Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ЦЕНЗУРЫ НЕ БУДЕТ

– Владимир Сергеевич, не могли бы Вы рассказать об общей структуре министерства и его задачах?

Министерство состоит из центрального аппарата, расположенного в Москве, и двадцати территориальных управлений, из них семь – управления федеральных округов.

Территориальные органы министерства выполняют следующие

задачи:

1) реализация государственной политики в области средств массовой информации (СМИ), массовых коммуникаций и т. д.;

2) регистрация СМИ, практически только печатных, поскольку все электронные СМИ проходят регистрацию и лицензирование в центральном аппарате. Территориальные органы выдают лицензии печатным СМИ, которые выпускаются для конкретного субъекта федерации.

Раньше министерство занималось лицензированием издательско-полиграфической деятельности. Сейчас, как вы знаете, деятельность не лицензируется, но контроль за нею входит в функции министерства, в частности его территориальных органов;

3) контроль за соблюдением в средствах массовой информации законодательства о СМИ. Проводится мониторинг электронной и печатной прессы, выборочный (все, естественно, проверить невозможно) анализ деятельности печатных и электронных СМИ на соответствие действующему законодательству. В случае выявления несоответствия редакция СМИ получает предупреждение. Если в течение года какое-либо СМИ получит два предупреждения, оно может быть закрыто, но только по решению суда. Ни министерство, ни его территориальные органы правом закрывать СМИ, естественно, не обладают. Такое право есть только у двух органов: учредителей СМИ и суда.

– Поясните, пожалуйста, что в настоящее время входит в понятие «средства массовой информации»?

Средства массовой информации – это периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, а также иные формы периодического распространения массовой информации, в том числе через сеть Интернет. То есть средств массовой информации несколько больше, чем мы себе представляем.

– Но психологи утверждают, что «на слух» воспринимается только часть информации.

Восприятие информации зависит от способа ее подачи. Материал может быть ориентирован на последующую рассылку, т. е. предназначен для прочтения и просмотра; такой материал не годится для устного выступления. Многое зависит не столько от наших органов чувств, сколько от того, кто эту информацию выдает и как она структурирована. Между восприятием устной и письменной речи есть принципиальная разница.

– Сейчас много информации можно почерпнуть из Интернета, и возникает вопрос, что целесообразно излагать на страницах печатного издания, а что лучше отпускать в Сеть в электронном виде?

Практика показывает, что печатные издания, как правило, имеют и свои сайты, причем в сеть они дают то же, что и печатный вариант, но в расширенном виде.

По тому же принципу работает пресс-служба министерства. Скажем, издается краткий пресс-релиз: «Проведена коллегия министеславинский». Тот, кого интересуют подробности, открывает сайт министерства, где находит портрет Сеславинского, краткие биографические данные и полный текст его доклада.

– Не могли бы Вы рассказать о доходности печатных и электронных изданий?

Ежедневные газеты у нас практически нерентабельны. Из крупных ежедневных газет, пожалуй, «Комсомольская правда» окупает себя. Окупаются толстые иллюстрированные журналы, у которых тираж под сотню тысяч экземпляров. Я имею в виду «Профиль», «Эксперт», «Коммерсантъ-Деньги» и т. п. Но они живут больше за счет рекламы. Эти журналы претендуют на серьезность либо светскость, и реклама в них доходит до своего, потенциального по крайней мере, потребителя.

Характерен пример «Российской газеты», учредителем которой является Правительство РФ. Год назад она была явно убыточна. Когда же практически полностью был заменен персонал, тираж издания возрос вдвое, газета стала приносить доход.

Теперь что касается полиграфии. В стране насчитывается более

6 тыс. полиграфических предприятий. Из них в государственной собственности, точнее в федеральной – всего 1,1%. В то же время наиболее мощные издания почти все являются государственными, и книг гораздо больше издают государственные предприятия. Однако прибыльность государственного предприятия обычно ниже, чем частного.

Почему? Первая причина – не всегда ставится задача зарабатывать деньги, поскольку государственные предприятия в какой-то степени выполняют социальные заказы. Скажем, чтобы те же детские книги, учебники предлагались по приемлемой массовому читателю цене. А вторая причина чисто рыночная: когда менеджмент работает на свой карман, то, как правило, он работает лучше. И потому актуален вопрос уменьшения доли государства на рынке СМИ и полиграфии. Другими словами, что-то будет приватизироваться, но в любом случае не всё, потому что нельзя забывать «государево». Я уж не буду говорить о таких важных моментах, как мобилизационная готовность и т. д., поскольку и в предвоенный период, и во время войны полиграфические предприятия должны действовать.

Но рыночники говорят, что в принципе частные предприятия должны быть более эффективны. И политика государства направлена на то, чтобы постепенно уменьшать долю государственных предприятий.

– Наши читатели часто сетуют на обилие рекламы, которая «льется» на них по телевидению. Не является ли платное телевидение решением этой проблемы?

На сегодняшний день без рекламы не обходится и коммерческое телевидение («НТВ-Плюс», «Космос-ТВ», «Комкор-ТВ» и т. д.), поскольку только на абонентской плате они существовать не могут из-за отсутствия у нас среднего класса. Когда появится средний класс, появятся и каналы без рекламы.

Рассуждая теоретически, стоило бы сделать какой-то общественный канал платным, чтобы он мог полностью освободиться от рекламы и стал более объективным. Но специалисты говорят, что наше население к этому не готово. Однако этот вопрос непростой. Возьмем, к примеелевидение или негосударственное? ВГТРК – чисто государственное предприятие, которое находится в прямом ведении нашего министерства.

– Раз уж мы коснулись рекламы как источника существования средств массовой информации, расскажите, пожалуйста, как контролируется ее качество?

Недавно мы получили постановление Генпрокуратуры, касающееся рекламы, в котором приведены примеры по медицине, прежде всего по всем тем, кто якобы лечит от наркомании, не имея соответствующей лицензии, разрешения, а иногда и медицинского образования. Мы были вынуждены отметить, что данный вопрос вне нашей компетенции, поскольку контроль за соблюдением законодательства о рекламе находится в ведении министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Наше министерство просто не в состоянии выполнять такую работу, у нас всего 20 территориальных управлений, мы представлены далеко не во всех субъектах Федерации. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства представлено во всех субъектах, и контроль за рекламой возложен на него. В свою очередь мы проводим выборочный мониторинг прессы и направляем свои рекомендации в министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Если, скажем, выявляется нарушение законодательства о СМИ, мы в соответствии с кодексом об административных правонарушениях вправе налагать взыскания, а согласно закону «О средствах массовой информации» можем выносить предупреждения и т. д. Однако в том, что касается рекламной деятельности, мы имеем право лишь представить свои соображения в министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Точно так же, как при нарушении законодательства о выборах, мы информируем об этом соответствующие избиркомы.

– Наиболее авторитетные печатные издания пользуются сегодня услугами зарубежных полиграфических компаний. Каковы перспективы развития отечественной полиграфии?

Весь отечественный рынок печатной продукции составляет около 1,6 млрд. долларов, причем примерно 400 млн. из них приходится на услуги зарубежных типографий. Однако 90% полиграфической продукции высокого качества, выпускаемой в России, все равно печатается на импортной бумаге по той простой причине, что мелованная бумага в нашей стране не производится. При этом мы поставляем за рубеж большое количество сырья для выпуска такой бумаги. Почему – об этом следует спрашивать руководителей лесопромышленного комплекса. Не могу оценить, насколько выгодно в нашей стране производить высококачественную бумагу, однако отмечу общеизвестный факт: дефицит всегда кому-то выгоден. Кстати, у нас также есть предприятия, выпускающие печатную продукцию очень высокого качества по конкурентным ценам, например Федеральное государственное унитарное предприятие «Смоленский полиграфический комбинат».

– Каково отношение Министерства к цензуре, государственной информационной политике?

Идеологическая задача перед Министерством, естественно, не стоитзложенной на бумаге концепции или доктрины единой государственной информационной политики нет – она разрабатывается. Когда этот документ будет принят, сказать не готов. Есть доктрина информационной безопасности, но она предусматривает решение несколько иных задач.

Мне уже неоднократно приходилось разъяснять представителям прессы, что мы не Министерство пропаганды и по закону о СМИ вмешиваться в деятельность редакций мы прав не имеем, но при одном условии: если они не нарушают требований законодательства. Цензура у нас запрещена и Конституцией, и Законом о СМИ. Во всех цивилизованных странах цензуры нет, однако есть самоцензура, или, как ее еще называют, политкорректность. Речь можно вести об ответственности издателя перед обществом. И я согласен с тем, что на Западе она гораздо выше, чем в нашей стране.

Законодательство о СМИ и массовых телекоммуникациях постоянно совершенствуется. Напомню, что были приняты изменения в закон «О рекламе», ограничивающие рамки рекламных материалов по содержанию, времени, уровню звука и т. д. Сейчас разрабатывается соответствующее оборудование, с помощью которого будут реализовываться введенные ограничения. Совсем недавно были внесены изменения в закон о СМИ, касающиеся наименований средств массовой информации.

Замечу, что на сегодняшний день принято принципиальное решение не издавать новый закон о СМИ, а совершенствовать законодательные нормы путем внесения в него необходимых изменений и дополнений, не меняя в корне действующий нормативный акт. Почему? Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече с ведущими редакторами и издателями спрашивал, устраивает ли их нынешний закон? Все отвечали, что да, устраивает, поскольку позволяет как следует организовывать работу.

– Москва не вся Россия. И не секрет, что информатизация в центральной части страны проводится существенно более высокими темпами, чем в провинции. Как планируется изменить такое положение?

Неравномерность информатизации – одна из причин, по которой принята стратегия развития цифрового телевидения. Это непростое решение, так как его реализация требует немалых средств. Цифровое телевидение будет развиваться по всей стране в несколько этапов. Планируется, что к 2015 году Россия перейдет на цифровое телевидение. В трех городах страны проводится соответствующий эксперимент: в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге и начиная с этого года в Москве.

В европейских странах цифровое телевидение хорошо развито. К лидерам, пожалуй, можно отнести Англию. В США, видимо, неудачно выбрали стандарт, как и мы в свое время, потому телевизор у них сегодня стоит в розницу порядка 2 тыс. долларов. Англичане предпочли другой стандарт, и теперь в Англии можно купить приставку за 100–200 долларов (что для потребителя уже более или менее приемлемо) и подключить ее к аналоговому телевизионному приемнику, который будет принимать программу цифрового ТВ.

Переход на цифровое телевидение позволит получить, во-первых, высокое качество изобуплотнение каналов примерно в шесть раз. В Чечне, кстати, планируется развивать систему цифрового телевидения, там мы будем развертывать спутниковую цифровую систему. Некоторые регионы в решении этой проблемы идут своими путями. Например, в Ростовской области благодаря спутнику «Ямал» возможность приема цифровых телевизионных каналов есть практически в каждой деревне.

– В сфере информационных технологий в ведущих зарубежных странах наблюдается заметный спад, рецессия. В какой степени это касается нашей страны?

Рецессия – естественный процесс: наступило насыщение рынка хорошими продуктами, после чего последовал спад. Конечно же, через некоторое время объемы производства и потребления опять возрастут. А у нас такая стадия насыщения еще не достигнута – мы в начале пути информатизации. Рано или поздно будет спад и у нас. Боюсь прогнозировать, но в том, что в ближайшее время его не должно быть, почти убежден. Сегодня все заинтересованы в развитии информационных технологий – и государство, и бизнесмены, и рядовые граждане.

Главная страница / Архитектура отрасли