Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

SAP в телекоме

Новый виток автоматизации в различных отраслях заставляет более тщательно изучить опыт прошлых лет и пристально присмотреться к тому, что именно внедряется сегодня. Например, пионеры применения инновационных технологий – операторы мобильной связи инициировали проекты автоматизации стратегического уровня управления компанией. Две из ведущих сотовых компаний России – ОАО «ВымпелКом» и «МегаФон» намерены использовать SAP Strategic Enterprise Management для повышения управляемости и прогнозируемости собственного бизнеса. Об этих и других проектах представительства SAP в СНГ и странах Балтии мы и расскажем.

Повышаем эффективность

По мнению специалистов, для достижения наибольшей оперативности и тесного взаимодействия с поставщиками IT-решений телекоммуникационная компания сегодня должна работать только с двумя из них, ключевыми: производителем биллинговых решений как основных производственных систем и поставщиком решений, охватывающих весь спектр остальных задач компании – финансы, логистику, работу с клиентурой, аналитику и т. д. Среди 23 отраслевых решений компании SAP AG во всем мире широкой популярностью пользуется mySAP Telecommunications. Отличительная черта этого решения – покрытие практически всех бизнес-процессов оператора связи, обозначенных в модели еТОМ (Telecoms Operations Map), среди которых взаимодействие с клиентом, управление услугами и операциями (в том числе конфигурация и запуск услуг), управление жизненным циклом инфраструктуры, анализ маркетинговых акций и многое другое. Иными словами, в нем есть все, что необходимо телекомам для ведения маркетинговой, хозяйственной и операционной деятельности.

Этим решением воспользовались десятки компаний, включая крупнейших мировых операторов связи, таких как Cable&Wireless, Telefonica, Deutsche Telekom, Bell Canada/BCE и др. Из телеком-операторов СНГ решения SAP применяют ОАО «Казахтелеком» (Казахстан), UMC («Украинская мобильная связь», Украина, ставшая в 2003 г. филиалом ОАО «МТС»). В России его используют головное и филиальные подразделения межрегиональной компании ОАО «Уралсвязьинформ», входящей в состав холдинга «Связьинвест», и уже названные общероссийские операторы сотовой связи ОАО «ВымпелКом» и ОАО «МегаФон».

Мы попытались проследить общность задач, сопутствующих внедрению бизнес-приложений в телекоммуникационных компаниях, и вывели определенную закономерность. Причиной приобретения и внедрения решений SAP в большинстве случаев стало стремление повысить управляемость компанией, снизить издержки основного производственного процесса и сопутствующей ему хозяйственной деятельности, а также унифицировать различные формы учета.

Каждый проект имеет и свои специфические цели. Например, в честолюбивые планы руководства «Уралсвязьинформ» входит намерение достичь показателей эффективности ведущих мировых телекоммуникационных компаний, и бизнес-решение должно в этом помочь. Cable&Wireless в числе прочих задач реш с клиентами, получив в конечном итоге возможность уникального взгляда на абонентов, основанного на конкретных и детальных данных о каждом из них (если учесть, что поддержка общих глобальных процессов осуществляется в более чем десяти странах Америки, Европы и Азии, то это еще и один из самых крупных проектов в данной отрасли). Алексей Пацко, руководивший проектом внедрения SAP в украинской компании UMC, приводил впечатляющие данные применения mySAP Telecommunications, выбранного для управления технологическими аспектами деятельности: существенное сокращение времени формирования отчетов по финансовым показателям (вместо трех раз в месяц, занимавших многие часы, ежедневное использование отчетов, генерирующихся за несколько минут); оперативная подготовка обзора и прогноза ликвидности, управления кредитами, помещения средств на краткосрочные депозиты; прозрачная дебиторская задолженность, которую компания раньше попросту не «видела», и т. д. Сходные результаты получены при использовании системы корпоративной отчетности в ОАО «ВымпелКом», о чем мы расскажем ниже.

Задачи, проекты, решения

Сфокусировавшись на проблемах российских компаний, мы можем выделить несколько «горячих точек» их деятельности. Во-первых, это общая для всех телекомов проблема привлечения инвестиций, которая требует обеспечения максимальной прозрачности бизнеса, способствующей доверию инвесторов и их готовности вкладывать средства в развитие компании. «Казахтелеком», внедрявший комплексную систему SAP R/3 в ее отраслевом решении, в том числе имел в виду и гарантию повышения инвестиционной привлекательности, которую обеспечивают программные продукты всемирно известного и надежного поставщика ERP-решений. Результат оправдал затраты: инвестиционная привлекательность повысилась на 20%.

Во-вторых, уже названная проблема эффективного управления компанией, ставшая в последнее время особенно острой, поскольку телекомы, в отличие от некоторых других отраслей, где процессы слияния и поглощения не столь актуальны, стремятся к укрупнению структур, развитию сетей и захвату все большей территории и зон покрытия, которые соответственно повлекут за собой увеличение доли рынка. ОАО «ВымпелКом», лидер российского рынка сотовой связи стандарта GSM, в течение двух лет последовательно претворял в жизнь проект региональной экспансии, результатом которой стало появление филиалов практически во всех крупных городах лицензионных макрорегионов Российской Федерации. Резко увеличившееся количество представительств, развертывающих сети связи или уже приступивших к их коммерческой эксплуатации, и возросшее число абонентов потребовали не только стандартизации механизмов учета, но и информатизации стратегического уровня управления компанией, а также предоставления руководству холдинга реального инструмента стратегического планирования. Проведенный анализ всех решений, применяющих технологии Business Intelligence и имеющих российскую локализацию, продемонстрировал преиму ряду критериев решения SAP, которое и было выбрано в конечном итоге.

В задачу системы корпоративной отчетности, которая реализована с использованием технологий SAP Business Information Warehouse (BW), входили: своевременное предоставление информации для принятия тактических и стратегических решений на основе достоверных показателей; повышение качества самой маркетинговой и финансовой информации; решение вопросов, названных бизнес-приоритетными, которые включают в себя поддержку оценки эффективности региональных программ, формирования комплексной ценовой и продуктовой политики компании и управление оттоком клиентов. Аналитические компоненты SAP Strategic Enterprise Management (SEM), позволяющие проводить анализ ситуации в режиме реального времени, дали следующий результат: если раньше, чтобы получить данные о ежемесячном трафике и приобретенной от него выручке, специалисты финансового отдела компании ждали от 5 до 24 часов, то теперь время ожидания сократилось до 1–2 минут (ср. с данными UMC).

Если учесть, что система отвечает за предоставление конечных результатов,

т. е. на основании этих отчетов делаются выводы о состоянии какого-либо из основных направлений деятельности и принимаются управленческие решения, то важно упомянуть следующий момент: уже «на входе» используются агрегированные данные, где, например, одна транзакция – это строчка по абоненту, которая на самом деле содержит десятки показателей. Описанное выше быстродействие достигается в данном случае за счет механизма консолидации данных из различных учетных систем, используемых в SAP SEM на базе web-технологий. Поток данных чрезвычайно объемный, а требуемая оперативность может быть поддержана только с применением высокоразвитых технологических решений.

Руководство компании планирует дальнейшее развитие данного решения и тиражирование его в региональные представительства, часть из которых уже применяют его с лета 2003 г. «Бесшовность» решения, использующего web-интерфейсы, приносит свои плоды: пользователь, отправляя в систему через стандартный Workflow запрос на тот или иной отчет, даже не подозревает, какой путь проделывает его заявка, получая в виде электронного письма разрешение на доступ и «кликая» на ссылку. Дружественность интерфейса значительно облегчает работу менеджеров

различных уровней корпоративной иерархии, кроме того, дает существенную экономию на обучении сотрудников.

В сферу управления компанией входит множество задач, ключевыми из которых в последнее время становятся (помимо управления взаимоотношения с клиентами) бюджетирование, закупки, развитие сетей, ремонт и эксплуатация оборудования и т. п. Эти и другие задачи должны быть решены в ходе еще одного из проектов по внедрению решений SAP.

Чуть более полугода назад, во время проведения SAP Конгресса-2003, было анонсировано предварительное соглашение SAP СНГ и Балтии с ОАО «МегаФон» о внедрении решения SAP. В феврале 2004 г. был подписан окончательный договор, в соответствии с котров связи выбрал семейство решений mySAP Business Suite в качестве основы автоматизации управления своей деятельностью.

Ранее клиентом SAP являлась компания ЗАО «Северо-Западный GSM», ставшая ныне Северо-Западным

филиалом ОАО «МегаФон». В 2000 г. предприятию потребовались более комплексная автоматизация, стандартизация процедур учета и подготовки отчетности, а

также создание единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей эффективную работу компании и предоставляющей актуальную информацию для руководства компании на основе данных первичного учета. В процесс отбора многих предлагаемых на российском рынке систем для управления ресурсами предприятия были включены такие продукты, как Navision, Platinum, SunSystems и, конечно, mySAP BS. Критериями отбора были: общая стоимость владения решением, готовность производителя обеспечить требуемый уровень услуг по ведению проектов такого масштаба, степень интеграции бизнес-процессов в рамках одной системы, полнота функциональности, возможность работать с внешними системами по стандартизированным интерфейсам, а главное, наличие у производителя отраслевых знаний и экспертиз. После комплексной оценки множества факторов выбор был сделан в пользу решения SAP.

На первом этапе в ОАО «МегаФон» будет внедрена функциональность, обеспечивающая задачи контроллинга, управления финансами, учета основных средств, управления материальными потоками и бюджетом. В ЗАО «Северо-Западный GSM» создание единой корпоративной информационной системы позволило в свое время сделать прозрачными бизнес-процессы компании и наладить управленческий, налоговый, бухгалтерский учет и учет по стандартам US GAAP. Пользователи получают отчеты в оперативном порядке, а предоставляемые системой возможности многомерного анализа и бизнес-планирования, необходимые для формирования отчетов для руководства и акционеров, существенно упростили процесс принятия решений.

Эпилог: уменьшаем риски

На сакраментальный вопрос, почему были выбраны решения SAP, каждая компания отвечает по-своему. Наш аналитический подход к проблеме помог увидеть общее в этих ответах. Выбор и внедрение стратегических решений сопряжены с большим риском, который должен быть сведен к минимуму. Аналитики, изучающие рынок АСУП, пришли к выводу, что влияние мировых брендов, таких как SAP, в последнее время усиливается, поскольку клиенты все чаще отдают предпочтение устойчивым компаниям, развивающим как сами решения, так и сервис и экспертизу в различных отраслях экономики. Работающая уже более десяти лет на российском рынке, компания SAP предлагает своим клиентам качественное и надежное сотрудничество, а знание специфики наших экономических реалий дает ее специалистам возможность решать нетривиальные задачи с максимальной эффективностью для заказчика.

ЧТО КОМПАНИИ ГОВОРЯТ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЭФФЕКТЕ ОТ ВЛАДЕНИЯ РЕШЕНИЕМ SAP?

Владение решением mySAP CRM в западных компаниях по ROI (прибыль на инвеси страны):

Brother International (High Tech) 129% ROI

Waters (High Tech) 35% IRR

Tyrolit (Manufacturing) 83% ROI

Canada Post (Services) 26%

Digital Wellbeing (Consumer) 72% IRR

Ratiopharm (Pharmaceuticals) 63% IRR

Villeroy & Boch (Consumer) 30% IRR

IPSOA (Media) 7% IRR

Главная страница / Архитектура отрасли