Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Эксплуатация сетей связи – статья затрат или бизнес-ресурс?



Руководство очень редко обращает внимание на системы эксплуатации, которые за последние десять лет деквалифицировались и по своему статусу в компаниях операторов являются «ассенизаторами». Такое отношение если не демонстрируется, но подсознательно господствует. Соответственно, поддержка руководства систем эксплуатации минимальна, финансирование осуществляется по остаточному принципу. Руководство очень часто использует ресурс систем эксплуатации для уменьшения затрат компаний. Эксплуатация является затратной частью в бюджете, сокращая и без того небогатое финансирование. Кадровый кризис также нанес существенный урон системам эксплуатации, из служб эксплуатации регулярно «вымывались» кадры. Отсутствие положительной мотивации привело к оттоку специалистов в другие подразделения, например развития и строительства, где ценность специалиста можно определить в количественных и качественных категориях. Вне единой политики контроля качества дать оценку специалисту-эксплуатационщику невозможно, следовательно, он уйдет туда, где может быть оценен по достоинству. Остались лишь энтузиасты и пассивные, стремительно деквалифицирующиеся специалисты.

С уверенностью можно сказать, что за последние два года интерес резко повысился. Объяснить это можно двумя основными причинами – новые услуги и оптимизация эксплуатационной деятельности. Причем причины эти взаимосвязаны. Усиливающаяся конкуренция на рынке телекоммуникаций привела к тому, что операторам пришлось расширять спектр предоставляемых услуг, снижая при этом стоимость услуг (что особенно заметно на рынках мобильной связи и широкополосного доступа в Интернет). Именно здесь и возникает вопрос эксплуатации. Во-первых, гетерогенность сетей, связанная с разнородностью оборудования и используемых технологий, вынуждает содержать постоянно растущий штат высококвалифицированных (а, значит, высокооплачиваемых) сотрудников. Во-вторых, непрерывно усложняется техника, поддерживающая эксплуатацию (системы мониторинга и взаимодействия с оборудованием), что усложняет процессы эксплуатации и затрудняет возможность взглянуть на сеть как на единое целое.

Оператор вынужден действовать, а вот что именно он предпримет – начнет полную реструктуризацию отделов эксплуатации, проведет реинжиниринг бизнес-процессов, внедрит комплексную систему поддержки эксплуатации класса OSS – скорее всего, придется делать все это одновременно.

У разных операторов уровень обеспечения ресурсами эксплуатационных подразделений и эффективности процессов эксплуатации сильно отличаются. Показателем качества эксплуатации в целом является качество сети, таким образом, абоненты обычно имеют неплохой косвенный индикатор того, насколько хорошо их оператор справляется с задачей эксплуатации сети. Я не хочу сказать, что качество сети зависит исключительно от организации эксплуатации, но в значительной мере и по ряду показателей именно эта составляющая является определяющей.

Не претендуя на статистические обобщения, просто по личному опыту могу сказать, что ресурсов в эксплуатации в российских операторах связи маловато.

Руководство компании рассматривает систему эксплуатации с точки зрения эффективности ведения бизнеса, поэтому данной проблеме всегда уделяется достаточно много внимания. Кроме того, факторами, усиливающими интерес к эксплуатации, являются оценка рисков компании, ответственность по контрактам на оказание услуг, возрастающая конкуренция на телекоммуникационном рынке, повышение требований клиентов к услугам связи и возможностям операторов оперативно реагировать на изменение потребностей.

Система эксплуатации, как и любая система с обратной связью, требует постоянного контроля и выполнения корректирующих действий. Подразделения эксплуатации и менеджмента качества независимо формируют отчетность для руководства о показателях эффективности системы эксплуатации. Действуют процедуры информирования руководства о проблемах и принятии мер по их устранению.

Эксплуатационные подразделения полностью укомплектованы специалистами. В компании проводится профессиональное обучение, осуществляется стимулирование сотрудников, большое внимание уделяется технической оснащенности подразделения эксплуатации, выполняется анализ создаваемых информационных систем, в первую очередь контроля качества.

После длительного периода фактического отсутствия серьезной заинтересованности руководства операторов в вопросах эксплуатации сетей сейчас можно отметить положительные тенденции. По крайней мере, эксплуатация сети и ИТ-инфраструктуры находится сейчас в списке первоочередных задач, которые необходимо решать компаниям связи. Однако степень важности эксплуатации и служб, которые занимаются эксплуатацией, зачастую занижена.

На мой взгляд, основная кадровая проблема эксплуатирующих подразделений – в квалификации персонала. Но это скорее следствие кадровой политики, проводимой многими связными компаниями. Она заключается в том, что рядовые сотрудники службы эксплуатации являются одними из самых низкооплачиваемых в организациях. Однако именно они взаимодействуют с клиентами, что, конечно же, сказывается на восприятии клиентами связистов. Уровень технической оснащенности достаточно высок и мог быть еще выше, если бы квалификация персонала позволяла работать со сложным оборудованием.

Главная страница / Архитектура отрасли