Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ERP-система, автоматизация производства, автоматизация бизнес процессов: MRP, MRP II, ERP, HRM, CRM

Автоматизация производства, в том числе операционной деятельности предприятий связи, началась давно. От рутинного ручного труда миллионную армию «телефонных барышень» освободили автоматические коммутаторы. Когда технологии шагнули еще дальше, появились новые типы АТС, абонентского оборудования, сетевые технологии. Спрос на телекоммуникационные услуги обусловил появление новых сервисов, требовавших серьезной инструментальной поддержки.

От MRP к корпоративной информационной системе

Когда в 70-х годах ХХ века появился термин MRP (Material Requirements Planning – планирование материальных потребностей предприятия), а затем MRP II (Manufactory Resource Planning – планирование производственных ресурсов), его создатели вряд ли подозревали, как это скажется на мировой экономике. Концепция управления и планирования ресурсов предприятия с тех пор претерпела множество изменений, в том числе в названии, которое теперь звучит как ERP, но суть сохранилась – повышение управляемости бизнеса, его конкурентоспособности и прозрачности.

ERP (Enterprise Resource Planning – планирование корпоративных ресурсов) и MRP II представляют собой информационные системы управления производственной компанией. Они позволяют согласовать работу подразделений, оптимизировать бизнес-процессы, снижать себестоимость продукции/услуг. Кроме того, мощные средства анализа информации и моделирования, заложенные в системы, помогают управленческому персоналу своевременно принимать верные тактические и стратегические решения.

Сейчас ERP-системы и сопряженные с ними модули, контролирующие другие бизнес-процессы компании (CRM, SCM, HRM, PLM и т. д.), используют тысячи промышленных и сервисных предприятий во всем мире. Примечательно, что компании, венчающие собой список 500 самых успешных корпораций мира, ежегодно публикуемый американским журналом Fortune, применяют решения по комплексной автоматизации от ведущих мировых поставщиков.

Первый шаг к цели – увидеть ее

Пионеры автоматизации – телекоммуникационные компании и крупные промышленные предприятия – задумались над тем, как управлять растущим бизнесом, отвечая, с одной стороны, на потребности клиентов, с другой – контролируя этот рост. Первым результатом стало появление в телекоммуникациях систем биллинга и поддержки операционной деятельности, позволяющих вести расчеты с многочисленными абонентами и отслеживать операционные процессы.

Учетные задачи также требовали современных методов их решения, поэтому широкое распространение получили системы

бухгалтерского и складского учета, ведения налоговой отчетности, поддержки производственного процесса и т. д. Автоматизировались и другие участки деятельности компаний. Причем, как правило, получалась весьма пестрая картина: приложения от разных поставщиков содержали данные различного формата. Частные задачи таким способом можно было решить, но обеспечить комплексную автоматизацию – нея эффективного ведения бизнеса в современном мире очень важна точная информация. В ней заинтересованы все – от рядовых сотрудников предприятия до управленцев высшего звена. Разумеется, качественные и количественные параметры требуемой информации отличаются в зависимости от профиля деятельности того, кто к ней обращается. Но суть нового понимания состояла в том, что бизнес как совокупность взаимозависимых процессов нуждается в комплексном решении, обеспечивающем сбор и анализ информации с последующим ее использованием в управлении и синхронизации действий различных подразделений. Идея управления предприятием с помощью информационных технологий, учитывающих подобные требования, ознаменовала собой новую эру автоматизации, предусматривающую консолидированное управление бизнесом с помощью IT-систем.

Цель была найдена, и все участники процесса – разработчики систем, компании-интеграторы и предприятия – стали предпринимать действия по ее достижению.

Персональный помощник

Сегодня невозможно представить себе рабочее место секретаря или бухгалтера, заведующего складом или сотрудника абонентской службы без персонального компьютера. По некоторым оценкам, проникновение настольных компьютеров в частную жизнь, т. е. компьютеризация населения России, достигла 35%, а оснащение производственных и деловых процессов – еще выше.

Доступные и довольно мощные ПК сыграли не последнюю роль в распространении информационных технологий и облегчили задачи автоматизации. Новые технологии позволили организовать локальные вычислительные сети, состоящие порой из сотен и тысяч компьютеров, связать географически распределенные офисы компаний, имеющих филиальную структуру. Даже подобная организация IT-инфраструктуры уже обеспечила ощутимый эффект так называемой синергетической модели ведения бизнеса, когда подразделения компании могут обмениваться необходимыми данными, создавая тем самым определенные предпосылки для достижения хороших бизнес-результатов.

Однако этого все же оказалось недостаточно. Нужны были технологии, обеспечивающие не только возможность обмена и хранения данных, управления ими, но и возможность анализировать их по различным срезам, фильтровать по принципу бизнес-критичности и даже делать предварительные выводы и т. д. Для этого требовались не просто информационные технологии, а принципиально новые управленческие методы, способные организовать информационные потоки и выстроить бизнес-процессы так, чтобы обеспечить максимальный синергетический эффект. Следовательно, компактный помощник нуждался в дополнительной функциональности, которая отвечает потребностям, имеет дружественный пользовательский интерфейс и многое «умеет». Где взять такое чудо, увязывающее IT с управленческим опытом и проверенными бизнес-моделями?

Пригодились концепция комплексной автоматизации при помощи корпоративных информационных систем (КИС), основанная на стандартах MRP и MRPII, а также более поздние концепции планирования rise Resource Planning – ERP), управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management – CRM), управления человеческими ресурсами (Human Resources Management – HRM, HR), управления цепочками поставок (Supply Chain Management – SCM) и другие.

Зная эти концепции и стандарты, располагая внушительным штатом программистов, можно в принципе найти решение

собственными силами. Но как показывает практика, оно не будет лишено недостатков, главнейший из которых – негибкость, т. е. неспособность системы быстро адаптироваться к изменяющимся бизнес-процессам. Непросто осуществлять и поддержку такой системы. Не случайно большинство компаний отдают предпочтение продуктам, созданным профессиональными разработчиками, специализирующимися на таких решениях и накопившими большой опыт их внедрения.

В мире не так много поставщиков комплексных бизнес-приложений масштаба предприятия, учитывающих вышеназванные концепции и активно аккумулирующих опыт по их применению. В частности, в России бизнес-приложения масштаба предприятия предлагают несколько компаний – российское представительство SAP AG (продукт SAP Business Suite), российское представительство компании Oracle (Oracle E-Business Suite), партнеры компании Baan. Также на рынке присутствуют продукты для среднего и малого бизнеса, где активно работают Microsoft Business Solutions (продукты MBS Navision Attain, MBS Axapta), Epicor Scala (продукт iScala) и российские производители – компания 1С (продукт 1С:Предприятие), корпорация «Галактика» (продукт ERP-система «Галактика»), корпорация «Парус» (продукт КИС «Парус»), компания «АйТи». Что даст внедрение подобных продуктов его пользователям?

Комфортабельный труд

«Это признак того,

что грубый труд ему не нужен.

У него работает ум...»

Л. Толстой, «Анна Каренина»


По данным статистики, до 40% рабочего времени сотрудники компании тратят на поиск необходимой информации, подготовку отчетов вручную, выборку данных и прочие рутинные операции. В моменты пиковой нагрузки, например, закрытия отчетного периода, это приводит к весьма плачевным результатам: от задержек с выполнением заданий (отчего страдают прежде всего подразделения, которые нуждаются в отчетных данных) до сорванных нервов сотрудников и нездоровой обстановки в коллективе. Еще более тяжелые последствия проявляются на более высоких ступенях корпоративной иерархии, когда из-за отсутствия необходимой информации невозможно принятие оперативных и управленческих решений, что в целом может привести бизнес к серьезным потерям.

Иная ситуация, когда в компании используется КИС. Дружественный пользовательский интерфейс, установленный на рабочем месте сотрудника, облегчает ввод данных, а единая база данных и соответствующие технологии обмена ими между приложениями позволяют избежать повторного ввода и дублирования. Время на поиск данных сокращается на порядок, как и период их формирования благодаря встроенному в систему мехся нагрузка на сотрудника, возникавшая в связи с выполнением непрофильных операций, высвобождается рабочее время для решения профильных задач, в реализации которых также помогает инструментарий комплексной системы.

Чтобы не быть голословными, сошлемся на статистические данные. По подсчетам компаний, проводивших аудит внедренных систем, срок закрытия учетного периода при использовании КИС уменьшается на 500%. Другие цифры выглядят менее внушительно, но тоже производят впечатление: точность учета затрат повышается на 30%, на 27% – производительность труда, примерно на столько же снижается потребность компании в оборотных средствах за счет повышения эффективности труда, что в свою очередь обеспечивает сокращение операционных и управленческих затрат на 15%. Не говоря уже о том, что внутренние бизнес-процессы легче контролировать, а, значит, они менее подвержены случайным факторам, приводящим к ошибкам, имеющим зачастую роковые последствия.

Что же касается стратегических целей внедрения, то опыт применения КИС в зарубежной практике, а теперь в России и других странах СНГ, выявил интересный «побочный» эффект: управление компанией, использующей такую систему, становится более прозрачным, что резко повышает индекс инвестиционной привлекательности. Например, по данным внутренней оценки, проведенной руководством ОАО «Казахтелеком», после установки КИС этот показатель вырос на 20%. Для компаний, стремящихся эмитировать ценные бумаги и привлекать дополнительные финансовые ресурсы путем публичных торгов на фондовых рынках, наличие системы управления и отчетности, сертифицированной по международным стандартам ISO 9000 или ISO 9002 – обязательное условие для выхода на фондовые биржи.

Команда внедрения: Чудеса своими руками

«Благодаря ей я понял одну нехитрую истину.

Она в том, чтобы делать

так называемые чудеса своими руками».

А. Грин, «Алые паруса»


Чтобы добиться внушительных результатов, придется как следует потрудиться. Внедрение систем комплексной автоматизации – процесс, как правило, трудоемкий. При этом, по словам топ-менеджмента и рядовых сотрудников ведущих российских компаний, оснащенных КИС, большая часть всех трудностей преодолевается, если создана собственная команда внедрения, и потенциальные ключевые пользователи системы активно участвуют в ее инсталляции и развертывании.

Представители третьей стороны, участвующей в проекте (помимо компании-клиента и компании-поставщика), – консультанты и специалисты компаний-интеграторов – подчеркивают, что наличие собственной команды внедрения – гарантия успеха проекта. При подготовке к внедрению они тратят немало времени на общение с сотрудниками клиента, а также обучение персонала и формирование так необходимой команды.

Для компании и ее сотрудников самый главный эффект от создания такой структуры состоит, пожалуй, в том, что внедряемую систему они в скором времени начинают признавать собственностью. Это сказывается, во-перя доработки системы (т. е. ее настройки с учетом требований заказчика) и соответственно увеличивается скорость внедрения. Во-вторых, сотрудники, участвовавшие в проекте, начинают лучше разбираться в различных областях бизнеса компании и получают возможность продвижения по служебной лестнице. Такие специалисты ценятся очень высоко, и компания заинтересована в их удержании, поскольку они могут выступать в качестве консультантов по вопросам поддержки и развития системы.

Итак, ключевым звеном проекта по внедрению становятся сотрудники компании, активно участвующие в процессе, – по сути, гаранты успешной его реализации. От них зависит качественная настройка и адаптация системы, отладка бизнес-процессов. Им важно поддерживать процесс общения с консультантами и интеграторами, достигать согласованного понимания целей и задач проекта и самостоятельно решать судьбу системы. Так просто делать чудеса своими руками.

Главная страница / Архитектура отрасли