Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

финансирование телефонных льготников : льготы на услуги телефонной связи : ОАО МГТС : кто оплатит?

Одна из самых острых проблем, волнующих отечественных операторов связи, – «перекрестное» субсидирование одних потребителей услуг связи другими. Зачастую решение видится в волевом повышении тарифов на услуги связи для населения. Очевидно, что таким путем проблему решить невозможно. Большая часть населения действительно не готова оплачивать услуги связи по тарифам, позволяющим оператору связи поддерживать, модернизировать и развивать свою сеть. Причин, породивших своеобразную установку населения на получение «условно-бесплатных» услуг связи, множество. Одна из главных – обширная группа так называемых телефонных льготников. При этом государство, декларируя «льготникам» право на существенные скидки при оплате услуг связи, забывает профинансировать эти самые льготы.

Большое значение для формирования тарифной политики операторов имеет решение проблемы финансирования социальных обязательств, которые включают льготы, запрет на отключение определенных категорий абонентов и другие способы принуждения к оказанию услуг по цене ниже себестоимости. В российской практике финансирование социальных обязательств предприятий связи никогда напрямую не связывалось с ценовым регулированием. Достаточно сказать, что введение федеральным законодательством льгот на услуги телефонной связи осуществляется в отрыве от тарифного регулирования. Кроме федеральных льгот, только в Москве действует целый ряд региональных, которые финансируются за счет средств МГТС через Московский комитет социальной защиты населения. Получается, что оператор напрямую и косвенно выполняет обязательства властей перед населением.

Недавно, например, руководство открытого акционерного общества «Московская городская телефонная сеть» приняло решение о финансировании льгот по оплате за телефон ветеранам и инвалидам из числа пенсионеров, состоящих на учете в пенсионных отделах силовых министерств и ведомств, за счет собственных средств компании.

Порядок предоставления льгот по оплате услуг ОАО МГТС установлен постановлением Правительства Москвы № 784-ПП от 24.09.2002 г. В соответствии с данным нормативным актом все льготные категории москвичей имеют единый порядок предоставления льгот: вносят ежемесячно 100% абонентской платы и через органы социальной защиты получают упреждающую денежную компенсацию к пенсии в размере 50% абонентской платы за телефон.

Однако в органах социальной защиты населения ведомственные пенсионеры на учете не состоят. Кроме того, порядок финансирования предоставляемых им льгот из федерального бюджета до настоящего времени Правительством РФ не определен, несмотря на то, что этот вопрос ставился неоднократно.

ОАО МГТС, учитывая социальную незащищенность пожилых людей, приняло решение о финансировании льгот ветеранам и инвалидам из числа пенсионеров, состоящих на учете в ведомственных пенсионных отделах. Компания будет перечислять необходимые средства в Московский департамент социальной защиты населения, а выплата денежедомственные пенсионные отделы.

Руководство компании выражает надежду, что данная ситуация будет разрешена в рамках законодательства при содействии органов власти на всех уровнях, и готовность ОАО МГТС финансировать льготников не станет поводом отложить решение проблемы на неопределенный срок.

В регионах ситуация с льготниками еще сложнее. Граждане обращаются в различные инстанции. И органы власти охотно подбрасывают дров в костер недовольства социально незащищенных граждан. Льгота по оплате услуг связи, по утверждению прокуратуры, является конституционно охраняемым правом. Однако в 2003 году на компенсацию в федеральном бюджете заложено 10% стоимости услуг вместо положенных 50%. Что в такой ситуации делать оператору? Продавать услуги себе в убыток? Руководство «Волга-Телеком» в Удмуртии, например, совершенно правильно заявило, что операторы не несут по закону ответственности по обязательствам государства. Кроме того, нельзя забывать, что к категории льготников отнесена многочисленная «армия» ветеранов труда. Это звание присваивается практически автоматически: проработал 15 лет на одном месте – и ветеран. Таких граждан только в Москве – 20–30%. В Московской области на год набегает сумма льгот на 300 млн, а денег реально выделяется около 50 млн рублей. То есть от операторов требуют, по сути, бесплатной работы по обязательствам государства.

Сегодня фактически каждый третий абонент в Москве пользуется той или иной льготой. Такая практика крайне негативно сказывается на базовом операторе и снижает его кредитоспособность. Оставляя в стороне вопрос о целесообразности тех или иных льгот, следует отметить, что в финансировании социальных обязательств должны принимать участие все потребители телекоммуникационных услуг. Только в этом случае можно обеспечить сбалансированное развитие рынка в целом.

В мировой практике существует два основных способа финансирования социальных обязательств: через специальный фонд и через плату за доступ к сетевым ресурсам базового оператора. Первый вариант применяется в США. Все операторы связи обязаны делать взносы в централизованный фонд в соответствии с объемом и структурой предоставляемых услуг. Затем из средств фонда операторам связи производится компенсация убытка от оказания услуг ниже себестоимости. Таким образом, осуществляется сглаживание диспропорций в конкурентных преимуществах, привносимых социальными обязательствами. Второй вариант в большей степени подходит тем странам, где социальную функцию выполняет только базовый оператор. Путем установления повышенной платы за подключение и сетевые ресурсы часть бремени по финансированию социальных обязательств переносится на альтернативных операторов.

Сегодня многие специалисты предлагают еще несколько путей решения этой острой проблемы. Например, попытаться перепродать долги государства желающим погасить их финансовым структурам. Представьте: в стране примерно 5 млн льготников. Долги накопились за 3 года: 5 млн х 30ли предложить банкирам даже небольшой процент от этой суммы, то выгода очевидна.

Так или иначе, проблему телефонных льготников решать придется. В стране с социально ориентированной экономикой не получится вести бизнес по суровым рыночным правилам. Однако и работать себе в убыток, как бы традиционно и «очень по-русски» это ни выглядело, операторы больше не хотят. Ключевой вопрос звучит сего-дня так: кто поможет операторам решить эти проблемы и вывести операторский бизнес из заложников государственных обязательств?

Материал подготовил Игорь Атлантов

Главная страница / Архитектура отрасли