Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Российский рынок ИТ-услуг: уже большой, но еще не зрелый

Рынок ИТ-услуг в развитых странах мира является крупнейшим из сегментов ИТ-рынка. В Центральной и Восточной Европе пока иная ситуация, однако темпы роста ИТ-рынка в этом регионе существенно выше западноевропейских, а структура его сегментов неуклонно меняется в сторону западноевропейской.

Российский ИТ-рынок по своей структуре близок к рынкам Центральной и Восточной Европы. Что касается темпов роста его сегментов, то они остаются самыми высокими в мире, превышая показатели большинства развитых стран мира в разы.

Динамика роста российского рынка ИТ-услуг (3,1 млрд долл. в 2006 г.) на ближайшие пять лет составляет, по консервативному сценарию «Эльдорадо» (согласно модели развития российского ИТ-рынка, разработанной Аналитическим центром REAL-IT Лиги независимых экспертов ЛИНЭКС), примерно 20% в год, что превышает показатели наших соседей по региону (Польша – 1,7 млрд долл. и 15,3%, Чешская республика – 1,2 млрд долл. и 9,5%), а также выше показателей трех других участников группы BRIC (Бразилия – 7,1 млрд долл. и 13,2%; Индия – 3,5 млрд долл. и 15,7%; Китай – 6,1 млрд долл. и 17,9%).

Упомянутый консервативный сценарий (наиболее близкий к сегодняшнему состоянию рынка) – далеко не единственный из возможных. Модель включает также сценарии «Новый курс» (название говорит само за себя), «На всех не хватит» (сценарий развития рынка при стабилизации цен на нефть), «Кошмар» (длительное падение цен на нефть) и «Утопия» (переход России к постиндустриальной модернизации).

Каковы бы ни были сценарии развития российского ИТ-рынка, системообразующая роль его сегмента – рынка ИТ-услуг – с каждым годом становится все очевиднее. Это обусловлено не только собственными количественными показателями бизнеса ИТ-услуг, но и тем, что продажи определенных типов ИТ-услуг (в первую очередь ИТ-консалтинга и системной интеграции) стимулируют продажи оборудования и ПО. В результате поставщики получают так называемые наведенные (leveraged) продажи оборудования и ПО, стимулированные предыдущими или параллельными продажами ИТ-услуг тем же клиентам. Характерно, что объем «наведенных» продаж оборудования и ПО уже сейчас существенно превышает в России суммарный объем продаж всех типов ИТ-услуг, а динамика его роста выше, чем у самостоятельных продаж оборудования и ПО.

Таким образом, интересы ИТ-сервис-провайдеров (ИТ-СП – компаний, бизнес которых среди прочего включает предоставление ИТ-услуг) на российском ИТ-рынке в наступившем году будут определяться «стоящими на кону» без малого 9 млрд долл. (3,72 млрд долл. ИТ-услуг плюс 5,175 млрд долл. «наведенных» продаж оборудования и ПО с учетом прогнозируемого роста рынка). А это уже совсем немало, и такому рынку пора становиться цивилизованным. Однако здесь, к сожалению, возникают затруднения.

В опубликованном в прошлом году международном рейтинге 37 стран мира, отражающем уровень зрелости национальных рынков ИТ-услуг, Россия заняла последнее место. Отечественный рынок является пока чисто сервисным, обслуживающим нужды различных отраслей экономики. Растет экономика – требуется больше ИТ-услуг, равно как и услуг юристов, курьеров, водителей, переводчиков и т. д. В развитых же странах, вступивших в постиндустриальную экономику знаний, ИТ превратились в «нервную систему» отдельных предприятий, отраслей, рынков и всей национальной экономики в целом, решающую одну главную задачу – обеспечение максимальной эффективности (конкурентоспособности) бизнеса. Как и во всякой «нервной системе», информация позволяет управлять скоростью и качеством бизнес-процессов, а автоматизация – оптимизировать их. В результате повышается эффективность бизнеса. Вследствие этого кардинального изменения роли ИТ в бизнесе аналитики Forrester Research уже предложили отказаться от понятия «информационные технологии» и начать использовать вместо него понятие «бизнес-технологии», а эксперты ЛИНЭКС даже разработали так называемую БТ-парадигму® (парадигму бизнес-технологий).

Главная страница / Архитектура отрасли