Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Кризис рынка телекоммуникаций, Lucent Technologies - Дмитрией Каменский : кризис телекома

Продолжающийся второй год кризис западных телекоммуникационных компаний приносит им большие убытки. Есть ли признаки выздоровления рынка, каковы прогнозы его развития? Наш корреспондент встретился с генеральным директором российского представительства компании Lucent Technologies Дмитрием Каменским и попросил его ответить на эти и ряд других вопросов.

– Какова сегодня ситуация на мировом телекоммуникационном рынке?

Кризис рынка телекоммуникаций был обусловлен прежде всего строительством избыточных мощностей и в большей степени является кризисом перепроизводства. Однако это не отразилось на потребностях людей в услугах связи: они продолжают говорить по телефону, получать и передавать информацию. Последние два года объем трафика возрастал, и те магистрали, которые оказались избыточными в момент их создания, уже стали заполняться.

Поэтому можно сказать, что хотя кризис еще не закончился, но уже появился «свет в конце туннеля».

В силу ряда причин (прежде всего меньшей конкуренции между операторами связи) в Европе этот процесс развивается значительно быстрее, чем в Северной Америке, но и там прогресс налицо. Пожалуй, мы уже прошли критическую точку кризиса, и рынок начал расти – по крайней мере европейский рынок фиксированной связи. Развитие рынка мобильной связи не прекращалось, просто отмечалось некоторое замедление темпов роста.

Что касается производителей оборудования, то они зависят от операторов связи: если бизнес наших клиентов успешно развивается, то и у нас лучше идут дела.

– Как повлияли на бизнес вашей компании трудности, переживаемые IT-рынком?

За два кризисных года Lucent Technologies провела реструктуризацию. Структура расходов стала более эффективной, и результаты последнего квартала это наглядно показали: несмотря на 18-процентное падение оборотов по сравнению с предыдущими кварталами, финансовые показатели компании значительно улучшились. Первое полугодие 2003 года, я считаю, было успешным. Сегодня, даже при достаточно низких оборотах, компания почти достигла рентабельности. Я думаю, еще один-два квартала, и бизнес Lucent снова начнет приносить доход.

У нас хороший запас прочности: на счетах компании больше 4 млрд долл. Убытки за последний квартал составили около 200 млн, и это означает, что компания находится в устойчивом финансовом положении и готова наращивать обороты, когда рынок начнет активно расти. Мы видим все предпосылки, для того чтобы рынок продолжил начавшийся подъем.

– За счет чего Lucent смогла добиться такого повышения эффективности?

Самое главное – компания пересмотрела и оптимизировала структуру своих затрат. Вся продукция, технология производства которой отлажена, изготавливается сегодня по нашим заказам на заводах компаний Selestika, JB и других профессиональных производителей.

Только самое высокотехнологичное оборудование, например, системы сй третьего поколения, компания производит сама. В прошлом мы тратили деньги на содержание заводов независимо от того, были у нас заказы или нет. Сегодня платим лишь тогда, когда нам нужно что-то произвести. Это дает большую экономию, так что кризис подтолкнул нас к правильному шагу.

Lucent оптимизировала спектр продуктов. Скажем, если раньше у нас были порядка 20 различных систем управления, то сейчас они приведены к единой структуре, в которой есть несколько подсистем. Заказчики от этого только выиграли, потому что получили возможность управлять всем нашим оборудованием из единого центра. Нам тоже удобнее и выгоднее поддерживать одну систему вместо двадцати.

Lucent начала интенсивно продавать услуги, это направление особенно динамично развивается в Западной Европе и США. Операторам связи выгоднее передать нам обслуживание своей сети на условиях аутсорсинга, чем содержать штат технических специалистов. У Lucent, например, есть ноу-хау по частотному планированию и оптимизации сетей связи (в мобильных сетях ее нужно производить постоянно, особенно в сетях CDMA, где соты сильно «дышат» в зависимости от нагрузки). После проведения частотной оптимизации в GSM- или CDMA-сетях с помощью нашего пакета программ Ocelot оператор может на 10–15% увеличить емкость сети, не докупая нового оборудования.

Еще одно направление нашей работы – развитие интеграторских услуг. Системы управления сетью Lucent позволяют «видеть» оборудование других производителей, и мы можем предлагать техническую поддержку не только своей аппаратуры, но и всей сети в целом, что гораздо удобнее для оператора. В сервисном подразделении компании Lucent Worldwide Services работают высококвалифицированные специалисты с большим опытом обслуживания оборудования, в том числе и поставляемого другими производителями.

– Какие технологии сегодня наиболее востребованы, какие тенденции прослеживаются?

В первую очередь я бы отметил развитие средств высокоскоростного доступа в сети. Необходимо обеспечить наполнение построенных избыточных магистралей, и сегодня в Европе и в США бурно развиваются услуги операторов DSL (оборудование ISDN практически уже никто в Европе не покупает) – технологии, которая позволяет передавать не только речь и данные, но и видео. Это самая заметная тенденция.

Что касается мобильной связи, то развитие услуг третьего поколения в США происходит несколько быстрее, чем в Европе, поскольку в Штатах используют эффективную и более апробированную технологию CDMA-2000. Два оператора – Verizon Wireless и Sprint – предоставляют в масштабах всей страны услуги передачи данных CDMA-2000 1Х (скорость до

153 Кбит/с). В Вашингтоне и во Флориде уже развернуты сети CDMA-2000 1Х EV-DO, передающие данные со скоростью более 2 Мбит/с.

В Европе тоже развернуты первые сети третьего поколения – сети UMTS. Их коммерческую эффективность оценить пока трудно, потому что технология широкополосного W-CDMA, пр2000. Тем не менее услуги связи третьего поколения становятся с каждым днем все более востребованными.

– Что происходит на российском рынке средств связи?

На российском рынке кризиса не было. У нас идет экстенсивный и интенсивный рост: спрос на услуги растет, поэтому необходимо и увеличение емкостей, и расширение спектра предоставляемых услуг. По статистическим данным, телекоммуникационный сектор развивается в России быстрее нефтедобывающего.

В России продолжается строительство традиционных телефонных сетей и одновременно развиваются услуги широкополосного доступа, мобильной связи, в том числе третьего поколения. Lucent стала поставщиком оборудования для строительства CDMA сети «СКАЙЛИНК» в Санкт-Петербурге. В ближайшее время планируется запуск новых сетей стандарта CDMA-450 в Москве, Башкортостане, на Урале и на Волге. Процесс идет очень активно. В «Дельта Телекоме» уже больше 25 тыс. абонентов, и сеть «СКАЙЛИНК» в Санкт-Петербурге постепенно завоевывает свою долю рынка.

У операторов идет консолидация: «Голден Телеком» объединила активы, «Система Телеком» тоже этим занимается, «Связьинвест» завершил реорганизацию. Это тоже будет способствовать ускоренному развитию рынка.

Беседу провел

Юрий Курочкин


Главная страница / Архитектура отрасли