Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Речевые технологии в современных системах аутентификации и контроля доступа.



Надежность популярных сегодня биометрических систем безопасности базируется на уникальности и относительной неизменности таких физических характеристик человека, как папиллярный узор на пальце, рисунок радужной оболочки глаза или геометрия ладони. А с учетом требований надежности и оперативности, предъявляемых к системам доступа, для аутентификации могут использоваться подпись, клавиатурный почерк, черты лица и речь.

Несмотря на кажущуюся ненадежность и изменчивость наиболее информативным признаком среди перечисленных является речь. Современные экспертные методики инструментального анализа позволяют по одному произнесенному слову определить личность конкретного человека, по нескольким фразам – диагностировать такие важные характеристики, как пол, возраст, национальность, место длительного проживания, эмоциональное состояние (в том числе факт опьянения, правдивость высказывания) и др. К объективным препятствиям для использования информационных возможностей речи относится невозможность полностью автоматизировать процедуры выделения и оценки большинства перечисленных признаков. Поэтому остановимся исключительно на процедуре автоматической верификации личности по голосу.

Рассмотрим технологию верификации дикторов Voice Key («Голосовой ключ»), разработанной в петербургском «Центре речевых технологий» еще пять лет назад и распространяемой в виде SDK для разработчиков. Voice Key позволяет установить личность говорящего по парольной фразе продолжительностью 3–5 секунд с вероятностью ошибки не более 1,2%. Процедура верификации диктора заключается в выделении идентификационно значимых характеристик из произносимой в микрофон парольной фразы и их сравнении с эталонными. Результат сравнения становится известным практически мгновенно. Существует возможность изменения пороговых значений ошибок первого и второго рода. «Подделка» голосового пароля с помощью магнитофона исключается. Дело в том, что используемые для идентификации параметры голоса и речи искажаются при записи через другой микрофон или воспроизведении через малогабаритный громкоговоритель. Особым требованием, предъявляемым данной технологией аутентификации, можно считать необходимость записи эталонов и ввода парольной фразы через один и тот же микрофон (канал ввода) и в однотипной акустической обстановке – при сопоставимом уровне и спектральном составе окружающего шума.

При удаленной аутентификации (например, клиентов банка или абонентов оператора связи в процессе оперативного обслуживания их запросов по телефону) речь становится единственной идентифицирующей характеристикой. Несмотря на то что при этом возможности удаленной идентификации существенно ограничиваются нестабильностью технических характеристик канала связи, специалистам российской компании «Центр речевых технологий» удалось приблизиться к решению данной задачи – автоматизировать процедуру идентификации участников телефонных переговоров. В 2004 г. они представили си личности в телефонном канале, получившую название «Трал». Отличительными характеристиками данной системы является то, что идентификация осуществляется не по парольной фразе, а по свободной речи продолжительностью от 16 до 96 секунд и соотношении сигнал/шум не хуже 10 дБ. Надежность работы системы – 92%. В настоящее время ведутся работы по повышению этого показателя и снижению требований к минимальной продолжительности сигнала. Естественно, что система привлекла внимание прежде всего представителей правоохранительных органов. В настоящее время она проходит опытную эксплуатацию в США и ряде европейских стран.

Привлекательным и вполне реальным уже сегодня видится комплексное использование речевых технологий в системах контроля доступа и информационных системах. Технология идентификации личности Voice Key и распознавания голосовых команд Voice Com позволяет клиенту без участия обслуживающего персонала получить необходимую, в том числе закрытую для других, информацию, подключить дополнительную услугу у оператора связи, узнать остаток на банковском счете и т. п.

Таким образом, применение речевых технологий является одним из самых перспективных и приоритетных направлений совершенствования систем контроля и управления доступом.

Главная страница / Архитектура отрасли