Нефть и песок О стали Компрессор - подбор и ошибки Из истории стандартизации резьб Соперник ксерокса - гектограф Новые технологии производства стали Экспорт проволоки из России Прогрессивная технологическая оснастка Цитадель сварки с полувековой историей Упрочнение пружин Способы обогрева Назначение, структура, характеристики анализаторов Промышленные пылесосы Штампованные гайки из пружинной стали Консервация САУ Стандарты и качество Технология производства Водород Выбор материала для крепежных деталей Токарный резец в миниатюре Производство проволоки Адгезия резины к металлокорду Электролитическое фосфатирование проволоки Восстановление корпусных деталей двигателей Новая бескислотная технология производства проката Синие кристаллы Автоклав Нормирование шумов связи Газосварочный аппарат для тугоплавких припоев
Главная страница / Архитектура отрасли

ERP-системы на крупных предприятиях

Специалисты признают, что за последние несколько лет уровень информационной грамотности руководителей крупных отраслевых компаний значительно повысился. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений тезис о необходимости автоматизации бизнес-процессов предприятия. Автоматизация действительно позволяет уйти от ненужной рутины и многих бюрократических механизмов, тормозящих развитие компании. Кроме того, грамотная автоматизация в разумных пределах позволяет увеличить прозрачность работы компании для самого руководства, что на крупном предприятии является залогом стратегического планирования и развития.

При внедрении ERP-системы на крупном предприятии начинается масштабная «перестройка» всей его деятельности. Всегда ли это дает ожидаемый положительный эффект (и сколько его придется ждать), оправдывает ли вложенные средства? С другой стороны, насколько трудно сегодня найти готовое решение у западных или отечественных поставщиков, оптимально ли оно для крупных отраслевых компаний и можно ли доверять этим решениям? Эти вопросы тревожат большинство руководителей, потенциально готовых пойти на автоматизацию управления своей компанией. И здесь есть разные точки зрения. Например, представители российского машиностроения считают, что западные системы для них слишком дороги. По их мнению, платить

5–6 тыс. долл. (а то и более) за рабочее место не всегда в состоянии даже представители ТЭК, не говоря уже о других отраслях (http://www.erpforum.ru). Поэтому многие компании выбирают решения отечественных поставщиков, чаще отдельные модули, и сознательно идут на доработку системы своими руками. В любом случае путь внедрения ERP в крупной компании тернист и своеобразен. Попробуем выявить некоторые закономерности на примере двух крупных проектов – внедрение ERP-системы Oracle Е-Business Suite в РАО «ЕЭС России» и Единой корпоративной автоматизированной системы управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР) в МПС РФ на базе системы R/3 (AG SAP).

Выбираем западных поставщиков...

РАО «ЕЭС России» подошло к выбору и внедрению ERP-системы более чем основательно. По его заказу были проведены исследования представленных на рынке ERP-систем. С требованиями РАО были ознакомлены крупнейшие поставщики, которые заверили, что в их системах есть все необходимое для нужд компании. В действительности оказалось, что многие решения запросам РАО ЕЭС не удовлетворяют (http://www.erpforum.ru). И все-таки выбор был сделан в пользу западного поставщика решений – одного из мировых лидеров.

По сообщению пресс-службы РАО ЕЭС(www.rao-ees.ru), в январе 2003 г. РАО «ЕЭС России» начало эксплуатацию принципиально новой системы организации учета с использованием ERP-системы Oracle Е-Business Suite.

В 2001–2002 годах в холдинге была разработана «Концепция организации учета в РАО «ЕЭС России», предусматривающая создание новой системы организации учета

хозяйственных операций под рабочим названием «Операы позволило создать единую информационную базу данных и обеспечить взаимодействие всех учетных подсистем.

При формировании информации «Операционный учет» учитывает интересы различных учетных подсистем (бухгалтерской, налоговой, статистической и управленческой), определяющих содержание и способ представления информации. Бухгалтерская (финансовая), управленческая, налоговая и статистическая подсистемы являются пользователями информационной базы данных, созданной «Операционным учетом» для достижения задач, поставленных перед каждой подсистемой. С учетом того, что действующие законодательные акты, регламентирующие ведение различных видов учета на предприятиях Российской Федерации, не синхронизированы, это особенно важно. «Операционный учет», внедряемый на предприятиях РАО «ЕЭС России», основан на всесторонней обработке первичной информации, что снимает проблему разрозненности различных видов учета. Кроме того, внедрение новой системы позволяет минимизировать профессиональные риски («человеческий фактор») при ведении различных видов учета и составлении отчетности, обеспечивает возможность перехода на качественно новую ступень организации бухгалтерского (финансового) учета в соответствии с МСФО. В 2003 г. РАО планирует составить отчетности по IAS с использованием созданной системы.

Компания Oracle внесла значительный вклад в успешную реализацию проекта, проинвестировав процессы

«локализации» своего продукта.

По предварительным расчетам, введение операционного учета с использованием ERP-системы Oracle на предприятиях энергетики принесет экономический эффект в несколько миллиардов рублей. Наряду с этим новая организация системы учета обеспечит получение оперативной информации, прозрачность отчетности, что в конечном итоге позволит повысить управляемость хозяйственными процессами.

В ближайшие годы РАО «ЕЭС России» намерено совершенствовать использование ERP-системы на предприятиях энергетики. Планируется расширить систему за счет «подключения» к новой системе учета других функций. Продолжается процесс ее внедрения в головных офисах ОАО «Федеральная Сетевая Компания» и ОАО «Системный оператор», на других энергетических предприятиях, входящих в холдинг.

... но отечественных интеграторов

Итак, все-таки выбираются западные системы. Снова и снова как наиболее предсказуемые, полнофункциональные и проверенные ERP-решения. Здесь уместно выделить еще один немаловажный момент. Отечественные системные интеграторы последние годы демонстрируют столь высокий профессионализм при внедрении и адаптации западных систем под потребности российских компаний, что сегодня практически все крупные проекты по внедрению ERP ведутся именно нашими интеграторами. Это лишний раз подтверждает известную истину, что ведение крупного проекта лучше и выгоднее доверить профессионалам.

О том, что МПС РФ – крупная структура, спорить не приходится. Для отрасли внедрение ERP-системы стало очередным шагом на пути рефор сети, для ТехноСерв А/С (www.technoserv.ru ), выполнявшего внедрение, – одним из крупнейших проектов за всю историю компании.

Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР) МПС РФ – это отраслевая ERP-система, охватывающая всю инфраструктуру российских железных дорог. Основными задачами ЕК АСУФР являются повышение прозрачности финансового и бухгалтерского учета, выработка и поддержание единой методологии учета и управления, обеспечение соответствия бухгалтерского учета международным стандартам, а также интеграция и повышение эффективности управления всеми бизнес-процессами.

Проект стартовал в 1998 г. после принятия решения о создании ЕК АСУФР и определения продукта, составившего основу будущей системы. Им стала система R/3 – разработка немецкой компании SAP AG. Выполнение работ было поручено компании ТехноСерв А/С.

Непосредственная реализация проекта началась в 1999 г. с разработки и внедрения пилотного модуля управления финансами на платформе mySap.com. В том же году был построен прототип ЕК АСУФР и выработана детальная документация, определившая дальнейшее развитие проекта. Для централизованного внедрения решений был создан Отраслевой центр разработки и внедрения (ОЦРВ) и центры внедрения (ДЦВ) на дорогах пилотной зоны.

На втором этапе было проведено расширение проектных решений, которые охватили ряд ключевых служб МПС РФ и два уровня управления – МПС и управлений дорог. Итогом второго этапа стало внедрение в опытную эксплуатацию четырех подсистем управления финансами и материально-техническими ресурсами, а также создание 300 рабочих мест.

При разработке ЕК АСУФР была использована уникальная для России архитектура ERP-системы. Главная ее особенность состоит в отсутствии самостоятельных систем на уровне железных дорог (линейном уровне). Предприятия оснащены удаленными рабочими местами, подключенными к центральному серверу Дорожной системы, что обеспечивает двухуровневую вертикальную интеграцию.

Примерно 60 рабочих станций линейного уровня и Дорожной системы подключено непосредственно к Центральной системе. Данное решение обусловлено необходимостью консолидации финансовой информации, поступающей с этих станций, в Центральной системе.

Использованная трехуровневая архитектура гарантирует, с одной стороны, надежность и четкость развернутой системы, с другой – централизованный сбор всех необходимых данных об отраслевых ресурсах для их последующей обработки.

В рамках реализации проекта перед разработчиками стояла задача отраслевой миграции от устаревших информационных систем к стандартизированному ПО в целях сокращения совокупной стоимости владения корпоративной информационной инфраструктурой. Кроме того, необходимо было подготовить надежную основу для промышленной эксплуатации ЕК АСУФР. Для решения этих задач была развернута вычислительная инфраструктура в ГВЦ МПС и ИВЦ дорог, налажена система подготовки специалистов. Внедрение системы осуществляется на мощной аппарву которой составляют SAP R/3, серверы SUN, системы хранения EMC и StorageTek, ОС Sun Solaris, СУБД Oracle. Для доступа пользователей к R/3 используется отраслевая сеть передачи данных. Успешное решение основных проектных и технологических задач позволило ТехноСерв А/С перейти к тиражированию типовой системы на линейном уровне и создать тысячи новых рабочих мест пользователей. Так, в течение 2001 г. было проведено внедрение решения в Управлениях дорог, создано более 6 тыс. рабочих мест. Параллельно осуществлялось запланированное обновление функциональных подсистем, а также поддержка перехода отрасли на новый план счетов.

В течение последующих лет продолжалось динамичное развитие проекта. К концу 2002 г. было создано около

8 тыс. рабочих мест пользователей на более чем 450 объектах внедрения, установлено более 65 серверов в 17 ИВЦ железных дорог и ГВЦ МПС и более 8 тыс. комплектов лицензионного ПО. Кроме того, специалисты ТехноСерв А/С разработали, внедрили и интегрировали с ЕК АСУФР ряд функциональных подсистем, унифицировавших управление отраслевыми бизнес-процессами.

В настоящий момент количество пользователей системы превышает 15 тыс. Согласно оценке специалистов компании SAP AG, внедрение ЕК АСУФР стало крупнейшим проектом R/3 в Европе.

Масштабы проектов на крупных предприятиях впечатляют, не так ли? Мы выяснили, что пока крупные заказчики склонны доверять западным поставщикам. Узнали, что российские интеграторы готовы решить задачу по внедрению ERP-системы любой сложности. Крупный проект – это всегда риск и масса сложностей. Не хотелось бы заканчивать материал фразой «доверяй западному, выбирай отечественное», лучше сформулировать так: для крупного проекта лучше выбирать надежные и проверенные системы, а доверять их внедрение нужно только профессионалам – в данном случае опытным системным интеграторам.

Главная страница / Архитектура отрасли