Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ИT-технологии объединят интересы авиакомпаний, аэропортов и пассажиров

Если несколько десятилетий назад летать самолетом было привилегией людей состоятельных, а организовать выезд за рубеж было практически невозможно, то теперь с каждым годом границы становятся все более открытыми, а заграничный туризм – массовым. Спросу на авиаперевозки способствует общее улучшение благосостояния граждан и рост корпоративной мобильности. Кроме того, стремясь привлечь клиентов, авиакомпании проводят специальные акции с дешевыми билетами – если повезет, улететь в Европу можно за 100 долларов. Естественно, эти тенденции не могут не сказаться на увеличении пассажиропотока. Так, согласно исследованию BusinessVision в первом полугодии 2006 г. объем перевозок пассажиров российскими авиакомпаниями увеличился на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. и составил 14,77 млн человек. По оценкам некоторых специалистов, к 2015 г. пассажиропоток станет в два с половиной раза больше.

В реестр гражданской авиации сегодня включены 383 аэропорта, 69 из которых – международные. Что касается авиапарка, то на август 2006 г. в России зарегистрировано 1352 пассажирских самолета, при этом реально эксплуатируются лишь 882 машины.

Однако увеличение пассажиропотока диктует новые требования к организации работы, как аэропортов, так и авиакомпаний. Не секрет, что качество обслуживания пассажиров в большинстве российских аэропортов, мягко говоря, отстает от современных стандартов. Кроме того, события последних лет заставили россиян совершенно иначе взглянуть на состояние и уровень надежности отечественной гражданской авиации. Вообще, для большинства людей полет сопряжен с чем-то не очень приятным, в сознании прочно закрепились опасения по поводу безопасности полетов, километровые очереди на регистрацию, многочасовые задержки рейсов и утери багажа. Минимизировать эти риски можно создав в аэропорту грамотную инфраструктуру с применением новейших ИT-технологий, от централизованных автоматизированных систем слежения, позволяющих диспетчерам контролировать воздушное пространство, до систем управления багажом, благодаря которым ваш чемодан будет доставлен туда же, куда и вы.

Сегодня во многих аэропортах мира применяются ИT-системы, оптимизирующие процесс управления аэропортом и продаж авиакомпании и уже ставшие стандартами в обслуживании. Постепенно они приходят и в Россию.

Технологии самостоятельной регистрации и электронного билета завоевывают мир, делая процесс покупки билета и регистрации на рейс простым и приятным делом. Так, решив отправиться в отпуск или командировку, пассажир может зайти на сайт авиакомпании, выбрать нужные даты, забронировать билет, оплатить его по кредитной карточке. Он может выбрать себе место в салоне самолета, распечатать на собственном принтере посадочный талон и затем просто пройти в зал. В аэропорту ему не придется стоять в очереди, к тому же электронный билет физически невозможно потерять и его нельзя украсть. Помимо удобства пассажиров, электронный билет выгоден и самим авиакомпаниям, позволяя значительно сэкономить на изготовлении бумажной версии билета.

Самостоятельная регистрация через Интернет, наряду с киосками саморегистрации общего пользования, дает возможность сократить перегруженность аэропортов и повысить удовлетворенность пассажиров от путешествия. Эти технологии облегчают прохождение пассажирами формальных процедур в аэропорту, избавляют от стресса, связанного с очередями, что актуально особенно сейчас, когда наблюдается тенденция постоянного увеличения пассажиропотока.

Международная организация воздушного транспорта (IATA) рекомендовала всем своим членам к концу 2007 г. перейти на использование электронных билетов, однако в России внедрение этой технологии сталкивается с проблемами, связанными с законодательством. Внедрение электронного авиабилета требует соответствующих решений правительства, а затягивание процесса может сильно ударить по конкурентоспособности российских компаний, в частности, тех, кто ориентирован на международные рейсы.Автоматизация бизнес-процессов и интеграция различных структур и систем аэропорта в единое информационное пространство становятся ведущими тенденциями отрасли, выводя управление аэропортом на качественно новый уровень. Если раньше сотрудникам приходилось несколько раз вносить одни и те же данные для выполнения различных задач, то сегодня применяются передовые ИT-решения по автоматизации, позволяющие объединить все системы.

Кроме того, ИT-технологии помогают в решении проблемы интерфейсов. Мировые авиакомпании стремятся, чтобы вся информация по пассажиру, который следует несколькими рейсами до пункта назначения, передавалась из одного аэропорта в другой. Для этого системы бронирования и отправки пассажиров должны обмениваться информацией с любыми другими международными системами. Тогда в момент регистрации пассажир получит сразу несколько посадочных талонов с конкретными местами рассадки на последующих участках маршрута, что, безусловно, гораздо удобнее.

В гражданской авиации применяются различные технологии, обеспечивающие безопасность полета. Например, системы, которые консолидируют всю информацию о текущем состоянии процесса обслуживания воздушного судна, проверяют его на соответствие технологическим графикам и заданиям, а также позволяют рассчитывать оптимальные схемы распределения ресурсов. В режиме реального времени из единого центра они управляют всеми технологическими процессами наземного обслуживания рейсов, включая тягачи, автобусы, стойки регистрации, персонал и т. д. Сам процесс управления полетами воздушных судов также автоматизирован в масштабе реального времени, что позволяет обеспечивать высокую безопасность полетов и соответствовать уровню наиболее надежных авиакомпаний мира.

Существует еще ряд прикладных ИT-решений, но меньшего масштаба: различные интегрированные базы данных, системы, обеспечивающие связь с отделениями, и т. д. Это не говоря уже о центральных табло и мониторах над стойками регистрации в залах вылета, в зонах таможенного и пограничного контроля, а также непосредственно перед выходами на посадку, благодаря которым пассажиры всегда в курсе последней информации.

Передовые информационные технологии становятся серьезным конкурентным преимуществом для авиакомпаний и аэропортов, обслуживающих крупные транспортные узлы. Они позволяют более эффективно управлять ресурсами, улучшать качество и сокращать сроки обслуживания, обеспечивать приемлемый уровень расходов, с их помощью устанавливаются и соблюдаются стандарты в гражданской авиации.

Чтобы не отставать от общемировых тенденций, в России необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, вести сотрудничество с международными организациями и использовать их опыт по созданию, развитию и применению ИT-технологий в авиационной отрасли. Это комплексная задача, которая требует объединения усилий многих сторон. В Росавиации отмечают, что инвестиции в реконструкцию и модернизацию наземной инфраструктуры российских аэропортов в 2007 г составят около 20 млрд руб.

Главная страница / Архитектура отрасли