Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Успех «электронного строительства» на местах – предпосылка успеха реформ в целом

Церен ЦЕРЕНОВ, заместитель директора департамента корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации

Любые преобразования в сфере государственного управления сегодня невозможны без изменения характера взаимодействия правительства и граждан. Понятие «сервисного» государства, государства, первоочередной задачей которого является оказание услуг своим гражданам, стало в последние годы нормой в мировой практике государственного строительства.

Минэкономразвития России совместно с рядом других министерств и ведомств в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 207-р была разработана Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 гг.)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 65 от 28 января 2002 г.

Основные задачи Программы – создание электронного государства, обеспечение для граждан открытого доступа к информации, доступа в Интернет, регуляция и координирование проектов в ИКТ-сфере, формирование необходимой законодательной базы, системы регулирования в сфере информационно-коммуникационных технологий и подготовки кадров в этой сфере.

Проекты, реализующие концепцию «электронного государства» и направленные на технологическую поддержку административной реформы, занимают в рамках ФЦП «Электронная Россия» центральное место. К ним относятся разработка и внедрение электронных административных регламентов (ЭАР), объединение и инвентаризация государственных информационных ресурсов (ОГИР), создание порталов органов власти, организация системы электронных государственных закупок.

В 2004 г. осуществлен запуск в опытную эксплуатацию информационной системы «Правительственный портал». До конца года будет введен в эксплуатацию «Информационный портал малого предпринимательства», который обеспечит предпринимателям возможность свободного получения через Интернет любой необходимой информации по каждому этапу их деятельности. По мнению экспертов, потенциальная аудитория подобного информационного ресурса составляет более 300 тыс. малых предпринимателей по всей России.

В области системы электронных государственных закупок создается проект системы электронной торговли для государственных нужд на федеральном уровне. Уже разработано типовое решение такой системы для региональных нужд, вводится в опытную эксплуатацию информационный портал государственных закупок, предназначенный в первую очередь для публикации информации о проходящих конкурсах, их мониторинга и анализа.

В настоящее время идут работы по созданию региональных электронных систем государственных закупок в республике Чувашия, Челябинской области, республике Саха (Якутия), Ханты-Мансийском автономном округе, Липецкой области, Республике Мордовия. Следует еще раз отметить важную особенность этих работ – региональные системы создаются как стандартизированные компоненты Единой системы элек. Уже настроено информационное взаимодействие между региональными площадками Чувашии и Челябинской области и порталом госзакупок.

По оценке Минэкономразвития России, доля государственных закупок составляет около 4% ВВП, что в стоимостном выражении в 2003 г. составило 503,8 млрд рублей, в 2004 г. – 616,7 млрд рублей.

В 2005 г. объем государственных закупок может достичь величины 1 трлн рублей.

Принципиальная черта проектов ФЦП «Электронная Россия (2002 – 2010 гг.)» – наличие регионального и муниципального направлений, так как именно здесь происходит непосредственное взаимодействие граждан и бизнеса с государственной властью. Успех «электронного строительства» на местах является предпосылкой успеха реформ в целом.

Всего в проекты ФЦП по линии Минэкономразвития России в 2002–2003 годах было вовлечено в общей сложности 22 субъекта Российской Федерации, в том числе республики: Бурятия, Башкирия, Саха (Якутия), Горный Алтай, Мордовия, Чувашия; области – Самарская, Калининградская, Челябинская, Липецкая, Ленинградская, Тульская, Новгородская, Пермская, Новосибирская и Астраханская; автономные округа – Ханты-Мансийский и Эвенкийский; Алтайский край; города Санкт-Петербург и Москва.

На основе проектов по реализации ОГИР и ЭАР создаются автоматизированные системы управления, информационные системы, системы поддержки принятия решений на региональном уровне. Региональные проекты обязательно должны быть социально ориентированы, так как деятельность именно региональных и муниципальных органов власти направлена на решение задач повседневной жизни граждан.

Основными целями создания в регионах объединенных информационных ресурсов паспортных столов, отделений ЗАГС, жилищно-эксплуатационных служб являются обеспечение эффективного информационного обмена в сфере учета населения, создание информационно-аналитической основы для проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, улучшение информационного обслуживания населения и сокращение потерь времени при обращении граждан в органы государственной власти. Выполнены работы по созданию компонентов ОГИР в Самарской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Чувашия, Калининградской области, г. Магнитогорск Челябинской области.

Ведутся работы по созданию и развитию региональных web-порталов органов власти в республиках Бурятия, Башкирия и Чувашия, Нижегородской области, Алтайском крае. Создан электронный портал органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа, запуск которого позволил обеспечить ежегодную экономию бюджетных средств порядка 22 млн рублей. Разработан проект типового портала органов власти субъектов Российской Федерации. Пилотный проект типового портала уже реализован в Чувашской Республике и Республике Саха (Якутия).

В Новосибирской области реализуется программа «Электронный Новосибирск», направленная на совершенствование деятельности муниципалитета на основе использования ИКТ, обеспечение гласности деятельности органов местного самучастия граждан в самоуправлении; осуществление органами местного самоуправления оптимального управления всеми звеньями городского хозяйства и социальной сферы.

Реализация программы муниципального уровня началась в 2002 г. и рассчитана до 2006 г. включительно. Специфика данного проекта связана с тем, что Новосибирск является самым крупным муниципалитетом России (мегаполисы Москва и Санкт-Петербург имеют статус субъектов Федерации). Суммарный объем финансирования программы «Электронный Новосибирск» составляет 71 млн рублей, в том числе 54,5 млн будет выделено из городского бюджета, 12,2 млн – из федерального бюджета и 4,3 млн – из внебюджетных источников. В 2002–2003 годах в рамках «Электронного Новосибирска» были профинансированы работы на сумму 42,5 млн рублей.

К настоящему моменту сотрудничество мэрии города Новосибирска, поставщиков услуг, банков и новосибирских разработчиков позволило создать единый информационный массив данных по жилищно-коммунальному управлению (ЖКУ), доступный всем участникам жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), собранный с помощью современных технологий хранения и обработки информации; единую городскую систему сбора платежей, включающую сеть пунктов оплаты и получения информации (кассы, информационные киоски, банкоматы, web-сайт, мобильные телефоны). В 2002–2003 годах система начислений охватывала более 200 тыс. квартиросъемщиков 7 районов города, свыше 60 жилищно-эксплуатационных участков (ЖЭУ). Проект планируется завершить к концу 2004 г. К этому времени система будет охватывать 450 тыс. квартиросъемщиков.

Все государственные закупки осуществляются через систему открытых электронных торгов, что в прошедшем году позволило сэкономить около 140 млн рублей бюджетных средств (было закуплено товаров и услуг на сумму 1,6 млрд рублей вместо запланированных 1,74 млрд).

В 2005 г. одним из центральных направлений реализации ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 гг.)» по линии Минэкономразвития России останутся проекты создания «Электронного правительства» в регионах и муниципалитетах Российской Федерации, будет продолжена работа в области реализации принципов электронного, сервисного государства.

Главная страница / Архитектура отрасли