Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Для безопасности мореплавания

Предприятие принимает непосредственное участие в решении задач, которые в соответствии с Федеральной целевой программой модернизации транспортной системы и стратегией развития транспорта определены приоритетными в сфере развития инфраструктуры морских перевозок на ближайшие годы. К ним относятся развитие прибрежнопортовой инфраструктуры, обеспечение безопасности мореплавания, ледокольное обслуживание морских портов, разработка и реализация проектов паромных морских перевозок.

Для выполнения этих задач формируется инвестиционная программа ФГУП «Росморпорт», которой в 2007 – 2009 гг. предусматриваются капитальные расходы на модернизацию, реконструкцию и развитие закрепленного за предприятием имущества оцениваются в объеме 11 – 12 млрд руб. в год.

Ключевыми проектами, в которых принимает участие ФГУП «Росморпорт», стали создание автомобильно-железнодорожной паромной переправы Усть-Луга – Балтийск и строительство морского пассажирского терминала на Васильевском острове в порту Санкт-Петербург. В частности, на «Росморпорт» возложено проведение дноуглубительных работ в фарватере подходного канала и навигационное обеспечение. Осуществляются строительство и эксплуатация линейных и портовых ледоколов, большое внимание уделяется обеспечению безопасности мореплавания.

Системы управления движением судов (СУДС) в Российской Федерации создаются для обеспечения безопасности мореплавания, охраны окружающей среды, контроля и управления судоходством в соответствии с рекомендациями правила 12 главы 5 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (Конвенция СОЛАС), Резолюции Международной морской организации (ИМО) А.857(20) и Руководства Международной ассоциации маячных служб (МАМС). По Конвенции СОЛАС договаривающиеся правительства обязуются создавать СУДС там, где интенсивность судоходства или степень риска оправдывает их наличие. При этом правительства, создающие СУДС, должны по возможности следовать руководствам ИМО.

СУДС создаются на базе береговых радиолокационных станций (РЛС), аппаратуры радиосвязи, радиорелейных линий (РРЛ) и другого оборудования, применение которого обосновывается исходя из предполагаемого объема выполняемых функций, зависящих от навигационных и гидрометеорологических условий, судооборота и грузопотока в зоне действия системы.

Новые перспективные СУДС формируются на базе современных навигационных и радиосвязных систем, в состав которых, наряду с таким традиционным оборудованием, как УКВ-радиостанции, РЛС, РРЛ, входят дифференциальные станции спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS (ДГНСС), автоматические идентификационные системы (АИС), системы телевизионного наблюдения с высоким разрешением (CCTV).

Использование в СУДС информации от этих систем позволяет обеспечить высокую (лучше 10 м с вероятностью 95%) точность определения местоположения судов, постоянный автоматизированный контроль (мониторинг) движения судов, находящихся в районе действия береговых РЛС, АИС, УКВ-радиостанций, а также эффективное визуальное наблюдение за обстановкой в районе действия системы, как при хорошей погоде, так и в условиях ограниченной видимости.

В настоящее время ФГУП «Росморпорт» содержит и эксплуатирует 13 СУДС, осуществляются новое строительство, модернизация и проектирование систем обеспечения безопасности. Согласно утвержденной Росморречфлотом программе, в 2006 г. на эти цели направлено около 700 млн руб.

В соответствии с требованиями Конвенция СОЛАС и резолюций ИМО прибрежные государства должны предпринимать меры по обеспечению безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море, поиска и спасения терпящих бедствие судов, защиты морской окружающей среды в морских водах, прилегающих к их побережьям, от возможного неблагоприятного воздействия морского судоходства. Объекты системы безопасности мореплавания (СБМ) находятся в ведении ФГУП «Росморпорт». На предприятие возложены обязанности по их содержанию, модернизации и развитию. В настоящее время ведутся работы по строительству новых и модернизации существующих объектов СБМ.

В результате организационных и технических мероприятий по комплексному использованию и информационной интеграции систем создаются региональные системы контроля и управления судоходством, которые в перспективе предполагается объединить в Единую систему контроля и управления судоходства «Росморречфлота».

Все работы по созданию систем контроля и управления судоходством выполнялись морскими администрациями портов (с 2004 г. – ФГУП «Росморпорт») за счет собственного бюджета, с привлечением средств резервного фонда Минтранса России, а также из других источников. Работы по созданию систем обеспечения безопасности мореплавания в Заливе Петра Великого проводятся ОАО «Норфес» на основании соглашения с «Росморречфлотом».

Начиная с середины 1990-х гг. страны Европейского союза (ЕС) по инициативе и с участием МАМС проводят различные эксперименты по применению в СУДС новых информационных технологий и информационной интеграции всех систем с использованием стандартной сети и согласованных форматов сообщений. Современные мировые тенденции развития и информационной интеграции систем обеспечения безопасности мореплавания и контроля за судоходствам наиболее полно отражены в концепции VTMIS (Vessel Traffic Management and Information System), разработанной ЕС.

По поручению Правительства Российской Федерации Минтрансом России разработана концепция создания Региональной системы безопасности мореплавания (РСБМ) в восточной части Финского залива, в которой используются самые передовые технологии спутниковой навигации, радиолокации и информатики на основе последних рекомендаций Международной морской организации (ИМО) и Международной ассоциации маячных служб (МАМС – IALA). Система обеспечивает мониторинг судов в реальном масштабе времени и обмен любой информацией, важной для обеспечения безопасности мореплавания. Функциональные возможности РСБМ позволяют эффективно использовать ее в целях охраны окружающей среды, судов и портовых сооружений при выполнении комплекса антитеррористических мероприятий.

В соответствии с концепцией РСБМ включает в себя региональную и локальные системы управления движением судов (СУДС – VTS), автоматическую идентификационную систему (АИС – AIS), Глобальную систему связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ – GMDSS), дифференциальную станцию глобальных навигационных спутниковых систем (ДГНСС – DGNSS) ГНСС ГЛОНАСС/GPS. Все положения концепции реализуются при проектировании и строительстве объектов РСБМ Кольского залива, в состав которой войдут объекты в Кольском заливе и на побережье Баренцева моря.

С вводом в эксплуатацию РСБМ в восточной части Финского залива станет возможным функционирование единой российско-финско-эстонской интегрированной информационной системы контроля и управления судоходством Финского залива. Она создается в соответствии с Меморандумом взаимопонимания, подписанным в 2001 г. Министерством транспорта и связи Финляндии, Министерством транспорта и связи Эстонии и Министерством транспорта Российской Федерации. Для эффективной работы VTMIS Финского залива, функционирование которой предусмотрено на основе информационной интеграции существующих и создаваемых национальных систем обеспечения безопасности мореплавания, продолжается формирование принципов межнационального обмена информацией (уточнению состава и технических средств обмена, видов информации, а также форматов сообщений, подлежащих обмену в рамках VTMIS, и др.).

В декабре 2002 г. ИМО были одобрены и приняты подготовленные Финляндией, Россией и Эстонией совместные предложения по уточнению системы разделения движения судов и созданию системы судовых сообщений (ССС) в международных водах залива (GOFREP), создаваемой в рамках VTMIS. В функции ССС входят мониторинг судов и оказание им информационной поддержки. С 1 июля 2004 г. участие в ССС GOFREP является обязательным для всех судов, следующих в международных водах Финского залива.

Общие принципы организации и построения ССС GOFREP определены в Резолюции ИМО MSC.139 (76), а процедуры, обязательные для всех участников ССС, и зоны ответственности администраций трех стран изложены в Руководстве (Document of Joint Procedures), утвержденном руководителями морских администраций России, Финляндии и Эстонии.

28 – 29 марта 2006 г. в Санкт-Петербурге состоялось совещание трехсторонней рабочей группы, на котором были рассмотрены и одобрены для представления в ИМО (NAV-52) изменения Резолюции MSC 139(76) по обязательной системе судовых сообщений в Финском заливе. Окончательный текст изменений и дополнений к описанию системы судовых сообщений был направлен в ИМО. Подкомитет по безопасности мореплавания ИМО принял его (NAV 52/3/5) для рассмотрения на 52-й сессии (17 – 21 июля 2006 г.).

Подкомитет одобрил представленные дополнения к действующей обязательной системе судовых сообщений в Финском заливе. Документ был представлен и одобрен 82-й сессией КБМ ИМО (начало декабря 2006 г.). Дополнения будут введены в действие через 6 месяцев после их одобрения КБМ ИМО.

На основе информационной интеграции региональной СУДС Кольского залива (и подобных систем, формируемых в сопредельных районах Норвегии) ведутся работы по созданию российско-норвежской VTMIS (по аналогии с создаваемой в настоящее время Россией, Финляндией и Эстонией VTMIS Финского залива). Вопросы российско-норвежского взаимодействия для повышения уровня безопасности мореплавания в районе судоходных путей в Норвежском и Баренцевом морях, включая информационную интеграцию национальных систем контроля и управления судоходством и создание системы мониторинга судов с использованием технологий АИС, отражены в Меморандуме о взаимопонимании между Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством рыболовства Королевства Норвегии, подписанном 29 марта 2006 г.

Кроме того, Министерство транспорта Российской Федерации и подведомственные организации, в том числе ФГУП «Росморпорт», активно участвуют в мероприятиях по созданию межгосударственной системы мониторинга морских судов в Балтийском море с применением технологий автоматической идентификационной системы (проект HELCOM – AIS). Она создана в соответствии с Декларацией, подписанной 10 сентября 2001 г. в Копенгагене на чрезвычайном министерском совещании стран – членов Хельсинской комиссии по защите окружающей среды Балтийского моря от загрязнения (ХЕЛКОМ – HELCOM), в состав которой входит и Россия. В реализации проекта ХЕЛКОМ – АИС принимали участие представители 9 стран Балтийского региона (Дания, Эстония, Финляндия, ФРГ, Латвия, Литва, Польша, Россия и Швеция), а также Норвегии, которая присоединилась к проекту в 2003 г.

Как предусмотрено Декларацией от 10 сентября 2001 г, система ХЕЛКОМ-АИС введена в штатную эксплуатацию с 1 июля 2005 г. и обслуживает всю акваторию Балтийского моря, включая Балтийские проливы с подходами. После присоединения к проекту Норвегии система обеспечивает АИС-информацией о движении судов вдоль всего побережья Норвегии в местах, оборудованных береговыми станциями АИС.

В соответствии со структурой системы в каждой стране созданы национальные серверы, обеспечивающие сбор и обмен информацией о судоходстве в районе, обслуживаемом данной страной, и осуществляющие обмен информацией с национальными серверами других стран Балтийского моря (через сеть Интернет). В России функционируют два сервера – в Санкт-Петербурге (национальный) и Калининграде. Сервер в Калининграде осуществляет обмен информацией с национальным сервером в Санкт-Петербурге. Полная информация от всех национальных серверов поступает на сервер Секретариата ХЕЛКОМ.

Представителями всех стран – участниц проекта подготовлено и подписано Соглашение о доступе к АИС-информации, которое регулирует вопросы обмена данными на бесплатной основе между участниками, а также использования и распространения данных в соответствии с порядком и методами, изложенными в приложении к Соглашению.

В октябре 2006 г. в Лиссабоне состоялось второе заседание Рабочей группы по морскому, речному и внутреннему водному транспорту в рамках транспортного диалога Россия – Евросоюз, на которой представители ЕС выразили заинтересованность в объединении усилий и имеющихся разработок в рамках проекта объединенной европейской информационной системы безопасности мореплавания «СэйфСиНет» (SafeSeaNet). Стороны договорились, что на экспертном уровне продолжится рассмотрение технических аспектов взаимодействия Евросоюза и России в электронном обмене данными с использованием «СэйфСиНет» и аналогичных российских информационных систем. В качестве первого шага стороны договорились рассмотреть возможность использования существующей системы АИС-ХЕЛКОМ для мониторинга однокорпусных танкеров в соответствии с конвенцией МАРПОЛ.

Представители ФГУП «Росморпорт» продолжают работу в международных рабочих группах экспертов по развитию систем мониторинга. Сотрудничество со странами Балтийского моря и Евросоюза, их позитивное отношение к техническим решениям, используемым в системах обеспечения безопасности мореплавания, способствуют объединению усилий в реализации европейских проектов в этой сфере.

Главная страница / Архитектура отрасли