности по голосу являются и некоторые их недостатки, которые нельзя обойти вниманием.

Голос, в отличие от папиллярных узоров пальцев или ладоней, меняется с возрастом. Таким образом, клиентам придется периодически обновлять хранящийся в системе эталон речи.

На голос оказывает влияние физическое и эмоциональное состояние человека в момент речевого акта. Так, например, система может не узнать человека, если он находится в состоянии алкогольного опьянения или у него во рту жевательная резинка, или он только что установил рекорд в беге.

Надежность работы системы в значительной степени зависит от качества канала передачи речевого сигнала к системе идентификации, в частности, от таких его характеристик, как частотный диапазон, уровень нелинейных искажений, отношение сигнал/ шум, неравномерность частотной характеристики. Наивысшая надежность работы обеспечивается в том случае, когда эталон голоса клиента и его запрос поступают по одному и тому же каналу, например, телефонному.

В рамках одной короткой статьи невозможно раскрыть все особенности технологий, используемых для идентификации личности по голосу и особенностям речи. Но даже краткий перечень предоставляемых возможностей позволяет убедиться, что преимущества их очевидны.

Главная страница / Архитектура отрасли