Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

«ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ» – НАЧАЛО НОВОГО ЭТАПА

В феврале 2003 года был официально дан старт второму этапу программы «Электронная Россия», в ходе которого планируется провести внедрение пилотных проектов информационных систем в органах государственной власти.

Как должны решаться поставленные задачи, какие трудности ожидают исполнителей в ходе реализации данного этапа Программы рассказывает президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова.

– Недавно состоялась Коллегия Министерства связи по ФЦП «Электронная Россия», на которой было определено из-за значительного сокращения бюджета обеспечить 100%-ное финансирование лишь наиболее важных мероприятий Программы за счет урезания других мероприятий. Как Вы оцениваете это решение?

Считаю его абсолютно правильным. Проекты нужно выполнять полностью или не выполнять вообще – в противном случае это будет выбрасыванием денег на ветер. В условиях, когда бюджет «Электронной России» на 2003 год профинансирован только на 20%, принятое решение является единственным разумным выходом.

– Коллегия определила пять направлений, финансирование которых будет осуществляться в рамках выделенных средств. Какое из направлений Вы считаете наиболее важным?

С политической точки зрения важнейшим является направление, которое в постановлении Коллегии Минсвязи определено как гармонизация и взаимодействие региональных программ по информатизации с ФЦП «Электронная Россия». Основополагающая задача «Электронной России» – сглаживание цифрового неравенства между центром и регионами. Если информационные технологии не будут равномерно внедряться на всей территории страны, ни о каком построении единой национальной информационной инфраструктуры не может быть и речи. Это, кстати, очень хорошо понимают в Министерстве связи – главной государственной структуре, отвечающей за ход реализации Программы.

Согласно решению министра РФ по связи и информатизации Леонида Реймана в 2003 году будет создан Совет по региональной информатизации, который займется координацией процесса информатизации региональных органов государственной власти.

Наша компания с самого начала реализации «Электронной России» была настроена на активное участие в мероприятиях Программы регионов. Сейчас мы начинаем крупный проект по внедрению систем электронных госзакупок в 26 регионах страны.

Финансирование проекта будет осуществляться на паритетных началах как из бюджета Программы, так и из средств региональных администраций.

Регионы сами заинтересованы в использовании информационно-коммуникационных технологий, поскольку это открывает перед ними новые экономические возможности. Например, внедренная нами система электронных госзакупок во Владимирской области позволила региону экономить до 25% бюджетных средств. Реализация такой системы практически полностью исключает наличие «теневых» схем в сфере госзакупок, когда товары покупаются чиновниками у «своих» фирм по завышенным ценам.



На втором этапе ФЦП «Электронная Россия» переходит к решению задач, связанных с внедрением разработанных информационных систем в органах государственной власти и построением единой государственной информационной инфраструктуры. На этом этапе планируется получение первых результатов реализации программы, позволяющих оценить экономический эффект от использования ИКТ в системе государственного управления. Предполагается, что практическая демонстрация преимуществ использования ИКТ изменит негативное отношение к Программе в обществе, наблюдаемое в последний год.

Помимо этого на втором этапе усилится региональная составляющая. Большая часть мероприятий в рамках «Электронной России» будет реализована на территории регионов. Это очень важно, поскольку создаются условия для знакомства регионов с возможностями информационно-коммуникационных технологий с целью их последующего использования не только в органах государственной власти, но и в промышленно-корпоративном секторе. С учетом того, что именно в регионах сконцентрирована основная часть отечественного промышленного потенциала, темпы экономического развития страны в значительной степени будут определяться уровнем «информатизации» регионов.

Кстати, Совет по региональной информатизации будет состоять из представителей региональных администраций, что позволит активизировать процесс развития информационных технологий в регионах.

В ходе первого этапа реализации «Электронной России» часто звучали обвинения в плохой организации процесса, что приводило к срыву утвержденных графиков выполнения мероприятий. Станет ли это проблемой на втором этапе?

ФЦП «Электронная Россия» – крупнейшая государственная экономическая программа за последние 20 лет, потому организационные ошибки на начальном этапе ее исполнения неизбежны. Другое дело, что из них нужно делать выводы и не допускать в дальнейшем. И такие выводы сделаны.

В настоящее время формируется новая система органов управления Программы.

Во-первых, для решения межведомственных вопросов будет активизирован институт Государственной комиссии по информатизации. Раньше мы очень много времени теряли на этапе согласования вопросов между различными министерствами. Теперь процесс будет ускорен.

Во-вторых, будет создан экспертный совет Программы, который займется техническим анализом предлагаемых решений и оценкой результатов выполненных работ.

В-третьих, как уже говорилось, будет сформирован Совет по региональной информатизации, который будет следить за планомерностью внедрения информационно-коммуникационных технологий на всей территории страны.

Таким образом, формируется комплексная система управления Программой, позволяющая контролировать эффективность реализации мероприятий на всех стадиях.

– На современном историческом этапе именно информационно-коммуникационные технология» сможет повлиять на оздоровление экономической ситуации в стране?

Ожидаемые экономические результаты заложены в самой Программе. Планируется, что ее реализация будет способствовать интенсивному развитию отечественной отрасли информационно-коммуникационных технологий, ее объем достигнет уровня 2% национального ВВП.

Мы ожидаем, что в рамках построения нового экономического общества в России «Электронная Россия» станет действенным инструментарием для совершенствования управленческих функций государства, с одной стороны, и диалогов государство–бизнес, государство–народ, с другой.

Однако «Электронная Россия» – лишь небольшая часть глобальной программы построения единой национальной информационной инфраструктуры, призванной оказать кардинальное влияние на экономическое развитие страны. Подобные информационные инфраструктуры существуют во всех западных странах, они являются основой для осуществления экономических отношений и организации социального обслуживания населения. Без столь мощного инструмента мы не сможем на равных конкурировать с промышленно-развитыми странами.

– Что конкретно создание единой информационной инфраструктуры принесет экономике и обществу?

В сфере экономики это позволит обеспечить прозрачность рынка, повысить эффективность управления промышленными и финансовыми активами, откроет новые возможности для ведения внешнеэкономической деятельности. Для населения – создаст принципиально новые сферы использования общественно-социальной инфраструктуры. Условно говоря, для получения необходимых документов или информации не нужно будет выстаивать длинные очереди в государственных учреждениях, достаточно просто отправить запрос через Интернет с домашнего компьютера.

Однако появление информационной инфраструктуры потребует формирования новой культуры жизни в информационно-развитом обществе. Нет смысла внедрять информационно-коммуникационные технологии, если основная часть населения не сможет ими воспользоваться.

В нашей стране сильно развит сектор разработки программных продуктов, а сектор потребления находится в зачаточном состоянии. Причем это касается как обычных людей, так и промышленно-производственной сферы. Сейчас ощущается острая нехватка IT-управленцев, способных эффективно применять возможности ИКТ в области экономики и государственного управления. В ближайшее время необходимо направить усилия на ликвидацию «компьютерной» безграмотности в обществе, организацию массовых учебных программ по обучению основам работы с компьютером и Интернетом, пропаганду преимуществ использования ИКТ в социальной жизни.

Отрадно, что многие вузы уже «почувствовали» эту проблему и начали подготовку необходимых специалистов. Например, Высшая школа экономики открыла у себя факультет подготовки управленцев в IT-сфере. Его выпускники займутся внедрением, техническим сопровождением и управлением работой корпоративных информационных систем на крупных проационные технологии в действительно мощный инструмент управления предприятием, эффективное средство повышения экономической эффективности и получения дополнительной прибыли.

– Широкому внедрению и использованию информационно-коммуникационнных технологий во многом препятствует отсутствие необходимой законодательной базы в этой сфере. Какие меры предпринимаются для решения существующих проблем?

Вопрос правового регулирования отечественной отрасли высоких технологий продолжает оставаться одним из наиболее острых. В основном это касается защиты интеллектуальной собственности, процедуры сертификации, налогового и таможенного регулирования.

Отсутствие четких правовых регламентов, а также сложность действующих юридических процедур способствуют процветанию «пиратства», затрудняют работу отечественных IT-компаний как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Многие перспективные направления, например электронный документооборот и электронная торговля, не развиваются только потому, что в данной сфере отсутствует нормальное правовое регулирование. К сожалению, соответствующие законы до сих пор не приняты.

Участники рынка пытаются самостоятельно восполнить «правовой пробел». В рамках АП КИТ мы разрабатываем предложения по совершенствованию существующего законодательства в области информационно-коммуникационных технологий и планируем выйти с ними к правительству и парламенту. Их принятие позволит интенсифицировать процесс развития высоких технологий и станет первой ступенью на пути построения в стране современного информационно-развитого общества.

Главная страница / Архитектура отрасли