Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Автоматизация - бизнес-необходимость

В ходе реформы РАО ЕЭС энергетические компании выходят на свободный рынок электроэнергии. Чтобы в переходный период снизить риски потери управляемости, в энергетике создаются управляющие компании, объединяющие генерирующие станции и осуществляющие централизованное планирование, управление финансами, персоналом, реализацией электроэнергии, закупками, инвестициями в техническое перевооружение и ремонты. Поэтому среди первоочередных задач автоматизации энергетических управляющих компаний – внедрение систем поддержки процессов бюджетного управления и анализа финансово-экономической деятельности.

Основные требования энергетических компаний

Спецификой отрасли являются значительные инвестиции в ремонт оборудования, техническое перевооружение и реконструкции (ТПиР) морально устаревшего оборудования. Эффективное планирование и использование этих инвестиций являются жизненно важными для компаний отрасли и централизованно контролируются РАО ЕЭС.

Для эффективного планирования, анализа исполнения и своевременной корректировки планов и бюджетов управляющей компании требуется высокая степень детализации и одновременно оперативность бюджетирования. Реализовать эти требования в крупной, территориально распределенной компании без эффективной системы автоматизации практически невозможно.

Ядром для создания комплексного решения автоматизации может стать ERP-система, что для многих энергетических компаний – вопрос будущего, поэтому нередко финансово-аналитическая система реализует часть функций оперативного финансового управления и учета.

Таким образом, система поддержки процессов финансово-экономического управления должна быть производительной и надежной и вместе с тем гибкой и адаптивной, то есть давать возможность осуществлять все необходимые доработки для учета особенностей компании. Должна быть обеспечена целостность финансовой информации компании и организована работа с системой всех подразделений компании, в том числе территориально удаленных. Для поддержки процессов управления система должна предоставлять мощный аналитический инструментарий, одновременно использование системы должно быть простым и удобным для бизнес-пользователей. Специалисты TopS BI используют для создания таких решений продукты класса CPM (Corporate Performance Management) компании Oracle.

Опыт УК ВоГЭК по созданию системы

Управляющая компания «Волжский гидроэнергетический каскад» (УК ВоГЭК) осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа гидроэлектростанций Волжско-Камского каскада. В ее состав входят Волжская, Жигулевская, Камская ГЭС, Каскад Верхневолжских ГЭС (Рыбинская и Угличская), Воткинская, Нижегородская и Саратовская ГЭС.

Внедрение информационной системы для совершенствования бюджетного управления преследовало решение целого ряда задач.

Необходимо было повысить качество и оперативность формирования планов и бюджетов, достичь максимальной детализации и «прозрачности» бюджетов. ть, при необходимости, просмотреть «историю» любого бюджета вплоть до первичных контрактов с подрядчиками.

Информационная система должна была снизить трудоемкость процессов бюджетирования, полностью исключить ситуацию двойного ввода. Поскольку в этих процессах участвуют специалисты нескольких отделов, которые выполняют разные задачи (закупки, заключение договоров с подрядчиками, контроль расходования средств и др.), но работают с одними и теми же объектами, то их деятельность в рамках финансового планирования и анализа должна поддерживаться одной системой. Это позволяет существенно сократить время на сверку цифр разных отделов, обеспечить непротиворечивость информации.

Важной задачей системы стало обеспечение разграничения ответственности за принятие решений между менеджерами компании в соответствии с их полномочиями. В управляющей компании выстраивается процессно-ориентированная система управления. Процессы бюджетирования централизованы. Выделены центры финансовой ответственности (ЦФО). При формировании бюджетов подразделения станций предоставляют ЦФО необходимую первичную информацию, формируются планы по направлениям, которые сводятся в бюджеты верхнего уровня. Все эти процессы и маршруты согласования документов необходимо было реализовать в системе, организовать возможность в любой момент отследить, у кого из руководителей в работе находится тот или иной бюджет.

Процесс согласования должен длиться не более 20 дней, поскольку помимо собственно формирования годового бюджета и анализа его исполнения в компании существует ежемесячная процедура корректировки бюджета, которая также должна поддерживаться системой.

Наконец, система должна обеспечивать формирование аналитических отчетов для руководителей и аналитиков УК ВоГЭК и отчетности для РАО ЕЭС, в соответствии с утвержденными учредителем формами, такими как бизнес-план и ДПН (движение потоков наличности).

Создание системы осуществлялось при тесном сотрудничестве специалистов УК ВоГЭК, курирующих методологические вопросы формирования и контроля исполнения планов и бюджетов, и специалистов TopS BI, которые обеспечили реализацию в системе требований компании. Система была построена в централизованной технической архитектуре. Создано единое хранилище финансовых данных, произведена разработка пула дополнительных модулей для учета специфики УК ВоГЭК (для создания системы использовано программное обеспечение Oracle Financial Analyzer (OFA), Oracle 9i Database Server, Oracle Express Server). Конечные пользователи системы на объектах управления (гидростанциях Каскада) работают с системой удаленно, через защищенный интерфейс.

Была автоматизирована бюджетная модель УК ВоГЭК (более 50 масштабных бюджетов, свыше 10 версий и статусов). Для облегчения работы конечных пользователей были разработаны расширения для поддержки формирования договоров, предварительной настройки системы. Пользователь при входе в систему заполняет форму, в которой указывает свои планируемые действия, и сиерфейс под его задачи, выводит нужные таблицы, формы, данные «по умолчанию» и пр. Это минимизирует ошибки пользователя в работе с системой, исключает необходимость повторного ввода при корректировке бюджетов.

В системе был реализован так называемый «процесс аутентификации», который обеспечил контроль статуса планов и бюджетов на всех этапах их формирования – от стадии «Ввод» до стадии «Утверждение». Руководители верхнего уровня имеют возможность получить общую картину процесса подготовки бюджетов, при этом система указывает участки, где задерживается согласование и утверждение документов, что повышает персональную ответственность менеджеров.

В соответствии с методологией бюджетирования УК ВоГЭК, в информационной системе был реализован принцип скользящего планирования (по истечении каждого отчетного периода производится ревизия предыдущих планов и бюджетов на оставшийся период и составляются бюджеты на следующий квартал). Система позволяет формировать годовые планы и бюджеты по направлениям деятельности, операционные бюджеты, мастер-бюджеты, реализована процедура ежемесячного уточнения операционных бюджетов.

Важной функцией стала интеграция системы бюджетирования с бухгалтерской системой 1 С. Было введено и реализовано правило: если договор не запланирован в системе бюджетирования, он не может быть внесен в бухгалтерскую систему. Пользователи получили возможность проводить «план–факт» анализ бюджетных показателей, автоматически собирая данные из других систем (1С и системы Клиент-Банк).

Был настроен аналитический блок системы. Пользователи получили возможность строить отчеты, проводить вариантный анализ (анализ «что, если»). Создан отдельный модуль формирования отчетных документов для РАО ЕЭС.

Сегодня система находится в промышленной эксплуатации в управляющей компании и на одной из гидроэлектростанций, осуществляется тиражирование системы на другие объекты управления.

В целом совершенствование и автоматизация процессов бюджетного управления дает долгосрочный эффект. Появляется возможность реализовать и контролировать выполнение разработанных регламентов и методик. Снижается влияние человеческого фактора на процессы финансового управления.

Главная страница / Архитектура отрасли