Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

НА ПУТИ К ЭЛЕКТРОННОЙ РОССИИ



Валерий Николаевич, какие надежды холдинг «Связьинвест» связывает с выставкой «ИнфоКом»?

«ИнфоКом-2002» – отличная возможность представить общественности новые российские компании электросвязи, процесс формирования которых близится к завершению. Мы хотим рассказать о переменах, происходящих в холдинге, сообщить посетителям выставки о наших успехах, поделиться проблемами.

Что изменилось в компаниях холдинга за год, прошедший после выставки «ИнфоКом-2001»?

Этот период времени был посвящен повышению конкурентоспособности создаваемых межрегиональных компаний связи (МРК). Устаревшее аналоговое оборудование повсеместно заменялось цифровым, активно строились новые сети. При этом коммуникации всех операторов увязывались между собой и магистралями «Ростелекома». Предпочтение мы отдаем наиболее перспективным технологиям, допускающим последующее наращивание мощности, а закупку оборудования осуществляем централизованно. Все это позволяет не только воспользоваться скидками на приобретаемое оборудование, но и избежать в дальнейшем значительных затрат на эксплуатацию и модернизацию вводимых сегодня объектов.

Другой не менее важный аспект повышения конкурентоспособности – привлечение инвестиций. Новые оборудование и технологии стоят дорого и без существенных финансовых вложений не обойтись. Средств самих операторов явно недостаточно, вкладывать же деньги в компании, чей бизнес непрозрачен, никто из инвесторов не торопится. Потому не случайно мы много внимания уделяем мероприятиям, способствующим повышению финансовой прозрачности и информационной открытости наших обществ.

В частности, в компаниях создается эффективная система финансово-экономического планирования и контроля, включающая подготовку методики расчета обоснованных затрат, унификацию учетных политик и внедрение раздельного учета затрат и доходов, составление бухгалтерской отчетности согласно международным стандартам, внедрение бюджетирования. Все зависимые общества ОАО «Связьинвест» с января 2002 года перешли на единую учетную политику, применяют единый план счетов, единые стандарты по составлению отчетности. В июле завершена работа над проектом по созданию корпоративной системы учета и отчетности. Ее задачи – обеспечить руководство, акционеров и инвесторов полной, достоверной и сопоставимой информацией о финансовом положении компаний холдинга, ускорить процесс подготовки консолидированной отчетности и отчетности по международным стандартам.

Объединение операторов в МРК идет по плану?

В декабре 2001 – июне 2002 года разрешение МАП на слияние получили все головные компании объединения. В период с июня по август текущего года пять базовых компаний («ЦентрТелеком», «Северо-Западный Телеком», «Уралсвязьинформ», «Дальсвязь», «ЮТК») зарегистрировали проспекты эмиссии дополнительных акций, необходимых для конвертации в них акций присоединяемых компаний. Документы МРК «ВолгаТелеком» и «Сибирьтелеком» в ищее время находятся на рассмотрении.

В последний день сентября из Единого государственного реестра юридических лиц исключены открытые акционерные общества электросвязи Дальневосточного и Уральского регионов, вошедшие в качестве филиалов в состав межрегиональных компаний связи ОАО «Дальсвязь» и ОАО «Уралсвязьинформ».

До конца октября 2002 года планируется завершить процедуру юридического слияния компаний на Юге и Северо-Западе, еще через месяц – в Центре, Сибири и на Волге.

Заключительным этапом формального объединения региональных операторов станет проведение совместных общих собраний акционеров. В ОАО «Дальсвязь» и ОАО «Уралсвязьинформ» такие собрания планируется провести уже в декабре, в остальных МРК – в I квартале следующего года.

Какая роль в повышении уровня информатизации в стране отводится группе компаний «Связьинвест»?

Когда речь заходит о «Связьинвесте», многие забывают, что мы предоставляем населению страны не только услуги телефонной связи. Холдинг можно рассматривать и как крупнейшего провайдера: совокупное число Интернет-клиентов наших компаний очень велико. Если ведущие альтернативные операторы имеют точки присутствия только в крупнейших городах, то в других населенных пунктах наши компании или их дочерние структуры являются зачастую единственным Интернет-провайдером.

Сегодня наши операторы располагают оборудованием, которое позволяет абоненту подключить домашний компьютер при помощи модема к телефонной линии и стать пользователем глобальной компьютерной сети. Такой способ подключения остается наиболее популярным среди домашних Интернет-пользователей России благодаря своей доступности и невысокой цене. А так как почти вся инфраструктура телефонных сетей общего пользования принадлежит холдингу, то и ответственность за «интернетизацию» страны лежит на наших плечах. Не стоит забывать и о том, что львиная доля Интернет-трафика передается по сетям «Ростелекома», входящего в холдинг наряду с компаниями электросвязи. Успешное развитие национального оператора дальней связи во многом определяет, как быстро Россия станет частью мирового информационного пространства.

Насколько заинтересованы операторы электросвязи в развитии услуг доступа в Интернет?

Тарифы на доступ в Интернет не относятся к числу регулируемых государством. При инвестировании в соответствующее оборудование можно рассчитывать почти на мгновенный возврат средств. Однако основные инвестиции приходятся у нас на телефонную связь. В отличие от альтернативных операторов мы не можем заботиться только об извлечении собственной выгоды, закрывая глаза на то, что в очереди на установку телефона несколько миллионов человек. О каком информационном пространстве можно говорить, если огромное число россиян не имеют сегодня возможности пользоваться даже телефоном?

Одна из непростых задач, стоящих перед специалистами холдинга, – определить уровень инвестиций в развитие Интернет-услуг, который, с одной стороданную услугу, а с другой – не вызовет снижения темпов подключения новых телефонных номеров. Пока эта задача успешно решается. С каждым годом холдинг вводит все большее количество телефонных номеров и наряду с этим стремительно растет число Интернет-клиентов, увеличивается объем генерируемого ими трафика. Кстати, одним из направлений технической политики ОАО «Связьинвест» является как раз превращение услуги доступа к ресурсам глобальной компьютерной сети в массовую услугу, предоставляемую нашими операторами.

Развитию каких услуг наряду с коммутируемым доступом уделяют особое внимание операторы холдинга?

В условиях, когда тарифы на основные услуги явно занижены, диверсификация бизнеса, расширение спектра востребованных потребителями услуг – единственный способ повышения рентабельности компаний.

Конкуренция на телекоммуникационном рынке усиливается, и мы не можем плестись в хвосте прогресса, нам нельзя сдавать позиции, иначе очень скоро абонентами компаний холдинга останутся лишь малоимущие слои населения. Необходимо форсировать освоение новейших сервисов и технологий, с тем чтобы удовлетворить потребности не только индивидуальных, но и корпоративных клиентов.

Многие наши операторы строят мультисервисные сети передачи данных общего пользования, приобретают интеллектуальные платформы, предоставляя всем желающим возможность высокоскоростного доступа к Интернет-ресурсам и использования таких популярных услуг, как «Бесплатный вызов», «Вызов с дополнительной оплатой», «Телеголосование», «Предоплаченная карта», «Оплата вызова с расчетного счета», «Универсальный персональный номер», «Виртуальная выделенная сеть». В дальнейшем должна быть создана федеральная интеллектуальная сеть связи, которая объединит сети и платформы операторов в единую высокоэффективную систему национального масштаба.

Операторы холдинга включаются в процесс строительства сетей кабельного телевидения. По оценке наших специалистов, данный сектор телекоммуникационного рынка относится к числу перспективных. Как ожидается, в текущем году операторы ОАО «Связьинвест» построят сети кабельного телевидения, позволяющие обслуживать до 70 тыс. квартирных абонентов.

Большое внимание уделяется развитию услуг IP-телефонии. Если раньше Интернет-телефония на порядок уступала по качеству традиционной телефонии, то сейчас с появлением новых технологий и увеличением пропускной способности сетей ситуация кардинально меняется. Желающих сэкономить на междугородных разговорах с каждым днем становится все больше. Вполне возможно, что уже в обозримом будущем этот вид телефонной связи нанесет ощутимый удар по доходам от традиционной междугородной телефонии. Мы настоятельно рекомендуем операторам холдинга развивать данную услугу. О серьезности наших намерений говорит и тот факт, что в настоящее время по заказу ОАО «Связьинвест» проводится детальное исследование российского рынка IP-услуг по трем направлениям: частные клиенты, корпоративные и Интернет-провайдеры.абоненты могут воспользоваться услугой видеотелефонии, популярность которой среди населения быстро растет. Стоимость ее

не намного выше обычного междугородного звонка, но что может сравниться с возможностью не только слышать, но и видеть близкого человека, находящегося за тысячи километров?

Что касается перспективных планов, то на очереди выполнение комплекса мероприятий, которые условно можно назвать «волокно в каждый дом». Реализация этой достаточно затратной программы обеспечит возможность предоставления каждому абоненту различных видов услуг – видео по запросу, высокоскоростной Интернет, интерактивное телевидение, IР-телефония. Однако это вопрос времени и средств.

Что, на Ваш взгляд, является главной причиной, сдерживающей развитие традиционными операторами высокотехнологичных услуг?

До тех пор, пока тарифы на регулируемые услуги будут ниже их себестоимости, средства на развитие дополнительных сервисов будут выделяться по остаточному принципу. В таких условиях даже небольшие альтернативные операторы, не обремененные необходимостью модернизации оборудования убыточной местной связи, будут находиться в более выгодных по сравнению с нами условиях. Они без особого труда смогут выигрывать в борьбе за платежеспособных пользователей и лишать нас тех доходов, которые могли бы быть направлены, например, на цифровизацию линий связи. А страна, в которой преобладают медные кабели и аналоговые АТС, не может претендовать не только на достойное место в глобальном информационном сообществе, но и на роль ведущей мировой державы.

Рынок диктует свои правила: чтобы не проиграть в конкурентной борьбе, традиционным операторам приходится пересматривать маркетинговую политику, расширять спектр услуг, ориентироваться преимущественно на потребности клиента. Что планируется предпринять на этих направлениях?

В свое время традиционные операторы,

будучи уверенными в непоколебимости монопольного положения на рынке, не придали должного значения появлению небольших компаний, предложивших потребителям услуги фиксированной связи высокого качества. И что мы видим сегодня? Новые операторы, изначально использовавшие для построения своих сетей современное оборудование, отвечающее потребностям корпоративных пользователей, обслуживают наиболее платежеспособных клиентов во всех крупных городах России. Несмотря на то, что в число абонентов традиционных операторов по-прежнему входит подавляющее большинство жителей страны, сумма доходов, получаемых всеми альтернативными операторами, превышает доходы компаний нашего холдинга.

Но мы не сидим сложа руки. Наша задача – сохранить абонентскую базу из числа корпоративных клиентов и существенно укрепить свои позиции там, где присутствие альтернативных операторов пока не существенно. Должен заметить, что сегодня мы можем предложить качество связи ничуть не хуже, чем любой из наших конкурентов. Другое дело, что нам надо учиться продавать услуги. В первую очередь неоуслуг. Ведь успехи альтернативных операторов определяются не только возможностью самостоятельно формировать тарифы. Традиционным компаниям электросвязи предстоит научиться так же, как конкуренты бороться за каждого нового абонента, изучать и прогнозировать его потребности, своевременно прислушиваться к его пожеланиям. Наряду с этим важно уметь предлагать современные услуги не только конечным потребителям, но и компаниям связи, сетевым операторам, провайдерам.

Во всех компаниях холдинга созданы подразделения маркетинга и рекламы, разработаны программы повышения конкурентоспособности предприятий, отлажена система мониторинга рыночных показателей. Параллельно реорганизуется работа справочных служб и служб сервиса, открываются новые современные центры обслуживания абонентов.

На начальном этапе перед региональными компаниями была поставлена задача удержать и закрепить свою долю на рынке. Наметившиеся позитивные тенденции свидетельствуют о том, что многим операторам это удалось. Если в 2000 году холдинг занимал примерно 46% телекоммуникационного рынка, то в 2001-м на долю «Связьинвеста» приходился уже 51% валового дохода отрасли.

В апреле текущего года стартовал масштабный проект, по итогам реализации которого мы получим порядка 30 документов, формализующих процедуру разработки маркетинговых стратегий межрегиональных компаний. Согласно нашим планам к моменту завершения реорганизации маркетинговые стратегии для всех семи МРК должны быть в распоряжении специалистов холдинга. Кроме того, в ходе реализации проекта маркетологи региональных компаний освоят современные методики работы и самостоятельно смогут определять пути повышения конкурентоспособности компаний.

Как Вы оцениваете перспективы объединенных компаний?

МРК должны стать совершенно новыми предприятиями, на порядок более мощными и современными, избавленными от недостатков, приобретенных во времена дефицита услуг связи. Исследования показывают, что возможности для значительного расширения нашего бизнеса и увеличения прибыли есть, рынок еще далек от насыщения. Нужно лишь изменить психологию операторов, научить их продвигать новые услуги и формировать спрос на них.

Наша цель – предоставить любому россиянину, будь то жителю многомиллионного мегаполиса или небольшого села, возможность пользоваться современными услугами связи. И чем ближе телекоммуникационная отрасль к этому идеалу, тем больше у нас с вами оснований называть Россию электронной.

Главная страница / Архитектура отрасли