Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Олег Зименков: «Транспортной и телекоммуникационной отраслям необходимы комплексные ИТ-решения»



– Эти мотивы можно разделить на две группы – внутренние и внешние.

Внутренние мотивы отвечают потребностям самого холдинга. В 2004 г. его оборот составил около 100 млн долл., в 2005 г. – 140 млн, а в 2006 г. – 200 млн, и необходимость структурных изменений, адекватных такому росту, стала вполне очевидна. Собственно, изменения были начаты еще в 2005 г., когда внутри холдинга была выделена компания «Энера-Инжиниринг», специализирующаяся на комплексных решениях для электроэнергетики. Так что создание в 2006 г. компании TRANS-IT – продолжение стратегии развития холдинга, направленной на сохранение высоких темпов роста.

Что же касается внешних мотивов и выбора специализации компании, то они связаны, прежде всего, с осознанием процессов, происходящих на рынке ИТ-технологий, в том числе востребованности технологий в конкретных отраслях и тенденций к использованию комплексных решений. В свою очередь, создание эффективных комплексных ИТ-решений возможно только при глубоком, детальном «погружении» разработчиков и проектировщиков в проблемы конкретной отрасли. В рамках группы компаний был накоплен большой положительный опыт работы в транспортной и телекоммуникационной областях. Поэтому выбор таких направлений для дальнейшего развития силами новой компании при поддержке всего холдинга не случаен.– Этот вопрос ставился еще до создания компании, его обсуждение продолжается и сейчас. Изложу свое мнение по данному вопросу. Примем за основу постулат «Транспортной и телекоммуникационной отраслям необходимы комплексные ИТ-решения». Тогда, по логике, возникает два вопроса: во-первых, что такое комплексное решение, во-вторых, какие компании могут оказаться конкурентами при его реализации? Коротко ответить на первый вопрос можно так: комплексное ИТ-решение – это разумный компромисс в плане интеграции автоматизированной системы управления (АСУ), системы управления технологическими процессами (АСУТП) и системы диспетчерского управления (АСДУ). Например, для метрополитенов такое решение представляет собой комплекс интегрированных систем автоматики, сигнализации, связи и безопасности, охватывающий все ИТ-пространство предприятия – от шкафов локальной автоматики отдельных устройств до центра аналитической обработки и представления информации. Исходя из этого, логично предположить, что нашими конкурентами при создании подобных комплексов могут быть узкоспециализированные фирмы, предприятия – разработчики систем автоматики, компании, специализирующиеся на сетевых решениях и, наконец, организации – разработчики специализированного программного обеспечения для диспетчерских центров. В настоящее время узкоспециализированных фирм по интересующему нас профилю просто не существует, так же как и обладающих достаточной подготовкой проектных организаций. А вот у прочих конкурентов некоторые шансы все же есть. Определенное преимущество имеют компании, специализирующиеся на сетевых решениях. Телекоммуникационные и сетевые технологии одинаковы практически везде, однако в комплексных проектах «связь – больше, чем связь» на нее возлагаются глобальные задачи по формированию основ ИТ-комплекса. Решение таких задач требует от компании, реализующей проект, глубокого понимания основных технологических и бизнес-процессов отрасли или предприятия. Это по плечу либо большой корпорации, либо холдингу, причем в любом случае компания, понимающая специфику отрасли, должна выполнять функцию генподрядчика. Преимущество таких компаний, как холдинг «ОПТИМА», заключается в возможности за более короткий срок, чем другие, достигнуть уровня специализированной фирмы, а опыта системной интеграции ей не занимать. Вот и ответ на второй вопрос.

– Транспорту и телекоммуникационной сфере в России нужно подниматься до западного уровня или, как минимум, стремиться к этому. Как это сделать, если упущено много времени, а финансовые причины, по которым это произошло, продолжают действовать? Ответ таков: чтобы выиграть время, необходимо пойти на разумный риск скачкообразного перехода на цифровые технологии в области АСУТП и на комплексные решения в области АСУ и АСДУ, «перешагнув» через стадию освоения отдельных цифровых систем или их фрагментов. Безусловно, реализация комплексных решений изначально требует больших капитальных затрат, однако кроме технического они приносят еще и экономический эффект.

Своеобразной «визитной карточкой» нашей компании является реализованный проект по созданию комплекса систем автоматики, сигнализации, связи и безопасности Казанского метрополитена, который с любой точки зрения может служить наглядным примером нашего подхода. В техническом плане это безусловный прорыв. В России еще не было метрополитенов с такими возможностями управления, мониторинга, противодействия терроризму. Что касается экономического эффекта, то приведу лишь несколько цифр: внедрение комплекса позволило сократить численность обслуживающего персонала на 40 – 50% по сравнению с нормами, имевшимися раньше для метрополитенов; потребность в площадях для размещения аппаратуры сократилась на 50 – 60%, а соответственно, снижается объем горных выработок под землей. Возможности многоцелевого, в том числе коммерческого использования некоторых внедренных систем, позволяют уйти от рутинной эксплуатации. Можно, например, развивать сотрудничество с сотовыми операторами и обеспечить мобильную связь не только на станциях метро, но и при нахождении поездов в тоннелях; использовать инфраструктуру системы радиосвязи для создания единой городской системы подвижной радиосвязи для служб «02», «03» и т. д.; задействовать магистральную информационную сеть для предоставления услуг передачи данных; на базе серверных возможностей информационной системы построить хранилища данных для городских и коммерческих организаций; на базе бесконтактных смарт-карт системы контроля оплаты проезда построить городские системы социального учета, оплаты услуг и т. д. Это и есть, в нашем понимании, комплексное решение с его реальными эффектами и перспективами. Одновременно это наши бизнес-предложения городским властям, сотовым операторам, операторам корпоративных сетей связи.

– Здесь опять же нужно выделить два взаимосвязанных и взаимодополняющих аспекта – внутренний (какие технологии следует глубже осваивать самой компании) и внешний (на каких рынках и какие услуги предлагать). Внутренняя стратегия компании заключается в быстром и достаточно глубоком освоении технологий АСУТП и прикладной автоматики для выбранных отраслей с целью закрепить конкурентные преимущества компании и иметь возможность как предоставлять услуги по созданию отсутствующих звеньев в перспективных информационных комплексах, так и предлагать системы прикладной автоматики для смежных отраслей, где имеются аналогичные задачи. Что касается освоения других рынков, то комплексные задачи, близкие к тем, что нам уже удалось решить, могут быть поставлены и не менее эффективно решены для других видов городского электрического транспорта, а также для специализированного скоростного транспорта (например, электропоездов от города к аэропортам). Многие крупные промышленные предприятия добывающей и перерабатывающей отраслей имеют в своем ведении большое железнодорожное хозяйство. Порой протяженность одних только внутренних железнодорожных путей предприятия исчисляется сотнями километров. А за этим стоит вся путевая инфраструктура: стрелки, светофоры, системы СЦБ и связи, диспетчерские пункты. Нам бы очень хотелось применить свой опыт в проектах модернизации управления такими инфраструктурами. Причем компания TRANS-IT предлагает комплексные услуги – начиная от аудита и разработки концепции создания новой комплексной системы или модернизации существующей, через проектирование, до оснащения, обучения и сопровождения эксплуатации. Для этого у компании есть методический и практический опыт, необходимые кадровые ресурсы, все нужные лицензии.

– В холдинге уже давно на практике реализуется лозунг «Кадры решают все». Но если раньше компания была «богата» преимущественно специалистами-экспертами, обладающими сертификатами различных фирм – производителей и разработчиков программного обеспечения (их в «ОПТИМЕ» более 300 человек), то сегодня растет число прикладных специалистов-технологов и специалистов-системотехников, которые необходимы для решения новых задач. Процесс кадровых изменений проходит далеко не просто, поскольку решение прикладных и комплексных задач требует не только изменений в кадровой структуре, но и переоснащения подразделений техническими средствами, создания новой стендовой базы. Непосредственно в TRANS-IT концентрируются специалисты по решению прикладных задач АСУТП, специалисты в области создания комплексных решений, руководители работ на объектах, так как подразделения, специализированные на инфраструктурных, программных, бизнес-решениях, имеются в других компаниях холдинга. Таким образом, в рамках холдинга существует, с одной стороны, разделение труда, с другой – возможность концентрации кадровых, технических и финансовых усилий на ключевых перспективных проектах. Сегодня коллективу компании, в который входят как молодые специалисты, так и профессионалы с обширным методическим и практическим опытом, по силам очень серьезные задачи.

– Жаль, что сами заказчики не всегда задумываются над этим вопросом и не задают его нам до начала совместных действий. Во-первых, заказчик должен понимать и то, что комплексный ИТ-проект нужен и важен, и то, что самостоятельно вникнуть во все его тонкости ему по разным причинам не удастся и придется довериться комплексному подрядчику. Именно комплексному, а не набору субподрядчиков, иначе придется потом вспоминать фразу из известного сатирического монолога: «Претензии к пуговицам есть?». Однако доверять нужно не слепо и не каждому, необходимо проверить степень компетентности претендента, ознакомиться с уже реализованными им проектами, с отзывами об их качестве и о специалистах. Во-вторых, для установления доверия необходимо на самом раннем этапе тщательнейшим образом проработать технические требования (ТТ) заказчика к проекту (системам или комплексу систем). В наиболее ответственных проектах мы сами формируем такие ТТ и приносим их заказчику, чтобы тот оценил, что он получит «на выходе», убрал ненужное, добавил необходимое. В-третьих, обязательно должна присутствовать проектная стадия, несмотря на сжатые сроки. Хороший результат без проектирования – это иллюзия. В-четвертых, как бы ни был хорош проект, при его реализации возникают различные технические и финансовые сложности. В этом случае заказчику просто необходим технический генподрядчик, который может провести экспресс-экспертизу возникшей проблемы, предложить взвешенное компетентное решение. В-пятых, заказчику следует относиться к подрядчику по внедрению информационных технологий хотя бы не хуже, чем к строителям, укладывающим бетон или ведущим прокладку тоннелей. Необходимо своевременное выделение складских помещений, приспособленных для хранения сложной техники, обеспечение опережающей строительной готовности ключевых помещений для установки аппаратуры. А в итоге информационные технологии придадут совершенно новые качества традиционным, казалось бы, известным объектам и системам заказчика.

Главная страница / Архитектура отрасли