Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Информационные технологии (ИТ)



Что-то неладно в датском королевстве... Примерно год назад, как по заказу, в западной бизнес-прессе появились статьи об информационных технологиях и CIO, которые, окажись они на страницах советской партийной прессы, непременно привели к очень неприятным оргвыводам. Однако в более демократичном западном обществе они всего лишь отражают недовольство владельцев бизнеса ролью IТ в современном мире.

Кто виноват и что делать?

Застой американской экономики, последовавший за радужным «мыльным пузырем» Dot Com надежд, наконец-то позволил задуматься над ролью информационных технологий в бизнесе. Тем более что последние серьезные исследования такого рода связей были проведены в ныне далекую эпоху мэйнфреймов, после чего авторы только умилялись светлым перспективам нового мира и дорогой в будущее. Оказалось, что, потратив огромные деньги на информационные технологии, бизнес продолжал подходить к ним с мерками тридцатилетней давности. Подобно ситуации начала 90-х годов в России, когда прибыль меньше 100% никого не интересовала, рост американской и западной экономик скрывал серьезные структурные и экономические проблемы взаимодействия IТ и бизнеса. Ключевым моментом этой дискуссии стала вышедшая в мае 2003 г. в Harvard Business Review работа Nicholas G. Carr IT Doesn’t Matter.

В чем же причина столь серьезной критики? Компьютерный департамент в рамках бизнес-организации обычно не производит самостоятельной прибыли и является обслуживающим, подобно бухгалтерии или инженерным службам. С точки зрения финансового директора, руководство и планирование работы IТ очень напоминает управление бухгалтерией: и там, и там сидят клерки, обрабатывающие какие-то данные по запросам других департаментов, есть специалисты (аналитики и программисты), которые выполняют некие заказные работы, и т. п. Однако анализ затрат выявляет основное различие – стоимость содержания IT-подразделения на порядки выше, чем любого другого. Стоимость большей части оборудования непрерывно снижается, производительность растет, но значительная часть инвестиций, особенно в персональные компьютеры, реально не используется.

Стандартизация аппаратного обеспечения приводит к тому, что его выпускает все больше компаний, и оно теряет «мистические» свойства, превращаясь в обычный товар, как, например, телефонные аппараты или лифты. Сложность современных систем настолько высока, что проекты по внедрению становятся крайне рискованными, дорогостоящими и требующими больших временных затрат.

При этом потребители попадают в своеобразную ловушку – обещанные конкурентные преимущества получить очень сложно, так как конкуренты тратят на автоматизацию бизнес-процессов сопоставимые средства, и лидерство можно обеспечить только опережая конкурента в скорости внедрения новинок, что весьма затратно.

Реакция на эту статью была весьма бурной, высказались основные лидеры IT-индустрии и большинство аналитиков. Однако цеделении значимости IТ для бизнеса, а в пересмотре системы взаимодействия IТ-бизнеса и компьютерных подразделений в организациях. Вскрылся целый ряд проблем, которые существовали и раньше, но «на втором плане». Можно выделить два основных направления изменений: отношения бизнеса и IТ (в частном случае CIO и CEO) и отношения внутри IТ-департаментов (CIO и технические сотрудники).

CIO: начальник без портфеля?

Как всегда в подобных ситуациях, появилось множество статей под названиями типа «Десять советов CIO» или «CIO и CEO». Но на этот раз информационный шум был минимален – похоже, тема настолько «проработана», что рекомендации разных авторов отличаются лишь фразеологически. Что же рекомендуется для CIO? Вот один из типичных вариантов (с небольшой коррекцией):

• думайте как директор всей компании, фокусируясь прежде всего на бизнесе;

• общайтесь как владелец акций; употребляйте термины «конкурентное преимущество», «рост», «бизнес-индикаторы» и т. п.;

• мыслите стратегически; проводите сравнительный анализ работы своей компании и конкурентов;

• оценивайте затраты на IТ относительно экономических успехов вашей организации;

• постройте тактику управления; подсчитывайте возврат инвестиций (ROI); анализируйте влияние проекта на бизнес в целом;

• не забывайте о рисках;.

• управляйте инвестициями в IТ;

• будьте хитрым и осторожным;

• стройте отношения с потребителями на основе SLA (Service Level Agreement) и ROI.

Очевидно, что требования к современному CIO могут быть разделены на две группы – экономические и управленческие. С точки зрения руководителей бизнеса, CIO должен полностью укладываться в их формат управления компании и стать скорее «финансовым менеджером», чем «инженером». Столь «оскорбительное» предложение отражает реальную роль IТ в современном мире. Пока какая-то технология на подъеме, техники являются «ИО Бога». Но этот романтический период проходит, что, наверно, правильно. Тем более что уже достаточно много компаний в России строят свои информационные подразделения по такому принципу. Особенно это касается банков, прежде всего крупных. Действительно, банковский сектор, наряду с телекоммуникационным, всегда был самым передовым в области IТ. Кроме того, деятельность в области управления в банках наиболее формализована, а уж считать деньги и экономический эффект там всегда умели.

META Group прогнозирует, что в 2003–2004 годах многие корпорации создадут группы тактической поддержки и оценки эффективности IT с помощью соответствующих метрик. К 2005 г. такая система получит широкое распространение, а к 2006–2007 годам – станет общей практикой. Таким образом, планирование деятельности IТ-подразделений будет тесно связано с людьми, определяющими стратегию компании, и аналитиками, специализирующимися в области отношений с заказчиками. Около 25% крупнейших компаний интегрируют систему оценки показателей производительности и управления процессами в сиктивно используя компьютерные приложения оценки и измерения эффективности процессов.

Вообще, эта идея очень напоминает знаменитые японские «группы качества». И хотя IТ-технологии и методики приходят в Россию с Запада, но не стоит забывать, что американский менеджмент, после того как получил «тяжелый удар» от японских производителей, многому у него научился.

Обратимся к первоисточникам эффективного управления. В исследовании State of the Asian CIO Survey 2003 были выявлены лучшие черты CIO, позволяющие достигать высоких результатов. Успешный азиатский CIO должен:

• быть членом руководящей команды;

• иметь отлично подготовленную команду для оценки IТ-проектов;

• подключать к работе над IT-проектами высший менеджмент, а также конечных пользователей;

• выделять IТ-персонал для работы с бизнес-подразделениями;

• регулярно общаться с конечными пользователями.

Как видим, несмотря на заверения Киплинга, что «Запад есть Запад и с Востоком ему никогда не сойтись», рекомендации очень схожие.

Какие проблемы встречает CIO, когда переводит свой взор с начальников на подчиненных? Вот один из типичных обзоров, что IТ-специалисты думают о своих CIO:

• всегда поддакивают своим начальникам и не защищают от них решения подчиненных;

• недооценивают знания подчиненных и полагаются только на свое мнение;

• не сообщают подчиненным всей информации;

• игнорируют технические аспекты работы;

• предпочитают говорить, а не слушать;

• не умеют проводить совещания;

• никогда не учитывают всех факторов при принятии решений.

При этом давление на IТ в компаниях постоянно растет, а объемы работы значительно увеличиваются. Об этом сказали 55% опрошенных CIO представителей 1400 средних и крупных компаний. Причем нагрузка ложится не только на руководителей IТ-подразделений, но и на весь их персонал, который, впрочем, тоже не подарок. Недаром не менее популярны статьи типа «Как заставить работать неудачную IТ-команду?».

А где же технологии?
Они-то уже мало кого интересуют. Бизнес считает, что IТ-мир был слишком идеологизирован и идеализирован. Споры между производителями промышленных холодильников никогда не бывают столь горячими, как борьба HP с IBM, а с точки зрения бизнеса, эти товары сходны. Трудно принять такую точку зрения, но от реальности бесполезно прятаться – IТ-индустрия все больше становится потребительской, со всеми присущими этому направлению развития особенностями. Новый товар покупается по мере необходимости, устаревший просто выбрасывается или передается по наследству «детям» (т.е. менее требовательным к мощности проектам)...

Кстати, если вы думаете, что CIO ведет борьбу только на два фронта, то вы недооцениваете сложность этой работы. Есть еще производители аппаратных и программных платформ, системные интеграторы, консультанты... Конечно, этот фронт кажется дружественным и с искренней улыбкой обещает снять все проблемы и помочь, но, во-первелись» западные CIO на производителей. Действительно, последние годы многие компании все меньше внимания уделяют технологиям и все больше маркетингу. Технические характеристики и возможности технологий постепенно перешли на последнюю страничку проспектов производителей, а потом и вовсе исчезли. Сейчас зачастую вообще невозможно понять, что предлагает та или иная компания. Продираясь через маркетинговые фразы: ты узнаешь, что лучше быть «здоровым и богатым, чем бедным и больным» и теперь, когда у вас появилась возможность купить их замечательный продукт, «вы будете счастливы 24 часа в сутки». Некоторые из проспектов очень крупных и известных компаний я принципиально прочел до конца и... вы не поверите... не смог понять, что делает и зачем нужен новый замечательный продукт! Но западные CIO наносят ответный удар. Они создали организацию, которая изучает и обменивается опытом использования IТ. Одной из задач сообщества является оказание давления на производителей программного и аппаратного обеспечения с целью создать обратную связь и отстаивать интересы потребителей информационных технологий. Кстати, подобные сообщества развиваются и в России, но их задачи много скромнее.

Так что же происходит сегодня в компьютерном мире?


Мир катится в пропасть, правда, уже не первое тысячелетие. Говорят, что подобные сентенции были найдены еще на древнеегипетских папирусах. Просто к IТ пришли «спонсоры», оплачивавшие весь «банкет», и попросили дать отчет о расходах, которым оказались очень недовольны. Со «спонсором» не поспоришь, поэтому придется строить все так, как диктуют деньги.

Куда податься простому IТ-специалисту или CIO? Специалисты отличаются тем, что при любой власти их не хватает и они в большой цене. Бизнес может считать деньги, но не в состоянии нарушить законы природы и совершить чудо: информационные технологии пока много сложнее холодильников, а жить без них современный бизнес не в состоянии. Следовательно, работа для специалистов всегда найдется.

А вот CIO не позавидуешь – с технологиями надо проститься, по крайней мере с глубоким знанием и пониманием их сущности. Придется переквалифицироваться в управдомы. Точнее, в управленцев, финансовых менеджеров, политиков. Сегодня значительная часть руководства на Западе считает, что на этот пост не следует назначать технических специалистов без специального экономического или бизнес-образования.

Главная страница / Архитектура отрасли