Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

Внедрение SAP R/3 в Шереметьево

Складывается такое впечатление, что настало время, когда забуксовавшие, замороженные, ушедшие в небытие проекты по внедрению крупных IT-систем заново рассматриваются и возрождаются с тем, чтобы выполнить, наконец, свое предназначение: сделать компанию более управляемой, управление – эффективным, а отчетность – оперативной. Один из таких проектов – внедрение системы SAP R/3 в ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ), в течение нескольких лет терпевший неудачи. Теперь, благодаря целеустремленности руководства МАШ и готовности генерального подрядчика к решению нестандартных задач, проект вновь инициирован и успешно выполняется.. Об этом мы беседуем с финансовым директором МАШ, Александром Лучаковским.

– Александр Григорьевич, когда начался проект по внедрению

SAP R/3?

Предприятие рассматривало возможность внедрения R/3 с 1997 г. С этого момента, как вы понимаете, прошло много времени, но действительно продуктивно внедрять мы начали с середины 2003 г. Причем мы ведем процесс имплементации, не останавливая деятельности структурных подразделений аэропорта, что, с одной стороны, создает дополнительные трудности, но, с другой – дает возможность взвешивать каждое решение и исходить из наших реальных потребностей.

– За это время, насколько нам известно, на этом проекте сменился не один интегратор?

Да. Кроме того, в проекте принимали участие и специалисты крупных фирм-консультантов. Не могу судить, плохо или хорошо они работали: во-первых, я на тот момент не являлся сотрудником МАШ, во-вторых, мы всегда считаем, что если чего-то не добились, значит, в первую очередь это наша вина. Когда мы «реанимировали» процесс внедрения, то в первую очередь изучили, как строилась работа с консультантами, сделали из этого, на наш взгляд, конструктивные выводы, что и позволило начать сейчас продуктивную работу.

– Все-таки хотелось бы поподробнее узнать, что было сделано для «реанимации»?

Прежде всего, мы изменили подход к распределению ролей. Если раньше мы предполагали провести глобальную работу своими силами, привлекая консультантов только в помощь себе, то теперь наше участие планируется с точностью до наоборот: консультации будем

давать мы. Поясню: мы хотим получить за фиксированную цену конкретный продукт, поэтому выбираем не консультанта, а подрядчика по проведению определенных работ. Таким образом, мы подошли к более гибкой схеме работы, создав связку «генеральный подрядчик – субподрядчик», в которой субподрядчик – это специалист, решающий конкретные задачи, а генподрядчик – структура, нацеленная на более глобальные задачи.

– Что это дало в конечном итоге?

Профессиональная координация работы конкретных специалистов, хорошо знающих автоматизацию относительно небольшого участка, и стратегическая роль генподрядчика, который понимает, к чему мы должны двигаться и на каком этапе сейчас находимся, на наш взгляд, и позволили совершэтап внедрения. Сейчас мы получаем ощутимые результаты. Тестирование проведено, работники бухгалтерии, которые будут работать в системе R/3, сдали зачет, и мы уже планируем следующий этап внедрения.

По сути, мы делегировали сторонней организации полномочия, которые обычно возлагаются на IT-специалистов компании, так как последние всегда смотрят с «технологической колокольни» и оценивают, что можно сделать, а что – нельзя именно с технической точки зрения. Когда бухгалтер ставит задачу и требует, чтобы она была выполнена, ситуация совсем иная.

Кстати, для специалистов нашей бухгалтерии характерен не только профессиональный, но и творческий подход к внедрению R/3. На основе их предложений был разработан и успешно реализован план обучения сотрудников, а также план перевода бухгалтерского учета на платформу R/3, что позволит осуществить его самым оптимальным способом.

– Что следует за моментом постановки задачи?

По завершении формулировки задач зачастую важен поиск нестандартных решений, когда вырабатывается решение довольно непростой задачи внедрения системы в целом. Поскольку учет не будет полностью реализован в системе SAP R/3, то мы изыскиваем способы встроить в общий ландшафт IT-системы необходимые нам блоки, и решаем вопрос совместимости с основным продуктом. Несмотря на дружеские взаимоотношения с подрядчиком, у нас бывают весьма принципиальные споры.

Мы не самый «легкий» клиент, потому что твердо уверены: если что-то действительно необходимо, то это обязательно должно быть

реализовано. Подрядчики же, в свою очередь, апробируют любые нестандартные решения на их «живучесть», дабы, выиграв в чем-то малом, мы не проиграли в будущем.

– Раскройте секрет, кто является вашим генподрядчиком?

А это и не секрет вовсе. Фирма-интегратор «Порт Телеком», дочерняя компания «МТУ-Интел», стала тем важным звеном, которое и помогло сдвинуть проект с мертвой точки. Наш генподрядчик имеет представление, как в конечном счете будет организовано взаимодействие выбираемых продуктов. Учитывая, что система предназначена в основном для руководителей, специалисты «Порт Телекома» приучают топ-менеджеров, ко всему прочему, пользоваться получаемой информацией, которая поможет решать важные стратегические и организационные вопросы. А высокий уровень компетенции

субподрядчика, ООО «Т-Системс СНГ», имеющего значительный опыт работы с продуктами SAP, позволяют этому тандему решать сложные задачи, поставленные в проекте.

– Несмотря на долгую историю, первого продуктивного этапа вы достигли довольно быстро...

Со стороны все выглядит достаточно тривиально. Мы поставили цель – сделать блок по расчету заработной платы за три месяца. Сначала люди к этому отнеслись скептически, но когда увидели, что блок действительно внедрен и именно за такой срок, – поверили. За полгода, прошедшие со времени запуска блока в тестовую эксплуатацию, многие специалисты из крупных фирм, которые занимаются , почему у нас продуктив появился так быстро. На самом деле все решили серьезный подготовительный этап, профессионализм команды и четко поставленная цель.

– Какие процессы уже автоматизированы и что в ближайших планах внедрения?

Довольно хорошо подготовлен бухгалтерский контур SAP R/3. При его использовании мы хотим добиться однократного ввода первичных данных осуществлялся один раз. В решении этого вопроса мы шли почти стандартным путем: начали с автоматизации бухгалтерии и двигаемся к «периферии».

Планируем создание системы финансового бюджетирования, основанной на SAP CFM (Corporate Finance Management). В деятельности такого предприятия, как аэропорт, цены устанавливаются государством: федеральная энергетическая комиссия утверждает наши тарифы за оказанные услуги. Для утверждения ставок мы представляем в комиссию подробный план с указанием прогнозируемого количества и способа оказания услуг. Дирекция по экономике решает при этом сложный комплекс задач по оптимизации показателей. Этот процесс будет значительно упрощен при использовании мощного аналитического инструмента, каковым и является данный блок R/3.

К концу 2004 г. планируется ввод в тестовую эксплуатацию блока движения материальных ресурсов (Materials Management – ММ), который модернизирует систему учета основных средств, имеющийся у нас сейчас. Он будет дополнен специфическими решениями, поскольку у нас три огромных склада и большое количество мелких, которые пока не планируется оснащать рабочими местами в R/3 – они будут работать в промежуточных базах данных. В перспективе блок ММ станет многомерным хранилищем бизнес-информации, и эта часть системы будет полностью охвачена системой SAP. Аналитика должна быть готова к 2007 г., когда планируется завершение внедрения комплексной системы.

– Какая роль отведена в проекте специалистам компании SAP? Субподрядчика?

Нет, мы обращаемся к ним за экспертизой по некоторым техническим решениям, предлагаемым генподрядчиком. Мы также используем методологию внедрения, АSAP, которая лежит в основе всего процесса. И все же нам потребовались нестандартные решения, поскольку совпадение с технологией SAP примерно 70-75%, что, в принципе, вполне предсказуемо. Законодательство меняется быстро, каждое предприятие имеет свою специфику не столько производственной деятельности, сколько учетной, каждое использует большой набор разнообразных локальных баз, которые необходимо соединять между собой. Нужно только понять и прочувствовать одну простую истину, что любую, даже самую хорошую идею губят мелочи. Мы взяли решение этих «мелочей» на себя, точнее, этими вопросами занимается генподрядчик, он же согласовывает новшества с тем, что у нас уже есть, и с тем, что должно быть реализовано в

системе R/3. Результат оказался удачным.

Беседу провела Ольга Белова

Главная страница / Архитектура отрасли