Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Кому нужны ERP-системы?

Человек – существо практическое. Испокон веков получалось так, что ему удавалось приспосабливать для своих нужд вещи и явления, сути которых он не понимает до сих пор. Этой чертой человека во всю пользуется современный бизнес, в том числе и бизнес, основанный на высоких технологиях. Ведь главный постулат современного бизнесмена гласит следующее: «Если рынка нет, то создай его». На этом нехитром правиле базируется большая часть IT-бизнеса.

С потребительским сегментом тут, как говорится, «и без карт» все ясно – впаривают народу дорогостоящие игрушки, и ничего тут не поделаешь. Но, оказывается, на корпоративном рынке все обстоит примерно так же. Бизнес в наше время перестал быть нудной и кропотливой работой, вернее нет, не перестал, просто производители корпоративного программного обеспечения очень хотят, чтобы бизнесмены в это поверили. Подобный людический (от лат. ludes – игра) подход к бизнесу породил на свет целый пласт программных продуктов, заявленная цель которых одна – облегчить управление бизнес-процессами, сделать их чем-то вроде компьютерной игры.

Самым ярким представителем такого направления являются ERP-системы (Enterprise Resource Planning, то есть Управление и Планирование Ресурсов), которые на первый взгляд оказывают существенную помощь при организации бизнес-процессов. Первые принципиальные основы построения ERP-систем были выдвинуты еще в 50-е годы прошлого века, однако, по ряду объективных причин эти системы тогда не получили развития. Они существовали как теории, красивые модели, которые тогда не могли быть реализованы, не столько из-за того, что при том уровне развития информационных технологий это было бы не так просто, сколько по той причине, что принципы и подходы к организации бизнеса в середине прошлого века диаметрально отличаются от нынешних.

Появление первых коммерческих образцов ERP-систем приходится на 80-е годы. Этому способствовало несколько факторов, причем трудно определить, какой из них является причиной, а какой следствием. Прежде всего уровень развития информационных технологий был уже достаточно высок для построения распределенных систем управления бизнес-процессами. А во-вторых, огромную, если не решающую роль сыграли все усиливающиеся процессы глобализации, вывод производств ведущих компаний из развитых стран в Азию. Европа становилась финансовым и управленческим центром, который должен был осуществлять оперативный контроль над своими производственным мощностями, расположенными на другом континенте.

Своего наибольшего развития ERP-системы достигли в 90-е годы. Именно тогда они перестали быть просто бизнес-инструментами и превратились в объекты моды и даже поклонения. Тогда же выявились и ведущие компании отрасли – SAP и Oracle, которые по всем законам феодализма вступили в борьбу между собой. Именно решениям на базе этих компаний принадлежит две трети всего рынка ERP. Отдельно стоят решения на платформе Axapta (Microsoft), BAAN и т. д. Предприятия вроде бы сами выбирают системы, которые лучше всего подходят именно к их бизнесу. Но о выборе ERP-систем мы еще поговорим, а теперь давайте посмотрим, что они могут дать предприятию. В самом деле, часто бывает так, что руководитель толком не знает, что делают его подчиненные. Все вроде работают, по крайней мере, когда руководитель входит в офис, но при этом в локальной сети компании почему-то гуляют вирусы, занесенные с порно-сайтов, провайдеры выставляют большие счета за превышение интернет-трафика, причем существенная его часть приходится на счет ресурсов никак не связанных с основной деятельностью компании. Конечно, какой-то продукт получается, он отгружается потребителю, те вроде платят деньги, компания имеет какой-то доход, но как все это работает, за счет чего и можно ли это как-то улучшить – совершенно непонятно.

Любой руководитель, разумеется, хочет, чтобы его бизнес развивался как можно быстрее, ведь от этого зависит его доход. Если у владельца компании завалялись лишние 200 тыс., а лучше полмиллиона долларов, то он все настойчивее смотрит в сторону разного рода решений по управлению бизнесом. Благо, недостатка в предложениях не ощущается. При этом, все решения по управлению бизнесом примерно равноценны и различаются только пользовательским интерфейсом. Нет, разумеется, у них есть определенные различия, но они примерно такие, как у двух навороченных лимузинов от конкурирующих фирм.

Сейчас почему-то считается, что любая более-менее уважающая себя компания обязательно должна иметь ERP или, на худой конец CRM (Customer Relationship Management) систему. Причем последняя часто воспринимается как некая урезанная ERP-система, так как CRM-система зашита в полном пакете любой ERP-системы. Это как продукты Intel – есть Pentium, а есть Celeron, так вот CRM – это аналог Celeron-а.

ERP-системы, по словам их производителей, позволяют все расставить по своим местам. Хотите знать, сколько тратится денег на закупки товара – пожалуйста, со статистикой и историей всех транзакций. Как осуществляется логистика – нет ничего проще, покажут как, куда и во сколько перемещалось все, что угодно, хоть скрепка, хоть танк. Возникают сомнения по поводу использования рабочего времени в личных целях – не вопрос, найдем, уличим, накажем.

Это далеко не полный список того, что может дать предприятию полноценная ERP-система. Ведь эффект от ее внедрения обещают просто волшебный. И это весьма похоже на правду, так как ERP-система полностью обеляет ваш бизнес, делая его прозрачным. А прозрачность бизнеса в наше время ценится. Так, при проведении аудита деятельности компании отсутствие брендовой ERP-системы, мягко говоря, не идет ей в плюс. Мало того, если компания стала настолько крупной, что решила поторговать акциями, например, на рынке IPO, то без ERP-системы там с вами никто и разговаривать не станет.

У каждой ERP-системы есть множество всяких характеристик и возможностей, большинством из которых пользователь воспользуется один-два раза либо вообще не воспользуется. Не верите? Как часто, к примеру, вы пользуетесь функциями телефона, позволяющими монтировать фильмы? Тем не менее, за каждую возможность, за каждую характеристику и конкурентное преимущество с вас аккуратно высчитают надлежащее количество денег. Ведь главное продать товар, а как там клиент будет его применять – его проблемы. Это аксиома современного маркетинга.

Главная страница / Архитектура отрасли