Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Сотовая связь в Центрально-Черноземном регионе

Центрально-Черноземный регион (ЦЧР) входит в состав Центрального федерального округа. Стоит отметить, что после разделения России на 7 макрорегионов ЦЧР как объединение Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тамбовской областей формально перестал существовать. Однако для простоты понимания имеет смысл использовать это несколько устаревшее название.

Первое, что бросается в глаза при изучении Центрально-Черноземного региона, – крайне неравномерное развитие услуг сотовой связи. Уровень проникновения услуг сотовой телефонии в ЦЧР составляет 95%. Однако показатель этот существенно различается от области к области – в Белгороде на 100 жителей приходится 109 SIM-карт, учтенных операторами, а в Тамбове – «всего» 79. Тем не менее, в целом можно сказать, что сотовая связь региона вплотную приблизилась к рубежу, после которого можно будет говорить о том, что период ее бурного роста остался в прошлом.

В 2006 г. рынок сотовой связи ЦЧР переживает период наиболее интенсивного развития, ожидается, что к концу года проникновение услуг мобильной связи составит 99%. Таким образом, несмотря на то что, согласно прогнозам, рост абонентских баз операторов закончится на отметке проникновения 115 – 120% (с учетом, что на сегодняшний день до 30% учитываемых пользователей – это «мертвые души»), результаты уходящего года останутся самыми высокими за всю историю развития сотовой связи региона.

Всего на конец III квартала 2006 г. в регионе насчитывалось 7,1 млн пользователей сотовой связи. Распределение абонентов по областям выглядело следующим образом: Воронеж – 29%, Брянск – 23%, Курск – 18%, Липецк – 17%, Тамбов – 13%.

Доли операторов на рынке ЦЧР на тот же момент времени составляли: Tele2 – 11%, «МегаФон» – 9%, МТС – 33%, «ВымпелКом» – 45%, Tambov GSM – 2%.

Доли рынка операторов в отдельных областях несколько отличаются от приведенных, однако преимущество «ВымпелКома» и МТС бесспорно. В таблице показаны операторы, работающие в регионе, и области, в которых они имеют активных абонентов. Доля оператора «Скай Линк» значительно меньше 1%, и компания не оказывает практически никакого влияния на развитие рынка сотовой связи в регионе.

«Скай Линк» и Tele2 являют собой живой пример того, к насколько разным результатам могут прийти операторы, «стартовавшие» практически одновременно.

«Сотовая Связь Черноземья» (предоставляющая в настоящее время услуги под брендом «Скай Линк») начала оказывать услуги сотовой связи стандарта NMT-450 в 1994 г. Почти одновременно в ЦЧР начала действовать и компания «Белгородская сотовая связь», предоставлявшая услуги сотовой связи в стандарте AMPS, а ныне работающая под брендом Tele2 совместно с «Вотек Мобайлом» (Воронеж), «Курской Сотовой Связью» и «Липецк Мобайлом». По причине давности лет и не очень впечатляющих размеров абонентских баз не имеет смысла подробно восстанавливать картину завоевания региона этими компаниями. Перейдем сразу к тому моменту, когда перед операторами встала задача смены стандарта. У «Сотовой Связи Черноземья» основной проблемой было моральное устаревание стандарта, а также тот факт, что производители перестали выпускать оборудование, необходимое для поддержания сетей. У компаний, объединенных впоследствии под брендом Tele2, возник вопрос иного плана – к 2010 г. они должны были освободить частотный диапазон, в котором работали их сети.

В тот период, когда принималось решение о том, по какому пути пойти операторам, работавшим в стандартах NMT-450 и AMPS, сыграл свою роль элемент везения (или злого рока). Приходится признать: сетям AMPS откровенно повезло. Им для миграции был предложен стандарт GSM. Пусть выделенный им диапазон 1800 МГц и считался в то время не очень удачным, однако это был «живой» стандарт, которым пользовались миллионы людей во всем мире.

А вот с NMT-450 произошла совсем другая история. В начале 2000-х годов еще верилось, что сети связи третьего поколения будут востребованы. Поэтому после того, как провалилась попытка уговорить производителей выпускать оборудование GSM, которое работало бы в диапазоне 450 МГц, было решено переходить в «почти 3G»-стандарт cdma2000, но все в том же диапазоне 450 МГц. И если говорить начистоту, именно эта «экзотичность» и стала основной причиной, по которой проект, впоследствии получивший название «Скай Линк», так и не смог претендовать на что-то большее, нежели звание нишевого. Не играет он заметной роли не только в Центрально-Черноземном регионе, но и в России в целом: абонентская база операторов стандарта NMT-450 сошла на нет, а количество желающих подключиться к новой современной сети CDMA измеряется несопоставимо меньшими, чем в GSM, цифрами. К тому же тот факт, что из пяти областей ЦЧР сеть «Скай Линк» была запущена всего в одной, не добавляет популярности стандарту.

Компании, оказывавшие услуги на базе технологии AMPS, гораздо лучше справились с задачей смены стандарта и развертыванием сетей GSM-1800. Запуск сетей в новом для операторов стандарте начался только в 2004 г., т. е. фактически Tele2 был последним оператором, приступившим к развертыванию сетей стандарта GSM в регионе. Несмотря на то что оператор весьма задержался с выходом на рынок GSM (между моментом получения лицензии и фактическим запуском сети прошло более двух лет, что достаточно много для проектов такого рода), агрессивная, подчас эпатажная и очень жесткая маркетинговая политика привела к тому, что Tele2 довольно успешно отвоевывает долю рынка. Впрочем, оператор позиционирует себя и как дискаунтер. Даже с учетом того, что Tele2 представлен всего в четырех из пяти регионов, компании удается опережать по количеству абонентов «МегаФон» и занимать почетное третье место на рынке Центрально-Черноземного региона.

Пожалуй, Tambov GSM можно считать той «изюминкой», которая выделяет Тамбовскую область из ряда прочих не только в Центрально-Черноземном регионе, но и в Центральном макрорегионе в целом. Этот оператор выбивается из общей картины, так как относится к GSM-операторам, принадлежащим «ЦентрТелекому», монополисту в области фиксированной связи в Центральном регионе. Единственная причина сложившейся ситуации – Tambov GSM является не дочерней компанией электросвязи, а собственным производством, что значительно усложняет и увеличивает продолжительность процесса возможной продажи этого бизнеса. Еще недавно казалось, что подобные операторы обречены на постепенное вымирание, уход в разряд сугубо нишевых. Однако внедрение новых принципов взаиморасчетов между операторами оказалось серьезным конкурентным преимуществом для операторов сотовой связи, являющихся собственными производствами компаний фиксированной связи. В этом случае не возникает платы за интерконнект при прохождении звонков с мобильных телефонов на стационарные и наоборот, что может служить механизмом повышения рентабельности или же снижения стоимости исходящих вызовов с сотовых телефонов на фиксированные. Увы, уменьшить стоимость вызовов с фиксированных телефонов не во власти Tambov GSM, так как этот вопрос регулируется на уровне Федеральной комиссии по тарифам. Короче говоря, 12-процентную долю оператора на рынке Тамбова можно считать достижением.

Несомненно, главную роль в регионе, как и в целом по стране, играет «большая тройка» российских сотовых операторов.

МТС начал работать во всех регионах Центрального Черноземья в 1999 г. через свою дочернюю компанию «Реком» (за исключением Тамбова, где он долгое время работал в качестве роумингового партнера с «Тамбовэлектросвязью»). В Тамбове же сеть МТС была запущена только в 2002 г., после получения лицензии на этот регион. Однако первенство выхода на рынок не помогло оператору остаться «номером один» по количеству абонентов. Практически во всех регионах, за исключением Тамбова, МТС уступает по этому показателю «ВымпелКому».

Первым регионом в ЦЧР, где начал работать «ВымпелКом», стал Воронеж. Произошло это в 2000 г. Осенью 2001 г. были запущены сети оператора в Белгороде и Липецке. Осенью 2002 г. заработала сеть в Курске, а ровно через год – в Тамбове.

Последним из «большой тройки» в 2002 г. пришел в Черноземье «МегаФон». Сначала был запуск в коммерческую эксплуатацию сетей в Воронеже, через год в Белгороде, Липецке и Тамбове, а в I квартале 2004 г. – в Курске. Одной из проблем «МегаФона» стало то, что приблизительно в то же время на рынок региона вышел Tele2, и потенциальные пользователи охотнее обращались в компанию, продвигавшую услуги под лозунгом «Всегда дешевле» и устраивавшую подчас скандальные рекламные акции. На этом фоне более сдержанный в своих маркетинговых проявлениях «МегаФон» несколько потерялся. В результате он занимает в регионе 4-е место.

«Большая тройка» предлагает своим абонентам услуги передачи данных по технологии как GPRS, так и EDGE. Естественно, EDGE-покрытие еще далеко до 100%. Мобильный доступ в Интернет не может быть приоритетной услугой, поскольку Центральное Черноземье довольно слабо охвачено даже «фиксированным» Интернетом. В основном востребованы услуги загрузки картинок и мелодий. Населенные пункты региона не являются центрами деловой активности, да и к университетским центрам их отнести никак нельзя. Впрочем, удивляться такому положению дел было бы, как минимум, странно. Во-первых, сети второго поколения ориентированы на передачу голоса, данные по ним передаются на вторичной основе. Поскольку приоритет имеет голосовой трафик, то при перегруженности голосовых каналов передача данных осуществляется с «черепашьей» скоростью, на пару порядков ниже той, которую может обеспечить GPRS в идеальных условиях. Во-вторых, как показывает опыт европейских стран, сети третьего поколения, предназначенные именно для передач данных, все равно не загружаются как следует неголосовым трафиком. И причина здесь не только в отсутствии контента, но и в том, что мобильная передача данных все-таки дороже, нежели фиксированная, и желающих платить за «свободу от проводов» не так уж много.

Что касается сети «Скай Линк», то и здесь пока не приходится говорить о каких-либо «продвинутых» технологиях передачи данных. Передача данных на основе EV-DO в настоящее время в регионе не доступна.

Несмотря на то что проникновение сотовой связи в Центрально-Черноземном регионе находится на довольно высоком уровне, раздел рынка еще не завершился. Не исключено перераспределение рыночных долей операторов: присутствие Tele2 на рынке не добавляет спокойствия его старожилам, отвоевавшим себе существенную долю. Косвенным подтверждением служит то, что в масштабах всей страны Tele2, похоже, не испытывает влияния близкого насыщения рынка – его объемы подключений держатся на весьма приличном уровне. Он составил серьезную конкуренцию «МегаФону» в ЦЧР, что не может не наводить на определенные размышления. Да и МТС и «ВымпелКому» есть о чем задуматься. Конечно, вряд ли Tele2 удастся занять в регионе хотя бы второе место по количеству абонентов, однако «отвоевать» у конкурентов немалый «кусок» абонентской базы он вполне способен.

Главная страница / Архитектура отрасли