Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Выбор ERP

Сегодня можно уже с уверенностью сказать, что практически все руководители отраслевых предприятий осознали необходимость внедрения автоматизированной системы управления предприятием. Другой вопрос, собираются ли они внедрять ERP даже при таком осознанном подходе? Ведь за последние пару лет наблюдается волна недовольства эффективностью ERP-решений. Системы автоматизации подвергаются резкой критике за излишнюю универсальность и отсутствие специфических модулей.

И снова – о стратегическом подходе

Не секрет, что ключевым моментом при выборе системы автоматизации остается правильность и наличие в компании стратегии автоматизации. Как бы банально это ни звучало, без этого любая автоматизация управления превращается в бессмысленное занятие. Специалисты компании «АйТи» (В.В. Баронов, Ю.И. Попов, Б.А. Позин, И.Н. Титовский) в одной из своих статей справедливо отмечают, что при наличии финансовых параметров и основных направлений автоматизации (это могут быть приоритетные направления деятельности) разработать стратегию автоматизации относительно просто. К этому процессу могут быть привлечены специалисты отдела автоматизации и кто-либо из руководства (необязательное условие). Единственным условием может быть довольно широкий кругозор в области информационных систем, а также непредвзятость специалистов. Поэтому желательно, кроме собственных сотрудников, привлечь к работе внешнего специалиста.

Суммарные затраты на разработку стратегии автоматизации, по экспертным оценкам, могут достигать 5–10 тыс. долл. для предприятия численностью около 500 человек. Потери при отсутствии стратегии могут колебаться от 100 тыс. до 800–900 тыс. долл.

Правильная постановка задачи, разработка стратегии, помимо экономии на начальном этапе, позволяет выбрать именно ту систему автоматизации, которая обеспечивает максимально точное решение актуальных задач управления. Определение объективных критериев, по которым будет осуществляться выбор, напрямую связано с качеством и полнотой проработки всех предшествующих этапов. Практически все объективные соображения, которыми руководствуются при выборе системы (функциональные возможности, стоимость системы и совокупная стоимость владения, перспективы развития, поддержки и интеграции, технические характеристики системы и т. п.), выводятся на предыдущих этапах. При тщательной их проработке выбор системы перестает быть проблемой. Последствия неправильного выбора могут быть самыми плачевными.

Обычная ситуация на российских предприятиях: на деревообрабатывающем предприятии внедрить систему для предприятий, например, пищевой промышленности.

Мы, безусловно, утрируем, но зачастую понять логику руководства при выборе системы просто невозможно.

Еще одно «больное» место автоматизации: внедрять отечественную систему, учитывающую специфику отечественного бизнеса, или западную, построенную на «западных» принципах учета? Специалисты правильно подметили, что такая постановка вопроса нескосить, что нужно предприятию в первую очередь: отечественный бухгалтерский учет или планирование и учет товарно-материальных потоков всего предприятия.

Тонкости внедрения

Где же, в каких отраслях автоматизация управленческих процессов идет наиболее впечатляющими темпами? По мнению Сергея Маглюя, директора департамента программных систем корпорации «Инком», это прежде всего наиболее конкурентные отрасли, что вполне логично, ибо «взрывной» спрос на управленческие решения наблюдался именно с ужесточением конкуренции. Первым прочувствовал, что такое конкуренция, банковский сектор. За ним последовали предприятия торговли. Сейчас дальнейшее развитие рыночных и конкурентных отношений можно наблюдать в промышленности (имеются в виду нефтегазовая отрасль, энергетика, машиностроение, металлургия и добывающие предприятия). Безусловно, рынок требует от компаний построения новых управленческих систем. И хотя многие менеджеры в промышленности еще не готовы к полноценному делегированию полномочий, они уже расходуют значительные суммы на обучение управленцев среднего звена. Соответственно, растет спрос со стороны этих предприятий и на информационные технологии.

Однако зачастую возникает ситуация, когда именно отсутствие понимания особенностей отраслевых бизнес-процессов порождает проблемы в сфере автоматизации управления. Приведем типичные примеры таких процессов в отраслях, о которых много говорилось в связи с внедрением ERP.

Розничная торговля


Наиболее актуальной проблемой, связанной с автоматизацией управления предприятием торговли, является проблема товарных запасов. Товарные запасы нужны для выполнения заказов покупателей на товары в нужном количестве и в установленные сроки. Однако они требуют расходов на их содержание до момента реализации. Причем потери компании возрастают прежде всего за счет отвлечения из оборота части капитала, инвестированного в запасы.

Поэтому предприятие должно определить оптимальное соотношение между издержками и выгодами от выбранного объема запасов, а также достаточную величину запасов по каждой товарной группе (или даже позиции). При этом желательно от чисто эмпирических наблюдений за ситуациями типа «есть заказы – нет товаров» и «есть запасы – не хватает денег» перейти к более объективным критериям. В качестве базовых индикаторов качества выбранной политики управления запасами могут использоваться как непосредственные, так и более обобщенные критерии, а также их различные комбинации. Это позволит формализовать учет товарных запасов в рамках системы управления предприятием.

Пищевая промышленность


Дмитрий Шехватов, заместитель генерального директора IFS Russia, отмечает, что для пищевой промышленности особенно актуальны три задачи, в решении которых может помочь ERP-система.

Первая задача – управление качеством. Случаи отравления продуктами той или иной фирмы быстро становятся достоянием прессы и приводят к самым нежелательным последствиям.

Третья задача – снижение издержек. Это путь к конкурентоспособности по ценам, ведь большая часть населения по-прежнему выбирает продукты исходя из цены. ERP-системы позволяют добиться экономического эффекта в результате снижения материальных запасов и издержек хранения, производства и его технического обеспечения. Это достигается за счет автоматизации процессов производства, контроля качества, поставок, а также технического обслуживания и ремонтов оборудования и т. д. В последнем случае экономию от использования ERP-системы рассчитать особенно просто: сокращается избыточный ремонтный персонал и время простоев оборудования (конвейеров, технологических установок и емкостей и т. д.), обеспечивается высокое качество продукции.



Нефтеперерабатывающая отрасль


На нефтеперерабатывающих заводах одна из главных задач – стыковка экономических модулей с используемыми на предприятиях западными системами управления технологическими процессами. Специалисты компании IBS отмечают, что в ТЭК России присутствуют два типа территориально распределенных компаний: предприятия с разнородными по размеру и функциям дочерними подразделениями и предприятия с однотипными филиалами.

Для холдингов, имеющих в своем составе разнородные предприятия, оптимальным, с точки зрения функциональности и стоимости, является построение корпоративной системы управления (КСУ) на базе нескольких ERP-систем различной функциональной мощности. Основной принцип сочетания систем в рамках одного решения состоит в том, что для создания КСУ, идеально подходящей конкретному предприятию, выбираются оптимальные решения от лучших поставщиков. При построении КСУ в таких холдингах использование только одного из существующих на сегодняшний день программных продуктов приведет к недостатку функциональности системы в структурах высшего звена управления либо к ее избыточности на дочерних предприятиях.

Для компаний с однотипными дочерними предприятиями наиболее эффективным решением является выбор одного стандартного решения для типовых дочерних предприятий. Полная интеграция систем верхнего и нижнего уровней обеспечивает сотрудников компании единой информационной средой для ведения бизнеса.

Из корпоративного центра управляющая информация централизованно поступает во все подразделения в едином формате. С нижнего уровня управления необходимая отчетность передается в корпоративный центр.



Телекоммуникации


Для предприятий связи главная особенность внедрения ERP заключается в ее стыковке с биллинговыми системами.

Александр Лопатин и Павел Глаголев (департамент бизнес-решений в секторе телекоммуникаций, SAPсли связи – один из самых развитых на рынке ERP-систем в целом. Основными задачами при внедрении систем автоматизации управления здесь становятся задачи управления компанией – ее основными средствами, финансами, отношениями с клиентами. В частности, одним из самых животрепещущих вопросов, волнующих операторов, является анализ дебиторской задолженности. Функции управления дебиторской задолженностью – это важнейшая часть стратегического управления финансовыми взаимоотношениями с клиентами.

Финансовый и банковский сектор

По словам Оксаны Глущенко, директора по решениям SAP для финансовых институтов компании SAP в странах СНГ, в организациях банковского сектора существует ряд характерных бизнес-процессов, которые и становятся ключевыми при выборе системы управления класса ERP. В части управления кредиторской и дебиторской задолженностью программное решение должно поддерживать все хозяйственные операции по расчетам с контрагентами. В управлении основными средствами необходимо обеспечивать отражение всего жизненного цикла основного средства от его приобретения до выбытия. Управление закупками требует обеспечения учета операций по закупкам оборудования и расходных материалов. Управление хранением материальных ценностей требует ведения гибкого учета по складам и местам хранения и наличие необходимой аналитической информации для организации складского учета банка с развитой филиальной структурой.

Кроме того, программное решение должно включать в себя функциональность, призванную решать другие внутренние задачи банка, такие, как управление фондами (сметой), управление недвижимостью, управление ремонтом и техобслуживанием, управление инвентаризацией, управление закупочной кампанией (проведение тендеров) и многое другое.

***

В заключение хотелось бы отметить, что на чужих примерах, как и на чужих ошибках, нужно учиться до начала внедрения собственной ERP. Часто сложные ситуации в пределах одной и той же отрасли довольно типичны, и то, что происходит при внедрении системы на вашем предприятии, уже многократно исследовалось в рамках других проектов.



Подготовила Елена Ковалева, независимый эксперт


Главная страница / Архитектура отрасли