Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

IT-АУТСОРСИНГ В РОССИИ

Тема разработки заказного ПО уже довольно длительное время не сходит со страниц профессиональных изданий. Отрасль аутсорсинга IT-услуг (это более широкое понятие по сравнению с неблагозвучным «оффшорным программированием») все чаще привлекает внимание как российских компаний-разработчиков ПО, так и западных заказчиков.

Не останавливаясь на ошибках прошлого, неизбежных при выходе российских IT-компаний

на этот новый и не совсем понятный в тот период рынок, хочется подробно проанализировать сегодняшние реалии и оценить перспективы востребованности услуг по экспорту российского ПО.

По данным исследования, проведенного компанией Market-Visio/EDC, в 2002 году примерно 230 российских IT-компаний работали на экспорт ПО. Каждая из них заработала примерно 1 млн долл. Согласитесь, общий показатель неплохой, особенно учитывая возросший объем рынка по сравнению с 2001 годом (по данным того же источника, объем рынка российского офшорного программирования в 2001-м составлял 154 млн долл.). Однако заметных подвижек, которые прогнозировали многие аналитики, в этом направлении не произошло. Основные причины – общий экономический спад на Западе (как в экономике в целом, так и в IT-отрасли в частности), сложность (если не невозможность) конкурировать с крупнейшими мировыми гигантами офшорных разработок (Индия, Пакистан, Китай), отсутствие в отечественных IT-компаниях сильных руководителей проектов, а у большинства отечественных компаний-разработчиков – стратегии маркетинга и продаж услуг по экспорту ПО, у компаний-экспортеров ПО – сертификатов ISO 9000 (или СММ) и т. д.

В последнее время на отечественном рынке IT-аутсорсинга наметилась позитивная, на наш взгляд, тенденция. Она заключается в том, что многие ведущие компании отрасли переходят (или считают такую возможность перспективной) от «заказной модели» сотрудничества, предполагающей лишь продажу определенных «человеко-часов», затраченных на выполнение работ в рамках строго оговоренного технического задания, к «продуктовой модели», то есть начинают специализироваться на качественном предоставлении готовых высокотехнологичных продуктов. Термины «заказная модель» и «продуктовая модель», равно как и промежуточный (или смешанный) вариант, не новы и уже достаточно устоялись в профессиональной IT-среде. Они возникли одновременно с необходимостью решать проблемы капитализации компании, оптимизации бизнеса, конкурентоспособности компаний, занимавшихся исключительно разработками заказного ПО, на западном рынке по прошествии первой волны оффшорной эйфории.

Переосмысление своего места на рынке услуг IT-аутсорсинга – потребность не только отечественных IT-компаний, но и российских дочерних структур признанных мировых гигантов в области информационных технологий. Концерн Siemens рассматривает разработку программного обеспечения как ключевую часть в цепочке создания добавочной стоимости.

Более 30 тыс. сотрудников Siemens работают нтво внешних компаний-разработчиков ПО поставляют программные продукты различным департаментам и подразделениям концерна.

Отдел программных решений и услуг компании Siemens Business Services Russia, 100%-ной дочерней фирмы концерна Siemens, является локальным поставщиком программных решений.

Планируя и реализуя деятельность отдела программных решений, компания преодолевала проблемы, в той или иной степени стоявшие перед всеми поставщиками программного обеспечения из России. Необходимо было обеспечить доверие заказчика, конкурентоспособность по ценам, качеству поставляемого программного обеспечения, уровню инновации предлагаемых решений, наладить процесс маркетинга и продаж, иметь доказанный опыт выполнения проектов и поставлять конечный продукт в определенные сроки и в рамках бюджета проекта. Мы прекрасно понимали, что, работая на открытом рынке, никогда не сможем конкурировать по ценам с разработчиками из Индии, Китая, Пакистана. В последнее время у них самих появилась «головная боль» в лице конкурентов из Украины, Белоруссии и Вьетнама, предложения которых составляют порой менее 5 долл. за человеко-час. При таком подходе не остается денег на инвестиции в развитие, да и использование высококвалифицированных специалистов в «конвейерном кодировании» нецелесообразно и экономически неэффективно.

С другой стороны, ставки на услуги не должны превышать среднерыночные по региону, иначе при других равных позициях с конкурентами тендер на заказ не выиграть. Мы пошли не по пути необоснованного снижения цен (что для нас как членов концерна Siemens неприемлемо по определению), а в направлении предоставления высококачественных услуг по разработке ПО и внедрению готовых программных продуктов.

Бизнес-модель компании Siemens Business Services основана на процессной архитектуре. Ключевые бизнес-процессы охватывают весь жизненный цикл предоставляемой IT-услуги. Проанализированные потребности рынка и выявленные ниши сопоставляются с возможностями компании, определяются характер и компоненты будущей услуги (решения). С самых первых шагов при разработке полного сопроводительного пакета в состав команды вводятся представители отделов маркетинга и продаж, которые определяют фокус-группы потенциальных заказчиков в рамках выделенного сегмента рынка, стратегию продвижения услуги с учетом специфических особенностей каждой из целевых аудиторий и стратегию продаж.

Таким образом, помимо стандартного описания технических требований к IT-продукту, формирования команды разработчиков и составления бизнес-плана продукт приобретает «оболочку» в виде готовой маркетинговой стратегии, стратегии продаж и концепции тренинга для сотрудников службы сбыта, которая будет эти продажи осуществлять.

Как российская компания мы понимали, что, несмотря на всемирно известный бренд Siemens, качество услуг по разработке ПО должно быть подкреплено соответствующими

сертификатами, наличие которых зачастую является одним из главных ерного проекта. К тому же, заявляя себя серьезным игроком на рынке производства программных решений, компания должна разработать у себя систему управления качеством, соответствующую мировым стандартам. Необходимость сертификации обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего это уверенность заказчика в получении качественных услуг, следовательно, априори доверие к компании-поставщику. Наличие сертификатов также способствует повышению конкурентоспособности компании и ее услуг в целом.

Подготовка к сертификации – продолжительная и кропотливая работа специалистов по управлению качеством по разработке необходимых процедур и составлению соответствующей документации с одновременным вводом процесса по управлению качеством разработки ПО в обязательную повседневную практику. В нашей компании данный процесс занял примерно год, после чего система менеджмента качества прошла сертификацию на соответствие требованиям ISO 9001:2000 и ГОСТ Р ИСО 9001:2000 применительно к проектированию, разработке, внедрению и поддержке программных решений и услуг. Несмотря на трудоемкость и длительность ввода процесса в повседневную эксплуатацию, по нашим расчетам, все затраты окупаются после первого крупного международного проекта.

Другой критерий доверия – собственное «IT-лицо», то есть специализация компании на поставке какого-либо IT-решения/решений, создание собственной «продуктовой линейки» с целью занять и успешно развивать определенную нишу рынка. Одновременно с развитием продуктовой линейки необходимо развивать и проектные разработки ПО.

Проектный бизнес в нашей индустрии – это возможность использовать по максимуму профессиональный и творческий потенциал IT-архитекторов, инженеров и программистов, которые не хотят терять квалификацию, выступая в роли рядовых кодировщиков, работающих по иногда

сомнительным спецификациям менеджера проекта из компании-заказчика. Опытные руководители проектов из числа менеджеров среднего звена – до сих пор большая роскошь для отечественных компаний, занятых IT-аутсорсингом. Мы уделили вопросам подготовки менеджеров проекта должное внимание и превратили «роскошь» в норму жизни.

Другой критерий доверия потенциального заказчика к компании-

разработчику (экспортеру) ПО – успешный опыт реализации международных проектов. Наша компания разработала ряд крупных порталов и электронных торговых площадок (как самостоятельно, так и в составе сборной проектной команды) для компаний–членов концерна Siemens, государственных структур РФ (например, web-портал органов Росземкадастра и др.). Сертифицировав систему качества разработки ПО и выработав собственную продуктовую линейку, компания Siemens Business Services Russia успешно поставила

коробочное решение – «Систему управления портфельными инвестициями» Пенсионному фонду Российской Федерации. Готовое решение обладает возможностью масштабирования и может быть использовано в качестве готового «движка», то есть основы для создания нового решенияпадном рынке разработки ПО, даже структурная единица крупного мирового бренда не может обойтись без партнеров. Партнерство в сфере ИТ – это тема отдельного разговора, но необходимость сотрудничества на партнерской основе с такими глобальными партнерами Siemens Business Services, как Microsoft, SAP, Navision, Fujitsu Siemens Computers, Oracle, Cisco Systems, HP/Compaq, для нас очевидна. С другой стороны, мы реально оцениваем перспективы партнерской кооперации с отечественными IT-разработчиками, поскольку все чаще мы участвуем в IT-проектах (особенно в области системной интеграции), которые нельзя реализовать силами одной, пусть даже очень большой компании. Велики суммы, объемы и диверсификация работ, это требует кооперации с коллегами по IT-цеху. На российском рынке партнерами Siemens Business Services Russia являются компании Lynx BCC, SAP Consult, LANDATA, Luxoft, в сотрудничестве с которыми мы реализуем комплексные интеграционные контракты. Мы открыты для расширения партнерских отношений.

***

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть основную, на наш взгляд, составляющую успеха российской компании-IT-аутсорсера. Прежде всего не следует браться за «все подряд», а постепенно специализироваться и разрабатывать собственную продуктовую линию. Это отнюдь не означает полного отказа от чисто офшорного программирования по индийской модели. Скорее это сбалансированная середина, которая в дальнейшем позволит успешно функционировать в рамках все более четко определяющейся «продуктовой тенденции» на рынке российского IT-аутсорсинга.

Главная страница / Архитектура отрасли