Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

IT государственного масштаба - электронное правительство

Современные процессы, происходящие у нас в стране, требуют принципиально новых подходов к информационным ресурсам. Сейчас вопросы информатизации стали по-настоящему актуальными – очевидно, что без IТ-составляющей работать уже нельзя. Главная цель информатизации государственных органов власти – построение электронного правительства.

Обсуждению достигнутых результатов и проблем, возникающих в процессе создания единого информационного пространства органов власти, была посвящена

II Всероссийская конференция «Единая государственная система управления и передачи данных: муниципалитеты, регионы, округа», прошедшая в середине июля 2005 г. Организаторами конференции выступили Ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ Центрального ФО «Центрально-Черноземная» и компания Huawei Technologies – в качестве генерального спонсора. Мероприятие было поддержано Минэкономразвития и Мининформсвязи.

Григорий Федоров, председатель исполкома Ассоциации, в своем выступлении отметил, что развитие инновационных секторов экономики, в том числе отрасли ИКТ, является определяющим при формировании новых двигателей экономического роста. По словам Михаила Есипова, заместителя председателя Ассоциации, острая необходимость повысить эффективность государственного управления стала главной причиной внедрения IТ в органы власти. В этом процессе все более критичным становится временной фактор. Если в ближайший период не будет сделано реальных шагов, время будет упущено. При этом не стоит ждать указаний сверху, сейчас развитие ситуации зависит только от действий и инициативы регионов.

На конференции отмечалось, что информационная поддержка принятия управленческих решений – одна из ключевых задач в управлении регионом. Это важнейший результат процесса региональной информатизации. Вообще, задача региональной информатизации считается решенной, если любой пользователь в регионе может получить любую нужную ему информацию в любой момент времени в любом месте.

В ходе дискуссии участники конференции, среди которых были представители 23 регионов России: Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Новгородской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Ульяновской, Ярославской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Республик Дагестана и Бурятии, Ханты-Мансийского АО, называли ряд проблем, тормозящих внедрение ИКТ. Прежде всего это недостаточное финансирование проектов по информатизации, пассивность федеральной власти и отдельных министерств и ведомств, отказ от политики консолидации усилий, закрытие информационных баз данных и неготовность предоставлять и синхронизировать данные, несовершенство нормативно-правовой базы, обеспечивающей межведомственное информационное взаимодействие, и отсутствие единой научно-технической политики и системного подхода к проектам ИКТ. Нерешенными остаются важные вопросы: кто и как должен разстемы, проектировать программные комплексы, эксплуатировать их, как обеспечить согласование проектных решений с технической политикой на федеральном уровне, как обеспечить режим информационной безопасности. Вопросов очень много, и, к сожалению, в рамках конференции не на все из них были даны ответы.

Однако, оценивая современное состояние информатизации в регионах, было отмечено, что за последние два-три года в администрациях регионов РФ произошли значительные изменения. Практически все регионы России начали разрабатывать программы формирования информационного общества, а некоторые даже приступили к их реализации. Во всех администрациях создан или создается выделенный исполнительный орган по информатизации и связи (комитет, управление, департамент и т. д.), которому придается большое значение. Во многих администрациях бюджет региона по информатизации выделен отдельной строкой. Ранее все расходы на ИКТ были разбросаны и «скрыты» по различным статьям. Идет формирование института CIO – первых лиц в регионе, персонально ответственных за формирование политики ИКТ в регионе.

Масштабы IТ-проектов и региональных, и федеральных органов власти увеличиваются. Это обусловлено реальными потребностями — необходимо заложить «информационную платформу» – комплекс аппаратных и программных средств для ввода, сбора, учета многообразной информации. Однако уровень информатизации властных структур неодинаков.

В течение длительного времени информационные системы властных структур в регионах создавались стихийно. И проблему слабой отдачи от вложений в IТ-проекты можно объяснить тем, что зачастую продолжается «автоматизация по инерции».

Несмотря на это, в ЦФО Ассоциация «Центрально-Черноземная» системно и последовательно решает вопросы по реализации программы «Электронная Россия (2005–2010 годы)». В ходе конференции обсуждались результаты работ по созданию «электронного правительства» Оренбургской, Ульяновской, Тамбовской областей и Республики Дагестан, проекта «Электронный Ульяновск», единой системы электронного документооборота «Кадастр», муниципальной информационной системы ЖКХ г. Обнинска и других работ в области ИКТ. Публичное обсуждение этих проектов позволило сделать выводы, что в субъектах РФ идет развитие телекоммуникационной среды и подготовлен ряд программных продуктов для решения задач совершенствования управления. Участники конференции были едины во мнении о необходимости создания целостного и тиражируемого системного проекта, описывающего модель, этапы, механизмы построения «электронного региона», «электронного правительства» как основных частей «электронного государства».

В связи с этим важным компонентом единого информационного пространства является региональная информационно-аналитическая система (РИАС) ОГВ. Именно на уровне региона наиболее сильно проявляются объективные и субъективные проблемы информатизации. Своим опытом и наработками в этой сфере поделился Сергей Коровкин, главный конструктор по информатиасти. Рабочая группа под его руководством создала комплексную типовую систему РИА. Таким образом, инвестиции администрации области в информатизацию оказались надежно защищенными. Ивановский опыт уже тиражируется и в других регионах. В 2004 г. первые подсистемы типовой РИАС были установлены в пяти областях ЦФО, и в настоящее время процесс продолжается. Появляются заявки от регионов других федеральных округов.

Одним из основных компонентов информационно-аналитической системы является сеть передачи данных, поддерживающая все сервисы по передаче данных, голоса и видео. На основе практического опыта разработки и реализации сетевых архитектур, эффективного внедрения продуктов IТ-сектора используется технология MPLS VPN, которая обеспечивает принцип разделения конфиденциальной информации различных органов государственной власти в единой физической сети. Единое информационное пространство жестко структурировано для каждого органа госвласти.

В настоящее время существует несколько крупнейших мировых производителей, поставляющих сетевые решения такого класса. Одним из таких вендоров является китайская компания Huawei Technologies, специалисты которой провели в рамках конференции ряд технических секций. В своем докладе г-н Лю Мин, заместитель генерального директора московского представительства Huawei Technologies, отметил, что в текущем году компания Huawei обратилась в Правительство РФ с предложением об открытии необходимых программных кодов реинжиниринга оборудования, а также о внесении соответствующих доработок для обеспечения информационной безопасности систем, реализуемых на этом оборудовании для нужд органов государственной власти. Кроме того, компания сформулировала специальную инвестиционную программу и предлагает заказчикам индивидуальные схемы финансирования поставки и запуска проекта.

Суть подхода, разработанного Huawei, при реализации проектов для органов госвласти заключается в комплексном решении вопросов и использовании открытых, принятых международным сообществом стандартов. Необходимо отметить, что стоимость оборудования Huawei ниже, чем у конкурентов, но при этом не уступает по качеству. Важен также большой опыт компании по построению «электронного правительства» в Китае.

К сожалению, многие вопросы, обсуждавшиеся в бурных дебатах конференции, остались за рамками этого небольшого отчета. Споры стихли. Но хочется надеяться, что осталось главное – конструктивное взаимодействие представителей региональных ассоциаций и между собой, и с федеральными и местными органами государственной исполнительной и законодательной власти по реализации единой и согласованной организационной, финансовой и технической политики в сфере ИКТ. Осознание необходимости создания единых архитектурных и технических подходов, типовых решений и стандартов для межрегиональной, региональной и муниципальной информатизации.

Главная страница / Архитектура отрасли