Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Электронное правительство

В предыдущем номере журнала мы начали разговор о том, что современные информационные технологии предоставляют богатый выбор инструментов для организации «электронного правительства», проработанных как на концептуальном, так и практическом уровнях. Продолжаем рассматривать программные технологии, на которых строится модель электронного правительства.

Единая точка доступа

Модель ЭП подразумевает предоставление практически всего набора государственных услуг, как для физических, так и юридических лиц, через Интернет, поскольку он является наиболее доступным средством информационного взаимодействия для населения. Такой подход существенно снижает степень воздействия фактора географического местоположения.

Примеров правительственных сайтов, предоставляющих информационные услуги населению, немало, но все они живут собственной жизнью и в совокупности представляют собой сильно фрагментированный ресурс Интернета. А такая информация должна быть доступна через единый информационный портал, являющийся одним из базовых строительных блоков ECM-решения.

Не стоит забывать и о портативных устройствах (карманных ПК, смартфонах, мобильных телефонах), обеспечивающих доступность услуг ЭП в любое время и в любом месте.

Управление веб-контентом

К государственным информационным интернет-порталам нормативно-справочных материалов предъявляются достаточно жесткие требования по актуальности и онлайновому предоставлению данных. Задачи своевременной доставки, агрегации и опубликования информационных ресурсов на страницах портала решаются технологиями Web Content Management (WCM).

Поисково-аналитические средства

Поскольку речь идет об обработке больших объемов неструктурированной информации, поступающей из различных источников и представленной в различном формате, то работа с информационными ресурсами ЭП немыслима без развитых поисково-аналитических возможностей систем класса Knowledge Management (KM). Поисковый модуль должен обеспечивать поиск не просто по ключевым словам и фразам, но и по смыслу, с учетом национальных особенностей языка и семантики. При этом поиск должен быть ориентированным на тематику и осуществляться прозрачным образом по разнородным информационным источникам (ресурсам).



Средства управления деловыми процессами

Задачи автоматизации управленческих процессов (как внутри отдельных государственных структур, так и в межведомственном плане) и взаимодействия органов управления с гражданами и организациями должны быть решены в едином комплексе путем организации сквозных деловых процессов.

Прием обращений граждан и организаций может быть оптимизирован внутри госучреждения за счет автоматизации стандартных маршрутов обработки заявки и пакета прилагаемых документов в соответствии с регламентом его работы. Для этого могут быть использованы системы класса BPM, которые через Интернет обесп, т. е. статуса оказания услуги гражданину.

Средства коллективной работы

Модель ЭП предполагает, что через различные электронные форумы и опросы граждане смогут свободно обмениваться мнениями, а у властей появится оперативный и дешевый способ выяснения общественного мнения.

Таким образом, речь идет об использовании средств интерактивного электронного взаимодействия между правительством и служащими госучреждений. Здесь находят применение средства коллективной работы (Collaboration), позволяющие автоматизировать неформализованные деловые процессы, и служба обмена мгновенными сообщениями (Instant Messaging).

Внутри государственных ведомств системы Collaboration позволят формировать единое рабочее пространство проекта, планировать деловой процесс, создавать рабочие группы, контролировать исполнение поручений, проводить телеконференции.

Работа в гетерогенной распределенной среде

Страна у нас не маленькая, поэтому наличие «узких» мест в телекоммуникационных каналах неизбежно. Это требует наличия мощных средств репликации и доставки больших объемов структурированной и, гораздо чаще, неструктурированной информации.

«Кусочность» автоматизации, неоднородность используемых информационных систем и протоколов передачи информации обусловливают необходимость использования средств межсетевого взаимодействия и интеграции разнородных систем на уровне данных.

Средства интеграции данных

Исторически информация государства о своих гражданах складывалась фрагментарно, причем сведения о каждом конкретном человеке хранились в самых разных внутриведомственных базах данных. Сейчас актуальна задача интеграции этих сведений в единое хранилище, которая может быть решена с помощью систем класса ETL (Extract, Transform, Load).

Средства взаимодействия с гражданами

По сути, любой контакт государственной службы с гражданином, скорее всего, является частью серии взаимосвязанных операций, растянутых по времени. При каждом очередном их взаимодействии у госучреждения есть возможность чуть лучше приспособить свою услугу к потребностям человека. Базовый подход для поддержания связей с гражданами обеспечивается в системах класса CRM, что позволит повысить качество таких услуг, как определение прав на социальные льготы, поиск работы, уплата налогов и штрафов, продление лицензий, запись на получение жилья и др.

Масштабируемость и отказоустойчивость

Выбранная система должна обладать практически неиссякаемым запасом мощности, обеспечивать подключение все большего числа абонентов и работу с неограниченным объемом информации. Поэтому речь может идти о применении только систем с трех- или четырехзвенной архитектурой, поддерживающих кластеризацию сервера приложений и работающих с промышленными СУБД. Система должна быть пригодна к подключению новых систем хранения и новых баз данных в непрерывном режиме работы, обеспечивать к ним прозрачный доступ.

Посколькучения отказоустойчивости и балансировки нагрузки здесь не обойтись. Это означает, что при отказе одного из узлов его нагрузка автоматически распределяется между другими однотипными узлами распределенной ИС.

Открытость и высокая интегрируемость

Многие правительственные структуры уже обзавелись информационными системами, автоматизирующими их основную деятельность. Это и собственные решения, и решения ведущих производителей ПО. Столь нежелательное разнообразие привносит немало трудностей в процессы стандартизации и перехода на новые системы. С неоднородностью используемых ИС, скорее всего, придется смириться, и при построении ЭП стоит вопрос об интеграции с этими системами, как на уровне данных, так и на уровне функционала.

Информационная безопасность

Специалисты придают большое значение высокому уровню решения проблемы защиты персональных данных граждан. Гражданам, пользующимся услугами ЭП, должна быть обеспечена конфиденциальность, особенно если ЭП предоставляет платные услуги с использованием средств электронной коммерции. Это предполагает организацию защищенного доступа через Интернет и использование электронно-цифровой подписи.

***

«Электронное правительство» пока находится на ранних стадиях своего развития и будет развиваться по мере совершенствования техники, распространения средств телекоммуникаций и повышения уровня доверия к ним.

Проблем развития модели электронного правительства на сегодня немало. Это и необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, и сильная фрагментация электронного сообщества, и субъективные факторы, такие как компьютерная фобия граждан, недостаток знаний о новых технологиях, непонимание их выгод в конкретных ситуациях и др.

Даже в Канаде, где до 60% населения являются пользователями Всемирной паутины, лишь четверть обращений в правительственные органы происходит в Интернете. В Великобритании сегодня 1800 сайтов государственных органов, однако более 70% предлагаемых ими интерактивных услуг гражданами не востребованы.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Идея о создании электронного правительства возникла еще в 1990 г. Активную работу по его внедрению ведут многие развитые государства. По такому показателю, как инновации в области электронного правительства, уже который год подряд впереди планеты всей находится Канада. Следом за ней, в списке лидеров, Сингапур и США, а их возможные соперники (в порядке уменьшения общего показателя зрелости онлайновых служб) – Австралия, Дания, Великобритания, Финляндия, Гонконг, Германия, Ирландия, Нидерланды, Франция, Норвегия.

Лидерство Канады объясняется тем, что Канада одной из первых в мире приступила к решению проблемы открытого доступа к информации государственных структур. Еще в 1994 г. правительство страны выпустило документ «Проект предоставления услуг государственными органами при помощи информационных технологий». Он предусматривал создание в масштабах всего государственноупростить и ускорить обслуживание населения при одновременном снижении расходов налогоплательщиков. Проект получил условное международное название «E-Government», или «электронное правительство».

Канада поставила перед собой задачу за пять лет построить электронное правительство. Было решено разбить проект на три этапа, по прохождении каждого из которых государство поднимается на качественно новый уровень электронных взаимоотношений с гражданами:

• уровень 1 (2000):

– реализация основных принципов управления информацией;

– ввод, организация, отображение, обновление, архивирование и списание информации внутри министерств и ведомств;

• уровень 2 (50% – 2002, 100% – 2004):

– расширение системы;

– акцент на коллективном использовании и обмене информацией между различными правительственными организациями;

• уровень 3 (2004+):

– межведомственные сквозные бизнес-процессы.

При построении системы был применен модульный принцип, и система была разделена на четыре контура:

• сайт Канады, предоставляющий доступ к GOL-контексту;

• информационный портал, состоящий из подпорталов, старых и совместно используемых систем;

• промежуточное ПО, состоящее из поисковой машины, системы автоматизации бизнес-процессов, систем интеграции приложений и данных;

• инфраструктурное ПО, состоящее из системы управления бумажными и электронными документами (RDIMS – Record, Document, Information Management System), электронного хранилища и СУБД.

Для построения информационного портала, управления документами и поиска информации были выбраны продукты компании Hummingbird: Hummingbird EIP, Hummingbird KM, Hummingbird DM/RM/Imaging); для управления деловыми процессами – Accelio; для публикации информации на сайте – InfoAccess.

В результате на сегодняшний день создан мощнейший информационный портал, объединяющий до 500 интернет-сайтов различных министерств и ведомств, что позволяет не только увидеть работу всей канадской власти, но и напрямую взаимодействовать с нею.



Главная страница / Архитектура отрасли