Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

НА ПОРОГЕ СЛИЯНИЙ

Выставка – это всегда возможность провести некую разведку, выяснить новые тенденции и сделать соответствующие выводы (то, что на Западе называется decision making).

Общие впечатления

В этом году выставка была менее насыщенная, по официальным данным, и посетителей было на 20% меньше, чем на прошлогодней (визуально мне показалось, что на 30–40%, в кулуарах поговаривали, что приблизительно вдвое). Тем не менее повсюду слышалась русская речь, т. е. со всего мира народу приехало меньше, чем обычно, а россиян по-прежнему было много.

Безусловно, сказалась рецессия в телекоммуникациях и в ИТ-бизнесе, охватившая мир в последний год. Судя по фирмам, которые выставляли свое оборудование, четко наблюдалась следующая переориентация. По моей оценке, крупные компании-брэнды, особенно их дивизионы по телекоммуникационному оборудованию, выступили с бюджетом раза в четыре меньшим по сравнению с прошлым годом. Об этом можно было судить по размерам и насыщенности стендов, количеству посетителей, отсутствию различных шоу и т. д. Только производители сотовых телефонов и аксессуаров по-прежнему доминировали, у их стендов толпились посетители, и картина напоминала то, что обычно бывало раньше.

Пожалуй, наиболее заметно пострадали вследствие рецессии компании, занятые офшорным программированием. Фирмы этой специализации оказались в некотором «прогаре» в связи с тем, что на западном рынке появилась масса «голодных» уволенных программистов, готовых за относительно небольшие деньги делать серьезную работу. Как следствие, упал объем заказов на офшорное программирование.

Единственная ниша на рынке телекоммуникаций, которая даже без суперновых разработок по-прежнему выглядела очень стабильно, – это фирмы, специализирующиеся на тестовом оборудовании для телекоммуникаций. Их стенды, как всегда, занимали огромные площади, представляли 8–10 мировых брэндов, и не было заметно, чтобы бюджет у них сильно уменьшился. Хотя производители тестового оборудования и говорят о снижении объемов продаж, по выставке такого вывода сделать было нельзя. Интерес к тестовому оборудованию по-прежнему достаточно высок, да и представлено в основном было традиционное оборудование, видимо, тестовая часть более стабильна.

Состояние рынка корпоративной телефонии

Там, где раньше всегда доминировали всем известные брэнды, не было ничего нового по сравнению с прошлым годом. Складывалось впечатление, что в области корпоративной телефонии или корпоративных решений разработка чего бы то ни было фактически приостановлена. В этой области перераспределение сил выразилось в том, что достаточно интересные разработки предъявили средние и небольшие компании, и с их представителями было довольно интересно общаться. Подтвердилось то, что теоретически все предполагали и раньше: рецессия дает возможность небольшим компаниям выдвинуться вперед. И на российском рынке эта ситуация отражается, как в зеркале: именно средние компании предлагаовшества.

В последние два года внимание корпоративных телекоммуникаций приковано к IP-телефонии. Однако если три года назад она занимала всех с точки зрения возможности осуществления дешевых или бесплатных звонков (обычно это представляют именно так), то сегодня рынок более или менее сориентировался: IP-телефония сама по себе междугородный или международный звонок не удешевляет. Себестоимость и, как следствие, стоимость голосового трафика что при технологии IP, что при технологии сжатия голоса и традиционной передаче оказывается одинаковой. Зачастую провайдеры, которые используют сжатие до 5,6 Кбит/с, предлагают более привлекательные тарифы, чем IP-провайдеры.

Однако IP-телефония в сфере корпоративных решений может предоставить действительно интересные возможности, например remote office – удаленный офис, интегрированный с центральной базой, или просто удаленные абоненты. Можно телефонизировать свой филиал так, что он будет представлять собой часть базовой станции, однако чтобы подключить удаленный офис, надо иметь цифровой канал порядка 2 Мбит/с и платить за него немалые деньги. Пакетная же передача позволяет на достаточно высоком уровне качества и функциональности организовать корпоративную сеть и при этом не оплачивать выделенные линии.

Рынок ждет решений, связанных именно с такими задачами, желательно с интеграцией с видео и данными.

На мой взгляд, если еще год продлится рецессия и крупные компании будут экономить на разработках, то у средних и мелких компаний есть очень серьезный шанс отвоевать значительную часть рынка. Думаю, что крупные игроки это понимают, и к концу нынешнего – началу 2003 г. станет ясно: либо они все-таки найдут резервы, напишут маркетинговые планы и представят какие-то продукты в этой области, либо потеряют достаточно крупный кусок рынка. По другому сценарию, примерно к середине 2003 г. (наиболее часто в аналитической прессе встречаются именно такие предположения) им придется просто скупать более мелкие компании.

Другими словами, средняя компания получает сегодня возможность что-либо разрабатывать, что называется, «в открытую». Можно взять и разработать, не боясь, что явится какой-нибудь брэнд, пусть и с продуктом похуже, и за счет более мощного маркетинга все равно тебя «выселит». Это неплохой шанс для российских компаний. Рынок стал более индивидуальным и реалистичным, клиенту требуется функциональность под конкретные задачи. Предприятия малого или среднего бизнеса разрабатывают и выдают решения, закрывающие именно такие реальные потребности. А крупные брэнды этим не занимаются. Раньше они обычно сами решали, как должен выглядеть современный офис, производили какой-то продукт, продавали его, устанавливали, а дальше клиент думал, что с этой системой делать, и пытался подстроиться под ее возможности. Сегодня рынок более благоразумен.

И это, конечно, хороший шанс с точки зрения выхода на международный рынок. Известно, что в России появляется все больше фирм, которые занимаются разработкот вполне приличные вещи. Конечно, гнаться за монстрами, для того чтобы разработать и наладить выпуск конкурентоспособной на мировом уровне

цифровой АТС, трудно, однако некоторые небольшие вещи в сфере, скажем, DECT-телефонии или телефонных аппаратов делать можно. И подобные российские компании были на выставке, они уже позиционируют себя как производители международного уровня. Другими словами, для кого-то рецессия открывает новые горизонты.

Новые продукты и решения

На такой солидной выставке, как CeBIT, естественно, хочется узнать, что появилось нового на международном рынке корпоративной телефонии, какие произошли здесь переоценки и что сегодня называют хитом — что пользуется наибольшим спросом и что чаще всего предлагается?

В области корпоративной телефонии выставка прошла под знаком CRM – Customer Relationship Management. (На предыдущей выставке эта аббревиатура так часто не звучала.) CRM серьезно обсуждался буквально на каждом углу. Правда, мне показалось, что в основном это были маркетинговые ходы для привлечения покупателей. Я попытался разобраться, что предлагают под маркой CRM компании, в основном среднего размера, и с удивлением обнаружил, что их понимание продукта CRM – весьма разнообразное и зачастую поверхностное. Пожалуй, только две фирмы представили адекватное, на мой взгляд, решение CRM как дополнительную функциональность к банальному call-center. Потому что CRM без call-center – слишком абстрактная вещь. Многие компании предлагали CRM-решения в виде ПО для компьютеров, стоящих отдельно от АТС.

Вообще, трактовка перевода CRM, чаще всего встречающаяся в российской прессе, не отражает в полной мере смысл, изначально заложенный в эту функциональность. CRM переводят в основном как «управление взаимоотношениями с клиентами» или «управление базой данных клиентов». В любом случае присутствует слово «управление». Но в функциональность CRM в том виде, в каком она была изобретена и описана впервые, вкладывался совершенно иной смысл. Речь шла не об управлении, а о некотором вспомогательном ПО, которое является инструментом для повышения качества делового общения с заказчиком со стороны обслуживающей его компании. Здесь не имеется в виду управление. Управлять заказчиком не надо, важно находить ресурсы, повышающие качество и уровень взаимодействия с заказчиками и, как следствие, увеличивающие объем продаж. С этой точки зрения именно при такой трактовке CRM должно быть либо интегрировано с телефонной системой, либо быть ее частью изначально. Без интеллектуальной коммутации каналов CRM, сам по себе, — непонятно что.

Больше всего меня удивило, что самые могучие компании, представлявшие продукты CRM, практически ничего особенного не показали. Я увидел то, что сегодня может делать любая приличная офисная АТС, у которой есть хорошая интегрированная речевая почта, ПО статистики, встроенная система распределения вызовов и какая-либо CTI-интеграция с БД – вот эти составляющие, работающие вместе и интегриртором, фактически и являются приложением CRM. Это означает, что правильная PBX обеспечивает заказчику CRM в том виде, в каком он пожелает.

Теперь несколько слов об IP-телефонах и IP-стеках, или soft switch. Имеется много трактовок понятия soft switch, но наиболее часто встречается следующая: это ПО, написанное под какой-либо сервер, которое дает возможность коммутации или управления сетью Ethernet с подключенными терминальными устройствами – IP-телефонами или просто телефонами, изображенными на экране монитора. Это АТС, абонентами которой являются IP-терминалы. Причем АТС может обрабатывать Ethernet-соединения независимо от того, где находится IP-терминал – рядом или удален и подключен через Интернет. Разработки таких IP-стеков, или soft switch, наиболее часто предлагали мелкие и средние компании, крупные не представили практически ничего нового по сравнению с тем, что было два-три года назад. IP-стеков было много, однако обычно показывали базовый коммутатор, позволяющий звонить и коммутировать. Но ведь любая АТС, будь то IP или не IP, всегда интересует клиента с точки зрения функциональности. Иными словами, клиенту всегда хочется, чтобы его АТС помимо подключения абонентов параллельно решала еще какие-нибудь задачи, начиная с организации конференций и заканчивая сложными задачами типа call-center, CRM и т. д. Большинство производителей пытались продать или предложить свой стек, причем утверждали, что представляют открытую архитектуру, а уж вы там дальше «вешайте» на нее любую функциональность.

Отдельно стояли компании, предлагающие функциональность, и отдельно те, которые пишут soft switch. Интеграции между ними не наблюдалось, видимо, потому, что никто пока еще никого не купил. И это обстоятельство удивило меня, хотелось увидеть готовый полнофункциональный soft switch, который мог бы полностью заменить традиционную офисную АТС. Согласитесь, интересно было бы объединить современную функциональность, soft switch, IP-телефон и PBX в одном продукте, но таких решений я на выставке не обнаружил.

Думаю, что в ближайшее время ситуация изменится. Хочется отметить, в частности, что сразу после выставки компания Telrad Tenecs объявила о слиянии с компанией Congruency (первая специализируется на разработке традиционных PBX, вторая производит soft switch и IP-телефон серии Picasso). Такая попытка слияния совершенно логична: компанию, у которой есть soft switch и IP-телефон, но нет почти никакой функциональности, и компанию, у которой есть PBX с богатой функциональностью, непременно нужно «скрестить» между собой – вот тогда получится полноценное решение. На мой взгляд, в течение ближайшего года компании побегут навстречу друг к другу и начнут сливаться: производители call-center – с производителями soft switch, производители IP-телефонов – с производителями PBX и т. д. В результате появятся крепко стоящие на ногах среднего размера фирмы, предлагающие законченные решения, «заточенные» под заказчика.

Главный

вывод-предскад таков: с учетом того, что у средних компаний появился хороший шанс, можно предположить, что к концу 2002 – началу 2003 г. выиграют те компании, которые сумеют предложить пользователю не полуфабрикат, а конечное решение.

Беседу провел

Владимир Горшков


Главная страница / Архитектура отрасли