Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

Уходит в историю еще один год третьего тысячелетия. По традиции в преддверии новогодних праздников мы обращаемся с вопросами к авторитетным специалистам отрасли, внесшим личный вклад в развитие отечественных коммуникаций. Один из таких профессионалов – председатель Совета директоров ОАО «Комбеллга» Владимир Булгак, профессор, доктор экономических наук, в недавнем прошлом глава Минсвязи и вице-премьер правительства страны. Мы попросили нашего собеседника ответить на актуальные вопросы, прокомментировать его точку зрения по самым злободневным темам, не раз становившимися предметом жарких дискуссий. На наш взгляд, всякое авторитетное мнение весьма ценно, поскольку позволяет максимально объективно оценить процессы, характерные для развития отрасли и экономики страны в целом.

– Владимир Борисович, как Вы оцениваете состояние рынка телекоммуникаций в России? Каковы, на Ваш взгляд, основные достижения и упущения?

За последние 10 лет, по данным международной организации электросвязи, объем продаж на российском телекоммуникационном рынке увеличился в 60 раз и сегодня практически достиг уровня 1998 года. Можно смело утверждать, что рынок развивается, но, наверное, потребуется еще лет 10–15, чтобы выйти на уровень телефонизации западных государств. Среди наиболее заметных тенденций можно отметить растущее насыщение рынка компьютерными услугами. Если десятилетие назад на 100 телефонов приходилось 1,2 компьютера, то сейчас этот показатель приближается к восьми.

Еще одна важная, на мой взгляд, положительная тенденция в развитии рынка связи – постепенное сокращение перекрестного субсидирования. Как известно, физические лица рассчитывались за телефонные услуги по искусственно заниженным тарифам и платили в десятки раз меньше, чем предприятия. Многие годы для населения сохранялись доступно низкие цены на основные услуги телефонных сетей общего пользования. И компания, предоставляющая такие услуги, вынуждена была покрывать свои затраты за счет более высоких, чем того требуют расчеты, тарифов для юридических лиц. Политика перекрестного субсидирования не раз подвергалась критике со стороны международных организаций и аналитических групп. Тем не менее органы власти, учитывая низкий прожиточный уровень большинства слоев населения, не решились на существенное повышение тарифов, с тем чтобы довести их до реального уровня. Сейчас тарифы для предприятий заморожены, а тарифы для населения повышаются. Следовательно, перекрестное субсидирование из масштабного явления постепенно превращается в регулируемое.

– В чем минус перекрестного субсидирования, почему так важно отказаться от него?

Задача любого государства – создание справедливых правил игры на рынке для всех его участников. Причем эти правила не должны тормозить развитие отрасли. А перекрестное субсидирование естественным образом сдерживало расширение абонентской базы среди физических лиц. Совершенно очдоставлять номерную емкость предприятиям, поскольку доход от этого был значительно выше. В этом одна из причин многотысячных очередей на установку домашних телефонов.

Темпы телефонизации жилого сектора существенно отставали от темпов телефонизации предприятий. Перекрестное субсидирование, кстати, применяется не только в телекоммуникациях, но и в

железнодорожных перевозках, например, когда стоимость транспортировки грузов значительно превышает железнодорожные тарифы на услуги для физических лиц. Такое явление противоречит объективным законам развития рынка, от него нужно как можно скорее избавляться.

– Как Вы расцениваете прогнозы относительно возрастания конкуренции между мобильным и фиксированным видами связи в России?

Думаю, что в ближайшее десятилетие мобильная и фиксированная связь в России не будут конкурировать между собой. Сети для мобильной связи капиталоемкие. На значительное снижение стоимости услуг до уровня, сопоставимого с тарифами на проводную местную связь, рассчитывать не приходится. И мобильные телефоны будут все-таки использоваться в качестве дополнения к стационарным.

На западе ситуация иная. Благодаря массовому внедрению ISDN на телефонных сетях общего пользования услуги мобильной и фиксированной связи сопоставимы. Однако конкуренция между фиксированной и

мобильной связью не ценовая, а качественная. Именно качеством и спектром предоставляемых услуг определяется соперничество между двумя этими видами связи.

Задачи, которые актуальны в настоящее время для отечественных коммуникаций, – повышение телефонной плотности, предоставление дополнительных услуг ведущие страны решили лет десять назад. В среднем на европейскую семью сегодня приходится один стационарный телефон и 1–2 мобильных аппарата. И проблема, требующая решения в развитых странах, кроется в перепроизводстве услуг. Имеющийся набор

возможностей, услуг, предложений используется в среднем на 7%. Почему? Не обеспечен должным образом уровень востребованности услуг, культура их потребления заметно отставала от темпов расширения перечня всевозможных предложений. При этом поздно задумались над тем, что менталитет потребления необходимо воспитывать. Потенциальный потребитель должен быть заинтересован в появлении новых все более совершенных услуг, и без соответствующей подготовки здесь не обойтись. Не случайно столь серьезное внимание уделяется сегодня процессу приучения потребителя к пользованию дополнительными услугами, формированию спроса на них.

В нашей стране спрос пока еще по-прежнему превышает предложение, потому и вкладывать средства в отечественные телекоммуникации сегодня более выгодно, чем инвестировать в развитие связи за рубежом. Данное обстоятельство необходимо учитывать, чтобы избежать в перспективе ошибок, с которыми столкнулись наши коллеги за рубежом. Если мы своевременно позаботимся о формировании культуры спроса, повлияем на характер восприятия новинок потребимуществах тех или иных услуг и видов сервиса, нам удастся не допустить, как выражаются специалисты, перегрева рынка предложений.

– Что может и должно делать государство в этом направлении?

Государство обязано позаботиться о создании условий для развития малого и среднего бизнеса. Стимулирующую роль в повышении спроса на услуги, в том числе телекоммуникационные, способны сыграть частные предприниматели, малые предприятия. Опыт преуспевающих стран лишний раз убеждает в этом. К примеру, в Японии от 88 до 90% ВВП обеспечивают собственники, владеющие небольшими и малыми предприятиями, и лишь небольшая доля приходится на крупные производственные структуры, предприятия-гиганты. В США и в Европе эти цифры составляют соответственно 64 и 36%. В этих странах население тратит до 15% своего бюджета на услуги связи. Иначе быть просто не может. Если у человека свой бизнес, связь ему нужна постоянно, причем он не может обходиться без широкого спектра как основных, так и дополнительных услуг. По большому счету к представителям среднего класса, субъектам малого предпринимательства можно отнести граждан, имеющих в своем распоряжении собственность, способную приносить доход.

Если в России 80% ВВП производится на предприятиях-гигантах и только 20% – на малых предприятиях, то зачастую риторически звучит вопрос о наличии среднего класса в России. Скорее такой класс формируется. И пока только 10% населения принадлежит к субъектам малого предпринимательства.

– Благодаря чему малый и средний бизнес способен сыграть ключевую роль в развитии отрасли и стать мощным двигателем экономики страны?

Малые предприятия гораздо быстрее, чем производства-гиганты, внедряют новые технологии, превосходят их и по уровню рентабельности, эффективности труда, поскольку они более гибкие, восприимчивые к внешним изменениям. Почему в Японии, скажем, так оперативно внедряются технологические инновации? Именно потому, что эта страна опережает другие государства по уровню развития малого предпринимательства.

Государство должно быть кровно заинтересовано в развитии среднего бизнеса, что и демонстрируют передовые западные страны. К примеру, в США при проведении тендеров помимо цены, качества и сроков реализации проекта или выполнения заказа учитывается также количество фирм, вовлеченных в производство (поставку) продукта или услуги. Чем больше фирм представлено в заявке, тем выше шансы выиграть конкурс, получить заказ. В Канаде в целях снижения предпринимательского риска и развития культуры бизнеса все малые предприятия застрахованы государством на 70% их стоимости. По мнению канадских предпринимателей, в России сохраняется высокий риск для ведения бизнеса, поэтому в нашей стране канадские инвесторы не столь активны.

К слову, полезно обращаться к опыту не только зарубежных государств, но к историческому опыту своей страны, той же новой экономической политике начала прошлого века.

<ание? Какие изменения и поправки, на Ваш взгляд, необходимо внести в Федеральный закон

«О связи»?

Формирование соответствующей нормативной базы – это основа для развития предпринимательства в различных сферах деятельности. Когда в свое время формулировались положения ныне действующего закона «О связи», то мы, а я, замечу, один из его авторов, постарались аккумулировать и синтезировать передовой европейский опыт в развитии коммуникаций.

Как известно, законы бывают двух типов – рамочные и прямого действия. В законах рамочного типа устанавливаются границы правового регулирования, прописываются основные положения, а подробные инструкции, предусматривающие порядок применения основных законодательных норм, составляются правительством. Соответственно в этом случае шире возможности для интерпретации каких-то законодательных положений. Законы прямого действия, напротив, предусматривают регулирование по всевозможному спектру вопросов вплоть до детализации норм, так что издания дополнительных инструкций не требуется. Американский закон о связи, скажем, представляет собой

18 томов подробно прописанных процедур для каждого возможного случая. И при всем желании интерпретировать законодательное положение в свою пользу, исходя из узкоспециальных или корыстных интересов, невозможно. Кстати, полагаю, что одна из причин коррупции в России кроется в традиции принятия рамочных законов, когда прописывается лишь некий лозунг, а заинтересованные ведомства начинают трактовать его положения и создавать инструкции, исходя из своих ведомственных интересов или предпочтений.

При подготовке нынешнего российского закона о связи сжатые сроки не позволяли нам написать законодательный акт прямого действия, потому данный закон рамочный.

Законы прямого действия влекут за собой сокращение исполнительного аппарата, способствуют повышению прозрачности, упрощению всех процедур, в том числе лицензирования, и как следствие, ликвидируют почву для взяточничества и коррупции. В таких законодательных актах нет противоречащих или взаимоисключающих положений, детально прописанные нормы не удается трактовать по-своему. В то же время законы прямого действия в известной мере консервативны и закрепляют нормы, которые приходится корректировать, по мере того как изменяются внешние обстоятельства или тенденции на рынке. В условиях переходного периода такой закон может послужить сдерживающим фактором и не обеспечить стимулирующего развития рынка услуг. Сегодня наша страна заинтересована в интегрированном законе рамочно-прямого действия. Следует детально прописать только порядок выполнения тех процедур, в целесообразности и объективности которых мы уверены.

– Россия готовится к вступлению в ВТО. На какие уступки должно пойти государство и какими могут быть последствия открытия границ для зарубежных товаров?

Мы поддерживаем торговые отношения со странами-членами этой организации еще с советских времен. И фактически выполров на этот счет в том, что при вступлении во Всемирную торговую организацию мы откроем свои границы для товаров зарубежных производителей. И предметом обсуждения должен быть вопрос, что необходимо сделать, чтобы защитить неконкурентоспособные национальные отрасли или производства? Либо мы переходим на использование только зарубежных товаров, либо берем тайм-аут, в течение которого постараемся вывести отрасли на мировой уровень. Главное заранее определить, какие виды производства мы

будем развивать, направляя туда необходимые для этого средства, а какие целесообразно свернуть и воспользоваться результатами международной кооперации труда. В таком случае население выиграет от вступления в ВТО, поскольку товары будут дешевле. А если сумеем принять соответствующие меры, то и национальная экономика не пострадает. Что касается сроков, то спешить нельзя. Китай, например, вел переговоры по вступлению в ВТО в течение 15 лет и отстоял свои интересы по многим позициям.

– Какие направления телекоммуникаций получили, на Ваш взгляд, приоритетное развитие? Спрос на какие услуги будет высоким и в наступающем году?

На первое место я бы поставил услуги по передаче голоса. По-прежнему будет повышаться спрос на услуги передачи данных – этого требует бизнес. Третье направление – широкополосный доступ, обеспечивающий возможность передачи большого объема информации в короткий промежуток времени. В тех районах, где нет обычных каналов связи или полностью задействованы имеющиеся емкости, сохранится спрос на услуги беспроводного доступа. Особого внимания заслуживает создание корпоративных сетей для эффективного управления производством. В России масштабных проектов в этой области не так много. Один из самых крупных – проект построения сети корпоративной связи РАО ЕС.

– Благодарим за беседу.

Главная страница / Архитектура отрасли