Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

«МЫ НЕ ГЛАВНЫЕ ПО РАЗДАЧЕ КОМПЬЮТЕРОВ»

Федеральная целевая программа «Электронная Россия»

– Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (ФЦП ЭР) существует не столь долгое время, чтобы можно было подводить итоги. Разговоров вокруг этого проекта ведется немало, однако это отнюдь не способствует формированию ясного представления о сути, целях, задачах и планах Программы. Более того, о ФЦП уже начали складываться мифы, жертвами одного из которых едва не стали мы, обозреватели журнала «Connect! Мир связи». Чтобы получить информацию из надежного источника, мы обратились к начальнику управления по координации ФЦП Дмитрию Александровичу Милованцеву.

Одним из условий существования истинно демократического общества является обеспечение прав граждан на свободный поиск, получение, передачу и распространение информации. Как с этим согласуются попытки сделать платными поиск и доступ к некоторым ресурсам Интернета?

Создание информационных ресурсов стоит денег. Интернет – это всего лишь способ распространения информации и в принципе ничего больше. Информация (контент) может существовать на бумаге или в любой другой форме, на CD например. Стоимость самой информации не должна зависеть от способа ее передачи пользователю. Таким образом, говоря об Интернет как о современном способе доведения информации до конечного потребителя, можно утверждать, что снижается стоимость доставки, при этом сама информация (контент) своей стоимости не утрачивает. Над ее созданием работают люди, затрачиваются ресурсы. Процессы, происходящие в мире (например прекращение работы Napster), свидетельствуют о том, что постепенно контент в Сети становится платным. Это связано как с соблюдением авторских прав, так и с тем, что затраты на создание сетевых информационных ресурсов не покрываются доходами от рекламы... Информация – это товар, за который надо платить...

Какая обстановка в этой сфере складывается на нашем рынке?

На нашем рынке происходит то же самое. Есть ресурсы бесплатные, прежде всего новостные и развлекательные, есть ресурсы, где бесплатной является только некоторая часть, например новостная. Самый яркий пример РБК, некоторые разделы которого платные. Есть специализированные ресурсы, позволяющие получать доступ к аналитической информации, на создание которой тратится значительное количество средств. Для большинства крупных игроков частичная бесплатность – это своеобразная форма рекламы, для некоторых – знак отсутствия платежеспособного спроса на их информацию. Таким образом, профессиональные ресурсы закрыты, и доступ к ним по определению платный.

А сохранятся ли возможности бесплатного доступа?

С позиции государства необходимо обеспечить как можно более широкому кругу граждан бесплатный доступ к ресурсам, выполняющим социальную функцию, например электронным библиотекам, электронным обучающим ресурсам и т. п. С другой стороны, государство предоставляет гражтированные Конституцией и законами. Эти услуги предполагается оказывать с помощью специального портала «Электронное правительство». Соответственно, в этой части государство должно играть активную роль. И обеспечение доступности для граждан таких услуг – одна из основных целей программы «Электронная Россия».

Как Вы считаете, наметились ли тенденции развития российского

IT-рынка?


По разным оценкам, весь российский рынок IT оценивается примерно в 3-4 млрд долларов, что очень мало. Доходы крупных операторов связи, например ОАО «Связьинвест», составляют примерно столько же. То есть цифры сопоставимы. И «Связьинвест», по сравнению, например, с крупнейшими сотовыми операторами, не кажется такой уж большой компанией. Можно ли рынок такого размера назвать сформировавшимся? А ведь он еще сегментируется: на разработку программного обеспечения, интеграторские услуги, консалтинг. Причем эти сегменты рынка зачастую слабо связаны между собой, например, услуги по заказной разработке софта на экспорт и услуги интеграции. На рынке отсутствуют по настоящему крупные структурированные компании. Следовательно, говорить о том, что точка определения приоритетов в развитии IT-бизнеса пройдена, я думаю, рано.

Когда была создана дирекция Федеральной целевой программы?

Программа была утверждена 28 января 2002 года. Дирекция Программы создана Приказом министра РФ по связи и информатизации в марте этого года. Управление по координации образовано два с половиной месяца назад.

Структура управления уже сформирована?

В штате управления 18 человек. Каждый из нас специализируется в определенной области: сетевые технологии, IT-технологии. Мы не ведем какой-то определенный регион, ведь телефоны и компьютеры во Владивостоке те же, что и в Магадане.

ФЦП «Электронная Россия» охватывает временной период с 2002 по 2010 год. Реально ли в такие сроки обеспечить все бюджетные организации и учреждения средствами инфокоммуникационных технологий?

Программа состоит из трех этапов. Первый предусматривает разработку концепций, типовых решений. Для начала необходимо понять, что мы делаем, детализировать наши планы. Но мы не главные по раздаче компьютеров. Цель государства – удовлетворение потребностей своих

граждан. Государство оказывает гражданам специфическую, так называемую государственную услугу, например налоговая инспекция принимает у граждан налоговые декларации. Подача гражданином налоговой декларации должна отнимать у него минимум времени. Существует мировая практика заполнения налоговых деклараций в Сети, дома, с использованием электронной цифровой подписи. Отправка в соответствующие органы, обрабатывающие эти декларации, может осуществляться по Интернету или каким-то иным способом. В нашу задачу входит создание условий для оказания государственных услуг на новом уровне качества с использованием современных инфокоммуникационных которых установка и подключение компьютера составляют только одну из частей. Но полноценное оказание государственной услуги невозможно без обучения госслужащих, без интеграции различных информационных ресурсов. В противном случае это не имеет смысла: компьютеров у нас довольно много.

В отчетах и рапортах общие постулаты, а какие конкретные шаги Вы сейчас предпринимаете?

Мы проводим конкурсы на выполнение работ. Основные из них уже завершены. По некоторым мероприятиям программы, реализуемым другими государственными заказчиками, конкурсы продолжаются. Говорить о каких-то конкретных результатах пока рано.

Каким образом в рамках Программы планируется автоматизировать деятельность государственных организаций? Будут ли в этих целях использоваться системы класса ERP?

В государственных организациях такие системы не могут найти широкого применения, так как рассчитаны на бизнес-процессы иного характера. Естественно, планирование ресурсов и управление ими необходимо как в государстве, так и на предприятии. Но для каждой ситуации требуются разные программные продукты. Однако можно провести аналогию между предприятием и государственными службами. Сбыт, например, может осуществляться с использованием технологий электронной коммерции, предположим B2B, которая, однако, будет работать только в том случае, если у предприятия с той же скоростью функционирует внутренняя система. Для выравнивания скоростей внедрять ERP-систему следует по наибольшей из них. Так и в государстве: для достижения максимально эффективного взаимодействия служб необходимо описать, усовершенствовать и автоматизировать уже существующие бизнес-процессы. Например, процесс выборов. Вы приходите на участок, опускаете бюллетень в сканер. Информация, считанная с него, тут же поступает в базу данных Центризбиркома. Ваш голос сразу учитывается, и предварительное подведение итогов осуществляется практически мгновенно. Примерно такая же система работает в Штатах.

Финансирование региональных программ будет осуществляться из федерального или местных бюджетов?

При реализации Программы в регионах предполагается использовать принципы софинансирования с бюджетами соответствующего уровня. Софинансирование может быть построено, например, по такому принципу: подключаемая к внешним сетям организация, находящаяся в ведении регионального бюджета, должна иметь свою работающую локальную сеть и соответствующее оснащение. Но для масштабной реализации проектов в регионах прежде всего необходимо закончить первую фазу Программы и разработать набор типовых решений, которые можно будет рекомендовать к внедрению. Затем нужно понять, какие проекты и в каком порядке следует осуществлять. Для координации программы созданы специальные органы — Межведомственная комиссия, образованная в соответствии с Постановлением Правительства РФ о Федеральной целевой программе (сейчас завершается ее формирование), Дирекция прогвующем финансировании со следующего года мы начнем работать с регионами. В течение 2002 год предполагаем завершить первую фазу Программы.

Что такое «типовой проект»?

Это концептуальные подходы. Например, строится ведомственная сеть. Используются ли там IP-протоколы? Как подключается школа? В типовом проекте должно быть сказано: школа подключается таким-то образом в зависимости от количества учеников и территориального расположения. Как подключаются поликлиника, почта? Вероятно, типовых решений будет много. И без некоторых концептуальных подходов к решению типовых проблем начатая работа может оказаться неэффективной. Подобные типовые подходы необходимы для планирования дальнейшей деятельности.

Сегодня у многих ведомств есть корпоративные сети. Планируются ли в рамках Программы определение целесообразности и координация их деятельности?

В принципе каждый волен делать то, что хочет, особенно если речь идет о коммерческой организации. Государство же не должно дублировать уже созданную инфраструктуру, тем более за свой счет.

Основная задача «Электронной России» – это исключение дублирования и создание того добавленного эффекта, который повышает отдачу вложений в IT. Если компьютер не подключен к Интернету, эффективность его применения снижается: нельзя пользоваться электронной почтой и т. д. Инвестиции в компьютер сделаны, надо, условно говоря, добавить десять рублей, чтобы повысить эффективность его работы. Пользователь не обучен – значит, он не полностью использует возможности компьютера. Опять-таки, вложили тысячу долларов в покупку компьютера и «пожадничали» сто рублей на обучение пользователя. А ведь через два-три года компьютерная техника устаревает, приходит новое поколение, и такой пользователь тем более не готов будет использовать ее преимущества.

Иными словами, ваша основная цель – оказание государственных услуг с использованием компьютерной техники, а «побочный» эффект – повышение отдачи уже вложенных или вкладываемых средств?

Совершенно верно, что и проиллюстрировано на рис. 1, 2. По оценке специалистов, в государственном секторе экономики на закупку компьютеров тратится до 50% IT бюджетов (порядка 5 млрд рублей в год), что составляет порядка 70% от потребности. При этом подключение к глобальным сетям и обучение пользователей финансируется по остаточному принципу (на 15-20% от потребности). При такой структуре финансирования КПД использования в государственном секторе современной компьютерной техники находится на уровне КПД паровоза (примерно 10%).

С чего начинает процесс информатизации само ведомство? С покупки компьютеров. Потом прокладывается сеть внутри здания. До глобальных сетей – будь то муниципалитет или ведомство – в регионах дело обычно редко доходит. Средства в образование вкладывают тоже очень немногие.

При выполнении задач, возложенных на ФЦП «Электронная Россия», мы должны «выровнять» затраты, тоние к глобальным сетям, прокладку собственных сетей будут выведены на один уровень с финансированием технического оснащения. Это, собственно, и составляет инфраструктурную часть программы и позволяет не менее чем в 3–4 раза повысить эффективность использования компьютерной техники.

А как будут обстоять дела с оснащением, например, больниц, школ и т. д.?

Вот это уже задача по обеспечению доступности информационных ресурсов и государственной услуги, о чем мы говорили вначале. Компьютеров в стране мало, подключенных к сетям еще меньше. Скорее всего, в сфере работы с информационными ресурсами у России свой путь: нужно создавать пункты коллективного доступа к сетям, потому что доходы населения не позволяют резко увеличить количество компьютеров. Значит, необходимо массовое подключение низового звена: почт, поликлиник, школ, т. е. тех организаций, куда люди смогут приходить и пользоваться теми же услугами Интернет, получая реальную пользу.

Вот мы и обозначили приоритеты деятельности ФЦП «Электронная Россия». Предвосхищая ваш вопрос о сроках начала работы с регионами, скажу, что прежде всего нужно выяснить, где и чего не хватает. А затем уже действовать, держа в руках все необходимые данные.

Главная страница / Архитектура отрасли