Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

перспективы объединеного оператора

Генеральный директор «Комстара» Семен Владимирович Рабовский рассказывает о перспективах объединенного цифрового оператора и выставляет отечественному телекому годовую оценку

– Каковы, на Ваш взгляд, основные итоги года в телекоммуникационной отрасли?

Основным итогом, основным фактом уходящего года я бы назвал принятие нового закона «О связи». Он принят, и это большое достижение. Теперь требуется следующий большой этап законотворческой работы, издание нормативных документов, так как сам по себе закон получился в некоторой степени декларативным. Многое в нем обозначено, но до конца не прописано. Поэтому сейчас не только Министерство связи, но и вся отрасль работает над составлением новых правил предоставления услуг связи и взаимодействия операторов. В условиях ограниченного ресурса принципы, по которым выдаются и, самое главное, «отовариваются» лицензии, не всегда прозрачны. Это означает следующее: правил нет, следовательно, каждый раз при получении и реализации лицензии все складывается по новому сценарию. Это один важный аспект.

Другой значимый момент – консолидация бизнеса операторов. Так сложилось, что инвесторы, которые приходили в нашу отрасль 10–15 лет назад, не являлись стратегическими по своему характеру. Речь тогда шла об отдельных проектах, были какие-то бизнес-идеи, под них создавались новые организационно-правовые формы – совместные предприятия. Каждый такой проект был самостоятельным, никаких общих инструментов не существовало. Так появился «Комстар» – совместно с англичанами, появился «Телмос» – совместно с американцами, компания «Голден Лайн» – совместно с канадцами, «МТУ-Информ» – уже с российскими инвесторами. То есть каждый раз в конкретные идеи, в конкретный проект вкладывались адресные инвестиции. В результате выросла целая группа компаний, которая за счет своего развития, развития технологий вынуждена была диверсифицировать свой бизнес, развивать параллельно множество направлений. Это привело к тому, что под эгидой АФК «Система» собрались компании, которые конкурируют между собой по нескольким направлениям, имеют собственный топ-менеджмент, собственные планы, собственную стратегию. Некоторое время назад было принято решение консолидировать их бизнес. Выбирались формы существования компаний в новом качестве, велись переговоры с руководством каждой из них. В результате к концу лета было принято решение о создании новой компании – причем не традиционного холдинга из нескольких компаний, а нового полноценного консолидированного оператора, и началась практическая работа в этом направлении.

– Очевидно, при создании объединенного цифрового оператора произойдет поглощение самостоятельных, давно и хорошо известных на российском рынке брендов. Это не вызовет негативной реакции на рынке?

Нет. Ничего страшного не произойдет. Здесь нужно четко понимать значение торговой марки – бренда. Иногда торговая марка совпадает с названием компанииа компании «МТУ-Интел» называется «Точка.ру». И здесь совершенно ясно, что раскручивать нужно не «МТУ-Интел», а бренд «Точка.ру». Есть четкое разделение – «материнский» бренд и «продуктовый» бренд. Международная практика наглядно демонстрирует, что, если ситуация требует слияния, изменения бренда, даже крупные корпорации идут на это без колебания. Сейчас, к примеру, уже никто и не помнит компанию Gold Star, а вот под именем LG она известна во всем мире. Однако основное все-таки не бренд, а бизнес, его развитие. Поэтому при создании нового оператора, особенно с точки зрения его позиционирования на рынке, привлечения инвестиций, например, лучше, если это будет один оператор, одно имя, за которым стоит целый спектр известных и раскрученных на рынке продуктов и услуг.

– Кадровые перестановки внутри «Системы» в связи с созданием объединенного оператора: какие конкретные цели преследует руководство АФК, перемещая топ-менеджеров внутри холдинга?

И теория, и практика управления говорят нам о том, что ротация сильных менеджеров внутри единой структуры всегда на пользу. Человек приходит на новое место со свежими взглядами, четко видит слабые и сильные места, вносит собственные идеи. Это позволяет и самим людям раскрыться по-иному, с новой стороны, и для компании хорошо – приток новых сил не дает ей застаиваться, стагнировать. Что касается перестановок в АФК «Система», то они в первую очередь направлены на решение задач оптимизации бизнеса, оптимального использования кадрового потенциала. Если говорить, в частности, о финансовой составляющей, то сейчас актуальны задачи создания прозрачных, инвестиционно привлекательных по международным стандартам компаний. И если Смирнову удалось вывести МТС на международный рынок ценных бумаг и удерживать там позиции в достаточно жестких условиях, то логично этот опыт использовать для МГТС. В «Системе Телеком» сейчас закончился начальный этап формирования компании – начальная стадия бизнеса. Сейчас начинается уже не завоевательная стадия, а более консолидирующая. Что касается руководства холдинга, то опыт Лагутина здесь придется как нельзя кстати. А Гончарук, известный как превосходный start-up-менеджер, будет более полезен в сегменте, где нужно развивать производство, работать на этапе становления компании, там, где необходимо жестко перестраивать структуру. Поэтому перестановки внутри «Системы» носят не просто кадровый характер, а позволяют оптимизировать управление по целям.

– Мультисервисная сеть NGN «Комстар» – одно из стратегических преимуществ компании на рынке. Компания первой развернула и ввела в коммерческую эксплуатацию сеть нового поколения. Как в дальнейшем будет использоваться эта сеть в рамках объединенного оператора?

Сейчас передо мной ставятся задачи не только консолидации компаний, но и определения перспективных преимуществ каждой из них. Поэтому в каждой компании будет выбрано стратегическое направление, а наработки других организаци Например, если у «Комстара» хорошая мультисервисная сеть, то она и станет базой услуг нового поколения в рамках единого оператора. У МТУ такую роль сыграет транспортная сеть и т. д. Это и техническая, и идеологическая задача, крайне важная для нового цифрового оператора. Кроме того, компания, которая дальше всех пошла

в развитии инфраструктуры сетей, и станет опорной, на базе которой будет строиться новый оператор. Вероятнее всего это будет «Комстар», сумевший построить и развить до коммерческого использования сеть NGN. Это большое преимущество, привлекательный момент при развитии клиентской базы нового оператора.

– Что произойдет на рынке после появления консолидированного оператора? Выдержат ли другие компании столь мощную конкуренцию? Ваши прогнозы?

Рынок сейчас, по крайней мере в Москве, достаточно конкурентный. На нем работает группа компаний, о которых мы ведем речь, а также те, что вошли в состав «Голден Телекома», «Центела». Тем не менее конкуренция у нас еще не совсем правильная, не совсем рыночная. Это то, с чего мы начали наш разговор, – лицензионные преимущества.

Во-первых, отношения на рынке имеют разнообразный характер, и все мы вынуждены к этому приспосабливаться. Во-вторых, само по себе слияние бизнеса нескольких компаний не панацея. Можно механически объединить несколько компаний и не добиться при этом никакого качественного эффекта. Создавая объединенного оператора, мы рассчитываем получить рост бизнеса консолидированной компании. Для этого будем использовать все преимущества, включая, безусловно, и возможности наших акционеров – АФК «Система» и МГТС. Таким образом мы за честную конкуренцию и продвигаться на рынке будем, объединив и реструктурировав нашу группу компаний – это первый этап. В дальнейшем мы будем позиционировать себя как нового, сильного, объединенного цифрового оператора.

– Что будет с руководителями тех компаний, которые войдут в состав объединенного оператора? Не секрет, что компания часто ассоциируется именно с ее первым лицом, и это очень важно на переходных этапах.

В рамках новой объединенной компании всем топ-менеджерам, руководителям вошедших в нее предприятий будет предложено определиться, выбрать направление для дальнейшей работы. Это всегда очень сложный момент. Безусловно, люди, стоящие у руля сейчас, – это высококвалифицированные, амбициозные, перспективные специалисты, которые сумели вывести свои компании на лидирующие позиции. Не исключено, что кто-то не сможет или не захочет работать в новой команде. Необходимо

сделать все, чтобы использовать бесценный опыт, знания, энергию этих людей. Именно на это будут направлены, в том числе и мои, усилия.

– Не отразится ли объединение компаний на «кошельке» корпоративного потребителя? Не повлечет ли реструктуризация подорожания услуг компаний, о которых мы говорим?

Ровно наоборот. Цель укрупнения бизнеса, создания единого оператора ия бизнеса компаний, которые конкурировали друг с другом по одним и тем же направлениям. Потребитель только выиграет. Что касается непосредственно реструктуризации, то это скорее юридическая процедура. Компании не понесут здесь каких-то драматических расходов, которые повлияют на стоимость услуг.

– Сейчас российские деловые круги взволнованы ситуацией вокруг ЮКОСа, повышенным интересом государства к крупным коммерческим структурам. Нет ли у вас опасений по поводу создания в такой момент крупной коммерческой компании в высокодоходной отрасли?

Если задавать ваш вопрос до конца, то не боимся ли мы наступления властей на олигархов? Нет, не боимся. Я уже говорил в начале беседы, что все коммерческие телекоммуникационные компании, которые войдут в состав нового оператора, создавались с «нуля» на собственные деньги и на средства инвесторов. Те же конфликты между крупными компаниями и властью, которые мы наблюдаем сейчас, связаны с итогами приватизации. Поэтому здесь нам бояться абсолютно нечего. Весь путь становления наших компаний трудный, прозрачный, пройденный полностью на собственные вложения с самой начальной точки. Это был тяжелый, но единственно верный путь.

– Семен Владимирович, заканчивая наш разговор, как бы вы кратко охарактеризовали состояние отечественного телекома?

Не хотелось бы повторяться, некоторую динамику я уже обрисовал в начале беседы. Могу лишь сказать, что если оценивать его состояние и продуктивность работы по некой шкале, то пока он работает на твердую «4». А хотелось бы, чтобы мы все могли поставить нашему рынку оценку «отлично» по всем параметрам. У российского телекоммуникационного рынка прекрасные перспективы, он показывает хорошую динамику роста. Все эти позитивные моменты нужно использовать для дальнейшего цивилизованного развития бизнеса. Нам хотелось бы получить чистый с коммерческой точки зрения рынок, рынок честной конкуренции. Ради этого стоит работать. А насколько получится реализовать все наши планы – проверим ровно через год, в декабре 2004 года. Удачи всем и с наступающим Новым годом!

– Спасибо за интересную беседу. Желаем и вам больших успехов!

Беседу провела Наталия Ермолаева

Главная страница / Архитектура отрасли