Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Создание вертикально интегрированной структуры информационного обеспечения железнодорожного транспор

Бурное развитие информационных технологий, начавшееся в те годы, позволило по-новому взглянуть на возможности вычислительной техники в прогнозируемой перспективе. Руководство МПС приняло стратегическое решение – начать построение новой структуры вычислительных узлов отрасли, основанной на применении универсальных вычислительных комплексов с гибкой системой программирования, с техническими возможностями прямого ввода данных, накопления и длительного хранения информации.

С начала 1960-х годов, при управлениях железных дорог и МПС СССР, в структурах служб сигнализации и связи, стали создавать лаборатории электронно-вычислительной техники, позднее развившиеся и преобразованные соответственно в информационно-вычислительные центры (ИВЦ) дорог и Главный вычислительный центр (ГВЦ) МПС СССР. Эволюционный процесс создания и развития информационных технологий привел к образованию на российских железных дорогах системы центров обработки данных – вычислительных центров железных дорог во главе с отраслевым центром обработки информации (ГВЦ МПС России), агрегированных в развитую многоуровневую отраслевую вычислительную сеть.

Система вычислительных центров в процессе технологического развития прошла несколько этапов модернизации и наращивания мощности центральных вычислительных комплексов железных дорог, равно как и вычислительных ресурсов их линейных подразделений. Процессы информатизации в отрасли пошли по пути внедрения современных телекоммуникационных и клиент-серверных технологий, строительства локальных, региональных и отраслевой вычислительных сетей с использованием ПК в качестве универсального автоматизированного рабочего места. Созданные и развиваемые железнодорожными научно-проектными организациями технологические информационные системы позволили создать упорядоченные информационные потоки, сконцентрировали их, подготовили условия для централизации вычислительного процесса.

В 80-х годах прошлого века в результате эволюции систем связи, средств вычислительной техники, программного обеспечения и сквозных информационных технологий возникла возможность объединить их технологические ресурсы для организации информационно-вычислительного процесса отраслевого уровня.

За относительно небольшой промежуток времени ГВЦ как предприятие прошел путь от лаборатории до отраслевого центра информационного обеспечения практически всех направлений производственной деятельности компании ОАО «РЖД». С 1998 г. ГВЦ выполняет функции головного предприятия МПС России по эксплуатации отраслевых технологических информационных систем, обеспечению бесперебойного функционирования и развития информационных ресурсов железнодорожного транспорта.

Сегодня архитектурное построение информационных ресурсов российских железных дорог включает в себя более 800 учтенных простых и интегрированных автоматизированных систем, баз данных, клиентских приложений.

Реализация поставленных в области корпоративной информатизации задач привела к созданию региональных центров обработки данных (ИВЦ железных дорог), технологическую основу которых составляют центральные вычислительные комплексы (ЦВК). Они, в свою очередь, являются узлами распределенной вычислительной сети отрасли, предназначенными для приема, регистрации, обработки, длительного хранения и выдачи пользователям блоков информации.

В целях оперативного решения задач координации и информационного обеспечения управленческого аппарата ОАО «РЖД» в ГВЦ создана и постоянно совершенствуется мощная комплексная информационно-вычислительная сеть (КИВС). Она построена на основе новейших сетевых технологий и представляет собой комплекс технических средств и интегрированных кабельных коммуникаций, объединяющих вычислительные и информационные ресурсы центрального аппарата компании и Главного вычислительного центра.

В рамках структуры ОАО «РЖД» функционирует 17 филиалов – железных дорог, которые имеют соответственно 17 вычислительных центров, по сути региональных центров обработки данных (ЦОД), обеспечивающих дорожный уровень информационной поддержки управления. Аккумулировать информационный трафик на отраслевом уровне – задача ГВЦ.

В настоящее время ГВЦ является отраслевым ЦОД – головной организацией ОАО «РЖД» по эксплуатации технологических информационных систем, обеспечивающих текущий и ретроспективный анализ состояния и эффективности работы отрасли, информационное взаимодействие с другими видами транспорта, железными дорогами других государств, грузовладельцами, другими участниками перевозок и пользователями услуг железнодорожного транспорта. Динамика развития как внутреннего хозяйства ОАО «РЖД», так и межгосударственных железнодорожных взаимоотношений ставит задачи нового уровня, которые невозможно решить разрозненными усилиями и в рамках старой организационной структуры управления, подталкивает к выработке концептуальных решений консолидации и централизации управляющих воздействий.

Важнейший этап развития ГВЦ связан с коренными преобразованиями в отрасли – созданием в 2003 г. ОАО «Российские железные дороги». Этот процесс отразился на организационной структуре управления информатизацией. В 2006 г. принято решение о создании вертикально интегрированной структуры информационного обеспечения железнодорожного транспорта. Путем организационного объединения сетевых и дорожных информационных подразделений компании в 2007 г. под управлением департамента корпоративной информатизации ОАО «РЖД» будет создана одна организация (ГВЦ – филиал ОАО «РЖД»), отвечающая за эксплуатацию информационных и вычислительных ресурсов отрасли.

Одна из важнейших задач ГВЦ как вертикально интегрированной системы – сохранение единого информационного пространства и общепринятых стандартов в системе информационного обмена структуры ОАО «РЖД» и железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии. Существует единый технологический процесс, поддерживаемый определенными информационными схемами, которые, в свою очередь, реализуются на совместимой информационно-вычислительной инфраструктуре железнодорожных хозяйств стран СНГ и Балтии. Накопленную и постоянно обновляемую базу данных о различных аспектах производственной деятельности железнодорожных компаний успешно используют их многочисленные клиенты, а также органы государственной власти и управления.

Переход на централизованное предоставление услуг и технологий информатизации через единое эксплуатирующее предприятие позволит оптимально реализовать ценность информационных технологий для бизнеса и согласуется с аналогичными тенденциями ведущих глобальных корпораций с высоким уровнем интеграции. Основная цель преобразований состоит в приведении в соответствие организационной структуры ИТ-комплекса компании решениям конечных задач реорганизации самого ОАО «РЖД», в создании оптимальных условий для выполнения бизнес-процессов корпорации, в предоставлении эффективной и своевременной информационной поддержки производству за счет обеспечения требуемого качества эксплуатации отраслевых информационно-вычислительных ресурсов.

Централизованное управление повышает эффективность технологических затрат благодаря формированию единой концепции архитектурных решений ИТ-комплекса, стандартизации и тиражированию решений, профессиональному и целенаправленному управлению услугами и уменьшению избыточности поставляемых технологий.

Для успешного функционирования создаваемого эксплуатирующего предприятия должны быть разработаны показатели, поддающиеся числовому измерению, позволяющие планировать действия и оценивать эффективность текущей деятельности с точки зрения достижения конкретных целей, делать акцент на нефинансовых результатах, обеспечивая возможность оценить такие аспекты деятельности, как качество и номенклатура услуг, уровень инноваций, квалификация и мотивация персонала.

Модель функционирования головного офиса вертикально-интегрированной структуры определяется на основе понимания общих задач подобных подразделений и сложившегося в ОАО «РЖД» стиля управления.

Процесс построения вертикальной структуры будет происходить поэтапно. На первом этапе ИВЦ выводятся из структуры железных дорог и передаются в состав ГВЦ. В результате в ГВЦ создаются центральный аппарат (головной офис), подразделение сетевого уровня, обслуживающее центральный аппарат (департаменты) и дочерние зависимые общества ОАО «РЖД», а также 17 территориальных подразделений дорожного уровня, обслуживающих соответствующие железные дороги. На этом этапе меняется только организационное подчинение ИВЦ, их внутренняя структура остается неизменной, все возложенные на них функции реализуются в прежнем порядке и объеме. Сохраняется методологическое подчинение информационно-вычислительных центров службам корпоративной информатизации, входящим в железные дороги.

На последующих этапах проводится реструктуризация деятельности ГВЦ. В зоне его ответственности остается только эксплуатационная деятельность, а все виды деятельности, не связанные с эксплуатацией и присутствующие в ГВЦ и ИВЦ на настоящий момент, выводятся за рамки эксплуатирующей структуры. На этих этапах осуществляются построение и регламентация процессов эксплуатации ИТ-хозяйства на основе стандартизированных подходов, разработка и утверждение перечня предоставляемых услуг, а также выделение функциональных направлений внутри ГВЦ. Оптимизируется количество ЦОД. Разрабатывается и внедряется типовая структура территориальных подразделений (ИВЦ), осуществляется переход к процессной модели управления. Взаимоотношения с потребителями услуг регламентируются соглашениями об уровне сервиса.

Таким образом, ГВЦ становится сервисной организацией, которая не только решает технические задачи, но и предоставляет бизнесу востребованные услуги гарантированного качества.

В последующем производится совершенствование бюджетной политики и финансового учета, ориентированное на разработанный перечень услуг. Планируется осуществить калькуляцию предоставляемых услуг, что позволит определять более эффективные ИТ-процессы и управлять ими.

В результате реализации всех этапов реорганизации должна сложиться новая функционально-организационная структура предоставления информационных услуг. Вертикально интегрированное эксплуатирующее предприятие (ГВЦ) обеспечит выполнение всех существующих и поставленных задач. При этом повысится уровень услуг, предоставляемых функциональным подразделениям ОАО «РЖД» и дочерним зависимым обществам. Соответствие мировым стандартам позволит ГВЦ выйти на открытый ИТ-рынок в транспортном сегменте.

Главная страница / Архитектура отрасли